О фактуре масляной живописи (стр. 1 из 2). Фактура картины это


Передача фактуры предметов. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

Передача фактуры предметов

Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.

Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.

Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка используют специальные удары кистью и заливки тоном.

180. Варианты передачи фактуры кистью

181. Н. В. КУЗЬМИН. Пейзаж на Истре

Вот несколько советов.

Если предмет шероховатый, например камень, попробуйте рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон.

Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, возьмите бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисуйте длинными штрихами.

А чтобы передать пушистую шерстку котенка, лучше взять мягкий материал (уголь, пастель, сангину и т. п.) и поработать на шероховатой бумаге короткими штрихами.

Очень часто рука художника распоряжается штрихами свободно и разнообразно, ощущение передачи фактуры и формы подсказывает ему необходимые средства.

182. Варианты передачи фактуры с помощью различных штрихов

Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Триптих, Укиё-э, Фактура

Триптих

Триптих — (Греч. triptyches — тройной, сложенный втрое) — какое либо произведение, изображение, состоящее из трех картин, рисунков, которые объединены общей темой или сюжетом. Очень часто встречается в иконописи, однако триптих используется и в других жанрах и направлениях искусств и буквально означает и подразумевает под собой произведение состоящее из трех частей.

 

Укиё-э – японская гравюра

Укиё-э – (япон. Образы ежедневного мира). Школа японской живописи и гравюры на  Дереве. Особое распространение получила в 17–19 в. Зачастую это были портреты известных людей, сцены из жизни так называемых веселых кварталов, сцены из рутинной жизни. Самыми известными художниками в стиле Укиё-э считаются: Моронобу, Харунобу, Сяраку, Утамаро и другие, которые достигли наибольших успехов в цветной гравюре по дереву.

 

Фактура в живописи

Фактура — (Лат. factura — обработка) — определяет основу произведения искусства. В живописи фактура – это красочный слой. Фактура может быть открытой – широкий мазок, наложение краски холмами и др; точечной – мозаика из точек или пятен различных форм; спрятанной – краска тонкими слоями. Особенности фактуры считаются авторским почерком и характером живописца — этим она отличается от других стилей живописи, которые являются не характером почерка, а способом выражения. Кроме того художники часто экспериментируют с фактурой, так в краску добавляют различные сторонние компоненты – песок, опилки, точёное стекло и др.

2012-05-5, 06:41 Автор: blincov

Просмотров: 2

art-assorty.ru

О фактуре масляной живописи

.

Понятие фактуры в живописи имеет двоякое толкование. Можно с огромным мастерством передать в картине переливы шелка, глубину матовой поверхности бархата, блеск стекла и металла - то есть внешний облик этих предметов. Однако с такой фактурой мы встречаемся далеко не в каждом произведении. В разные времена отношение к изображаемым предметам менялось. У одних мастеров главным действующим лицом становится светотень и предметный мир растворяется в ее причудливой игре. Иногда же изображение тех или иных вещей или фигур служит предлогом для построения сложных цветовых сочетаний.

Либо, задавшись целью как можно убедительнее передать постранство в картине, художник отводит изображаемым предметам второстепенную роль. Они служат своего рода вехами, отмечают постепенное развитие пространства вглубь. А иногда именно предметы полностью поглощают внимание мастера. При этом он не задается целью буквально, во всех деталях воспроизвести увиденное, а передает свое впечатление от материальных особенностей вещей. В том то и заключается мастерство художника, что используя одни и те же краски, а иногда один и тот же цвет, он добивается ощущения различия между поверхностью дерева и мрамора, бархата и шелка. Вот здесь-то и становится главным передача фактуры изображаемых предметов. Но ведь любая картина тоже имеет свою поверхность, а значит и живописную фактуру, которая существует во все времена. В этом случае мы имеем дело с характером обработки живописной поверхности.

Поверхность, на которую художник наносит краски, имеет свое определенное строение, и то, как отнесется художник к грунту и основе, будет первым этапом в создании живописной поверхности. Уже здесь закладывается ее своеобразие. Если фактура доски чаще нейтрализуется гладбюгрунтовки, то с холстом поступают по-разному. Слой грунта может полностью скрыть зерно холста, либо, напротив, полностью сохранить рисунок его переплетения. В этом случае художник специально использует фактуру холста для построения изображения.

Поверхность грунта то же не безразлична для художника. Судя по старинным руководствам, грунт в большинстве случаев стремились сделать как можно более гладким. Художник либо уподоблял фактуру своей кортины идеально ровной поверхности грунта, либо наносил корпусные пласты, рельефно выступающие и отрицающие эту ровную гладь. Большие возможности варьировать фактурные решения дает масляная живопись. Масляные краски - гибкий, пластичный материал. Возможности их использования чрезвычайно широки. Они могут мягко растекаться по поверхностии картины, образуя единую сплавленную массу. Тогда зритель видит лишь конечный результат упорных трудов мастера и забывает о тех средствах, с помощью которых он достигнут. В других случаях краски гуще, а характер мазка резче, сохранено и подчеркнуто значение краски как материала. Можно заметить, что одни краски ложаться глухим, плотным слоем, другие - тонко, прозрачно. Первые называются кроющими, вторые - лессировочными. Такое разделение красок отмечено еще в трудах Леонордо да Винчи. Чтобы подчеркнуть красоту лессировочных красок, он советует заготовлять для них светлый грунт. Мастера классической живописи высоко ценили лессировочные краски и умели извлекать из них максимальные возможности.

Блеск и матовая поверхность картины зависят от качества связующего и добавок в масляные краски. Так, в конце XIX века русские художники вводили в краски немного воска, чотбы получить маотвую поверхность в своих декоративних произведениях. Если же в краски добавляют лак, то поверхность картины становится эмалевидной.

Особенности живописной фактуры определяются инструментами, с помощью которых краска наносится на поверхность картины. Прежде всего это кисти. В распоряжении художника круглые и плоские, жесткие и мягкие кисти самых разнообразных размеров. Выбор кистей - ответственный момент создания фактуры. Небольшими мягкими кистями легче скрыть следы работы, а жесткие передают характер движения по повепхности холста. В XVIII веке каждая из разновидностей кистей имела специальное назначение. Барсучьи и беличьи кисти применяли для нанесения лессировочных слоев, хорьковыми прорабатывали детали, а щетинными писали все остальное. В XIX веке такое обязательное разделение кистей исчезает, а в последней четверти XIX века начинают преобладать жесткие кисти. Для художника возможности работы кистью поистине неограниченны. К. Юон говорил, что "кистью можно рисовать, лепить, скользить, вибрировать, штамповать, разъединять и связывать, ударять, лессировать, чмокать и сглаживать".

В конце XIX - начале XX века одновременно с жесткими кистями широкое распространение получает и другой инструмент - мастихин. Если у старых мастеров его применнеие встречается крайне изредка, то теперь трудно найти мастера, который не использовал бы его. Во многих произведениях известных русских живописцев конца XIX - начала XX века мы встречаем работу матсихином. Причем, его начинают применять не только для передачи наиболее освещенных участков, но довольно часто с его помощью строят форму.

Но не только следы работы кистью или мастихином удается прочесть нам в фактуре живописной поверхности. Иногда художник в роли инструмента использует свои пальцы.

Применяя те или иные живописные материалы, художник следует определенному методу построения красочного слоя, общему для разных мастеров. В истории техники живописи известны два метода: многослойный и alla prima. Их различие находит свое выражение в фактуре. При многослойном методе развитие, построение фактуры идет определенными этапами: от подмалевка через повторные прописки к завершающему лессировочному слою. Этот метод требует постепенности, перерывов в работе, чтобы дать просохнуть нижележащим слоям. В подмалевке художник определяет основное соотношение света и тени. Подмалевок чаще всего наносится тонким прозрачным слоем. В повторных прописях кроющими красками максимальное внимание уделяется лепке формы. В завершающем же лессировочном слое произведение выступает перед нами во всем блеске колористического решения. Все нюансы находят свое воплощение именно здесь. Нанося лессировочные слои по светлой или темной подготовке, художник выявляет присущую данной краске цветовую глубину, легкость и звучность тона. Рядом с лессировками еще ярче выступает пластичность корющих непрозрачных слоев краски. Построение фактуры при работе этим методом основано на сопоставлении корпусно написанных светов и прозрачных теней. Другим характерным признаком фактуры классической живописи можно считать ее скрытость. Художник стремился максимально скрыть следы работы, чобы они не мешали восприятию изображения. Мазок едва различим только в световых корпусных кладках и абсолютно не читаем в тенях. Вся система построения живописной поверхности раскрывается только при большом увеличении.

Многослойный метод был ведущим в классической живописи. В XIX веке он постепенно утрачивает свое значение, уступая место alla prima, получившему особенно широкое распространение в творчестве импрессионистов. И это произошло не случайно. Импрессионисты отказались от последовательного всестороннего предметного описания мира. Главным становится индивидуальное мгновенное впечатление от окружающего. Они пищут не предметы в среде, как это делали старые мастера, а воздушную среду на фоне предметов. Пафос их творчества - оригинальность, особенность видения, эксперименты с цветом. Метод alla prima давал художникам необходимую свободу для выражения личного восприятия окружающей жизни. В отличие от многослойного метода, где изображение создается постепенно, сначало в рисунке и композиции, затем в лепке формы, а потом уже в колорите, здесь картина решается сразу и в форме, и в цвете, и в композиции. У художника нет жесткой схемы, определяющей последовательность его работы. Создавая картину, он каждый раз заново решает для себя ее живописное построение. При работе этим методом фактура приобретает совсем иной характер. Отказ от черной краски, введение цветных теней, избавили от обязательных лессировок в тенях. Из фактуры уходит постоянное для старых мастеров сочетание лессировочных теней и корпусных светов. Наоборот, именно в светах часто красочный слой сходит на нет, а белый цвет грунта включается в колористический стой поизведения.

Интерес к передаче воздушной среды послужил причиной преобладания кроющих красок, так как их матовая поверхность сильнее отражает и рассеивает свет, в то время как лессировочные слои создают эффект глубины. В фактуре получает все нарастающее значение наиболее яркий выразитель индивидуальности - мазок, его динамичность, пластика. Масляная живопись оказывается в этом случае благодатным материалом, способным как ни одна техника фиксировать его характер и индивидуальную неповторимость. Мазок больше не стремяться нейтрализовать, скрыть. Наоборот, он становится неотъемлемой частью выразительных средств картины, с ним начинают связывать понятие живописности.

Анализируя фактуру, мы раскрываем перед собой художественное произведение с нескольких сторон. В фактуре заложены знания и навыки ремесленные: как можно использовать те или иные краски, грунты, основы, чтобы создать качественную живопись, которая могла бы просуществовать долгие годы. По состояниюживописной поверхности картины можно судить о склонностях художника к использованию тех или иных материалов, свойственных ему приемах работы. Но в то же время, работая теми или иными материалами, учитывая их особенности, художник подчиняет их воплощению своего замысла, он предвидет результат - художественный образ. Значит, фактура не сводится к навыкам ремесла, она носит творческий характер. Художник видит свой замысел не только в композиционном построении, колористическом решении, но и в конкретной материальной форме. Оценивая, насколько содержательная сторона художественного поизведения уравновешена и поддержана красивой и выразительной техникой, целесообразностью фактурных решений, можно определить уровень мастерства художника.

mirznanii.com

Международный интернет - проект 'Образование'

Фактура в изобразительном искусстве

Что такое фактура? Заглянем в словарь («Словарь русского языка» М., «Русский язык» 1984 г.) и найдем там два определения понятия «фактура». Первое - своеобразие художественной техники в произведениях искусства (стихи, музыка, живопись). Второе - характер обработки, строение какого-либо материала, определяющее внешний вид поверхности ткани, стекла и пр. Фактура, наряду с цветом и формой, является одним из определяющих качеств предметов внешнего мира, связанных с его материальной природой. Качеств, которые несут информацию о свойствах предметов и, в то же время, способны пробуждать наши эмоции, а следовательно нести духовную функцию.Французский психолог А.Пьерон установил, что если в зрительных ощущениях преобладает познавательный компонент, то в ощущениях, воспринимаемых тактильными рецепторами -эмоциональный (в книге Я.Рейковской «Экспериментальная психология эмоций» М., «Прогресс» 1979 г. стр.68). Припомните, как ждет ребенок родительской ласки, с каким чувством сам гладит щенка или котенка. Поэтому фактура, воспринимаемая и зрительно, и тактильно, представляет особый интерес для изобразительного творчества.Уже в искусствах древних цивилизаций Ассирии, Вавилона, Египта художники широко использовали выразительные качества фактур природных материалов, умело воспроизводили их в своих произведениях и создавали новые, дотоле не существовавшие. Три этих направления в отношениях художника и фактуры рассмотрим мы в этой подборке.

Слайд№ 4. «Натюрморт с ежевичным пирогом». Виллем Класс Хеда, 1631 г.

Глядя на слайд с воспроизведением этого превосходного натюрморта, мы ощущаем атмосферу минувшего праздника, утраченного веселья. Опрокинут серебряный кубок, надломлен пирог, разбит стакан, часы требуют завода... Лишь наполненный вином бокал в центре утверждает нестареющий тезис - «Истина в вине.»Художник весь свой талант отдает воспроизведению фактур различных материалов, тонко сопоставляя их. Сравните замутненный блеск пустого стакана и блестящую, отражающую и преломляющую свет поверхность стеклянного бокала с вином, или различных металлов: серебряной ложки, полированного металла тарелки и латуни открытого механизма часов. А как написана тяжелая льняная скатерть или тонкая шелковая ленточка с ключом!Мы любуемся остротой видения, особым мастерством живописи, передающей все нюансы изображаемых фактур. Художник словно открывает для нас красоту знакомых предметов.

Слайд№ 5. «Портрет Шарля де Солье сьера де Моретта». Ганс Гольбейн младший, 1534 – 35г.г..

Портрет французского посланника при английском дворе Генриха VIII - выдающееся произведение живописи Возрождения. В нем с огромной психологической убедительностью переданы ум и сила воли человека, начинавшего солдатом, прожившего непростую жизнь при дворах трех королей, бывшего заложником у Генриха VIII и вот прибывшего к нему в качестве полномочного посла Франции.Обратите внимание, как написана его строгая изысканная одежда: черного сукна дублет с золотыми пуговицами, поверх него черный бархатный с черным же шитьем джеркин, на фоне которого особенно эффектно выглядит массивная золотая цепь с ажурным медальоном. Поверх джеркина широкий массивный черный гаун - торжественная одежда высшей знати Европы из плотного черного шелка, исключительно дорогого в то время, отделанный драгоценным мехом. С каким мастерством написаны черные ткани. Мы ясно различаем их контрастные фактуры. Исключительно эффектны прорези на рукавах джеркина, сквозь которые видна легкая белая ткань рубашки, останавливающая наше внимание на энергично сжатых руках посланника. Дорогие драпировки темно-зеленого штофа с богатой свето-теневой моделировкой оттеняют исполненное достоинства лицо посланника.Фактура драгоценных тканей и металлов образует великолепное обрамление, особо эффектные части которого окаймляют лицо и руки-наиболее значимые части портрета. Здесь фактура выступает в качестве драгоценной рамы, выявляющей смысл портрета.

Слайд№ 6. «Шоколадница». Хан Этьен Лиотар, пастель, 1743 – 45г.г..

Обаятельная картина в стилистике роккоко вся проникнута атмосферой чистоты, утренней свежести. Блеск плотной шелковой серой юбки с глубокими тенями, легкая бумажная ткань белого передника с многочисленными складками. Плотная бархатистость золотистой кофты, ослепительная белизна манжет нижней рубашки подчеркивают теплую, мягкую фактуру нежных рук шоколадницы, как и кружева чепца оттеняют чистоту прелестного лица.Еще более подчеркивает мягкость и теплоту фигуры натюрморт, состоящий из блестящих, контрастных к ткани по фактуре предметов: лакового подноса, отражающего предметы, фарфоровой чашки с шоколадом, наполненного водой хрустального стакана.Взгляните, как контраст фактур наполняет живой плотью руки женщины. Контрасты к фигуре и нейтральный «бесплотный» фон, и деревянный пол. Художник, как и предыдущие авторы, следует заветам великого Альбрехта Дюрера: «Необходимо также следить за тем..., чтобы: мельчайшие части были сделаны искусно и наилучшим образом. И в произведении эти вещи должно быть выполнены чисто и с величайшей тщательностью, причем, насколько это возможно, не должны быть опущены даже мельчайшие, морщинки и частички.»

Слайд№ 7. «Оклад Евангелия». Мастерские Московского Кремля, 1571г..

Огромное значение всегда придавалось фактуре при создании ювелирных изделий. Выявление полировкой и огранкой природных свойств драгоценных камней с их прозрачностью и блеском, обогащение поверхности золота чеканкой, гравировкой и эмалями, сканью и зернью позволило русским мастерам-ювелирам создавать настоящие шедевры ювелирного искусства, к которым принадлежит и оклад Евангелия XVI века - одно из сокровищ Оружейной палаты Московского Кремля.Обратите внимание, как ажурная поверхность фона, созданная сканью и эмалью, контрастирует с чеканными медальонами, с их богатой игрой светотени, тонким сочетанием полированных и матированных поверхностей, красотой чеканки и черни. Какой живописный эффект привносят в фактуру оклада драгоценные камин.Здесь мы встречаемся с созданием фактуры -драгоценности.

Слайд№ 8. «Натюрморт с фруктами». Винсент ван Гог, холст, масло, 1888 – 89г..

Слово натюрморт, как известно, дословно переводится «мертвая природа». Глядя на этот исполненный торжества света, жизни, движения натюрморт Ван Гога, сомневаешься в правильности термина. Это впечатление, помимо цвета, рождено и необыкновенной, подвижной фактурой живописи великого художника, строящейся из динамичных мазков- бликов, то струящихся, как в верхней части драпировки, то мерцающих вспышками рефлексов и бликов, как в нижней части, то ложащихся по форме плодов, лепящих их живую плоть, отражающих солнечный свет.Живой художественный язык развивается, совершенствуется, усложняется, следуя за тончайшими нюансами мысли и чувства творца. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие художественного языка. В этом произведении фактура живописного холста -движение жизни и света.

Слайд№ 9. «Испанка». Степан Эрьзя, дерево, резьба, 1942 г..

В скульптуре, с присущей ей материальностью, фактура играет огромную роль. В этом жанре изобразительного искусства у нее целый ряд функций, способных, раскрывать образное содержание произведения. Это и выявление, обогащение природных свойств материала, и воспроизведение фактур и поверхностей, не свойственных материалу скульптуры, но необходимых скульптору для воплощения его замысла. Это и создание активной фактурой особой, наполненной воздухом среды, в которой тают детали формы, позволяющей взгляду проникать вглубь поверхности произведения. Это и дышащая свободная фактура, пластичная, несущая на себе прикосновение чутких пальцев скульптора, непосредственно передающая импульс его духовной энергии.Перед нами работа мордовского скульптора Степана Эрьзи «Испанка». Обратите внимание на контраст холодновато-глянцевого полированного лица, блики и рефлексы которого отстраняют наш взгляд, и тающей массы волос, в которой сохраненная текстура дерева создает фактуру живописную и свободную, как бы тающую в сумраке. Фактура лица кажется несравненно более плотной, чем копны мягких волос.

Слайд№ 10. «Щедрая земля». Г.И. Попов, холст, масло, 1976 г..

Перед нами картина самодеятельного художника из Вологды Г.Попова. Посмотрите, с какой тщательностью, с какой любовью воссоздает он на холсте максимальное разнообразие предметов, материалов, фактур. Контрастно сопоставляемые друг с другом разнородные поверхности складываются в поистине драгоценную иллюзорную фактуру живописного полотна, повествующего о бесконечной щедрости жизни.Назовите материалы, изображенные на холсте. Почувствуйте их гладкость, шелковистость, шероховатость, теплоту или прохладность.Здесь фактура произведения складывается из комплекса разнообразных природных фактур.

Слайд№ 11. «Мальчик с котенком», фрагмент. А.М. Трушин, холст, масло, 1975 г..

Фактура меха - одна из самых привлекательных для глаза и руки. Кто не хотел бы погладить медвежонка, тигренка или пушистую лису, но удается это не всем. Зато каждый гладил когда-нибудь котенка и помнит живую, мягкую фактуру его бархатистой шубки. Глядя на картину самодеятельного художника А.Трушина «Мальчик с котенком», фрагмент которой сейчас перед нами, мы не только видим, но физически ощущаем котенка в теплых мягких руках мальчика во всей полноте его материальной природы. Восхищение художника словно отражается в широко раскрытых глазах котенка.

Слайд№ 12. «Стул». Г. Юккер, 1963 г..

У художников-современников фактура становится иногда главным выразительным средством создания индивидуального художественного образа, а создание новых фактур! - основной пластической задачей. Для яркого представителя художественного авангарда Германии - Юккера. основным элементом таких фактур становится обыкновенный гвоздь. С помощью по-разному вбиваемых гвоздей, Юккер создает воистину уникальные «говорящие» поверхности.Человек постоянно общается с окружающими предметами быта, длительное время они находятся перед ним, он пользуется ими, берет в руки, почти не замечая. Поэтому, превращение такого предмета-обычного стула, переживается особенно остро. Что происходит с ним? Оброс ли он неожиданно железной щетиной, или подвергся нападению неведомого агрессора, взобравшегося по ножке и закрепившегося на плацдарме сидения перед следующим приступом? Изменение привычной фактуры привычного предмета удивляет, озадачивает нас. А обретение стулом почетного статуса произведения искусства приглашает внимательнее приглядеться к окружающим нас предметам.

Слайд№ 13. «Израненное поле». Г. Юккер, 1986 г..

В этой работе, создавая с помощью гвоздей и мятого холста многозначительную фактуру, Гюнтер Юккер широко использует богатую ассоциативную цепь, возникающую у людей при встрече с произведениями искусства. И это не только изобразительно-конкретная цепь ассоциаций. Измятая, как изрытое снежное поле, поверхность холста с мазками белой краски, с пробившими ее и «павшими» железными гвоздями вызывает в памяти, психике череду ощущений, чувств, настроений, пережитых когда-то, или впервые неосознанно пробудившихся при встрече с этим антивоенным произведением, главным средством выразительности в котором является фактура.

proekt-obrazovanie.ru

Фактура в живописи / Мастерклассы Блоги

фактура в живописи

Мастихином, губками и кистями можно целенаправленно создавать различные виды фактуры. Лучше всего до начала работы над картиной поучиться обращению с конкретными инструментами и поэкспериментировать с возможностями создания разных видов фактур.1. Шпателем или мастихином можно наносить краску или моделирующую пасту прямо на холст. Такой прием подходит для изображения выпуклых рельефных форм, например больших волн или гор.фактура в живописи2. Губкой можно замечательно прокрывать большие плоскости. Она годится как для лессировок, так и для создания красивых цветовых переходов. Если необходим эффект приглушенных, слегка переливающихся цветов, как, например, у облаков, некоторых овощей или фруктов, то губка, которой, кстати, можно придать любую форму, будет незаменима.фактура в живописи

3. Зубчатая кисть идеальна для изображения всякой «перистой» фактуры - травы, колосьев, некоторых цветов, волос или меха.фактура в живописи

4. Кисть позолотчика практически незаменима для воспроизведения фактуры поверхности. В технике туповки получаются мелкие неравномерные пятнышки, которые очень естественно передают фактуру поля, листву деревьев или, скажем, зернистой поверхности, например скалы.фактура в живописи

blogs.masterclassy.ru

Фактура в фотографии. | ДРУГ ФОТОАППАРАТ

Фактура в фотографии есть отражение  фактуры поверхности в реальности

Фотолюбителей нередко постигает неудача: материалы и поверхности в реальности имеющие самое различное строение: то мягкие, шероховатые, то падающие тяжелыми складками , то матово поблескивающие, то ярко бликующие под солнцем, на снимках порой утрачивают свои свойства, становятся однотонными, недетализированными.Особенно часто это бывает с поверхностью снега, которая выглядит сплошной белой массой, не имеющей структуры. Про такие снимки говорят, что на них не воспроизведена фактура поверхности или предмета.

Фактура поверхности – это характер строения поверхности. Условно фактуры можно разделить на 3 группы: матовые, глянцевые и зеркальные.

Матовая фактура имеется у шероховатых поверхностей: бумаги типа ватман, хлопчатобумажных тканей, бархата, поверхности камня,

Глянцевая фактура: гладкие поверхности, окрашенные масляными красками или эмалями, бумага типа “меловая”, глянцевая фотобумага и др.

Зеркальная фактура: полированные поверхности, стекло, лед, полированный металл, зеркало.

Вот характерный пример ярко выраженной фактуры дерева:

Чем определяется фактура в фотографии? Фотография рисует светом. А в зависимости от строения поверхности находится характер отражения падающего на нее света.

Матовые поверхности отражают свет во всех направлениях одинаково или как определяется в  оптике – диффузно.

Отражение от глянцевой поверхности зависит от угла падения света на поверхность и угла, под которым она рассматривается. Под углом зеркального отражения мы видим мягкие блики, под другими углами отражение меньше и поверхность воспринимается более темной.

Зеркальные поверхности отличаются напавленным отражением падающего света. Даже при освещении рассеянным светом под углом зеркального отражения можно видеть яркие, жесткие блики. Вне бликов аоверхность выглядит темной, неосвещенной.

Таким образом передача фактур напрямую связана с освещением. Об этом будет следующая статья.

Фактура поверхности, воспроизводимая на снимке, увеличивает сходство изображения с оригиналом действительности. Фактурность изображения предметов во многом усиливает живописные качества снимка.

Пример фактуры шероховатой поверхности:  таким бывает снег в конце зимы – начале весны (он становится зернистым, кристаллическим) :

sneg_1

А на следующем снимке капли на полированной поверхности имеют зеркальное отражение, о чем говорят яркие блики:

Отображение фактуры в фотографии имеет важное значение и является весьма действенным выразительным средством.

Поделиться в соц. сетях

Об авторе

Я живу в г Новосибирске. Образование высшее - НГТУ, физикотехнический факультет. В настоящее время на пенсии. Семья: жена, две дочери, две внучки. Работал в последнее время в электронной промышленности в ОКБ по разработке и производству приборов ночного видения. Люблю музыку- классику, джаз, оперу, балет. Главное увлечение - любительская фотография.

makal47.ru

Энциклопедия "Искусство" - фактура

Фактура

фактура

(от лат. factura – обработка, строение) в изобразительном искусстве, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи фактура определяется особенностями наложения красок на холст и зависит как от стиля эпохи, так и от личного темперамента художника. До 19 в. в картинах преобладала «скрытая», гладкая фактура. Живописцы писали жидкими красками, незаметными мазками, с помощью тонких кистей. Лишь некоторые из старых мастеров (Тициан, Рембрандт, Ф. Халс) прибегали к «открытой» фактуре, накладывая мазки свободно, рельефно, что придавало повышенную эмоциональность, взволнованность их картинам. Импрессионисты и постимпрессионисты (В. Ван Гог) использовали «открытую» фактуру как важное выразительное средство.

Фактура в скульптуре определяется как особенностями материала (гладкая поверхность бронзы, слоистая структура слоновой кости, шероховатая поверхность известняка и т. д.), так и характером обработки поверхности статуи, рельефа и т. д. с помощью специальных инструментов. С помощью различных приёмов обработки поверхности материала (полировки, сверления, резьбы, чеканки и др.) мастер не только «оживляет» камень, но и передаёт собственные эмоции – от созерцательного покоя до взволнованной экспрессии.

См. в других словарях

1.

  (лат. factura обработка, строение) – 1) совокупность различных технических приемов обработки поверхности, в том числе удары резца; 2) особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала. ...

История культуры и искусств

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта