Шоколадница (картина). История картины шоколадница


"Шоколадница".Жана-Этьена Лиотара. | Волшебная сила искусства

"ШОКОЛАДНИЦА" - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.

         Художника Жана Этьена Лиотара(1702-1789г ) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.

Легенда о создании картины такова:

       В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн  зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф , дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.

      Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.

Но есть и другая версия:

    Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.

Третья версия:

 Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Описание картины.

 На картине изображена всего одна женская фигура.Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

        Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

     Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды. Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

            Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

       Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркойв США и одной из старейших в мире.

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

ДРУГИЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА:

Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции» (1731-1767)

Девочка с куклой, дочь художника,крестница императрицы Марии Терезии

Франсуа Троншен с картиной Рембрандта (1757)

 

 

Портрет месье Bouër, купца из Генуи.

 

 

Портрет мадам Boere

 

 

Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749)

 

 

Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон .

 

 

Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет

 

 

Леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) - в костюме Венециано

 

 

Елизавета Фредерика София, герцогиня Вюртемберг (1732-1780)

 

 

 

Изабелла

 

 

 Портрет императрицы-королевы Марии Терезии, суверенной Австрии, Богемии и Венгрии

 Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»  

 

Источники.

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_36.html

http://krasa-club.com/zhan-eten-liotar-shokoladnica/

http://www.natali.ua/culture/lovestory/14469/

maxpark.com

Шоколадница (картина) - это... Что такое Шоколадница (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.

«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время.

Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил знаменитого Лиотара пастель.Она исполнена в незаметных детрадацияхсвета и с превосходным рельефом.Переданная природа нисколько неизменена; будучи европейской работой,пастель исполнена в духе китайцев…заклятых врагов тени. Что же касаетсязаконченности работы, то можно сказатьв одном слове: это Гольбейн пастели.На ней изображена в профиль молодаянемецкая девушка-камеристка, котораянесёт поднос со стаканом воды ичашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштейн, где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр[1].

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

В массовой культуре

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru

История одной картины. «Шоколадница» Лиотара – целый букет историй! - @vp-painting

В Дрезденской галерее трудно выделить какую-то одну картину, чтобы встать перед ней в изумлении или смятении чувств (если ты, конечно, не пришёл сюда затем, чтобы насладиться конкретным полотном). Здесь каждая работа – шедевр. И всё-таки, и всё-таки… Есть среди прочих одна, в которой непостижимым образом сочетается несочетаемое – простота и изысканность. Речь идёт о «Шоколаднице» Жан-Этьена Лиотара. На протяжении не лет – веков! – эта небольшая по размеру картина привлекает и пленяет зрителей.

Лирическое отступление. Эта картинка действует на меня в высшей степени притягательно. Едва я вижу её на улицах городов, как ноги против моей воли несут меня в её направлении. Ибо я знаю – там, где-то рядом, есть волшебная кофейня, где подают горячий шоколад, прекрасный капучино и умопомрачительное пирожное «Три шоколада». Не уверена, что исключительно все поступают так же, как я, но картинка эта наверняка хорошо знакома многим. Сеть кофеен «Шоколадница» позаимствовала её когда-то у швейцарского художника Лиотара и не прогадала. Милый образ придаёт заведениям респектабельность и аристократичность. Правда, в последние годы встречаешь её всё реже. Должно быть, произошёл ребрендинг или американская компания «Прекрасная шоколадница» (La Belle Chocolatiere), чьим логотипом как раз и является творение Лиотара, предъявила претензию, или произошло ещё что-то в этом роде, но барышня с подносом постепенно исчезает из наших кофеен. Очень жаль.

Бесспорный шедевр!

В ту пору, когда жил и творил Лиотар, было модно заказывать у художников портреты в стиле рококо. Ценились такие свойства, как эстетичность и пленительность образа (именно в этом, как известно, и заключается собственно суть этого стиля). Так вот Жан-Этьен считался непревзойдённым мастером такого портрета. К тому же он был модным портретистом, заказать работу ему было престижно, а иметь в доме портрет с его автографом было предметом особой гордости.

«Шоколадница», едва явившись взору критиков и любителей изобразительного искусства, тотчас была признана шедевром. И не случайно. Столь высокого статуса картина достигла благодаря выдающимся художественным качествам. Изображение необыкновенно гармонично. Причём в нём гармонично всё – от пропорций и форм персонажа до искусной детализации предметов. Например, Лиотар настолько точно прописал особенности преломления света в воде, что изображение впору использовать в качестве наглядного пособия при изучении закона Снеллиуса (преломление света на границе двух прозрачных сред).

Искусствовед М. В. Алпатов отмечал, что картину «Шоколадница» можно отнести к тем волшебным полотнам, которые являют собою чудеса обмана зрения в живописи. Как, например, те виноградные гроздья на холсте древнегреческого художника Зевксиса из Гераклеи (420-380 гг. до н. э.), на которые слетались птицы… Не стоит забывать, что для изображения Лиотар использовал технику сухой пастели – весьма капризного и сложного материала. Кто хоть раз держал в руках эти цветные мелки и пытался что-то изобразить ими на бумаге, знает, как это неимоверно трудно, особенно добиться тонких линий и смешивания разных цветов без грязи.

Известно, что Лиотару по сердцу было высказывание, принадлежащее великому немецкому живописцу XV века Альбрехту Дюреру:

Это высказывание стало для Лиотара заветом. Правилом. Законом. Чтобы убедиться в этом, можно, к примеру, повнимательнее присмотреться к чашке с шоколадом: это чашка майсенского фарфора! Первого фарфора, произведённого в Европе. И он был нарисован впервые в европейской живописи именно Лиотаром, да ещё с таким мастерством и тщательностью, что был легко узнаваем. Этот факт был высоко оценён искусствоведами и общественностью.

Откуда сюжет?

Чтобы ответить на вопрос, что побудило художника обратиться к изображению девушки-шоколадницы, надо знать ещё об одной особенности, бытовавшей в ту пору, когда жил и творил Лиотар. А особенностью этой было то, что высшим европейским обществом тогда овладела шоколадомания. Побаловать себя чашечкой горячего шоколада считалось признаком утончённости и финансового благополучия. Не каждый мог себе это позволить, так как стоимость шоколада была чрезвычайно высока. К горячему шоколаду полагался стакан воды, которая смягчала насыщенность и терпкость напитка. Лиотар как творческая и ищущая натура не мог проигнорировать эту моду и не попытаться так или иначе перенести её на… пергамент (именно на пергаменте рисовал портретист).

Кто дева та?

Кому посчастливилось позировать художнику, неясно и по сей день. Эта таинственность в своё время породила немало легенд. Согласно самой популярной из них, Лиотар изобразил на пергаменте благонравную девушку из обедневшей дворянской семьи Анну Бальтауф. Однажды в венское кафе, в котором приходилось ей служить, заглянул состоятельный князь Дитрихштейн. Он влюбился в скромную юную особу с первого взгляда. Любовь оказалась столь сильна, что вскоре важный господин сделал девушке предложение руки и сердца. И пожелал, чтобы ещё до свадьбы в его доме появился портрет любимой. И чтобы на ней непременно был тот наряд, в котором он увидел её впервые, т. е. наряд шоколадницы.

В соответствии с другой версией Лиотар был пленён тихой красотой камеристки австрийской императрицы Марии Терезии и именно её изобразил на картине. Циникам и менее романтически настроенным людям ближе иной вариант: по их мнению, художник нарисовал простолюдинку Нандль Бальтауф, все предки которой прислуживали богачам, а особы женского пола имели определённые жизненные блага за то, что добровольно оказывались в объятиях господ. Такая участь была уготована и этой бедняжке, ведь даже её мать считала, что иным путём несчастной не обрести ни любви, ни богатства.

Так вот, по этой версии девушка встретилась князю не в кафе, а в доме его друзей, где она прислуживала и… вертелась перед ним, стремясь заинтересовать его своей особой. Намерение увенчалось успехом, и скоро смышленой служанке выпал жребий пополнить ряды любовниц аристократа. Но она пошла ещё дальше, объявив своему покровителю нежелание быть одной из многих, и вырвала-таки для себя право быть единственной! Более того, князь даже стал знакомить её со своими гостями.

А потом общество было ошарашено известием – князь Дитрихштейн сочетается со служанкой законным браком! И им действительно был заказан портрет своей возлюбленной Лиотару, которому он поведал историю своей любви. На что портретист сказал:

Князю стало любопытно, что́ имел в виду художник, и тот ответил:

Легенда гласит, что князь так и остался в недоумении, ведь он прожил с шоколадницей до конца своих дней, не проявляя интереса к другим женщинам, и оставил завещание, согласно которому его огромное состояние переходило к супруге. А она, в свою очередь, будучи в преклонном возрасте добилась-таки уважения и признания в свете. Браво, Нандль!

Вот такая история. Вернее, целый букет историй. Красивых и не очень. Правдивых и вымышленных. Как бы там ни было, эти истории сыграли значительную роль в небывалой популярности и безусловной узнаваемости картины. И сегодня «Шоколадница» – едва ли не главная визитная карточка Дрезденской галереи (с ней может «поспорить» разве что «Сикстинская Мадонна» Рафаэля).

Послесловие

С 1765 года знаменитая картина Жан-Этьена Лиотара хранилась в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны она в составе коллекции шедевров была вывезена в замок Кенигштейн над Эльбой. Там все эти богатства были обнаружены советскими солдатами. Искусствоведам до сих пор представляется настоящим чудом то, что все экспонаты бесценного собрания живописи хорошо сохранились, ведь они долгое время находились в холодных и сырых подвалах. А «Шоколадница», не забываем, написана пастелью на пергаменте.

И ещё. Многие задаются вопросом, была ли на самом деле так мила шоколадница (или её прообраз), какой её изобразил художник. Критики отмечают, что это не суть важно, – она могла быть и дурнушкой, но для эпохи рококо была свойственна этакая лёгкость изображения, глядя на которое люди должны видеть красоту и испытывать от созерцания радость и восхищение. Вот и сам Жан-Этьен заявлял, что живопись подобна зеркалу, отражающему всё прекрасное в реальном, часто не идеальном, мире. Вот так и получается, что весь секрет заключается в том, что́ замыслил мастер. Лиотару блестяще удалось создать из обычной служанки восхитительный, запоминающийся образ, которому суждено было стать его главным шедевром.

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница»Три шедевра Дрезденской галереи

Автор статьи — @bovary

Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

goldvoice.club

Шоколадница (рисунок) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница. К:Рисунки 1743 года

«Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

История

Легенда о создании этой пастели такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и пастель создана в его доме — так гласит надпись, сохранившаяся на копии рисунка, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а пастель, созданная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил пастель знаменитого Лиотара. Она исполнена в незаметных градациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев… заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несёт поднос со стаканом воды и чашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года пастель находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны она была перевезена нацистами в крепость Кёнигштайн, где была найдена советскими войсками.

Видео по теме

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой бликом отражает источник общего света за спиной художника и преломляет через стекло и воду верхний край подноса. Характер очертания тени от фигуры модели на стене говорит о том, что был ещё один источник верхнего света, что характерно для мансард художников.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера пастели ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара рисунок воспринимался как шедевр[1].

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

В массовой культуре

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование пастели, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия рисунка находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта