От предателя до мученика. Иуда Искариот в живописи. Иуда на картине


Непостижимая «Тайная вечеря» да Винчи и ее секреты

Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом.

История создания фрески

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Тайная вечеря в трапезной.

Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Яичная темпра, которой пользовался Леонардо при написании картины, впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины.

Идея произведения:

Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот. Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии — причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Однако в последнее время все чаще звучит другая версия. О ней ниже.

Эскиз Тайной вечери.

Интересные факты:

Особенности, скрытые в произведении великого автора, и сегодня вызывают многочисленные версии и споры.

1. Иисус и Иуда

Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Иисус и Мария Магдалина.

2. Иоанн или Мария Магдалина

Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи — буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Астрология в религиозной картине

Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

4. История и картина

Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

Фреска Тайная вечеря.

5. Символы на картине

Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Кроме всего прочего, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо. И учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.

art.mirtesen.ru

От предателя до мученика. Иуда Искариот в живописи

Был недавно в Третьяковке на Крымском валу. Расширял сознание в сторону чистых идей. Всё шло гладко, пока не добрался до зала Гелия Коржева. Иду, иду – кругом абстрактные и чистые цвета. И вдруг смотрю – ноги. Висельник.

Присмотрелся – картина. Гелия Коржева. «Иуда». И тут я задумался…

Иуда. Иуда... Человек, чьё имя является синонимом предательства, греха. В некоторых трактовках даже рогатого сюда умудряются приплести (хотя покровитель парнокопытных тут на самом деле не при чём). И вот он тут. Не дьявол во плоти, а просто человек. Человек, который не выдержал своей судьбы и, раздираемый душевной болью, покончил с собой. Причём, самым незаурядным способом – повесился. В моей голове это не укладывалось: я вспоминал фрески Джотто, где Иуда с чёрным нимбом предательски целует Иисуса. И, вернувшись, я решил проследить как же эта фигура из предателя превратилась в мученика.

  

Историю Иуды знают многие. Но, на всякий случай, вкратце напомню. Когда он родился, родители увидели сон, что их сын станет причиной их гибели, и потому отправили его младенцем на ковчеге в море. В те времена вообще было привычным делом избавляться от детей, если плохой сон приснился. До Фрейда было ещё почти 1900 лет. Толковали как могли. Выходило не очень.

И вот спустя много лет Иуда вернулся, убил отца, переспал с матерью. Всё как обычно (вспоминаем Эдипа). Потом, после 33 лет добровольного мученичества он раскаялся и был принят Иисусом в ученики. Ну а часть, которая известна всем, это как он за 30 серебряников выдал Иисуса иудейским властям, и того вскоре распяли.

Первую тысячу лет, начиная с раннего Средневековья и до Возрождения, Иуда был для всех тем, кого в нём хотели видеть. Он пошёл против Иисуса, а раз так, то хорошим человеком не был. Средневековье никого не щадило. Иуда отправился в самые жуткие места в Аду (вспоминаем Данте).

В те времена существовало несколько сюжетов для изображения и вариантов особо не было. Так что в итоге на всех средневековых фресках мы видим Иуду как воплощение идеи предательства, коварства и зла вообще. На тайной вечере он один без нимба, иногда даже сидит отдельно. Потому что зритель должен всегда понимать, где добро, а где зло.

  

На фресках с сюжетом предательского поцелуя он часто с чёрным нимбом, ну или без него. На Руси бедняге ещё хуже пришлось – его изображали в профиль как беса – чтобы зритель с ним глазами не встретился.

  

Не поверите, но этим канонам даже в Африке следовали, где Иисус и вся компания вообще были темнокожими.

  

В общем типичный антигерой без права на реабилитацию.

Но вот по-настоящему интересные вещи начинаются с приходом Ренессанса. Художники отходят от канонов живописи, но ещё важнее, что у них просыпается интерес не к истории, а к её герою. Самый значимый шаг тут сделал Леонардо да Винчи со своей «Тайной вечерей». Попробуйте-ка на ней отыскать Иуду. Едва ли у вас это выйдет с первого раза. Потому что мастер перестал разделять героев на добрых и злых, пусть зритель сам решит, кто из них предатель. Тут любой может им быть. Ведь и апостол Пётр отрёкся от Христа трижды.

  

К сожалению этот творческий посыл быстро забуксовал в преобладающих декоративных средствах. Были и другие великие мастера, кто обращался к сюжетам об Иуде, но никто особо не изменил мысль Леонардо. Вот, например, «Поцелуй Иуды» Караваджо.

  

Прекрасный пример мастерского обращения живописца со светом и движением, умения создать динамику, но в этом мастерстве как-то пропадает интерес к личности героев. Некоторые художники вообще настолько увлеклись демонстрацией своего мастерства, что откровенно забывали про сюжет и его смысл. Вот у Росселли, например, на тайную вечерю вообще кошки забрели, и люди какие-то посторонние стоят. Откуда взялись – неясно, зато красиво.

  

Самое интересное на мой взгляд происходит ближе к нашему времени. Вот яркий пример:

  

«Совесть. Иуда» Николая Ге. История сообщает нам, что произошло, когда Иуда понял, что совершил. Он вернул серебряники, после чего пошёл и повесился. И эта часть раньше как-то игнорировалась, неудобно потому что. Это же выходит, что не жадность всему виной, да и на рогатого свалить не получается. До самоубийства Иуду довело раскаяние. Буря настоящих человеческих чувств. Вины, сожаления, горя, душевной боли. А это значит, что он просто человек, который разочаровался в другом человеке. В Средневековье разочаровываться в Иисусе было опасно для жизни, в эпоху романтизма это стало важнее, чем принимать его как совершенный идеал. Поэтому картина Ге очень символична. Иуда там стоит и смотрит, как его учителя из-за него ведут на мученическую смерть. Видно только его фигуру, но остальное ясно и без деталей. Этот человек остался один на один со своим поступком, и мы знаем, что будет дальше. От этого картина приобретает острый драматизм. Чувства и мысли буквально видны.

Как говорится, ну а потом он повесился…

  

И Коржев гениально передал трагичность судьбы этого человека в своей картине. Он не изобразил его с излишне скорбной миной и закатанными глазами. Не показал синее лицо и вывалившийся язык, он вообще не показал лицо Иуды. Только тело, свисающее откуда-то с чердака в маленькой каморке. И злополучные 30 серебряников, упавшие на пол. Вся трагедия выражена по скромному величественно, как все настоящие трагедии. Эту картину блестяще описывает цитата Симоны де Бовуар:

«Раз люди кончают самоубийством, значит, существует нечто, что хуже, чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решётке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого»

Это настоящее откровение, такое же, каким в своё время стала картина Гольбейна младшего «Мёртвый Христос в гробу», но про Иисуса всё же в другой раз.

Так вот и прошёл Иуда Искариот свой путь от идеализированного злодея и грешника, от гнусного предателя с фрески Джотто до человека, трагедия которого была важнее его собственной жизни.

artifex.ru

Зачем Иуда поцеловал Христа на картине Джотто

Для искушённого зрителя, привыкшего к яркому колориту и чёткой перспективе, картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» на первый взгляд может показаться невыразительной и статичной. Тем не менее история данного произведения, как и его смысл, требуют более глубокого и детального рассмотрения. 

Джотто ди Бондоне знаменит тем, что был первым художником, попытавшемся создать авторское, частное искусство, основанное на личных переживаниях автора. Он является крупнейшим предшественником Возрождения. Джотто ди Бондоне создал живописный язык, которым пользовались все художники вплоть до XIX века. Полотно «Поцелуй Иуды», наряду с фреской «Оплакивание Христа», стало ключевым в его творчестве, т.к. именно в нём острее, чем где-либо чувствуется мастерство художника и динамика всего действия.

Сюжет данной картины взят из Библии и широко известен многим. Иуда – персонаж, чьё имя стало нарицательным – один из наиболее приближённых к Христу учеников, предал его властям. На картине изображён момент «указывания» Иудой на своего Учителя – именно с помощью поцелуя враги Иисуса смогли его выделить среди других. Джотто ди Бондоне стремился передать момент абсолютного накала, отсчитывание тех долей секунд, после которых наступает катастрофа. Полотно передаёт то настроение, когда сторонний зритель понимает, что наступила точка невозврата – предательство совершено, величайшего из Мессий человечества ждут ужасающие пытки.

 

Примечательны эмоции и настроения героев картины. Джотто ди Бондоне активно использовал контраст между прекрасным и отвратительным – именно в этом контрасте изображены лица Христа и Иуды. И если в чертах Иуды можно прочесть подлость, страх и вместе с тем восхищение, то лицо Христа абсолютно спокойно. Учитель предателя точно знает о его поступке, он смиряется со своей судьбой и вместе с тем прощает несовершенство продавшего его человека.

Картина явно передаёт сумасшедшую динамику этого момента, хаос и суматоху. В толпе, окружающей главных героев, смешались как другие ученики Христа, так и поспевающие к нему стражи. Взметнувшиеся вверх факелы, мечи и ножи пытаются поразить «врага», тем не менее ни одна из сторон уже не способна во всеобщей давке отличить друзей от предателей.

 

В картинах ди Бондоне впервые появляются такие понятия, как перспектива и внутреннее пространство. Полотно «Поцелуй Иуды» выстроено, возможно, не совсем правильно с точки зрения перспективы, тем не менее оно передаёт объём. Композиция картины такова, что в первую очередь взгляд наблюдателя падает на ключевые фигуры – Иисуса и Иуды, – и лишь затем зритель обращает внимание на остальных людей. Порядок, в котором «выстроены» факелы и мечи позволяют взгляду ощутить пространство воздуха.

Колорит полотна очень многообразен и насыщен. Разноцветные одеяния героев придают картине реалистичности, законченности. Синее же небо, на котором делается акцент, точно скалой нависает над головами героев, готовясь обрушится на их плечи. Это «давление» воздуха не случайно – оно передаёт всю тяжесть и напряжение данного момента.

Произведение «Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне остаётся памятником подлинного страдания, где абсолютно нравственный герой, сталкиваясь с предательством и лицемерием, не находит иного выхода, кроме как простить предателя. Именно поэтому данная картина будет столь знаменита ещё долгое время – она завораживает каждого, кто обращает на неё свой взгляд. 

источник

 

laberinti.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта