Гвидо Рени. Болонский мастер живописи. Гвидо рени картины


Рени Гвидо Картины биография Reni Guido

Рени Портрет

Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья), итальянский живописец болонской школы, мастер барокко. Учился у Карраччи и Феррантини. Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно Гвидо Рени учился у Аннибале Карраччи, был, как и его учитель, поклонником античности и Рафаэля. Работы художника раннего периода (до 1600) носят, скорее, ученический характер и демонстрируют большую зависимость от стиля наставника.

После переезда в Рим открывается блестящий период деятельности Рени. Сначала болонский живописец помогает Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается его великим классическим наследием. После смерти учителя в 1609 году, Гвидо Рени, завоевав уже известность, станет фактически главой живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.

В своих алтарных образах и станковых полотнах, исполненных на заказ, Рени пытается примирить принципы болонцев и нововведения Караваджо. Об этом свидетельствуют, например, большой алтарный образ «Распятие святого Петра» (1604-1605, Рим, Ватиканская пинакотека) и полотна на мифологический сюжет «Давид с головой Голиафа» (1605, Лувр) и «Самсон-Победитель» (1611-1612, Болонья, Национальная пинакотека). В первом Рени почти повторяет композицию Караваджо из римской церкви Санта Мария дель Пополо.

В этих работах художник прежде всего акцентирует нравственные принципы, лежащие в основе поступков героев, эффектно подчеркивает характерные детали, использует сильный контраст света и тени. И вместе с тем, спокойная поза, например, Давида, задумчиво стоящего между колонной и пилястрой, далекая от выражения трагической смерти, как у Караваджо, голова Голиафа, переданы в манере болонской школы. Верность увлечению традицией Караваджо проявилась и в известном полотне Гвидо Рени «Избиение младенцев» (1612, Болонья, Пинакотека). Динамичная композиция картины подчинена действию, объединяющему всех персонажей. Попытка драматизации действия в духе Караваджо, приобрела у Рени, как и у болонцев, театральную аффектацию. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, с занесенном ножом. Фон картины художника напоминает красивую сценическую декорацию.

В некоторых работах Гвидо Рени этого времени появляется больше повествовательности, обилие бытовых деталей («Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, Равенна, собор), но фигуры главных персонажей по-прежнему хорошо смотрятся издали. Глубокий пиетет Рени к изучению наследия античности и Рафаэля проявился в росписи плафона палаццо Роспильози («Аврора», 1613-1614). Грация легких, словно парящих фигур, гармония ритма композиционного строя, чистые светлые тона красок придают изысканную красоту этой фреске живописца, пополнившей галерею шедевров, созданных в Риме болонскими мастерами.

Богатая палитра цвета, динамика, присущи известному полотну Рени — «Аталанта и Гиппоменей» (1622-1625, Неаполь, Национальный музей, галерея Каподимонте, второй вариант — Прадо, Мадрид). Скрещенные и ярко освещенные холодным светом фигуры переданы в резких движениях, эффектно выделяются на коричнево-голубом фоне земли и неба. Развевающиеся края их пеплосов тоже привносят острую динамику в композицию. На протяжении всего творчества Рени будет сохранять верность своей стилистике, основанной на богатой палитре ярких холодных цветов и динамичной композиции. Хотя в этот период живописная манера художника приобретет большую утонченность: краски станут более прозрачными, образы более печальными и нежными. Лучшие свои картины живописец отсылал в церкви Болоньи и другие города, что способствовало распространению влияния его манеры. Кроме того, работы Рени много копировали его многочисленные ученики.

Характерным примером поздней манеры Рени может служить полотно «Похищение Елены» (1631, Музей Лувр, Париж), исполненное для Болоньи. Композиция приобретает в нем большую статику: она обрела строгую выверенность и совершенное равновесие всех элементов — цвета, света, рисунка, что свидетельствует об усилении классицистического начала. Образы наделены благородной красотой и изнеженной грацией. Кажется, что они движутся под звучащую музыку барочных театральных мелодрам.

Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих других. Из картин Гвидо Рени, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (Музей Лувр, Париж), «Се человек» (Картинная галерея, Дрезден), «Клеопатра» (Палаццо Питти, Флоренция), собственный портрет (Капитолийский музей, Рим) и женский портрет (Музей Прадо, Мадрид).

В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери». Живописец известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи. Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи. Он стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в 17-19 веков, как самый верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности. Искусство Гвидо Рени оказало большое влияние на мастеров академического направления в европейском искусстве.

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

Гвидо Рени. Болонский мастер живописи

В музее Эрмитаж находятся 11 чудесных картин итальянского художника Гвидо Рени (Guido Reni, 1575−1642). Особенно известны среди них «Св. Иосиф с младенцем Христом на руках», «Святой Иероним», «Юность Девы Марии» и «Раскаяние апостола Петра». Давайте узнаем о судьбе и творчестве этого удивительного живописца, жившего на рубеже XVI –XVII веков.

 

Гвидо оказал огромное влияние на европейскую живопись, особенно на стиль позднего барокко. Он был известным художником своего времени. Его картинам часто подражали художники XVII−XIX веков.

Гвидо Рени считается одним из крупных представителей болонской школы живописи, которая активно соперничала с флорентийской. Также в болонскую школу входили Людовико Карраччи, Денис Калверт, Лавиния Фонтана, Доменикино и другие. Популярность художника несколько уменьшилась в XIX веке. Причиной послужила критика ведущего британского искусствоведа по творчеству Викторианской эпохи Джона Раскина, который утверждал, что живопись Гвидо была сентиментальной и ложной. И лишь в 1954 году, после большой выставки работ художника в Болонье, его творчество вновь стало высоко цениться.

Родился Гвидо Рени 4 ноября 1575 года в Больнье в семье музыкантов. В девять лет его отдали учиться живописи к фламандскому художнику Денису Кальваерта, известному как Флайминг. В возрасте 20 лет Гвидо вместе с тремя другими студентами этой мастерской перешли к Людовико Караччи в Accademia degli Incamminati. «Академия для тех, кто делает успехи» была основана в 1582 году и является одной из первых в Италии. Это место позволяло художникам стать творцами, а не обычными ремесленниками как это было ранее. Под ее крышей встречались видные интеллектуалы того времени, такие как доктор Мельхиорр Зоппио, астроном Джованни Антонио Маджини. Гвидо посещал академию до 1598 года, пока не поссорился с профессором Карраччи.

Через несколько лет после этого Гвидо Рени переехал в Рим. Там он работал с Аннибале Карраччи, двоюродным братом своего учителя, считающегося сейчас одним из прародителей барокко. Вместе они расписывали фресками дворец Фарнезе (Palazzo Farnese), один из важных культурных объектов высокого Ренессанса в Риме. Рени стал одним из главных художников в период с 1607 по 1614 год, когда у власти был папа Павел V.

Одним из шедевров Гвидо считается фреска на потолке в большом зале казино, находящегося на территории дворца Palazzo Pallavicini-Rospigliosi. На ней изображен Аполлон в колеснице. Работа выполнена в стиле классицизма и копирует позы людей, изображенных на римских саркофагах. Для этой фрески характерны простота и сдержанность.

В 1635 году Гвидо Рени нарисовал фреску с изображением Архангела Михаила для римской церкви Санта-Мария-делла Консеционе деи Капучини. Работа над ней продолжалась пять лет, а когда была завершена, в народе стали ходить странные слухи. Говорили, что у сатаны, который лежит поверженный у ног Михаила, лицо кардинала Джованни Баттисты Памфиля.

  

Также художник расписал часовню Паолина Санта-Мария-Маджоре в Риме. После этого он вернулся на родину и создал собственную студию. Среди его учеников были Антонио Ранда, Винченцо Готти, Эмилио Савонанци, Себастьяно Брунетти, Томмазо Кампана, Доменико Мария Канути, Бартоломео Марескотти, Джованни Мария Тамбурино и Пьетро Галлинари.

Художник писал в разных стилях, в чем-то чувствовалось влияние Караваджо, в чем-то - Рафаэля. К сожалению, к 30-м годам XVII столетия художник стал работать «спустя рукава». Дело в том, что он начал играть, и чтобы рассчитаться с долгами стал рисовать быстро и менее качественно.

Темы художник выбирал библейские и мифологические. Двадцать картин сейчас хранятся в Лувре, семь – в Национальной галерее Лондона и одиннадцать - в Эрмитаже.

  

Одной из самых известных картин мастера считается «Похищение Европы» (The Rape of Europa). Это иллюстрация древнегреческой легенды о прекрасной девушке, дочери фенийского правителя, которую похитил Зевс. Красота Европы свела Зевса с ума, и он пошел на хитрость: обернулся черным быком и подошел к девушке, которая гуляла с подругами в лесу. Европа забралась быку на спину, а тот, воспользовавшись случаем, пустился сначала бежать, а потом даже переплыл море. Только на острове Крит бык остановился и позволил девушке спуститься на землю. В итоге Европа родила Зевсу троих сыновей.

Гвидо Рени изобразил на своем полотне тот момент, когда бык с девушкой плывет через море, направляясь к острову. В правом верхнем углу можно заметить Купидона, который целится своей стрелой в сердце девушке.

  

Особого внимания также заслуживает картина «Святой Матвей и ангел» (San Matteo e l'angelo, 1635−1640), над которой художник работал около пяти лет в уже зрелые годы своего творчества.

Размер картины 86 на 68 сантиметров, она написана маслом на холсте. Мальчик на ней – это ангел, который диктует Матвею Евангелие. «Тесная» композиция говорит о духовной близости героев этого полотна.

Стоит заметить, что Матвей в исполнении Гвидо Рени воспринимается как живой человек с эмоциями и чувствами, что было новым подходом в изображении святых.

Другие известные работы Гвидо – это «Христос в терновом венце», «Мученичество святого Матвея», «Святой Иероним», «Святой Себастьян» и «Аврора».

artifex.ru

Художник Гвидо Рени.

Гвидо Рени «Святой Франциск и ангел». Франциск Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений «Похвала добродетели», «Похвала Богу» и других трудов. С 1207 года подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. Был канонизирован католической церковью в 1228 году, тогда же был написан первый портрет (автор неизвестен) Франциска Ассизского, хранящийся в итальянском монастыре Сакро Спеко в Субиако. Новеллы, стихи и легенды о святом Франциске собраны в анонимном сборнике позднего средневековья «Цветочки святого Франциска Ассизского».  Гвидо Рени «Смерть Екатерины Александрийской».  Екатерина (греч. Άεί καθαρίνα — всегда чистая) — христианская великомученица, святая, родом из Александрии. Мученическую смерть Екатерины Александрийской относят к временам императора Максимина, который своими указами жестоко расправлялся с христианами. Максимин (Maximinus) (172-238), римский император с 235 года. Сын крестьянина, дослужившийся до высоких чинов в армии; провозглашен императором солдатами. Орден святой великомученицы Екатерины или орден Освобождения — дамский орден, учрежденный Петром Великим 24 ноября 1714 года, в день тезоименитства царицы Екатерины Алексеевны, в память Прутского похода (1711) против турок. Знак ордена — белый крест в руке святой великомученицы Екатерины, в пурпуровом поле, а в центре другой меньший крест, украшенный лучами. Между спицами креста буквы: D.S.F.R. (Domine salvum fac Regem — Господи, спаси царя). Орден имеет две степени — большого креста и меньшого или кавалерственного. Большой крест, кроме особ царской крови, жалуется только 12 русским дамам, а дам кавалерственного креста (по статуту) — 94. Первой дамой ордена не царской крови была жена князя Меншикова. В восемнадцатом столетии и начале девятнадцатого века, за редкими исключениями, орден жаловался исключительно принцессам. По статуту 1797 года, орден жалуется государем, все великие княжны получают знаки ордена святой великомученицы Екатерины при крещении, а княжны крови императорской — по достижении совершеннолетия. Лента ордена — красная, с серебряною каймой — носится через правое плечо. Девиз ордена: за любовь и отечество. Орденмейстером считается императрица (пожизненно), диаконисой — супруга наследника. Праздник ордена — 24 ноября, в день святой великомученицы Екатерины.Гвидо Рени «Аталанта и Гиппоменей».  Эта картина итальянского художника относится к раннему периоду творчества Гвидо Рени, второй вариант картины был создан в 1622-1625 годах, хранится в национальном музее Каподимонте в Неаполе. Аталанта — виотянка, дочь Схенея, славилась красотою и быстротою бега. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причем он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьем следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от ее руки, пока Гиппоменей, сын Мегара или Арея, перехитрил Аталанту с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые Гиппоменей во время бега ронял поодиночке. Поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппоменей первым достиг цели. Но он забыл поблагодарить Афродиту; желая отомстить Гиппоменею, богиня возбудила в нем такую сильную страсть, что Гиппоменей обнял свою невесту в святилище Зевса или Цибелы. Разгневанная Цибела превратила их во львов. Вообще мифы об Аталанте часто смешиваются и находятся в связи с представлениями об Артемиде.Гвидо Рени «Избиение младенцев».  Вифлеемское избиение младенцев — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа в Вифлееме. Это — один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Его не могла не поразить весть, что с далекого Востока прибыли в Иерусалим какие-то знатные путешественники — волхвы — и спрашивали, где родился царь иудейский, которому они хотят поклониться и принесть дары. Ирод немедленно созвал совет из первосвященников и книжников, чтобы узнать место рождения опасного соперника. Ему было указано древнее пророчество, что местом рождения Мессии должен быть Вифлеем. Чтобы еще более увериться в местопребывании Мессии, Ирод призвал к себе волхвов, направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, найдя там Мессию, сообщили ему в точности, где он находится: "чтобы и мне пойти поклониться Ему" — добавил царь. Волхвы, по высшему откровению узнав о замысле Ирода, не возвратились к нему с желанною вестью. Зная только одно — что будущий царь иудейский еще грудной младенец (так как на Востоке матери обыкновенно кормят своих детей грудью в течение двух лет), Ирод издал повеление избить в Вифлееме всех младенцев мужеского пола "от двух лет и ниже" (Матфей, II, 16). О том, как производилось это избиение, ничего не известно. По преданию, детей было избито 14000; память их чтится православной церковью 29 декабря. Это избиение вполне в духе Ирода, который не останавливался даже перед убийством своих собственных сыновей и совершал всевозможные злодейства. Несколько странным кажется, что Иосиф Флавий, подробно описывая царствование Ирода, ничего не говорит об избиении младенцев в Вифлееме; но этот историк не был свободен от лести, заставлявшей его иногда ослаблять или замалчивать наиболее мрачные акты из жизни Ирода. Намек на Вифлеемское избиение младенцев некоторые исследователи находят у Макробия, по словам которого "император Август, будучи извещен о том, что среди мальчиков от двух лет и ниже, избитых по приказанию Ирода в Сирии, был убит также и его собственный сын, сказал: "лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном". Свидетельство это довольно позднее (Макробий жил около 400 г. по Р. Хр.), но как смутное воспоминание об историческом факте оно не лишено некоторого значения. Избиение младенцев в Вифлееме нередко было предметом иконописных и художественных изображений, первые следы которых встречаются на мозаиках и миниатюрах не ранее V века (мозаичное изображение в церкви Марии Великой в Риме, миниатюра в сирийском евангелии Раввулы и другие образцы искусства).Гвидо Рени «Самсон-Победитель». Заказчиком этой религиозной композиции на сюжеты ветхого Завета был граф Дзамбеккари из Болоньи. Самсон, знаменитый библейский герой-судия, прославился своими подвигами и битвами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, одного из родов израильского народа, подвергавшегося наиболее жестокому порабощению со стороны филистимлян. Самсон вырос во времена рабского унижения своего народа и с юных лет решил мстить поработителям, чего и достиг в дальнейшем, совершив множество побед над филистимлянами. История жизни Самсона изложена в ХIII—XVI главах Книги Судей. Специальные исследования исторических апокрифов о Самсоне изложены в работах Веселовского и Жданова ("К литературным историям русских былин"), а также Сумцова ("Очерки южно-русских апокрифов").Гвидо Рени «Фортуна, дарующая любовь».  Мифологическая работа Гвидо Рени изображает древнеримскую богиню Фортуну (Fortuna). Культ этой богини является одним из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддается определению. Судя по характеру праздника Fortis Fortunae и времени его (24 июня), можно думать, что первоначальное значение богини было земледельческое — обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца. Фортуна была богиней-покровительницей женщин; на это указывает обычай невест приносить в дар этой Фортуне (Fortuna virginalis) свои девические платья. Имел место и культ Фортуны (Fortuna virilis), которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество ее совпадало с праздником в честь Венеры. Таким образом, Фортуна наряду с качествами богини-покровительницы чистоты и целомудрия являлась богиней, покровительствующую любви и похоти, качествам противоположным женской природе целомудрия. Ввиду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: "по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, ее одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. С бранью почитают Фортуну изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных одна Фортуна занимает и ту, и другую страницу". Фортуне посвящались тысячи алтарей и капелл в Римской империи; ее изображение имелось во всяком домашнем святилище, затем появилось на монетах и на предметах промышленности и домашнего обихода. Изображение Фортуны в настоящее время наряду с Меркурием — таким же богом материальной выгоды и удачи — преобладает на резных камнях, на марках и зтикетках самого разнообразного назначения, на часах, копилках, сосудах ежедневного употребления и т. д. Изображается Фортуна обыкновенно в виде женщины, опирающейся одной рукой на руль, а другой держащей рог изобилия или колокольчик. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут — руль. Гвидо Рени «Портрет Беатриче Ченчи».  Датировка создания картины является предположительной. Во всяком случае портрет, написанный художником Гвидо Рени является настолько живым, что трудно поверить в то, что картина была создана после казни красавицы Беатриче Ченчи. Героиня одного из знаменитейших итальянских уголовных процессов Беатриче Ченчи (Beatrice Cenci) была дочерью знатного римлянина Франческо Ченчи. Родилась в 1577 году. Это было время полнейшей моральной распущенности, несколько уменьшившейся к середине 16 столетия под влиянием суровой католической реакции. Потеря девственности послужила причиной всех несчастий Беатриче: отец стал так жестоко с ней обращаться, что Беатриче Ченчи решила убить его. К этому плану присоединились ее мачеха и брат Беатриче, Джакомо Ченчи. Наемный убийца (браво) зарезал старика Франческо в конце 1598 года. Дело открылось, и под страшнейшими пытками у обвиняемых были вырваны признания. Были пущены в ход просьбы и хлопоты, чтобы спасти красавицу Беатриче, но папа, желавший овладеть имуществом этой богатой семьи, наотрез отказался помиловать обвиненную, ссылаясь на то, что убийства родителей участились в Церковной Области и что нужно показать устрашающий пример. Беатриче Ченчи, Джакомо и их мачеха были казнены осенью 1599 года. Младший их брат был помилован, но имущество их папа все-таки конфисковал. Удивительная красота Беатриче и ее страшная участь сделали ее предметом многочисленных произведений изящной литературы и народных песен. Самый процесс ее является одним из любопытных памятников в истории староитальянского судопроизводства.Гвидо Рени «Святая Цецилия».  Цецилия (Саесiliа), христианская святая католической церкви, жила в первой половине III века. Родилась в римской патрицианской семье; в ранней молодости тайно была обращена в христианство и дала обет девственности. Родители желали выдать ее замуж за язычника Валерия, но она обратила и его в христианство и склонила чтить ее обет. Около 230 года Цецилия потерпела мученическую смерть вместе со своим женихом и его братом, Тибурцием. Легенда передает, что святая Цецилия была помещена в огненно-раскаленную баню, но осталась невредимой; трижды палач безуспешно пытался ее обезглавить, и лишь на третий день она скончалась от ран. Папа Пасхалий I в 821 году положил ее останки в склепе церкви святой Цецилии в Риме (гробница святой Цецилии работы Стефано Мадерны: лежащая статуя святой). Память 22 ноября. Святая Цецилия неоднократно изображалась великими мастерами: Рафаэлем — в болонской пинакотеке (1513), Доменикино (Лувр), Карло Дольчи (дрезденская галерея) и другими художниками. Святая Цецилия считается покровительницей духовной музыки. Палестрина основал в Риме общество для развития духовной музыки под названием братства святой Цецилии. Папа Пий IX преобразовал общество в Академию и учредил орден отличия для членов этой Академии, под названием ордена святой Цецилии. В Италии до сих пор действуют несколько обществ духовной музыки, под именем союзов святой Цецилии.Гвидо Рени «Лот и его дочери».  В 1615-1620-х годах Гвидо Рени написал две картины с библейскими сценами для Палаццо Ланчеллотти, которые затем нашли пристанище в Англии. Картина «Лот и его дочери» написана Гвидо Рени на основе широко известного сюжета из Ветхого Завета (Исход, 19: 30). Лота и его дочерей художник изображает, бегущими из гибнущего города Содома, будучи предупрежденными Богом относительно неминуемого разрушения города за распутство жителей и другие грехи. В конце 18-ого столетия эта картина была расценена как сопутствующая часть к другой картине художника «Сусанна и старцы». Однако, эти картины не являются парными.Моисей и сбор манны небесной1614-1616. Кафедральный собор, Равенна.                                                       Юный Бахус1615-1620. Палаццо Питти, Флоренция.                                                                                         Похищение Деяниры1621. Музей Лувр, Париж.                                                                                                Иосиф и младенец Иисус1620-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.                                                                           Притча о Сусанне и старцах1620-1625. Национальная галерея, Лондон.                                                           Проказник Бахус1622. Картинная галерея, Дрезден.                                                                                        Смерть Клеопатры1625. Новый дворец, Потсдам.                                                                                            Мария Магдалина и ангелы1633. Галерея античного искусства, Рим.                                                                  Апостол Матфей и ангел1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим.                                                                 Похищение Елены1626-1630. Музей Лувр, Париж.                                                                                            Святой Иероним и ангел1635. Музей истории искусства, Вена.                                                                         Портрет дамы в образе сивиллы1640. Музей Спенсера, Университет Канзас.                                                   Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья), итальянский живописец болонской школы, мастер барокко. Учился у Карраччи и Феррантини.Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно Рени учился у Аннибале Карраччи, был, как и его учитель, поклонником античности и Рафаэля. Работы раннего периода (до 1600) носят, скорее, ученический характер и демонстрируют большую зависимость от стиля наставника.После переезда в Рим открывается блестящий период деятельности Рени. Сначала Гвидо Рени помогает Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается его великим классическим наследием. После смерти учителя в 1609 году, Гвидо Рени, завоевав уже известность, станет фактически главой живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.В своих алтарных образах и станковых полотнах, исполненных на заказ, Рени пытается примирить принципы болонцев и нововведения Караваджо. Об этом свидетельствуют, например, большой алтарный образ «Распятие святого Петра» (1604-1605, Рим, Ватиканская пинакотека) и полотна на мифологический сюжет «Давид с головой Голиафа» (1605, Лувр) и «Самсон-Победитель» (1611-1612, Болонья, Национальная пинакотека). В первом Рени почти повторяет композицию Караваджо из римской церкви Санта Мария дель Пополо. В этих работах художник прежде всего акцентирует нравственные принципы, лежащие в основе поступков героев, эффектно подчеркивает характерные детали, использует сильный контраст света и тени. И вместе с тем, спокойная поза, например, Давида, задумчиво стоящего между колонной и пилястрой, далекая от выражения трагической смерти, как у Караваджо, голова Голиафа, переданы в манере болонской школы. Верность увлечению традицией Караваджо проявилась и в известном полотне Гвидо Рени «Избиение младенцев» (1612, Болонья, Пинакотека).Динамичная композиция картины подчинена действию, объединяющему всех персонажей. Попытка драматизации действия в духе Караваджо, приобрела у Рени, как и у болонцев, театральную аффектацию. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, с занесенном ножом. Фон картины художника напоминает красивую сценическую декорацию. В некоторых работах Гвидо Рени этого времени появляется больше повествовательности, обилие бытовых деталей («Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, Равенна, собор), но фигуры главных персонажей по-прежнему хорошо смотрятся издали. Глубокий пиетет Гвидо Рени к изучению наследия античности и Рафаэля проявился в росписи плафона палаццо Роспильози («Аврора», 1613-1614). Грация легких, словно парящих фигур, гармония ритма композиционного строя, чистые светлые тона красок придают изысканную красоту этой фреске живописца, пополнившей галерею шедевров, созданных в Риме болонскими мастерами.Богатая палитра цвета, динамика, присущи известному полотну Рени — «Аталанта и Гиппоменей» (1622-1625, Неаполь, Национальный музей, галерея Каподимонте, второй вариант — Прадо, Мадрид). Скрещенные и ярко освещенные холодным светом фигуры переданы в резких движениях, эффектно выделяются на коричнево-голубом фоне земли и неба. Развевающиеся края их пеплосов тоже привносят острую динамику в композицию. На протяжении всего творчества Рени будет сохранять верность своей стилистике, основанной на богатой палитре ярких холодных цветов и динамичной композиции. Хотя в этот период живописная манера художника приобретет большую утонченность: краски станут более прозрачными, образы более печальными и нежными. Лучшие свои картины Рени отсылал в церкви Болоньи и другие города, что способствовало распространению влияния его манеры. Кроме того, работы Рени много копировали его многочисленные ученики.Характерным примером поздней манеры Рени может служить полотно «Похищение Елены» (1631, Музей Лувр, Париж), исполненное для Болоньи. Композиция приобретает в нем большую статику: она обрела строгую выверенность и совершенное равновесие всех элементов — цвета, света, рисунка, что свидетельствует об усилении классицистического начала. Образы наделены благородной красотой и изнеженной грацией. Кажется, что они движутся под звучащую музыку барочных театральных мелодрам.Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих других. Из картин Гвидо Рени, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (Музей Лувр, Париж), «Се человек» (Картинная галерея, Дрезден), «Клеопатра» (Палаццо Питти, Флоренция), собственный портрет (Капитолийский музей, Рим) и женский портрет (Музей Прадо, Мадрид).В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери». Живописец Гвидо Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи. Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи. Он стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в 17-19 веков, как самый верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности. Искусство Гвидо Рени оказало большое влияние на мастеров академического направления в европейском искусстве.  http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post272655225/   http://smallbay.ru/reni.html

s30556663155.mirtesen.ru

Картины, описание картин — Рени, Гвидо

Описани е картины Гвидо Рени: Крещение Христа.Рени по-своему изображает эпизод, который всем хорошо известен. Создал он этот шедевр в то время, когда его творчество переживало бурный расцвет. Христос крестился, и мы видим момент, когда он уже вышел. Его голова склонена, а глаза скромно опущены. Все это говорит о том, что он невероятно покорен.Большую часть полотна занимает Иоанн креститель. Если брать физический план, то можно говорить о том, что именно он доминирует на этой картине.Колористическое решение невероятно просто. Живописец стремится подчеркнуть духовность того события, которое он изображает. В этой картине можно выделить несколько планов. На переднем – перед нами Иоанн и Христос. На среднем – ангелы, а на заднем – пейзаж. Рени использует особый ритм кругового характера с помощью жестов и взглядов всех персонажей этой картины. Это нужно для того, чтобы внимание зрителей было сконцентрирован о именно на переживаниях Христа.В процессе крещения человек очищается и возрождается. Мистики были уверены, что этот обряд выражал смирение. Трактовка художника практически такая же. Мы видим Христа, который беспрекословно подчинен воле бога. Именно поэтому его спина и колени согнуты, а голова склонена. Вся поза говорит о полной покорности. Фигура освещена яркими лучами солнца, но лишь сверху и слева. Грудь полностью погружена в тень, но при этом правая рука великолепно озарена светом.Прямо за Иисусом находится ангел. Золото его одежд становятся стало фоном для левой руки Христа, которая чудесным образом оказывается в тени. В руках ангела одежды Иисуса. Он очень внимательно на него смотрит. Такую позу затем повторяли многие художники.Художник умело играет контрастами. Волосы ангела окрашены в приятный золотисто-красн ый тон, который эффектно контрастирует с холодным небом. Рени был настоящим мастером, который смог так проникновенно и живо написать евангельский сюжет.

www.art-drawing.ru

Гвидо Рени и две его картины

Снимок.JPG

Гвидо Рени учился живописи с 9-ти лет. За свою не слишком долгую жизнь он написал много картин и почти все шедевры. Женские образы ему удавались как-то особенно, возможно, потому, что прекрасно передавал эмоции. Вот две картины, диаметрально противоположные по смыслу, и даже удивительно, что они созданы одним художником.

441DF47C00000578-4869944-image-a-31_1505047756573.jpg

Рени написал Деву совсем юной, в окружении девушек-мастериц. Художник особым образом подчёркивает её значимость уже в молодом возрасте. Восемь девушек, занятых рукоделием, собрались вокруг Девы Марии.

Они занимаются своим делом и увлечённо слушают о чём та им говорит. Главную фигуру Гвидо Рени поместил в центр картины, тем самым подчёркивая её исключительную важность, даже отсутствие светотени - художник пытался изобразить лицо вполоборота, наводит на мысли о том, что это не спроста: этой высветленностью лица и фигуры подчёркивается избранность Девы.

Нет перспективы, фон моногамный, все играет на значимость центральной фигуры и делает, кстати, картину удивительно современной. Так могли бы написать сегодня, если бы нашелся еще один такой тонкий гений живописи, как Рени.

2180.jpg

И вот картина, наполненная совсем другими чувствами – внутренним волнением, ожиданием чего-то неизведанного и чудесного… Бог Юпитер принимает форму быка, чтобы унести Европу через море в этом чрезвычайно необычном изображении знаменитого мифа.

В других картинах, у Тициана, например, она полна сексуальной напряженности.

Рени, однако, изображает полностью одетую Европу, удобно сидящую на ее ласковом и нежном звере. Она смотрит на небо в образе католической святой.

Это образ божественного откровения, типичный для высокого барочного стиля. Он мог бы показаться абсурдным, если бы не великолепное мастерство Рени. Его серое море значительно отличается от традиционных синих или зеленых океанов более раннего искусства. Бык также каменистый серый, как статуя. Против этого он устанавливает блестящие розовые, синие и золотые платья Европы, этим создается цветочная, яркая, ароматная красота.

tanjand.livejournal.com

Гвидо Рени: жизнь и творчество художника

Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья) — итальянский живописец болонской школы, мастер барокко.

Содержание

Биография Гвидо Рени

Творчество Рени

Работы художника

Картины Гвидо Рени

Биография Гвидо Рени

Гвидо Рени родился в 1575 году в Кальвенциано, расположенном недалеко от Болоньи, в семье музыканта Даниэле Рени.

Его первым учителем стал Денис Кальварта. Затем Гвидо оказывается в Болонской Академии, и это событие становится определяющим для его творческой биографии.

Возникшее в Болонье художественное заведение было организованно около 1585 года братьями Карраччи — Аннибале, Агостино и их старшим кузеном Лодовико.

После завершения обучения в Академии у Лодовико Карраччи молодой художник довольно быстро получил известность: для выполнения заказных работ его приглашают в Рим.

Творчество Рени

Одним из первых произведений, написанных в Вечном городе, была картина «Мучения апостола Петра» (1605, музеи Ватикана).

Прием контрастного освещения, который использовал в ней Гвидо Рени, свидетельствует о влиянии на него живописной системы Караваджо. Но, в отличие от него, «выпускник» Болонской Академии смягчает контрасты светотени, стремится к большей композиционной уравновешенности. Воздействие Караваджо, которое просматривается в ряде вещей Рени («Распятие», музеи Ватикана; «Вакх», галерея Питти, Флоренция), не было длительным и доминирующим.

Вскоре Гвидо вырабатывает, не без влияния еще одного «болонца» — Доменикино, с которым вместе работал, свой собственный художественный язык. Значительным произведением этого периода явилось «Избиение младенцев» (1611, Пинакотека, Болонья).

Стиль Рени, характеризующий его как представителя классицизирующего направления в раннем барокко, уже вполне определенно проявился в знаменитой фреске «Аврора» (1613-14), выполненной на одном из плафонов римского Палаццо Паллавичини-Роспильози.

Многочисленные картины и монументальные росписи исполнялись Рени с восхищавшей современников легкостью и артистизмом. Он изображал в них традиционный для раннего барокко круг эпизодов и персонажей из священной истории, мифологии и житий святых с преимущественным интересом к эффектным и ярко зрелищным мотивам, в частности, к сценам апофеозов и мученичеств. При этом художнику не были чужды и более интимные, лиричные трактовки образов. Так, в эрмитажной картине «Юность девы Марии» (1610) он изображает Марию среди занятых шитьем миловидных девушек. Введение живописцем реальных мотивов в общую идеальную природу художественного образа делает лучшие из них более естественными и выразительными.

Рени внимательно изучает произведения Рафаэля, античные памятники, извлекая из них и цитируя в своих работах классические позы, жесты. Осознавая самодостаточную красоту отдельных элементов пластического языка, он стремится подчеркнуть присущее им изящество. Это часто приводило его, особенно в поздних работах, к пластической вычурности и манерности («Самсон-победитель», Пинакотека, Болонья; «Аталанта и Иппомен», ок. 1625, галерея Каподимонте, Неаполь).

С 1519 года, после смерти Лодовико Карраччи, Гвидо Рени становится главой Болонской Академии. А в 1529 избирается руководителем Академии св. Луки. После 1522 года он живет и работает преимущественно в Болонье.

Его поздние мифологические и религиозные композиции приобретают мягкий серебристый тон, в образах усиливаются черты идеализации. К изнеженной и экзальтированной грации добавляется оттенок сентиментального благочестия. Он словно испытывает «ненасытную жажду античной красоты, подчиненной, однако, христианской морали» (Р. Лонги). В многочисленных полуфигурных композициях с Христом, или Мадонной, или святыми он пишет сладкоприятные и жеманно-красивые лица с характерно устремленным к небу экстатично-расслабленным взором.

Еще при жизни Гвидо Рени имел большой успех, но еще более громкую славу он получил впоследствии, когда его ставили на художественном Олимпе рядом с божественным Рафаэлем.

Работы художника

  • Святой Франциск и ангел, 1605-1607, Пинакотека, Болонья
  • Аталанта и Гиппоменей, 1611, Музей Прадо, Мадрид
  • Самсон-Победитель, 1611-1612, Пинакотека, Болонья
  • Фортуна, дарующая любовь, 1622, Картинная галерея, Ватикан
  • Избиение младенцев, 1611, Пинакотека, Болонья
  • Смерть Екатерины Александрийской, 1607, Музей Диочезано, Албенья
  • Похищение Деяниры, 1621
  • Похищение Деяниры, 1621
  • Портрет дамы в образе сивиллы, 1640
  • Апостол Матфей и ангел, 1635

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art-100.ru, smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Гвидо Рени: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Гвидо Рени: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Рени Гвидо. Барокко | World of Art

Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья), итальянский живописец болонской школы, мастер барокко. Учился у Карраччи и Феррантини. Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно Рени учился у Аннибале Карраччи, был, как и его учитель, поклонником античности и Рафаэля. Работы раннего периода (до 1600) носят, скорее, ученический характер и демонстрируют большую зависимость от стиля наставника. После переезда в Рим открывается блестящий период деятельности Рени. Сначала Гвидо Рени помогает Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается его великим классическим наследием. После смерти учителя в 1609 году, Гвидо Рени, завоевав уже известность, станет фактически главой живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров. В своих алтарных образах и станковых полотнах, исполненных на заказ, Рени пытается примирить принципы болонцев и нововведения Караваджо. Об этом свидетельствуют, например, большой алтарный образ «Распятие святого Петра» (1604-1605, Рим, Ватиканская пинакотека) и полотна на мифологический сюжет «Давид с головой Голиафа» (1605, Лувр) и «Самсон-Победитель» (1611-1612, Болонья, Национальная пинакотека). В первом Рени почти повторяет композицию Караваджо из римской церкви Санта Мария дель Пополо. В этих работах художник прежде всего акцентирует нравственные принципы, лежащие в основе поступков героев, эффектно подчеркивает характерные детали, использует сильный контраст света и тени. И вместе с тем, спокойная поза, например, Давида, задумчиво стоящего между колонной и пилястрой, далекая от выражения трагической смерти, как у Караваджо, голова Голиафа, переданы в манере болонской школы. Верность увлечению традицией Караваджо проявилась и в известном полотне Гвидо Рени «Избиение младенцев» (1612, Болонья, Пинакотека).

Динамичная композиция картины подчинена действию, объединяющему всех персонажей. Попытка драматизации действия в духе Караваджо, приобрела у Рени, как и у болонцев, театральную аффектацию. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, с занесенном ножом. Фон картины художника напоминает красивую сценическую декорацию. В некоторых работах Гвидо Рени этого времени появляется больше повествовательности, обилие бытовых деталей («Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, Равенна, собор), но фигуры главных персонажей по-прежнему хорошо смотрятся издали. Глубокий пиетет Гвидо Рени к изучению наследия античности и Рафаэля проявился в росписи плафона палаццо Роспильози («Аврора», 1613-1614). Грация легких, словно парящих фигур, гармония ритма композиционного строя, чистые светлые тона красок придают изысканную красоту этой фреске живописца, пополнившей галерею шедевров, созданных в Риме болонскими мастерами.

Богатая палитра цвета, динамика, присущи известному полотну Рени — «Аталанта и Гиппоменей» (1622-1625, Неаполь, Национальный музей, галерея Каподимонте, второй вариант — Прадо, Мадрид). Скрещенные и ярко освещенные холодным светом фигуры переданы в резких движениях, эффектно выделяются на коричнево-голубом фоне земли и неба. Развевающиеся края их пеплосов тоже привносят острую динамику в композицию. На протяжении всего творчества Рени будет сохранять верность своей стилистике, основанной на богатой палитре ярких холодных цветов и динамичной композиции. Хотя в этот период живописная манера художника приобретет большую утонченность: краски станут более прозрачными, образы более печальными и нежными. Лучшие свои картины Рени отсылал в церкви Болоньи и другие города, что способствовало распространению влияния его манеры. Кроме того, работы Рени много копировали его многочисленные ученики.

Характерным примером поздней манеры Рени может служить полотно «Похищение Елены» (1631, Музей Лувр, Париж), исполненное для Болоньи. Композиция приобретает в нем большую статику: она обрела строгую выверенность и совершенное равновесие всех элементов — цвета, света, рисунка, что свидетельствует об усилении классицистического начала. Образы наделены благородной красотой и изнеженной грацией. Кажется, что они движутся под звучащую музыку барочных театральных мелодрам.Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих других. Из картин Гвидо Рени, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (Музей Лувр, Париж), «Се человек» (Картинная галерея, Дрезден), «Клеопатра» (Палаццо Питти, Флоренция), собственный портрет (Капитолийский музей, Рим) и женский портрет (Музей Прадо, Мадрид).

В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери». Живописец Гвидо Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи. Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи. Он стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в 17-19 веков, как самый верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности. Искусство Гвидо Рени оказало большое влияние на мастеров академического направления в европейском искусстве.

worldartdalia.blogspot.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта