Иосиф Бродский Художник. Иосиф бродский картина


Иосиф бродский осень картина

В картине «Летний сад осенью» Исаак Бродский изобразил городской прогулочный парк в тёплый день: деревья с редеющими к небосклону золотыми листьями, деревянную беседку, вдали прогуливающихся людей.

«Хорошо, есть осень, она нежно и аккуратно готовит нас к холодам. Любимая осень. Время размышлений, рук в карманах, глинтвейна по вечерам и приятной меланхолии…»

Исаак Бродский известен как автор больших полотен, пейзажей, портретов, жанровых сцен.

«Летний сад осенью»

Картина «Летний сад осенью» пропитана тонкой лиричностью.

Произведение Бродского переносит нас наотдалённую боковую аллею Петербуржского Летнего сада. На аллее величественно располагаются мощные многолетние деревья. Кроны деревьев упираются в светло-голубое небо. Поредевшая золотая листва спустила на землю буяющие красками опавшие листья. Изображенные в дали пейзажа люди, словно оживляют его. В глубине аллеи расположены скамейки. Деревянная беседка грязно-белого тона с резными перилами пустует. Скоро и аллея опустеет. Листья осыпятся. Польют дожди. Яркие лучи солнца оповещают о последних днях золотой осени.

Художником были использованы все оттенки желтого, коричневого, оранжевого, импонирующих изображению золотой осени. Осень выписана художником поэтично, с любовью. Созерцатель может не только полюбоваться пейзажем, но и проникнуться в осень. Великолепие пейзажа проникает в глубину души. Глядя на картину, словно вдыхаешь свежий, терпкий аромат осени и окунаешься в последние теплые солнечные лучи в Летнем саду.

Сегодня я был на выставке картин на тему «Осень». Там были работы многих художников, но особенно мне приглянулась картина Исаака Бродского «Летний сад осенью». Знаю, что тебе нравится любоваться этим временем года ,поэтому решил описать тебе эту работу.

Поздняя осень. При первом взгляде на картину в глаза бросается длинная, широкая аллея. Вся она залита солнечным светом. На переднем плане аллея пуста. Вдоль по аллее расположились старые липы. На земле отчетливо видны их тени. Деревья уже сбросили листву, только голые изящные ветки, поднимаясь высоко вверх, кажется, касаются небосвода.

Высоко-высоко они, переплетаясь, превращаются в тончайшие кружева. Чуть дальше, в глубине аллеи – люди: взрослые и дети. Одни разговаривают о чем-то, другие играются, но все они пришли насладиться последними деньками осени.

По голубому небу с солнечными просветами плывут серые облака. Справа от аллеи пустая, одинокая и невзрачная беседка. Резные перила украшают её и делают более заметной. Она гостеприимно ждёт своих посетителей, которых укроет от любой осенней непогоды. Краски блёклые: в основном серые; встречаются также голубые и охристые тона.

Больше всего привлекают внимание чёткие линии веток. Они изображены так, будто живые. Ты должен обязательно увидеть эту картину. Уверен, что она тебе понравится.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

miyakirb.ru

Иосиф Бродский Художник

На этой странице представлено стихотворение поэта Иосиф Бродский — Художник.

Исаак Бродский – художник, которому было позволено рисовать Вождей революции

Теперь их просто не существовало. Ливанов был сильно пьяный и агрессивный.

В 1819 г. художник получает Золотую медаль за картинную «Зима в провинции» на Международной выставке в Мюнхене. Потом он часто воспроизводился в американских и европейских изданиях. Он много работает и выставляется, заработав репутацию сложившегося мастера. Но у Бродского высокие защитники и его так просто не выгонишь. Пионтека награждали призом имени Георга Бюхнера, главной литературной премией Германии, ежегодно присуждаемой Немецкой академией языка и поэзии, в формулировке было отмечено его редкое умение «соединять в поэзии цвет, мелодику и контур»). стал официальным художником новой власти.

Ранний период творчества художника

При активном участии поэтессы Анны Ахматовой шла защитная кампания за Иосифа Бродского. подошло к концу и он представил два программных произведения: «Теплый день» и «Портрет Л. М. Бродской». Получалось похоже и он захотел учиться рисовать у настоящих художников.

Появлялись какие-то девицы. что в смысле акустики итальянская пьяцца затмевает радио»). На огромном подрамнике стояла картина. В двадцатые его не принимали авангардисты. Уже знакомый с некоторыми методами карательной психиатрии, 4 июня 1972 года Бродский навсегда меняет бледных богемных питерских красавиц на жизнерадостных и розовощёких американских аспиранток-слависток.

«Ахровцы» сами в свою очередь не жалуют Исаака Израилевича. Особенно ему нравилось рисовать цанговым карандашом с толстым грифелем – он давал широкую «бархатную» линию. И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Юлия Демиденко историк: Мало кто знает, что конец жизни Бродского был омрачен самым настоящим уголовном процессом по делу антиквариата Бродский собрал очень неплохую собственную коллекцию, по поводу чего разразился большой скандал.

Бродский готов был выполнить любое поручение власти, как художественное, так и политическое. Сына они так больше и не увидели. Слово «художник» употребляется как бы в двух смыслах. Венеция недосягаема.

Зрелый период творчества художника

Более пяти веков назад, со стороны канала Джудекка находились здания больниц, где доживали свои дни люди неизлечимо больные чумой. Участие в АХРРе во многом было вынужденное, ведь по другую сторону баррикад – леваки-авангардисты, для которых Бродский со своей нарочитой академичностью и идеологической всеядностью являлся персоной нон грата. В 1971 году, пользуясь давностью знакомства, я обратился к Иосифу Бродскому с просьбой написать текст в стихах к фильму Рембрандт. Он был счастлив.

Правда, художник заканчивал этот портрет уже после прихода других героев. Видимо, все-таки власть терпела, где-то он вступил с нею в конфликт. Для самого Бродского межжанровые «перескоки» не являлись чем-то из ряда вон выходящим, напротив — логическим ходом развития художественного текста. Бродский бросил школу, едва перейдя в 8 класс. Все это стоило копейки или отдавалось бесплатно. Ему нужно как-то зарабатывать: родители очень волнуются, что он без дела. Каждое снабжено как названием, так и подзаголовком, который сообщает пейзажному упражнению религиозное измерение, увязывая с избранным библейским сюжетом. 45 К примеру, подзаголовок картины «Утро» — «Иаков и дочери Лавана» в мужской фигуре пастуха можно угадать Иакова, а в двух девушках под сенью деревьев — будущих его жен, дочерей Лавана: Лию и Рахиль.

Народу было много. И трагедии, конечно же, все эти мучительные эмоции по поводу того, кто с кем уходит. Его студентом и стал в 1896 году Бродский. Народу было много. Так как художники – они чем привлекательны. Сюжет третьей картины серии «Вечер» («Товий и ангел») — повествует об ослепшем Товите и его сыне Товии, чьим проводником был ангел Рафаил (в хронологическом порядке написания цикла она следовала второй).

Но тогда я смотрел-смотрел и решил написать стихотворение с этим самым сюжетом. Он стал не просто известным художником, но и главным художником Советского Союза. Единственным заказчиком стало государство. Исаак Израилевич был всего лишь идейным художником своего времени.

А вот она его заметила. Ein Gesprach mit dem Literaturnobelpreistrager Joseph Brodsky // Frankfurter Rundschau. Бродский в то время ухаживал за рыжей красавицей Беллой, но ее тут же стал «клеить» знаменитый тогда актер Василий Ливанов, которого привел с собой Гага. Выпивали.

опубликовал антологию современной польской поэзии «Уроки тишины», куда вошли стихи Збигнева Херберта, Чеслава Милоша, Виславы Шимборской. Хотел получить от него его воспоминания. Этот мой рисунок впервые был опубликован в 1980 году в нью-йоркском сборнике «Часть речи», посвященном 40-летию со дня рождения Иосифа Бродского. Имя Бродского становится нарицательным.

Впервые Михаил Барышников и Иосиф Бродский встретились в 1974 году в Нью-Йорке. Другой невидимый покровитель Бродского и влиятельное лицо в Баварской академии, Хайнц Пионтек, сам писал стихи и прозу (трилогия «Мюнхенские романы», 1962) и, что не менее любопытно, был превосходным художником, хотя и любителем8 (когда в 1976г. Какую именно сгоревшую живописную версию популярного евангельского сюжета имел в виду Бродский, остается лишь догадываться — среди нескольких десятков «Поклонений волхвов» наиболее часто воспроизводятся картины Леонардо да Винчи, триптих Босха, варианты Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Ботичелли, Джорджоне и других. Ах, как пышно он живёт— и как нудно. К тому же мы были счастливыми, по тем временам, обладателями телефона. Это город, который, не считая Ленинграда, Иосиф любил больше всего. Дело это было мучительное – она никогда не могла сдать работу в срок.

Лежали на коврах и шкурах. Недаром антиквары ценили и тогда и сейчас, Бродский – очень дорогой художник. Бродский И. И. Но пришел день Октябрьского переворота.

Лениниана – одна из главных тематик в творчестве художника

Набережную эту так и назвали — Набережной неизлечимых. Одну помню хорошо. На самом деле ссылка была совсем не страшной. Не говоря уже о чисто порнографическом аспекте всего этого дела. Однажды он внимательно пролистал все рисунки и на одном расписался: «Мишель, вот этот похож». А были актеры. В ленинградской художественной среде 1920-х так называют художников, живущих по принципу: «Чего изволите. ». 5 December 1987.

Это было очень впечатляющее зрелище. Иосиф бывал у нас часто. И. Б. Нью-Йорк 2 апреля 1995». В тот вечер мы виделись в последний раз. А 29 января 96-го года мы прощались с ним в похоронном доме на Бликер-стрит. Это мастер в хорошем, буржуазном смысле слова, художник на все времена. Нужно было возродить и развить систему академических жанров.

В Нью-Йорке мы были на его пятидесятилетии на Мортон-стрит, виделись на выставке Целкова, на выступлениях поэтов, Рейна, Кушнера, Наймана, которые он предварял, но чаще в уютном «Русском Самоваре» у Романа Каплана. Главный поэтический жанр – ода, а главный художественный – парадный портрет вождя. Пьяный Вася долго бродил по ночному поселку, стучался ко всем и гундосил: «Я артист Ливанов, дайте мне выпить. ». Необходимо отметить, что в ранних работах (например «Сказка») он использовал элементы символистской фантастики, что создавало эффект некоторой салонности.

  1. Иосиф Бродский — Художник: Стих
  2. Бродский Исаак Израилевич – лучший образец соцреализма
  3. Бродский Исаак Израилевич: биография и фото картин
  4. Бродский Исаак Израилевич (1883 – 1939) (34 работ)
  5. Бродский Исаак ИзраилевичКартины и биография
  6. Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)

Тысячи работ разместились в его квартире-мастерской. с нем. Это типичное ар-нуво. 2 апреля 95-го года после выступления Бродского в Манхэттене мы пришли в «Самовар», Роман принес свой знаменитый альбом с автографами, фотографиями и рисунками и попросил меня нарисовать Иосифа, но тот забрал у меня альбом и любимый им цанговый карандаш: «Мишель, ты меня много рисовал. Жданова, Л. М.

Энтузиазм Бродского И. И. Он предложил сделать фильм о маленьком буксире, который плавает по большой Неве. Да ещё стихи оказались неплохими. Через несколько лет на могиле поэта установили надгробный памятник работы художника Владимира Радунского.

  1. Вчера – Керенский, сегодня – Ленин
  2. Художник, преподаватель, коллекционер
  3. уфйий рпд ьрйзтбжпн фП, ЮФП ДПЪЧПМЕОП аРЙФЕТХ,
  4. фйипфчптеойе п умерщи нхъщлбофби
  5. уфйий пв йурбоге нйзхьмй уетчеофе,
  6. реуос оечйоопуфй, поб це – прщфб

он впервые прочитал Книгу Бытия. Это канонический образ руководителя великого государства. «Шляпа типа гигантского лопуха» позволяет соотнести образ с одной из шести имеющихся в Эрмитаже работ Ван Донгена — «Женщиной в черной шляпе» (1908), выполненной в сложной колористической палитре, сочетающей густой черный цвет с нарядным зеленым. Он читал «Еврейское кладбище», которое вызвало нешуточный скандал в литературных и общественных кругах. арт-декошные моменты были предвидены Бродским. У него хватило бунтарского духа, чтобы создать эскиз картины «Красные похороны», но следовало ожидать, что он будет отвергнут в Академии по политическим соображениям.

Олицетворением этого пути явился талантливый мастер реализма – Бродский. Среди тех, чья работа была высоко оценена Ильёй Ефимовичем, оказался и Бродский. 3 «Из всех школьных предметов меня больше всего привлекали геометрия и тригонометрия, — признается Бродский в интервью франкфуртскому изданию (опубликованном в переводе на немецкий, но не включенном в книгу избранных интервью под редакцией В. Полухиной). Первым опубликованным стихотворением Бродского стала «Баллада о маленьком буксире», которая была напечатана в детском журнале «Костёр» ( 11, 1962). Ленина на митинге рабочих Путиловского завода» (1929) и другие в том же ряду.

Довольно забавные собеседники, ужасно остроумные. Троллинг имел некий успех, так как новый 1964 год сабж встретил в здравнице им. В Академии художеств он выработал стиль «ажур».

  • Школа бизнеса клубного типа – новое направление клуба «Бизнес инсайт»
  • «Автоальянс»: быстрый и качественный выкуп Рено Логан
  • Красивая и комфортная домашняя одежда
  • В Иркутске будут укладывать наноасфальт
  • Галактическая проблема и способ ее решения
  • Европа секретно создает систему выключения автомобилей на расстоянии
  • История возникновения казино или как появились современные игровые автоматы

В его полотнах получили отражение события, которые происходили на его глазах. И быстро сделал очень хороший рисунок. Сгорела, между прочим, потом картинка эта и печка сгорела и сама дача. Эта поездка была столько же продуктивна, как и предыдущая: он пишет портрет писателя, картину «Сказка», «Италия» в 1911 г. Вернувшись из путешествия, Бродский приложил все свои умения и трудолюбие к поиску своей живописной манеры.

«. Один сознательный гражданин в чине капитана, некто тов. Правда, дальше замыслов дело не пошло. Не отрицая очевидного дарования, завистливый Лимонов назвал Бродского «бухгалтером от поэзии»— циничным профессионалом использующим набор простецких заученных поэтических приёмов, срывающих крышу у быдла.

С большим удовольствием. За несколько дней до создания поэмы «Исаак и Авраам» весной 1963г. Целый ряд портретов Ленина В. И., выполненные Бродским, способствовали этому процессу. Впечатления от текста наложились на визуальные — от монументального полотна «Жертвоприношение Авраама» в Эрмитаже. 16 Эра Коробова вспоминает, как они подолгу обсуждали с Бродским экспонируемые в Эрмитаже работы Рембрандта и Антуана Ватто и того и другого, по ее словам, он обожал. 17 Изобразительные адаптации сакральных сюжетов, таким образом, для Бродского в некоторых случаях даже предшествовали его обращению к оригинальным литературным источникам. Он пообещал: Это проба. И быстро сделал очень хороший рисунок.

Лев Лурье: Cлово «художник» употребляется как бы в двух смыслах. Иосифа Бродского начали преследовать на всех уровнях. Такое легкое веселье или, скорее, комикование. У них же натурщицы есть, да. Он делал изумительно красивые пейзажи и портреты, в общем плане их можно назвать символистскими, в плане эстетическом – гобеленными. Сохранилось много его рисунков, сделанных этим карандашом.

В тридцатые карьера Бродского выходит на новый уровень. Я сделал большой плакат: на фото шведский король вручает поэту премию, а сверху факсимильно воспроизвел статью из газеты 64-го года о суде над ним с идеальным для плаката названием «Тунеядцу воздается должное. »Мы с женой увиделись с Иосифом спустя 16 лет в его доме в Саут-Хедли. Офорты. По такой стандартной табели о рангах – натурщица, она как бы лучше, чем простая смертная. S. Hadley.

И хотя Бродский признается, что «уже не помн, кого имел ввиду» из визуальных реминисценций имеется прямое указание на голландского художника Кейса ван Донгена (1877—1968). Вдова одного из погорельцев припоминает, что это была репродукция картины «Поклонение волхвов» севильского художника Франсиско де Сурбарана (1598—1664), выполненной им для монастыря в Хересе. 21 Во всяком случае сам автор имени живописца не запомнил: «И там из польского журнальчика — по-моему, Пшекруя — вырезал себе картинку. И вот здесь, в кабинете Репина и в мастерской велись долгие разговоры. по обвинению в нарушении общественного порядка). В 1909 г. художник отправляется во Францию, путешествует по Англии, Испании и Германии.

  • Топ-15 естественных способов улучшить кровообращение
  • Стероидный гнев: правда и вымысел
  • Коробочное програмное обеспечение для логистических провайдеров (3)
  • Столицей Ирана может стать город Тебриз
  • другие песни от: Иосиф Бродский

Работали мы легко, ненатужно и гости нам не мешали. Ирины Киссиной). И написал: «Мишеньке, с нежностью от Иосифа. В первой картине этого цикла «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна» Бродский показал себя в качестве мастера крупных многофигурных полотен, за ней последовала документальная картина «Расстрел 26-ти бакинских комиссаров».

В книге «Разговоры с Иосифом Бродским» Соломон Волков, говоря о «Бродячей собаке» и т. д., спрашивает: «А что представляла современная вам ленинградская «изящная жизнь». »Бродский: «Наверное, художники и их мастерские. Оказалось, что и в России они все время находились где-то рядом, но не пересекались. Кащенко. Выпивали. Он страдал стенокардией еще до эмиграции.

Бродский в то время ухаживал за рыжей красавицей Беллой, но ее тут же стал «клеить» знаменитый тогда актер Василий Ливанов, которого привел с собой Гага. Я привез несколько таких карандашей из Чехословакии и один подарил ему. Однажды он внимательно пролистал все рисунки и на одном расписался: «Мишель, вот этот похож». Через три года в «Вечернем Ленинграде» вышла статья, клеймившая Бродского за паразитический образ жизни, в ней же приводились цитаты из поэмы Иосифа «Шествие» и других произведений. Единственным клиентом стало государство.

Скульптуры выбрасывали из Академии во двор, разбивали, мостили ими мостовую, картины старых художников резали на куски и давали студентам, чтобы они на них писали, с холстом было дефицит. Частные заказы почти прекратились. Появлялись какие-то девицы.

Думаю, что и в «Бродячей собаке» происходило, до известной степени, то же самое. Волков: А пили крепко. Было это в 1962 году. Третье составляющее его жизни – коллекционирование – было настоящей страстью. Бродскому это удалось.

в 1921г. ) известен переводами на немецкий с польского и русского языков (последнему он выучился, будучи военнопленным в советском лагере, куда он попал после тяжелого ранения, полученного в Сталинградской битве: по его собственному признанию, валяясь на госпитальной койке в течение целого года, он самостоятельно выучил русский по двум сборникам стихов Лермонтова и Пушкина, подкинутым ему сердобольной нянечкой в результате Дедециус смог задушевным слогом писать письма домой от имени охранников-красноармейцев, на его счастье оценивших ту легкость, с какой их подопечный освоил любовную лирику XIX века). Для движения вперед революции нужна была качественная пропаганда. Он подарил нам книжки: «Урания», «Часть речи» и «Конец великой эпохи». В 1930-е карьера Бродского вышла на новый уровень. Состояние здоровья поэта было нестабильным.

  • Описание картины Исаака Бродского «Алея парка»
  • Описание картины Исаака Бродского «Весна»
  • Описание картины Исаака Бродского «Летний сад осенью»
  • Описание картины Исаака Бродского «На даче»

В 1908 г. обучение Бродского И. И. А потом про этот случай раструбили по Би-би-си. Бывали и не хуже, но лучше— пожалуй, не было». Но революция решительно поменяла соотношение сил в художественном мире России.

Я привез несколько таких карандашей из Чехословакии и один подарил ему. мучительные эмоции по поводу того, кто с кем уходит. » – я думаю, как раз про ту пьяную ночь. После ссылки Бродский часто бывал у поэта Леши Лившица (Льва Лосева) в журнале «Костер» – делал переводы разных детских поэтов из союзных республик.

  • Описание картины Исаака Бродского «Церковь»
  • Описание картины Исаака Бродского «Портрет Сталина»
  • Описание картины Исаака Израилевича Бродского «Сталин»
  • Описание картины Исаака Бродского «Ленин в Смольном»
  • Описание картины Исаака Бродского «Италия»
  • Описание картины Исаака Бродского «Золотая осень»

Оба раза Бродскому не позволили приехать на похороны. Бродский жил в стороне от действительности, не замечая её. Они болтали друг с другом, рисовали или играли в рулетку (была у нас такая игра, кем-то подаренная).

Освобожденный в 1950г. Этот стиль копировал знаменитый Борис Григорьев, впоследствии приятель Бродского. В 1920-е его не принимали авангардисты. Исааку Бродскому удалось то, что не удалось большинству его коллег. По всей видимости, с этой задачей он справился, все это заработало.

  1. Любой монолог на самом деле — диалог
  2. Рождество — главный христианский праздник
  3. Страна, где нет ни января, ни февраля, ни марта
  4. Вспоминая двух великих эмигрантов
  5. Три стихотворения из проекта «Живые»

За картину «Теплый день» Исаак Израилевич был удостоен Золотой медали и возможности обучения заграницей. Фотографировать не разрешали, я сделал рисунок в блокноте, потом увеличил его. И у них время от времени собиралась богема или то, что полагало себя богемой. Затем была предпринята попытка известить Бродского при помощи Союза советских писателей, однако в организации диппочту с наградным письмом по адресу переправлять наотрез отказались. В 1930-е Бродский как-то пригласил на обед гонимого властью, вечно нуждающегося Павла Филонова. Но 1917-й решительно поменял соотношение сил в художественном мире России.

На вопрос «Как Вы чувствуете себя, преподавая в женском вузе. » он ответил: «Как лис в курятнике». Были люди, которые приходили на это просто посмотреть, они были зрители. Он был большой дамский любезник, но стихи не читал, видимо, не считал, что перед ним его слушатели. Входили в делегацию еще три художника – Григорьев, Кацман и Родимов. S. ZB3.

  • Иосиф Бродский: последние новости
  • Основные факты из биографии Исаака Бродского
  • Характеристика творчества Исаака Бродского
  • БРОДСКИЙ Исаак Израилевич (1883/1884-1939)

Семья содержала домашних животных: две собаки и птичку. 14 февраля 1960 года Иосиф Бродский впервые выступал на ленинградском «Турнире поэтов». Картина «Поклонение волхвов» подвигла Бродского на первые рождественские стихи, сочинение которых впоследствии превратится у него в традиционный декабрьский ритуал. 18 Досконально изученная репродукция сгорела во время пожара на даче академика Берга в Комарово19, где Бродский жил тогда вместе с художником Я. Виньковецким (во время инцидента поэта в доме не было20), пока хозяева находились в Академгородке под Новосибирском.

По его словам, в 1970 году у него была настоящая идея-фикс. Но разумеется разрешения на выезд власти ему не так и не дают.

Здесь поселился сын Бродского от первого брака, Евгений. «Поедем к художнику в мастерскую. » – так это мне вспоминается. Он мечтал о другом – о возможности зарабатывать своим трудом и жить в комфорте. Истории про Набережную неисцелимых нужно уделить особое внимание. Устанавливается соцреалистический канон. В отличие от других учеников Репина, попадавших под огромное влияние учителя и начинавших слепо копировать его манеру мастера, Бродский выработал собственный стиль, который называли «ажуром» и который тоже стал образцом для подражания. Он мечтал о возможности зарабатывать своим трудом и жить в комфорте. Иосиф бывал у нас часто. Исаак Бродский умер от лейкемии в августе 1939 года.

Поэт К. Дедециус (род. Художник пишет картину «В. И. Ленин и манифестация» в 1919 г. и планирует цикл картин «Революция в России». Действительно, был ковер и большая медвежья шкура, присланная с Чукотки Гагиной тещей, стоял старинный рояль, оставшийся от кого-то из прежних владельцев (когда-то тут работал Натан Альтман), на стенах висели рисунки, шаржи, смешные коллажи, было очень уютно. В этот раз Бродский жил в Италии на острове Капри.

Молотова, С. М. О такой чести при жизни вряд ли мечтал уроженец украинского местечка под Бердянском, которого родители отправили учиться на архитектора и который случайно стал художником. Когда Иосиф по просьбе гостей стал читать стихи, его «соперник» Вася начал гнусавым голосом довольно громко и похоже его передразнивать, начались смешки, чтение было сорвано. Он официально состоит в Ассоциации художников революционной России, так называемом АХРРе, где группируются реалисты, продолжающие традиции передвижников.

И у них время от времени собиралась богема или то, что полагало себя богемой. После смерти его именем назвали улицу (ныне – Михайловская) в Ленинграде, ведущую от Невского проспекта к площади Искусств, где стоит Русский музей и где в зените своей славы жил сам Исаак Израилевич. Частные заказы почти прекратились. Вспоминал он об этом периоде так: «Один из лучших периодов в моей жизни.

На всех нарисовал кота, сделал трогательные надписи, на «Урании» написал: «Юле, Вике и Мишке от Жозефа по книжке. Делали шаржи. »Он засмеялся: «Да нет. Он был счастлив. Смерть родителей подкосила здоровье поэта.

И написал: «Мишеньке, с нежностью от Иосифа. Бродский перенес четыре инфаркта – в 1976, 1985 и 1994 годах. Им больше нравился будущий архитектор по фамилии Бродский. Пьяный Вася долго бродил по ночному поселку, стучался ко всем и гундосил: «Я артист Ливанов, дайте мне выпить. ».

Волков: А что, был и такой аспект. Особенно ему нравилось рисовать цанговым карандашом с толстым грифелем – он давал широкую «бархатную» линию. Я часто делал зарисовки с него в блокнот, который всегда ношу с собой.

Но потом ему понравилось перерисовывать картинки из церковного календаря. Публикуется он впервые. Там была статья о нем и мой рисунок – тот самый. В какой-то момент в правлении Баварской академии благоразумно рассудили, что дальнейшие публичные попытки вручения официальной грамоты избраннику могут всерьез навредить ему и потому решили прекратить контакты до более благоприятных времен — которые, как известно, не заставили себя долго ждать.

В зданиях больниц нынче располагается Академия изящных искусств. Партийная пресса прославляла Бродского, его картины были представлены на крупнейших выставках, к примеру, на Международной выставке в Париже в 1937 г. в советском павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе» и «Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт». Этот мой рисунок впервые был опубликован в 1980 году в нью-йоркском сборнике «Часть речи», посвященном 40-летию со дня рождения Иосифа Бродского. В общем, такой нормальный спектакль. Кроме пейзажей в это время он создает несколько замечательных портретов.

Ему уже не надо никому и ничего доказывать. Студентам выговаривали за подражание Бродскому. И вот в имении Репина «Пенатах», в его кабинете и мастерской, велись долгие разговоры. Это мастер в хорошем, буржуазном смысле слова, художник на все времена. В 1920е Бродский занимает уникальное положение среди своих собратьев художников.

Кагановича, Г. К. Приходил Иосиф и вечерами, когда организовывались какие-нибудь пьянки.

Эдичка также замечает, что многие опусы сабжа походят на каталоги образов. Но у Бродского были высокие защитники и его так просто не выгонишь. Перекурить. Так как художники – они чем привлекательны. Все это стоило копейки или отдавалось бесплатно. Теперь их просто нет в природе.

Ему это прощали. Тысячи работ разместились в этой квартире-мастерской. Об Италии у Бродского написано множество стихотворений: из самых известных – «Лагуна, «Пьяцца Маттеи», «Набережная неисцелимых», «Посвящается Марку Аврелию». Пер. Сохранилось много его рисунков, сделанных этим карандашом. Входили в делегацию еще три художника – Григорьев, Кацман и Родимов.

Илья Ильф в свое время сказал: «Пока живы врачи-стоматологи искусство не умрет». Лернер, стал троллить сабжа в питерской жёлтой прессе, заклеймив тунеядцем. Куйбышева, А. А. Место упокоения было отмечено деревянным крестом с именем Joseph Brodsky. «Ахровцы» в свою очередь тоже не жаловали Исаака Израилевича.

Дай-ка я тебя нарисую». Gedichte wie Bilder von de Chirico. Затем Иосиф хотел стать проводником – не получилось. Например, часто встречающееся противопоставление обсценного божественному (e. g. Мать литератора умерла в 1983 году, а через год не стало и отца. Я часто делал зарисовки с него в блокнот, который всегда ношу с собой. Неожиданно он получил еще и славу, славу первого живописца страны Советов. Происходило это нередко.

Бродскому это удается. Бродский: В основном шли разговоры, окрашенные эротикой. Бродский: Еще как.

В прошлом году я первый раз показал его на моей выставке в Петербурге. Я приклеил ее над печкой и смотрел довольно часто по вечерам. Ему было всего 54 года.

С каждым годом здоровье поэта ухудшалось. Недаром антиквары его работы ценили и тогда и сейчас, Бродский – очень дорогой художник. Просил 25 червонцев. Довольно забавные собеседники, ужасно остроумные. В финальной «Ночи» Лоррен выдвигает новую версию популярной в истории европейской живописи сцены «Борьбы Иакова с ангелом». Бродский последовал совету, что позволило ему в дальнейшем избежать новых обвинений в тунеядстве, но КГБ не оставлял без внимания своего, так сказать «старого клиента».

Это было Поклонение волхвов, не помню автора. «Хуярит прямо мне в зрачок» супротив «Куда забрёл ты, Аполлон»). Когда Иосиф по просьбе гостей стал читать стихи, его «соперник» Вася начал гнусавым голосом довольно громко и похоже его передразнивать, начались смешки, чтение было сорвано. Он был гостем Максима Горького. Через две недели я пришел к нему и получил четыре страницы стихов.

Мимоходом укоряя прибеднявшегося Достоевского (жившего «прямехонько напротив Palazzo Pitti» — то есть того самого комплекса, в Палатинской галерее которого висят картины Рафаэля, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Караваджо, а также венецианцев Тинторетто и Джорджоне), он переходит к тому, что понял «в чем дело с Данте»: «он от Синьории, как я — от ГБ Атилла Бейли тонко отреагировал на жанровый слом в поэтике Бродского, почувствовав, как сквозь зияния в собственной фактуре поэтический текст вдруг сбивается на образный язык живописи. Не был исключением и Сергей Миронович Киров. Его учениками были такие известные художники и педагоги как А. И. Лактионов, Ю. М. Непринцев, В. М. Орешников, П. П. Белоусов, М. П. Железнов, Н. Е. Тимков, А. Н. Яр-Кравченко, П. К. Васильев, М. Г. Козелл и другие. Мастерская находилась рядом с Академией художеств, на узенькой, какой-то средневековой улице Репина, выходящей к Румянцевскому садику.

По такой стандартной табели о рангах – натурщица, она как бы лучше, чем простая смертная. Ленин на фоне Кремля» (1924), «В. И. Ему было всего 54 года. Я работал главным художником в «Костре» и заказывал рисунки Марине Басмановой.

Ленин на фоне Смольного» (1925), «В. И. То и другое Бродский получил. Это была очень большая комната, с окном во всю стену. Ему досталось место, откуда модель была видна в очень сложном ракурсе, но он сумел справиться с этой задачей.

Я выслушивал упреки в редакции и жуткие скандалы в типографии – мы срывали график работы. До его известной картины «В. И. Но, следуя заветам своего учителя и помня слова Репина о «кривляниях», он в штыки принимает творчество авангардистов. Однажды ко мне, редактору студии, подошел режиссер Михаил Гавронский29. Для Страны Советов это было бы признанием того, что она выбрала правильный путь. Орджоникидзе, а также несколько портретов А. М.

Была, естественно, домработница. Вместо того чтобы, стоя на куче угля в кочегарке, декламировать свои произведения своим же коллегам, Бродский осмеливался читать свои стихи прилюдно. Не говоря уже о чисто порнографическом аспекте всего этого дела.

Ему уже не надо было никому и ничего доказывать. С 1928 г. художник берется за написание портретов Сталина И. В. Каждый задавал себе вопросы о своем будущем и сам искал на них ответы. Исаак Израилевич со страшным трудом восстановил Императорскую Академию художеств. Исаак Израилевич, биография которого представляет собой путь убежденного реалиста использовал в своих полотнах мотивы арт-нуво и символизма. 2 апреля 95-го года после выступления Бродского в Манхэттене мы пришли в «Самовар», Роман принес свой знаменитый альбом с автографами, фотографиями и рисунками и попросил меня нарисовать Иосифа, но тот забрал у меня альбом и любимый им цанговый карандаш: «Мишель, ты меня много рисовал.

Когда фильм будет отснят, я напишу больше. Под описание Бродского попадают четыре полотна из цикла «Моменты дня», относящиеся к позднему периоду творчества художника. У них же натурщицы есть, да.

Горького. Иосиф Бродский». Я спросил: «А тебя здесь рисовали. В 1971 году Иосифа Бродского избрали членом Баварской академии изящных искусств. Потом он повез нас обедать куда-то далеко на своем «мерседесе», шикарно и лихо вел его, а на заправке охотно мне позировал, когда я снимал его. В Нью-Йорке мы были на его пятидесятилетии на Мортон-стрит, виделись на выставке Целкова, на выступлениях поэтов, Рейна, Кушнера, Наймана, которые он предварял, но чаще в уютном «Русском Самоваре» у Романа Каплана. Бродский: «Наверное, художники и их мастерские. Для страны Советов это будет признанием того, что она выбрала правильный путь. Появился на обложке сборника статей о Бродском, вышедшем в Лондоне, а в перестроечное время – и в России. Они болтали друг с другом, рисовали или играли в рулетку (была у нас такая игра, кем-то подаренная).

Я, например, был актером. Да и сама роль учителя была ему чужда. Два «знакомых художника» – это я и мой ближайший друг (с 5-го класса средней художественной школы) замечательный художник Георгий Ковенчук (Гага). Исаак Бродский умер от лейкемии в августе 1939-го. 6-е апреля 1988.

В трех комнатах, кроме Бродского, жили еще 8 человек. Ленин на фоне Волховстроя» (1926), «Выступление В. И. Дай-ка я тебя нарисую». Действительно, был ковер и большая медвежья шкура, присланная с Чукотки Гагиной тещей, стоял старинный рояль, оставшийся от кого-то из прежних владельцев (когда-то тут работал Натан Альтман), на стенах висели рисунки, шаржи, смешные коллажи, было очень уютно.

Это была очень большая комната, с окном во всю стену. 13 17 февраля « я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Стихи эти не были сионистскими или православными, советскими или антисоветскими. Кирова, В. В.

Даже пытались изгнать его из своих рядов – он буржуазный элемент, осколок прошлого. Их знакомство превратилось в крепкую дружбу. Затем он увлекается глобальными многофигурными композициями: «Ленин и манифестация» и особенно – «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна». Даже пытаются изгнать его из своих рядов, он буржуазный элемент, осколок прошлого.

Две сестры его жены, у одной из этих сестер был сын. За заслуги перед советской властью он был одарен квартирой на Михайловской площади (сейчас там располагается музей-квартира) и множеством привилегий. К тому же мы были счастливыми, по тем временам, обладателями телефона.

Как музей, как храм. Это типичное ар-нуво и с. как сказать. В живописи это очередной извод репинской школы, сформировавшей Бродского. И. Б. Нью-Йорк 2 апреля 1995».

При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять расстрелов. В 1920-е Бродский занимал уникальное положение среди своих собратьев-художников. Семья содержала домашних животных: две собаки и птичку. В живописи это очередной извод репинской школы, сформировавшей Бродского.

То и другое Бродский получил. Поскольку раскладка пар была, как всегда, абсолютно не та. Не забывал Бродский и про теплую красоту русской природы: появляются его незабываемые пейзажи «Летний сад осенью», «Аллея парка».

Потом он часто воспроизводился в американских и европейских изданиях. Бродский это Явление. Вряд ли можно вспомнить кого либо (разве что Маяковский), обладающего столь же огромным многообразием и новизной художественных образов. Студенты должны были воспринять задачи, которые ставит перед ним советская страна: например, создание портретов вождей (это был высший академический жанр). Здесь поселился сын Бродского от первого брака, Евгений. Репин отстоял своего ученика, когда Бродский был на грани изгнания из Академии за карикатуры на представителей власти в пору повального увлечения студентов политикой. Ливанов был сильно пьяный и агрессивный. Шарм живописи Лоррена для молодого Бродского не ограничивался, таким образом, адекватной передачей светонасыщенности атмосферы — она притягивала его как своеобразное иллюстративное сопровождение к Книге, находившейся за пределами корпуса текстов, официально санкционированных «Софьей Власьевной». Кроме виртуозной техники и острого взгляда, молодой художник перенял от Репина его негативное отношение к разным «кривляниям» в живописи, к любым отступлениям от реалистичного отражения природы.

Мать Бродского умерла в 1983 году, немногим более года спустя умер и отец. С большим удовольствием. Ленин в Смольном» 1930 г., которая распространялась большими тиражами, были написаны «В. И. Высшую итоговую награду и возможность оплачиваемой поездки в Европу получает и Бродский. Во всяком случае, я входил туда как в музей, как в храм.

Жили две сестры его жены, у одной из этих сестер был сын. «Поедем к художнику в мастерскую. » – так это мне вспоминается. Среди знатоков русской живописи того времени не было лучшего эксперта, чем Бродский. Установился соцреалистический канон. Когда-то Бродский для Бакинского совета написал знаменитую свою картину «Расстрел двадцати шести бакинских комиссаров», азербайджанскую коммунистическую организацию тогда возглавлял как раз Сергей Миронович. Родившийся в 1883 году будущий глава Академии художеств сначала хотел стать музыкантом.

Иосиф же сказал, что написал все, что мог. Годы, которые Бродский провел в Академии, были периодом нарастающего революционного движения. Лимонов, расовый хохло-пиндо-французский пролетарский коммунист-порнограф (и немножко политический деятель этой страны), давно сорвал с сабжа уютненькое покрывало обожания. Скульптуры выбрасывали из Академии во двор, разбивали и выкладывали осколками мостовую, картины старых художников резали на куски и давали студентам, чтобы они на них писали – холст был в дефиците.

Кроме того, Бродский привез из Бердянска молодого талантливого человека по фамилии Белоусов, который учился в Академии художеств и жил здесь же. Все расстрелы в чёрных рамках. Была, естественно, домработница. Советские власти отказали ему в просьбе приехать на похороны. После 1987 года музей Бродского в деревне Норинская стал местом паломничества его фанатов.

Лежали на коврах и шкурах. Вот Глеб Горбовский, наоборот, стихи начинал читать сразу, как только появлялся в мастерской, всегда навеселе, «на дивном веселе». Приходил Иосиф и вечерами, когда организовывались какие-нибудь пьянки. В трех комнатах, кроме Бродского, жило еще восемь человек.

Сами родители 12 раз подавали прошение, но каждый раз им отказывали. Одну помню хорошо. Происходило это нередко.

aquareller.com

Воспоминания Рады Аллой об Иосифе Бродском – попытка иллюстрации

С удовольствием прочитал книгу воспоминаний о Бродском Рады Аллой – «Веселый спутник». Аллой с самого начала взяла какой-то правильный тон повествования, читать было очень приятно. В Сети воспоминания лежат вот тут, мне же они попались на глаза в виде книжки в квартире моих реховотских родственников.

Я эту книжку проглотил за два дня. Издана она неплохо, но я пожалел вот о чем: несмотря на несколько редких фотографий (к сожалению – снимки среднего качества, но есть очень интересные, например, – Бродский в костюме индейца – никогда раньше не видел), в книге явно не хватает иллюстраций и комментариев.

А ведь это одна из тех книжек, читая которые, настолько обогащаешься новым материалом, что хочется начать свое собственное исследование, по бесконечной цепочке продолжить изучение предложенного материала. По бесконечной – потому что одна находка непременно рождает другую, и углубляться в подобное исследование можно до бесконечности.

В данном случае формат этого блога предусматривает краткость, поэтому я решил пойти лишь «по верхам» и предложить несколько иллюстраций к тексту Рады Аллой – это будут фото-иллюстрации, текстовые иллюстрации, а в одном месте – даже музыкальный фрагмент. Кому интересно – тот может заглянуть под кат.

1) М.Б.

Рада Аллой пишет:

Бесстрастность, неподвижность внешности М. Б. притягивали взгляд, которому так хорошо было покоиться на этом лице, снова и снова описывать глазом его безупречный овал, любоваться, как произведением искусства. Не случайно же никто, говоря о ней, никогда не пользовался другим определением, кроме «красавица»... Я ни в каких мадоннах М. Б. не узнавала — во-первых, немного их и видела, а во-вторых, любила северные лица: например, у Мемлинга. А М.Б. была темная шатенка с безукоризненным овалом лица. Только совсем недавно, в этом году, на выставке Фердинанда Ходлера я вдруг увидела портрет, написанный в 1917 году, «Гертруда Мюллер в саду». С него смотрела на меня двадцатилетняя М. Б., на портрете было точно такое лицо, какое осталось в моей памяти.

На сегодняшний день известно о трех фотографиях Басмановой. Привожу их все:(Поскольку необходимо указывать источники, я решил сделать так: клик на фотографию ведет на то место, откуда я ее взял. Возможно, вам будет любопытно пройтись и по тем материалам, находящимся по ссылкам. Для первой фотографии Марины я сделал исключение: ссылка ведет на материал с обрезанной фотографией (убрали фигуру Наймана, и поделом!) в данном случае, мне просто показался чрезвычайно интересным сам материал).

Слева: Марина Басманова с Анатолием Найманом, справа: портрет Марины, висевший в кабинете поэта на Мортон стрит, 44, что в Нью-Йорке.

А это - Марина с маленьким Андреем Басмановым:

А вот и та самая картина швейцарского художника Фердинанда Ходлера, «Гертруда Мюллер в саду», которую увидела Рада Аллой:

О самом художнике можно узнать вот здесь.

2) И лишь потому это был не ад,Что мы победили — тогда и тех.

Эти строчки неизвестного мне доселе американского поэта Джона Чиарди заставили меня остановиться и задуматься. В статье в Википедии говорится о переводах Бродского стихов Чиарди. Я нашел у себя пока только одно – стихотворение «Дар»: побывавшему на войне поэту было что сказать на тему ада:

...И однажды ночьюон записал три мысли; Ад вещь преходящая; ничто не вечно;

белый лист под пером – наградапревыше истории звезд и боли.

Рада Аллой:Среди переводов Андрея Сергеева Иосиф очень любил стихотворение Джона Чиарди «Стул, заваленный нашим тряпьем», подарил мне экземпляр, с упоением скандировал:

Тодзио пляшет в петле за всех!Мы молотом били, мы били в набат,И лишь потому это был не ад,Что мы победили — тогда и тех.

Полностью это замечательное стихотворение можно прочитать вот здесь.

(На заметку для продолжения цепочки исследований: образ стула, заваленного тряпьем у Бродского.

Например, «Настоящий конец войны – это на тонкой спинке венского стула платье одной блондинки...»).

3) Монах, выглядывающий за край мироздания

Летом 1964 года Эдик уехал в поле в Приморье, а я — на Куршскую косу. Это обстоятельство подвигло Иосифа на такие строки про море: «Оно, как (вогнутые) скобки, заключает в себя вашу жизнь с Запада и Востока; собственно — всю землю. Представь также, что случится такой день, когда он — на Востоке — и ты — на Западе — одновременно полезете вдруг купаться и, таким образом, вдруг вынырнете за скобки вашей жизни (и всего бытия), как тот монах на старинной картинке, выглядывающий за край мироздания». Эти строки я часто вспоминала много лет спустя: и на обоих берегах Атлантики, тоже похожих на вогнутые скобки, и в бухте Золотые Ворота в Сан- Франциско, почти напротив которой, в девяти тысячах километров, лежит другая — Золотой Рог, куда дважды приводила меня экспедиционная судьба, и чувствовала себя средневековым монахом с описанной Иосифом картинки.

И опять – какой простор для исследования, ассоциаций, воспоминаний...

И опять мне не хватает здесь места, могу лишь пунктиром обозначить вот эту потрясшую меня некогда идею всеобъемлющего моря у Бродского.

А значит – действительно, «нету разлук. Существует громадная встреча». Ибо море, омывая все пространство земного шара, соединяет всех людей. И ушедших на время, и ушедших от нас навсегда. По своей ли воле, или не по своей...

В стихотворении «Памяти Геннадия Шмакова» Бродский, как мне кажется, подошел к этому же, но с другой стороны. Умерший человек, распадаясь на молекулы, существуют в пространстве – как знать? – в виде чего:

Значит, воздуха каждый глоток, тучка рваная, жиденький ельник, это - ты, однокашник, годок, брат молочный, наперсник, подельник...

ты бредешь, как тот дождь, стороной, вьешься вверх струйкой пара над кофе, треплешь парк, набегаешь волной на песок где-нибудь в Петергофе.

Просмотрел сейчас комментарии Льва Лосева к этому стихотворению: в них ничего не говорится об этой философии всеобщего растворения душ (а по существу – о физическом растворении тела ушедшего от нас человека) в воздухе. Конечно, идея, возможно, очень древняя (еще Марк Аврелий задавался вопросом: «Если ввек пребывают души, как их вмещает воздух?»), но в таком виде, как ее представляет Бродский, кажется почти уникальной (хоть Лосев и приводит поэтические ссылки – Маяковского, например).

Тут же дам ссылку: любопытный разговор Александра Гениса и Владимира Гандельсмана о двухтомнике Бродского с комментариями Льва Лосева.

Но вернемся к монаху. Мне стало любопытно – что же за картинку с монахом имел в виду Иосиф Бродский. Сегодня я задал вопрос в сообществе. И мне очень быстро ответили:

Это так называемая «Гравюра Фламмариона»

4) Похороны поэта(21 июня 1997 года, Венеция)

Гроб принесли ещё к не совсем готовой могиле, и пока рабочие возились с лопатами, его поставили в стороне на козлах, а собравшиеся разделились на отдельные группки; знакомые тихо приветствовали друг друга, а незнакомые друг друга разглядывали в неловком ожидании, как часто бывает на похоронах. Было, думается, человек сто...

Было ужасно грустно. Ни музыки, ничего. Когда опустили гроб, какая-то женщина (итальянская журналистка, как нам сказали потом) прочла что-то вроде небольшой проповеди, вернее избранные евангельские тексты. Конечно, по-итальянски. Вот и всё. Нюша кинула в открытую могилу букетик ландышей, а Мария - горсть земли, а за ней все остальные. Зоя Борисовна Томашевская привезла немного земли из Комарова, что-то высыпал из мешочка и Анатолий Найман, не знаю откуда. Могильщики заровняли яму, сделали небольшой холмик, уложили на нем венки и букеты и поставили простой белый деревянный крест с надписью на поперечине Joseph Brodsky. В это время семья (Мария с Нюшей, её родители и сестра) уже направились в кладбищенскую церковь, куда потянулись и все остальные. Короткая месса тоже шла по-итальянски... Вечером все прибывшие на похороны были приглашены на приём в одно из палаццо на Большом канале...

Существуют несколько фотографий того дня. В хорошем качестве в Сети отыскать их довольно трудно. Я нашел две (как обычно – клик на фотографию ведет на источник).

Жена Бродского Мария и дочь Анна:

Михаил Барышников, Анатолий Найман, Сюзан Зонтаг (остальных не могу идентифицировать):

Для полноты картины приведу еще ссылку на три фотографии из фильма о поэте из фильма «Ангело-почта» (скриншоты, поэтому качество - соответствующее).

Ну и, наконец, обещанный музыкальный кусок:

5)Самая грандиозная музыка на свете

«Эд, милый! Возьми магнитофон, позвони Найману и скажи, что велел сводить тебя к Майку, чтобы записать Пёрселла: Музыка на смерть королевы (Марии?). Когда запишешь — лучше побыстрее — прогони ленту Мэри. Привет Радке, Дите. Что ж не пишете? Ваш И. Б.» И еще поперек этих строк: «Это — самая грандиозная музыка на свете!».

Музыка на смерть королевы Марии начинается с траурного марша: барабанная дробь, потом вступают трубы. Неискушенным в музыке людям этот фрагмент может быть знаком и по фильму Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».

Иногда ставишь эту запись – и задаешься вопросом, вопреки логике и голосу разума, а вдруг это и впрямь – «самая грандиозная музыка на свете»?

За дальнейшими комментариями отсылаю к замечательной книге Елены Петрушанской «Музыкальный мир Иосифа Бродского».

Пусть же прозвучит здесь эта великая музыка. А я пока позволю себе закончить этот пост цитатой из финала самой книги «Веселый спутник»:

А назавтра начался дождь, он то шел, то прекращался, но вода в каналах прибывала медленно и настойчиво и начинала заливать площади. Нам, чужеземцам, пришлось разуться и шлепать босыми ногами, а привычные местные жители мгновенно достали резиновые сапоги, и в речи венецианцев, разбредавшихся в спешке по домам, то и дело слышалось «acqua alta», высокая вода, — за все мои поездки в Венецию я никогда больше не наблюдала этого явления, ни до ни после, а только в июне 1997-го.

Июньский ветер гнал эту «высокую воду» от лучшей в мире лагуны, волны которой омывают остров Сан-Микеле, где неподалеку от «гражданина Перми» отныне лежал почетный гражданин города Санкт-Петербурга, великий поэт, веселый спутник — для тех, кого он дарил своей симпатией.

Как прекрасно сказано! И больше добавить нечего.

aklyon.livejournal.com

Иосиф Бродский, Карл и Сильвия Виллинк, 'На выставке Карла Виллинка'

Иосиф Бродский

Ut pictura poesis1

Hor.

Периодически поэзия тяготеет

то к идеалам музыки, то к идеалам живописи.

Борис Эйхенбаум

Бродский однажды заметил, что такие вещи, как музыка и живопись “не только в сильной степени влияют на личность человека, а являются тем, что определяет и формирует его”. Иосиф Александрович часто говорил о живописи, много думал о ней и в конечном итоге визуальный опыт поэта, сознательно или бессознательно, воздействовал на ткань стиха. И сегодня, встретившись с другом И.Бродского, голландским прозаиком и литературоведом Кейсом Верхейлом, мы решили поговорить об отношениях поэта с живописью.

Кейс Верхейл и Иосиф Бродский в доме Рожанских в Москве, январь 1968 г. Фото Натальи Кинд. Источник: Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. С.-Пб., "Звезда", 2003. - с. 217.

ZA: В своей книге “Танец вокруг мира”, в главе “Анна Ахматова и Иосиф Бродский” вы пишете о том, что “голландская культура — прежде всего культура живописи”2. А для Бродского его визуальный опыт играл немаловажную роль. Сразу же вспоминается эссе о Венеции и о том, что “этот город для глаз”, радость от зрительного движения по пространству города. Расскажите, а каковы были отношения у Бродского с живописью?

— На протяжении всей жизни Бродский проявлял очень сильный интерес к живописи, вообще, как и ко всем видам искусства. Но больше всего к живописи, даже, нет, не к живописи, к музыке. А вот театром совсем не увлекался, несмотря на то, что потом начал писать пьесы, но я никогда не слышал, чтобы он пошел в театр, захотел посмотреть там что-нибудь новенькое. Этого не было. Но живопись, после литературы и музыки, была главным предметом его интересов, без всякого сомнения. Он ведь обладал даром рисовальщика, более того, мог написать картину в цвете.

ZA: Оказывал ли кто-нибудь влияние на формирование его вкусов в живописи?

— Очень большую роль в этом отношении сыграла, конечно же, его ленинградская подруга — Марина Басманова3. Дочь довольно известного русского художника, происхождением с Сибири — Павла Басманова, в то время занимавшего весьма высокое положение в мире ленинградских художников. Вообще-то, он довольно-таки тонкий живописец, года два тому назад я был на его большой выставке в Манеже. А Марина, стала художником-иллюстратором. Она всегда очень много рисовала, изобразительное искусство — дело всей ее жизни. Так что очень многое в живописи Бродский воспринял, благодаря ее влияниям. Они вместе ходили в Эрмитаж, Марина показывала ему альбомы, знакомила с репродукциями художников, они часто разговаривали о живописи. Иосиф посещал их дом, и формирование его интересов происходило под влиянием семьи Марины Павловны.

ZA: В своей книге вы пишете о том, что Бродский проявлял огромный интерес к творчеству голландских живописцев. В частности, указываете на неявные, скрытые рембрантовские ассоциации в стихотворении “Сретенье”4. Но вы знаете, я еще заметила, что в поэзии Иосифа Александровича прослеживаются также мотивы живописи “малых голландцев”, Вермера, например. В “Большой элегии Джону Донну” есть такие неявные переклички.

— Я никогда не задумывался над этим, но это интересная мысль, мне нравится. Да, Марина с Иосифом часто ходили в Эрмитаж, как я уже говорил, где она и познакомила его с этой живописной школой. “Малые голландцы” были ее любимыми художниками, и они вместе их изучали. А потом XVII век, Джон Донн и живопись эпохи, в которую происходит действие элегии, увлечение Иосифа кальвинизмом.5

А вообще-то, у него были разные интересы в рамках живописи: это и представители голландской школы, в частности, “малые голландцы”, и, конечно же, эпоха Ренессанса, итальянское Возрождение.

ZA: У него были здесь какие-то свои предпочтения, может быть, он выделял, например, мастеров венецианской школы, или ему в равной степени были интересны все направления итальянского Ренессанса?

— Иосиф любил и изучал разные школы в рамках этой эпохи. Я не помню, чтобы он отдавал предпочтения какому-то определенному направлению. Его очень интересовали работы мастеров тосканской, флорентийской, сиенской школ. Наши интересы, например, совпали в любви к Перуджино, которым Бродский не переставал восторгаться и постоянно обращался к изучению его творчества.

Ему почему-то особенно понравился сиенский мастер раннего итальянского Возрождения — Сассета. Знакомство с работами этого художника, скорей всего, произошло на выставке в Нью-Йорке, потом он часто говорил мне о нем, говорил, что этот художник очень много для него значит. Конечно же, он любил Джотто, да и вообще всех мастеров той эпохи. А если говорить о венецианской школе, то в ней его больше всего интересовало творчество Беллини.

Так что, отчасти, в нем был жив интерес к голландцам с их деталями, метафизикой и реальностью, а с другой стороны, он был неразрывно связан с классическим итальянским искусством, с его уникальной живописной традицией.

Также выделял для себя французскую живопись конца XIX-начала XX века, скажем от ранних импрессионистов, даже нет, от Курбе, ранних импрессионистов и до Брака.6 Хотя абстракционизм он совсем не любил, за исключением двух-трех художников, но, все-таки, они оставались исключением. Достаточно прохладно он относился и к живописи Пабло Пикассо. Но любил Рауля Дюфи и, в особенности, Вюйяра. Насколько я могу припомнить, это были главные моменты в живописи, которые привлекали и вдохновляли Бродского.

ZA: Как известно, музыкальная традиция XVIII века очень повлияла на поэзию Бродского, а живописная? Ведь одного из его любимейших композиторов, Моцарта, часто связывали с именем Ватто, например, именно по тому признаку, за который он любил и ценил его гений, за композицию, за прекрасную архитектонику и непредсказуемость в известной уже идиоматике.

— Я не помню, чтобы когда-то наш разговор заходил о мастерах этого периода, или Иосиф ходил специально что-то смотреть. Может он и проявлял какой-то интерес по этому вопросу, но я об этом ничего не знаю, так что не будем гадать. Одно могу сказать точно, это не было для него чем-то специальным. По крайней мере, на протяжении тридцати лет, в течение которых мы встречались, иногда эти встречи происходили чаще, иногда реже, я не помню, чтобы речь заходила о мастерах французской школы этого периода.

ZA: Живописные мотивы в поэзии Бродского чаще всего представлены неким “подводным камнем”, и нужно еще подумать, как эту связь очертить, выстроить взаимоотношения стиха и образного эквивалента, хотя эта связь порой очевидна. Но, например, в отличие от Евгения Рейна и Александра Кушнера, напрямую обращавшихся к конкретным художникам и живописным произведениям, у Бродского почти нет прямых рассуждений о живописи. Как вы думаете почему?

— Может быть, одна из причин, почему он не писал напрямую о художниках или художественных течениях, состоит в том, что кто-то об этом уже написал, применил такой метод размышления в своих стихах. Ведь и Рейн, и Кушнер достаточно рано в своем творчестве обратились к такой форме осмысления живописи, искусства. А Бродский всегда любил делать что-то свое, а не повторяться за другими.

ZA: А вы можете назвать еще какие-то причины этой потаенности, скрытости рассуждений о живописи?

— Конечно, здесь есть и другие причины. Насколько я знаю, ни Рейн, ни Кушнер рисованием особенно никогда не занимались. А Бродский обладал этим двойным талантом. Все, что ему хотелось выразить визуально, он перекладывал на бумагу. Иосиф сам в состоянии был написать картину: чувствовал себя художником, живописцем, в прямом смысле этого слова, и в рисунках, и в поэзии.

Вы наверняка замечаете, насколько его поэзия зрительная, в ней он создает свои полотна. Если и можно разделить литературу, тем более поэзию, на ту, что более тяготеет в сторону музыкального элемента, или на ту, что воплощает в себе зрительные образы, то есть визуальную, когнитивную стороны, и соотнести это с поэзией Бродского, то здесь зрительный элемент настолько сильный, что превышает при этом музыкальный. Первая черта его поэзии — это, все-таки, образы, а потом уже фоника, звуковое воплощение. Зачем ему писать о живописи, если его поэзия уже сама по себе живопись, и, если ему захочется что-то нарисовать, то он нарисует, но уже как поэт. Может быть, поэтому тема живописи в его стихах неявная, скрытая, и мы обнаруживаем ее только через ассоциативные связи.

А что касается поэзии Рейна, она гораздо более музыкальна, чем у Бродского, и его тяга к живописи объясняется отсутствием живописного элемента как такового: она присутствует в его стихах как тень.

ZA: Для Бродского в XX веке не оказалось музыкантов, совпадающих с ним, с ним рифмующихся. А как обстояло дело с современными для него художниками?

— Понятие “современная живопись” было для него почти ругательным словом, и означало что-то неинтересное, бессмысленное, скучное.7 Впрочем, он не любил не только современную живопись, современная архитектура также казалась ему чуждой. Те художники, которые ему понравились, были исключением. Одним из них стал голландец Карл Вейлинк. Ни в музыке, ни в живописи Бродский не отдавал предпочтения современникам. Он любил либо классические вещи, либо продолжение классической традиции, вообще, как и в литературе не признавал стихов без рифмы. Иосиф просто не понимал живописи, которая не была основана на классических традициях, как и в музыке не признавал произведения, не построенного на классической тональной системе.8

ZA: Когда и при каких обстоятельствах Иосиф Александрович познакомился с живописью Карла Вейлинка?

— В начале лета 1985 года Бродский приехал в Голландию, в Амстердам, где и купил набор открыток с репродукциями картин Карла Вейлинка. Тогда же, на выставке, в музее современного искусства, впервые увидел его картины. Творческим откликом на это событие стало стихотворение “На выставке Карла Вейлинка”9, состоящее из девяти частей, написанное тем же летом. Иосиф посвятил его своей голландской знакомой Аде Струве. В то время Ада работала в амстердамском музее современного искусства, она сама всегда много рисовала, и они с Бродским очень часто говорили о художниках, о живописи. Так что эта тема для него одновременно и личная, и культурная.

ZA: Немного отойдя от рассуждений на тему “Бродский и живопись”, хотелось бы поговорить о посвящениях в его поэзии. Только что вы упомянули об одном из них, адресованном Аде Струве. Вообще, в своей книге вы уделяете достаточно много места этой теме. А какую роль Бродский отводил своим посвящениям? Я, например, помню его фразу: “посвящаю просто, потому, что человеку стихотворение понравилось”.

— В каждом отдельном стихотворении посвящение играло свою роль, если таковое было в наличии. Но во многих случаях связь с посвящением была очевидна для человека, к которому оно обращено, может быть, он произносил такие фразы просто, чтобы избавиться от лишних расспросов. Ведь, понимаете посвящения для Бродского — это граница публичного и интимного. С одной стороны — это факт, составная часть текста, а с другой стороны — это лицо из его частной жизни. Он всегда очень отграничивал свои публикации, свое существование как поэта, как публичной фигуры, с текстами, которые доступны всем, от своей личной жизни. Поэтому он не хотел публикации своих писем еще пятьдесят лет после кончины, не желал написания его биографии, считая, что все это его личное дело, его жизнь, а поэзия — это уже дело публичное. А посвящения, конечно же, есть некая граница между одним и другим, и, Бродский просто пытался эту границу защищать. Но, например, для меня, человека, для которого эта граница стирается, и личная жизнь совпадает с уже опубликованным, эта связь безусловна. Я, конечно, не занимался исследованием данного вопроса систематически, но знаю много примеров его стихов, где абсолютно ясно есть личный подтекст, скрываемый от публики. Но для человека, к которому оно обращено, эта связь очень ощутима, и для узкого круга людей, знающих об их отношениях, тоже. И когда Бродский приводит такие доводы в связи с посвящениями, то это не потому, что вообще хорошее стихотворение человеку понравилось, а потому, что там есть нечто личное: в образах, в тематике.

ZA: Но для исследователей, не посвященных в тонкости отношений Бродского, будет непросто заниматься данной темой.

— Да, будет тяжело, но можно иногда находить какого-то человека, догадываться, делать выводы. Это, как и в случае с посвящениями Пушкина, все до сих пор обсуждается, есть такая теория, есть другая. Так что, конечно, очень трудно, но стоит все-таки иметь в виду, что даже если не понимаешь, почему данное посвящение обращено именно к этому человеку и как оно связано с текстом, все равно, всегда есть какая-то подспудная связь.

ZA: В связи с интересом Бродского к различным видам искусства нельзя не сказать о его путешествиях, в частности, по Европе. Но все-таки главным его городом всегда оставался Петербург. В “Диалогах” с Волковым он сказал: “В Петербурге есть та загадка — он действительно влияет на твою душу, формирует ее”. А он часто в эмиграции говорил о родном городе?10

— Я думаю меньше, чем ему хотелось бы, просто потому, что уменьшилось количество людей, с которыми можно было поговорить о своем родном городе. Ведь в то время он чаще всего встречался с голландцами, американцами, англичанами, которые не были в Петербурге, и, уже, поэтому он больше говорил о своих впечатлениях о Голландии, Англии, Италии и т.д. Но с людьми, знавшими Петербург, жившими в нем — он всегда охотно беседовал, часто писал об этом городе. Присутствие Петербурга было постоянным в его жизни, особенно, если ему нравился какой-то город, то на заднем плане всегда вырисовывался его родной Питер. Та же Венеция была полуПетербургом, Амстердам был полуПетербургом, и Стокгольм был тоже полуПетербургом, и какие-то места в Нью-Йорке ему напоминали Петербург. Везде у него за образами этих городов были петербургские картины. В последнее время он очень страдал из-за того, что его родной город сильно меняется.

ZA: Венеция, как известно, очень много значила для Иосифа Александровича. В этом городе заключена та же идея, что и в Петербурге — идея порядка. Недаром Бродский говорил, что “Венеция — лучшее, что на земле создано, и если и существует какая-то идея миропорядка, то Венеция — наиболее естественное, осмысленное к ней приближение”.

— Венеция всегда играла огромную роль в жизни Бродского, даже тогда, когда он еще в ней не был, а рассматривал ее виды в сепиях, собранных гармошкой. Уже тогда она присутствовала в его жизни. Конечно, позже, когда он попадет в этот город, будет создан целый цикл стихотворений, посвященных Венеции, тогда же придет глубинное понимание сущности этого города.

И, несмотря на то, что Петербург и Венеция -— это разные города, между ними есть огромное сходство. К тому же вот это сочетание красивого города с хорошими музеями: Петербург — город Эрмитажа, Венеция — город Академии и десяти других музеев, Амстердам — город Рейксмюсеума. Это — города, в которых улицы являются продолжением музея, что, в общем-то, было для Иосифа достаточно привлекательным моментом.

1Поэзия – как живопись. Гораций ( лат.)

2В своей книге о Бродском Верхейл пишет, что “голландская культура — прежде всего культура живописи. А русская культура в корне противоположна голландской, это — культура многословия Для голландца, когда человек говорит, реальность перестает иметь место, а для русского она перестает существовать в момент молчания. И только у Ахматовой в русской литературе особое положение. Ее поэзия порождает не столько действительность, сколько тишину. Ахматовская поэтика — скорее поэтика потенциального слова”. У Бродского мотив тишины в поэзии повторяется достаточно часто.

3Марина Павловна Басманова, подруга Бродского в шестидесятые годы, адресат его любовной лирики.

4В “Сретении” — возникает “пышное переплетение личных и внеличностных ассоциаций в связи с евангельским сюжетом Но, прежде всего это стихотворение — дань уважения Рембрандту. Зрительным поводом для написания послужила картина Рембрандта “Симеон во храме”, репродукцию, которой ему показывала Марина Басманова.

5Кейс Верхейл рассказывает о симпатии Бродского по отношению к кальвинизму и пишет о том, что “привлекательность кальвинизма для поэта Бродского связана, прежде всего, с центральным кальвинистским тезисом о непосредственной ответственности человека перед Богом”.

6Брак Жорж (1882-1963) — французский живописец, скульптор, гравер; представитель фовизма и один из основателей кубизма.

Бродского могло привлечь в этом художнике предметность в его живописи, а также обращение художника в поздний период своего творчества к образу птицы, который позже развился в самостоятельную тему.

В своей книге “Танец вокруг мира” Кейс Верхейл рассказал о том, что у Бродского над секретером в ленинградской квартире висела репродукция натюрморта Ж. Брака, это говорит о том, что поэт заинтересовался художником уже в ранний период своего творчества.

Е. Рейн также писал о любви Бродского к творчеству этого художника, считая что “Бродский пошел по дороге какого-то собственного кубизма”.

7В “Набережной неисцелимых” Бродский говорит о том, что “современное искусство, в лучшем случае, сводится к настоящему, которое делает его пророческим только его нищета. эта дрянь двадцатого века, цель которой показать какими самодовольными, ничтожными, неблагодарными, одномерными существами мы стали…”

8В интервью Е. Петрушанской во Флоренции в 1995 году Бродский говорил о современной музыке: “...если раньше существовал такой внятный враг в виде отечественной официальной культуры, то теперь враг повсеместен. На него натыкаешься на каждом шагу; этот грохот, грохот “попсы”.

Начиная с буги-вуги, возникла совершенно иная ситуация эти музыкальные элементы как бы уходят с сознательного уровня. То есть ритм буги-вуги уже содержал в некотором роде пророчество атомной бомбы. Это полный распад всего и вся...”

9На презентации собственного бюста в Амстердаме Бродский в своей импровизированной речи о К. Виллинке сказал: “если бы я был художником, именно такое я и делал на полотне. Потому-то я и начал писать свое стихотворение это как-то совпадало, рифмовалось у меня в голове с тем, что я вижу в этом мире. Чем больше я узнавал о жизни Виллинка, тем более мне становилось ясно, что он уже прожил мою жизнь, моя теперешняя жизнь имела уже прецедент”.

10На вопрос, почему вы любите Венецию, Бродский отвечал: “она во многом похожа на мой родной город. Но главное — Венеция сама по себе так хороша, что там можно жить, не испытывая потребности в иного рода любви, в любви к женщине Венеция — вся произведение искусства, там отчетливо понимаешь, что созданное руками человека может быть намного прекраснее самого человека”.

В статье “Поэт как одинокий турист” Сана Турома сделала проникновенное замечание о том, что “отношения Бродского с Венецией — это роман, глубоко личный и неповторимый”.
На выставке Карла Виллинка I Почти пейзаж. Количество фигур, в нем возникающих, идет на убыль с наплывом статуй. Мрамор белокур, как наизнанку вывернутый уголь, и местность мнится северной. Плато; гиперборей, взъерошивший капусту. Все так горизонтально, что никто вас не прижмет к взволнованному бюсту. II Возможно, это -- будущее. Фон раскаяния. Мести сослуживцу. Глухого, но отчетливого "вон!". Внезапного приема джиу-джитсу. И это -- город будущего. Сад, чьи заросли рассматриваешь в оба, как ящерица в тропиках -- фасад гостиницы. Тем паче -- небоскреба. III
Возможно также -- прошлое. Предел отчаяния. Общая вершина. Глаголы в длинной очереди к "л". Улегшаяся буря крепдешина. И это -- царство прошлого. Тропы, заглохнувшей в действительности. Лужи, хранящей отраженья. Скорлупы, увиденной яичницей снаружи. IV Бесспорно -- перспектива. Календарь. Верней, из воспалившихся гортаней туннель в психологическую даль, свободную от наших очертаний. И голосу, подробнее, чем взор, знакомому с ландшафтом неуспеха, сподручней выбрать большее из зол в расчете на чувствительное эхо. V
Возможно -- натюрморт. Издалека все, в рамку заключенное, частично мертво и неподвижно. Облака. Река. Над ней кружащаяся птичка. Равнина. Часто именно она, принять другую форму не умея, становится добычей полотна, открытки, оправданьем Птоломея. VI Возможно -- зебра моря или тигр. Смесь скинутого платья и преграды облизывает щиколотки икр к загару неспособной балюстрады, и время, мнится, к вечеру. Жара; сняв потный молот с пылкой наковальни, настойчивое соло комара кончается овациями спальни. VII Возможно -- декорация. Дают "Причины Нечувствительность к Разлуке со Следствием". Приветствуя уют, певцы не столь нежны, сколь близоруки,
и "до" звучит как временное "от". Блестящее, как капля из-под крана, вибрируя, над проволокой нот парит лунообразное сопрано. VIII Бесспорно, что -- портрет, но без прикрас: поверхность, чьи землистые оттенки естественно приковывают глаз, тем более -- поставленного к стенке. Поодаль, как уступка белизне, клубятся, сбившись в тучу, олимпийцы, спиною чуя брошенный извне взгляд живописца -- взгляд самоубийцы. IV Что, в сущности, и есть автопортрет. Шаг в сторону от собственного тела, повернутый к вам в профиль табурет, вид издали на жизнь, что пролетела. Вот это и зовется "мастерство": способность не страшиться процедуры небытия -- как формы своего отсутствия, списав его с натуры. 1984 Источник: http://www.antipatriot.ru/post56616276/

br00.narod.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта