400 лет подвигу Ивана Сусанина (2 фото). Иван сусанин картины


400 лет подвигу Ивана Сусанина

Что сподвигло меня на этот пост: Еду не так давно в метро и за спинй слышу женский голос, который вещает што НЕМЦЫ убили Сусанина! якобы за неверно предоставленные навигационные данные... Я оборачиваюсь и спрашиваю у врослой тёти, (которая явно училась в школьные годы ещё в СССР, где образование таки было) - госпожа Псаки, не Ваша сестра случайно? Народ вокруг притих и уже улыбается (тоже, наверное слушали), а тиотка спрашивает меня - А с чего бы это вдруг? Я отвечаю, что Иван Сусанин не немцев завёл в болота, а поляков. На что получаю потрясающий своим идиотзмом ответ: - Вы не знаете, о чём я говорила, вот и не лезьте ! Дальше было много текста не очень красивого с её стороны =) Но я даже не разозлился - слабоумие это болезнь. Мне не приятно, когда люди плюют в свою собственную историю. Это стыдно, не знать своих корней, и позор, перевирать факты. Вот собственно и сами факты:

В начале XVII века в пределы русских земель вторглись польские и шведские феодалы, стремившиеся подчинить себе Московское государство. Захватив Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля. Русский народ поднялся на борьбу. Иностранных поработителей встречали кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение. Народ выдвинул из своей среды Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили борьбу против интервентов. 27 сентября 1612 года русские ополченцы, разгромив врага, освободили Москву. В то время избранный 21 февраля 1613 года Земским собором на престол молодой шестнадцатилетний русский царь Михаил Романов находился в своей костромской вотчине селе Домнино. Польские феодалы были недовольны этим решением Земского собора, так как они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Иноземцев поддерживали и некоторые русские бояре. Изгнанные из Москвы иностранные захватчики небольшими отрядами рассеялись по стране. Они грабили население, разоряли целые уезды. Польский король Сигизмунд и феодальная знать стремились внести замешательство в деятельность Земского собора, усилить в нем раздоры, воспрепятствовать восстановлению центрального правительства и укреплению государственного аппарата. Если бы Сигизмунду и шляхте удалось осуществить свой коварный замысел, Русское государство лишилось бы своей национальной независимости. Одному из вражеских отрядов удалось прорваться на север, в Костромской уезд. На своем пути интервенты опустошали села и деревни, старались разыскать царя, чтобы убить его. В марте того же года совершил свой подвиг костромской крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин, более 20 лет бывший сельским старостой. Большинство документов о легендарном русском патриоте не сохранилось; одни погибли в огне во время Московского пожара 1812 года, другие – по вине невежественных чиновников, ведавших архивами, но некоторая информация все же «дошла» до наших дней. Тщательное изучение и сопоставление различных источников позволяет осветить жизнь и героическую гибель Ивана Сусанина. Отряд, численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрел на Деревнищи, что в трех километрах от Домнина. Пьяные, оборванные и голодные паны ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника. Ворвавшись в избу, шляхтичи потребовали, чтобы Сусанин повел их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Согласившись быть проводником, он предложил «гостям» обождать до утра. Те согласились, всю ночь они пили вино в предвкушении скорой победы. Когда рассвело, старик повел незваных «гостей» по замерзшей, но имевшей много прорубей – «окон“ речке Корбе, оставив в стороне за лесом Домнино. Затем он повернул к деревне Перевоз. За ней-то и находились непроходимые места. В это время к деревне Перевоз с запада и северо-запада стали подходить толпы возмущенных крестьян, вооруженных вилами, косами и кольями. Перепуганные шляхтичи стали просить Сусанина вывести их кружным путем на Ярославскую дорогу, предлагали за это деньги. Крестьянин отказался. Тогда паны подожгли деревню, привязали Сусанина веревкой к двум лошадям и спустились в долину реки Шачи. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся убежать на другой берег, но никак не мог выбрать момента. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шляхтич, державший веревку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними паны. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его. Выбившиеся из сил, обледеневшие паны просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Враги яростно набросились на него и изрубили саблями. К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замерзших панов, а затем обнаружил и тело Сусанина. Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила – основателя династии Романовых. В 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность» в истории очень много людей повторили подвиг Ивана Осиповича. И во время Великой Отечественной войны их тоже, было не мало. На станции Московского метро «Измайловский парк» установлена скульптура Матвея Кузьмича Кузьмина, чей подвиг вошел в историю наравне с подвигом Ивана Сусанина. Немцы, под угрозой расстрела, заставили Кузьмина стать их проводником. Собираясь в дорогу, старику удалось, незаметно, поручить своему сыну Василию, пробраться к советским войскам и предупредить, что утром приведет к их позициям вражеский отряд. Долго водил Кузьмин фашистов по заснеженным полям и оврагам, кружил по кустарникам и перелескам, а на рассвете вывел на поляну перед расположением наших войск. Шквальным огнем гитлеровский отряд был уничтожен. Когда немцы поняли, что их привели в засаду, они застрелили старика. P.S. Простите многословие, но иначе никак не получалось

400 лет подвигу Ивана Сусанина Иван Сусанин. Подвиг, герой отечества, наша история ФАЮСТОВ Максим. Иван Сусанин. 2002. 400 лет подвигу Ивана Сусанина Иван Сусанин. Подвиг, герой отечества, наша история Памятник Ивану Сусанину в г. Костроме (1967 г.)

fishki.net

Иван Сусанин. Люди — Путеводитель по Золотому кольцу России

Иван Осипович Сусанин — национальный герой, крестьянин из села Домнино Костромского уезда (род. в селе Деревеньки).

Согласно легенде, был нанят отрядом поляков зимой 1612—13 гг. в качестве проводника в село Домнино, где скрывался царь Михаил Фёдорович.

Сусанин завёл поляков в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь.

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

Гибель Сусанина, картина XIX векаpinterest button Гибель Сусанина, картина XIX века

По сообщениям прессы, в 2003 г. в реликварии «Исупово» под Костромой были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину.

Памятник 1851 года

14 марта 1851 г. в центре Костромы был установлен памятник по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест.

У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству.

На колонне были укреплены двуглавый орёл и гербКостромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента – надпись

«Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».

Памятник был окружен фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами.

В 1918 г. с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 г).

Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 г.

В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен памятный знак.

В рамках подготовки к празднованию в 2013 г. 400-летия династии Романовых памятник планируется восстановить.

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме (1851-18)pinterest button
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме (1851-18)

Памятник 1967 г.

В 1967 г. в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге.

Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте.

Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка.

На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.

Другие памятники

Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Новгороде (1862).

Бронзовая скульптура умирающего Ивана Сусанина была включена скульптором А. Адамсоном в ансамбльпамятника в честь 300-летия дома Романовых в Костроме.

Недалеко от ориентировочного места гибели Сусанина стоит камень с надписью «Иван Сусанин 1613».

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

golden-ring.drugiegoroda.ru

Иван Сусанин — человек-легенда | Историк

04 апреля

Автор: Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914

Эта нарядная, подробная картина переносит нас в пространство одного из государствообразующих мифов России. Ведь история подвига крестьянина села Домнина воспринималась как метафора единства династии с народом. Эта картина, восстанавливающая события трёхсотлетней давности, в военном 1914-м была просто необходима.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным» — это слова Николая Гоголя.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках юного Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Михаил, конечно, тогда ещё не был царём, но отсвет славы его отца (находившегося в польском плену будущего Патриарха Филарета) падал на него.

Интервенты намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью. Ну а потом Сусанин увёл поляков подальше от мест, где скрывались Марфа и Михаил. И они расправились с ним, когда раскрыли замысел крестьянина. Как развивались события, доподлинно неизвестно. Существует немало версий, домыслов, легенд.

История притчевая. Так начиналась история династии Романовых. К героическому сюжету не раз обращались поэты, композиторы, живописцы. Имя Сусанина и ныне известно в России каждому школьнику: подвиг крестьянина символизирует верность государственной идее, готовность отдать за неё жизнь. Таким мы видим крестьянского старосту и на картине Константина Маковского.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Костромские экскурсии - Подвиг Ивана Сусанина

Подвиг Ивана Сусанина

 

Воздвигнутый в Костроме памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (1851—1918).

 

Этот памятник был уничтожен в 1918 году. В 1967 году в Костроме возле Молочной горы, над съездом к Волге был установлен новый памятник Сусанину. На его постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской».

Зимой 1613 года русский царь, юный Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа находились в своей костромской вотчине - в селе Домнино. В 1612 году, когда в Москве сидели поляки, народное ополчение начало штурм Кремля и поляки отпустили Михаила Романова. Из Москвы он уехал жить в свою родовую вотчину. Состоявшийся 21 февраля 1613 года Земский собор избрал Михаила Романова на царство.

Узнав о местонахождении русского царя, 8 марта 1613 года конный польско-литовский отряд численностью до 60 человек, предпринял попытку захватить Михаила Романова.

Иван Осипович Сусанин к тому времени уже 20 лет был старостой в селе Домнино. Он жил со своей дочерью Антонидой и воспитывал еще двоих мальчиков-сирот: Богдана, который впоследствии стал его зятем и Ваню. Когда Антонида вышла замуж, Сусанин поселился с ней и зятем Богданом Сабининым в селе Деревнищи (или Деревеньки).

Существует несколько версий произошедшего события. По первой легенде, уже находясь вблизи от села Домнина, польско-литовский отряд встретил Ивана Сусанина, который был в этом селе вотчинным старостой. Предводители отряда приказали Сусанину отвести их к Михаилу Романову. Сусанин согласился, но поняв, что они идут убить его, сказал своему зятю Богдану Сабинину о грозящей опасности и послал его в Домнино, чтобы тот предупредил слуг Михаила Романова. Сам же Сусанин повел отряд в противоположную сторону, к селу Исупову, где завел поляков в болото. Большая часть отряда погибла в нем, а тех, кто выбрался, убили крестьяне.

Ипатьевский монастырь

По другой легенде, узнав о приближении поляков, Сусанин спрятал Михаила Романова в яме сгоревшего овина, а сам пошел им навстречу и предложил себя в проводники. Поняв, что Сусанин привел отряд в другое место, поляки подвергли его пыткам, но он отказался привести их к царю и тогда на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове, они изрубили его «в мелкие куски».

Судя по найденному месту захоронения Сусанина, вероятнее всего, заблудившийся польско-литовский отряд Сусанин встретил в Деревеньке, где он жил со своей выданной замуж за Богдана Сабинина дочерью.

Сусанин согласился повести неприятельский отряд. Он пошел от Деревеньки вниз по реке Корбе до впадения ее в реку Шачу. Там начинались непроходимые места, хотя и казалось, что Шача течет по лугам вдоль хвойных лесов. Но эти луга на самом деле были топями, на которых крестьяне если и косили в самую жару осоку, то складывали ее на подмостки, а вывозили только зимой, когда топи схватят крепкие морозы. В лес входить и подавно было нельзя - среди елей были разбросаны глубокие и укрытые зарослями осоки топи. Попав них, трясина моментально засасывала человека.

Это болото доходило до села Исупова и называлось Исуповским болотом. Здесь и совершил свой подвиг Иван Сусанин.

Темнело, начиналась вьюга и первыми провалились в трясину и утонули лошади. На Сусанина набросились поляки и изрубили его саблями.

Когда стало светло и метель стихла, Богдан Сабинин с крестьянами вышли искали Сусанина. Они нашли замерзших поляков и изрубленное тело Сусанина. Собрав тела, он похоронили их на поляне рядом с деревней Исупово. Сейчас на месте его гибели стоит огромный валун.

В это время Михаил Романов вместе со своей матерью ушли в Кострому, где укрылись в Ипатьевском монастыре. 13 марта 1613 года в монастырь приехали послы Земского собора и сообщили бывшему там Михаилу Романову об его избрании на царство.

Хотя предание о подвиге Сусанина издревле существовало и передавалось из рода в род, в письменных источниках того времени - летописях и хрониках о нем почти ничего не упоминается. О самой жизни Ивана Сусанина также практически нет никаких доподлинно подтвержденных сведений.

Село Доминино находилось в 70 верстах к северу от Костромы и было крупной вотчиной дворян Шестовых, которым и мог принадлежать крепостной Иван Осипович Сусанин. Согласно преданиям, Сусанин родился в маленькой деревне Деревеньки, расположенной неподалёку от села Домнино.

Ссылаясь на бытовавшие в Домнине устные предания, протоиерей А. Д. Домнинский, выяснил, что Сусанин был не простым крепостным, а вотчинным старостой. Позже Сусанина называли управляющим домнинской вотчиной Шестовых. Исходя из этого, он жил при боярском дворе в Домнине. Известно, что его дочь Антонида была замужем и имела детей, хотя в церковных книгах и других источниках, включая устные предания, о жене Сусанина нет ни слова. Поэтому можно предположить. что к тому времени он уже был вдовцом.

Главным доказательством совершенного Иваном Сусаниным подвига является царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина, Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

"Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …" — Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина от 30 ноября 1619 года.

Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 годов, данные потомкам Сусанина, лишь повторяют слова грамоты 1619 года.

В начале царствования Романова полякам неоднократно предъявлялись грамоты, описывающие «все неправды поляков», но о самом серьезном обвинении - покушении на жизнь царя в них ни разу не упоминалось. Ни в каких исторических хрониках появление в районе Костромы польско-литовского отряда не отмечено.

Прибывшие к Романову представители Земского собора не упомянули о попытке похитить царя и не проводили никакого дознания. В Ипатьевском монастыре об этом событии также не осталось сведений.

Отчасти подтверждает пребывание польского отряда в этих местах найденная при разборе печи в Сусанино сабля польского воина тех времен. Она хранится в доме-музее Сусанина.

Фаюстов М.В. Иван Сусанин.

Возможно, что Сусанина убили лихие люди, или «воровские казаки», промышлявших грабежом населения, а их было немало в то смутное время. Грабежи и убийства были обыкновенным явлением. В 1619 году Собинин мог или сам додумался или ему подсказали представить в челобитной гибель Сусанина как мученическую смерть за царя.

Интересные факты:

В селе Сусанино открыт музей Ивана Сусанина, который разместился в церкви, знакомой каждому по картине Саврасова «Грачи прилетели».

В 2003 году на кладбище села Исупово были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают подлинность этой находки.

С подвигом Ивана Сусанина сродни поступок шившего шапки и торговавшему ими в Петербурге крестьянина Осипа Ивановича Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Он ударил под руку целившегося в монарха террориста Каракозова. Стрелявший Каракозов промахнулся, был пойман и вскоре повешен, а Комиссарову было даровано имение в Полтавской губернии и потомственное дворянство. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне Сусанино) находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.

Спустя 330 лет, во время Великой Отечественной войны в феврале 1942 года, подвиг Ивана Сусанина фактически повторил псковский крестьянин Матвей Кузьмин.

Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина.

Музей ивана Сусанина

Стоявшие на протяжении трех веков вопросы о том жил ли на самом деле Иван Сусанин и совершил ли он приписываемый ему народной молвой подвиг, развеяла экспертиза, проведенная в 2005 году Российским центром судебно-медицинской экспертизы. Были исследованы как непосредственные потомки Ивана Сусанина (путем эксгумирования могил), так и ныне живущие родственники Сусанина (14 колено). В ходе анализов сошлись типы черепов, наследственные болезни, аномалии строения тел и тип ДНК.

Официальное заключение:

«Проведенное медико-криминалистическое исследование каких-либо признаков, исключающих принадлежность костных останков из реликвария 13А некрополя «Исупово» Ивану Осиповичу Сусанину, не обнаружило. Костные останки из реликвария 13А принадлежали мужчине восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45 - 50 лет с длиной тела 164 плюс-минус 2 сантиметра. Повреждения черепа мужчины из реликвария 13А, не имеющие признаков заживления, указывают на насильственную смерть и вполне соответствуют обстоятельствам мученической кончины Ивана Сусанина. Признаки внешности мужчины из реликвария 13А некрополя «Исупово» присутствуют в облике достоверно-известных потомков Ивана Сусанина в VIII - XV поколениях».

"Археологи перекопали землю вокруг трех деревень, вскрыв почти четыреста захоронений. И только возле деревни Исупово они обнаружили останки человека-легенды. Там, где долгое время было болото, появилась поляна, на которой откопали множество скелетов. Нашли и нательные кресты. Почти все они были католическими. И, как предположили археологи, принадлежали польским солдатам - тем, которых Иван Сусанин завел в болото. Лишь один крест был православным и состоял из осколков.

- Похоже, что этот крест был разрублен и принадлежал он, скорее всего, именно Ивану Сусанину! - рассказывает археолог областного Комитета по охране и использованию историко-архитектурного наследия Сергей Алексеев. - Мы тогда начали изучать найденные останки, среди которых был и череп с глубокой рубленой раной.

Для идентификации ученые вскрыли еще и могилы родственников Сусанина, которые принадлежали роду Сабининых. Их ДНК позволила провести генетическое сравнение.

Эта публикация была напечатана в газете Комсомольская правда от 31 января 2005 года. На этом можно поставить точку и признать подвиг Ивана Сусанина имевшим место в истории нашей страны.

Подвиг Ивана Сусанина

Юсуповское болото

дорожка на Бсуповское болото

Иван Сусанин и поляки

село Сусанино

 

 

   

   Место подвига И.Сусанина

 

 

 

 

 

 

 

 Источники: 

1. http://www.vmireinteresnogo.com/article/feat-ivan-susanin

2. Фото в галерее http://shel1983.livejournal.com/658.html

 

 

 

webmyoffice.ru

Иван Сусанин

Иван Сусанин - (родился в XVI в. в селе Деревеньки Костромской губернии и погиб в 1613 году) - русский национальный герой, крестьянин из села Домнино Костромского уезда; известен как спаситель царя Михаила Фёдоровича Романова от польско-литовских войск Речи Посполитой.

После избрания на престол царь Михаил Фёдорович жил со своей матерью великой старицей Марфой в селе Домнине, которое являлось его родовой вотчиной. В скором времени (в 1612-1613 гг.) пришли на Костромскую землю воины Республики Короны Польской и Великого Княжества Литовского с целью убить новоявленного соперника польского королевича Владислава. Неподалёку от села Домнина попался им старик Сусанин, который вызвался за скромную плату проводить их до места, где якобы укрывается царевич, но вместо этого повёл их в другую сторону: там где дремучие леса и непроходимые болота. Перед уходом в лес послал он своего зятя Богдана Сабинина к царю с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. На следующее утро, когда поляки стали догадываться о подвохе, Сусанин раскрыл им свой обман, но несмотря на жестокие пытки так и не выдал убежища царя и в конечном итоге был изрублен на "мелкие куски".

 О самой жизни Ивана Сусанина практически ничего не известно, однако протоирей А.Д. Домнинский, ссылаясь на народные предания села Домнина сообщил, что Сусанин был не обычным крестьянином, а вотчинным старостой. До недавнего времени единственным документом и источником, подтверждающим подвиг Сусанина была жалованная грамота царя М.Ф. Романова, которой он даровал в 1619 году, по совету и прошению матери своей Марфы, крестьянину Костромского уезда Богдану Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого нашли польские и литовские войска и подвергли великим ужасным пыткам, для того, чтобы тот выдал где находится великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович... зная про то, не сказал ничего и был замучен до смерти. В последующих жалованных и подтвердительных грамотах 1641, 1691 и 1837 гг., данных потомкам Сусанина повторяются слова изначальной грамоты 1619 года.  Прямыми потомками Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 годом, называет Фёдора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина - Антониде Ивановне в 1633 году.

 Удивительно, но в письменных источниках (включая летописи и хроники) XVII в. практически нет упоминания о Сусанине и его великом подвиге. Тем не менее предания о нём существовали на Русской Земле и передавались из рода в род вплоть до наших дней. До начала XIX века в Сусанине не пытались увидеть спасителя великого государя. Таким он был представлен первоначально в литературе: сначала писателем Афанасием Щекатовым в "Словаре географическом Российского государства", затем С.Н. Глинкой в его "Истории", где тот прославил Сусанина как идеал народной доблести и отваги, после чего о нём написал и украинский историк Д.Н. Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей русской земли". В скором времени героическая личность и великий подвиг Сусанина стали любимой темой многих поэтов, посвятивших ему большое количество стихотворений, дум, повестей, рассказов и драм. В частности, этому национальному герою Руси посвящено замечательное стихотворение К.Ф. Рылеева - "Иван Сусанин":

 

Куда ты ведёшь нас?... не видно ни зги! -

Сусанину с сердцем вскричали враги: -

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти...

Куда ты завёл нас? - лях старый вскричал.

Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -

Убейте, замучьте! - моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земли!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит!

Злодей! - закричали враги, закипев,

- Умрёшь под мечами! - Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

Умри же! - сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! -

Погибни, предатель! Конец твой настал!

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасала Михаила.

 

Не остались в стороне и музыканты, так, например, гениальный русский композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу "Иван Сусанин".

 Недостаток исторических источников и некоторые разногласия авторов, повествующих о подвиги Сусанина, побудили известного российского историка Н.И. Костомарова крайне критически отнестись к его подвигу. Он видел в Сусанине лишь одну из жертв, погибших от разбойников в Смутное время на Руси. Но в конце 1870-80 гг. были найдены новые документы о великом подвиге Сусанина, а также многочисленные рукописные предания XVII и XVIII веков, в которых он даже называется "мучеником". А в 1882 году В.А. Самарянов доказал, что поляки и литовцы большим отрядом действительно шли к селу Домнину с целью убить новоизбранного царя Михаила Фёдоровича и что тот "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету именно Ивана Сусанина. Доказательства Самарянова подтверждены позднейшими документами, которые хранятся ныне в костромской архивной комиссии и в археологическом институте.

 В 1838 году в Костроме, по приказу императора Николая I был воздвигнут памятник Сусанину в свидетельство о том, что благородные потомки видят в бессмертном подвиге Ивана - спасении жизни новоизбранного царя-государя Земли Русской через пожертвование жизнии своей - спасение русского царства от чужеземного господства и порабощения. Прежний памятник Сусанину был снесён после Февральской революции, по той причине, что он оскорблял национальные чувства русского народа: на мраморной колонне возвышался бюст царя Михаила Романова, а у подножья колонны с выражением рабской покорности сгибалась небольшая фигурка Сусанина. Новый 12-метровый монумент, прекрасно заметный с реки Волги, был сооружён по проекту московского скульптора Н.А. Лавинского и открыт в 1967 году.

 В научно-популярной литературе существовало мнение, что прообразом Ивана Сусанина является украинский национальный герой, казак-разведчик Никита Галаган, который 16 мая 1648 года, в ходе Корсунской битвы, по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей (войска Речи Посполитой) и завёл их в непроходимые дерби, что дало возможность казакам атаковать врага в крайне невыгодных для последнего условиях. За обман казак был зверски замучен и убит.

 

Список использованных источников:

1. Самарянов - Памяти Ивана Сусанина, Кострома, 1884 г, 2-е издание. 2. Д.И. Иловайский - Смутное время Московского государства, М., 1894  г., 296 стр. 3. Н.И. Костомаров - Исторические монографии и исследования, М.: "Книга", 1989 г., 240 стр. 4. С.М. Соловьёв - История российская с древнейших времён (в 29 томах, 7 книгах), СПб.: Типография т-ва "Общественная польза", 1911 г., 6048 стр.

Примечание: в статье использованы картина художника М.И. Скотти - Иван Сусанин (1851 г.) и картина художника М.В. Фаюстова - Иван Сусанин (2003 г.).

www.rus-rt.ru

Репродукция картины "Иван Сусанин" Михаила Нестерова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Михаила Нестерова  на натуральном  холсте.

Михаил Васильевич Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его отец вел торговлю мануфактурными и галантерейными товарами, но был склонен к истории и литературе, чтению книг. Михаил всю жизнь был благодарен отцу за то, что тот старался всегда поощрять его художественный талант.

Михаил до 12 лет учился в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе, где и родился.

Осенью 1874 года пытался поступить в техническое училище в Москве. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1877 году по совету Воскресенского продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище выставках.

В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс Чистякова.

Разочаровавшись в системе преподавания Петербургской академии, Нестеров через год вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в класс к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет своего наставника.

В дальнейшем учился у Саврасова.

Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Мартыновской. Вернувшись в Москву, учился в классе Маковского.

С 1884 года начал писал жанровые картины на исторические темы.

В 1885 году за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» получил звание свободного художника. Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с Мартыновской.

После свадьбы художник работает над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при родах его жена умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.

Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.

Внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах, поразила и известного коллекционера Павла Третьякова. Он приобрел «Пустынника» еще до открытия выставки.

На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.

Во время этого путешествия была написана картина «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» Впоследствии эта картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и также была приобретена Третьяковым в галерею.

В 1890 году профессор Прахов, руководивший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный талантом автора картины «Видение отроку Варфоломею, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

Именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.

Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

Затем Нестеров выполнил работу в московской Марфо-Мариинской обители. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». На ней Нестеров изобразил обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению.

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах.

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.

В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.

В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.

В 1941 г. за портрет Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.

Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Михаила Нестерова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Иван Сусанин | Государственное управление в России в портретах

1433005741_ivan_susanin

Подвиг Ивана Сусанина. Художник — А. Баранов.

Иван Сусанин ( XVI век — 1613) — русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области).

О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

15243

Нестеров Михаил Васильевич. Иван Сусанин. 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Согласно царской грамоте от 30 ноября 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь,и за терпение…».Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, живущим в дер. Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723 и 1724 годов («Андрею Семенову с братом»), 1731 («Ивану Лукоянову Сабинину»), подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»), за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»), повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род.

konstantin_egorovich_makovsky-_ivan_susanin-_1914-_sothebys

К. Е. Маковский. Иван Сусанин. 1914 г. Аукцион Сотбис.

Официальный культ Сусанина и его критика

Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила — основателя династии Романовых; именно в таком ракурсе был описан подвиг Сусанина костромским архиереем Дамаскиным в его приветственной речи императрице. В 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Следует отметить, что беллетризованная статья Глинки не опиралась ни на какие историографические источники, что позже дало возможность Н. И. Костомарову язвительно назвать всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».

b-_zvorykin-_smert_ivana_susanina

Б. Зворыкин. Смерть Ивана Сусанина.

Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность». Кроме того, сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания в 1830—1831 гг., когда стал востребован образ патриота-крестьянина, отдавшего жизнь за государя.

В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин», вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом. Этот взгляд на сусанинский подвиг также был опровергнут в исследованиях С. М. Соловьёва и М. Н. Погодина. Соловьёв, например, считал, что Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники».

1228

Волков Адриан «Смерть Ивана Сусанина. Эскиз» 1855 Холст, масло 45,5х57 Государственный Русский музей

С конца 1870-х и особенно в 1880-е годы, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему «Записки» и многочисленные рукописные «предания» XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом. Наиболее значительный вклад в развитие историографии Смутного времени внесли работы костромских краеведов, таких как А. Д. Домнинский, В. А. Самарянов, Н. Н. Селифонтов и Н. Н. Виноградов.

В массовой пропаганде 1920—1930-х годов основной упор делался на то, что подвиг Сусанина — это миф. Однако в конце 1930-х годов произошла фактическая «реабилитация» Сусанина наряду с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Невским, Дмитрием Донским и даже монархами Иваном Грозным и Петром Великим. В 1938 году вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну. О том, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне, свидетельствует возобновление в 1939 году в Большом театре посвящённой Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто.

Интересные факты

Иван Сусанин был не единственным представителем простого народа, оказавшим важные услуги семье Романовых. При Борисе Годунове, когда родители Михаила Федоровича были насильно пострижены и сосланы, священник Толвуйского погоста (позднее село Толвуя, место ссылки инокини Марфы на берегу Онежского озера) Ермолай Герасимов тайно «проведывал» для инокини Марфы сведения о судьбе Филарета Никитича. Деятельность священника осталась тайной для властей. Хотя Ермолай Герасимов и не пострадал на службе Романовым, священник и его потомки получили в 1614 г. (вскоре после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова) обширную вотчину, освобождение от налогов и другие щедрые пожалования. Оказанные семье Герасимовых милости превосходили те, что получила родня Сусанина.

thumb_3666_location_monuments

Иван Сусанин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде (1862).

Лит.: Зонтиков Н. А. Иван Сусанин // Иван Сусанин: легенды и действительность. — Кострома, 1997. — С. 27. — 352 с.Зонтиков Н. А. Иван Сусанин: легенды и действительность // Вопросы истории. 1994, N 11;Соловьёв С. История России с древнейших времен;Зонтиков Н. А. «За службу к нам, и за кровь, и за терпение…» // альманах «Костромская земля». 1992, N 2 С. 39-54;Толстов В. А. Н. И. Костомаров и В. А. Самарянов: два взгляда на историческую достоверность личности Ивана Сусанина // Смутное время и земские ополчения в начале XVII века. К 400-летию создания Первого ополчения под предводительством П. П. Ляпунова. Сборник трудов Всероссийской научной конференции. Рязань, 11-12 апреля 2011 г. / Отв. ред. д. и. н., проф. В. Н. Козляков. Рязань, 2011. С. 249—257Велижев М., Лавринович М. «Сусанинский миф»: становление канона // Новое литературное обозрение. 2003. № 63.Исп. мат.: Иван Сусанин // Википедия

deduhova.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта