Памяти великого скульптора: 11 самых знаменитых работ Эрнста Неизвестного. Эрнст неизвестный картины


Художник недели. Эрнст Неизвестный

ARTinvestment.RU поздравляет Эрнста Иосифовича с 85-летием, рассказывает о творчестве знаменитого шестидесятника и публикует рекомендации для коллекционеров и инвесторов

Сегодня, 9 апреля 2010 года знаменитому русскому скульптору Эрнсту Неизвестному исполняется 85 лет. Мы поздравляем Эрнста Иосифовича с днем рождения!

Говоря об этом мастере-шестидесятнике, невозможно не упомянуть событие, благодаря которому он, вопреки своей фамилии, стал известен даже в далеких от искусства кругах. Это, конечно же, знаменитая выставка в Манеже 1962 года, где художник вступил в спор с «советским зрителем номер 1» — тогдашним премьер-министром Никитой Хрущёвым. По воспоминаниям очевидцев, глава государства, уже изрядно настроенный на негатив своим окружением — в том числе Михаилом Сусловым, мечтавшим свести счеты с одним из своих номенклатурных соперников,  — коршуном налетел на «абстракцистов», в частности на Неизвестного, обрушив на него и других художников, чьи работы ради интриги выставили на втором этаже, поток некомпетентных оценок и попросту брани. А потом — идеологическая комиссия, последствия. Пусть позже Хрущёв сожалел о сказанном тогда в Манеже, а еще позже именно Неизвестный создал надгробие на его могиле, но отголоски Манежа слышались чуть ли не во всей дальнейшей «неофициальной» истории советского искусства. После этой выставки даже тот творческий нонконформизм, что был далек от политики и социальных проблем, обрел ореол диссидентства. За эту славу новым авангардистам пришлось заплатить высокую цену — доступ к зрителю на долгие годы был практически закрыт. Если, как говорил Неизвестный, писателю-диссиденту можно писать «в стол», то что делать скульптору, особенно такому, как он, у которого все грандиозно, все «с большой буквы», все требует немалых средств?.. Устав от чинимых на каждом шагу бюрократических препон, в 1976 году художник, которому уже минуло пятьдесят, принял решение уехать из Советского Союза — в Европу, Швейцарию, а позже, в поиске простора для любимой монументальности, в Америку.

Впрочем, некоторые свои крупные замыслы ему удалось осуществить еще до отъезда. Среди них — 150-метровый декоративный рельеф в Артеке, монумент «Цветок лотоса» для Асуанской плотины (кстати, одна из самых больших в мире скульптур) и надгробный памятник Хрущеву — скульптурная голова, заключенная в контур, одна половина которой является черной, другая белой, что символизирует неоднозначность фигуры советского премьера. В 1956-м Неизвестный начал работу над ключевым проектом — гигантской скульптурной композицией «Древо жизни», своеобразного «гимна человечеству», в котором находит выражение «дуалистическо[e] противоречи[e] человека и природы, человека и второй природы, самого человека». Крона фантастического дерева, охваченная семью листами Мебиуса, напоминает человеческое сердце. Художник задумал возвести огромное сооружение, в которое можно будет войти, настоящий лабиринт, но пока что все варианты скульптуры, увидевшие свет, и близко не подбирались к таким масштабам. Это, конечно же, не отбирает у них внушительности: высота московского «Древа», пустившего корни в 2004 году в деловом центре «Москва-Сити», составляет 7 метров.

Искусство Эрнста Неизвестного отличает эмоциональность и мощь. Он деконструирует человеческую фигуру в духе кубизма, одухотворяя ее бурной экспрессией: герои Неизвестного будто стремятся вырваться за пределы тела. Нередко кажется, что тела в его работах (как в скульптурах, так и в живописи и графике) составлены из отдельных частей, что вызывает ассоциации с роботами или киборгами (очень в духе 1960-х). Эта эстетика придает новую жизнь используемым художником классическим образам — Орфея, кентавра, пророка и т. д. — в полном соответствии с мировоззрением Неизвестного, который делает произведения на вечные темы и верит в научно-технический прогресс. Монументальность и пафос в сочетании с динамизмом сделали Неизвестного востребованным автором городской скульптуры: на его счету потрясающая «Маска скорби» в Магадане, посвященная памяти жертв сталинских репрессий, а также памятник сталинской депортации калмыцкого народа в Элисте.

Пока три первых места в списке самых дорогих аукционных работ, Неизвестного как ни странно, занимают картины. Скульптуры выдающегося монументалиста на арт-рынке появляются в два раза реже, чем живописные произведения. Ценовой рекорд принадлежит тоже картине — композиции «Головы», проданной 29 ноября 2007 года за 42,5 тысячи фунтов (аукцион Christie’s). Эстимейт полотна составлял 8–12 тысяч. На тех же торгах картина «Человек в цепях» принесла 36,5 тысячи при такой же предварительной оценке.

Комментарий редактора:

Ценители творчества художника наверняка согласятся с тем, что стихия Неизвестного — скульптура и графика. А его поздняя живопись, пусть декоративная (даже излишне), пусть правильная и по темам, очевидно лишена пусть не всей, но значительной части первобытной энергии автора, эмоционального буйства, мощи, экспрессии, прославившей скульптора. В этом свете инвесторам стоит внимательнее присмотреться не столько к исполинским полутораметровым холстам с яркой «анилиновой» палитрой (которые в изобилии появились в конце 1980-х — начале 1990-х и активно предлагаются на аукционах), сколько к среднеразмерной скульптуре и очень выразительной графике 1960–80-х годов. Ведь графика, как говорят, — это душа художника.

На мировых аукционах цены мощных хороших рисунков большого размера находятся в диапазоне 8–10 тысяч долларов. Поздняя живопись торгуется в диапазоне 25–40 тысяч долларов, и если эстимейт приближается к 50 тысячам, то шансы найти покупателя уже уменьшаются. Крупная, высотой 50–80 см, скульптура с характерной темой (торсы, кентавры и пр.), отсылающая к 1960-м годам, может стоить 20–50 тысяч долларов. Цена сильно варьируется в зависимости от декоративности и мощи произведения: не самые убедительные экземпляры при прочих равных могут стоить в несколько раз дешевле. В свою очередь, для микроинвестиций стоит рекомендовать компактные, высотой 20–30 см, скульптуры (особенно Неизвестному удавались распятия), которые куда более доступны, не менее выразительны, а по комфорту владения имеют явные преимущества перед массивными вещами. В целом, по мнению ARTinvestment.RU, творчество Эрнста Неизвестного сегодня недооценено. Сложившиеся ценовые уровни очевидно не соответствуют не только месту художника в истории послевоенного неофициального искусства, но и объективному художественному значению его творчества. Как ни странно это звучит, но новому российскому зрителю, похоже, предстоит открывать художника заново — через значительные выставки, ретроспективы и публикации. И юбилей — отличный тому повод.

ARTinvestment.RU поздравляет сегодня не только выдающегося скульптора, но и героя-фронтовика Эрнста Неизвестного с наступающим Днем Победы.

Материал подготовила Юлия Максимова, AIКомментарии — Владимир Богданов, AI

Источники: enstudio.com, directorinfo.ru, artinvestment.ru

artinvestment.ru

11 самых знаменитых работ Эрнста Неизвестного

В Нью-Йорке скончался знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный. Он ушёл из жизни в 91 год. За это время художник успел создать десятки произведений искусства, которые ещё многие годы после его ухода будут продолжать украшать города, улицы, музеи... Вспомним самые знаменитые из них - от последних к первым.

1) «Древо жизни», 2004 год

Задуманное в 1956 году «Древо жизни» Эрнест Неизвестный «посадил» лишь в 2004. На его ветках есть и Гагарин, и Будда... Скульптуру можно увидеть в вестибюле пешеходного моста «Багратион» в Москве.

«Древо жизни». Фото ИТАР-ТАСС/Федор Савинцев

«Древо жизни». Фото ИТАР-ТАСС/Федор Савинцев

2) Рисунки из серии «Каприччио», 2000 год

Для крупной выставки в России в 2012 году Эрнст Неизвестный отбирал свои работы сам. И он решил, что россияне непременно должны увидеть серию его графических работ «Каприччио».

Рисунок из серии «Каприччио». Фото: ИТАР-ТАСС/Антон Буценко

Рисунок из серии «Каприччио». Фото: ИТАР-ТАСС/Антон Буценко

3) «Возрождение», 2000 год

Монумент «Возрождение» установлен в 2000 году на Большой Ордынке в Москве как символ новой, процветающей России. Центральный элемент скульптуры - Архангел Михаил, глава святого воинства ангелов, борющихся со злом.

«Возрождение». Фото: ИТАР-ТАСС/Виктор Великжанин

«Возрождение». Фото: ИТАР-ТАСС/Виктор Великжанин

4) «Маска скорби»,1996 год

Монумент жертвам сталинских репрессий «Маска скорби» находится в Магадане. Был открыт в 1996 году. Центральная скульптура мемориала - плачущее лицо. Внутри монумента - копия типичной тюремной камеры.

5) Памятник на могиле Н.С. Хрущева, 1995 год

Памятник на могиле Хрущева (Новодевичье кладбище в Москве) скульптор сотворил по просьбе родственников Никиты Сергеевича. Работа выполнена в черно-белых цветах, что олицетворяет двойственность натуры экс-главы СССР - борьбу добра и зла в нём. Кстати, Хрущёв в 1962 году посетил выставку Эрнста Неизвестного и назвал его работы «дегенеративным искусством».

Памятник и могила Н.С. Хрущева. Фото: Мусаэльян Владимир/Фотохроника ТАСС

Памятник и могила Н.С. Хрущева. Фото: Мусаэльян Владимир/Фотохроника ТАСС

6) «Золотое дитя», 1995 год.

Скульптура «Золотое дитя» установлена перед зданием Морского вокзала в Одессе. Это самая большая в мире фигура младенца. Второе название скульптуры - памятник Неродившемуся гению. «Я впервые за свою жизнь создал монумент в светлом, радостном, романтическом ключе. «Золотое дитя» — яркий, солнечный образ рождающегося гиганта», - рассказывал сам Эрнст Неизвестный.

«Золотое дитя». Фото: Владимир Фалин/ИТАР-ТАСС

«Золотое дитя». Фото: Владимир Фалин/ИТАР-ТАСС

7) «ТЭФИ», 1994 год

Мало кто знает, что Эрнст Неизвестный - автор знаменитой статуэтки ТЭФИ, которую в России вручают за высшие достижения в области телевизионных искусств. Статуэтка олицетворяет собой древнегреческого персонажа Орфея, который разрывает себе грудь и играет на струнах своей души.

Фото: ИТАР-ТАСС/Олег Булдаков

Фото: ИТАР-ТАСС/Олег Булдаков

8) «Человек кричащий», 1993 год

Бронзовая скульптура «Человек кричащий» была сделана Неизвестным ещё в 1993 году, но в России впервые её выставили в 2012-м.

«Человек кричащий». Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко

«Человек кричащий». Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко

9) «Сквозь стену», 1988 год

Скульптуру «Сквозь стену» Эрнст Неизвестный в 1996 году привёз из США в Россию в подарок тогдашнему президенту Борису Ельцину. Художник выразил надежду, что образ человека, прорвавшегося через, казалось, непреодолимую преграду поможет Ельцину побороть болезни.

«Сквозь стену». Фото: Виктор Великжанин/ИТАР-ТАСС

«Сквозь стену». Фото: Виктор Великжанин/ИТАР-ТАСС

10) «Цветок лотоса», 1971 год

Памятник «Цветок лотоса» находится на Асуанской плотине в Египте. Он был установлен в 1971 году в честь дружбы народов. Его высота - 75 м.

11) «Кентавр Указующий», 1962 год

Одна из главных метафор в творчестве Эрнста Неизвестного - кентавр. Именно этот мифический образ он использовал и в первые, и в последние годы работы. На фото ниже можно увидеть представленную на выставке в России мини-копию «Кентавра указующего», оригинал которого установлен перед зданием ООН в Женеве.

«Кентавр Указующий». Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко

«Кентавр Указующий». Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко

www.kp.ru

Скульптуры Эрнста Неизвестного: описание, фото

Среди выдающихся скульпторов мира достойное место занимает Эрнст Неизвестный. Скульптуры, фото которых можно увидеть во всех учебниках по искусству 20 века, предают необычный взгляд на мир. Произведения Неизвестного всегда узнаваемы и производят яркое впечатление своей экспрессией и витальностью. Жизнь художника была непростой, но он смог сохранить свою индивидуальность, юмор и оптимизм до самого конца своих дней.

скульптуры эрнста неизвестного

Вехи биографии

Родился Эрнст Неизвестный 9 апреля 1925 года в Свердловске. Родители, врач и поэтесса, были репрессированы в 30-х годах. Талант мальчика проявился очень рано, он в детстве посещал художественную школу, а в 17 лет поступил в школу при Академии художеств. В годы Второй мировой войны Эрнст пошел добровольцем на фронт и, пройдя обучение, отправился служить в воздушно-десантных войсках. В 1945 году был сильно ранен и отправлен на лечение. За тот бой, в котором он получил ранение, Неизвестного представили к званию Героя Советского Союза. Но из-за фамилии произошла путаница, и 28 лет наградная комиссия не могла найти Эрнста. Как раз в это время у Неизвестного случился прямой конфликт с Хрущевым на тему искусства, и звания Героя художнику так и не дали, заменив его орденом Красной Звезды. После войны Неизвестный получает образование в Рижской Академии художеств, в Институте им. Сурикова, на философском факультете МГУ. К середине 1950 годов Эрнст Иосифович становится заметным художником, нонконформистом. В 1962 году он принимает участие в выставке современного искусства, разгромленной Н. С. Хрущевым. С этого времени работать в СССР Неизвестному становится трудно, и в 1976 году он эмигрирует, сначала в Швейцарию и затем в США, где и проживет большую часть своей жизни. После перестройки Эрнст Иосифович часто бывал в России. Его работы находятся в частных и музейных собраниях на родине и во многих странах мира. Неизвестный был несколько раз женат, у него осталась дочь. В возрасте 88 лет он перенес сложнейшую операцию и еще несколько лет продолжал творить и жить по полной. Умер художник 9 августа 2016 года в Нью-Йорке.

эрнст неизвестный скульптуры

Творческий путь

С конца 50-х годов Неизвестный активно работает и экспериментирует. В первую очередь он реализуется как скульптор. Но с 70-х годов он много времени уделяет графике, иллюстрируя литературные произведения, в частности, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В СССР у Неизвестного успело пройти всего две выставки, после этого он подвергался притеснениям за свое стремление к авангардизму. С 1965 года он активно участвует в выставках на Западе. До отъезда за границу Эрнст успел создать в СССР 850 различных произведений. А после эмиграции Неизвестный становится постоянным участником различных художественных событий в разных странах мира. Ему всегда была свойственна очень высокая продуктивность работы. Скульптуры Эрнста Неизвестного приобретают большую популярность, он быстро становится настоящей знаменитостью. После перестройки художник вновь активно начал работать на родине. С конца 20 века Неизвестный воспринимался во всем мире как живой классик, мэтр.

Авторский стиль Эрнста Неизвестного

Уже в ранних своих работах скульптор проявлял новаторство. Скульптуры Эрнста Неизвестного соединят в себе глубокий символизм и мощный экспрессионизм. Он является родоначальником новой скульптуры 20 века. Его творения – это универсальные метафоры с глубочайшим философским смыслом, не напрасно некоторые критики, пытаясь определить его стиль, называли работы Неизвестного «интеллектуальной скульптурой». В своем зрелом творчестве Эрнст Иосифович чаще всего обращается к человеческому телу, пытаясь соединить его с миром артефактов, художник называл это «второй природой». Основной темой его творчества является гуманизм, именно трагичность человеческой жизни, ее смысл более всего занимали Неизвестного на протяжении всей жизни. Он постоянно обращался к предельным человеческим проблемам, его интересовали наивысшие проявления человеческого духа. Чертами его авторского стиля исследователи называют крупномасштабность, выразительную деформацию изображения, высокую степень обобщенности образа.

эрнст неизвестный скульптуры фото

Самые известные скульптуры Эрнста Неизвестного

Творческое наследие Эрнста Неизвестного огромно, до настоящего времени никто не взялся подсчитать, сколько же произведений создал мастер. Он всегда отличался большой работоспособностью, поэтому существует очень большое количество его творений. К наиболее известным его работам относят: памятник Н. Хрущеву, монументальные скульптуры «Древо жизни» и «Орфей», композиция «Прометей и дети мира», монумент «Цветок лотоса», скульптурные портреты А. Тарковского и Д. Шостаковича, религиозное произведение «Сердце Христа», скульптура «Золотое дитя» в Одессе, монумент «Возрождение». Этот перечень совсем неполный, так как творений у художника было немало. Современная скульптура не только является предметом коллекционирования, но часто она становится частью человеческой среды. Многие современные монументалисты создавали специально работы для разных городов, также часто работал и Эрнст Неизвестный. Скульптуры в Москве устанавливались уже в период перестройки и в основном являются частью зрелого творчества мастера. Так, в столице России можно увидеть такие монументы художника, как «Древо жизни», «Возрождение», надгробие Н. Хрущева.

скульптура орфей эрнста неизвестного

Орфей

Двухметровая скульптура «Орфей» Эрнста Неизвестного была создана в 1962 году. Оригинал хранится в мастерской художника в Нью-Йорке. Эскизы к этой работе были использованы для создания призовой статуэтки премии ТЭФИ. Фигурка имеет внушительный вес – 8,5 кг, и в точности повторяет образ своего «большого прародителя». Идея создания скульптуры пришла к художнику после того, как Хрущев разгромил его творения на художественной выставке. В образе поэта с разорванной грудью, играющего «на струнах своей души», безусловно, Эрнст Иосифович передавал собственные переживания того времени.

Древо жизни

Глобальные, общечеловеческие проблемы всегда интересуют больших художников, таких как Эрнст Неизвестный. Скульптуры «Древо жизни» и «Прометей и дети мира», созданные по сюжетам мифов, посвящены универсальным вопросам бытия, добра и зла. В «Древе жизни» автор обращается не только к библейским мотивам, но и символика других религий, а также элементы островных верований. В скульптуре можно увидеть лица людей всех времен, от Адама и Евы до Юрия Гагарина. Венцом всей композиции не напрасно является сердце человека как символ жизни и чувствования. Неизвестный работал над этим творением более 50 лет. Сегодня скульптура стоит в Москве, и ее может рассмотреть любой человек.

Памятник Хрущеву

Примером неожиданных жизненных поворотов может считаться скульптура Хрущева. Эрнст Неизвестный в 1960 годах, после того как Хрущев разнес в пух и прах его творения, назвав работы Неизвестного «дегенеративным искусством», не мог продать ни одной работы. За 15 лет он продал всего 4 работы, не мог получить государственных заказов, работал грузчиком. Поэтому к Хрущеву у Неизвестного было объяснимое негативное отношение. Однако, когда после смерти Никиты Сергеевича, его родственники обратились с просьбой сделать надгробный памятник, скульптор согласился. Он создал композицию, которая метафорически передавала идею борьбы и единства противоположностей, света и тьмы. Работа стоит на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище.

эрнст неизвестный скульптуры в москве

Маска скорби

Эрнст Неизвестный, скульптуры которого можно увидеть в лучших музеях мира, часто в своем творчестве обращался к теме несвободы тела и духа. В течение нескольких лет он работал над проектом монумента памяти жертв репрессий в СССР, получившего название «Маска смерти». В аллегорической форме художник передает идею о ханжестве советского политического режима. Он создает символ скорби жен и матерей, которые ждали невинно осужденных. Внутри монумента воссоздана копия тюремной камеры, в которую можно подняться по железной лестнице, как на тюремную вышку. 15-метровый монумент виден почти из любой точки г. Магадана – негласной столицы лагерей советских времен.

эрнст неизвестный скульптуры в москве

Цветок лотоса

Описывая скульптуры Эрнста Неизвестного, нельзя не вспомнить грандиозный монумент «Цветок лотоса» в Египте. Памятник символизировал советско-арабскую дружбу и был установлен возле Асуанской плотины. Это грандиозное 75-метровое сооружение Неизвестный создавал в соавторстве с двумя архитекторами, которые впоследствии пытались занизить роль скульптора в работе над проектом. Так или иначе, именно эскизы Эрнста Иосифовича позволили группе авторов выиграть конкурс на создание монумента. Он и сегодня входит в десятку самых высоких памятников мира. Вся внутренняя поверхность цветка украшена барельефами по рисункам Эрнста Неизвестного.

эрнст неизвестный скульптуры древо жизни

Сердце Христа

Эрнст Неизвестный, скульптуры которого находятся в лучших коллекциях мира, удостоился чести создать произведение, хранящееся в музее Ватикана. Скульптура «Сердце Христа» - это вариации на тему канонического распятия. Художник создает сложную композицию, в центре которой находится крест, но фигура Христа окружена некоей сущностью, символизирующей боль, страх, крик человека. Произведение хотел приобрести папа римский Иоанн Павел Второй, но скульптор подарил его священнику, и теперь оно украшает музей Ватикана.

Награды и память

Скульптуры Эрнста Неизвестного находятся в разных местах мира. В Нью-Йорке в мастерской художника собрана хорошая коллекция его работ. Интересное собрание есть на родине Эрнста Иосифовича, в Екатеринбурге. Здесь хранятся несколько скульптур и много графики. В шведском городе Уттерсберге есть музей с небольшой, но хорошей коллекцией работ мастера. Но главные произведения художника стоят на улицах городов мира, некоторые размещены на знаменитых кладбищах.

За свою жизнь Эрнст Неизвестный получил немало наград и премий за рубежом. Родина также отдала художнику должное. Он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Почета, Государственной премией Российской Федерации.

fb.ru

Эрнст Неизвестный: биография, творчество, фотографии скульптора.

Творчество Эрнста Неизвестного исследователи периодически пытаются причислить к тому или иному направлению, но оно не вписывается ни в одно из них. Неизвестный не просто скульптор, он философ, изучавший механизмы человеческой души, пытавшийся вместе с другими мыслителями — Пятигорским и Мамардашвили — разработать методологию творчества. Главный объект его скульптур — человеческое тело, которое, как говорил художник, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции.

В его произведениях реалистические формы соединены с элементами абстракции. Художник осознанно, для усиления выразительности, прибегал к деформации. В расцвете творчества Неизвестный обратился к монументальной скульптуре. Одновременное использование объемов и полостей позволило ему добиться невозможного — в одном произведении совместить монументальность и динамичность. Все работы скульптора несут колоссальную смысловую нагрузку, погружают зрителя в иррациональный мир, обращаются не только к мысли, но и воздействуют на подсознание.

Среди важнейших графических и живописных произведений Неизвестного — «Гигантомахия» (1958) и «Образы Достоевского» (1963). В 1970 году в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с рисунками Эрнста Иосифовича; он рисовал иллюстрации к произведениям Беккета, «Божественной комедии» Данте, «Екклесиасту», офорты к Откровению Святого Иоанна Богослова. Скульптуры художника нашли свое место в самых разных городах мира. «Большое распятие» хранится в Ватикане, монумент «Золотой ребенок» установлен в Одессе, «Кентавры» — в Женеве и Милане, «Древо жизни» — около здания ООН в Нью-Йорке, а также в Москве. В советское время он создал «Прометея» в пионерском лагере «Артек», после перестройки — «Маску скорби» (в память о жертвах ГУЛАГа) в Магадане. Среди последних работ — памятник Сергею Дягилеву в Перми и монумент шахтерам в Кемерово.

Скульптор Эрнст Неизвестный. Фотография: Игорь Пальмин. 1972

Отец Эрнста Неизвестного — известный в тогдашнем Свердловске врач, в годы Гражданской войны — адъютант Александра Антонова, возглавившего Тамбовское восстание против большевиков (Антоновский мятеж). Мать — талантливый поэт и детский писатель. На улицах родного города — «победивший социализм» и жизнь, которая не вязалась с врожденной внутренней свободой художника.

«Поколение моего отца, да и я во времена молодости, жили в сплошной лжи. Даже в семье старались скрыть свое происхождение. И выясняется, что фамилия наша не Неизвестный, а Неизвестнов. Отец сменил последние две буквы, будучи мудрым человеком, и, как я понимаю сейчас, эти две буквы нас, в общем-то, спасли. Он был блестящий детский хирург. И пользовались его услугами все — в том числе и дети начальников. Папа 50 лет руководил детской клиникой, стал заслуженным врачом России. Начальство смотрело на него сквозь пальцы. Он был им нужен».

Эрнст Неизвестный в мастерской. Москва, 1950-е

Лет в четырнадцать-пятнадцать Эрнст решил жить по своим правилам: «Или так, как хочу, или пусть убьют». Судьба хранила юношу, одновременно проверяя дух на прочность. Он мог погибнуть в блокаду, но как ученика школы при Всероссийской академии художеств его в 1942 году вывезли в Самарканд. Потом — фронт, куда пошел добровольцем и где в 1945 году в Австрии, за две недели до конца войны, его ранили. Хотя по бумагам — убили и даже наградили посмертно орденом Красной Звезды. В художественных работах сквозным лейтмотивом осталась постоянная память о войне.

Художественный музей Эрнста Неизвестного

С поврежденным позвоночником, но он выжил. Потом бесконечные боли и лечение, учеба в Академии художеств в Риге, и, наконец, Москва. Здесь в 1947 году, чтобы рисовать и работать с формой, Неизвестный поступил в Суриковский институт, а чтобы мыслить — на философский факультет в МГУ.

Талантливого юношу заметили: работа третьекурсника завоевала международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей. Скульптура «Строитель Кремля Федор Конь», созданная студентом пятого курса, была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем. В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» — гигантской скульптуре, символизирующей творческий союз искусства и науки. Этот проект, который выражал суть теоретических и практических изысканий мастера, стал главным проектом его жизни.

Эрнст Неизвестный впервые представляет эскиз монумента «Древо жизни». Москва, 1962

Эмигрант по эстетическим мотивам

В 1976 году Эрнст Неизвестный решил уехать из Советского Союза «из-за эстетических разногласий с режимом». Такую формулировку он придумал вместе с другом и философом Мерабом Мамардашвили. До эмиграции в мастерской художника собирались самые интересные и талантливые люди того времени — «интеллектуальная мафия», как их называл хозяин. Большинство были диссидентами. Себя он таковым не считал.

«Нельзя назвать человека диссидентом, если он защищался от плевка в лицо. Это нормальное человеческое поведение. У меня программа была простая — «Оставьте меня в покое!».

Неизвестному не давали работать, против него возбуждались уголовные дела — от обвинений в валютных махинациях до шпионажа, ему угрожали, его избивали. Но, смыв кровь, он шел в мастерскую творить, вновь и вновь побеждал на всесоюзных конкурсах, получал правительственные награды.

Никита Хрущев во время знаменитой выставки в Манеже 1962 года назвал его скульптуры «дегенеративным искусством», но именно к Неизвестному обратились родные опального генсека с просьбой сделать надгробный памятник.

Его звал работать знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер, были заказы от компартий — французской, итальянской, но Неизвестный вдруг оказался невыездным. Единственным выходом стала эмиграция.

Уезжая, он не знал, увидит ли вновь родных и друзей. Первой остановкой на его пути была Швейцария, затем Нью-Йорк. Он читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах. Благодаря связям Мстислава Ростроповича скульптор стал вхож в дома американской элиты. Энди Уорхол, Пауль Сахар, Генри Киссинджер, Артур Миллер, Рокфеллер, принцесса Грейс приняли его в свой круг.

Несколько скульптурных изображений распятия, созданных Эрнстом Неизвестным, приобрел папа римский Иоанн Павел II для музея Ватикана

Появились крупные заказы, пришло мировое признание. В 1976 году Неизвестный стал почетным членом Европейской академии искусства и науки, в 1989-м — действительным членом Европейской академии искусства и науки, в 1986-м — действующим членом Нью-Йоркской академии наук, иностранным членом шведской Королевской академии изящных искусств. Но он ни на минуту не забывал о родной земле. «Родина для меня — это Россия, это Урал, где я родился. В США мой дом, а сердцем я на Урале».

Мемориальный комплекс «Маска скорби» у подножия сопки Крутая в Магадане. Открыт 12 июня 1996 года. Авторы: скульптор Эрнст Неизвестный, архитектор Камиль Казаев

Документальный фильм «Эрнст Неизвестный: Моя свобода — одиночество»

www.culture.ru

Ушел из жизни советский скульптор Эрнст Неизвестный (12 фото) » Триникси

В Нью-Йорке, скончался известный советский скульптор Эрнст Неизвестный, ему был 91 год. За свою жизнь художник создал множество работ, которые будут украшать города, улицы, музеи. Давайте вспомним самые знаменитые из них.

«Древо жизни», 2004 год

Задуманное в 1956 году «Древо жизни» Эрнест Неизвестный «посадил» лишь в 2004. На его ветках есть и Гагарин, и Будда... Скульптуру можно увидеть в вестибюле пешеходного моста «Багратион» в Москве.

Рисунки из серии «Каприччио», 2000 год

Для крупной выставки в России в 2012 году Эрнст Неизвестный отбирал свои работы сам. И он решил, что россияне непременно должны увидеть серию его графических работ «Каприччио».

«Возрождение», 2000 год

Монумент «Возрождение» установлен в 2000 году на Большой Ордынке в Москве как символ новой, процветающей России. Центральный элемент скульптуры - Архангел Михаил, глава святого воинства ангелов, борющихся со злом.

«Маска скорби»,1996 год

Монумент жертвам сталинских репрессий «Маска скорби» находится в Магадане. Был открыт в 1996 году. Центральная скульптура мемориала - плачущее лицо. Внутри монумента - копия типичной тюремной камеры.

Памятник на могиле Н.С. Хрущева, 1995 год

Памятник на могиле Хрущева (Новодевичье кладбище в Москве) скульптор сотворил по просьбе родственников Никиты Сергеевича. Работа выполнена в черно-белых цветах, что олицетворяет двойственность натуры экс-главы СССР - борьбу добра и зла в нём. Кстати, Хрущёв в 1962 году посетил выставку Эрнста Неизвестного и назвал его работы «дегенеративным искусством».

«Золотое дитя», 1995 год.

Скульптура «Золотое дитя» установлена перед зданием Морского вокзала в Одессе. Это самая большая в мире фигура младенца. Второе название скульптуры - памятник Неродившемуся гению. «Я впервые за свою жизнь создал монумент в светлом, радостном, романтическом ключе. «Золотое дитя» — яркий, солнечный образ рождающегося гиганта», - рассказывал сам Эрнст Неизвестный.

«ТЭФИ», 1994 год

Мало кто знает, что Эрнст Неизвестный - автор знаменитой статуэтки ТЭФИ, которую в России вручают за высшие достижения в области телевизионных искусств. Статуэтка олицетворяет собой древнегреческого персонажа Орфея, который разрывает себе грудь и играет на струнах своей души.

«Человек кричащий», 1993 год

Бронзовая скульптура «Человек кричащий» была сделана Неизвестным ещё в 1993 году, но в России впервые её выставили в 2012-м.

«Сквозь стену», 1988 год

Скульптуру «Сквозь стену» Эрнст Неизвестный в 1996 году привёз из США в Россию в подарок тогдашнему президенту Борису Ельцину. Художник выразил надежду, что образ человека, прорвавшегося через, казалось, непреодолимую преграду поможет Ельцину побороть болезни.

«Цветок лотоса», 1971 год

Памятник «Цветок лотоса» находится на Асуанской плотине в Египте. Он был установлен в 1971 году в честь дружбы народов. Его высота - 75 м.

«Кентавр Указующий», 1962 год

Одна из главных метафор в творчестве Эрнста Неизвестного - кентавр. Именно этот мифический образ он использовал и в первые, и в последние годы работы. На фото ниже можно увидеть представленную на выставке в России мини-копию «Кентавра указующего», оригинал которого установлен перед зданием ООН в Женеве.

trinixy.ru

Эрнст Неизвестный скульптуры

Эрнст Неизвестный краткая биография

Эрнст Иосифович Неизвестный — знаменитый на весь мир советский и американский скульптор-монументалист. Работы Неизвестного находятся во многих странах мира. Сам художник является обладателем многих престижных наград и премий, а его имя навсегда останется в списке самых великих скульпторов всех времён.

Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (Екатеринбург). В 1943 году был призван в Красную армию и стал участником Великой отечественной войны. 22 апреля 1945 года был тяжело ранен в Австрии. В результате ошибки, Неизвестного посчитали погибшим и наградили посмертно орденом Красной звезды.

После войны будущий скульптор-авангардист вернулся в родной город и некоторое время преподавал черчение в Суворовском училище. С 1946 по 1947 гг. обучался в Риге в Академии художеств. С 1947 по 1954 гг. обучался в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1955 году скульптор стал членом секции скульпторов Союза художников СССР. Участвовал в выставках и даже подвергся критике со стороны Никиты Хрущёва. Это произошло на скандально-известной выставке авангардистов в 1962 году, которая вошла в историю благодаря тому, что её посетил советский лидер Никита Хрущёв, который в жёсткой форме раскритиковал художников. Искусство авангардистов он назвал «дегенеративным искусством» и спросил у Неизвестного: «Почему ты так искажаешь лица советских людей», и добавил: «В вас сидят ангел и дьявол. Если победит ангел, поможем, если дьявол — уничтожим». После этой выставки у Неизвестного появились большие проблемы и он не мог продать ни одной работы, так как авангард оказался в СССР «неприемлемым» искусством. Неизвестному даже приходилось подрабатывать грузчиком, однако обиды на Никиту Хрущёва он не таил, и даже создал для него, по просьбе родственников Хрущёва, надгробный памятник, который и сегодня стоит на Новодевичьем кладбище.

В 1976 году Эрнст Неизвестный эмигрировал в Цюрих, Швейцария, а в 1977 году переехал жить в Нью-Йорк, США. В Америке Неизвестный получил широкое признание и прославился на весь мир. С 1989 года часто приезжал в Россию. Самыми известными работами стали такие скульптуры и скульптурные композиции, как «Прометей» во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», статуэтка «Орфей», которая сегодня больше известна как «ТЭФИ», «Маска скорби» в Магадане, посвящённая жертвам репрессий в СССР, «Золотое дитя» в Одессе, «Древо Жизни» в Москве, «Цветок лотоса» в Египте (самая большая скульптура Неизвестного — 75 метров), «Возрождение» в Москве и многие другие. Последней работой знаменитого скульптора стал памятник Дягилеву, который установлен в Перми.

Эрнст Неизвестный был женат на скульпторе Дине Мухиной. От первого брака у Неизвестного осталась дочь — Ольга, которая также является художницей. Второй брак скульптор заключил с Анной Грехем. В последнее время проживал в Нью-Йорке, где преподавал Колумбийском университете. Скончался на 92-м году жизни, 9 августа 2016 года.

Эрнст Неизвестный скульптуры с названиями

 

 

Эрнст Неизвестный фото

 

Бронзовая статуэтка «Орфей»

 

Возрождение России

 

Древо жизни

 

Золотое дитя

 

Маска скорби

 

Мемориал «Память шахтёрам Кузбасса»

 

Надгробный памятник Н. Хрущёву

 

Памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище

 

Памятник Сергею Дягилеву в Перми

 

Первые крылья

 

Прометей

 

Скульптурная композиция в Артеке «Прометей и дети мира»

 

Цветок Лотоса

   

art-assorty.ru

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Иллюстрации Эрнста Неизвестного: the_morning_spb

В искусстве книги Эрнст Неизвестный, также как и в скульптуре, сумел сказать свое слово. Например, он иллюстрировал Данте Алигьери и Самюэля Беккета. Начинал же свой путь в этой области с «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского, проиллюстрировав издание, которое было выпущено в серии «Литературные памятники» издательства «Наука». Роман «Преступление и наказание» (1866) - одно из самых замечательных творений человеческого гения. Это роман о России середины XIX века, пережившей эпоху глубочайших сдвигов и нравственных потрясений, роман о герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны своего времени. Приводятся многочисленные варианты текста из записных книжек и рукописные фрагменты. Множество вклеек с иллюстрациями Э. Неизвестного. Трудно назвать эту графику "иллюстрациями". Это интерпретации. Это повод для размышления. Это момент истины, открытой Э. Неизвестным.Ф. М. ДостоевскийРаскольников

Между крестом и топором

Licina Раскольников

Арифметика

Черное солнце Раскольникова

Убийство

Болезнь

Мысль-возмездие

Груз убитых

Смеющаяся старуха

Материубийца

Крест Раскольникова

Несвершившееся величие

Вера - отчаянье

Внутренний мир Свидригайлов

Очищение через страдание

Сон. Всеобщее убийство

(с) www.forumdaily.com

"Отпечатанная книга вызвала неудовольствие Комитета по печати помещенными в ней на вклейках оригинальными рисунками Э. Неизвестного. Издание было задержано, им занимался Отдел культуры ЦК КПСС, но иллюстрации все-таки удалось отстоять, тем более, что подписи к ним были напечатаны на смежных текстовых страницах, так что изъять их без разрушения набора не представлялось возможным. Книга получила высокую оценку в русской и зарубежной печати. Между тем появились отклики, оценивающие иллюстрации Э. Неизвестного как субъективные, модернистские, сюрреалистические".

На иллюстрации "Между крестом и топором" изображены два состояния Родиона Раскольникова — до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старушки этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице — морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором. У левого лица вместо глаз впадины. Это значит, что Раскольников вступал на этот путь как бы слепым. Прозрел он на каторге, после этого он мог найти дорогу назад.

На иллюстрации изображается рука, держащая головы людей. В руке на переднем плане изображается голова с расколотым черепом. Скорее всего, это череп старухи процентщицы. Рука, держащая головы, — рука Раскольникова. Раскольников, убив старуху, не спасает мир и людей, а наоборот, убивает и губит жизни. На втором плане после старухи изображена голова Лизаветы, далее — Николки. Иллюстрация показывает, что идея Раскольникова о спасении мира ошибочна, убийством он испортил жизнь себе и другим. Поэтому иллюстрация называется «Арифметика». На иллюстрации отражена теория Раскольникова: “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Человек на первом плане — Раскольников. А рука, сдавливающая людей, находится как бы в голове Раскольникова. Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные — ничтожные людишки, “вши”.

Издание подготовили Опульская Л.Д., Коган Г.Ф.Серия: Литературные памятники. Москва, Наука, 1970. 808 с., ил. Твердый коленкоровый переплет в суперобложке по рис. иллюстратора, увеличенный формат.22,2х18 см. Тираж 35000 экз.Источники - www.raruss.ru и app.emaze.comА также рекомендую пост "Эрнст Неизвестный: "Как я иллюстрировал Достоевского?" philologist

the-morning-spb.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта