За дверью сей мои несметные богатства. Инфанта маргарита картина


Инфанта Маргарита Тереза Испанская: как сложилась судьба той самой девочки, изображенной на шести портретах Веласкеса?

Почти каждому знаком облик маленькой девочки с бессмертных полотен Диего Веласкеса - инфанты Маргариты Терезы, еще с юных лет обреченной стать женой родного брата своей матери.

И, так как Маргарет жила в Испании, а Леопольд в Вене, ко двору жениха почти ежегодно присылали по портрету инфанты, чтобы он мог наблюдать за тем, как подрастает его невеста. Поэтому маленькой Музе Веласкеса в детстве так часто приходилось позировать знаменитому художнику, что в итоге она оставила в мировой живописи гораздо более яркий след нежели в политике. Однако судьба белокурой принцессы, навеки застывшей на множестве портретов знаменитого испанского живописца, сложилась весьма печально.

Родители инфанты: Король Испании Филипп IV./ Марианна Австрийская - вторая жена Филиппа IV. (1660 г.) Автор: Диего Веласкес.

Маргарита Тереза родилась в 1651 году в Мадриде в семье испанского короля Филиппа IV и Марианны Австрийской, принцессы из Имперской ветви рода Габсбургов. Родители инфанты приходились друг другу близкими родственниками - дядей и племянницей. К тому же Филипп был почти на тридцать лет старше юной супруги. Прожив в браке 12 лет, Марианна наконец-то смогла родить первого живого ребенка.

Инфанту Маргариту Терезу чуть ли не с самого рождения начали готовить в жены будущему императору Священной Римской империи Леопольду I. Словом готовился очередной родственный брачный союз между представителями рода Габсбургов, который должен был укрепить позиции Испании и Римской империи, в отношении французского королевства.

Леопольд I.

Суженый инфанты Маргариты был старше за нее на 11 лет и приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей по отцовской. Габсбурги приветствовали внутрисемейные браки, что с точки зрения генетики было вопиющим фактом, приводившим к рождению мертвых или нездоровых детей. Одним словом, постоянные близкородственные браки полностью испортили генофонд рода, но на это по тем временам никто не обращал внимание.

Менины. Автор: Диего Веласкес.

И как бы там ни было, благодаря семейному брачному договору мы, спустя века, можем любоваться портретами инфанты, которые писались ежегодно и отправлялись ее жениху, родному брату её матери, будущему императору Леопольду I. Своеобразные «фотоотчёты» свидетельствовали о том как подрастает невеста.

В то время при дворе Филиппа IV, к счастью, работал гениальный живописец-портретист Диего Веласкес, который с таким трепетом и любовью изображал маленького ангелочка, весьма милого и веселого. Родители и близкие так ее и звали - ангелочком, а король в письмах - «моя радость». Будущую королеву воспитывали по всем правилам дворцового этикета и дали превосходное образование.

Диего Веласкес. «Менины» (Фрейлины). (1656 год). Королевский Музей Прадо. Автор: Диего Веласкес.

Шикарное платье из тяжелой парчи, вышитое золотом и серебром, как бронь заковало хрупкое детское тело. Нежно-белокурые волосы, и живой блеск её глаз — отличительная черта всех портретов Веласкеса.

« Первый портрет инфанты Маргариты». Автор: Диего Веласкес.

Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Художник словно любуется малюткой и с трепетом предает на холсте еще коротенькие мягкие волосики, и круглые детские щечки. Девчушка еще так мала, что одета в платьице без кринолина, но богато отделанное. В таких ходили в те времена как девочки, так и мальчики.

Для того, что бы облегчить участь маленькой модели во время долгого позирования, живописец позволил девочке опереться о стол ручонкой, а во вторую она взяла веер - "совсем как взрослая". Выражение лица говорит о недовольстве и возмущении ребенка, оторванного от своих привычных игр и забав, а еще установленного в неудобную позу на долгое время. В результате получился портрет одновременно и парадный, и удивительно живой, что весьма характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса.

Портрет инфанты Маргариты (1655). Лувр, Париж. Автор: Диего Веласкес.

Спустя пару лет, Веласкес снова напишет портрет инфанты, глядя на который испытываем все то же умиление и восторг. Поза останется той же, что на первом портрете, однако платье утяжелится кринолином, а вот в глазах румяной девочки — уже обречённость. Почему-то кажется, что маленькая модель вот-вот расплачется.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в белом. (Маргарите шесть лет). (1656). Художественно- исторический музей. Вена.

В шестилетнем возрасте Маргарита позирует уже как взрослая - без подпорок. Завитки золотых волос, тесный корсаж, руки изящно касаются юбки. А ни личике - интерес.

«Портрет инфанты Маргариты в голубом». (1659). Музей истории искусств. Вена. Автор: Диего Веласкес.

Инфанта Маргарита в шикарном тяжелом бархатном платье, голубого цвета, который отражается в ее глазах. Поэтому она кажется синеглазой блондинкой, взгляд которой с любопытством изучает художника. Тяжелое одеяние тянет девочку к полу, "но она изо всех сил старается сохранить торжественное выражение лица. И все же художник не забывает, что пишет хоть королевского, но – ребенка: круглые щечки совсем ребячьи, а в больших глазах отражается искорки достоинства". Многие искусствоведы считают, что на этом портрете прелесть юной инфанты достигла апогея. В дальнейшем, повзрослев, Маргарита приобретет черты рода Габсбургов: угловатость лица, выпуклость нижней губы и оттопыренность подбородка.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в розовом, 1660, Прадо, Мадрид Картину художник начал писать в год своей кончины.

А здесь 9-летняя Маргарита - в розовом. Кринолин ее платья становится всё необъятнее, прическа - всё пышнее, а взгляд - всё тусклее. Диего Веласкес вскоре умрёт. Это последний портрет Маргариты его кисти.

Портрет Инфанты Маргариты. Автор: Франсиско де ла Иглесия.

В дальнейшем портреты инфанты будут уже писать другие художники испанского двора. Франсиско Игнасио Руис де ла Иглесия напишет принцессу как прелестную юную девушку. На его портрете черты лица Маргариты стали чуть острее, фигура утонченнее, а в глазах - пустота.

Неизвестный художник. Инфанта Маргарита Тереза, (1664).

Волосы инфанты бурые, акцент лица смещён в нижнюю часть с тяжёлым подбородком, выражение лица — недовольное. Видимо, любовь художника к модели — неотъемлемое состояние мастера для написания портретов, что было в полной мере присуще лишь портретам Веласкеса.

Инфанта Маргарита Тереза. (1665). Автор: Герард дю Шато.

В четырнадцать инфанту напишет Герард дю Шато, представив зрителю совершенно иное лицо: тёмные тусклые глаза навыкате (она действительно страдала болезнью щитовидной железы), пухлые губы и тяжёлый выдвинутый вперед подбородок. К тому же формы носа и черепа весьма странные. Это и наталкивает многих на мысль о том, что Веласкес в своих работах приукрашивал инфанту, что называется "сглаживал углы". Как знать насколько полотна той эпохи соответствовали внешности портретируемых.

Портрет Маргариты Австрийской (1665 — 1666). Автор: Хуан Батисто Мазо де Мартинес — зять и ученик Веласкеса занявший после него должность придворного художника.

Здесь инфанту видим в трауре по случаю смерти в 1665 году ее отца Филиппа IV. Но уже в следующем году молодую девушку ожидало счастливое событие: она выходила замуж. Для официальной процедуры бракосочетания в 1666 году Маргарита выехала из Мадрида в Вену в сопровождении своей свиты. Ей тогда было пятнадцать, а жениху - двадцать шесть.

Парный портрет императора и его молодой жены. Автор: Ян Томас.

Ян Томас создал парный портрет императора и молодой императрицы. Маргарита и ее супруг облачены в яркие маскарадные костюмы, и что явно бросается в глаза, – каким весельем и счастьем светятся их лица.

Торжества, прошедшие по случаю свадьбы Леопольда I и Маргариты Терезы вошли в историю, как одни из самых зрелищных и помпезных в ту эпоху и продлились более года. Если бы только от их размаха зависело счастье и благополучие семьи, то Леопольду и Маргарите их хватило бы до конца дней. Однако семейное счастье, увы оказалось скоротечным, а жизнь прелестной инфанты - короткой…

Портрет императора Священной Римской империи Леопольда I.

Хотя многочисленные очевидцы уверяли, что это был счастливый брак. Супруги имели много общих интересов, их объединяли не только родственные узы, но и любовь к искусству и музыке. Присмотревшись к портретам дяди и племянницы, видим фамильные признаки Габсбургской династии. Хотя Маргарита была весьма и весьма миловидной.

Как правило, деторождение и выживаемость потомства в при родственных браках большая проблема. Первого наследника Маргарита, родив уже в 1667 году, вслед похоронила. За шесть лет супружества Маргарита Тереза родила четверых детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. В живых осталась только дочь - Мария Антония.

Императрица

Почти ежегодные беременности полностью подорвали здоровье молодой женщины. К тому же, воспитанная при королевском дворе в Мадриде, инфанта, став императрицей, осталась горячей испанкой. Она так и не выучила немецкий. Высокомерная заносчивость её свиты привели к анти-испанским настроениям среди императорского двора.

Подданные императора не скрывали надежду, что больная императрица вскоре умрет и Леопольд I сможет жениться во второй раз. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту. Скончалась она совсем юной - в 21-летнем возрасте, на века оставив после себя живописный образ.

Портрет дочери Марии Антонии (1669 — 1692), ставшей женой Максимилиана II.

homsk.com

Маргарита Тереза Испанская | Монархия вики

Маргари́та Тере́за Испа́нская (исп. Margarita Teresa de España, нем. Margarete Theresia von Spanien, чеш. Markéta Terezie Španělská, венг. Margit Terézia Spanyol), или Маргари́та Мари́я Тере́за Австри́йская (исп. Margarita María Teresa de Austria, нем. Margarete Maria Theresia von Österreich; 12 июля 1651, Мадрид, королевство Испания — 12 марта 1673, Вена, эрцгерцогство Австрия) — принцесса из Испанской ветви дома Габсбургов, урождённая инфанта Испанская, дочь Филиппа IV, короля Испании. Первая жена императора Леопольда I; в замужестве — императрица Священной Римской империи, королева Германии, Венгрии и Чехии, эрцгерцогиня Австрийская.

Имела слабое здоровье по причине близкородственных браков в семье. После пресечения мужской линии в Испанской ветви наследовала права на её владения. Воспитанная при королевском дворе в Мадриде, не нашла понимания у подданных при императорском дворе в Вене. В счастливом браке родила четверых детей, из которых выжил только один ребёнок. Увлекалась музыкой и искусством. Юная модель художника Веласкеса, написавшего серию детских портретов инфанты, самым известным из которых стала картина «Менины».

    Ранние годы Править

    В белом (1656) кисти Веласкеса. Музей истории искусств, Вена.

    Маргарита Мария Тереза родилась 12 июля 1651 года в Мадриде. Она была первым ребёнком в семье испанского короля Филиппа IV и Марианны Австрийской, принцессы из Имперской ветви дома Габсбургов. Родители инфанты приходились друг другу дядей и племянницей, к тому же мать была почти на тридцать лет моложе отца.

    По линии Филиппа IV инфанта была внучкой испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, принцессы из Имперской ветви дома Габсбургов. По линии матери приходилась внучкой Фердинанду III, императору Священной Римской империи, королю Чехии и Венгрии и Марии Анне Испанской, инфанте из Испанской ветви дома Габсбургов.

    Для отца брак с её матерью был вторым и носил династический характер. Он вступил в него ради рождения нового наследника престола, после ранней смерти принца Астурийского. Единственным выжившим ребёнком испанского короля в первом браке была инфанта Мария Тереза, единокровная сестра Маргариты Терезы, ставшая женой французского короля Людовика XIV. Из пяти родившихся детей во втором браке отца Маргариты Терезы, кроме неё, достиг совершеннолетия только сын, будущий испанский король Карл II.

    Маргарита Тереза не имела таких серьёзных последствий для здоровья из-за близкого родства родителей, какие были у её младшего брата-инвалида. Однажды в детстве она тяжело заболела, но выжила. По свидетельству современников, инфанта обладала привлекательной внешностью и живым характером. Близкие звали её «маленьким ангелом». Она росла в покоях королевы во дворце Алькасар в окружении многочисленных фрейлин и слуг. Инфанта любила сладости, которые от неё приходилось постоянно прятать из-за запрета врачей, заботившихся о здоровье её зубов. Отец и император, приходившийся дедушкой по материнской линии, обожали дочь и внучку. В своих письмах король называл её «моя радость». Вместе с тем, Маргарита Тереза воспитывалась в строгом соответствии с этикетом, принятом при дворе в Мадриде, и получила хорошее образование.

    Брачный договор Править

    Во второй половине 1650-х годов при имперском дворе в Вене появилось мнение в необходимости очередного династического брака между Испанской и Имперской ветвями дома Габсбургов. Союз должен был укрепить позиции обоих государств, прежде всего, в отношении французского королевства. Сначала речь шла о замужестве Марии Терезы, старшей дочери испанского короля, с эрцгерцогом Леопольдом Игнатиусом, наследником императора Священной Римской империи. Но в 1660 году, по условиям Пиренейского мира, инфанта стала женой французского короля, отказавшись от наследственных прав взамен солидного приданого, которое так и не было выплачено.

    Затем стали говорить о браке между Маргаритой Терезой и к тому времени уже императором Леопольдом I, её дядей по линии матери и двоюродным дядей по линии отца. Однако двор в Мадриде медлил с ответом на это предложение. Филипп IV планировал выдать младшую дочь за английского короля Карла II, чтобы не допустить его брака с португальской принцессой. Испанский король не смирился с потерей португальской короны и старался не допустить признания за домом Браганса статуса владетельного со стороны европейских монархий.

    В октябре 1662 года в испанское королевство был отправлен новый имперский посол, граф Франциск Эусебий фон Пёттинг, одним из дипломатических поручений которого была организация брака инфанты и императора. Переговоры с испанской стороны вёл Рамиро Нуньес де Гусман, герцог Медина де лас Торрес. 6 апреля 1663 года было объявлено о помолвке между Маргаритой Терезой и Лепольдом I, а 18 декабря того же года был подписан брачный контракт, в котором, в частности, говорилось о приданом инфанты, включившем, как дар от отца, знаменитый бриллиант. Также было оговорёно её положение в случае вдовства. Маргарита Тереза, в отличие от старшей сестры, не лишалась права наследования семейных владений при пресечении мужской линии в Испанской ветви. Эти права распространялись и на её наследников.

    До официальной церемонии бракосочетания, регулярно ко двору в Вене присылали очередной портрет инфанты, чтобы жених мог наблюдать за тем, как растёт его невеста. Отец Маргариты Терезы умер 17 сентября 1665 года. В своём завещании он не упомянул о помолвке младшей дочери, напротив, контекст составленного документа наводит на мысль о том, что покойный король медлил с браком инфанты потому, что стремился обеспечить её права, как единоличной правительницы всех владений дома в случае угасания мужской линии. Не торопилась со свадьбой дочери и вдовствующая королева, родная сестра императора, ставшая регентом при несовершеннолетнем сыне. И только активные усилия имперской дипломатии привели к тому, что на праздник Пасхи, 25 апреля 1666 года, в Мадриде был заключен брак по доверенности, на котором присутствовали мать и младший брат невесты, посол империи и местная знать; жениха представлял дон Антонио Хуан Луис де ла Серда и Толедо, герцог Мединасели.

    28 апреля 1666 года Маргарита Тереза выехала из Мадрида в Вену в сопровождении личного двора. По прибытии в Дения, инфанту встретили испанский и тосканский флоты. Далее, уже по морю, с короткой остановкой в Барселоне, где у Маргариты Терезы возникли небольшие проблемы со здоровьем, кортеж приплыл в порт Финальборго, откуда доехал до Милана. Проведя почти весь сентябрь в столице Миланского герцогства, инфанта продолжила путешествие и, через Венецию, в начале октября прибыла в Тренто. На всех остановках Маргариту Терезу сопровождали торжества в её честь. В Тренто глава кортежа инфанты Франсиско IV, герцог Альбукерке передал свои полномочия князю Фердинанду фон Дитрихштейну и кардиналу Эрнсту Альберту фон Гарраху, князь-епископу Тренто. В конце ноября Маргарита Тереза доехала до предместья Вены, где смогла познакомиться с будущим мужем.

    Императрица и королева Править

    5 декабря 1666 года состоялись торжественный въезд инфанты в Вену и официальная церемония бракосочетания. Торжества, прошедшие по случаю свадьбы Леопольда I и Маргариты Терезы вошли в историю, как одни из самых зрелищных в эпоху барокко. Они длились почти два года. Недалеко от крепостной стены, близ современного Замкового сада, императором был построен оперный театр, вместимостью в пять тысяч человек. В июле 1668 года, в день рождения Маргариты Терезы, в нём прошла премьера оперы «Золотое яблоко» композитора Антонио Чести, которую современники назвали «постановкой века». За год до этого император дал конный балет, в котором лично участвовал на своей кобыле Эсперансе. Благодаря техническим приспособлениям, у зрителей создавалось впечатление, будто лошади и кареты парят в воздухе.

    Несмотря на разницу в возрасте, непривлекательную внешность императора и появившийся у императрицы зоб — изменение щитовидной железы, по свидетельствам современников, это был счастливый брак. Маргарита Тереза звала мужа «Дядюшкой» (нем. Onkel), а он её «Гретль» (нем. Gretl). Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке.

    За шесть лет супружества Маргарита Тереза родила четверых детей, трое из которых — Фердинанд Венцель (28.9.1667 — 13.1.1668), Иоганн Леопольд (род. и ум. 20.2.1670) и Анна Мария Антония (9.2.1672 — 23.2.1672), умерли в младенческом возрасте. Выжила только Мария Антония (18.1.1669 — 24.12.1692), эрцгерцогиня Австрийская, которая 15 июля 1685 года сочеталась браком с Максимилианом II (11.7.1662 — 26.2.1726), курфюрстом Баварии. Многочисленные беременности ослабили и без того хрупкое здоровье Маргариты Терезы. Молодая императрица была набожна, и подвигла Леопольда I к изгнанию из Вены евреев, которых считала виновными в своих многочисленных неудачных родах. В праздник Тела и Крови Христовых в 1670 году император приказал разрушить Венскую синагогу, на месте которой по его же приказу была построена церковь.

    Воспитанная при королевском дворе в Мадриде инфанта, став императрицей, осталась испанкой. Она плохо говорила по-немецки. Высокомерие и заносчивость её испанской свиты привели к анти-испанским настроениям среди императорского двора. Придворные открыто выражали надежду, что больная императрица вскоре умрет и тем самым даст возможность Леопольду I жениться во второй раз. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту Терезу. Единственным её другом при дворе, кроме мужа, была его мачеха, вдовствующая императрица Элеонора Младшая.

    Смерть Править

    Во время очередной беременности Маргарита Тереза заболела бронхитом и на двадцать втором году жизни умерла 12 марта 1673 года, вскоре после рождения четвёртого ребёнка. Императрицу похоронили в Императорском склепе при церкви капуцинов в Вене. Через четыре месяца, император-вдовец, называвший покойную супругу «Единственной Маргаритой», вступил во второй брак с Клавдией Фелицитой Австрийской, принцессой из Тирольской ветви дома Габсбургов.

    После смерти Маргариты Терезы её наследственные права на владения Испанской ветви перешли к её дочери Марии Антонии. А после смерти последней, не оставившей наследников, о своих правах на владения заявили император Леопольд I и французский король Людовик XIV, зятья испанского короля Филиппа IV. Итогом войны за испанское наследство стало появление Испанской ветви дома Бурбонов. Новым испанским королём стал Филипп V, внучатый племянник Маргариты Терезы.

    Веласкес. «Менины» (1656). Прадо, Мадрид.

    Незадолго до рождения Маргариты Терезы, в Мадрид вернулся придворный художник испанского короля Диего Веласкес. С 1653 по 1659 год им была написана серия детских портретов инфанты. Три из них — «Портрет инфанты Маргариты в розовом платье» (1653), «Портрет инфанты Маргариты в белом платье» (1656) и «Портрет инфанты Маргариты в синем платье» (1659) были отосланы к императорскому двору в Вене, и теперь находятся в Музее истории искусств. На последнем, написанном художником незадолго до смерти, восьмилетняя Маргарита Тереза изображена старше своих лет ввиду предстоящего ей брака с императором.

    Самым известным полотном Веласкеса в серии портретов инфанты стала картина «Менины» (1556), которая ныне хранится в собрании музея Прадо в Мадриде. На ней художник изобразил пятилетнюю Маргариту Терезу в своей мастерской во время работы над портретом её родителей. Инфанту окружают фрейлины и другие придворные, но её взгляд прикован к родителям, чьё отражение заметно в зеркале на стене. Полотно послужило вдохновением для Пабло Пикассо, который в 1957 году создал более сорока вариаций этой картины.

    Образ Маргариты Терезы, запечатленный на картинах кистью Веласкеса, вдохновлял не только живописцев. Поэт Борис Пастернак упоминает о ней в стихотворении 1923 года «Бабочка-буря», в котором она предстаёт, как девочка-видение, явившаяся ему во время грозы в Москве. Первым этот образ в стихотворении поэта с портретами инфанты сопоставил Вячеслав Всеволодович Иванов в своей работе ««Вечное детство» Пастернака».

    «Портрет инфанты Маргариты в розовом платье» (1660), ранее приписывавшейся Веласкесу, сейчас считается одним из шедевров его зятя, Хуана Батисты Мартинеса дель Мазо. Кисти последнего также принадлежит «Портрет инфанты Маргариты в траурном платье» (1666), на котором она изображена вскоре после смерти отца и незадолго до свадьбы. Обе картины также входят в собрание музея Прадо. Атрибуция «Портрета инфанты Маргариты» (1655) в Лувре, как картины Веласкеса, ныне некоторыми исследователями ставится под сомнение.

    Известны взрослые портреты Маргариты Терезы кисти ряда европейских художников, большая часть которых хранится в собраниях Музея истории искусств в Вене. Среди них «Портрет в полный рост инфанты Маргариты Терезы, императрицы» (1665) предположительно кисти Жерара Дю Шато и «Портрет императрицы Маргариты Терезы в театральном костюме» (1667) Яна Томаса ван Йеперена. Самым поздним изображением инфанты-императрицы является «Портрет императрицы Маргариты Терезы с дочерью Марией Антонией» (1671) кисти Беньямина фон Блока, находящийся во дворце Хофбург, на котором она изображена вместе с её единственным выжившим в браке ребёнком. Сохранились многочисленные копии её портретов, которые ныне хранятся в собраниях музеев по всему миру.

    ru.monarchs.wikia.com

    Наперстки. Инфанты. Веласкес...(часть I "Infanta Margarita")

         Мне не очень нравится, когда от наперстков не остается даже традиционной формы) Но в этот раз я не смогла устоять. Пять фигурок. На коробочке - пять прекрасных портретов знаменитого Веласкеса...

         Кроме того, вот такое ироничное приспособление сзади на платье) Это для тех, кто все же решиться использовать их по назначению

         Три первые фигурки - инфанта Маргарита, дочь Филиппа IV (1605-1665) - всеобщая любимица. Именно эту девочку Диего Веласкес писал чаще других детей - ШЕСТЬ раз!
    Инфанта Маргарита, 1654, Художественно-исторический музей, Вена
         Маргарита родилась в июле 1651 года. В возрасте трех лет она уже была просватана. Веласкес пишет её портреты примерно, каждые 1-3  года. Их отправляют в Вену, чтобы там могли видеть как подрастает невеста.      Маргарита была очень маленькой, она почти не росла.
    Инфанта Маргарита, 1654-55, Лувр, Париж
    Обладала хрупким здоровьем, вызванным постоянным кровосмешением испанских Габсбургов.
    Диего Веласкес. Инфанта Маргарита. 1656.
          В 15 лет стала женой венского принца Леопольда (опять же родственника!). Он был старше её на 11 лет. Всю жизнь она звала его "Дядюшкой".  Родила шестерых детей, но дети умирали почти сразу. До взрослого возраста дожила лишь одна дочь, но и она умерла достаточной молодой. 
    Портрет инфанты Маргариты в голубом, Веласкес, 1659, Худ.-ист. музей, Вена
    Инфанта Маргарита Австрийская, 1660, Музей Прадо, Мадрид
         Много портретов инфанты Маргариты написал Веласкес, но пожалуй, самый прекрасный в картине "Менины" ( исп. Las Meninas, "фрейлины") 1656 год      Всё в картине будто призвано подчеркнуть контраст хрупкой прелести Маргариты и той роли, которую поневоле должна играть эта девочка, той обстановки, в которой она живет...      Маргарита умерла очень рано, в возрасте 21 года, от простуды... Такая короткая жизнь. Грустная история...Возможно, именно благодаря полотнам Веласкеса, всему миру известна эта маленькая, светловолосая девочка! Её образ мы встречаем в работах других великих художников XX века: Пабло Пикассо и Сальвадора Дали
    Пабло Пикассо: Менины (по Веласкесу) (Инфанта Маргарита Мария). 1957. Музей Пикассо, Барселона
    Сальвадор Дали - Инфанта Маргарита, проявляющаяся на силуэтах некоторых кавалеров во внутреннем дворе Эскориала. 1982
    Сальвадор Дали . Жемчужина 1981  Холст, масло.. Частная коллекция
     В наших наперстках воплощен образ Маргариты в возрасте 5, 8 и 9 лет. Платья, прически, аксессуары изображены максимально точно.     В следующей раз я расскажу и покажу Infanta Maria Teresa и Mariana de Austria. Источник информации: 1, 2, 3, 4

    С наступающим праздником всех девочек!Пусть всегда рядом с вами будут любимые и любящие, в душе царит покой, в делах всё получается легко, играючись. Будьте здоровы! Творчески активны! Счастливы!

    Обнимаю,

    Ваша Наташа

    nataliatoys.blogspot.com

    Маргарита Тереза Испанская - это... Что такое Маргарита Тереза Испанская?

    Маргарита Тереза Испанская (исп. Margarita Teresa; 12 июля 1651 — 12 марта 1673) — испанская инфанта из испанской ветви Габсбургов.

    Первая жена императора Священной Римской империи Леопольда I. Старшая сестра Карла II, последнего представителя династии Габсбургов на испанском престоле.

    Родители

    Родителями Маргариты были испанский король Филипп IV и его вторая жена Марианна, сестра императора Леопольда I. Филипп был одновременно дядей своей жены, родителями которой были император Фердинанд III и сестра Филиппа Мария Анна. В Испании жену Филиппа называли Марианной Австрийской, она была почти на тридцать лет младше своего мужа. Шесть детей появились на свет в результате этого брака, только двое достигли совершеннолетия — Маргарита Тереза и наследник престола Карл II.

    Брак

    Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров к пасхе 1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линии императора Священной Римской империи Леопольда I. Но только в декабре 1666 года она прибыла вместе со своей свитой в Вену, где и состоялась пышная официальная брачная церемония. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он её Гретль.

    Она вышла за него замуж в возрасте четырнадцати лет, Леопольду было двадцать шесть. Молодая императрица была очень набожна и подвигла Леопольда к изгнанию из Вены евреев, которых она считала виновными в своих многочисленных неудачных родах.

    Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, по многочисленным свидетельствам это был счастливый брак, супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Махимилиана II. Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Вдобавок ко всему у нее был зоб — изменение щитовидной железы.

    Высокомерие и заносчивость ее испанской свиты вызвало антииспанские настроения среди австрийского двора. Придворные открыто выражали надежду, что больная императрица вскоре умрет и тем самым даст возможность Леопольду жениться во второй раз. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту Терезу и вскоре после рождения шестого ребенка она умерла в возрасте 21-го года.

    Ее право на испанский престол перешло к Леопольду. Поскольку Маргарита Тереза, в отличие от своей единокровной сестры Марии Терезы бывшей замужем за королем Франции Людовиком XIV, не лишилась при замужестве права на престол, это позволило Леопольду заявить свои права на испанский престол во время Войны за испанское наследство.

    Дети

    • Фердинанд Венцель, эрцгерцог Австрийский (1667—1668)
    • Мария Антония, эрцгерцогиня Австрийская (1669—1692), жена курфюрста Махимилиана II Эмануэля
    • Йохан Леопольд, эрцгерцог Австрийский (1670)
    • Мария Анна, эрцгерцогиня Австрийская (1672)

    Галерея

    dic.academic.ru

    Инфанта Маргарита, Веласкес: laura_mz

    Инфанта Маргарита

    Инфанта Маргарита

    Диего Родригес де Сильва ВеласкесИнфанта Маргарита Австрийская, 1660, Музей Прадо, Мадрид.Диего Веласкес. Инфанта Маргарита. Трех лет 1653-54.

    Диего Веласкес. Инфанта Маргарита.Пяти лет 1656.

    Веласкес. Диего - Портрет инфанты Маргариты в восьми лет 1659.

    Веласкес Диего "Менины."1657.

    ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ

    ....Не подлежит огласкеДуша художника. Она была собой.Ей мало юности. Но быстро постареть ей.Ей мало зоркости. И всё же стать слепой.

    Потом прошли века. Один. Другой, И третий.И смотрит мимо глаз, как он ей приказал,Инфанта-девочка на пасмурном портрете.Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал.Паркетный лоск. И тишь, как в дни Эскуриала.И ясно девочке по всем людским глазам,Что ничего с тех пор она не потеряла —Ни карликов, ни царств, ни кукол, ни святых;Что сделан целый мир из тех же матерьялов,От века данных ей. Мир отсветов златых,В зазубринах резьбы, в подобье звона где-тоНа бронзовых часах. И снова — звон затих....Павел Антокольский1928

    Кратко о сюжете картины:Инфанта Маргарита, одетая в белое, находится в центре композиции, в окружении своих фрейлин, “менин” – Марии Августины де Сармьенто и Исабель де Веласко, двух придворных шутов – Марии Барболы и Николасито Пертусато, и охотничье-сторожевой собаки. Позади нее разговаривают телохранитель дам и дуэнья Марсела де Ульоа, а в дверях стоит дворецкий Хосе Ньето. Король и королева, Филипп IV и Марианна Австрийская, отражаются в зеркале в глубине картины (т.е. они находятся на нашем месте - месте зрителей), а слева мастер изобразил самого себя, работающего над этой композицией. Вся картина как бы погружена в полумрак, и только инфанта выделяется на ней светлым обликом, этаким «солнечным лучиком» мрачного Альказара.Спустя столетия искусствоведы, рассказывая об этом полотне художника, называют инфанту и художника «Мастером и Маргаритой». Кстати мастер, осознавая ценность своего творения, увековечил на нем и свое личное достижение - после своего посвящения в рыцари в 1659 г., дописал красный рыцарский крест, которого упорно добивался и очень им гордился. Диего Веласкес "Менины (фрагменты).1657. "

    Маргарита Тереза Испанская (12 июля 1651 - 12 марта 1673) – инфанта из испанской ветви Габсбургов. Старшая сестра Карла II, последнего представителя династии Габсбургов на испанском престоле.Родителями Маргариты были король Филипп IV и его вторая жена Марианна Австрийская, сестра императора Леопольда I (будущего супруга нашей героини). Она была почти на тридцать лет младше своего мужа. Шесть детей появились на свет в результате этого брака, только двое достигли совершеннолетия - Маргарита Тереза и наследник престола Карл II.

    Вопросы брака королевских дочерей – дело государственной важности, и за кого выйдет замуж Маргарита, когда подрастёт, было известно почти с самого начала – за будущего императора Священной Римской империи Леопольда I. Именно поэтому и писал придворный художник Диего Веласкес портреты инфанты каждые несколько лет: их отправляли в Вену, чтобы там могли судить, как подрастает невеста. Она вышла за него замуж к пасхе 1666 года в возрасте четырнадцати лет. Леопольду было двадцать шесть. Он был ее дядей по материнской и кузеном по отцовской линии. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он ее Гретль (дядя был австрийцем, видимо, это имя было ему привычнее).

    Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, ко всеобщему удивлению этот брак был счастливым. Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. Да и как о правителе, о Леопольде в целом отзывались хорошо, он был любим как придворными и родственниками, так и народом. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II. Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Вдобавок ко всему у нее был зоб— изменение щитовидной железы.

    Унаследовав от матери и отца ограниченность, усиленную фанатичной набожностью, Маргарита выше всей австрийской нации ставила свою испанскую свиту. К тому же она настояла на изгнании из Вены еврейской общины: она ненавидела евреев, считая именно их виновными в том, что все рожденные ею дети умирали, в то время, как она мечтала подарить мужу наследника. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые осели после изгнания в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.Все это не могло прибавить нашей инфанте популярности. Придворные откровенно, почти не скрывая, ненавидели императрицу, и, зная о ее слабом здоровье , терпеливо ждали, когда она умрет и освободит императора. Она выполнила их просьбу в марте 1673 года, скончавшись после очередных родов в возрасте 21-го года.

    Портрет, написанный зятем Веласкеса, Хуаном Баутистой дель Масо. 1666.

    Судя по этому портрету, сияющий солнечный лучик погас в ней вместе с ушедшим детством. Черные одеяния, потухши й взор - а Маргарите всего 15. В соответствии с испанским придворным этикетом 15-летней королеве категорически запрещалось читать, смотреть в окно, а также показывать не только ноги, но даже и туфли. (Платья ее были на 20-30 сантиметров ниже каблуков, и бедняжка сначала падала, запутавшись в длинном подоле, а потом приспособилась ходить, как аист: чтобы сделать шаг, она высоко поднимала ногу и буквально отшвыривала ею подол.) Ей многое было «нельзя»… даже смеяться. Ни королю, ни королеве смеяться не полагалось! Один попугай, рассмешивший еще ее мать Марианну Австрийскую, поплатился за это жизнью. Подоспевшая фрейлина ловко свернула ему шею. Испанский придворный этикет был превыше всего. Что ж, такова участь королев и императриц – она состоит вовсе не в том, чтобы вкушать радости жизни, напротив, чтобы отдавать свою жизнь в попытках продолжить династию…

    А сколько девчонок, разглядывая детские портреты Инфанты Маргариты представляют себя принцессой: очаровательной, как куколка; с огромными голубыми глазами и светлыми волосами; в невероятной ширины юбке, окружённой фрейлинами и слугами. Но сказки бывают только в сказках.Писатель Оскар Уайльд, вдохновленный сюжетом картины "Менины", написал сказку о Маргарите «День рождения инфанты».

    Ровно через три прошедших века современный гений - Пикассо под впечатлением "Менин" Веласкеса создал свою серию картин на эту тему, наверное все-таки спорных шедевров в сравнении с оригиналом.

    Пабло Пикассо. Менины. 1957.

    Растиражированный в наши дни образ инфанты и ее фрейлин

    Las Meninas Антонио Вальдеса в Вальядолиде (Valladolid).

    vsdn.ru/museum/catalogue; lit.peoples.ru; cockroachlady.com; ru.wikipedia.org и др. Серия сообщений "совр. живопись (modern, abstract, impressionism)":Часть 1 - Работы художника ELENA ILKU.Часть 2 - Марк Шагал....Часть 46 - История дизайна: Экслибрисы эпохи Модерн / Германия - Югендштиль - 01Часть 47 - Легенда о Ван ГогеЧасть 48 - Инфанта Маргарита, Веласкес

    laura-mz.livejournal.com

    Кто написал картину «Инфанта Маргарита»?

    snovaya про Буркатовский: Черепаший галоп или Титановые звезды маршала Каманина В сущности, можно было бы развернуть в целую эпопею, с бОльшим показом человеческих страстей. Но всё равно трогательно. И пусть РеИ оказалась иной, спасибо нашим учёным, рабочим и космонавтам за их подвиг, совершаемый и сейчас. Литературных огрехов масса, но за общее впечатление - "5"!Tuta-n-Hamon про Роббинс: Мустанг Каюсь-каюсь: по детству любил роман "Бетси" (американский производственный роман + секс + немного мафии).. И вот нашел я на Флибе продолжение... Похоже, даже такому крепкому ремесленнику (не скажу "таланту", но мастеру с маленькой м) НЕЛЬЗЯ по требованиям публики или издательств делать сиквелы популярных романов.. Это нечитаемоме, разбросанное хронологически тупое повторение "Бетси-1" только сама Бетси (которая не машина) наконец вошла в ебабельный для Перрино возраст а верная (три года его терпела и еще год в больнице выхаживала) Синди превращается в ... в! очень загрустил. И не смог от грусти дочитать. Потому и оценка... хотя тот кто первый роман не читал может поставить и тройбан.Маляр про Служитель: Дни Савелия хм, ни каких откровений и нового в этой книге нет, всё шаблонно, но литературно, за литературный язык - 4vital_memoirs про Измайлова: Случай из практики Очень понравилось. Особенно на фоне бесконечных приторно-сопливых "любовных" фэнтезийных романов. Почему сравниваю с ними? Потому что там тоже пишут женщины с главным героем-женщиной в похожем антураже. Одна беда: там всё примитивно и погано, особенно – любовные отношения между героями.

    А в этой книге любовная линия как раз довольно милая. Наверное, потому что не нужно было по заданию редакции стараться высосать её из пальца.

    Не соглашусь с комментариями по поводу затянутости или "эдакой страшной, но жутко умной Каменской". Во-первых, Каменская не была страшной, если уж на то пошло :c Во-вторых, даже несмотря на слишком частые упоминания про "страшность" Флоссии Нарен, это находит отражение в сюжете. Мужиковатость и грубость героини не даётся как некий тезис, который дублируют несколько раз. Она может поделиться одеждой с лейтенантом-мужчиной, она может поругаться с дедом и попенять, что лицо ей досталось как раз от него. Она даже может прикинуться страшной старой торговкой, которая покупает благосклонность юношей деньгами, чтобы выманить сведения из подозреваемого. Её некрасивость – деятельная, так что всё классно.

    А касательно длины текста... Мне понравилась обстоятельность, размеренность повествования. Подробные описания. Почитайте Толстого, у которого чисто визуально тексты выглядят точно так же: вы сразу поймёте, чем зубодробительный философский роман отличается от лёгкого развлекательного. Меньше диалогов + больше описаний = вы лучше погружаетесь в мир. Очень приятный формат, от которого не разит "истерикой" частых диалогов. Его легко воспринимать, лучше проникаетесь делами, мотивами преступников и жизнью как самого судебного мага, так и следственного/охранного отделений.

    А вторая книга так вообще вышла чуть более мрачной и "экшонистой" по сравнению с первой.

    AngryLion про Пехов: Тень ингениума На мой взгляд вторая часть лучше первой. Более зрелая, понятная и от того предсказуемая. Финал получился такой, какой и должен был быть в Риерте. Однако мне показалось, что ряд персонажей натянуто вводились во вторую часть, чтобы не потерялись из первой, остались фактически нераскрытыми и мало используемыми в сюжете. Ряд диалогов все же накачены объемом не совсем уместного текста. И ещё хочется отметить, что жизненная философия Итана не совпадает с его поступками. Как и в реальной жизни, люди мечтают об одном, а поступают зачастую так как им удобно. Хорошая дилогия от автора.stranNik1956 про СКС: Режим бога Если это стёб, то терпимо. Только для фееричности надо было убавить ГГ пару-тройку годков и добавить занятия наукой. Скажем, изобретение работающего вечного двигателя. Если же написано с претензией на серьезность, то маразм достигает космических высот.anupyld про Бондарь: У всех разные игрушки Смеялся чуть ли не до слез: "Генеральный секретарь… М.С Горбачев... подозревается… в изнасиловании горничной Летиции Форталез... По словам мадам Форталез, она пришла убираться в номер, когда супруги Горбачевы поехали на осмотр собора. Но вскоре господин Горбачев вернулся и накинулся на несчастную горничную... теперь у нее родился ребенок Misha с родимым пятном на половину головы, она требует признания отцовства и содержание!" Горбачев дал несколько пространных интервью: "Это, товарищи, понимаете, непонятно что! Если каждая вот такая гражданка начнет обвинять своих… да и чужих тоже руководителей в непонятных инсинуациях, мы никогда не достигнем согласия и консенсуса!" Политические аналитики начали выступать с громкими заявлениями, требуя немедленной отставки "кровожадного коммуниста, насилующего свободных французских женщин"...Все впечатления

    flibusta.site

    Маргарита Тереза Испанская — WiKi

    Ранние годы

    Маргарита Мария Тереза родилась 12 июля 1651 года в Мадриде. Она была первым ребёнком в семье испанского короля Филиппа IV и Марианны Австрийской, принцессы из Имперской ветви дома Габсбургов. Родители инфанты приходились друг другу дядей и племянницей, к тому же мать была почти на тридцать лет моложе отца[1].

    По линии Филиппа IV инфанта была внучкой испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, принцессы из Имперской ветви дома Габсбургов. По линии матери приходилась внучкой Фердинанду III, императору Священной Римской империи, королю Чехии и Венгрии и Марии Анне Испанской, инфанте из Испанской ветви дома Габсбургов[1][2].

    Для отца брак с её матерью был вторым и носил династический характер. Он вступил в него ради рождения нового наследника престола, после ранней смерти принца Астурийского. Единственным выжившим ребёнком испанского короля в первом браке была инфанта Мария Тереза, единокровная сестра Маргариты Терезы, ставшая женой французского короля Людовика XIV. Из пяти родившихся детей во втором браке отца Маргариты Терезы, кроме неё, достиг совершеннолетия только сын, будущий испанский король Карл II[1][3]

    Маргарита Тереза не имела таких серьёзных последствий для здоровья из-за близкого родства родителей, какие были у её младшего брата-инвалида. Однажды в детстве она тяжело заболела, но выжила[4]. По свидетельству современников, инфанта обладала привлекательной внешностью и живым характером. Близкие звали её «маленьким ангелом»[5]. Она росла в покоях королевы во дворце Алькасар в окружении многочисленных фрейлин и слуг. Инфанта любила сладости, которые от неё приходилось постоянно прятать из-за запрета врачей, заботившихся о здоровье её зубов[6]. Отец и император, приходившийся дедушкой по материнской линии, обожали дочь и внучку. В своих письмах король называл её «моя радость»[7]. Вместе с тем, Маргарита Тереза воспитывалась в строгом соответствии с этикетом, принятом при дворе в Мадриде, и получила хорошее образование[8][9].

    Брачный договор

    Во второй половине 1650-х годов при имперском дворе в Вене появилось мнение в необходимости очередного династического брака между Испанской и Имперской ветвями дома Габсбургов. Союз должен был укрепить позиции обоих государств, прежде всего, в отношении французского королевства. Сначала речь шла о замужестве Марии Терезы, старшей дочери испанского короля, с эрцгерцогом Леопольдом Игнатиусом, наследником императора Священной Римской империи. Но в 1660 году, по условиям Пиренейского мира, инфанта стала женой французского короля, отказавшись от наследственных прав взамен солидного приданого, которое так и не было выплачено[10].

    Затем стали говорить о браке между Маргаритой Терезой и к тому времени уже императором Леопольдом I, её дядей по линии матери и двоюродным дядей по линии отца. Однако двор в Мадриде медлил с ответом на это предложение. Филипп IV планировал выдать младшую дочь за английского короля Карла II, чтобы не допустить его брака с португальской принцессой. Испанский король не смирился с потерей португальской короны и старался не допустить признания за домом Браганса статуса владетельного со стороны европейских монархий[11].

    В октябре 1662 года в испанское королевство был отправлен новый имперский посол, граф Франциск Эусебий фон Пёттинг, одним из дипломатических поручений которого была организация брака инфанты и императора[12]. Переговоры с испанской стороны вёл Рамиро Нуньес де Гусман[es], герцог Медина де лас Торрес[13]. 6 апреля 1663 года было объявлено о помолвке между Маргаритой Терезой и Лепольдом I, а 18 декабря того же года был подписан брачный контракт, в котором, в частности, говорилось о приданом инфанты, включившем, как дар от отца, знаменитый бриллиант[14]. Также было оговорёно её положение в случае вдовства. Маргарита Тереза, в отличие от старшей сестры, не лишалась права наследования семейных владений при пресечении мужской линии в Испанской ветви. Эти права распространялись и на её наследников[15].

    До официальной церемонии бракосочетания, регулярно ко двору в Вене присылали очередной портрет инфанты, чтобы жених мог наблюдать за тем, как растёт его невеста[2]. Отец Маргариты Терезы умер 17 сентября 1665 года. В своём завещании он не упомянул о помолвке младшей дочери, напротив, контекст составленного документа наводит на мысль о том, что покойный король медлил с браком инфанты потому, что стремился обеспечить её права, как единоличной правительницы всех владений дома в случае угасания мужской линии[16]. Не торопилась со свадьбой дочери и вдовствующая королева, родная сестра императора, ставшая регентом при несовершеннолетнем сыне. И только активные усилия имперской дипломатии привели к тому, что на праздник Пасхи, 25 апреля 1666 года, в Мадриде был заключен брак по доверенности, на котором присутствовали мать и младший брат невесты, посол империи и местная знать; жениха представлял дон Антонио Хуан Луис де ла Серда и Толедо[ca], герцог Мединасели[17]

    28 апреля 1666 года Маргарита Тереза выехала из Мадрида в Вену в сопровождении личного двора. По прибытии в Дения, инфанту встретили испанский и тосканский флоты. Далее, уже по морю, с короткой остановкой в Барселоне, где у Маргариты Терезы возникли небольшие проблемы со здоровьем, кортеж приплыл в порт Финальборго, откуда доехал до Милана. Проведя почти весь сентябрь в столице Миланского герцогства, инфанта продолжила путешествие и, через Венецию, в начале октября прибыла в Тренто. На всех остановках Маргариту Терезу сопровождали торжества в её честь. В Тренто глава кортежа инфанты Франсиско IV[es], герцог Альбукерке передал свои полномочия князю Фердинанду фон Дитрихштейну[de] и кардиналу Эрнсту Альберту фон Гарраху[de], князь-епископу Тренто. В конце ноября Маргарита Тереза доехала до предместья Вены, где смогла познакомиться с будущим мужем[17].

    Императрица и королева

    Парный портрет императорской четы кисти Йеперена[en] (1667). Музей истории искусств, Вена

    5 декабря 1666 года состоялись торжественный въезд инфанты в Вену и официальная церемония бракосочетания. Торжества, прошедшие по случаю свадьбы Леопольда I и Маргариты Терезы вошли в историю, как одни из самых зрелищных в эпоху барокко. Они длились почти два года. Недалеко от крепостной стены, близ современного Замкового сада[de], императором был построен оперный театр, вместимостью в пять тысяч человек. В июле 1668 года, в день рождения Маргариты Терезы, в нём прошла премьера оперы «Золотое яблоко» композитора Антонио Чести, которую современники назвали «постановкой века». За год до этого император дал конный балет, в котором лично участвовал на своей кобыле Эсперансе. Благодаря техническим приспособлениям, у зрителей создавалось впечатление, будто лошади и кареты парят в воздухе[18].

    Несмотря на разницу в возрасте, непривлекательную внешность императора и появившийся у императрицы зоб — изменение щитовидной железы, по свидетельствам современников, это был счастливый брак. Маргарита Тереза звала мужа «Дядюшкой» (нем. Onkel), а он её «Гретль» (нем. Gretl)[19]. Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке[20].

    За шесть лет супружества Маргарита Тереза родила четверых детей, трое из которых — Фердинанд Венцель (28.9.1667 — 13.1.1668), Иоганн Леопольд (род. и ум. 20.2.1670) и Анна Мария Антония (9.2.1672 — 23.2.1672), умерли в младенческом возрасте. Выжила только Мария Антония (18.1.1669 — 24.12.1692), эрцгерцогиня Австрийская, которая 15 июля 1685 года сочеталась браком с Максимилианом II (11.7.1662 — 26.2.1726), курфюрстом Баварии[1]. Многочисленные беременности ослабили и без того хрупкое здоровье Маргариты Терезы[19]. Молодая императрица была набожна, и подвигла Леопольда I к изгнанию из Вены евреев, которых считала виновными в своих многочисленных неудачных родах. В праздник Тела и Крови Христовых в 1670 году император приказал разрушить Венскую синагогу, на месте которой по его же приказу была построена церковь[20].

    Воспитанная при королевском дворе в Мадриде инфанта, став императрицей, осталась испанкой. Она плохо говорила по-немецки. Высокомерие и заносчивость её испанской свиты привели к анти-испанским настроениям среди императорского двора. Придворные открыто выражали надежду, что больная императрица вскоре умрет и тем самым даст возможность Леопольду I жениться во второй раз. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту Терезу[19][20]. Единственным её другом при дворе, кроме мужа, была его мачеха, вдовствующая императрица Элеонора Младшая[21].

    Смерть

    Во время очередной беременности Маргарита Тереза заболела бронхитом и на двадцать втором году жизни умерла 12 марта 1673 года, вскоре после рождения четвёртого ребёнка. Императрицу похоронили в Императорском склепе при церкви капуцинов в Вене. Через четыре месяца, император-вдовец, называвший покойную супругу «Единственной Маргаритой», вступил во второй брак с Клавдией Фелицитой Австрийской, принцессой из Тирольской ветви дома Габсбургов[20].

    После смерти Маргариты Терезы её наследственные права на владения Испанской ветви перешли к её дочери Марии Антонии. А после смерти последней, не оставившей наследников, о своих правах на владения заявили император Леопольд I и французский король Людовик XIV, зятья испанского короля Филиппа IV. Итогом войны за испанское наследство стало появление Испанской ветви дома Бурбонов. Новым испанским королём стал Филипп V, внучатый племянник Маргариты Терезы[20].

    Незадолго до рождения Маргариты Терезы, в Мадрид вернулся придворный художник испанского короля Диего Веласкес. С 1653 по 1659 год им была написана серия детских портретов инфанты. Три из них — «Портрет инфанты Маргариты в розовом платье» (1653), «Портрет инфанты Маргариты в белом платье» (1656) и «Портрет инфанты Маргариты в синем платье[es]» (1659) были отосланы к императорскому двору в Вене, и теперь находятся в Музее истории искусств[22]. На последнем, написанном художником незадолго до смерти, восьмилетняя Маргарита Тереза изображена старше своих лет ввиду предстоящего ей брака с императором[23].

    Самым известным полотном Веласкеса в серии портретов инфанты стала картина «Менины» (1556), которая ныне хранится в собрании музея Прадо в Мадриде. На ней художник изобразил пятилетнюю Маргариту Терезу в своей мастерской во время работы над портретом её родителей. Инфанту окружают фрейлины и другие придворные, но её взгляд прикован к родителям, чьё отражение заметно в зеркале на стене[24]. Полотно послужило вдохновением для Пабло Пикассо, который в 1957 году создал более сорока вариаций этой картины[25].

    Образ Маргариты Терезы, запечатленный на картинах кистью Веласкеса, вдохновлял не только живописцев. Поэт Борис Пастернак упоминает о ней в стихотворении 1923 года «Бабочка-буря», в котором она предстаёт, как девочка-видение, явившаяся ему во время грозы в Москве[26]. Первым этот образ в стихотворении поэта с портретами инфанты сопоставил Вячеслав Всеволодович Иванов в своей работе ««Вечное детство» Пастернака»[27][28].

    Борис Пастернак

    Сейчас ты выпорхнешь, инфанта, И, сев на телеграфный столб, Расправишь водяные банты Над топотом промокших толп.

    «Бабочка-буря» (1923)

    «Портрет инфанты Маргариты в розовом платье[es]» (1660), ранее приписывавшейся Веласкесу, сейчас считается одним из шедевров его зятя, Хуана Батисты Мартинеса дель Мазо. Кисти последнего также принадлежит «Портрет инфанты Маргариты в траурном платье» (1666), на котором она изображена вскоре после смерти отца и незадолго до свадьбы. Обе картины также входят в собрание музея Прадо[29]. Атрибуция «Портрета инфанты Маргариты» (1655) в Лувре, как картины Веласкеса, ныне некоторыми исследователями ставится под сомнение[30].

    Известны взрослые портреты Маргариты Терезы кисти ряда европейских художников, большая часть которых хранится в собраниях Музея истории искусств в Вене. Среди них «Портрет в полный рост инфанты Маргариты Терезы, императрицы» (1665) предположительно кисти Жерара Дю Шато[31] и «Портрет императрицы Маргариты Терезы в театральном костюме» (1667) Яна Томаса ван Йеперена[en][32]. Самым поздним изображением инфанты-императрицы является «Портрет императрицы Маргариты Терезы с дочерью Марией Антонией» (1671) кисти Беньямина фон Блока[de], находящийся во дворце Хофбург, на котором она изображена вместе с её единственным выжившим в браке ребёнком[33]. Сохранились многочисленные копии её портретов, которые ныне хранятся в собраниях музеев по всему миру[23].

    ru-wiki.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта