Мастер изящных штрихов Гурам Доленджашвили. Гурам доленджашвили картины


Гурам Доленджашвили и его картины простым карандашом

Родился в г. Кутаиси 9 марта 1943 года в Кутаиси (западная Грузия).

Его послевоенное детство было несладким - отец пропал на войне, изнуряющая бедность и отсутствие собственного жилья. Маленького Гурама воспитывала одна мать, Нино Догонадзе. Денег не хватало, но мать верила, что Гурам будет художником, и находила в себе силы и средства поддерживать в нем тягу к рисованию.

Свой первый карандаш Гурам заполучил еще в детском саду, и скоро стал лучшим на занятиях по рисованию. Карандаш и альбом был с ним всегда.

«Когда меня хвалили, мне хотелось рисовать ещё лучше. Уже тогда определилась моя судьба. Я ни минуты не колебался в выборе: быть или не быть художником? Конечно, быть!» - вспоминает Гурам Доленджашвили.

После окончания школы Гурам решил поступать в Тбилисскую Академию художеств, которую окончил в 1968 году. Учился в мастерской Ладo Григолия.

Однажды союз художников выдал ему творческую командировку в Якутию. Именно там Гурам впервые нашел свое, и ощутил в себе то, что впоследствии сделало его признанным мастером.

«Пространство я открыл для себя на Севере. Понятие пространства, навыки передачи его глубины преподаются в любой художественной школе, но для многих оно так и остаётся фоновой абстракцией, и лишь некоторым удаётся по-настоящему открыть его и художественно осознать. Когда я летел на самолете на Север, то впервые ощутил его грандиозную перспективу; планетарность, округлость Земли; увидел, как свет смыкается с тьмой, день с полярной ночью. Там передо мной предстали настоящие снега, и мне захотелось делать большие листы, где было бы много неба и снега» - рассказывает Гурам Доленджашвили.

Гурам начинает рисовать снег, небо и Грузию. Из работ потихоньку исчезает идеология и в них появляется душа. Гурам перестает бороться за мир, мир и спокойствие сами начинают лучиться с его зимних картин. Вместе с первыми имеретинским снегами к Гураму приходит успех, он регулярно представляет СССР на международных графических выставках - первая премия в Варне (1985) а в 1988 он открывает Багдадский фестиваль искусств. Работы Гурама регулярно выставляют и печатаются в прессе миллионными тиражами.

В течение всего творческого пути Гурама Доленджашвили, его картины регулярно выставляются, как на международных, так и на персональных выставках. Также его картины представлены во многих музеях всего мира, таких, как: Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва; Музей современного искусства в г. Кельне, Германия; Музей искусств, г. Кантон, штат Огайо, США и многих других.

Сейчас у Гурама двойное гражданство, он заслуженный художник Грузии и почетный академик Российской Академии художеств.

Родина художника - Имеретия -  регион и историческая область в Западной Грузии, в бассейне среднего течения реки Риони и её притоков. Жители области (имеретины) говорят на имеретинском диалекте грузинского языка, в прошлом отличались некоторыми локальными особенностями  культуры  и быта. Центр региона - Кутаиси.

Именно Имеретие художник посвятил большинство своих картин.

Имеретинская зима

Имеретинские мотивы

Лунные ночи Имеретии

Зимние этюды

Источник (сайт художника): http://www.guramdolart.ru/

curious-world.ru

Художник Гурам Доленджашвили » Перуница

  • Гурам Доленджашвили — заслуженный художник Республики Грузия, Почётный академик Российской Академии художеств, лауреат международной премии "Серебряный плакет".

    Художник родился в 1943 году в Кутаиси. В 1968 году окончил Тбилисскую академию художеств, факультет графики. Является лауреатом престижных международных выставок.

    Произведения Доленджашвили убеждают в том, что возможности карандаша безграничны. Художник выработал свой собственный пластический язык, позволяющий превращать рисунок в картину, в которой он выражает свои сокровенные мысли и чувства.

    Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музее искусств народов Востока, других крупных отечественных и зарубежных музеях.

    "Творчество Гурама Доленджашвили не имеет аналогов. Оно уникально. Другого такого художника, как Гурам, больше нет". (Игорь Обросов, народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств, член президиума Российской Академии художеств)"

Станислав Никиреев

Народный художник России, действительный член РАХ,лауреат Государственной премии им. И. Репина

Искусства без признаков чудесного не бывает. В своем графическом искусстве я не замечал этого драгоценного содержания, может быть, лишь иногда в рисунках. Но всегда был счастлив до потери покоя и равновесия душевного, когда встречался с чудом в живописи или графике, или искусстве вообще, у других художников. И это состояние возбужденной радости усиливается, когда встречаешь художника своего времени. Живешь, часто не подозревая, совсем от него близко.

И вот она, встреча!

Художник Гурам ДоленджашвилиОсенним, сырым, холодным днем в моей подольской квартире у раскрытой после звонка двери стоял среднего роста, крепкого сложения, с загаром южанина, застенчивой улыбкой и спокойным взглядом лет сорока мужчина с папкой метрового размера.

— Я Гурам Доленджашвили, — ответил он на мой вопрос. — И хотел бы показать свои работы.

Почувствовав мое едва скрытое смущение, сказал, что мы знакомы, что в ежегоднике «Графика-77», издававшемся в СССР, публиковались наши работы.

Вспоминаю: художник из Грузии, «Санитарный день», серия «Беломорье». Запомнилась она необычным подходом к решению этого сюжета. Весь небольшой северный городок, все население, занят стиркой. Взгляд на происходящее с верхней точки, как бы с птичьего полета дал автору возможность выразительно показать множество сцен, действующих лиц, занятых общим делом. Некоторый юмористический налет не снизил художественной ценности этой работы пером. Может быть, подобный прием пластического видения был уже кем-то когда-то использован, но я это увидел впервые и позавидовал мастерству автора.

Мы нашли в тесной комнате подходящее место. Хозяин этой папки и автор работ неторопливо, с приметным волнением раскрыл ее, и я увидел графические листы из серии «Чукотка». Сам я никогда такого большого офорта не исполнял и подумал: надо же так одолеть сложность гравировки и травления офорта! Но когда я увидел рисунки простым карандашом, появилось ощущение, которое выражается словами «не может быть!».

Это волнение вроде бы странно для меня. В «кухне» моего художественного цеха было испробовано, доведено до нужного решения множество приемов в офорте, и особенно в манере штриха. В моих работах карандашом, которым я посвятил много лет, также использовано много приемов. Длительная практика позволила мне написать статью «Что может карандаш» для журнала «Юный художник». Там, кстати, есть упоминание, что карандаш, особенно жесткий, остро отточенный, позволяет в точечной манере рисовать так, что создается впечатление, будто это бархат с разной насыщенностью тона. Порой казалось, что эта поверхность очень напоминает фотографию, и я опасался реакции зрителей, особенно из художнической среды, подозревая оценки подобного ремесла далеко не лестные. Нет ничего обиднее услышать, что твой рисунок похож на фото.

То, что я увидел в карандашных рисунках Гурама, дало мне основание говорить о какой-то сверхновой художественной манере. Я понял, что этот мастер, сидя в уютной мастерской, работал для исполнения своих творческих задач, а не щегольства ради, не из-за моды в искусстве нашего времени, когда появился новый вид салонности, смысл и задача которого состоит в привлечении внимания зрителя, а лучше покупателя, к своим работам в продумывании хитроумных ходов в замыслах и ремесле.

Эта болезнь, большая беда не только отечественного искусства обошла Гурама... Его завидное физическое здоровье жителя прекрасной Грузии, страсть к путешествиям не по тропическим странам, а по северным окраинам России сформировали особое видение жизни, и выражать он это мог только в такой манере и в таком техническом исполнении, которыми я сейчас восхищался.

Представившаяся мне возможность держать в руках большого формата офорты и особенно рисунки, свидетельства большого таланта — праздник для глаз, души и сердца. А рядом автор вполголоса, с заметным волнением, со сдержанной гордостью за каждый рассматриваемый лист давал пояснения, что в каком-то месте рисунка еще не окончена точечная обработка поверхности, где еще видны первоначальные штрихи, и нет желаемой фактуры пушистого снега с бархатистой поверхностью.

Я испытывал наивысшую радость и удивление как это придумано, увидено и исполнено?

Я еще не подозревал, что рассматриваемые мной офорт и рисунок принадлежат как бы двум авторам. Это убеждение в дальнейшем усилилось. Взволнованность жизнью так остра и многолика у художника, что он смело и уверенно обращается к философской тематике, сложнейшим перипетиям в жизни человека и природе, к самой светлой, прозрачной лирике в пейзажах и натюрмортах из предметов быта Грузии. Гурам — смелый, убежденный правдоискатель, борец на передней линии сражений — ясно и настойчиво показывает зрителю свои жизненные и творческие позиции, думы и сомнения, пытаясь четким языком офорта выразить все мрачное и трагическое в нашей жизни и осветить их добром и любовью. Поражает разнообразие тем, к которым обращается художник, воплощая их в серии, как правило, из трех листов большого формата в технике офорта, штриховой манеры и глубокого сочного травления серия «Предупреждение» «Мир создавался веками, война разрушит его в миг», «Да будет разум и воля», «Колокол тревоги», «Комета». Мне кажется, ярче и талантливее он работает над сюжетами, которые находил в поездках по Беломорью, в Арктике, по реке Лене, по Чукотке, по Дальнему Востоку. Какая сила направила художника из солнечной Грузии в обширные пространства царства холода России? «В детстве любил Джека Лондона. Быть может, романтика его произведений подготовила меня к мысли, что все настоящее дается через серьезные испытания. Поэтому я выходил на байдарке в студеное море вместе с эскимосами — охотниками на моржей и китов, рисковал, так же, как и они. Спускался в кратер дымящегося вулкана на Камчатке»

Поразительна захватывающая способность художника видеть, чувствовать бесконечность небесного пространства, выявлять мир еле заметных на земле мелких предметов, соединять эти ощущения в образ, который он задумал. Кость моржа или белого медведя в рисунках, а затем в офорте становилась основой композиции о Чукотке, о птичьем базаре, кладбище китов, моржей или бесконечном мире птиц и об океанских просторах.

Там, где-то в неведомых мирах, художник обнаруживает то, что до него увидеть и сделать не мог никто. Неимоверно напряженно работая над каждым листом рисунка, он создает подлинно высокое искусство.

Рассказать о каком-либо сюжете из лунной серии рисунков не так просто. И это хорошо! Верный признак — в работах присутствует драгоценное качество искусства, большого и настоящего. Рисунок рождается из чувства восторга от созерцания белого снега, его беспредельности, ослепительного света таинственной луны. Идея, сюжет работы просматриваются не сразу. А когда обнаруживаешь, убеждаешься: и эта сторона искусства Гурама в карандашном исполнении может быть гораздо весомее в сравнении с его сериями в офорте с четким идейным подтекстом.

— Мое понимание красоты связано с тишиной, немногословностью, строгостью и черно-белой гаммой, — говорит Гурам. В 70-х годах министр культуры ГДР доктор Лотар Больц писал мне: «Искусство во внешних проявлениях должно быть тихим. Я многое повидал. То, что я видел в Эрмитаже Рембрандта «Возвращение блудного сына», позволяет мне говорить, что это самое тихое произведение. Но какие страсть и сила духа человека за кажущейся тишиной!»

Гурам это хорошо понимает, он блистательный мастер красоты тишины.

Лунные ночи Имеретии», вариант № 4

Уважаемый читатель! Может, вам удастся узнать, что там, за опустившимся на заснеженный ландшафт тревожным облаком лунной ночи Имеретин (серия «Лунные ночи Имеретии», вариант № 4)? Луны не видно, но все пространство по обе стороны ручья с причудливыми снежными заносами в ослепительной белизне. С переднего края рисунка ручей в пятнистых зайчиках сверкающих всплесков зовет вас в глубину среднего плана. Немного отдыха — и облако причудливых, фантастических форм и очертаний приглашает идти дальше в ослепительную белизну, ближе к луне. Наверное, там бушуют неописуемые страсти. Может, автор знает обо всем происходящем, но в силу сдержанности и мудрости грузинского характера не желает беспокоить вас и лишать прелести наслаждения бодрой, щемяще звонкой, космически яркой тишиной. Это чувство радостного восприятия усиливается от мастерски исполненных снежных кочек, бугров, колышков изгороди с небольшой калиткой в воде и сучьев деревьев в какой-то прозрачной печали. Автор любит причудливые, струящиеся тени этого мира предметов. И невероятное: в этой беспокойной среде вдали, у самого горизонта, просматриваются еле заметный одинокий домик и стог сена. В этой работе — весь талант художника, все представленные на суд зрителя чувства в высоком художественном исполнении. Я имею в виду уникальную способность смотреть на жизнь, как говорят, картинно. Какой бы мотив пейзажа, предмет быта, небольшой, еле приметный заснеженный кустарник, облако или снежная стихия ни послужили толчком к работе карандашом, это наверняка будет картина в яркой самобытной гурамовской трактовке. Художник компонует свои сюжеты, решает задуманные темы крупно, мощно, монументально и серебром любимого простого карандаша превращает все изображенное в красивейшую живописную игру света и тени и звуков тихой музыки.

Имеретинская зима. Село Бзиаури. Лист 13Даже в таком обыденном сюжете — заснеженная аллея из старых деревьев (серия «Моя Родина», «Имеретинская зима», лист № 13, 1997–1998) — он с помощью света невидимой луны сумел услышать тончайшую музыку тишины при крепкой монументальности построения композиции и в блистательном мастерстве передачи фактуры снега. И самое невероятное: неба с привычными сказочными облаками нет, но ощущение небесной стихии присутствует! Как выразительна пластика листа!

Две трети поверхности рисунка заняты плотно-серой снежной массой, на которой кое-где вспыхивают падающие хлопья снега, а след от проезжей арбы струится и мерцает, как нарядные бусы из жемчуга.

Этот мерцающий след ведет в не очень далекую даль, но в мир сложно рисованных переплетений ветвей с шапками пушистого снега. Это уже большой бриллиант в оправе из плотно-серого серебра снега.

Это кратко о двух рисунках. А их на недавно прошедшей выставке в Москве было более двухсот. Каждый лист требовал не одного месяца кропотливейшей работы в точечной манере, не считая творческого напряжения в поисках сюжета, а еще большая работа проделана и в офорте. Колоссальный труд художника чувствуется на каждом сантиметре поверхности рисунка в передаче фактуры, игры света и тени и, конечно, объемов. Облака, которые воспринимаются многими, даже художниками, как непостоянно эфемерные, в понимании Гурама — скульптурные сооружения. Ощущение таково, что он их как бы держит руками, приближает с небес к земной жизни и обрабатывает точками карандаша до реального ощущения объема в самых невероятных очертаниях.

Такого единения космической жизни из облаков, света луны или солнца с жизнью растительности, человеческого жилья, любимой художником зимней порой я не могу вспомнить ни в истории искусства, ни у наших современников. Художник демонстрирует новое понимание реализма, которого благодаря ему ждет процветание! Художник шел к этому долгие годы любимой и мучительной работы. При ознакомлении с далеко не всеми творческими свершениями в офорте и рисунке я думал, что у художника, кажется, кроме сложнейших экспедиций по необъятным северным и восточным районам России, родного Кавказа, работы на творческой даче «Челюскинская», в жизни ничего не было. Сейчас с восхищением глядя на художника, в облике которого нет признаков горделивости, но явна величавая, затаенная скромность, не могу уяснить, как он смог создать это многоликое, большое искусство в графике. Источником сил физических и духовных, конечно, был и есть оригинальный, самобытный, с чертами грузинского понимания жизни, талант художника. А впереди еще такая долгая жизнь, такие длинные дороги, такая большая работа. Удачи и здоровья тебе, Гурам!

www.perunica.ru

Неповторимое великолепие . Художник Гурам Доленджашвили

. Это цитата

Неповторимое великолепие . Художник Гурам Доленджашвили

 Неповторимое великолепие ...Художник Гурам Доленджашвили

 

 Когда слов нет – так они и не нужны. Вот как раз именно,  что нет слов от восторга – от рассматривания графики Гурама Доленджашвили, написанной карандашом. Простым карандашом.Какие тут могут быть слова – если вот вам карандаш, вот бумага, это у каждого есть, и... такое человек делает?! 

Не знаешь, чему больше изумляться – потрясающему мастерству деталей, или тому, что снег можно пощупать. Луна светит с картин прямо в глаза, а красота природы зашкаливает так, что сюрреализму рядом делать нечего.Искусство Гурама Доленджашвили – уникально. Он пишет на бумаге огромного формата почти не видными глазу штрихами графитного карандаша. Его техника называется тонально-живописной .

 

 

Гурам Николаевич Доленджашвили— советский и грузинский художник, график. Заслуженный художник Грузии. Почётный академик Российской Академии Художеств.Пишет на бумаге большого формата почти не видными глазу штрихами графитного карандаша.

В 1968 году окончил факультет графики Тбилисской Государственной Академии Художеств. Учился в мастерской профессора Ладо Григолия.С мольбертом он побывал на Камчатке и Чукотке, на Сахалине и Курилах, на Беломорье, в Якутии и Дагестане.

Участник всесоюзных, республиканских, зональных, персональных и зарубежных выставок, проводившихся в Австралии, Австрии, Англии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, ГДР, Индии, Ираке, Компучии, Кипре, Кубе, Мексике, Монголии, Нидерландах, Никарагуа, Польше, Румынии, США, ФРГ, Франции, Чехословакии, Швеции, Швейцарии, Югославии, Японии.В начале 90-х годов художнику пришлось покинуть Кутаиси и переехать в Москву.

 

 

 

Временами молчание значит куда больше, чем слова, а в черно-белой гамме куда больше настроения, тепла и эмоций, чем в целой палитре ярких цветов. Грузинский художник Гурам Доленджашвили (Guram Dolenjashvili) до конца прочувствовал и понял эту истину. Именно потому его картины - исключительно черно-белые шедевры, посвященные тишине и покою, а также той красоте, что мы увидим, если оглянемся вокруг и раскроем глаза пошире. Луна и облака, цветы и деревья, поля и рощи, красивые люди за работой и на отдыхе, - и это далеко не полный перечень сюжетов, которые Гурам Доленджашвили увековечивает на обычной белой бумаге обычным простым карандашом.

У художника свое, особенное понимание красоты, и оно связано с тишиной и немногословностью, строгостью и черно-белой гаммой. И никто не сможет в этом усомниться, взглянув на работы маэстро. Казалось бы, нет ничего проще и незатейливее, чем простой карандаш. Но стоит ему попасть в руки мастера, - и он покажет, на что способен. Краскам и кисточкам такое и не приснится...

 

 

 

Издалека карандашные картины Гурама Доленджашвили кажутся черно-белыми фотографиями. Но стоит подойти поближе и

присмотреться, как эта иллюзия рассеется, но от этого работы не потеряют своей привлекательности и по-прежнему будут зачаровывать зрителя неповторимой нежностью сюжетов пополам с серьезностью и строгостью исполнения. Наверное, так люди реагируют на внезапную улыбку, которой озаряется лицо сурового воина, когда он смотрит на любимую женщину или обожаемого ребенка. Светлое, чистое чувство, пропитанное солнцем и летним дождем. Даже если на картинах - глубокая зима.

Кстати, русской зиме посвящен солидный отрезок творческого пути автора. Также очень много работ Гурама "витают в облаках", освещаются солнцем или луной, поливаются дождями, и все это можно увидеть на его интернет-сайте. Причем даже больше, чем вы ожидаете.

 

 

 

 

 

 Благодаря тончайшему ажурному плетению линий и красочным отношениям оттенков белого и серого цветов мастер раскрывает гармонию и красоту природных форм. Пейзаж  всегда одухотворен, в нем ощущается присутствие человека, его настроение.

Г. Доленджашвили создает в рисунках глубоко поэтический образ  Природы.  Многие пейзажи посвящены природе России. Его работы необычны: большой формат, ясное построение композиции с четкими очертаниями предметов в их осязаемой объемности и фактуре, бесконечная глубина пространства, переходящая с земной поверхности в космос. Рисунки художника соединяют в себе фантазию и реальность, они проникнуты радостью жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт художника

Серия сообщений "Рисунок":Часть 1 - Художник Гурам Доленджашвили. Волшебные пейзажи!Часть 2 - Черно-белая философия художника Дениса Чернова...Часть 4 - Великий портретист Орест КипренскийЧасть 5 - Сольно - Anthony Frederick SandysЧасть 6 - Неповторимое великолепие . Художник Гурам ДоленджашвилиЧасть 7 - Портретное...Рисунки от Shahin GholizadehЧасть 8 - Художник Achille Deveria...Часть 19 - Весна, не наводи ты марафет...Teodor AxentowiczЧасть 20 - Монохромный рисунок. Nathalie Mulero FougerasЧасть 21 - Рисунок Врубеля

kolybanov.livejournal.com

Волшебные рисунки Гурама Доленджашвили – Ярмарка Мастеров

Впервые работы Гурама Доленджашвили я увидела в 1985 году на выставке «Девять графиков Грузии» в Москве и была покорена его творчеством. Заботы, проблемы и текучка повседневной жизни иногда затирали в памяти волшебство его картин. Но, несмотря на это, память снова и снова возвращала эти образы.

Гурам Доленджашвили родился в 1943 году в Кутаиси.

В 1968 году Гурам окончил факультет графики Тбилисской Государственной Академии Художеств. Учился в мастерской профессора Ладо Григолия.

С мольбертом он объездил Камчатку, Курилы, Якутию и Сахалин. Побывал во многих отдаленных точка нашей страны. Горы и равнины, моря и леса стали темами его рисунков. И ото всюду привозил не просто рисунки, а целый мир эмоций и впечатлений.

Гурам Доленджашвили участвовал во многих выставках во всех концах земного шара, десятки стран, тысячи людей увидели его волшебный, космический мир.

Гурам рисует свои картины простым карандашом. Но трудно назвать это просто рисунками — это волшебство, это настоящая магия. Магия в невероятной точности и тонкости линий, магия в том, что о в них даже не ощущается отсутствие цвета.

Его искусство уникально, его картины можно назвать ювелирными произведениями. Точно тонкая серебряная нить легла причудливо на белоснежный лист. Эффект тени и света доведен до Абсолюта, до фантастики.

Художник зимы — так зовут художника за его и изумительные пейзажи. Рисунок снега и инея вызывает восторг.

 

Великолепны и нежны женские образы на его картинах.

Рисунки Гурама Доленджашвили представлены во многих музеях и частных коллекциях. Гурам Доленджашвили признан заслуженным художником Грузии и назван почетным академиком Академии художеств России.

Верна истина, что молчание производит куда более сильное впечатление, чем слова. Так и черно-белые рисунки вызывают с одной стороны море эмоций, с другой стороны покой и умиротворение в душе. Отсутствие ярких красок заставляет сосредоточиться. Начинаешь видеть нюансы. И тут, в это самое время душа начинает видеть оттенки и цвета — не снаружи, а изнутри, от сердца.

Приглашаю и вас прикоснуться к великолепному творчеству Гурама Доледжашвили.

гурам доленджашвили

живопись

графика

рисунок

www.livemaster.ru

Художник Гурам Доленджашвили. Другая графика

Привет всем входящим на usenkomaxim.ru

Художник Гурам Доленджашвили

        Впервые работы Гурама Доленджашвили я увидел в 2010 году. С тех пор регулярно делаю о нем поисковые запросы. Очень понравился художник. Уникальный в своем творчестве, очень узнаваемый, так как его творческую манеру невозможно спутать с иной. Причем, эта необычность была присуща его работам с самого начала его творческого пути.  С годами она стала другой, отличной от изначальной, но по-прежнему сохранила индивидуальность, стала гораздо более утонченной.

Гурам Доленджашвили. Лунные ночи Имеретии. Вариант 3 Карандаш

        Здесь представлены работы последнего десятилетия. Сложно судить по маленькой электронной фотографии об их технической стороне. Но для них, по-моему, характерно почти полное отсутствие штриховки, резких контрастов. Последние работы представляют графику исключительно тональную. В данном случае – образцовую, потому как что-то подправить не хочется. Работы очень цельные…  Но суть их, для меня, не в технике. Точнее, не только в технике… Мне очень нравятся эти работы по ощущениям. Настолько, что несколько рисунков я бы повесил у себя дома. От них тепло. Он передают ощущение какого-то особенного нереального мира. И этот внутренний мир автора несет душевный покой и гармонию. Смотришь на эту графику, и сразу же погружаешься в ее пространство. Волшебство… Редко встречаешь таких авторов …

Гурам Доленджашвили. Лунные ночи Имеретии. Вариант 2 Карандаш

      Еще мне очень понравилось, как Гурам Доленджашвили изображает женщин. У него есть отдельная серия работ, которая называется «Женщина в пространстве». Рекомендую к просмотру…

      Ну и немного информации из сети…

    Родился художник Гурам Николаевич Доленджашвили в 1943 году в г.Кутаиси, что находится в  Грузии. Со временем там он стал заслуженным художником Грузии. Позже становится почетным академиком  Российской Академии Художеств. Его графику отличает то, что он пишет на бумаге большого размера едва видимыми глазу штрихами графитного карандаша.

     Тбилисскую Государственную Академию Художеств, факультет графики он закончил в 1968 году. Учился у мастера-профессора Ладо Григолия.  В конце века художник переехал из Грузии в Россию.  Ныне  живет в Москве. В свое время изъездил район Якутии, Сахалина, Камчатки, побывал во многих районах Союза. Активный участник самых разных  всесоюзных, республиканских, зональных, персональных и зарубежных выставок. Список стран слишком большой, а потому перечислять не буду…

Гурам Доленджашвили. Лунные ночи Имеретии. Вариант 2. Лист 4 Карандаш

 

Гурам Доленджашвили. Лунные ночи Имеретии. Вариант 7 Карандаш

 

Гурам Доленджашвили. Лунная соната. Вариант 3. Карандаш

 

 

Гурам Доленджашвили. Лунная соната. Вариант 2. 41х70 Карандаш

 

 

 

 

 

Рекомендую посмотреть качественное слайд-шоу с более разнообразными работами Гурама…

Другие материалы из этой категории:

usenkomaxim.ru

Мастер изящных штрихов Гурам Доленджашвили

Утончённый реализм, изящная графика, десятки тысяч параллельных коротких штрихов. Этого человека называют «художником зимы», «романтиком Имеретии», «блистательным мастером тишины». На всех его выставках рядом с картинами висит табличка с надписью «не продаётся». Заслуженный художник Грузии, почётный академик Российской Академии Художеств Гурам Николаевич Доленджашвили умеет создавать снег не хуже, чем матушка-природа.

Невесомые карандашные полоски покрывают бумагу, словно тончайший шёлковый шарф. Игра света и тени, бликов и объёма бросает вызов даже самому избалованному глазу. На картинах художника пушистый снег словно флиртует с лёгкими облаками, а нежные сумерки будто заботливо присматривают за ними. Кажется, что протянешь руку, и пальцы обожжёт приятный холод. Но обожжёт ласково.

Почему художник так любит именно снег? Прелюдия к этой истории любви произошла много-много лет назад в самолёте.

«Когда я летел в самолёте на Север […], увидел, как свет смыкается с тьмой, день — с полярной ночью. Там передо мной предстали настоящие снега, и мне захотелось делать большие листы, где было бы много снега и неба», – рассказал Гурам Николаевич.

 

Художник родился в Западной Грузии в 1943 году. Своему родному краю – Имеретии – он посвятил целый цикл картин. Кстати, на одной из выставок некий миллионер хотел купить серию «Имеретинская зима» за любые деньги, но получил твёрдый отказ.

«В Имеретии снег – редкость. Я люблю смотреть на него, снег очищает и успокаивает», – признаётся автор.

А ещё он очень любит рисовать под классическую музыку. Критики называют его картины «снежной рапсодией». У Гурама даже есть «музыкальная мечта» – написать произведение к «Ночной серенаде» Шуберта.

Рисует «мэтр графики» с раннего возраста. Ещё в детском саду мальчику дали карандаш и альбом, и больше он с не расставался с этими предметами. Впрочем, в юности пробовал писать маслом, но понял, что душа лежит к карандашу. Серая гамма богата самыми разнообразными оттенками и тонами. Нужно лишь всё время находиться в напряжении, чтобы не потерять нужное соотношение света и тени.

«Одна картина создается месяцы каждодневным многочасовым аскетическим трудом; карандаш выполняет десятки тысяч коротких параллельных штрихов, свободно петляющих беспрерывных линий, всё это время Мастер не позволяет руке «упасть», грубо прикоснуться к бумаге, особенно это касается заключительного процесса лессировки, выполняемого нежнейшим прикосновением карандаша», – комментирует Раиса Нестеренко, искусствовед – эксперт.

Но вам наверняка интересно узнать о процессе работы из первоисточника. В одном из интервью Гурам Николаевич рассказал о том, как творит своё волшебство.

«Я работаю простым карандашом или ручкой с простыми тонкими (0,3-0,5) грифелями. Вначале намечаю композицию, потом быстро делаю подмалевок короткими параллельными штрихами, обозначая формы предметов и деталей. На этом этапе можно использовать ластик, чтобы что-то исправить. Затем следует длительный и трудоёмкий процесс лессировки, которая выполняется тонкой непрерывной петляющей линией. Здесь уже ластик нежелателен: в изображении может потеряться прозрачность воздуха или света. Нельзя коснуться рукой карандашного рисунка, чтобы его не смазать, поэтому, пока работаю, кисть руки держу на весу. В среднем на одну картину уходит два с половиной месяца ежедневного десятичасового труда. Сложность в другом: методом нежнейшей лессировки передать жизнь света, энергии в пространстве, создать такую пластическую непрерывность пространства, которая превращает карандашный рисунок в картину. Линия, черта разделяют, графика несет идею обособленности. А живописная картина связана с идеей непрерывности, так как мы имеем дело с перетекающими друг в друга световыми потоками».

Немногословность и строгость, душевный покой и гармония – картины графика изумляют и дарят блаженство одновременно. Но какое терпение и какую любовь нужно иметь, чтобы создавать такие произведения! У художника нет чёткого графика работы, он может рисовать по 16–18 часов в сутки! Иногда он годами пишет одну картину. Сейчас Гураму Николаевичу 72 года.

Интересно, что работает мастер в уникальной технике, которая называется тонально-живописной. Большинство его коллег же пользуются линейно-штриховой. Искусствоведы отмечают, что в графике Доленджашвили чувствуются цвет и музыка. У художника, конечно же, есть не только зимние работы. На его сайте представлено огромное количество картин на разнообразные темы. И, кстати, на сайте есть даже специальный раздел, посвящённый музе творца – Гале. Кроме всего прочего, Гурам Николаевич делает оригинальные портреты на заказ.

 

Снежные произведения – то, что нужно для создания Новогоднего настроения и ощущения волшебства. На календаре сейчас те самые праздничные дни, когда так хочется чуда. Одно из них мы подарили вам, показав произведения потрясающего художника.

artifex.ru

Зимние пейзажи Гурама Доленджашвили часть 2

Сегодня католическое Рождество. Хочу поздравить всех католиков с этим праздником!

А сегодняшний пост о потрясающем мастере графики — Гураме Доленджашвили. Примерно год назад я уже выставлял некоторые его работы у себя в блоге, но тогда эта теме не была полностью раскрыта. И хотелось бы исправить эту оплошность и наконец-то нормально познакомить вас, читателей с художником и его творчеством. Как нельзя кстати для этого подойдет статья из «Чудеса и приключения» № 12 2005 года, которую написал Демьян Утенков.

«Удивительно! Вы даже, наверное, и не догадываетесь, но… ведь они лечат многие болезни», — мой спутник, профессор-психоневролог, говорил тихо, с трудом сдерживая восторженное волнение. А стоял он перед рисунками Гурама Николаевича Доленджашвили на его выставке.

Я поймал себя на мысли, что и сам не раз ощущал волшебное воздействие картин Гурама. Да и, наблюдая за зрителями, заворожённо стоявшими перед ними, видел, как оживали их глаза, будто увидели они что-то давно и хорошо знакомое, но с новой, неожиданной стороны. Не случайно назвал работы Доленджашвили «праздником для глаз, души и сердца» другой удивительный мастер, действительный член Российской академии художеств Станислав Никиреев.

Узнав в начале 2005 года об открытии в Москве, в Центральном доме художника, выставки «Мэтры графики», я совсем не удивился тому, что в экспозиции соседствуют работы Станислава Михайловича Никиреева и моего давнего коллеги и друга Гурама Доленджашвили. Удивляться мне пришлось тогда, когда я переступил порог этой выставки. Я хорошо знал офорты Гурама, а вот его рисунки мне были почти не знакомы. Впрочем, их и рисунками-то назвать язык не поворачивается. Скорее это, как говорили древние китайцы, монохромная живопись, хотя и выполненная обычными простыми карандашами на обычной же простой, добротной бумаге. В такое «перевоплощение» графики верилось с трудом. Её невиданно-ошеломляющий «имидж» обманывал не только обычных зрителей, но и художников… «Невероятно!!! Неужели это просто карандаш и бумага!»

Это было как чудо — чудо, которое я видел лишь в далёком, счастливом и безмятежном детстве. Куда-то ушла суетливая, неприлично сверкающая и гремящая Москва, и исстрадавшаяся в городском плену душа блаженно растворилась в лунно-снежном мерцании и таинственной тишине. Снег разве что не благоухал, а от луны, парящей на небосводе в сиянии причудливых облаков, невозможно было оторвать взгляд…

Снег, заметим, явление необычное, даже мистическое. Вдумайтесь: мириады снежинок падают каждый год на землю, и среди них нет ни одной одинаковой! Недаром в Библии снег — символ девственной чистоты и безгрешности. «…Паче снега убелюся…» — это строчка из бессмертных Псалмов царя Давида.

И как тонко чувствует непривычную для южанина холодную «манну небесную» уроженец солнечной Грузии! У Гурама Николаевича снег то мерцает, то светится, то искрится… А какое невероятное переплетение заснеженных ветвей и… теней от них на чистом снегу! Право же, оценить в полной мере всю эту снежную симфонию может лишь северный человек, живущий в тайге или тундре. Да и чарующее лунное сияние бездонных небес способен перенести на бумагу только тот, кто сердцем ощутил скрытую от посторонних глаз красоту бесконечной полярной ночи.

Душа каждого художника полна неизречённых тайн. Одна из тайн Доленджашвили — его страсть к путешествиям… С мольбертом он побывал на Камчатке и Чукотке, на Сахалине и Курилах, на Беломорье, в Якутии и Дагестане. «За сравнительно короткий срок мне довелось немало испытать, — говорит Гурам, — много раз я промокал до нитки от пота, дождя и ледяных морских волн, однажды даже тонул, другой раз, казалось, безнадёжно заблудился, но зато судьба подарила мне такие экзотические зрелища и захватывающие впечатления, какие выпадают на долю лишь счастливых людей. Я ходил на моржей с эскимосами, взбирался на тушу кашалота, побывал в самой гуще птичьего базара, бродил по китовому кладбищу, слышал лай тысяч песцов… И всегда поражался теми картинами природы, которые открывались передо мной. Как могла быть создана такая красота?!»

Да, так может сказать только счастливый человек.

А была ещё и учёба в Академии художеств. И учёба складывалась по-разному. Не всегда легко, хотя с Учителем (именно с большой буквы) Гураму повезло. Он до сих пор вспоминает с благодарностью Ладо Григолия, лауреата премии имени Шота Руставели, замечательного педагога и человека. Чуткого и требовательного. Гурам однажды то ли оплошал в рисунке, то ли недотянул в колорите, а может, просто отвлёкся на занятиях. И вот мягкий и добрый учитель так накричал на своего ученика, что Гурам не на шутку разволновался, не привыкнув к такому обращению со стороны своего обожаемого учителя. Но, видя потерянный вид ученика, учитель быстро взял себя в руки: «Пойми, Гурам, я ведь кричу не просто. Я кричу ради Грузии!» «Как же стыдно стало мне, — говорит Гурам, — выходит, что учитель заметил мои способности и заботился о том, чтобы я сохранил их для родины. Сохранил и развил…»

Гурам любит повторять строчки древнего поэта:

О как мало того, что я имею И сколь многого мне нужно достигнуть… Ещё в далёкие семидесятые годы прошлого столетия Гурам получил свою первую награду за серию рисунков «Арктика». Видно, Север открыл художнику извечные тайны, что помогло ему в будущем создать «снежно-лунную» Имеретинскую сюиту…

И не только её. Потрясение, испытанное Гурамом на китовом кладбище, обретя художественную форму, воплотилось в серию офортов. Это грозные предупреждения, протест мастера против бездумной технократической деятельности человека. Настоящий художник — всегда провидец. Кто в беззаботные семидесятые годы мог представить себе, что будет со всеми нами через полтора десятка лет? Как сложится судьба нашей большой родины — СССР? А Гурам уже тогда создал графическую серию под названием «Если завтра война. Колокол тревоги…»

«У меня есть работы, предупреждающие землян о грядущих катаклизмах, войнах и разрушениях. Они производят впечатление на зрителей, но, по моим наблюдениям, людям больше нравятся душевная чистота, красота природы, доброта сердца. Цель искусства проста — нести в мир радость. Особенно сейчас…»

Судьбе показалось мало того, что отец Гурама Николаевича погиб в Отечественную войну. В 1992 году мастерская художника в Кутаиси была разграблена. Вынесли буквально всё, даже краски и кисти, каталоги иностранных выставок, а главное, рисунки. «Не бывает пророка в своём отечестве» — это о Доленджашвили. Поразительно, но сейчас в Грузии его практически не знают, хотя когда-то в Тбилиси состоялась единственная персональная выставка художника. Но это было в другой стране…

А ведь Гурам Доленджашвили — заслуженный художник республики, почётный академик Российской академии художеств, лауреат многих международных конкурсов. Его работы есть в коллекциях ведущих музеев мира, как в России, так и за рубежом… Гураму пришлось покинуть родной Кутаиси и переехать в Москву. В Грузии начала 90-х годов работать стало невозможно — ни электричества, ни воды… Это было трудное решение, но сейчас он считает, что поступил правильно, хотя и вынужденно. Оказавшись вдали от родины, Гурам приступил к созданию, быть может, лучшей своей серии — «Имеретия», которая стала настоящим гимном земле предков. Однажды иностранный миллионер хотел купить всю эту серию за «любые деньги», но, к своему удивлению… получил отказ. «Не продаётся» — такую табличку часто можно видеть рядом с работами Гурама на различных выставках.

Произведения Доленджашвили необыкновенно поэтичны и музыкальны. Об этом говорят порой даже их названия: «Лунная сюита», «Женщина в пространстве», «Утренние лучи», «Симфония зимы», «На Севере диком»… И сами собой родились во мне после выставки строки:

Никуда не надо торопиться,Ни к чему о будущем гадатьТолько лунный снег с небес струится,Низводя на сердце благодать…

Ко всему этому хочу добавить, что побывав на его сайте у меня захватило дух от его мастерства. Все эти детальные прорисовки, маленькие домики и небеса. Небеса это вообще отдельная тема. У него картины нравятся всем и профессионалам и обычным людям. Его творчество понятно для народа и имеет неповторимый стиль, которого нет ни у кого. После написания это статьи, захотелось взяться за карандаш:) чего и вам желаю. Удачи

blogproart.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта