Художник Иннокентий Баранов: "Добавляю ложку дегтя, чтобы прожить жизнь не зря". Иннокентий баранов картины


Иннокентий Баранов — художник с хорошим настроением · Живой Берлин · самый интересный журнал о Германии · только важные новости · захватывающие истории · незаурядные мнения · независимое СМИ из Берлина

В берлинской галерее Blaue Stunde открылась выставка Stadt Park художника Иннокентия Баранова, которую можно посетить до 25 января 2016 года. Анна Анакер расспросила для нас художника о выставке и картинах.

Художник Иннокентий Баранов не жалеет красок. Пишет ярко и со всей экспрессией. Будь то портреты или средиземноморские пейзажи, их объединяет одно — эмоция. Настроение, кстати, у него обычно хорошее. Пессимисты не выбирают из палитры самые сочные цвета. И не делают из своей работы шоу. А Баранов может, например, устроить «спидпэйнтиг» в youtube-формате — рисовать на публику с видеокамерой за плечом.

О выставке

«Выставка сравнительно небольшая по сравнению с предыдущими проектами художника. Например, „Приключения Бога“ в Метрополе в прошлом году или выставка „Винегрет“ в Доме Нащокина показывали по 30–40 работ. На этой же выставке Stadt Park, то есть „Город-парк“, картин всего пять, но зато — самые лучшие. На четырех из пяти картин изображен Берлин — это на меня не похоже, потому что я очень редко пишу Германию, мне она по краскам кажется неинтересной. Но Берлин — исключение, прекрасный город, утопающий в зелени. Его хочется рисовать из-за цветущих каштанов весной или красной листвы осенью. Город очень хорош в переходные фазы».

О Берлине и Москве

«Я сам москвич и люблю родной город, но там часто гнетущая атмосфера. Москву можно сравнить с гигантской пробкой из больших черных грязных машин, которые нервно сигналят. В Москве мне очень тяжело работается. Все отвлекает, миллион друзей и подруг, а в Берлине я могу запереться на все замки, отключить телефон и спокойно писать.

Берлин — легкий, молодой и очень творческий. Сюда переехали художники и актеры со всего мира. Жить здесь одно удовольствие. Хотя, безусловно, немецкая столица — это не то место, где хорошо продаются картины. Цюрих и Мюнхен в этом плане были бы уместнее. Но этот город — престижная площадка для выставок. Как для актеров хорошо засветиться в Голливуде, так для художников — в Берлине».

О творчестве

«Чтобы успешно выполнять творческие задачи, не достаточно одного вдохновения, нужна дисциплина. Сидеть и ждать, когда тебя „вштырит“ и ты возьмешь и напишешь что-нибудь гениальное и красивое, — это путь в никуда. Даже если нет сил и вдохновения, надо просто вставать за мольберт и работать, и аппетит обязательно придет во время еды. Лично мне всегда помогает любовь. Она в моем понимании всеобъемлюща: к женщине, к детям, к тому же городу, к творчеству, к выпивке — к чему хочешь».

Об искусстве

«Подражание кому-то — это всегда отсутствие идеи или тонуса. Чтобы его избежать, художнику надо что-то очень хотеть сделать самому. Мне не приходилось бороться с подражанием кому-либо. Меня переполняет столько собственных идей, что я даже не всегда успеваю все их воплотить. К тому же из-за дикой природной лени я редко ходил в музеи и галереи, поэтому мало художников оставили отпечаток в моей душе. Исключения: Ван Гог, Моне, Мунк. Думаю, художник не может написать хорошую работу, если он эмоционально не раскачан, если он что-то не выстрадал и не пережил. Это все выплескивается на холст».

Об эмоциях

«Эмоции являются моим главным катализатором, заставляют меня что-то делать. Где-точто-то увидел, что-то прочитал, что-то тебя тронуло и потом получается картина. Как-то я был в Чили, как раз после землетрясения. Гуляли с другом по Вальпараисо, он мне показывал разрушенные здания, и мы наткнулись на один очень красивый домик, он стоял совершенно целый среди руин. А ночью землетрясение повторилось, и на следующий день этот дом тоже развалился. Поэтому, прилетев домой, я первым делом сел и написал этот домик. И таких историй много, они связаны и с людьми, и просто с настроением».

Иннокентий Баранов родился 2 августа 1974 года в Москве. Закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (отделение графики) и Венскую академию искусств (класс живописи и мультипликации профессора Атерзее).

Персональные выставки проходили в таких городах, как Москва, Берлин, Гамбург, Вена, Цюрих и других. Оформил и проиллюстрировал большое количество книг в Австрии, Германии и России.

Картины художника представлены в частных коллекциях Михаэля Шумахера, Билла Клинтона и Герхарда Шредера. Последний, кстати, даже открывал одну из выставок художника, когда автор участвовал в создании карикатур на немецких социал-демократов в рамках предвыборной гонки.

Ссылки:

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Вотсапнуть

Класс

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Вотсапнуть

Класс

liveberlin.ru

"Добавляю ложку дегтя, чтобы прожить жизнь не зря" – Москва 24, 10.11.2015

Фото предоставлено И. Барановым

Пытаясь обозначить стилистку художника Иннокентия Баранова, арт-критики впадают в ступор. Слишком много вариантов всплывает при взгляде на картины художника с академическим образованием и огромным опытом путешествий по самым необычным уголкам мира. Однажды промелькнувшее определение "постромантизм" для кого-то может стать условным объяснением, для кого-то – поводом для ступора. Баранов живет в Берлине, где пишет картины и снимает кино. В России его выставки пользуются неизменным успехом, собирая в дни открытия чопорную публику, а в обычные – группы неформальной творческой молодежи. Накануне новой выставки Vinaigrette обозреватель m24.ru встретился с Иннокентием Барановым.

– Ты русский художник, который живет и работает в Германии. То, что ты там оказался в 90-х, это некое продолжение путешествия русских на рубеже веков, или следствие обычного желания молодого человека посмотреть мир и пожить везде?

– Вначале я поехал учиться в Австрию, где закончил Венскую Академию искусств, а уже потом переехал в Германию. Изначально Академия была очень богатой. Нас возили в Англию, в Италию. Потом я начал ездить по Европе самостоятельно. Это же ничего не стоит, если ты студент, у тебя есть время и задаться этой целью. Ну, а в постстуденческие годы я объездил почти весь мир. Потом в Германии у меня стали рождаться дети, сначала Настя, за ней Даня, и детей там воспитывать легче. Творческая работа появилась в начале 2000-х, и у меня даже было агентство где мы занимались web-дизайном. Впрочем, я довольно быстро понял, что это не мое, вернулся к живописи и с тех пор не изменял себе.

Фото предоставлено И. Барановым

– В чем специфика проживания современного художника на Западе, насколько Берлин – город, располагающий к художественным процессам?

– Берлин сейчас, я думаю, является столицей творческого мира. Этими городами бывали и Париж в начале ХХ века, и Нью-Йорк, и Милан. Но сейчас, я считаю, что Берлин лидирует с огромным отрывом. Туда едут художники со всего мира. Город очень легкий по энергетике, творческий и молодой и, в принципе, оплачиваемый. В Лондоне или в Нью-Йорке все-таки тяжеловато. В Берлине можно жить и заниматься искусством, можно пробовать себя любому художнику – театральному, специалисту в области стрит-арта и так далее. Может быть, это изменится, но сейчас все именно так!

Фото предоставлено И. Барановым

– Насколько эта атмосфера неформальна?

– Она очень жива, Берлин по-прежнему – центр всяких творческих сквотов. Потихонечку их, конечно, выжимают. Вот недавно закрыли "Тахелес" – он был известен на весь мир. В Берлине, особенно на берегу Шпрее, стараются все это застроить дорогим жильем, но пока еще сквоты сопротивляются. Так что с точки зрения клубов и творческих сквотов, Берлин очень развит.

– Ты говоришь "у нас". Означает ли это, что ты в первую очередь ориентируешься на российскую аудиторию и продвижение в России?

– Для меня, конечно, российский зритель и покупатель важен, но я всегда стараюсь двигаться равномерно. Стараюсь выставляться и продавать и в Латинской Америке, и в США, и у нас. Просто учитывая мое скромное имя здесь, в Москве, я это делаю раз в год. Выставки всегда достаточно успешны, может быть, потому что я москвич.

Мне огромное количество людей говорит : До тебя мы не покупали искусство, у нас дома вообще не было картин". Это успешные молодые люди от 30 до 40 лет. В основном это все self-made ребята, занятые в совершенно разных отраслях. На Цветном бульваре моя выставка проходила в комплексе, который построили мои друзья. Потом была выставка на Бауманской в английском центре, тоже принадлежавшем моим друзьям. Естественно, бывают и люди постарше, и серьезные коллекционеры, что особенно лестно и приятно. Но основной мой покупатель – это динамичный, успешный молодой человек, много путешествующий, живущий полноценно и ярко. Думаю, может, потому что картины такие же – яркие, динамичные, многие с жестким юмором, если не сказать – на грани цинизма. Или за гранью.

– Классифицировать твое творчество будут искусствоведы, но, как мне кажется, многим оно близко именно своей неформальностью. При этом ты выставляешься на серьезных, дорогих площадках. Это продиктовано коммерческими соображениями или таким образом ты стараешься заразить этим серьезную аудиторию, которая не пойдет в независимые галереи?

– И то, и другое, но я бы срезюмировал ситуацию по поводу себя иначе: я просто пытаюсь хорошо делать свое дело. Это сейчас не пустые слова. Я считаю, что если живопись хорошая, совсем неважно, работы это Васи Ложкина, классических выпускников Строгановки, или это просто обормотов, рисующих на стенах, находит отзыв у людей, оно нужно. Я бы не назвал себя таким арт-хаусом. Ты видел у меня и много пейзажей, и натюрмортов, которые правильно написаны, но при этом, естественно, я всегда добавляю ложку дегтя, чтобы мы потом могли сказать, что прожили жизнь не зря.

Фото предоставлено И. Барановым

– Мне приходилось читать немало благожелательной критики в твой адрес, а за что тебя ругают?

– Так получилось, что за многие годы у меня была в основном хорошая критика. Как-то много лет назад у меня была выставка MEDITERRANEA на Петровке в галерее "Эритаж" у Кристины Краснянской. Очень хорошая такая, спокойная. В основном – небольшие средиземноморские пейзажики. Ну, а чуть позже вышла заметка, автор которой мало того, что перепутала все – от задачи выставки до названия галереи, так и вообще, как мне кажется, там не была. Видимо – не позвали. Ну, она обиделась и что-то буркнула, что самое место этим средиземноморским пейзажам на Средиземном море в каких-то ресторанчиках, отелях. Это меня задело, но потом я как-то расслабился. Если проанализировать критику, она действительно в 98 случаях из 100 очень хорошая. Кому-то нравятся пейзажи, кому-то картинные мужики. В общем, кому – Рахманинов, а кому – хард-рок.

Фото предоставлено И. Барановым

– Идешь ли ты на определенные компромиссы, делая выставки в России, приходится ли тебе в процессе формировании их концепции ориентироваться на какие-то нормы – будь то негласные запреты или выпады активистов-шизофреников?

– Нет, все мои выставки проходят здесь под теми же названиями, что и за рубежом. Я стараюсь каждому отдельному проекту давать новое имя, и стараюсь не повторяться. Например, "Приключения Бога", проходившая в Европе, в России называется так же. В Европе у меня была выставка "Европа", и у нас в России тоже "Европа" называлась. Более того, "Приключения Бога" был достаточно смелым проектом. Все было на пике мрачного идиотизма, все заранее уже с ума посходили. Но ничего – взяли охрану, пришли недовольные и стояли, их не пускали.

Фото предоставлено И. Барановым

– Странно, обычно для них нет преград.

– Ну, они были неагрессивные, стояли – что-то бурчали и я распорядился: "Вы пустите этих ребят. Пустите, я им все расскажу, покажу выставку". Они зашли с серыми лицами, а вышли розовые и улыбались. Поняли меня. Это все дело подачи, какой-то разъяснительной работы. У нас, к сожалению, конечно, глухомань в этом смысле. Я не имею в виду Москву, Питер и так далее, а вот эти ходоки, они явились откуда-то издалека.

Фото предоставлено И. Барановым

Хотя на эту же выставку приехал батюшка за 300 километров на автобусе. Такой современный священник, абсолютно светящийся, смеющийся: "Я знал, читал про эту выставку, я посмотрел по телевизору, приехал. Я знал, что это будет здорово, остроумно". Я очень хотел бы, чтобы мы опять стали мощной культурной страной, которой, в принципе, и были, потому что гайки мы не умеем винтить и работать толком тоже. А вот депрессовать и иногда выдавать потрясающе гениальные вещи – легко!

– Всегда ли люди правильно люди понимают то, что ты хочешь сказать или им приходится растолковывать?

– Вопросы часто задают. Мне кажется, я не концептуальный художник, а просто художник. В современном искусстве иногда бывает, что вокруг какой-нибудь сушки замороженной обязательно будет еще 15 страниц концепции. И это тоже бывает талантливо вполне, но в современном искусстве концепция играет слишком большую роль. Я ничего не объясняю, каждый человек может сам все понять, если посмотрит на картины. Кто-то выбирает себе, условно говоря, натюрморты, кто-то наотрез отказывается воспринимать эти натюрморты, а наоборот, любит пейзажи, а третьи любят вот такой хард-рок, который любим мы с тобой: морда, юмор и так далее. Люди всегда для себя находят что-то, что нравится им. Если я понимаю, что это просто желание поговорить, то я этот разговор прекращаю, а если человек действительно пытается разобраться – то с удовольствием.

Фото предоставлено И. Барановым

– Все-таки твои работы лежат больше в контркультурной плоскости, нежели художественного мейнстрима, а вокруг любого контркультурщика всегда есть некие ориентиры. Так вот если музыка, литература и кино от Иннокентия Баранова, то что это?

– На самом деле тут я вынужден тебя разочаровать. Что касается литературы, тут у меня в почете мейнстрим. Это Набоков и его "Приглашение на казнь", Булгаков, Довлатов, книги моего отца Павла Френкеля. Пригов и Сорокин, Соколов. Американцы – Миллер, Хемингуэй. Латинская Америка – вся любимая.

Фото предоставлено И. Барановым

Что касается музыки, тоже очень широкий спектр, у нас дома постоянно играет джаз, не выключаясь, ведь джаза тоже миллион вариантов, от парижского до цыганского. Часто ходим на концерты классической музыки, ну и естественно, рок во всех его проявлениях. Отдельно хотел бы отметить группы "Кровосток" и "Ленинград" – и работа замечательная и ребята очень внятные. Я не очень разбираюсь в электронной музыке. У меня есть приятель ди-джей, и он и его компания могут слушать бесконечно какие-то новые звуки не совсем мне понятные. Я же от них устаю. В кино – тоже никакого особенного арт-хауса. Люблю Вуди Аллена, Тарантино, Кустурица, Фон триера, Поланского. Из наших – Балабанова.

– Расскажи о нынешнем проекте: что это за выставка, которую ты привез сейчас?

– Она называется Vinaigrette. Это идея моей подруги Вики. Мы долго не могли придумать такое название, которое объединяло работы из разных серий. Действительно, вот как любят музыканты называть, Best off, я сделал очень хорошую подборку из лучших серий. Все старье убрал полностью. Это только свежие работы, 13 из них здесь никто еще не видел, и в Европе в Америку тоже. Я их держал для этой выставки, и 12 работ, которые уже кто-то частично видел на "Приключениях Бога" и так далее. Это такой соус французский, имеется в виду не салат, а соус, который объединяет очень противоречивые компоненты, и получается замечательный салат.

Фото предоставлено И. Барановым

– Многие художники трепетно относятся к тому, как подают их работы во вневыставочном пространстве. То есть гневно отметают предложения разместить их работы на сумках, майках, чехлах для телефонах, открытках. Как ты относишься к таким методам подачи?

– Есть, например, такая компания Kawaii, и я дружу с ее владелицей – Юлей Песковой. Они делают хорошего качества обложки для паспортов, чехлы iPad с моими картинами. Но я сам отбираю картины, я слежу за печатью, слежу за качеством. И это выходит небольшим тиражом. У моего товарища на Бали свое, абсолютно экологически чистое производство сумок. Они не используют труд детей, делают сумки с изображением выбранных мной картин, которые я дарю близким мне людям. Мы пытались продавать, и их раскупают с такой скоростью, что они просто за несколько недель все кончились. Поэтому следующий тираж – только на подарки друзьям и людям, которые для меня что-то значат. Но, конечно, никаких магнитиков.

Фото предоставлено И. Барановым

– Принято считать, что современная музыка сейчас находится в кризисе. Как, на твой взгляд, обстоят дела с живописью?

– Сейчас принято все хаять, и многие мои коллеги по цеху, из классической, более или менее, кузницы, живописцы серьезные, они все тоже бурчат на современное искусство – "там бешеные деньги, там вообще ни о чем". Ну и наоборот. Я часто между двух огней оказываюсь, потому что я вполне открыт и современному искусству и классическому. Мне кажется, сейчас очень много интересных ребят появилось и сейчас хорошее время. Просто многие из них как-то не сориентированы. Вот в начале ХХ века был мощный хайп, все началось в Париже, в конце XIX с Латрека и так далее, и перетекло в большую тусовку – Пикассо, Модельяни и иже с ними. Была компания ребят, которые дружили, и что ни имя – то гений. Мне кажется, что, например, лет через 50-60 о начале XXI века в контексте нынешней живописи будет звучать похожее мнение. Так, например, из хороших живописцев, именно экспрессионистов – мне иногда кажется, что и конкурировать не с кем. А потом присматриваешься – да полно! Ну как Вадика Репина сравнить с тем же Антоном Черняком? И Репина я знаю, и Черняка знаю, и оба замечательные ребята – талантливые и разноплановые.

Выставка Vinaigrette проходит в галерее "Дом Нащокина"

Она продлится до 16 ноября

Ссылки по теме

Сюжеты: Интервью с людьми искусства , Персоны

www.m24.ru

"Добавляю ложку дегтя, чтобы прожить жизнь не зря" – Москва 24, 10.11.2015

Фото предоставлено И. Барановым

Пытаясь обозначить стилистку художника Иннокентия Баранова, арт-критики впадают в ступор. Слишком много вариантов всплывает при взгляде на картины художника с академическим образованием и огромным опытом путешествий по самым необычным уголкам мира. Однажды промелькнувшее определение "постромантизм" для кого-то может стать условным объяснением, для кого-то – поводом для ступора. Баранов живет в Берлине, где пишет картины и снимает кино. В России его выставки пользуются неизменным успехом, собирая в дни открытия чопорную публику, а в обычные – группы неформальной творческой молодежи. Накануне новой выставки Vinaigrette обозреватель m24.ru встретился с Иннокентием Барановым.

– Ты русский художник, который живет и работает в Германии. То, что ты там оказался в 90-х, это некое продолжение путешествия русских на рубеже веков, или следствие обычного желания молодого человека посмотреть мир и пожить везде?

– Вначале я поехал учиться в Австрию, где закончил Венскую Академию искусств, а уже потом переехал в Германию. Изначально Академия была очень богатой. Нас возили в Англию, в Италию. Потом я начал ездить по Европе самостоятельно. Это же ничего не стоит, если ты студент, у тебя есть время и задаться этой целью. Ну, а в постстуденческие годы я объездил почти весь мир. Потом в Германии у меня стали рождаться дети, сначала Настя, за ней Даня, и детей там воспитывать легче. Творческая работа появилась в начале 2000-х, и у меня даже было агентство где мы занимались web-дизайном. Впрочем, я довольно быстро понял, что это не мое, вернулся к живописи и с тех пор не изменял себе.

Фото предоставлено И. Барановым

– В чем специфика проживания современного художника на Западе, насколько Берлин – город, располагающий к художественным процессам?

– Берлин сейчас, я думаю, является столицей творческого мира. Этими городами бывали и Париж в начале ХХ века, и Нью-Йорк, и Милан. Но сейчас, я считаю, что Берлин лидирует с огромным отрывом. Туда едут художники со всего мира. Город очень легкий по энергетике, творческий и молодой и, в принципе, оплачиваемый. В Лондоне или в Нью-Йорке все-таки тяжеловато. В Берлине можно жить и заниматься искусством, можно пробовать себя любому художнику – театральному, специалисту в области стрит-арта и так далее. Может быть, это изменится, но сейчас все именно так!

Фото предоставлено И. Барановым

– Насколько эта атмосфера неформальна?

– Она очень жива, Берлин по-прежнему – центр всяких творческих сквотов. Потихонечку их, конечно, выжимают. Вот недавно закрыли "Тахелес" – он был известен на весь мир. В Берлине, особенно на берегу Шпрее, стараются все это застроить дорогим жильем, но пока еще сквоты сопротивляются. Так что с точки зрения клубов и творческих сквотов, Берлин очень развит.

– Ты говоришь "у нас". Означает ли это, что ты в первую очередь ориентируешься на российскую аудиторию и продвижение в России?

– Для меня, конечно, российский зритель и покупатель важен, но я всегда стараюсь двигаться равномерно. Стараюсь выставляться и продавать и в Латинской Америке, и в США, и у нас. Просто учитывая мое скромное имя здесь, в Москве, я это делаю раз в год. Выставки всегда достаточно успешны, может быть, потому что я москвич.

Мне огромное количество людей говорит : До тебя мы не покупали искусство, у нас дома вообще не было картин". Это успешные молодые люди от 30 до 40 лет. В основном это все self-made ребята, занятые в совершенно разных отраслях. На Цветном бульваре моя выставка проходила в комплексе, который построили мои друзья. Потом была выставка на Бауманской в английском центре, тоже принадлежавшем моим друзьям. Естественно, бывают и люди постарше, и серьезные коллекционеры, что особенно лестно и приятно. Но основной мой покупатель – это динамичный, успешный молодой человек, много путешествующий, живущий полноценно и ярко. Думаю, может, потому что картины такие же – яркие, динамичные, многие с жестким юмором, если не сказать – на грани цинизма. Или за гранью.

– Классифицировать твое творчество будут искусствоведы, но, как мне кажется, многим оно близко именно своей неформальностью. При этом ты выставляешься на серьезных, дорогих площадках. Это продиктовано коммерческими соображениями или таким образом ты стараешься заразить этим серьезную аудиторию, которая не пойдет в независимые галереи?

– И то, и другое, но я бы срезюмировал ситуацию по поводу себя иначе: я просто пытаюсь хорошо делать свое дело. Это сейчас не пустые слова. Я считаю, что если живопись хорошая, совсем неважно, работы это Васи Ложкина, классических выпускников Строгановки, или это просто обормотов, рисующих на стенах, находит отзыв у людей, оно нужно. Я бы не назвал себя таким арт-хаусом. Ты видел у меня и много пейзажей, и натюрмортов, которые правильно написаны, но при этом, естественно, я всегда добавляю ложку дегтя, чтобы мы потом могли сказать, что прожили жизнь не зря.

Фото предоставлено И. Барановым

– Мне приходилось читать немало благожелательной критики в твой адрес, а за что тебя ругают?

– Так получилось, что за многие годы у меня была в основном хорошая критика. Как-то много лет назад у меня была выставка MEDITERRANEA на Петровке в галерее "Эритаж" у Кристины Краснянской. Очень хорошая такая, спокойная. В основном – небольшие средиземноморские пейзажики. Ну, а чуть позже вышла заметка, автор которой мало того, что перепутала все – от задачи выставки до названия галереи, так и вообще, как мне кажется, там не была. Видимо – не позвали. Ну, она обиделась и что-то буркнула, что самое место этим средиземноморским пейзажам на Средиземном море в каких-то ресторанчиках, отелях. Это меня задело, но потом я как-то расслабился. Если проанализировать критику, она действительно в 98 случаях из 100 очень хорошая. Кому-то нравятся пейзажи, кому-то картинные мужики. В общем, кому – Рахманинов, а кому – хард-рок.

Фото предоставлено И. Барановым

– Идешь ли ты на определенные компромиссы, делая выставки в России, приходится ли тебе в процессе формировании их концепции ориентироваться на какие-то нормы – будь то негласные запреты или выпады активистов-шизофреников?

– Нет, все мои выставки проходят здесь под теми же названиями, что и за рубежом. Я стараюсь каждому отдельному проекту давать новое имя, и стараюсь не повторяться. Например, "Приключения Бога", проходившая в Европе, в России называется так же. В Европе у меня была выставка "Европа", и у нас в России тоже "Европа" называлась. Более того, "Приключения Бога" был достаточно смелым проектом. Все было на пике мрачного идиотизма, все заранее уже с ума посходили. Но ничего – взяли охрану, пришли недовольные и стояли, их не пускали.

Фото предоставлено И. Барановым

– Странно, обычно для них нет преград.

– Ну, они были неагрессивные, стояли – что-то бурчали и я распорядился: "Вы пустите этих ребят. Пустите, я им все расскажу, покажу выставку". Они зашли с серыми лицами, а вышли розовые и улыбались. Поняли меня. Это все дело подачи, какой-то разъяснительной работы. У нас, к сожалению, конечно, глухомань в этом смысле. Я не имею в виду Москву, Питер и так далее, а вот эти ходоки, они явились откуда-то издалека.

Фото предоставлено И. Барановым

Хотя на эту же выставку приехал батюшка за 300 километров на автобусе. Такой современный священник, абсолютно светящийся, смеющийся: "Я знал, читал про эту выставку, я посмотрел по телевизору, приехал. Я знал, что это будет здорово, остроумно". Я очень хотел бы, чтобы мы опять стали мощной культурной страной, которой, в принципе, и были, потому что гайки мы не умеем винтить и работать толком тоже. А вот депрессовать и иногда выдавать потрясающе гениальные вещи – легко!

– Всегда ли люди правильно люди понимают то, что ты хочешь сказать или им приходится растолковывать?

– Вопросы часто задают. Мне кажется, я не концептуальный художник, а просто художник. В современном искусстве иногда бывает, что вокруг какой-нибудь сушки замороженной обязательно будет еще 15 страниц концепции. И это тоже бывает талантливо вполне, но в современном искусстве концепция играет слишком большую роль. Я ничего не объясняю, каждый человек может сам все понять, если посмотрит на картины. Кто-то выбирает себе, условно говоря, натюрморты, кто-то наотрез отказывается воспринимать эти натюрморты, а наоборот, любит пейзажи, а третьи любят вот такой хард-рок, который любим мы с тобой: морда, юмор и так далее. Люди всегда для себя находят что-то, что нравится им. Если я понимаю, что это просто желание поговорить, то я этот разговор прекращаю, а если человек действительно пытается разобраться – то с удовольствием.

Фото предоставлено И. Барановым

– Все-таки твои работы лежат больше в контркультурной плоскости, нежели художественного мейнстрима, а вокруг любого контркультурщика всегда есть некие ориентиры. Так вот если музыка, литература и кино от Иннокентия Баранова, то что это?

– На самом деле тут я вынужден тебя разочаровать. Что касается литературы, тут у меня в почете мейнстрим. Это Набоков и его "Приглашение на казнь", Булгаков, Довлатов, книги моего отца Павла Френкеля. Пригов и Сорокин, Соколов. Американцы – Миллер, Хемингуэй. Латинская Америка – вся любимая.

Фото предоставлено И. Барановым

Что касается музыки, тоже очень широкий спектр, у нас дома постоянно играет джаз, не выключаясь, ведь джаза тоже миллион вариантов, от парижского до цыганского. Часто ходим на концерты классической музыки, ну и естественно, рок во всех его проявлениях. Отдельно хотел бы отметить группы "Кровосток" и "Ленинград" – и работа замечательная и ребята очень внятные. Я не очень разбираюсь в электронной музыке. У меня есть приятель ди-джей, и он и его компания могут слушать бесконечно какие-то новые звуки не совсем мне понятные. Я же от них устаю. В кино – тоже никакого особенного арт-хауса. Люблю Вуди Аллена, Тарантино, Кустурица, Фон триера, Поланского. Из наших – Балабанова.

– Расскажи о нынешнем проекте: что это за выставка, которую ты привез сейчас?

– Она называется Vinaigrette. Это идея моей подруги Вики. Мы долго не могли придумать такое название, которое объединяло работы из разных серий. Действительно, вот как любят музыканты называть, Best off, я сделал очень хорошую подборку из лучших серий. Все старье убрал полностью. Это только свежие работы, 13 из них здесь никто еще не видел, и в Европе в Америку тоже. Я их держал для этой выставки, и 12 работ, которые уже кто-то частично видел на "Приключениях Бога" и так далее. Это такой соус французский, имеется в виду не салат, а соус, который объединяет очень противоречивые компоненты, и получается замечательный салат.

Фото предоставлено И. Барановым

– Многие художники трепетно относятся к тому, как подают их работы во вневыставочном пространстве. То есть гневно отметают предложения разместить их работы на сумках, майках, чехлах для телефонах, открытках. Как ты относишься к таким методам подачи?

– Есть, например, такая компания Kawaii, и я дружу с ее владелицей – Юлей Песковой. Они делают хорошего качества обложки для паспортов, чехлы iPad с моими картинами. Но я сам отбираю картины, я слежу за печатью, слежу за качеством. И это выходит небольшим тиражом. У моего товарища на Бали свое, абсолютно экологически чистое производство сумок. Они не используют труд детей, делают сумки с изображением выбранных мной картин, которые я дарю близким мне людям. Мы пытались продавать, и их раскупают с такой скоростью, что они просто за несколько недель все кончились. Поэтому следующий тираж – только на подарки друзьям и людям, которые для меня что-то значат. Но, конечно, никаких магнитиков.

Фото предоставлено И. Барановым

– Принято считать, что современная музыка сейчас находится в кризисе. Как, на твой взгляд, обстоят дела с живописью?

– Сейчас принято все хаять, и многие мои коллеги по цеху, из классической, более или менее, кузницы, живописцы серьезные, они все тоже бурчат на современное искусство – "там бешеные деньги, там вообще ни о чем". Ну и наоборот. Я часто между двух огней оказываюсь, потому что я вполне открыт и современному искусству и классическому. Мне кажется, сейчас очень много интересных ребят появилось и сейчас хорошее время. Просто многие из них как-то не сориентированы. Вот в начале ХХ века был мощный хайп, все началось в Париже, в конце XIX с Латрека и так далее, и перетекло в большую тусовку – Пикассо, Модельяни и иже с ними. Была компания ребят, которые дружили, и что ни имя – то гений. Мне кажется, что, например, лет через 50-60 о начале XXI века в контексте нынешней живописи будет звучать похожее мнение. Так, например, из хороших живописцев, именно экспрессионистов – мне иногда кажется, что и конкурировать не с кем. А потом присматриваешься – да полно! Ну как Вадика Репина сравнить с тем же Антоном Черняком? И Репина я знаю, и Черняка знаю, и оба замечательные ребята – талантливые и разноплановые.

Выставка Vinaigrette проходит в галерее "Дом Нащокина"

Она продлится до 16 ноября

Ссылки по теме

Сюжеты: Интервью с людьми искусства , Персоны

www.m24.ru

Художник Иннокентий Баранов. С юмором о Боге? | Культура

Иннокентий Баранов далек от звездности, хотя его работы хорошо знакомы галереистам в Вене, Гамбурге, Нью-Йорке, Цюрихе, Берлине. Одну из выставок художника открывал лично экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер.

Тема Бога специально им не создавалась. Скорее она возникла сама собой, возникнув впервые на некоторых полотнах.

 — Я хорошо коммуникатирую с Богом. Без его присутствия выставка бы не состоялась, — рассказал художник на открытии выставки. — У современных людей большие проблемы с самоидентификацией. Самое время задуматься — что ты представляешь из себя на самом деле.

Техника, в которой работает художник — это микс между примитивизмом и нео-экспрессионизмом. Картины наполнены светом, яркостью, толерантностью, наивностью, самоиронией и мудростью. Только мудрый человек может быть ироничен, потому что понимает, что все течет и изменяется. С юмором о Боге? Почему бы и нет, если юмор поддерживает творчество Бог не должен иметь против него ничего тоже.

Говоря о этапах творчества художник задумался. Его творчество трудно разделить на периоды, хотя им и создано достаточное количество произведений.

 — Моя выставка — добродушное общение с моим Богом, — сказал художник на пресс-конференции. — У каждого человека есть свой Бог… Писать работы было легко, было чувство, что Бог помогает.

Хотя художник отметил, что вдохновение необходимо. Без него Бог в картины не вселяется.

В полотнах, собранных на выставке, Бог — герой многих картин. Он спускается к людям и наблюдает, как они живут. Он никого не судит, потому что пытается понять, что происходит. Он смотрит на нас сверху. Увиденное вызывает у него совершенно разные эмоции. Как, собственно, и у нас самих — наше бытие вызывает разные чувства, которые художник изобразил на своих полотнах. Эмоции эти искренние, понятные и всеми пережитые.

Иннокентий — позитивный человек. Он призывает не считать мирские проблемы страданием, потому что мир — это то, что ты чувствуешь. Повлияй немного на свои чувства — и получишь вполне приемлемый мир. Последнее утверждение художнику не принадлежит. Оно приходит на ум, когда знакомишься с его творчеством.

Иннокентий Баранов, напротив, очень искренен со своим зрителем. Он не согласен с тем, что зло побеждает зло. Он считает, что если добро подсуетится, то очень даже успешно преодолеет зло. А Бог очень доступен тем, кто в него верит. Или допускает его присутствие. Он доступен, внимателен и человечен. Хотя иногда бывает занят. Речь идет не о богохульстве, стебе или пошлости. Выставка очень просто рассказывает о вечных понятиях. И очень сложно о том, что является творчеством.

Художник — это посланец Бога, поэтому должен отражать простое, сегодняшнее и вечное. Что иногда является одним и тем же. Яркими красками, с тонким гротеском, с умным юмором и мультяшным откровением Иннокентий Баранов рассказал о приключениях Бога, в которого верит сам, и не сомневается, что Бог верит в человека. Иначе зачем это все?

Дальше выставка проедет в Самару, может быть, в Новосибирск и Оренбург.

Выставка «Приключения бога» отель «Метрополь».04.04 — 20.04.2014 г.

Пресс-конференцияИ. Баранов,

shkolazhizni.ru

Художник Иннокентий Баранов – об искусстве в мире digital – Москва 24, 09.04.2018

В конце зимы, на состоявшейся в ЦДХ выставке московско-берлинский художник Иннокентий Баранов, кроме экспозиции "Вода", представил принципиально новый проект продвижения работ современных мастеров. Нечто подобное случилось несколько лет назад, когда музыкальные коллективы фактически отказались от продвижения своих новых альбомов на рынок при помощи выпускающих компаний. О выставке и о перспективах работы Иннокентий Баранов рассказал обозревателю портала Москва 24 Алексею Певчеву. – В конце зимы в ЦДХ состоялась ваша выставка "Вода". Чем обусловлен выбор этой площадки, можно ли сравнить ее статус с каким-то из европейских пространств?

– Идеей и целью проекта. Что-то концептуальное или жесткое я бы выставил в камерной галерее. "Вода" – чисто живописная история, лирическая такая, без намека на серьезный концептуализм. Слегка ироничная, так что ЦДХ – идеальная площадка с большой и сравнительно молодой аудиторией. Мы там тоже ошивались постоянно в студенчестве, к тому же через ЦДХ в день проходит больше народа, чем через самую раскрученную галерею за две-три недели.

– Какова динамика продаж ваших работ за последние несколько лет? Схожа ли она с европейской?

– Я могу судить по своим продажам в России: за последние несколько лет они снизились, хотя 2017 год, как это ни парадоксально звучит, был вполне оживленным. С 2015-го сильно пересмотрел план выставок, сместив упор на Европу, где стал выставляться не раз в год, как раньше, а по два-три раза. В Москве последняя выставка была два года назад в Доме Нащокина.

В экспозиции были представлены около 30 картин, написанных художником во время путешествий по уголкам нашей планеты. "Вода – это то, что притягивает меня более всего остального. Я считаю своим долгом искупаться в любом водоеме, не взирая на погоду. Отдаляясь от моря, чувствую это физически... Вероятно, поэтому, я и решил создать серию картин, где вода – муза и главная героиня, одновременно. Думаю, вода – это материнская плата, на которую пишется единственно-достоверная история", – отмечал художник.

Его работы с успехом выставляются в Вене, Цюрихе, Берлине, Гамбурге, Майами, Нью-Йорке и других городах. В Москве зрители запомнили их по экспозициям Vinaigrette, "Приключения Бога", "Вверх по течению", "Дорога домой", проходившим на площадках столицы.

– Если раньше продажи осуществлялись по простой схеме: "художник-покупатель" или картины уходили с аукционов, то сейчас вы предлагаете некую принципиально новую модель. Как возникла необходимость и идея ее создания?

– Мир глобален, появились социальные сети, различные площадки в интернете для продажи картин. Работают они, в основном, так себе. Поскольку купить холодильник понятной модели онлайн – это одно, а живопись или, скажем, скульптуру – другое: ее хочется увидеть, потрогать, зачастую познакомиться с автором. Но, что главное: хочется и узнать мнение независимого эксперта, не заинтересованного в продаже галериста или куратора, а постороннего и компетентного человека.

– Ранее в контексте искусства, каким бы современным оно ни являлось, не звучали термины "ICO-платформа", "технология блокчейн", "digital-продвижение". Как они работают на вас?

– Про принцип работы технологии "блокчейн" – это, все-таки, к техническим специалистам, но лично меня заинтриговала легкость и прозрачность в заключении сделок. Что не менее важное – невозможность привычного надувательства. Все участники процесса видят каждую сделку и могут в режиме реального времени отслеживать рост стоимости работ такого-то автора, а не довольствоваться информацией узкого круга специалистов. Как только любая сфера монополизируется, моментально появляются возможности для коррупции и манипуляций.

Ну а Digital-продвижение – то же продвижение любого продукта, только digital (смеется).

– Что в этом контексте первоочередно: пиар современного российского искусства или быстрое получение прибыли для художников?

– О быстрой прибыли никто не говорит. Первоочередная задача – системно подать палитру наиболее интересных российских художников западному зрителю с помощью современных инструментов. А, учитывая тенденции развития общества в целом и искусства в отдельности, эта модель будет со временем помогать оценивать, продвигать и продавать художников со всего мира, не привязываясь к географии.

– Под понятие "современная живопись" порой попадают работы, художественную ценность которых признает лишь сам художник. Обозначает ли это, что возможность вашего сотрудничества будет определять некий худсовет и если да, то кто в него входит?

– Конечно, для работы над проектом будет создан экспертный совет, в который войдут художники, представители арт-бизнеса, коллекционеры, маркетологи.

В основе проекта – ICO, это нечто вроде криптовалюты, только токены, которые в ней задействованы, не дают покупателям прав на владение долей компании. Чтобы было понятно: это больше всего походит на краудфандинг, цель которого – помочь молодым художникам продвигать свое искусство, а людям интересующимся искусством, – посещать их выставки, например, или покупать их картины. Здесь нет никакой инвестиционной истории, поскольку о получении дивидендов речи нет. Получается, что у нас современное искусство выступает как способ привлечения капитала и общение между художником и его ценителями – кллекционерами современного искусства, становится куда более быстрым и открытым.

Но главная идея в том, чтобы были прозрачные и объективные фильтры и критерии оценки. Например, молодой парень, живущий, скажем, в Уфе, пишет, выставляется и даже неплохо продается, и за пять лет стоимость его работ выросла в трое. Но все это в Уфе, и если очень повезет – в Москве. А если любой китайский или американский коллекционер сможет увидеть, что где-то есть художник, чьи работы им нравятся, а фактические зафиксированные продажи показывают рост стоимости работ на 300% за пять лет (цифры абсолютно условные), он получает доступ к работам и инструмент для инвестиций в художника и в искусство в целом.

– Когда вы планируете запустить этот механизм и каким видите его перспективы?

– Хотелось бы в тестовом режиме запустить этот механизм уже в этом году. Ну а в перспективе он должен стать одной из главных площадок по продвижению современных российских художников за рубежом. А саму презентацию проекта мы планируем провести в мае этого года в Манеже.

Алексей Певчев

www.m24.ru

Mediterranea Иннокентия Баранова | СПЛЕТНИК

Mediterranea Иннокентия Баранова

Вчера в Международной арт-галерее "Эритаж" один из самых известных современных экспрессионистов Европы Иннокентий Баранов представил на суд столичной публики свою новую выставку Mediterranea. Искусством заинтересовался и наш бомонд.

Поздравить Иннокентия (для "своих" просто "Кешу") с выставкой и полюбоваться талантливыми мазками, пожаловали многочисленные друзья художника и представители московских околотворческих кругов. Мягкая музыка, спокойная цветовая гамма стен, официанты, доставлявшие гостям традиционные канапе и напитки, а также необыкновенное обаяние главного героя вечера - все это создавало приятную атмосферу, так и располагавшую к непринужденной беседе и неторопливому созерцанию представленных картин.

Ксения Чилингарова

Александр Добровинский

Ольга Шелест

Куратором выставки стал известный столичный художник, фотограф и дизайнер Петр Аксенов, который, по словам Иннокентия Баранова, и подал ему идею "совместить прекрасно у него получающиеся средиземноморские пейзажи с портретами мужчин".

Экспонаты выставки

Все без исключения гости первым делом спешили поздравить Иннокентия с открытием вернисажа, после чего, не забыв сфотографироваться на память у баннера, перемещались в уютную обстановку выставочного зала. Одними из самых первых на выставку пожаловали Александр Добровинский и Ксения Чилингарова. Пока гости прибывали, мы немного побеседовали с хозяином выставки, который рассказал нам об источниках своего вдохновения:

Как вы, наверно, уже успели заметить, у меня разноплановая живопись: от немного бесноватых портретов до морских пейзажей. На создание всего этого меня вдохновляют главным образом путешествия. Именно из поездок по Италии, Испании, Турции, Греции и многим другим странам я и черпаю энергию, которую потом стараюсь вдохнуть в свои произведения. Без натуры просто невозможно, иногда нужно пропустить пейзаж через себя, впитать его, чтобы создать достойную внимания картину.

И картины, действительно, удались, по словам гостьи вечера Ирины Чайковской:

Я люблю самое разное искусство, а мой муж даже занимается коллекционированием картин. На выставке Иннокентия больше всего понравились его портреты.

Иннокентий Баранов и Изольда Ишханишвили

Петр Аксенов и Алена Кремер

Ирина Чайковская

В течение нескольких часов гости с интересом рассматривали и обсуждали представленные работы, прохаживаясь по светлому залу, приветствуя многочисленных знакомых. Некоторые сбивались в парочки, некоторые даже в небольшие группки, к каждой из которых в свою очередь присоединялся и сам художник, неустанно приобщая всех собравшихся к прекрасному. Юлия Мильнер весь вечер провела в компании Гидеона Вайнбаума, Ирина Чайковская обсуждала творчество художника с Ксенией Чилингаровой, а Александр Добровинский делился впечатлениями практически со всеми, кто попадался ему на пути.

Вдоволь налюбовавшись талантливыми пейзажами и забавными портретами Иннокентия Баранова, гости стали понемногу расходиться, унося в себе частицу Средиземноморья.

Юлия Далакян

Ирина Чайковская, Ксения Чилингарова и Юлия Калманович

Юлия Мильнер и Гидеон Вайнбаум

Анастасия Железнова и Алена Кремер

Арчи и Иннокентий Баранов

Изольда Ишханишвили и Жанна Волкова

www.spletnik.ru

До 20 апреля. «Приключения Бога» художника Иннокентия Баранова

Экспозиция Иннокентия Баранова позволит посмотреть на простую земную жизнь «глазами Бога». C чем бы столкнулся Создатель, если бы решил прогуляться по современному мегаполису? Какие мысли посетили бы творца, окажись Он в эконом-классе самолета, в камере-одиночке или бок о бок с финансовыми магнатами, которые управляют нашим миром?

Иннокентий Баранов, создавший такую фантастическую ситуацию, тоже «немножко Бог»: художник ведет диалог с творцом через ироничные портреты своих современников, при этом не забывает и о красоте мира. Она отражена в натюрмортах и пейзажах, которые еще недавно находились в стенах лучших галерей Берлина, Нью-Йорка, Вены, Цюриха и Гамбурга.

Почти двадцать лет Иннокентий Баранов активно занимается карикатурой. В его багаже — серия изопародий на ведущих политиков и спортсменов, несколько выставок дружеских шаржей и карикатур (одну из них открывал бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер). На его портретах можно увидеть банкиров, торговцев, бизнесменов и даже криминальных авторитетов.

— Иннокентий Баранов — из тех замечательных молодых художников современности, выросших в традициях российской художественной школы, но по-настоящему раскрывших свой талант на Западе, впитавших европейский дух свободы и постоянного поиска, эксперимента, — говорит Наталья Рюрикова, директор галереи «Дом Нащокина» и Почетный член Академии художеств РФ. — Особенно органичен Иннокентий в близкой ему по духу манере немецкого экспрессионизма, с его мрачными и, в то же время, саркастичными, гротескными и насыщенными образами. В наше неоднозначное и нетолерантное время он смело бросает вызов своим зрителям, предлагая поразмышлять о Боге и его месте в современном мире и в истории, вне рамок клерикализма и идеологии, очищая наш взгляд от привычных штампов и предлагая свою крайне неординарную трактовку такой актуальной сегодня темы.

Живопись Иннокентия Баранова пользуется заслуженным успехом у известных и влиятельных людей. В частности, поклонником творчества Баранова является русский предприниматель Андрей Коркунов. Кроме того, работы художника уже приобрел Дрезденский банк, Еврейский музей в Берлине, Венская Академия Прикладных Искусств, Carstensen Galerie и другие известные организации.

Баранов неоднократно принимал участие в престижных коллективных выставках в Кунстфоруме, Третьяковской галерее на Крымском валу и других. Также Иннокентий оформил и проиллюстрировал много книг в Австрии, Германии и России. Художник регулярно участвует в творческих встречах, самая заметная из которых состоялась в рамках Международного Каннского кинофестиваля.

Галерея гостиницы «Метрополь» традиционно проводит выставки художников мирового уровня. Еще Савва Морозов хотел сделать здесь художественный салон и проводить творческие вечера. К внутреннему оформлению помещений приложили руку такие “столпы” мира изобразительного искусства, как Виктор Васнецов, Василий Поленов и Константин Коровин. В разное время в галерее «Метрополь» выставлялись Жан-Шарль де Кастельбажак, Пьер Анри Матисс, Вольф фон Ленкевиц и другие большие художники.

Иннокентий Баранов.

• В 1993 году Иннокентий закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, отделение графики.

• В 19 лет Баранов проходит конкурсный отбор в Венскую академию искусств, одну из старейших и престижных в мире (класс живописи и мультипликации профессора Aтерзее), в которой проучился четыре года.

• На счету Иннокентия Баранова — несколько десятков крупных выставок в лучших российских и зарубежных галереях (Вена, Гамбург, Нью-Йорк, Цюрих, Берлин, Москва), прошедших с колоссальным успехом однако к московским выставкам художник относится особенно трепетно.

• Иннокентий Баранов проиллюстрировал более 10 книг в Австрии, Германии и России, всерьез увлекался карикатурой.

07 апреля 2014 г.

family-values.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта