Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко. Художник ротко картины


Художник Ротко Марк - картины. Абстрактный экспрессионизм :: SYL.ru

Ротко Марк, картины которого сегодня стоят больших денег, - известный американский художник. Он является одним из самых ярких представителей абстрактного экспрессионизма, считается основателем отдельного направления, которое определяют, как живопись цветового поля.

Биография художника

В 1903 году родился Ротко Марк. Картины он начал писать еще в детстве, которое прошло в городке Двинске, в то время относившемуся к Витебской губернии. Сейчас это латвийский город Даугавпилс. Маркус Яковлевич Роткович - таким было его имя при рождении.

Марк родился в еврейской семье, где говорили на двух языках - русском и идише. Его отец, Яков Роткович, был помощником аптекаря. Денег получал немного, но каждую лишнюю копейку направлял на образование детей.

Мать будущего художника была домохозяйкой. Ее звали Хая Гольдина.

В пятилетнем возрасте Марк отправился учиться в еврейскую религиозную школу, в которой основное внимание уделяли изучению древнееврейского языка и Торы.

Отъезд в Америку

Яков Роткович всерьез опасался того, что его детей заберут в царскую армию, когда они вырастут. Чтобы избежать этого, он приняли важное для семьи решение - эмигрировать в Америку. Так в то время поступали многие еврейские семьи, проживавшие в Российской империи. В основном, они пытались уйти от погромов.

К тому времени в Америку уже уехали два брата Якова. Они стали жить в городе Портленде штата Орегон. Ротковичи в США занялись производством одежды. Яков со старшими детьми уехал первым, а Марк с матерью оставался в России.

Будущий художник с матерью и младшей сестрой отплыл из России на пароходе "Царь" в 1913 году. Вскоре после переезда в США Яков Роткович умер. Семья осталась практически без средств к существованию. Все дети от мала до велика были вынуждены искать хоть какую-то подработку. Марк начал помогать своему дяде, продавая газеты среди рабочих.

Образование Ротко

В тот же год, несмотря на загруженность, Марк начал учиться в общеобразовательной школе. Окончил ее он в 17 лет. За это время в совершенстве овладел английским языком, при этом активно участвовал в жизни еврейской общины, особенно рьяно вступая в политические дискуссии.

Высшее образование будущий художник получил в Йельском университете. Первый год проучился бесплатно, благодаря гранту, полученному за аттестат с отличием в средней школе. После того, как срок дотации истек, ему пришлось работать, чтобы оплачивать в дальнейшем свою учебу.

В университете Ротко впервые занялся издательской деятельностью. Вместе со своим товарищем Аароном Директором они выпускали сатирический журнал. Он был призван разоблачать пороки университетского общества. В Йеле Марк в молодости не доучился, бросив ходить на лекции. Только в 46 лет он вернулся к занятиям, получив докторскую степень.

В начале творческого пути

Важное событие в жизни Ротко произошло в 1923 году. Оказавшись в нью-йоркской школе искусств, он случайно увидел, как художники рисовали модель. Позже он признавался, что в эту секунду сформировался как художник.

В скором времени, он принял для себя решение поступить в школу дизайна. С нее началось его художественное образование. Ротко учился у одного из основателей абстрактного сюрреализма Аршиля Горки, уроженца Армении.

Также основы живописи Марк постигал вместе с кубистом Максом Вебером, который оказал сильное влияние на его ранние работы. В то время художник начал воспринимать искусство как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.

Формирование как художника

Чтобы быть ближе к миру искусства, перебрался из Портленда в Нью-Йорк Ротко Марк. Картины, которые он писал на раннем этапе своего творчества, отражали бурную жизнь города, в них ощущалось влияние сюрреализма.

В 1928 году его работы, вместе с полотнами других молодых авторов, впервые были выставлены в галерее. На первых картинах художника преобладали темные цвета, они были экспрессивными, изображали городскую жизнь и интерьеры. Критики и коллеги по цеху оценили работы по достоинству. Несмотря на первый успех, не мог посвятить себя исключительно творчеству Ротко Марк. Картины приходилось писать в перерывах между основной работой, которой надо было зарабатывать на жизнь.

В 1929 году он нашел занятие, которое было максимально близко к творчеству, начал преподавать в нью-йоркской центральной академии. В ней он проработал больше 20 лет.

Там произошла еще одна знаковая встреча в его жизни. Ротко познакомился с Адольфом Готлибом, который входил в круг последователей художника-модерниста Мильтона Авери. Именно благодаря Авери в картинах Ротко появились схожие цвета и мотивы.

Вместе с другими молодыми живописцами он начал путешествовать с известным мастером, параллельно работая над новыми полотнами и обсуждая проблемы современного искусства.

В одной из этих поездок Ротко встретил свою будущую жену - Эдит Сахар, которая работала дизайнером ювелирных украшений.

Первую персональную выставку в 1933 году провел Марк Ротко. Произведения были выставлены в музее искусства Портленда. Были представлены рисунки и акварели мастера, а также холсты его студентов, которых он обучал в центральной нью-йоркской академии.

При этом художник не нашел понимания среди родных. Его решение посвятить себя искусству они восприняли скептически. В то время в Америке бушевала великая депрессия, поэтому ценилась только физическая работа, которая приносила реальный, пусть и небольшой доход.

Персональная выставка в Нью-Йорке

15 картин Ротко представил на своей первой персональной выставке, которая была организована в Нью-Йорке. Все работы были написаны маслом. Как правило, это были акварели и портреты.

Именно тогда для всех стало очевидным, что Ротко - мастер работы с цветовыми полями. Критики были в восторге.

В 1935 году он вошел в число создателей "Группы десяти". Они определили свою миссию как протест против мнения о том, что вся американская живопись равна буквальной живописи. В культурном мире их считали радикалами вплоть до 50-х годов. Даже в то время их картины посчитали слишком вычурными, и жюри их не приняло на выставку современного искусства в Метрополитене. В то время стиль Ротко уже приближался к его зрелым произведениям.

Абстрактный экспрессионизм

Ротко считается основателем собственного направления в живописи. Теоретически формулировать его художник начал еще в 1936 году в книге о схожести детских рисунков с произведениями современных живописцев, которая так и не была закончена.

Он сравнивал современного модерниста с ребенком, который точно так же должен в идеальной работе выразить свое внутреннее мироощущение без вмешательства разума. Причем этот опыт должен быть эмоциональным, а не интеллектуальным. В своих акварелях и городских ландшафтах он сознательно имитировал детскую манеру. Впоследствии это получило название абстрактный экспрессионизм.

Творческий псевдоним

Полученное при рождении имя художник сменил только в 1940 году, когда получил американское гражданство. Со временем он все больше упрощал структуру своих произведений. В итоге к концу 50-х годов создал серию мультиформ. Картин, состоящих из нескольких цветовых плоскостей. В то время его прославили работы, на которых были изображены парящие в пространстве цветовые плоскости. Например, картина "Синий и серый". Все это также критики называли живописью цветового поля. К этому же периоду относится и работа "Коричневый и серый".

При этом он отказывался считать свои картины абстрактными. По его словам, он создавал формальное соотношение места и цвета, сознательно отказываясь от естественного изображения вещей. Делалось это для того чтобы усилить тему, заключенную в названии. При этом стоит отметить, что большинство его работ либо не имели никаких названий, либо они были весьма условными. Например, "Без названия 38", написанная в 1969 году.

Смерть художника

Серьезные проблемы со здоровьем у художника обнаружились в 1968 году, когда ему было 65 лет. Врачи нашли у Ротко аневризму. Ему был рекомендован здоровый образ жизни и максимальный постельный режим. Однако Марк игнорировал рекомендации врача. Он много пил, курил, ел, что хотел, отказываясь садиться на диету. Единственная уступка медикам, на которую он пошел, это не писать больших полотен, размером больше метра в высоту. Он перешел на более компактные произведения.

К тому времени художник женился уже во второй раз на Мелле Бейстл, с которой личная жизнь так же не заладилась, как и с первой супругой. 1 января 1969 года они расстались, художник обосновался в своей студии, так как другого жилья у него не было.

25 февраля 1970 года Ротко без сознания нашел его ассистент Оливер Стейндекер. Художник лежал на полу со вскрытыми венами. Он сам себе нанес порезы бритвой, которая валялась неподалеку. К тому времени, когда его нашел Стейндекер, Ротко был уже мертв. Результаты вскрытия определили, что перед смертью он принял большую дозу антидепрессантов.

Художник был похоронен на Лонг-Айленде. Уже в 2006 году его дети подали обращение с просьбой перезахоронить его останки рядом с матерью в Кенсико. Разрешение на эксгумацию было получено в 2008 году.

При жизни творчество художника было недооценено. Он жил скромно, порой, бедно, особенно в начале своей карьеры. А ведь сегодня приносят миллионы работы, которые создал Марк Ротко. Стоимость картин оценивается в сотни миллионов долларов. Одна из самых дорогих - "Фиолетовое, зеленое, красное" - стоит более 180 миллионов.

www.syl.ru

Художник Ротко Марк

Распродажа

Страна проживания: СШАГород: Нью-Йорк

Американский художник-абстракционист Марк Ротко (Rothko Mark, настоящее имя и фамилия – Маркус Яковлевич Роткович) родился 25 сентября 1903 г. в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия) в многодетной семье фармацевта.В 1910 г. его отец уехал в Портленд (штат Орегон, США), через три года за ним последовала семья (жена и четверо детей). Через семь месяцев после приезда семьи отец Маркуса умер и, чтобы оплатить свое обучение, мальчику пришлось работать. Он торговал газетами, брался за любую работу. В 17 лет, с отличием окончив Lincoln High School и получив за отличный аттестат грант, Марк поступил в Йельский университет.С 1921 по 1923 г. он изучал социологию, экономику, философию, точные и естественные науки в Йельском университете.В 1924 г. поступил в Художественную студенческую лигу в Нью-Йорке, где обучался с перерывами до 1929 г. Его преподавателем был американский художник Макс Вебер, глава модернистского движения в Нью-Йорке.Марку приходилось зарабатывать на жизнь разными способами: он работал в прачечной, преподавал, рисовал карты для иллюстрированной Библии. В 1929 г. он впервые выставил свои работы тогда еще романтические по духу и близкие экспрессионизму.С 1929 года по 1952 год Ротко преподавал живопись в Центральной академии — еврейской школе в Бруклине.В начале 1930-х гг. он познакомился с представителями позднего абстрактного экспрессионизма – Аршиле Горки, Виллемом Де Коонингом, а также с Джексоном Поллоком.В 1933 г. состоялась его первая персональная выставка в Портленде, на которой были представлены ландшафты и городские виды, а также портреты и изображения обнаженных натур. В 1935 г. Роткович и еще несколько нью-йоркских художников основали "Группу десяти", представлявшую собой объединение экспрессионистов.С 1936 по 1939 г. Марк Роткович участвовал в художественных программах, разработанных при президенте Франклине Делано Рузвельте.В 1938 г. он получил американское гражданство и в 1940 г. сменил свое имя на Марк Ротко.Первые работы Ротко были выдержаны в реалистическом духе ("Женщина за шитьем", "В подземке"). В начале 1940 х гг. он отходит от реализма и создает свои первые художественные полотна, навеянные античными мифами и персонажами древнегреческих трагедий ("Антигона", "Иерархические птицы").С середины 1940-х гг. наступает следующий период в творчестве художника, ознаменованный влиянием европейского сюрреализма. Эти картины Ротко, представляющие органические, полуабстрактные формы, рожденные его фантазиями и эротическими сновидениями, получили название биоморфных ("Фигура два").В 1947 г. происходит главный перелом в творчестве художника: Марк Ротко приходит к собственному стилю – абстрактному экспрессионизму, и полностью отказывается в своих работах от предметных элементов.К 1950 г. Ротко достиг своего идеала "простого выражения сложной мысли". Он перешел к крупным по размеру композициям прямоугольного формата. В них формы кажутся выстроенными в вертикальный ряд и объединенными колористической гаммой, сведенной к трем-четырем цветам. Это и стало отличительной чертой индивидуального стиля художника.Самой значительной работой Ротко критики считают цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне в штате Техас.С конца 1950-х гг. Ротко занимался в основном созданием монументальных композиций для украшения зданий. В 1958 г. он получил заказ на создание декоративных панно для небоскреба Сигрем-билдинг. Однако выполненные художником композиции так и не были установлены на предназначенных для них местах. Девять из них были выставлены впоследствии в галерее Тэйт в Лондоне.В 1958 г. Ротко экспонировал свои работы на выставке Бьеннале в Венеции.В 1961 г. Нью-йоркский музей современного искусства организовал персональную выставку художника. В том же году Ротко получил заказ на украшение Холиоук-центра Гарвардского университета.В 1964 г. он переехал в последнюю из своих студий, в которую полностью перекрыл доступ дневного света. Его работы становились все более гнетущими и мрачными; жизнерадостные красные, оранжевые и желтые тона сменились коричневыми, фиолетовыми и черными красками.В 1968 г. Марк Ротко был избран в Национальный институт искусств и словесности.В 1969 г. он организовал фонд для поддержки нуждающихся художников. В том же году Йельский университет присудил ему степень доктора изящных искусств.В январе 1969 г. Ротко покинул свой дом, где жил с женой, сыном и дочерью, и переехал в студию.25 февраля 1970 г. один из его помощников обнаружил художника мертвым на полу студии в луже крови (Ротко покончил жизнь самоубийством, перерезав себе вены). Последняя картина художника была создана в красных тонах. Прах Марка покоится на кладбище в местечке Норс Форк на Лонг-Айленде в штате Нью-Йорк.Марк Ротко был женат дважды. В начале 1930-х гг. он женился на Эдит Захер, с которой развелся в начале 1940-х гг. Второй брак заключил в 1945 г. с Мэри Элис Байстле. У него остались дочь Кейт Ротко Призел и сын Кристофер Ротко.Марк Ротко – один из самых знаменитых и дорогих американских художников. В 2007 г. его картина "Белый центр" была продана на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за 72,8 млн долларов. Это стало рекордно высокой ценой за произведение современного искусства, втрое превысив некогда максимальную стоимость в 22 млн долларов, установленную тем же Ротко в 2005 г. на аукционе Christie’s в Нью Йорке за полотно "Почитание Матисса".К 100 летию художника в декабре 2003 г. в России впервые состоялась его выставка. В Государственном Эрмитаже было выставлено 11 живописных полотен и 10 графических листов из вашингтонской Национальной галереи.В декабре 2009 г. в Лондоне состоялась мировая премьера спектакля Red ("Красный"), главным героем которого является Марк Ротко. В марте 2010 г. состоялась премьера этого спектакля в нью-йоркском театре Golden Theater. Художника играет знаменитый актер Альфред Молина (Alfred Molina). Автор пьесы – американский драматург и сценарист Джон Логан (John Logan). В качестве режиссера выступил Майкл Грэндидж (Michael Grandage).

Картины (живопись) : Кровавый импульс

1927 г. / 63x89 см

Договорная

www.picture-russia.ru

Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко — Look At Me

Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко. Изображение № 1.

В Центре современной культуры "Гараж" открылась выставка Марка Ротко - одного из самых известных художников в мире. Его абстрактную живопись часто сравнивают с музыкой. 

Из статьи Ирвинга Сандлера:

"В 1954 году я впервые увидел абстракции Марка Ротко – внушительные, вертикальные, мягко очерченные прямоугольники строгого цвета, симметрично расположенные один над другим поверх глухого фона. Помню, как захватила меня таинственно-мрачная атмосфера, создаваемая плоскостями цвета, и сами эти туманные цвета, возвещающие о неотвратимой конечности бытия. Подлинно трагичные – и в то же время величественные – полотна Ротко вышли из темных недр его души и достигли темных недр моей души.

Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко. Изображение № 2.

Мне захотелось больше узнать об этих абстракциях и вскоре я выяснил, что Ротко вместе со своими товарищами, абстрактными экспрессионистами Клиффордом Стиллом, Бареттом Ньюменом и Джексоном Поллоком, выступает в первых рядах международного художественного авангарда. 

Что же новаторского было в работах Ротко, Стилла, Ньюмена и Поллока?

 Если коротко, они рассматривали пространство картины как бескрайнее поле. «Художники живописного поля» – так их окрестили – отвергали синтетический кубизм Пикассо, Брака и Гриса, то есть тот самый фундамент, на который опиралась почти вся послевоенная живопись. 

Не позволяя раме служить пределом изображения, «художники живописного поля» стремились создать сплошное, неделимое изображение.

Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко. Изображение № 3.

Марк Ротко, N 16, 1960

В отказе «художников живописного поля» от традиционной композиции выразились самые радикальные достижения абстрактного экспрессионизма – самые радикальные и самые сложные для зрительской аудитории, неспособной разглядеть в этих «сплошных» абстракциях хоть сколько-нибудь внятную структуру. 

Ротко сознавал, что обращался с цветом и формой так, как художники до него не обращались, но не соглашался с тем, что его главной целью было формальное новаторство: «Я скорее соглашусь придать камню антропоморфические черты, чем дегуманизировать хотя бы намек на сознание».

Прежде всего Ротко интересовало содержание его абстрактных «цветовых полей», их значение, которое представлялось ему трагическим. 

Ротко часто размышлял о своем творчестве в терминах драматургии. Его масштабные полотна легко представить себе в качестве декораций к трагедиям. В окружении его огромных холстов зрители и сами превращаются в актеров-трагиков, в одиночестве перебирающих страшные эпизоды собственной жизни.

Он стремился передать трагический смысл жизни – своей собственной жизни и жизни человечества, опираясь на опыт трагического искусства былых эпох, (воплотить темную атмосферу современной ему эпохи и рожденную ею философию экзистенциализма."

из статьи Ирвинга Санлера, ведущего мирового специалиста по творчеству Марка Ротко.  

ВЫСТАВКА "МАРК РОТКО: В НЕВЕДОМЫЙ МИР" 

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ "ГАРАЖ"

23 апреля - 14 августа

www.lookatme.ru

Чем так велик художник Марк Ротко - Блоги

 

tanya_melamori развернула на примере искусства Марка Ротко блестящее повествование об абстрактном экспрессионизме. Чем же так велик этот художник, и почему о его картинах смешно говорить «я так же нарисую»?

Как правило, нелюбовь к чему-либо возникает от непонимания. На примере искусства это легко проследить. Как часто я слышу: «Не люблю Малевича», и «Я такое легко сам нарисую!».

Я понимаю, что легко любить, например, импрессионистов — это как любить солнечный день на природе. Ведь приятно же смотреть на солнце, пруд с кувшинками и зелень? Чтобы это нравилось, не нужна специальная подготовка, любой человек, выйдя на залитую солнцем лужайку скажет: «Хорошо!». Так и с импрессионистами, усилий не нужно — удовольствие само заливается в мозг.

Гораздо сложнее изучать, читать, анализировать и вообще, сделать усилие, чтобы понять, почему художник выбрал именно такую форму для своего творчества. Понимание искусства на рубеже XIX и XX веков и первой половины XX века невозможно без знания истории искусства, контекста и хотя бы основ культуроведения. Так как это мои любимые периоды в искусстве, то я часто слышу такого рода комментарии про моих любимых художников, и особенно про одного из моих самых любимых — Марка Ротко.

Ротко писал свои картины в стиле абстрактного экспрессионизма. Давайте сперва разберемся с терминами. Свое начало экспрессионизм берет от арт-группы «Мост» и ставит перед собой задачу передать эмоциональное, внутреннее состояние художника в момент предельного душевного напряжения. В работах художников, писавшиx в этом стиле, вы не найдете красивой картинки просто по определению.

Почему в принципе мог возникнуть экспрессионизм в том виде, в котором мы его знаем? Это была ответная реакция на беды начала XX века, реакция на Первую мировую войну и революции — общество было подвержено таким эмоциям как постоянный страх, разочарование, боль и тревога. Например, Эвард Мунк, который считается предшественником экспрессионизма, писал в одном из своих дневников:

Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь.

Экспрессионисты искали художественные способы выразить боль, тревогу и душевный дискомфорт. В их живописи преобладают агрессивные образы с отказом от светотени, которые нанесены, как правило, на необработанную, грубую поверхность холста. Широко применяется контрастность, цвет тоже использован таким образом, чтобы вызвать наибольшее количество эмоций. Экспрессионисты нарочно искажают форму и цвет, чтобы подчеркнуть проявление напряженного чувства.

А теперь давайте об отличии экспрессионизма от абстрактного экспрессионизма. Как бы вы нарисовали высокий депрессивный накал чувств? Если вы представили в этот момент человека, фигура и выражение лица которого передает депрессию, — это экспрессионизм. Я уже писала о своем любимом Шиле, который как раз работал в этом стиле. А теперь отвлекитесь от фигуры человека и представьте безупречное чувство, чистый накал боли, депрессии и разочарования — это абстрактный экспрессионизм. Характерные черты абстрактного экспрессионизма — крупный масштаб работ, хаотичность, экспрессия. Цель художника — быстрое и спонтанное выражение внутреннего мира, в обход логическому мышлению.

Ротко рисовал именно так. На первый вгляд его картины кажутся статичными, но стоит вглядеться в них несколько минут, как изображение начинает двигаться и пульсировать. Сам Ротко считал, что его картины приглашают в «непредсказуемое путешествие в неизвестное измерение».

Ротко был признан одним из самых выдающихся американских художников, хотя родился он в России (ныне территория Латвии) в 1903 году. В 1913 году семья Ротко эмигрировала в Штаты, чтобы уберечь детей от тяжестей жизни на родине. Однако родителям не удалось полностью оградить своих детей, Ротко и в Америке не чувствовал себя любимым. Взять, к примеру, его годы в Йельском университете, где Ротко не разделял ценности «Белых англо-саксонских протестантов», или последний период жизни, проведенные в одиночестве после второго развода. Ротко стремился к искусству и считал, что оно способно изменить мир.

Ротко начал рисовать в 1923 году и сформировался как художник под влиянием кубиста Макса Вебера и абстрактного сюрреалиста Аршиля Горки. Первое признание Ротко получил в 1930 годах, однако в то время его картины зачастую называли «недостаточно выразительными».

Один из ранних циклов картин посвящен зарисовкам из метро (Subway Scenes), 1938-1939. Люди в метро, странно отдаленные друг от друга, будто придавлены надвигающимся роком. Фигуры на картинах больше похожи на изображения душ, нежели людей. Метро становится символом тревоги и переживаний, что и не удивительно (серия написана после Великой депрессии, которая не оставила обществу других настроений). Основная роль на картине отводится цвету, Ротко наполняет его скрытым смыслом. То, как Ротко изображает здесь стены и край платформы, — это первые шаги художника к абстрактной живописи, принесшей ему славу.  

Ротко считает, что трагическое содержание картины — это подарок зрителю, подталкивающий его к размышлению. Чтобы лучше понять истоки возникновения трагедии как таковой, Ротко погружается в исследование философии: Ницше, Фрейд, Юнг. Однако теория переместилась в реальность — началась Вторая мировая война, после которой стало невозможным писать, как раньше. На перерождение художника сильно повлияла картина Матисса «Красная Студия», цветовые акценты которой перевернули его восприятие. После войны Ротко полностью отходит от изображения фигур, отдав свои картины во власть формы, цвета и света. Он стремится передать оттенки чувств, и дать зрителю максимальную эмоциональную нагрузку, стремится отобразить базовые эмоции и невыносимое чувство трагизма.

Ротко освобождает цвет от формы. На его картинах большие контрастные полосы мерцают и переливаются, переходят в друг друга и зовут зрителя в глубину цвета, проникают внутрь сознания. Пульсация цвета достигается за счет грубых границ между цветами на полотнах. На первый взгляд, кажущиеся статичными, картины вскоре начинают двигаться, дышать, наполняться, словно ветром, они сами приходят к зрителю, и зритель, сам того не желая, погружается в их глубину. Таким образом Ротко пытается затронуть и передать богатство внутреннего мира человека, которое он сам ценил больше всего на свете. Цветовые обрамления, рваные границы цветов, плавно возникающие и пропадающие на стыке больших цветовых полос, таинственный и непостижимый свет, который исходит от картин, в течение нескольких часов не уходит из памяти зрителя, даже когда тот покидает выставочный зал.

Ротко был очень требователен к пространству выставочных залов для своих картин: картины должны висеть в темном помещении, невысоко от пола, зритель должен рассматривать их с близкого расстояния, примерно с 45 сантиметров. Картина не существует сама по себе, она живет в окружении других картин и каждая из них является продолжением картины. Ротко хотел заставить людей испытывать тот же духовный опыт, что и он сам испытывал при написании картин, реакция зрителя и есть главное удовлетворение художника.

Давайте проследим эволюцию Ротко и его картин уже после того, как он нашел свой стиль.

1. Без названия, №3/13,1949. Ротко писал: «Эволюция художественного искусства двигается в сторону большей ясности между художником и замыслом, между идеей и зрителем». Картина иллюстрирует эту ясность. Здесь широкие прямоугольные формы соседствуют с узкими четко очерченными линиями. Оттенки черного, мадженты, зеленого и оранжевого накладываются поверх желтой основы, которую хорошо видно в нижней части картины. Кисть, которой нарисована картина, оставляет пятна, размытые на линиях. Впоследствии Ротко будет использовать технику наложения цветов в попытке достичь уникальный эффект и люминесцирующий свет.  

2. Следующая картина написана в 1951-1952 годах, Без Названия. Как раз тогда Ротко стал увеличивать размер своих полотен, при этом сохраняя простоту композиици и делая акцент на цвете. Как я уже говорила, Ротко увлекался Ницше и считал, что искусство обязано своей постоянной эволюцией дуализму Аполлона (сновиденческие миры) и Дионисия (необузданная страсть жизни). Взаимно борясь друг с другом, столкновение приводит к рождению трагедии. Дуализм в этой картине выражается в противопоставлении двух цветов: светлого низа и темного верха. Несмотря на то, что цветовые формы занимают примерно одинаковую площадь картины, очевидно, что приоритет Ротко отдает темному верхнему цвету, что придает особый драматизм произведению. Вглядитесь в картину, здесь видно, что темный цвет наседает над светлым, и Ротко использует безмятежные цвета для усиления трагизма.  

3. Уже с 1949 у Ротко появляются оттенки темных тонов, а полностью отказ от светлых и переход к мрачным депрессивным краскам и композициям происходит в творчестве художника в 1957 году. Именно тогда написана следующая картина, Black in Deep Red. Если ранние картины Ротко скорее сами создавали свет за счет тонов и форм, то эти новые картины как бы всасывали в себя свет из окружающего пространства. Такие картины требуют большего внимания от зрителя, потому что найти отличия и выделить различия цвета между темным и более темным гораздо сложнее, чем между светлым и темным. Ротко специально усложняет свое искусство в противовес поп-арту, который он считал суррогатным проявлением творчества. Этот суррогат все больше заполнял выставочные залы, а Ротко все больше отходил от современного искусства, что не могло не сказаться на его полотнах: они становились все депрессивнее, все злее.  

4. Mural section Red on Maroon, 1959. В 1958 году к Ротко приходит известность и он получает заказ на изображение четырех полотен для ресторана Four Seasons, расположенного в модном здании Seagram на Манхеттене. Ротко принимает это предложение, но по окончании работы над первой картиной приходит в ресторан и испытывает страшное разочарование. Атмосфера роскоши и денег настолько не подходит к духу его фресок, чересчур живая атмосфера ресторана кардинально не вписывается в ту идею картины, которую Ротко пытался донести до зрителя, что он отказывается от сотрудничества с рестораном и отзывает свое участие.  

После этого проекта — снова творческий поиск и снова успех. Однако он не пошел во благо художнику, успех негативно сказался на образе жизни Ротко: алкоголизм, постоянное курение и, как следствие, проблемы с легкими, развод со второй женой… художник погружается в мрачную меланхолию.

5. East Wall triptych, 1966-1967 год. В 1966 году Ротко получает заказ на роспись часовни в Хьюстоне. Он завершает 8 полотен, в том числе и триптих (традиционный формат для христианских религиозных сюжетов, символ Святой Троицы). Триптих весьма мрачен по духу, хотя и прекрасно сочетается с атмосферой святого пространства часовни. В этих фресках нет былой яркости и насыщенности, колеблющиеся грани остались в прошлом, и на смену им пришла черная-черная ночь. Над фресками витает дух трагизма заживо похороненного человека, они словно уводят наблюдателя в глубь могилы…  

6. Последняя в моем обзоре картина датирована 1969-1970 и написана за несколько месяцев до самоубийства художника в возрасте 67 лет. На этой картине Ротко отходит от традиционной концепции мягких границ между цветами и жестко разграничивает пространство. Здесь четко видно, как картина делится практически ровно на две части, и уже ни одна из форм не нависает над другой, как это было замечено ранее в его творчестве.  

 

Почему? В позднем творчестве Ротко использует черный, насколько может быть черным цвет, будто изображает вселенную без звезд. Ротко своими поздними картинами словно указывает выход из трагедии, которая сопровождает жизнь, его картины напоминают порталы в космос. Поздние картины Ротко особенно неоднозначные, они обволакивают своей глубиной. Зритель теряет ощущение себя, глядя на них, подсознательно сливаясь с вечностью. От рождения до смерти, они отображают полное содержание жизни человека. И если работы в часовне не оставляют нам никакой надежды, они черны, как могилы, то на самых последних работах в своей жизни художник вплетает полоски молочного серого цвета, как будто лунный свет освещает мир, в который Ротко уходит, и как будто дает нам надежду света в конце. Ротко показывает нам неизвестные измерения, где искусство овладевает человеком и поднимает его до уровня небесных сфер.

Клее, работы которого относят в том числе и к экспрессионизму (помимо кубизма, сюрреализма и абстракционизма) написал гениальную фразу об искусстве:

Искусство не передает только видимое, а делает зримым тайно постигнутое.

Мне кажется, это в полной мере относится к творчеству Ротко. У нас есть возможность прочувствовать то, что постиг и чем поделился с нами великий художник, который тонко чувствовал внутренний мир человека и умел заставить нас откликаться на художественный импульс.

Как музыка, которая заставляет нас радоваться или грустить, картины Ротко, лишенные формы, оставляют простор для переживаний, эмоций и чувств, и дарят нам великолепную возможность прочувствовать жизнь.

www.livejournal.com

www.nashaamerica.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта