Сочинение по картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Ермак картина суриков


Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» :: Артпоиск

Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

1891 годом помечен первый известный набросок «» — картины , в которой, может быть, с наибольшей полнотой раскрылся его великий дар исторического живописца. Контуры будущей композиции прояснились не сразу, и вариант, показавшийся удачным, художник поспешил тут же занести на бумагу, обозначив и место, где это произошло, — «на Волге, за Камой».

начал работу над картиной значительно раньше. Как всегда, обдумывая композицию в целом, он настойчиво, не щадя сил, собирал к ней фактический материал — писал этюды характерных голов, одежды, оружия, пейзажа, безошибочным чутьем своим улавливая в современности то, что сохранилось в ней от прошлого. У него был уже огромный опыт — позади остались могучие полотна: «», «», «»; за ним уже утвердилась слава выдающегося исторического живописца, но тем не менее «» создавался трудно и, по-видимому, даже в оконченном виде не волне удовлетворил своего взыскательного творца.

Слишком крепкими, кровными узами связана была картина с самим художником, с его родной средой, с дорогими сердцу семейными преданиями, чтобы он мог, даже отдав картине всего себя, считать ее на уровне своих замыслов.

Для Сурикова история его вольнолюбивого рода всегда представляла предмет особой гордости. С малых лет он любил и глубоко чтил своих предков, удалых казаков, пришедших в глухие, суровые края Сибири под знаменами атамана Ермака, вынесших на своих плечах и войны с туземцами — монгольскими племенами — и строительство первых русских поселений — крепостей. Теперь же художник воскрешал подвиг предков, представлявшихся ему племенем богатырей, людьми, воплотившими в себе лучшие черты русского народа.

Правда, к образам их он обращался и раньше. Изображая стрельцов, восставших против крутой ломки Петром привычных форм жизни Руси, заблуждающихся, но искренне страстных, трагически-величавых в своем поражении, Суриков имел перед своим внутренним взором легендарных героев-казаков, которые с особой силой ожили потом в «Покорении Сибири. Выискивая цельные, сильные характеры для картины «», он также переносился мыслью к своим родичам. На Дону, на Урале, в Сибири сохранялся, как ему представлялось, истинный народный русский тип, здесь не развеялся дух страстного вольнолюбия, двигавшего народные рати Степана Разина, Емельяна Пугачева.

Не случайно, что в полный голос заговорил о своих предках, избрал сюжетом картины сызмальства родную ему историю Ермака в тяжелое для себя время, после потрясшей его личной драмы — смерти горячо любимой жены, матери двух его дочерей. Он инстинктивно потянулся к родному, сильному и яркому, которое могло помочь ему вновь обрести себя.

После отъезда гостившего у него летом 1888 года брата Александра художник не оставляет мысль уехать на родину. Он готов даже распрощаться со своим искусством. Ничто не кажется ему теперь заслуживающим внимания. 7 февраля 1889 года в строках письма к матери и брату в Красноярск слышна все та же страстная скорбь, что и год назад: «Думаю сегодня и завтра отслужить панихиду по моей незабвенной милочке. Память о ней не только не ослабляется, но с каждым днем, по милости божией, все яснее делается. Я бы очень желал приехать в Красноярск».

Весной 1889 года Суриков с дочерьми покинул Москву, убегая от горя, от тяжелых воспоминаний, которыми были полны стены его осиротевшей квартиры. Он, казалось, утратил свой неукротимый творческий дар. Целый год до того прошел в мучительной тоске, в затворничестве; заботы о дочерях поглощали все время. Настольной книгой его стала библия, но религиозные размышления давали только иллюзию успокоения. Немногочисленные работы, вроде «» (оконченного в 1893 году), отразившие временные идейные шатания художника, обнаруживали необычайную робость и холодность кисти. Друзья с глубоким сожалением видели картину нисхождения гения. И вдруг Суриков совсем исчез из Москвы, неожиданно для всех, как он любил делать всегда. Распространились слухи, что создатель величавых исторических эпопей умер.

Не скоро стало известно, что художник жив и здоров и находится в Красноярске. 14 октября 1889 года В.В. Стасов пишет П.М. Третьякову: «...А не имеете ли Вы сведений о Сурикове из Сибири? Какая это потеря для русского искусства его отъезд и нежелание более писать!!! На мои глаза, кроме и , — это самая великая сила нашего нового искусства!»

А 17 ноября 1889 года П.М. Третьяков сообщает живущему в Петербурге И.Е. Репину: «Дорогой Илья Ефимович! Я узнал, что дней десять назад Суриков спрашивал выслать в Красноярск красок, следовательно, он не только жив, а и работать собирается, что и сообщаю Вам с великою радостию. Может быть, Вы теперь уже и помимо меня узнали о нем, но все-таки считаю долгом сообщить Вам...» отвечал: «Дорогой Павел Михайлович! Очень обрадовали Вы меня вестью о Сурикове, я ничего ни от кого не слыхал здесь. Неужели он они с кем не переписывается?!»

Пока шли эти толки, отдыхал, окруженный-заботливым вниманием матери и брата. «В то время Суриков производил на меня  впечатление нездорового человека, — вспоминал о художнике в 1889 году М.А. Рутченко, — говорил он как-то отрывисто, коротко, несколько глухим голосом; если и случалось с ним разговаривать, то часто и неожиданно впадал в задумчивость».

Брат художника Александр (рассказывал через несколько лет: «В мае 1889 года Вася с девочками приехал в Красноярск. Девочек устроили в гимназию, таким образом, у Васи главная забота о детях отпала. Я, в свою очередь, занялся развлечением его и подал ему мысль написать картину «Городок». Мне сильно хотелось, чтобы он после смерти жены не бросал своего художества... За работой этой картины Вася уже менее стал скучать о жене, одним словом, до некоторой степени пришел в себя, стал бывать в гостях, и у нас бывали знакомые. С мамой всегда вспоминал о старинке, в общем жили нескучно».

Пробуждалась опять жажда творчества; в разговорах с родными и друзьями, в окружении могучей сибирской природы оживало прошлое. Художник с увлечением пишет «» — шумную, веселую сцену народного сибирского гулянья, но его воображением уже властно овладевает Ермак. «Городок» был известным  «разбегом» перед большой и сложной картиной-эпопеей. Неоспоримые достоинства «Ермака», хотя и не оцененные критикой при появлении на выставке 1891 года, убедили тем не менее самого художника в том, что он опять полновластный хозяин своего живописного таланта.

Кисть вновь обрела уверенность и силу, краски зазвучали звонким мажорным хором, успешно были преодолены композиционные трудности. И хотя картина «» уступает во многом предшествующей «», она заключает в себе огромный внутренний оптимизм, органически присущий искусству Сурикова, здоровые реалистически-демократические основы его мировоззрения. С удовольствием отдался художник изображению праздничной стороны народного быта. Сцена мужественной игры, требующей силы, находчивости, ловкости, великолепного владения лошадью, обрамлена художником в драгоценный наряд красочных народных одежд и уборов.

Примечательно и то, что «», хотя и было картиной современного быта и писалось при строгом изучении натуры (доходившем до того, что вся сцена не раз воспроизводилась перед художником его земляками), свидетельствовало о мощном выходе на поверхность ярких воспоминаний детских лет. Сам художник рассказывал позднее: «Написал я тогда бытовую картину «Городок берут». К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили... Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез». В этом отношении «Взятие снежного городка» закономерно предшествовало картине «Покорение Сибири».

Осенью 1890 года Суриков вернулся в Москву, по-видимому, уже с твердым решением приняться за «Ермака», ибо с 1891 года началась для него страдная пора писания бесчисленных этюдов, нескончаемых утомительных странствований в поисках необходимой натуры. Художник был предельно требователен к себе, стремясь каждую мелочь написать непременно с натуры, не останавливаясь для этого ни перед чем. Тысячи километров были изъезжены и исхожены на Дону и в Сибири, где Суриков проводил все летние месяцы четырех последующих годов. Часто с риском для жизни, преодолевая бесчисленные трудности, с альбомом, карандашом и красками в руках выискивает он нужные типы, старается уловить «правду» легендарного похода предков. «Все увидеть, перечувствовать самому, ко всему прикоснуться, что хочешь писать» — было раз и навсегда установленным правилом художника. «Если бы я ад писал, — говорил Суриков, — то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».

Очертания композиции в основном уже складывались в его представлении. Группа казаков, фигура Ермака в окружении его есаулов были найдены уже в первых карандашных набросках. По мере работы замысел все более и более прояснялся, композиция все более и более уточнялась. Художник владел всеми приемами ясной и точной академической композиции, но он интересовался при этом не совершенной группировкой безликих «героев», но живым и выразительным размещением живых людей. Именно поиску их и посвятил Суриков четыре года напряженного труда. В этом он опирался на великий пример благоговейно чтимого им , впервые о русской живописи отбросившего условности академического исторического «сочинения». Он тоже, создавая свое гигантское «», годами подбирал типы, искал выразительные, психологически верные нюансы в лицах персонажей, тогда как поборники строгой академической методы годами сидели над композиционными эскизами, переставляя фигуры, подбирая «красивые» группы, и часто коренным образом меняли композицию в целом.

Суриков не отступал от раз найденного. Его решения были следствием огромной внутренней творческой работы, они долго вынашивались и почти всегда были художественно безошибочны.

Не случайно, что большинство фигур в этюдах, написанных Суриковым, имеют позу, точно совпадающую с позой соответственных персонажей в картине. Художник, собирая этюды, заранее знал, куда пойдет тот или иной его герой, в какой позе, в каком повороте, с каким выражением лица он должен быть изображен. Он угадывал даже его место в колористическом строе картины. Но, не раздобыв удовлетворительный оригинал, художник не мог идти вперед. Зять Сурикова, П.П. Кончаловский, говорит, что, когда он видел «Ермака» в 1894 году, картина композиционно была уже вполне завершена, не хватало только лиц у некоторых фигур в правом углу. И эти несколько лиц задержали окончание картины еще на целый год.

Летом 1891 года отправился для сбора этюдов в Сибирь, куда он стал рваться тотчас же после прибытия в Москву. «Мы только и мечтаем на то лето к вам приехать. Скверно тут жить. Тесно и людно...» — писал он брату осенью 1890 года. Хотя в это лето обстоятельства путешествия сложились не особенно благоприятно, была масса задержек в пути, художник написал тем не менее ряд этюдов, позволивших ему осенью этого года приняться уже за картину. Брата, живо интересовавшегося его работой, он извещает: «Я переехал на квартиру. Очень большая она. Зала, где думаю картину работать, 9 арш. длины и 9 в ширину. Холст выписан чрез магазин Аванцо из Лейпцига. К 15 сентября ожидаю». А 11 декабря Суриков сообщил: «Я начал  Ермака. Картина 8 арш. и 1/4».

Суриков избрал в качестве сюжета картины решающую битву рати Ермака с ордой хана Кучума на подступах к столице ханства, городу Сибири — цели долгого и опасного пути казаков. 1 сентября 1581 года небольшая наемная армия казаков в восемьсот человек, под командой атамана Ермака Тимофеевича, выступила в поход. Кампанию организовали Строгановы, крупнейшие солепромышленники и землевладельцы Приуралья. По их инициативе начался захват земель по Каме, они же устремляли жадные взоры на богатые, но слабо заселенные края Уральских гор, Западной Сибири, которые первоначально были под властью хана Едигера, вассала и данника московского царя. Сгоняя коренных жителей вогулов с заселенных ими мест, Строгановы все более и более расширяли свои владения, в чем они находили  поддержку Ивана IV, пристально следившего за ненадежным сибирским вассалом. Скоро в ханстве произошли немаловажные события: энергичный, властолюбивый хан Кучум убил Едигера и стал правителем Сибири. При нем было введено мусульманство, власть хана значительно укрепилась. На восточных границах молодого русского государства появился небезопасный сосед. В памяти русских людей свежи еще были раны, нанесенные жестоким двухвековым владычеством татар, и естественно поэтому, что укрепление Сибирского хамства, в котором руководящую роль играли татары, не могло не настораживать, тем более, что хан Кучум пытался уже проникать к западу от Урала. Организуя сибирский поход, Строгановы преследовали свои цели: завоевание богатой области открывало перед ними широкие перспективы выгодной торговли ценными мехами, давало в руки источники разнообразного сырья, наконец, ограждало их обжитые камские владения от набегов татар. Однако при этом достигалась и цель государственной важности: восточные границы Руси переставали быть под угрозой. Не случайно, что известие об успехах Ермака было принято в Москве с большим удовлетворением и Грозный тотчас же выслал под команду казацкого атамана отряд стрельцов.

artpoisk.info

Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Тема покорения Сибири близка и понятна художнику. Ведь он родом из Красноярска. Он писал картину долго и тщательно. На это ушло четыре года. Ермак - это боевой казачий атаман. По приказу царя Ивана Грозного завоёвывал Сибирь. В те времена на этой обширной территории жили племена монголо-татар и правил ими хан Кучум. Они периодически делали набеги на русские земли. Этому надо было положить конец.

Естественно, по доброй воле он не собирался отдавать свои владения. Ермак воевал против него. Решительная битва происходит прямо в реке. Интересен тот факт, что войско Ермака по численности было меньше войска хана Кучума. Как известно, русские воюют не числом, а напором и умением. Войны Ермака вооружены уже ружьями и пиками, а у монголо-татар только стрелы и кривые мечи. Куда им тягаться против пули!

За спиной воинов хана Кучума виден обрыв высокого берега. Там видна мечущаяся конница. У Ермака конницы нет, одни люди в лодках. Но у него преимущество в вооружении. Вот он вытянул левую руку в направлении берега. Возможно, он что-то кричит своим соратникам «Вперёд!» или «На приступ!» С левой стороны виден какой-то острог. Возможно, это будущий город Красноярск.

Суриков прорисовывает каждого участника событий. С исторической достоверностью изображены одежда, ружья, лодки, знамёна. На них изображён лик Христа и фигура Георгия Победоносца. Этих художник подчёркивает тот факт, что Ермак и его товарищи бьются за правду. В любой битве, любом бою знамёна всегда впереди, они ведут людей за собой. Они придают идейную направленность битве. Это не просто массовое побоище, а битва за правое дело.

Видя знамёна в первых рядах, казаки рвутся вперёд. Сильные руки мужиков уверенно налегают на вёсла и продвигают лодки вперёд и вперёд. Воинам Кучума отступать некуда – сзади подпирает высокий обрыв. Ещё мгновение – и лодки врежутся друг в друга, только затрещит дерево, и полетят щепки. Казаки пойдут на абордаж.

Суриков не мог присутствовать и воочию видеть эту битву. Сюжет, он, как великий мастер, выдумал. Но глядя на картину, кажется, что всё происходящие списано с натуры. Настолько оно реалистично. Художник поэтому так долго и писал картину, что ему пришлось материал для неё собирать по крупицам. Он отдельно делал эскизы на каждого участника битвы. Прорисовывал его доспехи, вооружение.

Картина была написана как раз во время. Праздновали 300-летие покорения Сибири. Царь Николай Второй приобрёл её. Теперь она хранится в Санкт-Петербурге в Русском музее. А художник получил звание академика.

Описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком 8 класс

Василий Иванович Суриков – один из известных русских художников XIX в. Он жил в то время, когда создавались монументальные труды по истории России. Всё образованное русское общество активно интересовалось событиями и героями в исторической судьбе Отечества. Естественно, что и художники также обращались в своём творчестве к этой теме.

В истории русского государства одно из важнейших событий – присоединение Сибири. Оно определило дальнейший путь развития страны, расширило ее территорию и её богатства. Неудивительно, что В.И. Суриков использовал его ля одной из тем своего творчества. Тем более, что художник был сам родом из Сибири и хорошо знал легенды этого далекого и сурового края. Соединив исторические сведения и фольклор, результаты научных исследований и предания, сохранившиеся в народной памяти, он запечатлел возникшие образы в масштабном полотне.

Ключевое событие похода – взятие столицы ханства, города Сибирь, изображено на картине. Батальная сцена показывает столкновение двух войск – татарского и русского на реке, недалеко от городских укреплений. Картина построена на противопоставлении, что прослеживается в деталях. Командир татарского войска – вдалеке, наблюдает с обрыва за сражением. Командир казаков – Ермак – вместе с ними, в гуще боя. Войско сибирского хана вооружено луками и стрелами, на щитах нарисованы языческие символы. Напротив, русские воины стреляют из огнестрельного оружия, над ними развеваются хоругви с изображением Спасителя. Выбранный ракурс подчеркивает храбрость казаков – их число гораздо меньше, чем противника. Нагнетают обстановку и несколько мрачные тона изображения: серое, в тучах небо, темный, крутой обрыв, бурное течение реки.

Победа дружины Ермака очевидна из названия полотна, но изображение передает всю напряженность момента боя. Ясно, что обе стороны понесут серьезные потери. Кровью и смертями оплачено величие России.

Картина В.И. Сурикова стала растиражированным изображением. Её можно увидеть во всех материалах, посвященных истории России и Сибири. Её помещают и в школьные учебники. Образ, рождённый художником, формирует наши представления об эпохальных событиях истории.

Другие сочинения:

Покорение Сибири Ермаком

Покорение Сибири Ермаком

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Как Василий Суриков своего "Ермака" писал на Дону

 

В марте 1881 года в Петербурге открылась IX передвижная художественная выставка. Среди представленных на ней произведений обращала на себя всеобщее внимание картина «Утро стрелецкой казни», принадлежавшая кисти Василия Ивановича Сурикова. Это была одна из первых крупных работ талантливого художника. Высокую оценку картине дал Илья Репин. «Картина Сурикова, - писал он П. М. Третьякову, - делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Она наша гордость на этой выставке. Могучая картина!»   В том же году В.И. Суриков был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок, а П.М. Третьяков приобрел «Утро стрелецкой казни для своей картинной галереи. Вскоре на выставках появились новые полотна В. И. Сурикова: «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» и другие. «Суриков - просто гениальный человек, - заявил В.В. Стасов, ознакомившись с картиной «Боярыня Морозова». - Подобной исторической картины у нас не бывало во всей нашей школе. Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал. Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина» и «Князь Игорь».   Памятные страницы истории родной страны долгое время оставались центральной темой творчества художника. В конце 80-Х годов он задумал создать еще одну картину на темы прошлого и посвятить ее завоеванию Сибири Ермаком. В.И. Суриков тогда решил изобразить на этой картине битву дружины Ермака с войсками сибирского хана Кучума, которая произошла на Иртыше 23 октября 1581 года.   В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком.   Как отмечают биографы В.И. Сурикова, выбор им этой темы не являлся случайностью. Сибирь была родиной художника, он с детства хорошо знал и горячо любил природу и людей родного края. По рассказам родных, предки Сурикова еще в эпоху Ивана Грозного переселились в Сибирь с берегов Дона и пришли они сюда вместе с дружиной Ермака. «Род мой казачий, очень древний», - не без гордости говорил Василий Иванович. И вот мысль о новой картине полностью овладела художником. Он перечитал много книг по истории донского казачества, знакомился с архивными и музейными документами и материалами. Но этого было, конечно, мало. Надо, как писал В.И. Суриков, постараться «все увидеть, перечувствовать самому, ко всему прикоснуться, что хочешь писать». Положив в основу своего творчества именно такой метод работы, художник продолжал всегда придерживаться его. Так было и на этот раз.   Оставив все свои дела в Москве, В.И Суриков отправляется в далекую поездку, вначале на Урал, где на Каме пишет первые этюды для новой картины, а затем еще дальше, в хорошо знакомые с детства сибирские края. Он путешествует по Енисею, делает зарисовки на Иртыше, Немире; альбом художника пополняется все новыми эскизами, черновыми набросками, этюдами. Суриков возвращается в Москву с огромным материалом и продолжает упорно и настойчиво работать над картиной. «Пишу Ермака, - сообщает он в апреле 1893 года брату Александру и матери Прасковье Федоровне в Красноярск. - Читал историю о донских казаках. Мы, сибирские казаки, происходим от них. Работаю над картиной с 8 утра до 6 вечера, а то и позже».   Лето 1893 года В.И. Суриков хотел снова провести в Сибири, побывать и у родных. Но затем планы художника изменились, и он принимает решение ехать не в Сибирь, а на Дон. О целях этой поездки он писал родным 23 мая 1893 года: «Мы, дорогие, нынешнее лето едва ли будем в Красноярске, так как для картины нужно ехать на Дон, к казакам. Не знаю, каково будет на Дону, да очень нужно там быть. Ничего не поделаешь. Лица старых казаков там напишу. Жара только страшная на Дону. Дня через два или три уедем из Москвы. Сначала еду в Новочеркасск, а потом в станицу Раздорскую или Старочеркасск».   В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком.В последних числах мая В.И. Суриков приехал в Новочеркасск. Здесь он провел несколько дней, встречался и беседовал с людьми, хорошо знавшими историю Дона и охотно рассказывавшими художнику о жизни и быте казачества. Из Новочеркасска В.И. Суриков направился в поездку по донским станицам. «Мы проживаем теперь в Раздорской, - писал он родным 4 июля 1893 года.- Тут я думаю найти некоторые лица для картины. Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь. Не знаю, долго ли проживу здесь, смотря что найду».   В Раздорской он настойчиво исках среди местных жителей наиболее выразительные казачьи типы, которые потом могли бы стать центральными образами его новой картины. Уже через двa дня после приезда в Раздорскую Суриков сообщает брату Александру и матери, что написал два очень характерных казачьих лица и большую казачью лодку. Присутствовал Василий Иванович и на станичном Круге, где собралось особенно много казаков и художник рассчитывал найти еще несколько типов для своей будущей картины.   Станичники очень тепло принимали гостя, и В.И. Суриков целые часы проводил в беседах с казаками, слушал их рассказы, песни, присутствовал на народных гуляньях и делал в своем альбоме многочисленные зарисовки и эскизы. Посещал он и состязания конников, где внимательно наблюдал за быстротой и лихой удалью наездников, сам пробовал ездить верхом и был очень доволен, когда казаки хвалили его посадку. - Ишь, - говорили они, - еще не служил, а ездит хорошо!   Побывал В.И. Суриков в Константиновской, Старочеркасской и других станицах Дона, где продолжал писать этюды, делать зарисовки, уделяя большое внимание поискам характерных казачьих типов. Много времени проводил он со своим альбомом на живописных берегах Дона, рисовал пейзажи, виды степного края. Завязывал знакомства с местными жителями, среди которых, как полагал Василий Иванович, были не только герои его будущих произведений, но, возможно, и очень далекие родичи. «Знаешь, Саша, - писал он брату, - у нас с тобой родные, должно быть, есть на Дону - в станицах Урюпинской и Усть-Медведицкой есть казаки Суриковы и есть почти все фамилии древних казачьих родов».   В одном из писем родным художник сообщал, что нашел на Дону людей, с которых можно рисовать Ермака и его есаулов. Сподвижника Ермака атамана Ивана Кольцо он писал с жителя станицы Раздорской Макара Огаркова, позировали художнику и казаки Кузьма Запорожцев, Дмитрий Сокол. Этюды с их портретами хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи в Москве. Там же находится и этюд «Донской казак, заряжающий ружье». На Дону В. И. Суриков провел более месяца. Все это время прошло У него в напряженном творческом труде.   Возвратившись в Москву, он писал 6 августа 1893 года родным в Красноярск: «Мы возвратились из поездки по Дону. Я написал много этюдов, все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские; должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину. Меня казаки очень хорошо приняли. Жили мы в Раздорской станице, Константиновской, Старочеркасске, где находятся цепи Степана Разина. Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины. Теперь уже выписываю их».   В Москве начался новый этап работы над картиной. Из обилия зарисовок, сделанных в Сибири и на Дону, предстояло отобрать тщательным образом все, что могло быть использовано в будущей картине. Василий Суриков и в дальнейшем поддерживал тесные связи со многими из новых знакомых - жителями Сибири, Урала и Дона и каждый раз, когда кто-либо из них приезжал в Москву, художник приглашал их в мастерскую и охотно знакомил с фрагментами картины, интересовался их мнением. «Были при мне уральские казаки, - пишет он 24 февраля 1895 года брату из Петербурга, - все были в восторге, а потом придут донские, Атаманского полка, а я всем им объяснял картину, а в Москве я ее показывал донцам».   Вскоре картина «Покорение Сибири Ермаком» была закончена и 3 марта 1895 года показана на открытии XXIII передвижной художественной выставки. «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, - писал Рeпин, - что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит как никчемное: зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено».   Источник: С. Гурвич. Они были на Дону. Ростовское книжное издательство. 1960.    Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 2126

olenalex вт, 12/03/2013 - 20:51

rslovar.com

Покорение Сибири Ермаком - Суриков В. И. :: Артпоиск

Покорение Сибири Ермаком.

  • Суриков В. И. Покорение Сибири Ермаком

Описание

Большие батально-исторические картины были созданы в 90-х годах XIX века, то есть во второй половине жизни художника: «» — в 1895 году, «» — в 1899 году.

От основных исторических картин 80-х годов — «» (1881) и «» (1887), раскрывающих противоречия переломных эпох русской истории и связанную с этими противоречиями трагедию народных масс Руси 16 века, последующие работы отличает отсутствие трагических черт в обрисовке национально-героических образов и оптимистическая народно-патриотическая направленность.

По времени первая из батально-исторических картин — «Покорение Сибири Ермаком» — отделена от последней картины предыдущего десятилетия — «» — промежутком в восемь лет.

За эти годы художник пережил тяжелую личную трагедию — смерть жены в 1888 году, за которой последовал период душевной депрессии и упадка творческих сил. В поисках исцеления он едет в родную Сибирь и действительно находит там возрождение. Первой картиной, написанной им в годы нового подъема творческой энергии, была жанровая картина «» (1891).

Тесная внешняя и внутренняя связь сюжета картины и его трактовки с  батально-героической темой отмечалась уже современной художнику критикой.

Единственная бытовая картина народно героична в большей степени, чем многие батальные картины того времени; звучный колорит картины так же чист, свеж, жизнерадостен и народен, как и ее сюжет. В. С. Кеменов справедливо говорит, что во «» «есть черты эпического начала, дыхание эпической богатырской силы, и эта картина в силу своей эпичности является как бы предвестницей следующего грандиозного замысла Сурикова — картины «Покорение Сибири Ермаком».

Если сопоставить даже сюжеты обеих картин, мы увидим, что в первой картине потомки донских казаков — покорителей Сибири берут «играючи» снежный городок, а во второй картине далекие легендарные предки сибирских казаков во главе с Ермаком берут столицу Сибирского царства город Искер. «» — эта, быть может, самая жизнерадостная бытовая картина классического русского искусства, была лишь «разбегом», лишь «подступом» к созданию монументального народно-героического полотна на суровую, близкую художнику-сибиряку батально-историческую тему — «».

Тема «Покорение Сибири Ермаком» заинтересовала не только потому, что он был сибиряком и вел свой род от донских казаков, пришедших в Сибирь с Ермаком. Он понял эту тему, как художник — историк народных масс, как художник — поэт героических дел русского народа.

А. М. Горький сказал о покорении Сибири русским народом: «Он, этот народ, без помощи государства захватил и присоединил к Москве огромную Сибирь, руками Ермака и понизовой вольницы,  беглой от  бояр...  Этим народом  сделано много дела, у него большая история...» Так же понял значение похода Ермака и . Тема «Покорение Сибири Ермаком» была для него новым вариантом его основной неизменной темы о народе, как действенной силе истории, о русском национальном характере, выковывавшемся и закалявшемся в исторических испытаниях.

После распада Золотой Орды на отдельные ханства-улусы, явившегося следствием разгрома монголо-татар Димитрием Донским на Куликовом поле, а затем после падения Казани Сибирское ханство оставалось последним оплотом монголо-татарской силы на Востоке. Хотя сибирский хан Едигер в 1555 году признал себя «данником» московского царя Ивана IV, но убивший Едигера и захвативший власть Кучум перебил московских послов и отказался платить дань. Примечательно, что Кучум считал себя потомком Чингисхана, точнее — Шейбани, внука Чингисхана и брата Батыя. Не надо забывать, что и в русском народе еще свежа была память о тяжком монголо-татарском иге. С приходом к власти Кучума хищнические набеги на русское Приуралье возобновились с новой силой. Поход Ермака в 1581—1582 годах за Урал в Сибирское царство был прежде всего ответом на эти набеги «кучумлян».

Иван Грозный, занятый длительной и тяжелой Ливонской войной, не мог выделить достаточно войск для защиты восточных границ Руси и потому разрешил владельцам огромных земель и промыслов в Приуралье «великопермским властелинам» купцам Строгановым охранять границы своих владений при помощи наемной военной силы.

Атаман «понизовой вольницы» Ермак Тимофеевич, «полевавший» дотоле на Волге, нападая на купеческие караваны, а иногда посягая и на «государеву казну», ушел от высланных против него царских войск в Пермскую землю и поступил со своей дружиной на службу к Строгановым. Строгановы, заинтересованные как в охране своих границ, так и в приобретении новых земель, оказали Ермаку материальную помощь, но, в сущности, поход против огромного Сибирского царства был предпринят Ермаком за свой страх и риск и, во всяком случае, без помощи государства.

В победе небольшой дружины Ермака над полчищами Кучума существенную роль сыграло не только огнестрельное оружие, которого не было у противника, но и то, что царство Кучума было «лоскутным», включавшим в себя множество сибирских племен, не спаянных внутренним единством и не заинтересованных в сохранении власти завоевателя — Кучума.

Однако окончание повода Ермака было лишь началом длительного и трудного процесса закрепления за Русью и освоения огромных просторов Сибири. Хотя Иван Грозный обласкал посланца Ермака Ивана Кольцо, принял сибирское царство «под свою высокую руку» и послал в Сибирь воеводу Волховского, но и это войско и казаки очутились в трудном положении, а сам Ермак погиб в одной из стычек с «кучумлянами», попав в засаДуиГутонув в Иртыше: его увлек на дно тяжелый панцырь, подарок паря. Но народы Сибирского царства все же вошли в состав Руси и связали свою судьбу с ее великой судьбой.

Русский народ видит в Ермаке одного из национальных героев, полководца, вышедшего из народа и способного вести народную рать на воинский подвиг, к победе, О Ермаке сложено много народных легенд, сказов и песен,  сохранившихся до нашего времени, так же как до наших дней многие деревни, поселки и урочища Сибири носят имя Ермака. Картина изображает решающий бой дружины Ермака с полчищами Кучума в октябре 1582 года на берегу Иртыша, близ города  Искера.

В народном сказе «Как Ермак взял Сибирь»,   записанном   в   Сибири,   об   этом   бое говорится: И тут у них стала баталия великая Со теми татарами котовскими; Татары в них бьют со крутой горы, Стрелы летят, как часты дожди, А казакам взять не можно их. И была баталия целой день, Прибили казаки тех татар не мало число. И тому татары дивовалися, Каковы русски люди крепкие, Что ни едино убить не могут их: Каленых стрел в них, как в снопики, налеплено, Только казаки все невредимы стоят; тому татары дивуются наипаче того...

В Кунгурской летописи XVII века есть описание боя, близкое к тому, что изображено на картине. Суриков по этому поводу говорил: «А я ведь летописи и не читал. Она сама (то есть картина.— В. С.) мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я потом уж (по окончании картины) Кунгурскую летопись начал читать, вижу, совсем как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие...» Картина прежде всего поражает грандиозностью, «массовостью» изображенного на ней действия. Это — самая многофигурная из всех исторических композиций . В «» и «» — несколько десятков действующих лиц, воспринимаемых как большая толпа; в «Покорение Сибири Ермаком» — действующих лиц, по счету, не менее сотни, а по впечатлению — их тысячи, людское множество.

Тесно сгрудившаяся на своих ладьях дружина Ермака, как бы обрезанная рамой картины, вырастает в воображении зрителя в многочисленный отряд, а разноплеменное войско  Кучума,   теснящееся   на   узкой  прибрежной  полосе  под крутым обрывом, воспринимается, как несметное человеческое скопище, лучше всего определяемое древним татарским словом   «тьма».

Пейзаж картины — мутные воды Иртыша на первом плане, уходящий вглубь крутой глинистый берег, город с его башнями в туманной дали, сумрачное осеннее небо — также грандиозен и стихиен.

писал об этом произведении : «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное; и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено...

Изображен момент решительного натиска казаков, когда их ладьи, образующие подобие клина, готовы врезаться в прижатое к крутизне берега человеческое месиво — «кучумлян». Два войска отделены друг от друга лишь узкой полосой воды да дымом выстрелов казацких ружей и пушки на носу атаманского струга.

Помещая дружину Ермака на первом плане слева, а войско Кучума отодвигая на второй и дальний план справа, художник привлекает внимание зрителя прежде всего к казацким ладьям. Здесь — богатырские, устремленные вперед фигуры, суровые лица, огненные взгляды, решительные жесты. И при этом — никакой беспокойной суетливости, грозное спокойствие, сдержанная напряженность, четкость движений, уверенность в своих силах. Некоторые фигуры особо выделены художником, хотя и слиты с общей массой. Таковы два пожилых казака в лодке на переднем плане: красивый бородач в шапке с желтым верхом, заряжающий ружье, и его сосед слева с густыми усами и выбивающимися из-под шапки волосами, держащий ружье обеими руками. В их обликах есть что-то типично казацкое, почти бытовое и вместе с тем что-то эпическое, былинно-богатырское. Таковы, в сущности, все персонажи в дружине Ермака.

Сам Ермак помещен художником на втором плане под стягом; на голове его шишак, рука протянута вперед, в сторону врага. Лицо, повернутое в профиль, выражает сосредоточенную решимость, волю к победе. Рядом с атаманом стоит его любимый есаул, горячий и смелый Иван Кольцо. Ермак показан в гуще своих боевых товарищей, так что видна лишь верхняя часть его фигуры, и выделен только шишаком и жестом руки, но этот жест говорит о воле полководца, вдохновляющего и ведущего за собой массу бойцов. Такого образа полководца мы не найдем ни в одной батальной картине какого-либо художника.

Стяг с образом «Спаса» (обычным для боевых знамен в древней Руси), под которым стоит Ермак, написан Суриковым с хранящегося в Оружейной палате исторического знамени государева полка, бывшего с Иваном Грозным под Казанью; по преданию, навершие этого знамени было у Димитрия Донского на Куликовом поле.  Это обстоятельство подтверждает, что Суриков понимал поход Ермака как завершение многовековой борьбы Руси с татарами.

Переходя к рассмотрению войска Кучума, зритель видит, что эта, по выражению , «копошащаяся масса» совсем не безлична, что художник подошел к изображению противников дружины Ермака с неослабным вниманием и глубокой проникновенностью.

Известно, что не только пристально изучал типы сибирских и донских казаков,   совершив  в  поисках  натуры  для  сподвижников  Ермака  поездку на Дон, но и объездил различные края Сибири для зарисовок и этюдов типов сибирских народов, входивших некогда в «лоскутное» царство Кучума: татар, вогулов, остяков, хакассов и др. Есть этюды даже для беспокойно-мечущихся всадников дальнего плана.

Присматриваясь к «копошащейся массе» кучумлян, замечаешь, что есть большое различие в трактовке художником татарских воинов и воинов иных мелких племен: татары защищаются с мрачной ожесточенностью (например, стреляющий из лука воин с круглым медным щитом), тогда как лица данников Кучума выражают растерянность, страх и изумление. глубоко понял трагедию мелких сибирских племен, насильно втянутых Кучумом в борьбу с неведомыми им людьми, поражающими своих врагов громом и огнем. Художником не забыт даже потрясающий бубном шаман, пытающийся заклясть грозного противника.

При этом, изображая типы сибирских племен, любуется своеобразием их национального облика и узорочьем их одежд из оленьего меха. Известны его слова о красоте человеческого лица: «Пусть нос курносый, пусть скулы,— а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти...»

Общее же впечатление от массы кучумлян — начинающееся смятение. Битва в разгаре, но близится перелом. В сущности он уже наступил: почти в центре картины изображены два воина Кучума, повернувшиеся спиной к наступающему противнику. В гуще обороняющихся их выделяют желтые пятна кафтанов. Смятение ярко выражено и в силуэтной группе татарских всадников на верху крутого берега: это Кучум со свитой, наблюдающие за боем. Некоторые в этой группе подняли к небу руки, другие мчатся к городу.

В Кунгурской летописи, написанной простым, народным, казачьим языком, не похожим на обычный «летописный», о результате боя за Искер сказано кратко и крепко: «Ермак сбил с куреня царя Кучума».

В картине нет ни одного убитого, хотя «стрелы летят как часты дожди». В первоначальных эскизах была первопланная фигура раненого казака, но потом художник убрал ее. Однако этой «условности» зритель не замечает, ибо, несмотря на отсутствие крови и мертвых тел, ожесточенность боя «не на живот, а на смерть» передана художником с непревзойденной силой.

Колорит «Покорения Сибири Ермаком» — свинцово-серые и золотисто-коричневые краски сибирской осени — сурово правдив и былинно-эпичен, органически спаян с изображенной драмой. На этом сумрачном фоне выделяются более яркие, но все же приглушенные пятна: красный кафтан лежащего в лодке казака, напоминающий цветом кровь, желтый верх шапки сидящего в лодке казака, медно-красный щит татарского стрелка, желтые кафтаны повернувшихся в панике спиной татарских воинов...

Прекрасно сказал о картине , видевший ее еще до показа на 23-й выставке передвижников: « .. .смотрю долго, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной... чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь, если не участником, то свидетелем огромной человеческой   драмы,  именуемой   «Покорение Сибири»...  Минуя живопись, показавшуюся мне с первого момента крепкой, густой, звучной, захваченной из существа действия, вытекающей из необходимости, я прежде всего вижу самую драму, в которой люди... отдают свою жизнь за что-то им дорогое, заветное. Суровая природа усугубляет суровые деяния. Вглядываюсь, вижу Ермака. Вон он там, на втором, на третьем плане; его «воля», непреклонная воля, воля не момента, а неизбежности... Впечатление растет, охватывая меня, как сама жизнь, но без ее ненужных случайностей, фотографических подробностей. Тут все главное, необходимое. Чем больше я смотрел на «Ермака», тем значительнее он мне казался как в живописи, так и по трагическому смыслу своему. Он охватывал все мои душевные силы, отвечал на все, чувства.

 

artpoisk.info

Покорение Сибири Ермаком. Описание картины Сурикова

Василий Иванович Суриков«Покорение Сибири Ермаком»1848—1916 годГосударственный русский музей, Санкт-Петербург

Одним из лучших, значительнейших произведений Сурикова является грандиозное историческое полотно «Покорение Сибири Ермаком», которое он писал в течение четырех лет , много путешествуя по местам, связанных с тематикой картины.

Сибирь, с ее суровой природой, с ее смелым вольнолюбивым народом, хранящим традиции древних обычаев , — место, где родился и вырос Суриков, — была очень близкой ему.

Финальная битва армии Ермака с многочисленной ордой татарского хана Кучума — сюжет картины. Художник, как всегда, выбрал решающий момент, апогей битвы, что дало возможность автору с максимальным драматизмом и напряженностью показать исторический момент.

«Две стихии встречаются» — так определил суть картины сам автор. Слева мы видим казачий авангард, который является центром композиции и доминирует в картине.

Мощным клином он врезается во вражеские ряды. Для создания впечатления тесной сплоченности и целенаправленности массы людей художник пользуется определенными ритмами, цветовыми и линейными повторами, сходными психологическими характеристиками.

Например, решительный жест Ермака поддержан и акцентирован ритмически вторящими ему горизонталями ружейных стволов в руках казаков или почти одинаковыми поворотами фигур и голов, слитностью силуэтов и жестов. Так достигается эмоциональный накал момента.

Иначе решена правая часть картины. В очень разном по составу войске хана Кучума, зажатого глинистым склоном и беспорядочно вдоль его растянувшемуся, видны уже признаки начинающейся паники.

Замыкающая это войско отвесная стена берега, на котором рваным силуэтом вырисовывается скачущая в смятении конница, ограничивает пространство и создает впечатление безысходности положения.

Самой композицией, в основе которой лежит сложное движение, художник как бы определил близкий исход боя. Особое внимание Суриков уделяет проработке образов.

В разношерстной толпе прежде всего выделяются «ярые сердцем» казаки с резкими профилями, со сверкающими из под насупленных бровей глазами. Мужественные и сдержанные они были для Сурикова идеалами исторических типов, которые воспитала в нем Сибирь.

С большой правдивостью, уважительно и гуманно охарактеризованы Суриковым воины вражеского лагеря, инородцы, собранные Кучумом в подвластных ему племенах. Репин писал о «Покорении Сибири Ермаком»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче... Зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено...»

Автор сочинения: Рыженко Елена

Похожие записи

design-kmv.ru

Сочинение по картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

     На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» художник В.И. Суриков изобразил битву отряда Ермака и войска татар. Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая. На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет. Только приглядевшись можно узнать его по жесту, который направляет войско в бой. Ермак ничем не отличается от других, он вместе со всеми идет в бой, он такой же, как и его люди. Он с ними наравне, в центре событий. Под руководством такого отважного руководителя, воины не боятся сражаться с хитрыми татарами.

     Всю обстановку нагнетает мрачный пейзаж. Серое небо, грязно-желтая вода и глинистый берег подчеркивают то, что война страшное событие. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по берегу убегают всадники. Становится понятно, что враг пустился в бегство и отряд Ермака победит. Лица его людей полны решимости и смелости. По их выражению видно, что они ни за что не сдадутся и будут идти до победного конца. Люди Ермака стреляют из огнестрельного оружия, поэтому они окутаны клубами дыма. Татары защищаются щитами и стреляют из луков, может быть, поэтому они и проигрывают. У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай.

     Суриков настолько живо и динамично изобразил битву, что, кажется, будто он писал картину непосредственно на месте битвы. У каждого героя свое выражение лица, которое передает определенные эмоции. Все костюмы и образы прорисованы до мельчайших деталей. Из воды торчат стрелы татар, видимо не долетевшие до цели. Вдалеке виднеется город, именно туда наверно держит путь Ермак со своим войском. Его люди мужественны и отважны, как и он сам. Только благодаря бесстрашию и умению вести бой, Ермак побеждает в этой битве. Ему удалось покорить неприступную Сибирь.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Эта картина далась автору непросто, он писал ее года четыре. Закончил над ней работу только в 1895 году. Ведь он совсем не случайно решил написать именно эту картину, потому, что очень значимым оказалось для России освобождение от татарского хана. Помимо этого, сам автор был рожден на Сибири, поэтому испытывал глубокие чувства к своей Родине.

На полотне картины изображено сражение отряда отважного Ермака с кучумовцами. Четко видно, что русские берут «верх». Сам же герой никак не выделен художником, как бы сообщая о том, что полководец не слишком-то и выделял себя из отрядов своих воинов. Единственное, что выдало нам атамана, это его рука, точнее жест, который твердо и решительно направляет свои войска на битву и в атаку.

Лица казаков наоборот выражают бурю различных эмоций – несокрушимые воля и стремление к победе и свободе. Не важно, что битва только в разгаре, но уже четко видно, как и чем закончится сражение. Поверженные, полчища татар в панике бегут с поля битвы.

Не без скрытого умысла выбран для борьбы и мрачный пейзаж – осеннее небо в серых тонах, быстрые воды реки также не прозрачны, берег реки скользок и глинист. Глядя на это пасмурное изображение реального сражения, невольно становишься его участником, наблюдателем, болельщиком…

Отчетливыми остаются лишь блестящие стволы орудий и вспышки выстрелов вздымаются над полем битвы розовыми облачками. Особое место определено и для пятна крови. Алое пятно досталось именно казаку, как признак преданности и самопожертвования во имя Родины и чести.

Даже простой зритель, не искушенный искусством, найдет в этой картине массу чувств и переживаний, станет лучше принимать, понимать и воспринимать русскую культуру, задумается над тем, за что сражались наши предки и каких целей добивались.

Полотно «дышит» войной, всепоглощающей битвой, в которой нет ни победителей, ни побежденных. Но все равно становится понятно, что кровопролития не удалось бы избежать. Поэтому и спасителем для народа стала именно она – омывающая кровью и поливающая слезами война.

Данная картина один из великих памятников российской истории, который сохранил в себе воспоминания людей, которые нам об этом событии никогда не расскажут.

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» | источник

sochinenie-o.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта