Давид - художник французской революции. Французская революция картины


История одного шедевра: «Свобода, ведущая народ» Делакруа

Наверх Авторизация Регистрация аудио видео трейлеры Выбор эпохи и места

-

  • Рубрики
    • ЕГЭ Проверь свои знания
    • Личностный тест Найди свое место в истории
    • Статьи
      • 30 историй Заполярья
      • Детальный разбор картинки

diletant.media

Семиотика революции • Arzamas

Марианна и Марсельеза, колпак и кокарда, дерево и петух: гид по бунтарской символике

Подготовили Анна Айвазян, Николай Бабицкий

Фригийский колпак

Он же «красный колпак» и «колпак свободы». Широко распространенный символ борьбы за свободу, одновременно усвоенный по обе стороны Атлантики и венчающий голову Марианны, эмблему Департамента армии Соединенных Штатов и флаг штата Нью-Йорк. 

Людовик XVI во фригийском колпаке пьет за здоровье французов. Карикатура неизвестного художника. 1792 год  © Wikimedia Сommons

В римский период похожую шапку носили вольноотпущенники, то есть освобожденные рабы, получившие римское гражданство, — она называлась «пилей». По-видимому, основную роль в популяризации колпака сыграл убийца Цезаря Марк Юний Брут, сделавший из него логотип свержения тирана и чеканивший его на монетах собственного производства, которые по обычаю того времени выполняли, в частности, пропагандистские функции. 

Почему фригийский колпак так полюбился революционерам, достоверно неизвестно. Возможно, дело в распространенном среди них культе Брута: в годы Террора люди часто меняли свои излишне христианские имена на более революционные — Марат, Цезарь, Жерминаль и в том числе Брут. Тогда же колпак стал использоваться как неофициальный форменный головной убор в якобинских администрациях на местах. 

1 / 9

Печать Сената США с 1886 года

Впервые фригийский колпак появился на печати Сената в 1831 году — там его на шесте держала Свобода

© Wikimedia Commons

2 / 9

Карикатура из испанского журнала La Flaca от 1 марта 1873 года

Изображает Испанскую Республику, раздираемую федералистами и унитаристами. Фригийские колпаки — на головах у Республики и Федерализма в образе журналиста и политического деятеля Хосе Марии Оренсе

© Wikimedia Сommons

3 / 9

Денарий Марка Юния Брута, отчеканенный в 43–42 годах до н. э.

На аверсе — голова Брута, на реверсе — пилей между двумя кинжалами. Надпись «eid. mar.» расшифровывается как «eidibus martis» — «в мартовские иды», то есть 15 марта по римскому календарю. В этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь

© Ancient Coins Search Engine

4 / 9

Печать Военного министерства США с 1778 года

Сегодня практически так же выглядит эмблема Департамента армии Соединенных Штатов. Надпись над фригийским колпаком: «Это мы будем защищать»

© Wikimedia Commons

5 / 9

Плакат Джеймса Монтгомери Флэгга. 1918 год

С плаката американцев призывают самостоятельно выращивать себе овощи, чтобы государство могло сосредоточиться на поставках продовольствия в армию. На плакате Колумбия, одетая в американский флаг и фригийский колпак, засевает землю

6 / 9

Герб Аргентины

Фригийский колпак появляется на гербах многих стран Нового Света, в том числе Кубы, Никарагуа, Сальвадора и Гаити

© Фотография пользователя john_n / flickr.com

7 / 9

В 2013 году в Бретани прошли масштабные манифестации против введения экологического налога (ecotaxe). Демонстранты выходили на улицы в красных колпаках, а само движение, выступления за которое в некоторых городах привели даже к столкновениям с полицией, получило название «Красные колпаки»

© Mal Langsdon / Reuters

8 / 9

Гравюра «Праздник федерации 14 июля 1790 года»

Изображает празднование на Марсовом поле в честь второй годовщины взятия Бастилии. Символическую композицию венчает красный фригийский колпак

© Wikimedia Commons

9 / 9

Карикатура британского художника Джеймса Гилрея

«Древо свободы должно быть посажено незамедлительно! Это то, что необходимо сделать — и при этом быстро! — чтобы спасти страну от разрушения. Согласно мнению клуба вигов 14 февраля 1797 года». Вместо древа свободы — копье, на которое насажена голова лидера вигов Чарльза Джеймса Фокса

Самое запоминающееся появление колпака в его новом символическом качестве произошло 20 июня 1792 года, когда разъяренная толпа ворвалась в королевский дворец Тюильри в Париже. Один из демонстрантов протянул королю Людовику XVI красный колпак. Растерянный монарх, не зная, что ему ответить, надел колпак на голову, что на некоторое время смягчило гнев толпы. 

Кроме того, красный фригийский колпак еще в 1675 году дал название восстанию бретонцев против королевских налогов (его обычно называют «Восстание красных колпаков») и остается символом бретонского противостояния политике центральных французских властей по сей день: в последний раз бретонцы выходили на улицы в красных колпаках осенью 2014 года. 

Кокарда

Наполеон при переходе через Сен-Бернар. Фрагмент картины Жака Луи Давида. 1801 год © Wikimedia Commons

Армейская нашивка на головном уборе. 12 июля 1789 года журналист и революционер Камиль Демулен обратился к народу с призывом взяться за оружие. В качестве революционного символа он надел кокарду, сделанную из подручных зеленых материалов. С этого момента разнообразные кокарды стали носить все уважающие себя революционеры. Члены «гражданской милиции», учрежденной 13 июля (то есть накануне взятия Бастилии) носили сине-красные кокарды. Уже через три дня после взятия Бастилии король вышел со свитой к народу — и Лафайет преподнес ему сине-красную кокарду, к которой был прибавлен белый цвет, символ Бурбонов. А в ночь с 13 на 14 июля революционный комитет издал указ, по которому ношение трехцветной, то есть сине-красно-белой кокарды стало обязательным. При Терроре граждан без знака патриотического различия могли счесть подозрительными и подвергнуть административному аресту на срок до восьми суток независимо от пола. Появившаяся в противовес триколору белая роялистская кокарда каралась смертью. 

Фрагмент второй части фильма «Французская революция: годы света» (1989), режиссер — Робер Энрико 17 июля 1789 года Людовик XVI принимает трехцветную кокарду из рук маркиза де Лафайета, только что назначенного командующим Национальной гвардией © Chaîne de ZORROBRESIL / YouTube

Слово «кокарда» со временем обросло националистическими коннотациями, ура-патриотических артистов иногда пренебрежительно называют «кокардье». Как физический предмет сейчас используется в авиации — и на парадных шляпах студентов парижской Политехнической школы.

1 / 4

Революционная кокарда диаметром семь сантиметров© Hotel des Ventes de Toulon

2 / 4

Женские тапочки эпохи революции© Le musée international de la chaussure à Romans sur Isère

3 / 4

Двууголка студентов Политехнической школы © flickr.com

4 / 4

Трехцветная кокарда, предположительно принадлежавшая Шарлотте Корде© Hotel des Ventes de Toulon

Марианна

Марианна — один из немногих республиканских символов, постоянно присутствующих в современной французской действительности. Первое появление Марианны на революционной сцене произошло в октябре 1792 года, когда в далекой от Парижа коммуне Пюилоран была написана песня «La guérison de Marianne» (дословно «Исцеление Марианны»). В этой песне девушка по имени Марианна впервые олицетворяла Республику. Имя Марианна, сочетавшее в себе два имени и потому казавшееся аристократам вульгарностью, революционеры стали соотносить с образом Родины-матери. Один из самых ярких образов Марианны написал в 1830 году Эжен Делакруа.

Марианна на плакате 1940 года«Свобода Франции. Права французам» © The National Archives, United Kingdom

В современной Франции Марианна продолжает символизировать Республику — ее бюсты стоят во всех госучреждениях, а со времен освобождения страны от немецкой оккупации во Франции регулярно издаются специальные марки с портретами Марианны. Поскольку собственного лица у нее нет, в образе Марианны по очереди предстают самые красивые женщины страны — Брижит Бардо, Мирей Матье, Софи Марсо, Инес де ла Фрессанж, Катрин Денев и многие другие. 

Почтовая марка Франции с лицом Инны Шевченко © flickr.com

В 2013 году новой Марианной стала одна из участниц антиклерикального и феминистического движения Femen Инна Шевченко. Выбор вызвал скандал во французском обществе — многие политики и общественные деятели призвали бойкотировать марки с лицом Шевченко. 

Марсельеза

Партитура Марсельезы. Нью-Йорк, 1917 год © The Library of Congress

В апреле 1792 года Франция вступила в войну со всеми крупными соседями, опасавшимися распространения революционной заразы и претендовавшими на активы нестабильного государства. Перед выступлением войск против Австрии по просьбе командира страсбургский офицер Руже де Лиль за ночь сочинил армейский марш, призывавший затопить родные нивы кровью врагов, предателей и в первую очередь — своей собственной. Марш стал популярен, сочинитель — не скоро: его почти сразу выгнали со службы, а потом посадили в тюрьму за роялизм. Пересидев в тюрьме якобинский Террор, он вышел на свободу автором государственного гимна. 

В фильме Майкла Кертиса «Касабланка» (1942) посетители кафе пением Марсельезы заглушают голоса нескольких немецких офицеров, поющих популярную у нацистов песню «Стража на Рейне» © CortoMaltese86 / YouTube

После освободительной войны в Греции и волны революций в Европе Марсельеза стала международной песней левого сопротивления. В 1941 году в оккупированной части Франции гимн запретили, а в коллаборационистской зоне Виши она осталась национальным гимном, но к ней прибавили строчку, восхваляющую маршала Петена. В 1946 году статус Марсельезы в качестве главной песни страны был закреплен конституцией Четвертой республики. Сегодня она по-прежнему сохраняет значительность: постоянное засвистывание Марсельезы корсиканскими и алжирскими болельщиками спровоцировало правительство в 2003 году ввести наказание за оскорбление национальной символики.

В России Марсельеза с новым текстом, написанным народником Петром Лавровым, была гимном при Временном правительстве © hauntingeurope / soundcloud.com Версия Марсельезы в исполнении Сержа Генсбура привела к огромному скандалу во Франции: военные посчитали ее провокацией и антимилитаристской акцией © mynciee / YouTube

Гильотина

Гильотинирование в Париже. 1795 год © Bibliothèque nationale de France

Как приспособление гильотина была известна еще в средневековых Шотландии и Ирландии. Революционными для своего времени были сформулированные Гильотеном принципы, которыми объяснялось ее внедрение: во-первых, наказание определяется преступлением, а не личностью преступника, во-вторых, никто, даже по доброй воле, не может занять место приговоренного, и, наконец, цель казни — убийство, а не пытки, и потому она должна осуществляться единственным, наиболее безболезненным способом. В Европе конца XVIII века, в которой практиковались, в частности, четвертование, колесование и сожжение заживо, гильотинирование стало символом равенства и гуманизма, впрочем, в довольно узком смысле слова: не подозревая об этом, несколько десятков участников Учредительного собрания, голосовавших за предложения Гильотена, облегчили предсмертные страдания в том числе и себе лично. 

Сцена казни активистки Сопротивления Софи Шолль из байопика Марка Ротемунда «Софи Шолль — последние дни» (2005) © Deutsch LBP / YouTube

Последняя публичная казнь с помощью гильотины состоялась во Франции в 1939 году, но сама практика сохранялась дольше: Гитлер за время своего правления гильотинировал больше людей, чем французы во времена Террора.

Дерево свободы 

Посадка дерева свободы. Гравюра Жана Баптиста Лезье. 1790 год © Wikimedia Commons

Дерево свободы — символ, на который в равной степени могут претендовать американцы и французы: оно появилось уже во время американской Войны за независимость, начавшейся в 1775 году, но настоящий революционный размах приобрело уже во Франции, в 80–90-х годах XVIII века. В каждой деревне, коммуне и городе было свое дерево свободы; в Париже первое появилось в 1790 году. В 1870 году, во времена Парижской коммуны, высадка революционных деревьев снова приобрела популярность.

С деревом свободы связана, пожалуй, самая знаменитая цитата Томаса Джефферсона: «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение». 

Главное современное напоминание о дереве свободы — монеты евро. Кроме того, в современной политической практике дерево использует французская правая партия UMP (и ее критики).

Галльский петух

Реклама велосипедных шин Dunlop. 1898 год © Library of Congress

Петух впервые появился во французской символике еще в Позднее Средневековье, в качестве символа Франции и ее короля: на латинской омонимии слов «петух» и «галл» (gallus) играл еще Светоний в «Жизни двенадцати цезарей». Революционеры попытались присвоить петуха, сделав его еще одним революционным символом — наравне с Марианной и красным колпаком. В результате петух подменил собой королевскую геральдическую лилию. Часто его изображали во фригийском колпаке. При Наполеоне петух впал в немилость, но после 1830 года вернулся на гербы, монеты и фасады домов. Сейчас петуха можно видеть на гербе Французской федерации футбола.  

arzamas.academy

Французская революция 1830 года в десяти картинах

Французская революция 1830 года в десяти картинах

221 недовольный депутат, лавочники-бессребреники, студенты-поджигатели и другие герои «Трех славных дней»

© Musée national des Châteaux de Versailles et de Trianon

К 1814 году пала наполеоновская империя: сам Бонапарт был отправлен в изгнание на Эльбу, а во Францию, под эгидой коалиции стран-победительниц, вернулся король. Вслед за Людовиком XVIII, братом обезглавленного Людовика XVI, в страну отправляются недавние эмигранты-аристократы, ожидающие возвращения прежних привилегий и алчущие мести. В 1814 году король принял относительно мягкую конституцию — Хартию, которая гарантировала свободу слова и вероисповедания, всю полноту исполнительной власти предоставляла королю, а законодательную делила между королем и двухпалатным парламентом. Палата пэров назначалась королем, палата депутатов — избиралась гражданами. Однако в целом эпоха Реставрации Бурбонов была временем постепенно сгущающихся реакции и реваншизма.

© The Metropolitan Museum of Art

В 1824 году на престол взошел Карл X, самый пожилой из французских королей (в момент коронации ему было 66 лет), когда-то близкий друг Марии‑Антуанетты, сторонник старого абсолютистского порядка. Якобинцы, либералы, бонапартисты образуют тайные общества, большинство газет настроено оппозиционно. Воздух окончательно электризуется, когда в 1829 году король назначает премьер-министром ультрароялиста принца Полиньяка. Всем понятно, что готовится решительный поворот во внутренней политике, ждут отмены Хартии. Парламент пытается противиться кабинету Полиньяка, но король его игнорирует: в ответ на послание 221 недовольного депутата он откладывает сессию парламента на полгода, а затем распускает палату. Летом все депутаты будут переизбраны. Карл затевает маленькую победоносную войну в Алжире, но напряжение не спадает. Третий год в стране низкие урожаи. «Несчастная Франция, несчастный король!» — пишут в одной из газет.

© Bibliothèque nationale de France

Утром 26 июля выходит номер государственной газеты Moniteur Universel, содержащий пять ордонансов  Ордонанс — королевский указ, имеющий силу государственного закона. Отныне вся периодическая печать подвергается цензурированию, распускается еще не успевшая ни разу собраться палата депутатов, новые выборы назначаются на осень, избирательное право сохраняется только за землевладельцами — таким образом, три четверти прежнего электората остается не у дел. В обед того же дня издатели газеты Le Constitutionnel устраивают собрание в квартире своего адвоката, и 40 журналистов составляют манифест: «Власть закона… была прервана, началась власть силы. В ситуации, в которую нас вовлекли, повиновение больше не является долгом… Мы намереваемся публиковать наши листки, не запрашивая навязанного нам разрешения».

Возбужденные горожане собираются на улицах и зачитывают ордонансы, напряжение нарастает, в карету Полиньяка летят первые булыжники с мостовой.

© Bibliothèque nationale de France

27 июля — первый из «Трех славных дней» 1830 года. С утра в печать уходят либеральные газеты — без разрешения цензуры. В редакции и типографии врываются жандармы, но всюду они встречают сопротивление. Толпа, еще безоружная, собирается вокруг Пале-Рояля, Сент-Оноре и окрестных улиц. Конные жандармы пытаются разогнать людей, открывают огонь — в ответ зеваки и возмущенные горожане превращаются в бунтовщиков: лавочники-оружейники раздают свой товар, восстание распространяется, а министр Полиньяк, как говорят, спокойно обедает в министерстве иностранных дел под защитой пушки.

© Musée Carnavalet

На следующий день Париж расцвечен триколорами (на время Реставрации их заменял белый роялистский флаг c золотыми лилиями). В центре и на востоке города растут баррикады, уже с самого утра идут ожесточенные уличные бои. Противостоящие толпе линейные войска малочисленны: совсем недавно была снаряжена военная экспедиция в Алжир. Многие дезертируют и переходят на сторону восстания. К вечеру Карл X присылает из загородного дворца Сен-Клу распоряжение объявить в Париже осадное положение.

© Musée national des châteaux de Versailles et de Trianon

Главное сражение 28 июля происходит за Отель-де-Виль — парижскую ратушу: несколько раз в течение дня она переходит то к одной, то к другой стороне. К полудню над мэрией взвивается триколор, толпа встречает его ликованием. С колоколен захваченного Нотр-Дама раздается набат; услышав его, многоопытный дипломат и мастер политической интриги Талейран говорит своему секретарю: «Еще несколько минут, и Карл Х больше не будет королем Франции».

© Bridgeman Images / Fotodom

29 июля восстанием охвачен весь город, ратуша в руках горожан. Войска сосредотачиваются вокруг дворцов Лувра и Тюильри, где укрывается Полиньяк с соратниками. Внезапно два полка переходят на сторону восстания, остальные вынуждены сдать позиции и практически бежать по Елисейским Полям. Позже толпа студентов, рабочих и буржуа захватывает и поджигает казармы швейцарских наемников — самой искусной в бою и потому ненавидимой части государственных войск. К вечеру становится понятно, что революция окончательно победила.

© Musée national des châteaux de Versailles et de Trianon

Теперь остро встает вопрос о том, к чему приведет Францию революция. Самым осторожным вариантом был бы отзыв ордонансов и отставка Полиньяка, но упорство и медлительность короля и министров уже сделали его невозможным. Самое кардинальное решение — установление республики, но в таком случае Франция оказалась бы в сложнейшей внешнеполитической ситуации, возможно, даже перед лицом военного вторжения государств Священного союза, как чумы боящихся республиканского духа. Лицом республиканцев был генерал Лафайет — герой революции и американской Войны за независимость. В 1830 году он был пожилым человеком и понимал, что уже не способен нести бремя власти.

© Musée national des châteaux de Versailles et de Trianon

Компромисс между республиканцами и роялистами воплощал собой кузен Карла X, герцог Орлеанский Луи Филипп, в свое время вступивший в клуб якобинцев и сражавшийся за революцию. Все «Три славных дня» он держался над схваткой, понимая, что, если корона в конце концов достанется ему, важно сохранить лицо и войти в круг европейских монархов максимально легитимным путем. 31 июля герцог Орлеанский приезжает в Пале-Рояль, где депутаты зачитывают ему составленную ими прокламацию и объявляют наместником королевства.

© Musée national des châteaux de Versailles et de Trianon

2 августа Карл X отрекается от престола, и 7 августа происходит коронация «короля-гражданина» Луи Филиппа I. Вскоре будет принята новая, более либеральная хартия. На парадном портрете король изображен на фоне парка Сен-Клу, его правая рука лежит на переплете Хартии, за которой корона и скипетр. Для Франции начинаются 18 лет Июльской монархии, эпохи сдержек и противовесов, которая закончится новой революцией и Второй республикой. Тем не менее это золотой век буржуазии, которая и привелаЛуи Филиппа к власти. В Европе июльские события отозвались рядом национальных революций: в их числе — победившая Бельгийская революция и неудачное Польское восстание. Эта волна, однако, была лишь репетицией бури, охватившей Францию, а за ней и Европу в 1848 году. 

  • Events in Paris, during the 26, 27, 28 and 29 of July 1830, by several eye witnesses.

Рекомендуем ознакомится: http://arzamas.academy

worldunique.ru

Французская революция в картинках

топ 100 блогов vare4ka70 — 03.06.2016 Обещала показать Татьяне tatianakuzmina, ну и кому  интересно, тоже полюбопытствуйте.

Очередная порция исторических знаний в виде комиксов - на этот раз учили Французскую революцию, предстояла контрольная.Поэтому сварганила ребенку мини-книжечку, расписав в ней основные этапы этого хлопотного события.

Ничего академического, ни с художественнной, ни с исторической точки зрения: токмо с целью помочь не особо интересующемуся историей пацану. Приукрасила работу, расцветив черно-белые фотки: все глазу приятней.

Знатокам истории, если таковые вдруг придут возмущаться, куда, мол, подевалось три четверти событий из данного периода, предлагаю не беспокоиться. Они наверняка описаны в других местах.

   Тут у нас на троне Людовик 16-й, и ситуация во Франции предреволюционной: победа над английскими колонизаторами в Америке, пустая казна, экономика в руинах, духовенство и аристократия не платят налоги, и министр финансов недоволен - слишком много расходов, а денег нет.

Здесь король, после многочисленных требований, обещает созвать собрание, Генеральные Штаты, что-то вроде Думы. В стране развили кипучую деятельность разные клубы-общества, которые лучше всех знают,  как надо. Среди них особенно активничает Клуб Якобинцев и некий Макс Робеспьер.После созыва Генеральных Штатов, бесполезно позаседав там какое-то время, третье сословие, - буржуазия, стало быть, - заметила, что толку ей от таких собраний никакого. Духовенство и аристократия все равно побеждают в голосовании, и тормозят все реформы. И по-прежнему отказываются платить налоги.

Депутаты третьего сословия отпочковывается и собираются в зале для игры в мяч, где учреждают Национальное Учредительное  Собрание, раздают клятвы и вообще ведут себя вызывающе.Король начинает беспокоиться и подтягивает войска. Народ, в свою очередь, тоже начинает беспокоиться, решает вооружиться, и идет за этим в мрачную крепость Бастилию. Кстати, взятие Бастилии, каким оно нам всегда представлялось - чистой воды легенда.

А тем временем подлые служанки перехватывают письма Марии-Антунетты, которые она строчит родственникам в Австрию,  с просьбой помочь навести порядок в стране. Разозленные и оголодавшие простолюдинки маршируют в Версаль и вынуждают короля переехать в неудобный парижский дворец Тюирьли без отопления.А в сельской местности напуганные парижской движухой крестьяне тоже начинают борьбу, известными им способами. Убивают господ, поджигают и грабят. "Великий страх" называется этот момент, и его последствия - конец феодального строя с его привилегиями и обязанностями,  и Декларация прав человека.

Здесь у нас Конституция 1791 года, переход от абсолютной монархии к конституционной, и другие бонусы типа обязательной школы, возможности нецерковного брака и развода. Недовольны, правда, санкюлоты - кто помнит, кто такие санкюлоты? Городская беднота, которой не обломилось всеобщего избирательного права.Тем временем, как обычно бывает при революциях, наступает голод и холод, а денег взять неоткуда....хотя как же неоткуда. Можно отнять имущество у церкви, что революционеры и делают с большим удовольствием. Саму церковь лишают всякой самостоятельности и вынуждают встать на службу государству.

А тучи над Францией сгущаются,  тучи в виде Австрии и ее неизбежного вмешательства в дела молодого государства. В парламенте тёрки на предмет того, атаковать первыми или нет. За - деляги, санкюлоты и король, каждый со своими мечтами о последствиях, против - трезвомыслящий Робеспьер.У короля, похоже, совсем сдали нервы - в июне предпринимает побег, но неудачно: пойман и с позором доставлен назад, и посажен под домашний арест вместе с супругой. Его попытки связаться с другими правительствами и просьбы о помощи тоже встречены с раздражением.

1793 год - самый сложный для страны. Список врагов внешних - Австрия, Англия, Пруссия, Испания, Голландия и Италия, с одной стороны, и список врагов внутренних, аки голод, холод и недовольное население. Особенно в провинции Вандеа, где никто не одобряет нововведение в виде обязательной воинской повинности и всячески этому противится. Ну и вообще революцию не одобряет, что там мелочиться.Вспомнили про короля - что с ним делать? Решили казнить, чтоб не отвлекал от более важных дел.Минутка славы для санкюлотов, лестная и обманчивое заблуждение, что простой народ может влиять на политику. Сколько раз уже так обманывались и все продолжают.

Робеспьер берет ситуацию в свои дисциплинированные руки. Страна вступает в суровый период Террора,  враги революции один за другим теряют свои головы на гильотине, но зато цены на продукты стабилизируются, иностранные армии  терпят поражение, а мятежная Вандеа раздавлена в прямом и переносном смысле слова.Несмотря на свои организаторские заслуги, Робеспьер, однако, успеет раздосадовать большое количество бывших соратников: оттого ли, что косяками отправляет их на смертную казнь, потому ли, что надоел всем своей неподкупностью и непримиримостью. Факт тот, что его заговорщицки изымают из оборота и тоже отправляют на гильотину, вслед за товарищами.

Конец террора, урра,  конституция, республика, директория в качестве нового органа управления и все остальное, что уже не нарисуешь.

yablor.ru

Реферат : Давид - художник французской революции

Давид - художник французской революции

В. Березина

Каждый должен служить отечеству своими талантами”, — говорил Жак-Луи Давид — живописец, активный участник французской буржуазной революции конца XVIII века. Эти слова являются эпиграфом и к творчеству самого мастера. Задолго до начала революционных событий Давид призывал своим искусством каждого к выполнению гражданского долга.

Особенно отчетливо этот призыв прозвучал у Давида в картине “Клятва Горациев”, в основу сюжета которой был взят легендарный эпизод древнеримской истории. В период вражды Рима с Альба-Лонгой трем братьям-близнецам из римского рода Горациев предстояло пойти на смертельный поединок с друзьями детства — братьями Куриациями из Альба-Лонги. Борьба городов решалась исходом этого поединка.

Выбрав такой сюжет, Давид должен был ответить зрителю, как поступать, когда возникает противоречие между гражданским долгом и личными чувствами. Он мог показать колебания героев, акцентировать горе семьи. Но Давид выбрал момент непреклонной решимости юношей выполнить долг перед государством: отец Горациев поднимает мечи, и братья клянутся победить или умереть. Мать и сестры юношей полны сдержанной печали. Художник представляет их как персонажи второстепенные, они важны ему лишь для полноты раскрытия сюжета. Словно в античных барельефах, все участники сцены расположены на первом плане.

Построение композиции, рисунок, цвет — все служит выявлению главной идеи.

“Клятва Горациев” на выставке 1785 года в Париже имела огромный успех. В канун революции прозвучавший в картине призыв жертвовать личным во имя общественного был с воодушевлением встречен французами. Нравилось все — -и сюжет, и его художественное воплощение. Стиль произведения знаменовал появление в искусстве Франции направления, получившего название “классицизм”. Давид стал его вождем. Определились и основные черты классицизма: обращение к античным образцам, логически ясное построение композиции, строгий отбор и обобщенность форм, четкий рисунок, пластическая лепка объема. При этих задачах колориту отводилась подчиненная роль.

Незадолго до событий, которые разрушили в стране тысячелетний феодальный порядок, Давид нашел в истории Древнего Рима еще более волнующий сюжет. Борец против деспотии, один из основателей римской республики, Юний Брут не остановился перед казнью своих сыновей, пытавшихся восстановить тиранию. В “Бруте”, как и в “Горациях”, содержится двойной драматизм ситуации. В то время как тела сыновей вносят в дом, Брут сидит около статуи Правосудия, мрачный, но полный самообладания, а в противоположной части помещения, показанного в картине, мать и сестры казненных бурно выражают горе.

Это произведение парижане увидели на выставке, открывшейся осенью 1789 года, вскоре после первой победы революции — знаменитого штурма Бастилии. Общественный отклик на появление картины был беспримерен. Брут оказался самым популярным героем, а авторитет Давида, художника и патриота, — непререкаемым. Закономерно, что Давид, остро чувствовавший современность, становится в своем творчестве активным и убежденным участником революции.

Первым произведением Давида, непосредственно связанным с происходящими в стране событиями, явилась композиция “Клятва в зале для игры в мяч 20 июня 1789 года”. В ней художник запечатлел момент, когда депутаты третьего сосло вия поклялись не расходиться до тех пор, пока для Франции не будет выработана конституция. Огромное по размерам полотно так и не было завершено. Революция развивалась настолько стремительно и Давид был так поглощен ею, что, выполнив детально разработанный рисунок пером и ряд портретных этюдов, перешел к осуществлению других, захвативших его замыслов. Однако хранящийся в Лувре рисунок и исполненные с него гравюры получили широкую известность. Давид сумел передать в них полную истинного воодушевления массовую сцену, исторически достоверно запечатлеть главное — энтузиазм людей, объединенных революционным порывом.

Еще до революции Давид начал работать как портретист. Этой области творчества он не придавал столь большого значения, как историческим композициям. Тем не менее каждый написанный им портрет неизменно обнаруживает чуткий и глубокий подход художника к раскрытию человеческой индивидуальности. “Портрет маркизы Д'0рвилье” — пример его работ тех лет. Непринужденная поза модели, ее приветливый, открытый взгляд полны естественности и простоты. Давид полностью порвал с традиционной для XVIII века формой парадного аристократического портрета, в котором прежде всего подчеркивалась сословная принадлежность изображенного человека. В “Портрете Франсуа Девьена” — французского композитора и талантливого импро-визл тора-флейтиста — Давид сосредоточил свое внимание на внутренней одухотворенности образа, сумев выразить глубокое вдохновение музыканта.

Осенью 1792 года, после крушения монархии, народ Парижа избрал Давида депутатом в Национальный Конвент. Крайний якобинец и убежденный республиканец, друг Марата и Робеспьера, организатор массовых революционных празднеств, он становится вождем и вдохновителем нового искусства.

Почти все речи Давида в Конвенте были посвящены преобразованиям в области художественной политики и новым взглядам на цели и задачи творчества. В одном из докладов 1793 года (“О Национальном жюри искусств”) он сформулировал свое понимание назначения искусства, его общественно-воспитательной функции: “Памятники искусства достигают своей цели не только тем, что очаровывают зрение, но и тем, что проникают в душу, производят на нее глубокое впечатление, подобное действительности. Вот тогда-то черты героизма и гражданских добродетелей, открытые перед взорами народа, электризуют его душу и порождают в нем стремление к славе, к самопожертвованию на благо отечества”.

Когда требовался совет художника, когда нужно было устроить народные торжества или увековечить имена героев революции, Конвент прежде всего обращался к Давиду. Именно он, автор лучшей картины революционной эпохи — “Смерть Марата”, запечатлел и другое трагическое событие: убийство члена Конвента Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо. Этот пламенный республиканец так же, как и сам Давид, голосовал за смерть Людовика XVI, а в канун казни короля был убит одним из фанатичных приверженцев монархии. К сожалению, написанная Давидом картина “Смерть Лепелетье” не дошла до наших дней: ее уничтожила дочь Мишеля Лепелетье, стремившаяся скрыть революционное прошлое отца.

Сохранился только фрагмент гравюры с центральной частью композиции. Лепелетье лежит полуобнаженным на высоко приподнятых подушках смертного ложа. Черты его спокойно-скорбного лица и формы тела героизированы и облагорожены в соответствии с принятыми в классицизме нормами трактовки образа. Только зияющая рана и струящаяся из нее кровь должны были взывать к эмоциям зрителей. По сохранившимся свидетельствам известно, что справа на стене была изображена шпага, пронзающая листок бумаги со словами, произнесенными Лепелетье на суде над Людовиком XVI: “Я голосую за смерть тирана”.

Давид 29 марта 1793 года торжественно передал в дар Конвенту только что оконченную картину. Если в этом произведении еще можно найти черты известной холодности и рассудочности, то следующее полотно — “Смерть Марата” — было написано художником с огромным внутренним напряжением и страстной взволнованностью.

13 июля 1793 года Жан-Поль Марат, последовательный и непримиримый якобинец, был предательски убит подосланной жирондистами Шарлоттой Корде в момент, когда он принимал лечебную ванну. Незадолго до этого Давид навещал Друга народа. И поэтому в основе его картины лежат жизненные впечатления.

Потрясенный трагической гибелью высоко ценимого им Марата, Давид изобразил сцену его смерти, бережно сохранив черты документальной достоверности. Он отступил от действительности только в незначительных мелочах, да и то во имя большей полноты содержания образа. В руке умирающего Марата письмо Шарлотты Корде со словами, которые, по мысли художника, должны были подчеркнуть благородство Марата и низкую лживость преступницы:

“13 июля 1793 г., Мари-Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. — Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность...” Скорее всего Давид сам придумал эту фразу, чтобы тщательно выписанные слова, легко читаемые зрителем, помогли полнее раскрыть все этапы происшедшей драмы.

Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил ассигнации в 50 су и записку следующего содержания: “Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества”. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для повседневной деятельности Друга народа. Остальные предметы столь же целеустремленно привлечены художником. Перо в руке Марата и стоящая рядом чернильница повествуют о его неутомимом труде до последнего мгновения жизни. Окровавленный нож на полу и рана на груди — свидетельство совершенного злодеяния. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый для равно весия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни героя. Лаконичная надпись — “Марату Давид. Год второй” — в сущности, содержит в себе более развернутую мысль художника: сделано все, что позволил талант, чтобы увековечить образ любимого вождя революции.

Лицо Марата Давид писал с посмертной маски, которую сам попросил снять. Оно передано просто и сильно, с выражением сдержанных страданий. Наклон головы и бессильно свесившаяся рука так естественны, приближение смерти столь ощутимо, что вызывает у зрителя чувство сострадания, рождая одновременно гнев к тем, кто совершил преступление. Эмоциональное воздействие картины дано не в узколичном человеческом плане, а социально осмыслено, и в этом огромная идейно-политическая сила произведения. Картина перерастает рамки портрета, становясь героикореволюционным произведением.

11 октября 1793 года, передавая Конвенту своего “Марата”, Давид сказал: “Народ требовал, чтобы ему вернули убитого; он хотел еще раз увидеть дорогие черты вернейшего из своих друзей. Толпа кричала мне: “Давид, возьми кисть, отомсти за Марата; пусть побледнеют враги его при виде искаженных черт человека, ставшего жертвой своей любви к свободе. Заставь их завидовать участи того, кого они, не будучи в состоянии подкупить, имели низость приказать умертвить. Я внял голосу народа и повиновался ему”.

Картина была выставлена для всенародного обозрения в открытых аркадах Лувра. Тысячные толпы проходили мимо нее. Революционный Париж, представители восставших провинций, знавшие и любившие Марата, поняли и оценили произведение Давида.

Последним звеном трилогии, которую можно было бы назвать “Смерть героев”, является “Жозеф Барра”.

Конвент поручил Давиду увековечить память юного республиканца — тринадцатилетнего барабанщика революционной армии. В один из декабрьских дней 1793 года он попал в плен к вандейским мятежникам, которые пытались заставить его сказать: “Да здравствует король!” Когда же мальчик воскликнул: “Да здравствует республика!”, его убили. Церемониал принесения всенародных почестей Барра и погибшему вслед за ним Агриколю Виала был разработан Давидом и назначен на 10 термидора 1794 года. Но накануне произошел контрреволюционный переворот, и церемония, посвященная памяти юных героев, не состоялась. Начатая художником картина “Жозеф Барра” осталась в эскизе.

На большом полотне почти в натуральную величину изображено распростертое на земле стройное тело подростка. Барра чуть приподнимает голову, прижимая к груди трехцветную национальную кокарду — символ республики. Лицо с закрытыми глазами и заострившимся носом кажется застывающим от дыхания смерти; только непокорные волнистые пряди волос создают вокруг него трепетный ритм движения. Нагота и хрупкость совсем еще детского тела усиливают представление о беззащитности маленького героя, сумевшего противопоставить жестокости врага только свою внутреннюю стойкость.

9 термидора 1794 года Робеспьер и его сторонники были арестованы и на следующий день казнены. Якобинская диктатура закончила существование. Давида, который незадолго до этих событий обещал Робеспьеру, если понадобится, выпить вместе с ним яд цикуты, тоже арестовали. От гильотины его спасла только слава художника.

Чтобы представить, как тяжело пережил Давид осень 1794 года, следует всмотреться в его “Автопортрет”, исполненный им в Люксембургской тюрьме, На этом портрете ему 46 лет, Перед нами человек внешне как будто спокойный, но глаза егс отражают огромное напряжение внутренних сил. И не случайна рука его крепко, уверенно ежи мает кисть,..

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.chat.ru/

topref.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта