Учебные и творческие задачи в живописи. Этюд картина это


Учебные и творческие задачи в живописи

Введение

В содержание живописи входит действительность, отраженная в художественных образах. Живописцы всех эпох и школ видели в ней основу и источник своего творчества.

Процесс творчества и результат тесно связаны с мировоззрением художника. В создаваемой им картине участвуют его мысли, чувства, фантазия, мастерство, отношение к изображаемому.Художник всегда ищет наиболее выразительное решение своего замысла, обдумывает сюжет, композицию. Образы, возникающие в его воображении, имеют объективное происхождение, рождены зримыми свойствами реальности и обладают своими конкретными формами. Поэтому живописец, воплощая свой замысел, обращается к тем свойствам предметов и явлений, которые он воспринимает зрительно. Только при наличии зрительной достоверности изображенного можно выразить определенные чувства, мысли, вызвать соответствующие переживания у зрителя, ассоциативные представления которого связаны с предметным миром. В хорошем пейзаже зритель увидит не только материальные предметы, но и естественную игру света и цвета, серебристый блеск росы или переливы красок в утреннем небе. Такое изображение вызывает в памяти забытые впечатления, заставляет работать воображение, приводит в действие мысли и чувства, связанные с прошедшими переживаниями, с прежним опытом. С особенностями этого ассоциативного восприятия и связано эмоциональное и эстетическое воздействие произведений живописи.

Не следует думать, что автор картины, стремясь добиться зрительной достоверности живописи, должен механически копировать облик изображаемого. Для учебной работы характерны прежде всего познавательность, углубленное и всестороннее изучение натуры. Нередко учебные этюды бывают излишне «засушены», «дробны», «протокольны», похожи друг на друга не только в сюжетно- тематическом плане, но и в техническом исполнении. Все это вполне естественно, и «сухость», робость учебной работы нельзя считать признаками ее слабости или отсутствия у автора творческого дарования.

В то же время и вольное отношение учащегося к задачам этюда, некая «лихость» не являются признаками творчества, как иногда считают. Учебные работы бывают недостаточно эмоциональны, свежи и оригинальны, потому что они еще несовершенны в художественном отношении, так как учащиеся еще не имеют опыта, мастерства, не знают всего разнообразия средств для решения учебной задачи или воплощения замысла. Только с опытом придет свободное творческое овладение натурой и ее законами, а также техническое совершенство.

Речь идет о том, чтобы в учебных работах последовательно и четко решались поставленные учебно-воспитательные задачи и во взаимосвязи с этим у учащихся воспитывались и развивались творческие дарования.

Основная часть

Умение видеть и передавать на плоскости трехмерные формы и цвет предметов составляют суть грамоты живописи. Эта грамота приобретается главным образом в упражнениях с натуры. Чем больше художник пишет этюдов с натуры, тем острее становится у него ощущение колорита, гармонии красок и ритма линий. В результате постоянных упражнений в изображении с натуры натюрмортов, пейзажей, головы и фигуры человека развивается наблюдательность, вырабатывается умение подчеркивать существенное, отбрасывать второстепенное, выражать свои эмоции, вызванные красотой окружающей природы, многообразием жизни.

Путь к мастерству начинается с изучения теоретических основ живописи и систематического выполнения практических упражнений. Без знания законов живописи практическая работа учащихся ведется в слепую и профессиональное совершенствование замедляется.

Изображать - это прежде всего рассуждать. Приступая к живописи, надо хорошо продумать свою задачу, ясно определить свою цель.

Еще Леонардо да Винчи говорил, что «те, кто влюбляются в практику без науки, подобны корчим, выходящим в плавание без руля и компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи».

1.Роль натюрморта в решении учебных и творческих задач.

Изобразительная грамота заключается в умении правдиво изображать с натуры формы и краски предметов, объектов или явлений окружающей действительности. Правдиво изображать натуру-это уметь конструктивно и перспективно строить предметы, передавать их пропорции, объем, материальность, пространственное расположение, приводить рисунок или этюд к цветовой целостности и единству, выявлять характерные особенности изображаемых предметов и объектов, их эстетические свойства и красоту. Все эти качества грамотного изображения на начальной стадии обучения можно приобрести при выполнении учебных натюрмортов. Именно натюрморт является особенно ценным объектом изображения для познания основ изобразительной грамоты. Рисунок и живопись натюрморта – это строгая живописная школа, и творческий эксперимент, где начинающий художник постигает законы цветовой гармонии. Натюрморт называют камерной музыкой живописи. В нем можно проследить мастерство наложения мазков, оценить гармонию колорита и пластику форм. В нем легче и быстрее можно усвоить основные закономерности живописной грамоты – это перспективное и конструктивное построение, цветовая лепка формы , передача материальности, единство и гармония и т.п., которые являются общими для выполнения пейзажа, интерьера, головы и фигуры человека.(илл.1, 2)

Композиция учебного натюрморта может быть решена по-разному. Однако неизменным остается главное требование, продиктованное природой искусства и художественной педагогикой: достоверность, художественная выразительность, наличие конкретной учебно- методической задачи.

При составлении постановки для творческого натюрморта необходимо также руководствоваться принципами жизненности и безыскусственности. В этом случае самые красивые и интересные композиции группы предметов можно подсмотреть в жизни. Главная живописная задача будет заключаться в том, чтобы передать предметы в пространстве в световоздушной среде с их объемными и материальными качествами и через это раскрыть образное содержание своего замысла. (илл.3,4)

Сюжетно – тематическая направленность облегчает отбор предметов для организации натюрморта. Конечно, натюрморты, поставленные с учебной целью, не всегда характеризуются тематической определенностью. Целью такой постановки может быть, например, единство и контраст цвета. Но даже в таком случае предметы в постановках все вместе должны создавать живописно – пластическое и смысловое единство.

Совершенно не обязательно составлять натюрморт из дорогих и красивых в бытовом смысле предметов. Напротив, чем строже и проще предмет по форме и если к тому же «обжит» человеком, тем лучше.

Красоту формы, цвета надо находить в самых обыкновенных вещах и предметах, которые окружают человека постоянно. Посуда, домашняя утварь, инструменты, предметы быта, различная снедь – всё это тот предметный мир, через который художник может рассказать о жизни современника, раскрыть особенности его быта, круг интересов и увлечений. Примером такой работы может служить натюрморт Петрова – Водкина «Утренний натюрморт» (илл.5)

Эстетическую выразительность постановке придает разнообразие предметов по материалу, величине, цвету, тону, фактуре, контрасту и т.п.

Надо учиться ставить постановки из сходных или почти одинаковых предметов (цветов, книг, посуды и т.п.), находить в таких сочетаниях новые грани образности, настроения.

Примером мастерского использования сходных предметов для составления разнообразных натюрмортов являются работы художника В.Ф. Стожарова. Большинство его натюрмортов составлены из предметов одного круга – деревянные ковши и туеса, ржаной хлеб, глиняные горшки, цветастые занавески, вышитые рушники. Фоном для натюрмортов обычно служит стена из свежеструганных сосновых брёвен. Предметы ставятся на одном и том же самодельном крестьянском столе «Лён» (илл.6)

2.Этюд

Самым распространенным видом учебных работ по живописи является этюд (фр. Etude- изучение) – Он целиком выполняется с натуры ради ее изучения. В этюде художник осуществляет глубокие и всестороннее изучение жизни в целях правдивого и живого воплощения творческого замысла в картине, разрешает затруднения. Посредством этюдов воспитывается культура зрительных восприятий, приобретаются и совершенствуются знания и живописное мастерство во всех жанрах живописи. Игнорирование этих задач обедняет идейно-образное содержание этюда, приводит к условно-вкусовому отображению натуры, снижает качество профессиональной подготовки учащихся.

Очень четко и ясно задачу учебного этюда сформулировал И.Е.Репин: «Этюд с натуры требует самой строгой, серьезной работы, спокойного анализа предмета и скромной добросовестности в передачи его. Изучать – значит воспринимать, обогащать познаниями с натуры, запоминанием ее. Можно ли тут что-нибудь прибавить от себя? Тут судья всякий. Это наука, это закон».

Этюд не принадлежит к сложным композиционно – тематическим формам изображения. Его композиционное построение обычно динамично, темпераментно, экспрессивно. Этюд полон напряженной, эмоциональной силы. Нередко он пишется в один сеанс, иногда в течении нескольких минут, экспромтом. Цель таких этюдов – как можно острее и непосредственнее воплотить на холсте впечатление художника от натуры.

Этюды могут быть и длительными, всесторонне разработанными. Известно, что В.А. Серов писал некоторые свои этюды в течении нескольких десятков сеансов.

Иногда этюды пишутся в виде эскизов – набросков. В этом случае моделировка формы предметов может оставаться незавершенной. Художники иногда используют этот прием, чтобы подчеркнуть импульсивность, движение изменчивость природы, эмоциональность чувств. В отличие от картины, где цветовое решение авторам задумывается заранее, в этюде оно строится на основе колористического состояния натуры в данный момент. Живописный мазок в этюде, как правило, активен и ясно выражен.

Этюды, которые художник собирает для картины, как правило, не переносятся в нее целиком. Правда есть случаи , когда тот или иной этюд почти буквально переносится на окончательное полотно (этюд головы, рук, костюма, натюрморта в живописной картине и т.п.). надо сказать, что и картина не есть увеличенный в размере этюд. Не переносится буквально и впечатление этюда. В творческой работе их следует расширить , развить, не нарушив ее образности.

Задачи и возможности этюда были значительно расширены русскими художниками второй пол. 19 века, а также советскими художниками. Среди них Поленов, Коровин, Шишкин, Жуковский, Архипов, Грабарь и другие. В их творчестве этюд приобрел черты картинной выразительности, смысловой законченности, содержательности. Вследствие этого границы между картиной и этюдом становятся не столь резкими (относится в большей степени к пейзажу), например этюды И.И Шишкина «Лесная поляна»(илл.7), В.А Серова «Заросший пруд. Домотканого»(илл.8), И.И.Левитана «Мостик. Саввинская слобода»(илл.9)и другие.

Создавая творческий пейзаж, художник иногда сам в интересах выражения замысла своей картины может построить тональную и цветовую гамму таким образом, что наиболее интенсивным будет не передний , а, допустим, средний план. С увеличением расстояния не только слабеет насыщенность цвета - уменьшается степень контрастности, исчезают детали. На переднем плане легко разглядеть отдельные ветви и листья, на втором и дальних планах мы не можем различить даже деревья. И эти изменения надо сохранить на холсте, чтобы передать глубину пространства. В природе не существует сплошного серого или зеленого цвета, которые на холсте можно было бы передать одной краской. Каждый цвет передается в живописи сочетанием цветовых оттенков, составленных из различных красок.

Каждый учебный этюд наряду с решением задач грамотности живописи решает творческие задачи – композиционного и цветового построения, отображения характера натуры, техники исполнения и т.п. Творческое отношение учащегося к задачам этюда должно проявляться на каждом этапе его исполнения – в организации постановки, выборе мотива, точки зрения на натуру, формата и размера этюда (компоновке), В умении передать характерные, интересные качества натуры, привести изображение к целостности и единству, в стремлении передать в этюде эмоциональность, непосредственность впечатлений от натуры и т.д. Таким образом, работа над этюдом требует, чтобы учащийся постоянно находился в активном творческом поиске.(илл.10, 11,12)

3.Учебные и творческие задачи при создании портрета.

Сложные творческие задачи встанут перед художником при создании портрета. У каждого человека многократно меняется настроение и в связи с этим меняется выражение лица. Необходимо долго и внимательно наблюдать, чтобы найти такой жест, такую позу, которые полнее всего выражают характер данного человека, избавленного при этом от налета скованности, обычной у позирующей модели. Говоря словами Гоголя, в портретном образе важно «схватить душу», а не платье и тело. В мимике, в жестах, в движении, в деталях одежды многое может быть случайным и несущественным. Поэтому опытный живописец жертвует мелочами ради выявления типичного и главного. Если какие-то детали вроде пуговиц и мелких складочек на одежде отвлекают от главного, их надо пригасить или совсем отказаться, оставив только те детали, которые усиливают, заостряют образ.

Задачи художника – портретиста довольно сложные. Воспроизводя неповторимые, индивидуальные черты человека, художнику во имя главного приходится жертвовать одними и подчеркивать другие качества натуры, чтобы освободить создаваемый образ от всего случайного и второстепенного. Подчеркивая и усиливая отдельные качества натуры, художник раскрывает через них внутренний мир и сущность характера человека, его социально-типические черты: Так художник создает в портрете художественный образ.

Следует отметить, что творческое начало не исключается при решении самой элементарной задачи изображения, будь то в этюде, рисунке, натюрморте, пейзаже и т.д. Исходя из принципов реалистического изображения и опираясь на них, рисующий дает свою собственную оценку натуре и в соответствии с этим выбирает приемы, средства для ее изображения на картинной плоскости. Эта авторская оценка в пределах любого учебного задания может проявляться у учащегося в композиционном и цветовом решении, в выявлении индивидуальных и типических черт портретируемого, в выборе приемов работы изобразительным материалом, обработке фактуры красочной поверхности и т. д. При самостоятельных формах работы творческий подход должен проявляться в выборе темы, сюжета, модели, освещения, костюма, места для организации постановки и т.д.

Таким образом, на каждой ступени обучения творческие и учебные задачи должны находиться в тесной взаимосвязи, разумно сочетаться и правильно пониматься учащимися. Нужно всегда помнить, какие задачи должны быть доминирующими в том или ином задании, форме работы на том или ином этапе обучения.

Так, в учебных академических постановках, не исключая творческого начала, активного авторского отношения к натуре, необходимо добиваться безусловного решения четко поставленных учебных задач. Учащийся должен овладеть всей суммой профессиональных знаний и навыков как необходимой базой и важнейшим условием для дальнейшей самостоятельной творческой работы.

Многому может научить студента опыт работы выдающихся мастеров портретного искусства. На выставках и в музеях полезно вплотную подходить к холстам и внимательно изучать их технику, мысленно как бы повторять движение кисти, моделировавшей форму. Надо не просто запечатлевать в памяти рассматриваемые произведения, но и стараться понять, какими средствами были переданы особенности формы и освещенности натуры. Опыт мастеров поможет студентам самостоятельно решать аналогичные задачи.

Кроме пластической анатомии в работе над портретом, учащиеся должны думать о конструктивном строении головы. Сочная пастозная живопись О.А.Кипренского в его автопортрете свидетельствует о мастерском владении пластической анатомией головы (илл.13). Студент может мысленно представить себе параллельные осевые линии, проходящие через наружные и внутренние уголки глаз, основания носа и разрез рта. Воображаемая срединная линия лица проходит через центр лба и переносицы, середину носа, рта и подбородка. Полушария глаз на портрете «вставлены» в глазничные впадины, а рефлексы на лбу, скуле и боковой поверхности носа способствуют передаче объемности головы. Уверенные мазки лепят светотеневое решение формы лица. Все сказанное служит для выразительной характеристики полного жизненной правды изображения. Перед нами психологический портрет энергичного молодого художника, анализирующего создаваемое им произведение.

На многих старинных портретах фон со световой стороны несколько темнее, чем с теневой. Это заметно и на автопортрете Кипренского.

«Захарка» А.Г.Венецианова – этюд, написанный с натуры (илл.14). Широкая живопись, неприглаженные мазки, все внимание художника направлено на передачу индивидуальной характеристики натуры. Хотя черты лица далеки от классических пропорций, но жизненная правда, отображенная художником, создает красоту образа.

Умение увидеть соподчинение всех тональностей и цветовых отношений общему решению живописи головы является важным качеством портретиста. Закономерности освещения надо внимательно анализировать в живописи портрета.

В портрете археолога Ланчи кисти К.П. Брюллова каждый мазок лепит анатомическую форму (илл.15) . Четко выявлены полушария глазных яблок в глазничных впадинах. Рассматривая живопись, мы видим затененные верхние веки и ярко освещенные нижние. Матовая поверхность кожи контрастирует с блестящими радужными оболочками, на которых блики положены сразу точными ударами кисти.

Портрет Ланчи убедительно показывает, как художник подчинил трактовку формы выявлению полного жизни художественного образа. Студентам рекомендуется как бы мысленно следить за движениями кисти мастера, лепившего пластическую форму. Надо обратить внимание , с каким высоким мастерством анатомические детали расположены на четко выявленном большом объеме.

Портрет крестьянина Мины Моисеева написан И.Н. Крамским с большой степенью детализации (илл.16) . Кисть художника внимательно пролепила складки кожи на старческом лице, каждая из которых соответствует расположению мимических мышц и индивидуальным особенностям позирующего старика. Блики на волосах имеют направления спадающих прядей, и одновременно с этим они подчеркивают округленность черепной коробки. Яркий свет на ближайшем к зрителю плече передает его первопланность.

Подводя итоги, мы можем сделать такой вывод, что в работах всех великих мастеров четко соблюдены все требования конструктивного строения головы и знаний пластической анатомии, которые мастера изобразительного искусства считают необходимыми при решении творческих задач. У выдающихся мастеров реалистического искусства, создававших свои произведения в разные эпохи, общим является выполнение всех требований рисунка, жизненная убедительность и тонкий анализ индивидуальных характеристик изображенных людей.

studfiles.net

ЭТЮД - это... Что такое ЭТЮД?

  • этюд — а, м. étude f. 1. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры. БАС 1. А ныне нашед случай с его сиятельством графом Брюсом, посылаю одну картину моей композиции,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Этюд — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных целей:… …   Литературная энциклопедия

  • ЭТЮД — ЭТЮД, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium усердие, старание]. 1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого нибудь композиционного целого. Этюд к… …   Толковый словарь Ушакова

  • Этюд —     ЭТЮД термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных… …   Словарь литературных терминов

  • Этюд —         (франц. йtude, буквально изучение), произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим… …   Художественная энциклопедия

  • этюд — См. книга, эскиз... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. этюд картина, книга, очерк, эскиз; …   Словарь синонимов

  • ЭТЮД — (французское etude, буквально изучение), 1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. 2) Музыкальная пьеса, предназначенная для развития техники игры на каком либо… …   Современная энциклопедия

  • ЭТЮД — (франц. etude букв. изучение),..1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения2)] Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭТЮД — ЭТЮД, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Этюд — (esercizio, exercice) музыкальное упражнение, написанное сцелью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения(вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известнаятехническая фигура повторяется на разных ступенях… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Этюд - это... Что такое Этюд?

        ЭТЮД — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто-художественных целей: таковы симфонические этюды Шумана, этюды Шопена. То же двойственное значение этюда и в области живописи: служебное и самостоятельно-художественное. Но служебный смысл живописного этюда помимо того, чем он определяется в музыке (развития технических навыков), определяется еще и как подготовительная работа к крупному полотну, предварительная разработка деталей большой картины. Следовательно, как явление служебное, этюд здесь в свою очередь распадается на две категории.

        Во всех этих смыслах своих название этюда применяется и к произведению слова: этюд в литературе встречается и как техническое упражнение, и как подготовительная работа, и как самостоятельно-художественное произведение.

        Как техническое упражнение, лишенное своих художественных заданий, этюд, естественно, в печати не появляется. Такие этюды наиболее наблюдаемы в области стихотворной техники, по преимуществу у начинающих поэтов. Но в силу связи между формальной стороной стихотворения и его художественным смыслом, технические этюды в чистом виде своем почти не встречаются.

        Второе значение этюда (как подготовительной работы) наиболее отчетливо проявлено в области литературно-критической. Многие из книг о современном искусстве не что иное, как сборники подобных этюдов, возникших в разное время и соединенных лишь впоследствии в одно целое. Такова, например, книга Андрея Белого — «Символизм», такова книга В. Брюсова — «Далекие и близкие» и множество других. В литературной критике характер такой этюдной подготовки гораздо больше воздействует на органическое строение книги в ее целом, чем это наблюдается в живописи. Действительно, в живописи всякий подготовительный этюд должен быть целиком перевоссоздан художником на большом полотне, чем достигается органическое единство не только общего замысла, центральной художественной идеи, но и самой формы произведения. В литературной же критике совсем не так: книга, составленная из этюдов, при всем единстве идейного построения, распадается формально на отдельные части, — расчленяется.

        Этюд в третьем своем значении (как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность) встречается и в литературной критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-критический этюд отличается от исследования, по внутреннему построению своему, тем, что ставит себе менее широкие задачи и охватывает менее обширный материал. Характерными в этом смысле этюдами должны быть признаны в «Символизме» А. Белого «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» и «Не пой, красавица, при мне» А. Пушкина, опыт описания. Чем более детализирована тема, чем более она отчетлива, тем более отчетливой и углубленной разработки требует она. И на отчетливости мысли, на диалектической стройности, прежде всего основана эстетическая сторона литературно-критического этюда. Отчетливость мысли связана с отчетливостью слова, что также способствует созданию художественного впечатления. Небольшие же размеры этюда дают возможность пользоваться более образным и выразительным языком, более взыскательно употреблять слова, чем это принято в крупном исследовании.

        В поэтической речи особенности этюда определяются тем, что здесь наиболее крепка спаянность формы и художественного смысла. Ставя перед собой лишь чисто техническую задачу и лишь углубляясь в нее до конца, поэт может обрести в ней уже более широкий общезначительный смысл. Примеры стихотворных этюдов — разработки отчетливо поставленных формально поэтических задач — давались В. Брюсовым на протяжении всей его деятельности. В 1918 году эти этюды были изданы под названием «Опыты» особой книгой. В «Опытах» среди множества пьес, интересных лишь с формальной точки зрения, есть несколько таких, где разрешение формальной задачи связано с интересом обще-художественным. Наиболее отчетливо такое соединение там, где формальная задача отличается особой заостренностью. Так, стихотворение «В дорожном полусне» есть образец палиндрома (см. слово Палиндром). Отрывистые слова, связанные между собою лишь звуковыми ассоциациями, этим звуковым составом своим и разорванным синтаксическим рисунком речи передают характер дорожной дремы, создающей под покачивания экипажа сочетания слов неожиданных и несвязных и медлящей на одних и тех же звуках.

        «Опыты» В. Брюсова слабее других его книг. Но они свидетельствуют некоторыми примерами своими, что и при разработке формально технической проблемы можно обрести, иногда неожиданно, полновесные художественные ценности.

        Валентина Дынник.

    Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.

    literary_terms.academic.ru

    Описание картины Николая Крымова «Этюд»

    Описание картины Николая Крымова «Этюд»

    1917 год

    Описание картины Николая Крымова «Этюд»

    1918 год

    Николай Крымов – это русский художник, который долгое время пытался сформировать свой творческий почерк, и со временем это ему удалось. Он стал настоящим специалистом в области пейзажей. Крымов любил изображать природу, а также всегда яро ее защищал, на творчество художника сильно повлияли работы И.А.Куинджи.

    Работа «Этюд» была написана в 1917 году, когда автор еще не сформировал свой стиль, через год, он написал, еще одну одноименную работу, но изобразил совсем другой рисунок.

    В 1917 автор изобразил на своей картине часть леса, который изображен через призму фантазии художника, верхушка дерева в левой части картины чем-то напоминает жирафа, что говорит о некоторой нелогичности, видно что художник в поиске себя, но он уже знает направление в котором он будет работать и это природа.

    Картина, которая написана в 1918 году, как станет понятно позже, очень характерна для Крымова, здесь уже просматривается скрытый смысл, художник изобразил горящий дом в городе, которым постепенно овладевает огонь. Картина разделена на четкие две части, которые разделена разной цветовой гаммой.

    В своих картинах пытается передать те эмоции, которые он чувствовал при виде разных явлений природы. Данные этюды являются только основой для будущих работ художника, большинство таких работ, будут посвящены временам года, явлениям природы, невероятным пейзажам, которые можно увидеть только в русской глубинке, в далеких деревушках.

    Крымов расширяет для зрителя понятие «красота природы» демонстрируя в своих работах, что даже самые обычные явления в природе, могут быть невероятно красивы и вызывать у человека массу позитивных эмоций. Настоящая красота в простых вещах, ее не нужно искать за далекими морями, красоту надо уметь чувствовать на собственной земле.

    opisanie-kartin.com

    Этюд-картина | Наше-подмосковье.РФ

    Стадия проекта:

    Проект реализован

    Цель проекта:

    Развитие творческих навыков учащихся в сфере написания и исполнения музыкальных произведений. Формирование навыков нетривиального мышления: музыка - через живопись.

    Задачи проекта:

    Развитие фантазии и творческого мышления учащихся. Ознакомление детей с азами композиторского мастерства. Развитие теоретических знаний, полученных на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, а также применение их на практике. Развитие навыков импровизации. Написание самостоятельных музыкальных произведений. Исполнение произведений на концертах и конкурсах.

    Достигнутые результаты:

    Развитый творческий потенциал ребенка - залог того, что его способности и замыслы в будущем станут успешно реализованными. Перенимая опыт профессионала в области композиции (одного из самых редких предметов в музыкальных школах), молодые педагоги могут помочь найти себя и развиться многим юным жителям Подмосковья. Результатом подобной работы может быть только одна форма реализации - проведенный авторский вечер класса композиции Эммы Григорьевны Гурфинкель.

    Социальная значимость проекта:

    Развитый творческий потенциал ребенка - залог того, что его способности и замыслы в будущем станут успешно реализованными. Перенимая опыт профессионала в области композиции (одного из самых редких предметов в музыкальных школах), молодые педагоги могут помочь найти себя и развиться многим юным жителям Подмосковья.

    Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

    Концерт "Этюд-картина", состоявшийся 17 мая 2017 года в зале ДШИ имени Ковлера (п. Малаховка), успешное участие юных композиторов в московских и областных конкурсах.

    Охват проекта:

    Дети и подростки, обучающиеся в музыкальных школах.

    Затраченные ресурсы:

    Учебный год, время в рамках учебного плана, концертной и конкурсной деятельности.

    Дата старта проекта:

    01.09.2016

    Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта

    xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai

    Этюд. Статья из журнала "Художник", №3 за 1981 г. - Обучение живописи - Каталог статей

    ЭтюдВ. БАСМАНОВ

    Этюды в зависимости от целей, с которыми они написаны, можно разделить на отдельные типы. Остановимся на основных: учебном и этюде к картине. Тип этюда обусловливает и методику работы над ним. Конечно, между учебным этюдом и этюдом к картине достаточно много общего. Со словом «этюд» в живописи обычно ассоциируется передача наиболее характерных линейно-пластических черт натуры, воспроизведение основных тоновых и цветовых отношений, относительная быстрота исполнения. Линейно-пластическая характеристика натуры — это передача объемной формы изображаемых объектов и их расположения в пространстве. Воспроизведение этих качеств натуры обычно составляет первый этап работы над этюдом-подготовительный рисунок, который в акварели исполняется карандашом, при работе маслом рисунок на картоне делается либо древесным углем, либо карандашом, либо краской. Нанесением подготовительного рисунка работа над передачей линейно-пластической характеристики не ограничивается. Корректировка объемной формы и пространственных отношений идет вплоть до окончания этюда. В этюде, как правило, передаются лишь основные линейно-пластические и живописные качества натуры — это определяется самой спецификой работы: перед пишущим этюды художником не стоит задача воспроизведения второстепенных деталей. Так, в пейзажном этюде, изображающем, допустим, группу деревьев, нет необходимости со скрупулезной точностью вырисовывать каждую мелкую веточку, каждый лист, хотя в пейзаже-картине, если перед художником стоит такая задача, это было бы вполне уместно и к тому же осуществимо (можно вспомнить, например, полотна И. Шишкина). В кратковременном этюде времени на это не останется, так как могут измениться световое состояние, а значит, и цвето-тональные отношения, колорит. Если передача в этюде линейно-пластической характеристики натуры зависит от светового состояния, по сути дела, косвенно (необходимо экономить время), то воспроизведение цвето-тональных отношений находится в самой прямой зависимости: малейшее изменение светового состояния способно коренным образом изменить общую тональность, колорит пейзажа. Зачастую эти перемены, сильнее всего сказывающиеся в утренние и предзакатные часы, не замечаются благодаря действию закона константности восприятия, которое в значительной мере нивелирует в нашем восприятии изменения освещения, и работа над этюдом продолжается несмотря на изменение световых условий. В итоге же может получиться так, что одни элементы этюда будут написаны как бы при дневном освещении, в то время как другие — при вечернем. Отсюда ясно, почему одной из важнейших задач при работе над этюдом является воспроизведение именно основных цветотональных отношений, то есть отношений сравнительно больших плоскостей (допустим, плоскостей неба, земли, гор, пруда, леса — при работе с большим пространством, либо плоскостей забора, кроны дерева, крыши, стены дома с пятном окна и т. д. — в этюде с ограниченным пространством). Конечно, это не строго обязательная схема — и в этюде с глубоким пространством, со сравнительно крупными плоскостями могут быть относительно мелкие цветовые пятна, играющие важную смысловую или композиционную роль, которые необходимо воспроизвести. Быстрота исполнения диктуется, с одной стороны, перечисленными задачами, а с другой — спецификой работы над этюдом, чаще всего односеансным. Акварельный этюд, как правило, исполняется в технике «а ля прима», то есть нанесением на бумагу одного красочного слоя. Этюд маслом, несмотря на большую по сравнению с акварелью «терпимость» масляных красок к многослойности, обычно также пишется в один сеанс. И в акварельном этюде, и в этюде маслом допускается чаще всего лишь весьма ограниченное количество исправлений. Если в этюде маслом второй слой краски при исправлении как бы втирается в первый, смешиваясь с ним механически, как на палитре, то в акварели в аналогичной ситуации работа ведется с применением тех ники лессировки, т. е. наложения одного красочного слоя на другой с учетом оптического смешения нижнего слоя с верхним. Так, если синее цветовое пятно необходимо превратить в зеленое, то в акварели на высохший слой синей краски наносится прозрачный слой желтой краски. При работе маслом в подобных случаях желтая краска смешивается с невысохшим слоем синей. 

    Учебный этюд. Цель учебного этюда — изучение законов живописи и формирование навыков практического применения полученных знаний. Процесс овладения знаниями и практическим опытом, разумеется, включает в себя помимо этюдов и работу над длительными, рассчитанными на несколько сеансов учебными постановками натюрморта, интерьера, портрета. Это относится и к многосеансному пейзажу, когда в течение нескольких дней работа продолжается в определенное время суток и при определенном световом состоянии. Однако, отнюдь не приуменьшая значения длительных учебных постановок и пейзажей, отметим, что работа над кратковременными (1 — 3 часа) этюдами представляет собой один из наиболее эффективных методов овладения основами живописной грамоты, особенно на начальном этапе обучения. Натюрморт для кратковременного этюда целесообразно составить из трех-четырех предметов, которые можно объединить тематически. Самостоятельное составление натюрмортов из различных предметов, отличающихся друг от друга формой и пропорциями, в определенной мере способствует развитию чувства пластической композиции, гармонии форм. В зависимости от того, какая задача ставится в каждом конкретном этюде, учитывается тон отдельных предметов, их цвет и характер освещения. Если стоит задача формирования навыков воспроизведения тоновых отношений, то в значительной мере соответствовать этому будет натюрморт, составленный из резко отличающихся по собственной светлоте предметов, освещенный к тому же боковым источником света. Ярко выраженный тоновой контраст, во многом усиленный боковым освещением, ощутимо членящим форму предметов на свет и тень, ставит задачу воссоздания тональных отношений, отличительным качеством которых является весьма широкий тональный диапазон. Полезно для начала два-три этюда такого рода написать в одном тоне, т. е. одной краской. Решению локальной задачи формирования навыков воспроизведения цветовых отношений вполне может способствовать работа над натюрмортом, составленным из резко отличающихся по цветовым характеристикам предметов. Поместив натюрморт таким образом, чтобы свет падал на его фронтальную сторону, можно в значительной мере смягчить свето-теневые градации, что позволит акцентировать внимание на решении собственно цветовых задач. Приведенные варианты постановок для кратковременных этюдов преследуют конкретные учебные цели — решение либо преимущественно цветовых, либо тоновых отношений. В дальнейшем эти задачи необходимо объединять в каждом отдельном этюде, поскольку в живописи они органично слиты. Подобный подход вполне приемлем и при работе над пейзажными этюдами. Работа на пленэре предоставляет отличные возможности для изучения зависимости цвето-тональных отношений натуры от условий освещения. Многообразие световых состояний, свойственное пленэру, можно проследить в течение одних суток. В зависимости от времени в палитре пейзажа будут преобладать холодно-синие краски (до восхода солнца или пасмурным днем) либо контрастная гармония теплых и холодных оттенков (после восхода), краски несколько поблекшие, как бы покрытые желтоватой пеленой (солнце в зените), либо полыхающие красные и оранжевые (закат) и, наконец, резко потемневшие, почти потерявшие хроматические качества красные и ставшие на их фоне более яркими холодные сине-голубые (лунной ночью). Солнечные лучи окрашивают белые плоскости (скажем, стены домов) в желтоватый цвет, активизируют воздействие желтых красок на восприятие, усиливают их яркость. Красные и оранжевые при подобном освещении воспринимаются еще более теплыми, зеленые кажутся желто-зелеными, синие — зелено-синими, холодные оттенки частично теряют насыщенность. Еще более заметно воздействуют на восприятие цветовых качеств объекта лучи солнца, склонившегося к горизонту". освещенные ими белые плоскости воспринимаются розовыми, резко усиливается насыщенность красных красок, оранжевые кажутся красноватыми, желтые — оранжевыми, холодные оттенки темнеют и заметно теряют насыщенность. Наиболее благоприятные условия для восприятия практически неизменной (если условно опустить влияние таких факторов, как взаимные рефлексы и воздушная перспектива) собственной окраски элементов натуры — освещение рассеянным светом, примером чего можно считать световые условия пасмурного дня. Эти условия освещения относительно нейтральны и в плане восприятия тоновых отношений, чего нельзя сказать об освещении прямыми солнечными лучами, ощутимо усиливающими тоновой контраст между светом и тенью. Как и кратковременный учебный этюд натюрморта, пейзажный этюд — эффективное средство изучения зависимости цвето-тональных отношений от характера световой среды. 

    Этюд к картине. В данном случае целью является сбор натурного материала к картине. Если задача учебных этюдов — прежде всего в изучении законов живописи и формировании навыков применения знаний на практике, то задача работы над этюдом к картине-использование этих знаний и навыков в процессе создания картины. Путь от замысла к произведению сложен и является предметом многих специальных исследований. В данной статье рассматривается в самых общих чертах лишь одно из промежуточных звеньев этого процесса — сбор этюдного материала. История живописи знает множество примеров, когда этюд, написанный не с целью сбора материала, наталкивал художника на создание картины. Стимулом в таких случаях были удачное композиционное решение или цветовая гамма, выразительность тональной палитры или цвето-тональная гармония, либо какой-нибудь иной фактор. Как правило, необходимость сбора натурного материала возникает после того, как у художника в общих чертах уже сформировался замысел картины, нашедший свое отражение в ряде эскизов — тоновых и цветовых, образовавших своего рода каркас будущего произведения. Теперь очередь за соответствующими наблюдениями, способными наполнить жизнью (а иной раз — и существенно изменить) первоначальные композиционное, пластическое и цветотональное решения. Каждый из этюдов должен преследовать конкретную цель: анализ формы или пространства, тонального диапазона или колорита, либо объединять решение некоторых задач в работе над отдельными этюдами. Отсюда одно из наиболее существенных отличий этюда к картине от учебного этюда: заданность, необходимость найти (если это пейзаж) или организовать (если натюрморт) натуру, соответствующую уже сложившемуся замыслу картины, ее композиционному решению. То обстоятельство, что этюд чаще всего используется в живописи как своего рода вспомогательное средство, ни в коей мере не свидетельствует о его «второстепенности». Как известно, многие этюды, написанные, допустим, с целью сбора материала, вошли в сокровищницу живописи наряду с картинами, не утратив от этого соседства своих художественных достоинств.

    toptopart.ru

    ЭТЮД - это... Что такое ЭТЮД?

  • этюд — а, м. étude f. 1. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры. БАС 1. А ныне нашед случай с его сиятельством графом Брюсом, посылаю одну картину моей композиции,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Этюд — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных целей:… …   Литературная энциклопедия

  • ЭТЮД — ЭТЮД, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium усердие, старание]. 1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого нибудь композиционного целого. Этюд к… …   Толковый словарь Ушакова

  • Этюд —     ЭТЮД термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных… …   Словарь литературных терминов

  • Этюд —         (франц. йtude, буквально изучение), произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим… …   Художественная энциклопедия

  • ЭТЮД — 1) «упражнение», произведение искусства (художественное, музыкальное), предназначенное для развития способностей начинающих и для упражнений их; 2) набросок, не вполне отделанное художественное произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • этюд — См. книга, эскиз... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. этюд картина, книга, очерк, эскиз; …   Словарь синонимов

  • ЭТЮД — (французское etude, буквально изучение), 1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. 2) Музыкальная пьеса, предназначенная для развития техники игры на каком либо… …   Современная энциклопедия

  • ЭТЮД — (франц. etude букв. изучение),..1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения2)] Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭТЮД — ЭТЮД, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Этюд — (esercizio, exercice) музыкальное упражнение, написанное сцелью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения(вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известнаятехническая фигура повторяется на разных ступенях… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта