Натюрморт. Испанский натюрморт картины


Реальнее реального: натюрморты Луиса Мелендеса

Реальнее реального: натюрморты Луиса Мелендеса [Feb. 22nd, 2009|03:59 pm]

Еда в искусстве

Луис Мелендес"Натюрморт с апельсинами и грецкими орехами"1772London, The National Gallery

Луис Мелендес"Натюрморт с дыней и грушами"1770Oil on canvasMuseum of Fine Arts, Boston

Луис Мелендес"Натюрморт с фигами"1760sOil on canvas, 37 x 49 cmLouvre, Paris

Луис Мелендес"Натюрморт"(сливы, черешни, сыр и кувшин)Холст, масло47 x 35 cм.Музей Прадо, Мадрид, Испания

Луис Мелендес"Бодегон: сливы, фиги, хлеб, лосось глиняный кувшин и другие емкости"

Луис Мелендес"Натюрморт с фигами и хлебом"1760soil on canvasNational Gallery of Art, WashingtonEще 16 порций >>Луис Мелендес"Bodegón con servicio de chocolate"1770, óleo sobre lienzo, 50 x 37 cm

Луис Мелендес"Натюрморт"1770Oil on canvas, 49 x 37 cmMuseo del Prado, Madrid

Луис Мелендес"Натюрморт с яйцами"

Луис Мелендес

"Натюрморт с огурцами и помидорами"1772

Луис Мелендес"Still Life with Pomegranates, Apples, a Pot of Jam and a Stone Pot"

Луис Мелендес"Bodegón con granadas, manzanas, acerolas y uvas en un paisaje"1771кликните, чтобы рассмотреть все, вплоть до мельчайших деталейЛуис Мелендес"Bodegón: dos perdices, cebollas, ajos y vasijas"увидеть мельчайшие деталиЛуис Мелендес"Piece of Salmon, a Lemon and Three Vessels"1772кликните для увеличенияЛуис МелендесBodegón con naranjas, sandías, melero y cajas de dulces Hacia 1760кликните для увеличенияЛуис МелендесBodegón con ostras, ajos, huevos y jarra 1772кликните для увеличенияЛуис Мелендес"Натюрморт"

Луис Мелендес"Натюрморт"

Луис Мелендес"Натюрморт"

Луис Мелендес"Натюрморт"

Луис Мелендес"Натюрморт"

Луис Мелендес"Натюрморт с виноградом"Холст, масло42 x 62 см.Музей Прадо, Мадрид, Испания

 

МЕЛЕНДЕС, Луис(Meléndez, Luis)1716, Неаполь — 1780, МадридИспанский живописец, миниатюрист. Крупнейший мастер испанского натюрморта XVIII в.Помогая первоначально отцу, стал миниатюристом и после 1753, вернувшись из Италии, был приглашен Фердинандом VI для иллюминирования книг в Королевской капелле Мадрида.

В области натюрморта, к которой художник обратился в нач. 1760-х, проявилась новая грань его творчества. Серии многочисленных натюрмортов, созданных Мелендесом и изображающих "дары испанской природы", предназначались для украшения королевских покоев во дворце Аранхуэса и в большинстве своем собраны ныне в Прадо .

  • Сформировался под влиянием традиций итальянских мастеров натюрморта Рекко и Руополо. Достигнув творческой зрелости, он переехал в Испанию, где стал признанным мастером натюрморта. Мелендес впитал в себя творческое наследие в решении натюрмортов Сурбарана.
  • Его картины заметно отличаются от столь известных голландских натюрмортов XVII века. В своих произведениях он пытается самыми простыми средствами передать поэзию обыденных вещей.
  • Создал свой тип монументального натюрморта с крупными, выдвинутыми на передний план, предельно объемными, простыми и скромными предметами, наделенными четкостью очертаний, контрастами темного фона и светлых плоскостей.
  • В мастерски построенных и уверенно написанных натюрмортах Мелендес следует тщательно, иногда даже жестко прорисованному изображению натуры; мир реальности не погружает зрителя, как в голландском натюрморте, в близкую, согретую теплом человеческого существования атмосферу, не вносит оттенка поэтической претворенности жизненной прозы, как в классических испанских бодегонах.
  • В Испании его зназывают "Испанский Шарден" ( El Chardin hispano)

eda-v-iskusstve.livejournal.com

Испанская живопись. Натюрморты. Сурбаран

В первой половине XVII столетия, когда Испания уже находилась в состоянии глубокого политического кризиса и экономического упадка, испанская культура испытала период небывалого расцвета, обусловленного общенациональным подъемом предыдущих десятилетий. В это время появляются величайшие по глубине и правдивости произведения испанской литературы и искусства.

Первый толчок к развитию реалистичной живописи в Испании сделал Караваджо. Именно в Испании этот бунтарь и разрушитель академических шаблонов обрел самых верных последователей. Впрочем, тут он и не казался бунтарем: в испанской живописи не было античных идеалов красоты. Евангельские персонажи в представлении испанцев никак не походили на античных богов, а были людьми из простого народа, и поэтому «вульгарные» персонажи Караваджо, которые словно попали на его полотна из толпы попрошаек, тут никого и не шокировали: они очень природно поселились в религиозной, а со временем – и в светской живописи Испании.

Первым из испанских живописцев последовал за Караваджо Хусепе Рибера. Подобно Караваджо, он находил своих святых среди простого народа и писал их с необычайной правдивостью, без малейшей идеализации и готовых схем, безжалостно высветляя морщины, набрякшие мышцы, увядшую кожу. Но не в этом главная сила Риберы. В немощных телах святых и мучеников живет огонь высоких душевных порывов, изображенных искренне и убедительно. Контрастное освещение придает эмоциям героев предельно напряженную выразительность. Впечатление от картин Риберы сильное целостное – он не столько показывает слёзы, сколько силой своего искусства вызывает их у зрителя.

Картина «Святой Иероним» была выполнена Риберой в его наиболее плодовитые 1640-е года. Высохшее тело пустынника написано широкими, энергичными мазками. Его резкие движения – природные. Глубокая трогательность старца передана без малейшей идеализации и мнимого пафоса.

Примерно в одно время со «Святым Иеронимом» был написан другой шедевр испанской живописи XVII века – «Натюрморт с мельницей для шоколада». Слева внизу стоит подпись – Хуан де Сурбаран – и дата: 1640. Группа предметов кухонного обихода выхвачена ярким боковым светом из полусумрака. Кажется, будто сами вещи излучают серебристое сияние. А между тем, они удивительно материальны: глядя на них, словно ощущаешь ладонью шероховатую округлость кувшинчика, нежную легкость чашки. Заманчивость предметов усиливается тем, что они сложно взаимодействуют: отражаются друг в друге, перекликаются линиями и формами, создают вариации сочетаний разных объемов и материалов. Сами предметы – простые, как отдельные звуки, из которых складывается неповторимая мелодия. В ней звучит благоговение художника перед красотой обыденных вещей, созданных руками человека.

Определение автора картины уже много десятилетий вызывает споры: знаменитый Франсиско де Сурбаран или его малоизвестный сын Хуан? По манере письма, по колориту, а главное, по мастерству авторство 42-летнего на тот момент Франсиско не должно было бы вызывать сомнений. Так оно и было вплоть до 1937 года, когда при фотографировании подписи в рентгеновских лучах в составе Fran (сокращение от Francisco) была замечена лишняя черточка и имя стали читать как Juan. Таким образом, выходило, что натюрморт написан двадцатилетним Хуаном, о котором известно только то, что он преждевременно умер и не оставил после себя больше ни одной картины. Эксперты, которые считали этот натюрморт шедевром, не хотели соглашаться с таким предположением и выдвинули гипотезу о графической ошибке в подписи. Но в 1955 году в собрании Лунг в Бордо был открыт еще один натюрморт – гроздь винограда на металлической тарелке – с такой же подписью и датой 1639. Выходит, что все-таки Хуан! Однако если и он, огромное влияние (а может, и вмешательство) отца является бесспорным. Тем более, что во многих прославленных картинах Франсиско на религиозные сюжеты видим скромные натюрморты: цветок, металлическое блюдо, ковшик или чашка, написанные с такими же умилением и тщательностью, как на нашем натюрморте. Не говоря уже про подписанный Франсиско де Сурбараном «Натюрморт апельсинами и лимонами» из собрания Контини Бонакосси во Флоренции.

автор статьи Сергей Стойко

 

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Цветы и натюрморт в живописи 18-20 веков.: eva_k2

Автор - pupochka007. Это цитата этого сообщенияЦветы и натюрморт в живописи 18-20 веков

1.

2.

3.

4.5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

eva-k2.livejournal.com

Натюрморт — с русского на испанский

  • натюрморт — натюрморт …   Орфографический словарь-справочник

  • Натюрморт —         (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который… …   Художественная энциклопедия

  • Натюрморт — Натюрморт. Поль Сезанн. НАТЮРМОРТ (французское nature morte, буквально – мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, цветы и т.д.).  … …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НАТЮРМОРТ — НАТЮРМОРТ, натюрморта, муж. (франц. nature morte мертвая природа) (живоп.). 1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Натюрморт специальность… …   Толковый словарь Ушакова

  • натюрморт — а, м. nature morte мертвая природа. 1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой птицы, рыбы и т. п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Уш. 1938. Изображение предметов неодушевленных, так называемый… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • натюрморт — старуха, картина Словарь русских синонимов. натюрморт сущ., кол во синонимов: 2 • картина (55) • старуха …   Словарь синонимов

  • НАТЮРМОРТ — (франц. nature morte букв. мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой либо деятельности и т. д …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАТЮРМОРТ — НАТЮРМОРТ, а, муж. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари. | прил. натюрмортный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Натюрморт — (фр. nature morte, букв. – мертвая природа) – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвящается изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты и т.д.). Большой толковый словарь по… …   Энциклопедия культурологии

  • натюрморт — НАТЮРМОРТ, а, м. Старая женщина на пляже. Выставка натюрмортов …   Словарь русского арго

  • Натюрморт — Запрос «натюрморт» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Виллем Кальф. Натюрморт с китайской супницей. 1660. Картинная галерея. Берлин …   Википедия

  • translate.academic.ru

    Натюрморт

    Ян Баптист Веникс. "Натюрморт с белым лебедем".

    Натюрморт Поля Сезанна

    Натюрморт, фреска из Помпей

    Натюрморт ( фр. Nature morte - Дословно - мертвая природа) - разновидность живописи, изображающий застывшие, неподвижные (morte) предметы - букеты цветов, композиции овощей, фруктов, посуды, ковров, мебели и т.д..

    Первые натюрморты заметили на фресках Древней Греции и Древнего Рима (сборник музея Каподимонте, Неаполь). Сохранились натюрморты и в мозаиках, хотя их создание еще ​​тогда было сопряжено с определенными трудностями - ( смальта, стеклянные камешки, которыми выкладывали мозаики, дорого стоили всегда). Темперный и масляная живопись ускорили создание картин, и натюрморт возродился, а затем стал личным жанром. Перевод "мертвая природа" ложный, это лишь изображения неподвижных вещей.

    1. Техники исполнения и основы

    Существуют различные техники выполнения натюрмортов. История искусств знает натюрморты на фресках, в мозаиках, пергаменте, на деревянной основе или металлических пластинах масляными красками. Натюрморты делали сангиной, карандашами, в технике пастели, водяными красками. Множество проб есть в гравюре-от рисунков Дюрера ("Первоцвет", 1526, пергамен, музей Хаммера) до цветных литографий Бернара Бюффе. Состоялись выставки, показали лишь натюрморт ("Натюрморт в европейской живописи"), от голландцев 17 века до Ван Гога.

    • Блюдо "морские животные", Берлин

    • Керамика древней Греции. Рыбы. Лувр.

    • Миску с рыбами. Древняя Греция. Лувр

    2. Натюрморты Караваджо

    В чистом виде сохранилось два натюрморты Караваджо. Утреннего этапа творчества принадлежит "Натюрморт с цветами и фруктами" (Рим, галерея Боргезе). Он еще перенасыщен вещами, как робкий еще художник спешно изображают все, что научился рисовать на холсте. Совсем другое впечатление производит натюрморт "Корзина с фруктами" (Милан, Амброзиана). Куда и делись робость, слабая композиция и збрякли краски. Минимум вещей не делает натюрморт незаполненным, а композиция, простой и одновременно скрыто диагональная, становится просто формуле натюрморта как такового. Исследователи до сих пор спорят, что это - хорошо выполненный эскиз к какой-то картины или уже законченная картина. Натюрморты не исчезают и дальше, но они становятся у Караваджо частями бытовых полотен - "Юноша с корзиной фруктов", "Юноша с лютней", "Мальчик, которого укусила ящерица", "Вакх с бокалом вина", в картине Больной Вакх.

    3. Натюрморты караваджистов

    Караваджистов (последователи художника) годами копировали его картины и разворовывали его идеи, композиции и темы. Он дал пример и натюрморты чрезвычайно распространились в произведениях самых разных мастеров. Свои интерпретации бытовых тем Караваджо и цитат из его натюрмортов дали художники Рима, Неаполя, северной Италии, Испании, Франции, Голландии и т.д..

    • Юноша с музыкальными инструментами. Афины. нац. галерея.

    • Худ. Франческо Бонер, Флейтист. Ашмолеан музей, Великобритания.

    4. Западноевропейский натюрморт

    Виллем Класс Хеда. Натюрморт с черепом (Суета сует).

    Выдающиеся шедевры среди натюрмортов - "Астрономические приборы" Филиппа де ля Гира (1589-1629), разнообразные "Лавки" Франса Снейдерса (1579-1657), почти все натюрморты Караваджо (1571-1610), Франсиско де Сурбарана (1598-1664), Питера Класа (1597-1661), Эдуарда Мане (1832-1883), непревзойденного Ван Гога (1853-1890) и Сезанна (1839-1906).

    Почти по одним натюрмортами известно творчество талантливых, но забытых художников, среди которых

    Большую стоимость для души человека имели книги. Их часто рисовали в натюрмортах: Давид Тенирс - "Книги и глобус Земли". А "Две библиотеки" в Джузеппе Мария Креспи подают книжные полки, книги и ноты. "Натюрморт с Библией" оставил нам Винсент ван Гог.

    Посетителей музея Лувр удивляет "Натюрморт с омаром" Эжена Делакруа, который, якобы, не писал натюрмортов. Свой образец натюрморта сделал и Франсуа Милле, который тоже приобрел Лувр ("Букет маргариток" 1874 г., пастель).

    Натюрморт не умер и в 20 веке. Новые черты и цветов он приобрел в Матисса (1869-1954), Пьера Лапрада (1875-1932), Жоржа Брака или Пикассо (1881-1973). Свое видение вещей и их взаимосвязей имели и женщины художницы - Зинаида Серебрякова (1884-1967) или Наталья Гончарова (1881-1962) - натюрморт "лучистой лилии".

    5. Разновидность натюрморта "Ванитас".

    Ванитас (Vansitas) - в переводе с латыни - суета. Эта разновидность натюрморта шел от библейских напоминаний о быстротечности времени, быстротечности человеческой жизни, осуждения тщеславия и напоминание о наказании за прижизненные грехи. Библейских святых не было, а идею суетности воплощали аллегорические предметы-знаки: часы, свеча - течение времени, человеческий череп - напоминание о смерти, музыкальные инструменты - кратковременность наслаждений и др..

    Череп - давний предмет как напоминание о смерти. Он часто появляется рядом со святыми или в сценах раскаяния ( Тициан "Покаяние Марии Магдалины", Хосе де Рибера "Святой Иероним", офорт, Эль Греко "Святой Франциск"). В натюрмортах "ванитас" череп уривнений с другими предметами, но предоставляет натюрморта серьезного, философского настроения, покоряет ему и другие вещи. Особое распространение натюрморты темы "ванитас" имели в Нидерландах 16 века и Голландии 17-го.

    В 20 веке череп вернули в натюрморт. Но формалистические поиски, деформации, избыточность в попытках художников быть новаторами лишили эти натюрморты философского содержания. А сами натюрморты вовсе не воспринимаются как старые "ванитас" западноевропейских мастеров 16-17 веков даже в произведениях Пикассо ("Натюрморт с черепом", 1907, Эрмитаж, Петербург). Это пустая оболочка без древнего содержания, насыщенного размышлениями над миром и своим местом в нем.

    6. Музыкальные инструменты Баскениса (Италия)

    Эваристом Баскенис, музыкальные инструменты, Брюссель.

    Без всякой связи с темой "Ванитас" (суета) делал свои натюрморты с музыкальными инструментами художник Эваристом Баскенис (1617-1677). В Италии 17 года вступает расцвета музыка эпохи барокко, возникают оркестры, используют несколько инструментов. Распространяется использование инструментов в связи с развитием как инструментальной музыки барокко, так и оперы, возникшая в конце 16 в. В Италии с уважением относились к мастерам музыкальных инструментов, а слава Амати, Гварнери дель Джезу, Страдивари достигла границ Испании и берегов Англии. В Баскениса появились и свои последователи (Бартоломео и Бонавентура Бэттери).

    7. Натюрморты мастеров Испании

    Испанских натюрмортов очень мало, а поцинюють их очень высоко. Испания долго удерживала Нидерланды в пределах своей колониальной империи. Отсюда вывозили все ценное. Кроме денег в перечень ценных вещей вошли ковры - гобелены или Аррас и картины. А именно в искусстве мастеров Нидерландов впервые появляется натюрморт масляными красками. Ганс Мемлинг (1433-1494) выполнил на дубовой доске портрет молодого заказчика. А на обороте нарисовал горшок с цветами на персидском ковре. Это чистый натюрморт ( Музей Тиссена-Борнемисса).

    Персидские ковры и цветы станут классическими вещами натюрмортов от Мемлинга к итальянцу Руопполи (1620-1685). Надлежащее персидским коврам или цветам отдадут и Ян Вермер с Дельфта, и Руопполи, и Николо Реньери.

    Именно горшок с цветами нарисовал в своем "Натюрморте" испанец Хуан де Арельяно ( Смоленск, музей изящных искусств им. С.Коньонкова). Испанцы пойдут своим путем и выбросят вон мелочи нидерландских манер. Франсиско де Сурбаран в своем "Натюрморте с лимонами и апельсинами в корзине" 1633 положит фрукты строго и просто. И не пожалеет никаких цветов своей палитры, чтобы все увидели красоту мира (Флоренция, сборник Контини-Бонакосси). Еще строже и проще разместил овощи в "Натюрморте с тыквой" Хуан Санчес Котани. Одно яблоко, один кочан капусты, один тыква и одна его кусок, один огурец - вот и весь сюжет. (Г. Сан Диего, США, Музей изящных искусств).

    Даже Антонио де Переда, накапливающий в натюрмортах вещи, остается их поклонником и певцом ("Натюрморт с часами", Москва).

    • Х.С.Котан, Натюрморт, Мадрид.

    • Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами в корзине и розой. 1633. Фонд Саймона Нортона. Лос-Анджелес

    • Х.С.Котан, Натюрморт, музей в Гранаде

    8. Арчимбольдо и изображения вещей

    На стыке разных жанров работал Арчимбольдо. Почти всегда он рисовал разные вещи - цветы, овощи, рыб, птиц. И всегда сочинял их особенно в зв'зку со своей задачей, необычным намерением через сущность одних вещей передать сущность иных качеств и смыслов. Поэтому изображение цветов или овощей служат для создания аллегорий (серия "Времена года"), персонификаций стихий ("Огонь", "Воздух") или даже портретов конкретных людей (император Рудольф II в в виде Вертумн). Жанровая неопределенность позволила делать на грани создания фокусов, чудаческих картин, обладающих качествами портрета, натюрморта и картинки-оборотни (известный "Огородник").

    Ортолани-Огородник.

    9. Натюрморты импрессионистов Франции

    Художники, якобы гонялись за впечатлениями и освещали их в своих полотнах, писали и натюрморты. Мало кто видел натюрморты с цветами Пьер-Огюст Ренуар, но они существуют ("Хризантемы", 1878, музей д'Орсэ, "Анемоны в весе", 1898, Нью-Йорк, частное собрание).

    Наибольшее количество натюрмортов создал основатель импрессионизму- Клод Моне (1840-1926) - "Подсолнухи" ( Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Охотничьи трофеи", 1862 г, (Лувр, Париж), Натюрморт с динею и персиками 1876, (Лиссабон, музей Галуст Гюльбенкяна), "Хризантемы", 1878, (Музей д'Орсе, Париж). И это неполный перечень его натюрмортов.

    10. Натюрморты Эдуарда Мане

    Жемчужинами живописи считают натюрморты Эдуарда Мане, который формально не входил в круг импрессионистов. Вот их краткий перечень:

    • Белые пионы, 1865, Музей д'Орсе.
    • Натюрморт с цветами, 1880, частное собрание.
    • Розы и сирень, 1883, Нью-Йорк, частное собрание.
    • Натюрморт с лососем, 1869, Шелборн, штат Вермонт, США.
    • Букет, 1883, Берлин.

    11. Натюрморты Ван Гога

    • Натюрморт с фруктами и бокалом, 1881,
    • Подсолнухи (на синем фоне), 1887, Нью-Йорк, Метрополитен.
    • Стул Ван Гога, 1888, Лондон, Нац. галерея.
    • Два сапога, 1887, Балтимор, музей искусств.
    • Три подсолнухи (в зеленой весе), 1888, частное собрание.
    • Кресло Гогена, 1888, Амстердам, музей Ван Гога.
    • Подсолнухи, 1889, Лондон, галерея Тейт.
    • Розовые розы, 1890, Копенгаген, Новая Глиптотека Карлсберга.
    • Ветка миндаля и книга

    • Два сапога, 1887

    • Петушки в весе, 1890

    12. Натюрморты в искусстве России

    Русское искусство барокко 18 в. тоже шло путем проб удивить зрителя. Невероятно реалистичное изображение вещей - было изюминкой в ​​дворцовых кабинетах. Образцы подобных произведений - не что иное, как тщательно выполненные натюрморты. Они представляют книжные полки с томами, приборы для написания писем, гусиные перья, ножницы и т.д.. Шесть подобных натюрмортов 18 в. демонстрирует музей-усадьба Кусково. Один из них принадлежит художнику П.Г.Богомолову - "Книги", 1737 г. К сожалению, годы жизни П. Г. Богомолова не известны. Подобный образец имеет и сборник художественных произведений в замка Олесько в Украине - "Натюрморт с гребешками и миниатюрным портретом неизвестного", 18 в.

    Российская империя 19-20 веков имела своих сторонников натюрмортов: это художники Мордвинов А. Н. (1800-1858) "Подрамник, папка и гипсовый барельеф" (Государственный Русский музей), произведения Хруцкого И. Ф. (1810-1885), прославленных Константина Коровина (1861-1939) и Врубеля (1856-1910). Натюрморты Коровина поражают зрителя яркими красками и широким мазком ("Розы" 1912 г., Омск, "Рыбы, вино и фрукты", 1916 г.) Скромные натюрморты Врубеля найдены в его рисунках ("Подсвечник, графин и стаканы".) А свой колористический дар Врубель выплеснул в акварельных натюрмортах (" Цветы в синей вазе ", 1887, Национальный музей русского искусства, Киев).

    Представители новейших мистецькх группировок подали свои образцы этого жанра: Кончаловский П. П. ("Сигары и сомбреро", 1916, ДРС), Фальк Роберт Рафаилович ("Натюрморт с фикусом", Харьков), Машков Илья Иванович ("Рыбы", Ереван, Картинная галерея Армении, "Натюрморт с красными маками", 1913, частное собрание), И.Грабарь ("Хризантемы в синей вазе", 1905 г.), Д.Штеренберг ("Розовая ваза").

    К классическим истокам натюрморта в Голландии и России суток барокко в своих произведениях уже на новом этапе обращался Николай Смирнов (1938-2005). Он делает селекцию вещей по стилю и в его натюрмортах возникают то изломы ар нуво ("бабушкины романсы", 1982 г.), то бурные годы Северной войны со Швецией (натюрморт "Виват, царь Петр Алексеевич!").

    13. Натюрморты Китая и Японии

    Изображение чисто вещей или цветов, рыб, насекомых присуще и искусству других стран, например, в Китае, Японии. Особенно много их в гравюре Японии. Примеры японских натюрмортов неможлово перечислить, так их много. Но присутствуют те натюрморты на японских ширмах, стенописи, веерах. Ибо искусство Японии долго не знало картины масляными красками западноевропейского образца. Японские натюрморты найдены в произведениях Кано Санраку "Пионы", Сотацу (ширма "Веера" начала 17 в.), Огата Корина ("Осенние травы" роспись веера начале 18 в.), Огата кэндзан ("Корзины с цветами", свиток начала 18 в.)

    С распространением гравюры к натюрмортов обращался великан искусства Японии Кацусика Хокусай - "Деревянный конь", "Луна, хурма и насекомое", "Лилии", Рыба и раковина. А его "Манга" (зарисовки) - полные рисунков вещей, где есть посуда, одежда, зонты, бумажные фонари.

    Профессиональные художники - граверы Японии постоянно искали новые средства выразительности произведений. От черно-белой гравюры пришли к цветной. Затем количество цветов увеличилось настолько, что гравюре грозило превращение в новый вид искусства. Были и попытки смешать жанры на одном листе. Таким произведением стала двухчастная гравюра Кацусика Хокусая "У бумажного фонаря", где слева японка на татами, а правоуч только бумажный фонарь (цветная ксилография 1801 г.). Чисто натюрмортного и двухчастная ксилография 1828 "Рыбы и кладовые" из "Книги листов-советов". Обычным натюрмортом стал и рисунок Хокусая "Росток хлопчатника, листья и плоды".

    На трехчастной гравюре Утагава Кунийоси "Месть", где самурай готовится уничтожить семью врага, является неожиданная вставка - натюрморт с коробками и салфеткой-фуросики. (Фуросики используют для упаковки и передвижения вещей-от книг к телевизору. Японцам фуросики долго заменяла ервопейськи сумки и корзины).

    • Кацусика Хокусай, веера

    • Худ. Чэнь Хуншоу (1599 -1652), Китай, лист альбома

    • Кацусика Хокусай, инро, нэцкэ и веер.

    14. Натюрморт на Американском континенте

    Худ. В. М. Харнет, Натюрморт "Старая скрипка"

    Свое место занял натюрморт и в искусстве США 19 века.

    Уильям Майкл Харнетт (1848-1892) учился в Нью-Йорке и Мюнхене. В своих натюрмортах он смешивал непохожие вещи, но вырисовывал ешь докуметнально и трезво. Часто они производили впечатление реальных вещей. Прославленный образец натюрморта Харнетт "Музыка и судьба" ( Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

    Рисовал натюрморты и Джон Фредерик Пето (1854-1907). Странный образец этого жанра оставил и мастер стенописей с Мексики Диего Ривера - "Натюрморт" 1913 г., Ермитаж, Петербург - масляными красками. Произведения в этом жанре оставили и мексиканцы Франсиско Досамантес (1910 г.р.) "Натюрморт", 1962 г., и Руфино Тамайо "Арбуз", 1966 г., литография.

    15. Натюрморт на стенописи

    Еще от мастеров Нидерландов и Голландии идет изображения горшков и ваз с цветами. Постепенно они перешли на стенописи и плафоны (картины масляными красками, которые крепили к потолкам во дворцах).

    Замечательным образцом натюрмортов в стенописи есть восемь ваз с цветами в секторах росписей купола костела св. Иосифа в Подгорцах, Украина. Странным является украшение интерьера костела натюрмортами, что более присуща дворцам эпохи барокко, а не костелам.

    Источники

    Репин И. Ю. "Букет. Абрамцево", 1878 г.
    • Альбом "Серебрякова", М, "Сов. Художник", 1969.
    • Гос. Эрмитаж "Западноевропейская живопись", каталог 1, второе издание, Л, "Аврора", 1976.
    • Воронова Б. Г., "Кацусика Хокусай, графика", М, "Искусство", 1975 (на русском).
    • Ротенберг Е. И., "западноевропейской исскуство 17 века", М, "искусство", 1971.
    • "Искусство Мексики", каталог выставки, Л-М, 1977.
    • Виппер Б. Р. "Очерки голландской живописи эпохи расцвета", М, 1962 (рус)
    • Виппер Б. Р. "Проблемы развития натюрморта", СПб, 2005 (рус)
    • Звездина Ю. Н. "эмблематики в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа", М, 1997 (рус)

    nado.znate.ru

    Испанская живопись в Смоленской картинной галерее

    Z-2220.jpg

    Коллекция испанской живописи невелика - всего несколько полотен. Все они относятся к XVII веку и отличаются высочайшим уровнем мастерства художников. В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов, имевших большую материальную и духовную власть. Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства.Особенно яркое воплощение художественные идеалы Испании нашли в творчестве одного из выдающихся реалистов Франсиско де Сурбарана (1598-1664). Художник создал целую галерею образов святых мучениц, к которым относится и "Святая Юста". Картина когда-то находилось в одном из испанских храмов или монастырей Севильи, заказы которых Сурбаран исполнял всю жизнь. В этом городе прошла большая часть его жизни, а окружавшие люди часто позировали для образов святых.Иконография картины "Святая Юста" связана с легендой IV века о мученицах Юсте и Руфине, дочерях гончара. Сестры пострадали за христианскую веру, отказавшись поклоняться статуе языческой богини. За это они были жестоко казнены, а позднее причислены к лику святых. В левой руке девушка держит два глиняных кувшинчика - напоминание о том, что она была дочерью гончара. Облик святой предельно прост и сдержан. Авторство Сурбарана было установлено в ходе проведённой в 1962 году реставрации. После удаления старых записей, искажавших авторскую живопись, открылось истинное изображение.

    Z-2172.jpgФрансиско Сурбаран. Святая Юста. начало XVII века

    В собрании Смоленской галереи особый интерес представляют произведения художников, чьи имена практически не встречаются в других российских собраниях. К подобным редкостям можно отнести работу крупнейшего испанского живописца XVII века Хуана де Арельяно (1614-1676) - классический пример цветочного натюрморта. В картине проявились тонкий лиризм и блестящее живописное мастерство Арельяно, а также отразились характерные особенности испанского натюрморта - затемнённый фон, продуманная уравновешенная композиция.Хуана де Арельяно можно смело назвать родоначальником испанского цветочного натюрморта. Картины именно этого живописца уникальны своей особенной неподражаемой лёгкостью и воздушностью. Обратите внимание на стеклянную вазу: именно она даёт возможность цветам парить. Цветочный натюрморт Хуана де Арельяно существенно пополняет небогатый фонд испанских картин в отечественных собраниях. Работы Арельяно встречаются довольно редко как в России, так и на Западе, лишь отдельные картины хранятся в музее Прадо и Академии Сан-Фернандо в Мадриде.

    Z-2219.jpgХуан де Арельяно. Натюрморт. Цветы

    Образы испанской аристократии представлены в портретах работы неизвестного художника. Парадный портрет знатной дамы отличается достоинством и величавостью, показанных с особым благородством стиля.

    Z-2247.jpgИспанский художник начала XVII века. Женский портрет. Холст, масло

    galik-123.livejournal.com

    Итальянская живопись | Каталог | НАТЮРМОРТ

    Холст крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. Верхний красочный слой местами потерт и утрачен, отчасти в результате предшествующих реставраций. По всей поверхности крупносетчатый кракелюр.

    Реставрация: 2002 (ГМИИ, Е.Ч. Боциева) - уложен кракелюр, удален слой неравномерно потемневшего загрязненного лака; на участках наиболее заметных утрат проведено живописное восстановление.

    Поступила как произведение неизвестного голландского мастера XVII века. Лазарев (устно) определил как работу флорентийской школы XVIII века. Авторство Якопо да Эмполи было установлено Малицкой (Малицкая 1960). Сегодня уже известна достаточно обширная группа натюрмортных композиций Эмполи, среди которых насчитывается несколько подписных и датированных. Особенно близка московской картине одна из двух парных работ, находящихся в коллекции Молинари Праделли в Марано ди Кастеназо (Болонья), почти совпадающая с ней размерами (х., м. 77 х 115,5; Porzio, Zeri 1989, ill. 610), но снабженная подписью и датой: addi 22 di luglio 1625 Jacopo da... Отдельные мотивы и запечатленные в этой картине предметы повторены в полотне из московского собрания, которое обычно приводится в литературе как реплика натюрморта из собрания Молинари Праделли. Картина из ГМИИ является абсолютно самостоятельным произведением, а повтор предметов в работах мастеров натюрмортного жанра - явление обычное. По сравнению с полотном Молинари Праделли публикуемый натюрморт выдержан в более светлой и холодноватой гамме.

    Известно еще несколько произведений художника, помеченных подписью и датой. Среди них два близких по композиции натюрморта из Галереи Уффици во Флоренции, датированные 1621 и 1624 годами (Porzio, Zeri 1989, ill. 634, 635) и натюрморт из частного собрания во Флоренции, на котором стоит дата - 1626 (Porzio, Zeri 1989, ill. 637).

    Таким образом все известные датированные натюрморты Эмполи относятся к 1620-м годам, что позволяет связать интерес художника к этому жанру с поздним периодом его творчества. По своему типу натюрморты флорентийского мастера восходят к традициям конца XVI века. Их истоки можно обнаружить в «лавках» Бартоломео Пассаротти и Винченцо Кампи, а в характере композиционного построения и в расположении предметов заметно соприкосновение с испанскими «бодегонес» от Когана до Лоарте.

    По всей видимости, публикуемая композиция была написана около 1625 года.

    Происхождение: 1924 пост. из 5-го Пролетарского (Рогожско-Симоновского) музея, Москва.

    Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 67 ил.; 1983 Дрезден. Кат., № 52; 1984 Ленинград-Москва. Кат., № 122.

    Литература: Малицкая 1960, с. 200-210 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 196; De Logu 1962, p. 180; Maggi 1962, p. 13, n.5; Natura morta italiana 1964, p. 76, № 159; Bianchini 1980, p. 143; Raccolta Molinari Pradelli 1984, p. 48, № 7a, b; Grillo, Godi 1984, p. 548, 552; Кат. ГМИИ 1986, с. 191; Seicento fiorentino 1986-1987, p. 134, № 1, 33; Marabottini 1988, p. 129, 130, 260, 261, № 111 ill.; Porzio, Zeri 1989, p. 532; Альбом ГМИИ 1989а, № 136 ил.; Маркова 1992, с. 213 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 212 ил.; Barocco italiano 1995, р. 38; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 176-177, ил. 85; Свидерская 1999, с. 51; Guidebook 2000, р. 178-179, ill. 88.

    www.italian-art.ru


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта