Русский натюрморт 19 века. Известные картины натюрморты


Натюрморты русских художников

 

 

 

Значительность художника измеряется количеством новых знаков,которые он введет в пластический язык.Анри Матисс

Наталья Гончарова

 

Н. Гончарова "Пионы"

 

Н.Гончарова "Натюрморт с магнолиями"

 

 Казимир Малевич "натюрморт"

 

  М. Ларионов "Груши"

 

 Михаил Ларионов "Натюрморт с кувшином и иконкой"

 

Михаил Ларионов "Три рыбы"

 

 Б.М. Кустодиев "Сладости"

 

 Б.М. Кустодиев "Яблоко и сторублевка"

 

А.Лентулов "Астры"

 

Аристарх Лентулов "Самовар"

 

 

Петр Кончаловский "Татарский натюрморт"

 

П.Кончаловскй "Натюрморт с фруктами и арбузом"

 

 

 П.Кончаловский "Натюрморт"

 

 Давид Бурлюк

 

 

 

 И. Левитан "Одуванчики"

 

Исаак Левитан "Васильки"

 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин "Черемуха в стакане"

 

К.С. Петров-Водкин "Утренний натюрморт"

 

 Роберт Фальк "Натюрморт"

 

 Р. Фальк "Кувшин и фрукты"

 

  Александр Яковлевич Головин

 

Давид Петрович Штеренберг "Цветы и гипс"

 

 Давид Петрович Штеренберг  "Колокольчики"

 

 Давид Петрович Штеренберг "Натюрморт с лампой"

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Самые известные натюрморты

06.02.2016

Отношение к натюрморту в разные эпохи менялось, иногда о нем практически забывали, а иногда он был самым популярным жанром живописи. Как самостоятельный жанр живописи он появился в творчестве голландских художников в 17 веке. В России долгое время к натюрморту относились как к низшему жанру, и только в начале 20 века стал полноценным жанром. За четырех вековую историю художниками было создано очень большое количество натюрмортов, но и среди этого количества можно выделить наиболее известные и значимые работы для жанра.

«Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649) Виллем Клас Хеда (1594-1682).

Голландский художник был признанным мастером натюрморта, но именно эта картина выделяется в его творчестве. Здесь заметно виртуозное мастерство Хеды в передаче повседневных предметов быта - создаётся ощущение реальности каждого из них. На столе, покрытом богатой скатертью, стоит янтарный лимон, кусок свежей ветчины и столовое серебро. Завтра только что окончен, поэтому на столе заметен небольшой беспорядок, что делает картину еще более реальной. Как и у большинства голландских натюрмортов этого периода, здесь каждый предмет несет какую-то смысловую нагрузку. Так, серебряная посуда говорит о земном богатстве, ветчина обозначает чувственные радости, а лимон – внешнюю красоту, скрывающую внутреннюю горечь. Через эти символы художник напоминает нам, что следует думать больше о душе, а не только о теле. Картина выполнена в единой коричнево-серой гамме, характерной для всей голландской живописи этой эпохи. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника.

«Персики и груши» (1895) Поль Сезанн (1830-1906).

Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным. Поэтому практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн. Он считал, что живопись должна объективно передавать действительность, а картины должны быть основаны на закономерностях природы. Сезанн стремился передать не изменчивые, а постоянные качества предмета, через синтез формы и цвета, объединение формы и пространства. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Так стол мы видим сверху, фрукты и скатерть – сбоку, маленький столик – снизу, а кувшин вообще одновременно с разных сторон. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Поэтому форма предметов на его  натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Именно поэтому Сезанна выглядят монументальными.

«Голубая скатерть» (1909) Анри Матисс (1869-1954).

В живописи 20-го века Анри Матисс занимает особое место – среди своих многочисленных коллег он практически единственный художник-оптимист, который через свои жизнерадостные полотна стремился дать людям покой. Именно таков натюрморт «Голубая скатерть», где Матисс при помощи своего любимого приёма, ниспадающей ткани, делает пространство картины практически плоским, двумерным. Взгляд невольно любуется игрой синего орнамента на скатерти, причудливыми линиями предметов натюрморта. Художник словно обобщил формы кофейника, графина и румяных яблок, и они потеряли свою объёмность и подчинились ритму ткани

«Сирень» (1939) Петр Кончаловский (1876-1956).

П. Кончаловский в своей живописи пытался соединить праздничность цвета, характерную для русского народному творчеству и конструктивность цвета Поля Сезанна. Известность Кончаловскому принесли натюрморты, выполненные в стиле, близком фовизму и кубизму. Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы. Хотя кисти сирени изображены достаточно обобщённо, воображение автоматически дорисовывает очертание каждого цветочка, делая изображение максимально реалистичным.

«Ягоды на фоне красного подноса» (1910) Илья Машков (1881-1944).

Эта работа оказалась в этом списке не из-за своей значимости для жанра, а благодаря уникальному чувству радости от каждого мгновения. Хотя все изображенные здесь предметы хорошо всем знакомы, но художнику удалось передать свое восхищение щедростью природы и богатством окружающего мира.

8-poster.ru

Неожиданные натюрморты: agritura

Ну, что, еще картиночки посмотрим?Неожиданные натюрморты - это потому, что мы ожидаем обычно совсем других сюжетов от их авторов. Традиционно эти художники работали в совершенно иных жанрах, предпочитая пейзаж, портрет или жанровую живопись. Лишь изредка им что-то взбредало в голову и они восклицали: "А рисану-ка я эту вазочку с туберозой!".  Правда, случалось это крайне редко. Так редко, что мне пришлось полдня рыться в источниках, чтобы разыскать их натюрморты.

НАЧНЕМ С НАШИХ:

1 Марк Шагал Белые цветы на красном фоне 1970Марк Шагал "Белые цветы на красном фоне". 1970. У Марка всего пара-тройка натюрмортов, написанных в уже зрелом возрасте, и то он, привыкший к изображению человечески-животных фантасмагорий, ни в одном из них не удержался - хоть кусочек людской физиономии, хоть где-то с краюшку, да вставит.

Я вот, например, очень люблю натюрморты, а большинство художников - нет. Как-то не солидно это маститому творцу, все студенты изучают азы рисования с постановочных натюрмортов.

Особенно непопулярным был натюрморт во второй половине 19 века,  в наибольшей степени - у импрессионистов, еще его недолюбливали наши передвижники. У некоторых из них я не нашла ни одного натюрморта. Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю).

Виктор Васнецов букетВиктор Васнецов "Букет". Сказочный или былинный сюжет - пожалуйста, Киевский Владимирский собор расписать легко, а вот с натюрмортами у художника не густо. Однако они есть!

Конечно, и среди импрессионистов есть исключения - очень любил натюрморты Сезанн, хоть он и не считал себя импрессионистом. "Оторвались" на натюрмортах постимпрессионисты - Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать - мы охотимся за редкими работами "нелюбителей" натюрморта). Но, в основном, представители этих направлений это цветочно-фруктовое дело недолюбливали - буржуазно и патриархально, без любимого пленэра - скукота! Даже Берта Моризо - единственная девчонка среди импрессионистов, и та не любила этот немного "девчоночий" жанр.

2 Репин яблоки и листья 1879Илья Репин "Яблоки и листья", 1879. Натюрморт  - не типично для Репина. Даже здесь композиция не похожа на классическую постановку - все это может валяться где-то на земле под деревом, никаких бокалов и драпировок.

Не всегда натюрморт переживал плохие времена. Он начал появляться в 16 веке, пока как часть жанровых живописных полотен, а в 17 веке, благодаря голландцам, перерос в самостоятельный жанр живописи. Очень популярен был в 18 и в первой половине 19 века, а потом, благодаря новаторским движениям в искусстве, популярность стала падать. Возрождение моды на натюрморт началось примерно в 20-х годах 20 века. Многие художники-представители современного искусства опять взялись за вазы и персики, но это уже были новые формы. Конечно, полностью жанр никогда не умирал, и сществовала (и сейчас существует) целая плеяда художников-натюрмортистов. Мы будем болтать об этом потом, а пока я умолкаю, только кое-что буду комментировать, а вы просто посмотрите редкие натюрморты авторов, которые писали их лишь изредка:

3 Серов Сирень в вазе 1887Валентин Серов "Сирень в вазе", 1887. На его известных работах можно видеть только кусочек натюрморта - персики перед девочкой. Проникновеннейшему портретисту, видно, скучно было писать цветы и трупики птичек.

4 Исаак Левитан Лесные фиалки и незабудки 1889Исаак Левитан. "Лесные фиалки и незабудки", 1889. Гений русского пейзажа иногда писал и чудесные натюрморты. Но очень редко! Есть еще кувшин с одуванчиками - прелестный!

5 Василий суриков БукетВасилий Суриков "Букет". Автор "Утра стрелецкой казни" любил размах и драматизм. Но сохранилось и это - немного наивные и очаровательные розочки.

6 Кустодиев натюрморт с фАЗАНАМИБорис Кустодиев. "Натюрморт с фазанами", 1915. Нередко в его работах присутствуют огромные натюрморты - он рисовал купчих и румяных мужичков за столами, буквально ломящимися от яств.  Да и вообще его жизнерадостные яркие полотна похожи на натюрморт, даже если это портрет, но вот отдельных изображений не купчихи, а ее завтрака, встречается немного.

7 Виктор Боисов-Мусатов 1902Виктор Борисов-Мусатов "Сирень", 1902. Мне очень нравятся его самобытные плотна, ни на чьи больше не похожие. Его всегда можно узнать, и в этом натюрморте - тоже.

8 1886 Врубель Цветы в синей вазеМихаил Врубель "Цветы в синей вазе", 1886Какой талант! Как до обидного мало успел! Цветы тоже шикарны, как и демоны.

9 Тропинин Дупель и снигирь (этюд), 1820-еВасилий Тропинин "Дупель и снегирь", 1820-е. Крепостной художник, похоже, относился к жанру натюрморта без особого почтения, и поэтому почти никогда его не рисовал. То, что вы видите - даже не полноценное полотно, а этюд.

10 Казимир Малевич НатюрмортКазимир Малевич. "Натюрморт". А вы думали, и яблоки у него квадратные?

11 Крамской Букет цветов флоксы, 1884Иван Крамской "Букет цветов. Флоксы", 1884Прямо на дачу захотелось - у меня там тоже летом были флоксы.12 Василий Кндинский рыба на голубой тарелкеВасилий Кандинский "Рыба на голубой тарелке". Еще не полностью все в закорючках, на картине прослеживаются глаза и даже рот, и они даже рядом!

13 Натан Альтман Мимоза 1927Натан Альтман "Мимоза", 1927Мне нравится. Что-то в этом есть.

14 Иван Шишкин 1855Иван Шишкин, 1855.А где же мишки и лес?!

Еще хотела Петрова-Водкина вставить, но у него довольно много натюрмортов, как казалось. И у Машкова, Лентулова, Кончаловского, так что они для этого поста не подходят.

ЗАГРАНИЧНЫЕ:

Egon_Schiele_Натюрморт 1918Эгон Шиле "Натюрморт", 1918 А вы думали, он только голых несовершеннолетних рисовать умел?

Альфред Сислей натюрморт с цаплейАльфред Сислей. "Натюрморт с цаплей". Мертвые птички - драма в быту.

Сислей 1880Еще Сислей. Ну, люблю я его!

Гюстав Курбе яблоки и гранаты на блюже 1871Гюстав Курбе. Яблоки и гранаты на блюде. 1871

ДЕГА 1865 Женщина сидящая у вазы с цветамиЭдгар Дега "Женщина, сидящая у вазы с цветами", 1865Не смотря на название, женщина занимает процентов 30 площади полотна, поэтому сочла это за натюрморт. А вообще, Дега намного больше цветов любил рисовать людей. Особенно балерин.

ДелакруаЭжен Делакруа. "Букет". Ну, слава тебе Господи, никто никого не ест и ни в кого не стреляет!

Жерико Натюрморт с тремя черепамиТеодор Жерико "Натюрморт с тремя черепами"Вообще, Жерико как-то подозрительно любил синие трупы и всяческую "расчлененку". И натюрморт у него соответствующий.

Камиль Писсарро Натюрморт с яблоками и кувшином 1872Камиль Писсарро "Натюрморт с яблоками и кувшином", 1872

Клод Моне Натюрморт с грушами и виноградом 1867Клод Моне "Натюрморт с грушами и виноградом", 1867.Были у него натюрморты, были, но относительно немного.

Огюст Ренуар Натюрморт с большой цветочной вазой 1866Огюст Ренуар "Натюрморт с большой цветочной вазой", 1866У него, по сравнением с остальными, здесь представленными, довольно много натюрмортов. И каких! Кто-то из его современников сказал, что у него отсутствуют грустные работы, и я его обожаю, поэтому сюда впихнула. А еще потому, что его натюрморты все-таки мало известны, намного меньше, чем все эти купальщицы и т.п.

Пикассо 1919А это знаете кто?! Пабло Пикассо! 1919 год.

Пабло был удивительно продуктивен! Огромное число картин! И среди них натюрморты занимают намного меньший процент, чем все остальное, да и то они были в основном "кубистические". Именно поэтому он попал в подборку. Чтобы вы поняли, насколько это был чокнутый (но, безусловно, талантливый!) и непостоянный человек, посмотрите на картину ниже. Это тоже он, и в тот же год!

Пикассо 1919 Натюрморт на комодеПабло Пикассо "Натюрморт на комоде", 1919

Поль Гоген Окорок 1889Поль Гоген "Окорок", 1889. Таитянки позже пошли, он уехал на Таити через 2 года (сейчас допишу и пойду пороюсь в холодильнике).

Эдуард Мане Гвоздика и клематис в хрустальной вазе 1882Эдуард Мане "Гвоздики и клематис в хрустальной вазе", 1882Есть еще чудесные работы, например "Розы в бокале шампанского", но натюрморты Мане в его наследии всегда на заднем плане. А зря, правда?

Франсуа Милле 1860-еФрансуа Милле, 1860-е.Просто обед всех его крестьян и жнецов.

Голубая ваза 1888 Берта МоризоБерта Моризо "Голубая ваза", 1888Все-таки не удержалась!

Фредерик Базиль натюрморт с рыбой 1866Фредерик Базиль. "Натюрморт с рыбой", 1866Просто и даже грубовато, но я, кажется, даже запах рыбы чувствую! Пойти, что ли, выбросить мусор?...

Букет цветов-1910Анри "Таможенник" Руссо, "Букет цветов", 1910

Неожиданно по жанру, но неизменно по стилю. Простодушный таможенник всегда был верен себе.

Все, спасибо за внимание!Как вам?

agritura.livejournal.com

изображение неодушевлённых предметов. Картины по жанрам.

Натюрморт (фр. nature morte - «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

 Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Русские натюрмористы

  • Хруцкий Иван Фомич (1810-1885)
  • Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
  • Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)
  • Альберти Петр Филиппович (1913-1994)
  • Антипова Евгения Петровна (1917-2009)
  • Захаров Сергей Ефимович (1900-1993)
  • Копытцева Майя Кузьминична (1924-2005)
  • Котьянц Геворк Вартанович (1906-1996)
  • Крестовский Ярослав Игоревич (1925-2003)
  • Осипов Сергей Иванович (1915-1985)
  • Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)
  • Румянцева Капитолина Алексеевна (1925-2002)
  • Скуинь Елена Петровна (1909-1986)
  • Тетерин Виктор Кузьмич (1922-1991)
  • Шаманов Борис Иванович (1931-2008)

 

xn--80aaa5aniti.xn--p1ai

Русский натюрморт 19 века

24.01.2015

В российском живописном искусстве натюрморт практически всегда был второстепенным жанром. А назвать отечественного художника-натюрмориста смогут только искушенные искусствоведы. Но, так или иначе, натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в 19 веке. Первыми «ласточками» стали небольшие акварели и гуаши Ф.П. Толстого и работы И.Т. Хруцкого. Это были классические европейские натюрморты с пышными букетами садовых цветов и корзинами фруктов. При всем их художественном обаянии эти работы имели весьма ограниченное значение для развития российской живописи.

Интерес к натюрморту как к самостоятельному жанру живописи появляется в 80-х годах 19 столетия. Важное место здесь принадлежит картинам И.И. Левитана (1860-1900). Они, как правило, просты по замыслу и не велики по размеру, и представляют букеты привычных садовых или полевых цветов. В натюрморте «Лесные фиалки и незабудки» (1889) художник чутко предал хрупкость ночных фиалок и воздушность голубых незабудок, их гармонию с простой деревенской кринкой. Близки по мотиву «Одуванчики» и «Белая сирень». Первые выдержаны в теплой гамме, которая очень органично смотрится с глиной молочной кринки и желтыми головками цветов. Эти натюрморты Левитана достаточно традиционны: букеты изображены на нейтральном фоне и изолированы от окружающего пространства. Смысл этих картин очень прост – максимально точно передать прелесть выбранной натуры. Однако в эти же время в творчестве В. А. Серова и К.А. Коровинастали проявляться новые веяния, зародившиеся на полотнах французских импрессионистов. Импрессионисты старались связать натюрморт с окружающей средой, и сюжетно, и живописно. Для этого «мертвую натуру» выносят в пленэр, связывают с пейзажем или соединяют с интерьером комнаты. При помощи натюрморта пытаются создать отражение мироощущения человека, его настроения и жизненного уклада.

Все эти тенденции заметны на картине Коровина «За чайным столом» (1888). На полотне изображено дружеское общество на даче В.Д. Поленова. Картина написана на террасе загородного дома. Художник пытается передать ощущение летнего дня, прелесть дружеской беседы. Свежесть, исходящая от зелени и молодых лиц, создается в определенной степени и натюрмортом – контрастом красных налитых ягод в белой тарелке, молоком в высоких прозрачных стаканах, белизной свежей скатерти. Эмоциональное единство картины прежде всего достигается живописным решением полотна. Все изображенное написано с учетом окружающей световоздушной среды. На знаменитой картине Серова «Девочка с персиками» (1887) натюрморт с персиками на переднем плане на первый взгляд не играет важной роли в композиции полотна. Все внимание художника устремлено на В. Мамонтову, а фрукты только дополняют созданный образ. Но персики помогает Серову решить важную художественную задачу. Фрукты, по замыслу художника, служат цветовым ключом к колористическому построению картины. Серов подбирает для персиков собственный желтый цвет и противопоставляет его с белизной скатерти, с зеленью кленовой листвы и желтизной света, льющегося из окна в сад. Художник различает лимонно-желтые, зеленоватые и золотисто-желтые тона на неровных боках плодов. Осязаемый свет летнего дня, который словно формирует персики, определяет весь эмоциональный и живописный строй картины.

В этих работах Серов и Коровин открывают новый этап в развитии русского натюрморта. Аналитический характер этих картин принципиально отличается от существовавшей на тот момент концепции салонного натюрморта. Главным достоинством таких работ считалось максимальное сходство изображения с предметом. Также высоко ценилось этюдная легкость манеры или тщательная отделка живописной поверхности. Наиболее точно все эти принципы воплощены на большой картине К. Е. Маковского «В мастерской художника» (1881). Работа поражает «натюрмортным» нагромождением деталей: экзотических фруктов, богатых тканей, антикварных редкостей. Огромная собака и маленький мальчик кажутся не живыми существами, а простыми экспонатами этой выставки предметов роскоши. Новая же концепция натюрморта предполагала всестороннее расширение границ жанра и слиянию его с портретом, пейзажем, интерьерной и бытовой живописью. Натюрморт перестает быть простым изображением «мертвой природы» и превращается в средство раскрытия образа.

Новые веяния заметны в известной картине В.Д. Поленова «Больная» (1886). Интерьер и фигура героини погружены в глубокую тень – они лишь фон, а смысл происходящего раскрывается при помощи компактной группы предметов, которая ярко освещена лампой с зеленым абажуром. Этот натюрморт очень содержателен. Полуобгорелый абажур выхватывают из темноты смятые подушки и простыни, стеклянный графин, стакан с водой, пузырьки с лекарствами и рецепты врача. Слева заметны потрепанные книги в красной и голубой обложке, возможно это домашние лечебники или альбомы, которыми развлекали больную. Подобная композиция является символом того, что вся жизнь этой больной сосредоточена вокруг этого стола и стоящих на нем предметов. На работе натюрморту отдана активная роль в создании настроения. Также достаточно характерен натюрморт, который выдвинут на первый план, в картине К.Маковского «Алексеич». На картине фигура человека изображена уже на заднем плане, за натюрмортом. Образ благодушного старика раскрывается в той искренней радости, с которой он предвкушает свое одинокое чаепитие. Горбушка хлеба, кипящий самовар, варенье в стеклянной банке, бережно укрытая полотенцем коробка с сахаром и чаем – все это создает ощущение покоя и тепла, которое искренне радует неприхотливого человека.

Дальнейшее развитие русского натюрморта связано с более активным вторжением его в бытовой жанр. Эта тенденция ярко прослеживается в творчестве Б.М. Кустодиева. Встречаются интересные натюрморты среди работ М.А Врубеля, например «Роза в стакане» (1904). В начале прошлого века натюрмортом усиленно занимался П.П. Кончаловского (1876 – 1956).

8-poster.ru

НАТЮРМОРТЫ РЕНУАРА | ARTотека еды

Ренуар -натюрморты-www.art-eda.info-600 х 340
В творчестве импрессионистов натюрморт играл второстепенную роль, тем не менее, практически у всех значимых художников этого направления, за исключением разве что Дега, можно найти картины этого жанра. Пьер Огюст Ренуар прославился, прежде всего, как мастер светского портрета. Его наследие включает порядка 6 тысяч(!) картин, но мало кто знает, что 1880 картин из них – это натюрморты. Не все они равнозначны по уровню, но лучшие из них занимают достойное место в творчестве художника.

Натюр­мор­ты Рену­а­ра все­гда инте­рес­ны по теме, изыс­кан­ны по сти­лю и вели­ко­леп­ны по цве­ту. Напол­нен­ные воз­ду­хом и све­том, они явля­ют­ся ярки­ми образ­ца­ми твор­че­ско­го сти­ля худож­ни­ка.В исто­рии натюр­мор­та ред­ко мож­но встре­тить такую сво­бод­но-экзо­ти­че­скую ком­по­нов­ку пред­ме­тов, как в кар­ти­нах Рену­а­ра. Под­час его фрук­то­во-овощ­ные мик­сы пред­став­ля­ют немыс­ли­мое соче­та­ние с точ­ки зре­ния вку­со­вых ощу­ще­ний, но худож­ни­ка, преж­де все­го, инте­ре­со­ва­ла деко­ра­тив­ность изоб­ра­же­ния.

Плоды в вазе в форме раковины 1000 х 750

Кар­ти­на “Пло­ды в вазе в фор­ме рако­ви­ны” (1881) дерз­ко нару­ша­ет непи­сан­ное пра­ви­ло, что живо­пи­сец дол­жен изоб­ра­жать про­дук­ты в их кули­нар­ной сов­ме­сти­мо­сти, а не по визу­аль­ной при­вле­ка­тель­но­сти. Натюр­морт вклю­ча­ет в себя 24 пред­ме­та, демон­стри­ру­ю­щие буй­ство кра­сок и форм — синий бакла­жан, алый перец, крас­ный поми­дор, а рядом с ними сосед­ству­ет жел­тый лимон, крас­но-фио­ле­то­вым гра­нат и оран­же­вый апель­син. На про­тя­же­нии все­го твор­че­ства цвет для Рену­а­ра был самым важ­ным ком­по­нен­том натюр­мор­та.В дру­гом сти­ле выдер­жан изыс­кан­но-сдер­жан­ный “Лук”, напи­сан­ный в том же 1881 году.

Огюст Ренуар Лук 1000 х 598

Несмот­ря на назва­ние, на кар­тине при­сут­ству­ют поми­мо 6 луко­виц и 2 чес­ноч­ные голов­ки. Наро­чи­то небреж­но бро­шен­ные на белую ткань, они замер­ли в неустой­чи­вом поло­же­нии, кото­рое в любой момент может быть нару­ше­но. Округ­лые фор­мы ово­щей под­чер­ки­ва­ют­ся рез­ки­ми диа­го­наль­ны­ми маз­ка­ми зад­не­го пла­на .Вир­ту­оз­но пере­да­на сама тек­сту­ра лука, его глян­це­вой шелу­хи. Крас­ные, жел­тые и розо­вые оттен­ки луко­виц под­чер­ки­ва­ют­ся и отте­ня­ют­ся холод­ны­ми оттен­ка­ми фона. Кар­ти­на напи­са­на во вре­мя поезд­ки по Ита­лии, когда Рену­ар толь­ко отта­чи­вал свой стиль.В более позд­них рабо­тах Рену­а­ра наблю­да­ет­ся доми­ни­ро­ва­ние крас­но­го цве­та, с пре­об­ла­да­ни­ем мас­сив­ных и округ­лых форм.

 натюрморт с яблоками и грушами, 1903 1000 х 821 натюрморт с яблоками и апельсинами, 1897 1000 х 606

По вос­по­ми­на­ни­ям аме­ри­кан­ско­го худож­ни­ка Уол­те­ра Пэча, Рену­ар гово­рил:

” Я став­лю пред­мет так, как хочу его видеть, а затем начи­наю рисо­вать, как ребе­нок. Пред­по­ло­жим, мне хочет­ся добить­ся ярко­го крас­но­го тона, и я начи­наю добав­лять крас­ный к дру­гим цве­там, пока не дости­гаю жела­е­мо­го эффек­та. И боль­ше ниче­го. Для меня не суще­ству­ет пра­вил…”

Самая зна­ме­ни­тая кар­ти­на Рену­а­ра – “Зав­трак греб­цов” (1881), кото­рая ста­ла этап­ной в твор­че­стве худож­ни­ка. По сути, полот­но пред­став­ля­ет собой груп­по­вой порт­рет близ­ких дру­зей живо­пис­ца, но цен­траль­ное место в нем зани­ма­ет мастер­ски напи­сан­ный натюр­морт. Несмот­ря на назва­ние кар­ти­ны, мы видим конец тра­пезы — пустые тарел­ки и бока­лы, кожу­ру фрук­тов, небреж­но бро­шен­ную кисть вино­гра­да… На кар­тине запе­чат­ле­но то мгно­ве­ние, когда съе­ден­ная с удо­воль­стви­ем еда не отвле­ка­ет вни­ма­ние и мож­но спол­на насла­дить­ся вели­ко­леп­ным днем и обще­ни­ем с при­ят­ны­ми людь­ми.

Ренуар Завтрак гребцов 1000 х 742 Заврак гребцов (фрагмент) 500 х 426

Инте­рес­но, что на кар­ти­нах Рену­а­ра вы нико­гда не уви­де­те изоб­ра­же­ния гото­вых блюд. Может быть, это свя­за­но с тем, что худож­ник не был изыс­кан­ным гур­ма­ном. По вос­по­ми­на­ни­ям Жана Рену­а­ра, сына худож­ни­ка и извест­но­го кино­ре­жис­се­ра, его отец все­гда пред­по­чи­тал про­стую еду, даже если на сто­ле при­сут­ство­ва­ли утон­чен­ные блю­да, кото­ры­ми так сла­вит­ся фран­цуз­ская кух­ня. Натюр­мор­ты Рену­а­ра – это ингре­ди­ен­ты буду­щих блюд в их есте­ствен­ном виде.

натюрморт с рыбой, 1890 1000 х 778 ренуар-натюрморт-персики и виноград, 1881 600 х 497

Люби­мы­ми тема­ми натюр­мор­тов для Рену­а­ра были фрук­ты и цве­ты. Худож­ник одна­жды ска­зал: “Живо­пись созда­на для укра­ше­ния стен. Нуж­но поэто­му, что­бы она была как мож­но бога­че. Для меня кар­ти­на долж­на быть все­гда при­ят­ной, радост­ной и кра­си­вой, да — кра­си­вой! В жиз­ни доста­точ­но скуч­ных вещей, не будем фаб­ри­ко­вать ещё новых.”

Натюрморт с букетом и веером 800 х 1013И в под­твер­жде­нии его слов — одна из луч­ших работ в насле­дии масте­ра “Натюр­морт с буке­том и вее­ром”, напи­сан­ная в 1871 году. На полотне изоб­ра­жен лежа­щий на сто­ли­ке букет, пара книг и восточ­ная ваза с япон­ским вее­ром (в те годы в евро­пей­ском искус­стве в моде была япон­ская тема)Инте­рес­но, что на зад­нем фоне изоб­ра­жен офорт Эду­ар­да Мане по его копии кар­ти­ны Хуа­на Бати­ста Мар­ти­не­са дель Мазо “Малень­кие кава­ле­ры”. Тогда эту кар­ти­ну при­чис­ля­ли к насле­дию Велас­ке­са. Изоб­ра­жен­ный букет пере­кли­ка­ет­ся с буке­том на кар­тине Мане “Олим­пия”, а кни­ги и япон­ские пред­ме­ты – отсыл к порт­ре­ту Эми­ля Золя. В целом “Натюр­морт с буке­том и вее­ром” счи­та­ет­ся данью ува­же­ния Эду­ар­ду Мане, одно­му из родо­на­чаль­ни­ков импрес­си­о­низ­ма.Натюр­мор­ты для Рену­а­ра были во мно­гом полем для экс­пе­ри­мен­та, к тому же дава­ли воз­мож­ность рас­сла­бить­ся после напи­са­ния дру­гих, более слож­ных кар­тин.

“Я про­сто даю мое­му моз­гу отдох­нуть, рисуя цве­ты и не испы­ты­ваю того напря­же­ния, когда стою лицом к лицу с моде­лью. Я иссле­дую тона, я упраж­ня­юсь в соче­та­нии све­та и тени и не боюсь загу­бить кар­ти­ну. Я не могу поз­во­лить себе того же, рисуя модель, из опа­се­ния все испор­тить”.Рену­ар счи­тал натюр­мор­ты хоро­шей шко­лой для начи­на­ю­ще­го живо­пис­ца и реко­мен­до­вал отта­чи­вать свое мастер­ство имен­но на кар­ти­нах это­го жан­ра.На ред­кость пло­до­ви­тый худож­ник, Рену­ар рисо­вал в сред­нем по две кар­ти­ны в неде­лю. При таком тем­пе труд­но посто­ян­но дер­жать высо­кую мар­ку. С изряд­ной долей циниз­ма худож­ник гово­рил: “Если бы я про­да­вал толь­ко хоро­шие кар­ти­ны, я бы умер с голо­ду”. Ком­мер­че­ская сто­ро­на игра­ла суще­ствен­ную роль в жиз­ни Рену­а­ра, а натюр­мор­ты хоро­шо про­да­ва­лись и при­но­си­ли ста­биль­ный доход. В резуль­та­те боль­шин­ство из них ока­за­лось в част­ных кол­лек­ци­ях.

К кон­цу жиз­ни Рену­ар ока­зал­ся при­ко­ван к инва­лид­но­му крес­лу, но пре­воз­мо­гая боль, про­дол­жал писать кар­ти­ны. Анри Матисс, кото­рый посто­ян­но наве­щал худож­ни­ка, одна­жды спро­сил: “Поче­му вы не оста­ви­те живо­пись, если она даёт­ся вам с таким тру­дом и болью?”. На это Рену­ар отве­тил фра­зой, кото­рая ста­ла зна­ме­ни­той: “Боль про­хо­дит, а кра­со­та оста­ёт­ся”.

Ренуар-натюрморт-Цветы и фрукты 800 х 973 Ренуар Хризантемы 800 х 994

Ренуар-натюрморт- Сахарница и перец- 600 х 348

Пьер Огюст Ренуар. Натюрморт с клубникой 800 х 482

 

Похо­жие ста­тьи

www.art-eda.info

Cheifetz David. Натюрморты живопись | Usenkomaxim.ru

Привет всем входящим на usenkomaxim.ru

  Cheifetz David    Раз уж пошла тема натюрмортов в живописи, то выкладываю еще одного стоящего внимания американского художника Cheifetz David. Как и недавний Keys Daniel J он примечателен своеобразной этюдной манерой письма.  При всей намеренной незавершенности картин и скудной детализации, их все же смотришь и смотришь, одну за другой. Для меня они оказались очень притягательными эффектом света и контрастами чистых красок. И все это усилено грамотным минимализмом композиций. Местами напоминает фотографии, качественно обработанные фильтрами Photoshop.  Но от мысли этой картины хуже не воспринимаются. Своеобразные очень запоминающиеся работы и молодой автор, нашедший свой индивидуальный стиль.

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Orange Glass. 8х8 дюймов

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Morning Light. 8х8 дюймов

Cheifetz David. Палитра

     Как противопоставление сегодняшнему и позавчерашнему авторам хочу привести известного в жанре натюрморта художника Jose Escofet. У него полноразмерные ОЧЕНЬ прорисованные работы. Полная противоположность «миниатюрам» Cheifetz David, размер которых около 25х40 см. И если бы меня в обязательном порядке попросили выбрать для своей квартиры картину одного из этих авторов, то я бы однозначно выбрал одну из работ Cheifetz David. Уж больно притягателен свет и цвет…

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Study of Dark Side. 8х8 дюймов

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Мандарин. 8х8 дюймов

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Succor. 12х9 дюймов

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Small Vessel. 10х8 дюймов

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Мандарин. 8х8 дюймов

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Lunaris . 8х8 дюймов

Cheifetz David. Натюрморты живопись. Smolder. 10х8 дюймов

     Cheifetz David родился в 1981 году в Pacific Northwest, сейчас живет со своей женой в Пало-Альто, что в Калифорнии. В 2004-ом David окончил Университет Вашингтона со степенью бакалавра изобразительных искусств и архитектуры. После учебы стал работать архитектором. Осенью 2007 начал учиться писать маслом в школе изобразительных искусств Schuler в Балтиморе,. Далее учился у лучших художников, обучался на нескольких курсах. Уже в 2009 году полностью перешел в художество и вскоре получил  широкое признание и награды. В сентябре 2010 года Юго-Западный художественный журнал отметил его как «восходящую звезду» среди художников в возрасте до 31.

         Помимо натюрмортов размещу пару рисунков и работы художника других жанров. Чтобы сложилось более полное представление о нем.

Cheifetz David. Рисунки

Cheifetz David. Рисунок

Портрет

Cheifetz David. Портрет

Cheifetz David. Портрет четвертый

Cheifetz David. Портрет второй

Cheifetz David. Портрет третий

Cheifetz David. Портрет третий. Фрагмент

Городской пейзаж

   Напоследок скажу, что работы художника стоят от 900 до 3500 долларов.

     Ниже отличного качества слайд-шоу с работами художника. Разрешение даже больше, чем на фото в тексте. Надо только выбрать 720HD в настройках воспроизведения…

Другие материалы из этой категории:

usenkomaxim.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта