Эль Греко картины. Эль греко картина


Эль Греко картины

Эль Греко биография

Эль Греко – великий испанский художник 16-17 в. Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как Микеланджело, Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле маньеризм.

Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.

О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.

В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.

Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.

Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве, которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.

 

 

Погребение графа Оргаса

Эль Греко картины

  Апостолы Пётр и Павел

 

Благовещение

 

Эль Греко картины

Дама в мехах

 

Эль Греко картины

Христос, несущий крест

 

Эль Греко картины

Мальчик, раздувающий лучину

 

Эль Греко картины

Мария Магдалина

 

Эль Греко картины

Молитва святого Доминика

 

Эль Греко картины

Мученичество святого Маврикия

 

Эль Греко картины

Поклонение пастухов

 

Эль Греко картины

Снятие пятой печати

 

Эль Греко картины

Святой Франциск в экстазе

 

Святой Иосиф с юным Христом

 

Эль Греко картины

Святой Людовик король Франции

Для вашего предприятия или организации нужна обычная или уникальная спецодежда? Швейная фабрика Спецтекс-Плюс выполнит любое ваше требование. Производство спецодежды поставлено здесь на самый высокий и профессиональный уровень.

Святой Мартин и нищий

 

Эль Греко картины

Святое семейство с Марией Магдалиной

 

Троица

 

Эль Греко картины

Вид Толедо

art-assorty.ru

Эль Греко – биография, фото, личная жизнь, картины

Эль Греко: биография

Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.

Предполагаемый портрет Эль ГрекоПредполагаемый портрет Эль Греко

Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма. Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности. Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.

Детство и юность

Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.

Эль ГрекоЭль Греко

Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.

Живопись

Критская живопись 16 века – это, прежде всего, школа иконописи. Уникальность творчества здешних авторов заключалась в умении сочетать строгость формы византийского стиля с итальянскими мотивами. Заказы поступали как от католических сообществ, так и от православных.

Картина Эль Греко «Успение Богородицы»Картина Эль Греко «Успение Богородицы»

Доменико Теотокопулос получил звание мастера не позднее 22 лет. Это давало возможность открыть собственную мастерскую, и художник, полагают искусствоведы, ей воспользовался. Ключевой работой первого периода творческой биографии Эль Греко считается «Успение Богородицы». Наряду с «Мученичеством Святой Параскевы» Михаила Дамаскина работа рассматривается как яркий образец наследия критской школы иконописи.

В 26 лет живописец покидает родину. В 1967 году Теотокопулос поселяется в Венеции, а три года спустя перебирается в Рим. Часть исследователей полагает, что в городе на воде начинающий художник творил под началом Тициана. Одному из титанов Возрождения к тому времени исполнилось более 80 лет, но он охотно принимал учеников в мастерскую.

Картина Эль Греко «Вид Толедо»Картина Эль Греко «Вид Толедо»

Римский период творчества Эль Греко еще отмечен влиянием Ренессанса. Уходящий стиль прослеживается в ярко освещенных многофигурных композициях, насыщенности красок, удлиненности силуэтов. Но персонажи все чаще застывают под его кистью в напряженных позах в момент отчаянной жестикуляции. Драматичность маньеризма обнаруживается и в «Тайной вечере», и в «Благовещении», и в «Изгнании торговцев из храма».

Новаторство критского художника привлекает к нему внимание римской элиты. Его приглашают на приемы кардинала Алессандро Фарнезе, где молодой живописец знакомится с учеными, философами, художниками. Но вскоре гость теряет расположение: Доменико слишком яро набрасывается на авторитеты прежнего периода. Пусть Ренессанс и оставляет сцену, но память о представителях течения еще жива.

«Он был хорошим человеком, но рисовать совершенно не умел», - отмечает греческий художник, говоря, например, о Микеланджело.

Ему даже хватает смелости предложить папе Римскому перерисовать фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле в соответствии с более жесткими религиозными представлениями эпохи.

«Глупый иноземец», - отзывается об Эль Греко архитектор Пирро Лигорио.

С художником ссорится даже кардинал. Несмотря на расхождение с римской публикой, в 1972 году Теотокопулос открывает в «вечном городе» мастерскую, но получить крупных заказов не удается, и Доменико оставляет Италию.

Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»

Испания привлекла живописца перспективой работы: монарх этого государства Филипп II был заинтересован в украшении внутренних помещений нового дворца, шел подбор мастеров. Будучи в Мадриде и видя целью завоевание авторитета у короля, Эль Греко познакомился с богословом Бенито Монтано и рядом приближенных к настоятелю Толедского собора. В результате вместо королевского заказа первый испанский контракт живописец подписал с представителями церкви.

По заказу были созданы 10 картин, самой известной из которых является «Совлечение одежд с Христа». Сжатый передний план, подчеркивающий давление толпы на Христа, кульминационный момент, когда сопроводитель пленника готовится сорвать с него хитон, и, конечно, интенсивность красного насыщают произведение драматической мощью, свойственной маньеризму.

Картина Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»Картина Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»

Интересный факт: за полотно, считающее сейчас шедевром мирового искусства, церковь отказалась платить заявленные 950 дукатов. Через суд автор добился суммы в три раза меньшей – 350 дукатов. Претензии заказчиков сводились к тому, что Эль Греко своевольно поместил на передний план трех Марий, кои не упоминались в канонической версии событий. Кроме того, церковников возмутило расположение истязателей выше головы Христа. Тем не менее, заказ для Толедского собора прославил Эль Греко в Испании.

И все же в продвижении ко двору Филиппа II это не помогло. Живописец исполнил два заказа для монарха, но работы короля не впечатлили, и едва начатое сотрудничество с Эль Греко прервали. 44-летний автор решил воспользоваться завоеванной в Толедо славой и в 1585 году открыл здесь мастерскую. В Испанию перебрался римский помощник Теотокопулоса Франсиско Пребосте.

Картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса»Картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса»

Вскоре живописец создает мистическое полотно – картину «Погребение графа Оргаса». В ней использован сюжет религиозной легенды о богатом жителе Толедо, финансировавшем церковь. «Погребение» изображает двух святых, сошедших с небес, чтобы собственноручно похоронить благотворителя. Полотно создано для толедской церкви Сан-Томе.

Между 1587 и 1592 годами живописец пишет основанную на контрасте образов картину «Апостолы Петр и Павел». Сегодня она хранится в Эрмитаже. Автору не чужд и жанр пейзажа, хотя таких полотен в наследии Эль Греко три. Наиболее известен «Вид Толедо», изображающий озаренный внутренним светом город, раскинувшийся под мрачным, грозовым небом. Картина стала одним из первых пейзажей в европейской живописи.

Картина Эль Греко «Снятие пятой печати»Картина Эль Греко «Снятие пятой печати»

Незадолго до смерти мастер создал полотно «Снятие пятой печати», которое должно было дополнить внутреннее убранство толедской церкви Иоанна Крестителя. Картина частично утрачена: на рубеже 19-20 веков реставраторы отрезали верхнюю часть. Считается, что в таком виде произведение послужило источником вдохновения для Пикассо при написании «Авиньонских девиц».

Эль Греко известен также как портретист, умеющий передать характер в чертах облика. В Толедо занимался скульптурой, создал алтари для капеллы Сан-Хосе. Значение творчества связано со становлением маньеризма, послужившего основой барокко, а нарочитая драматичность картин позволила говорить об Эль Греко как о предтече кубизма и экспрессионизма.

Личная жизнь

С 36 лет жил в фактическом браке с испанкой Херонимой де Лас Куэвас. В 1578 году у них родился сын, которого назвали Хорхе Мануэль.

Портрет Хорхе Мануэля, сына Эль ГрекоПортрет Хорхе Мануэля, сына Эль Греко

Исследователи предполагают, что Доменико был женат прежде: заключил брак или на Крите, или в Италии. И это не позволило ему зарегистрировать союз с Херонимой. При этом Эль Греко упоминал фактическую жену в официальных бумагах, включая завещание, и признавал сына.

Смерть Эль Греко

В 1614 году художник работал над заказом для толедского госпиталя, но работа осталась неоконченной. Живописец заболел, и состояние ухудшалось день ото дня.

Памятник Эль ГрекоПамятник Эль Греко

Понимая, что не поправится, Эль Греко успел составить завещание. Художник скончался 7 апреля. Его похоронили при монастыре, который впоследствии был разрушен. Останки художника утрачены.

Произведения

  • 1560-1565 – «Моденский триптих»
  • 1567 – «Успение Богородицы»
  • 1570 – «Тайная вечеря»
  • 1570 – «Поклонение волхвов»
  • 1570 – «Портрет Джулио Кловио»
  • 1571-1575 – «Изгнание торговцев из храма»
  • 1573 – «Христос на кресте»
  • 1577-1579 – «Совлечение одежд с Христа»
  • 1585 – «Святое семейство»
  • 1586 – «Погребение графа Оргаса»
  • 1587-1592 – «Апостолы Петр и Павел»
  • 1595 – «Апостол Андрей и святой Франциск»
  • 1596-1600 – «Вид Толедо»
  • 1600 – «Автопортрет»
  • 1608-1614 – «Снятие пятой печати»

Фото

24smi.org

Великая Испания. Эль Греко - Журнал обо всём

. Это цитата

Великая Испания. Эль Греко

Сегодня пост о самом любимом испанском художнике, греке по происхождению, Доменико Теотокопулосе. Великом неповторимом Эль Греко, уроженце острова Крит, ( родился в Ираклионе в 1541 году) - художнике эпохи Позднего Возрождения.Эль Греко прожил почти сорок лет в Испании, где нашёл вторую родину. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы, не похожи на традиционные произведения церковного искусства, в персонажах нарушена привычная гармония черт. Не существует достоверных портретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Так же можно только догадываться каковы были черты дорогих ему людей: сына Хорхе Мануэля, матерью которого была молодая аристократка Херонима де Куэвас.

Эль Греко не имел последователей- современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти (Умер Эль Греко в 1614 году) — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Одна из самых любимых картин Эль Греко - пейзаж "Вид Толедо" 1604-1614

Предполагаемый "Автопортрет" Эль Греко 1600, Метрополитен, Нью-Йорк

"Апостолы Петр и Павел" 1587-1592, Эрмитаж

"Portrait of the Poet Alonso Ercilla y Zuniga" 1590-1600

"The burial of Count Orgaz" / "Погребение графа Оргаса" 1586

"Святое семейство" 1585

"Дама в мехах" 1577-1580

Вероятно, «Дама в мехах» - первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма это произведение близко к портрету Винченцо Анастази, написанного мастером во время его непродолжительного пребывания в Риме, а также к картинам, созданных сразу после переезда в Испанию.

Роскошные меха, облаком обволакивающие юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазками, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.

Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и время создания произведения, и свободная, даже интимная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

"Святое семейство со святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем" 1595 - 1600

"Христос как Спаситель" 1610 - 1614

"Мадонна с младенцем и Святыми Maртиной и Агнес" 1597 - 1599

"Поклонение пастухов" 1612 - 1614, Музей Прадо

"Мученичество святого Маврикия" 1580 - 1582

"Christ on the Cross Adored by Donors" 1585-1590

"Сошествие Св. духа" 1604-14, Прадо

"La Piedad" 1575-1577

"Благовещение"

"Коронация Богоматери" 1591 - 1592, Прадо

"Чудо исцеления слепого" / "Сhrist healing the blind" 1574-1578 Метрополитен

"Тайная вечеря"

"Молитва святого Доминика" 1585-1590

"Святое семейство"

"Благовещение Марии"

"Портрет Антонио де Коваррубиас"

"Иоанн Креститель"

"Христос на кресте" Ок. 1577

"Портрет кавалера с рукой на груди" 1577–1579

Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.

С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.

"Портрет монаха Ортенсио Парависино" 1609

Светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.

"Мадонна покрова"

"Рождество Христово"

"Поклонение пастухов" 1610

"Распятие" 1596

"Пьета"

"Воскресение" 1584-1594

"Святая троица" 1577-79, Музей Прадо

"Иоанн Богослов" 1595-1605

"Эсполио" (Срывание одежд с Христа) 1577–1579

"Portrait of the Artist's Son Jorge Manuel Theotokopoulos"

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом" 1579

"Портрет кардинала Fernando Nino de Guevara"

"Антонио де Коваррубиас" ок. 1600, Париж , Лувр

"Диего де Коваррубиас" (брат Антонио де Коваррубиас у Лейва , 1512-1577) ок. 1600,Толедо, Музей де Эль Греко

"Поклонение имени Иисуса" или "Видение Филиппа ІІ"

"Благовещение"

"Портрет прелата Франциско де Пиза" 1601-1609

"Coronation of the Virgin" 1603, Photo - Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation Collection

"Крещение Христа"

"Моление о чаше"

"Giulio Clovio"

"Апостол Лука Панселина" 1602-1606

"Св.Иероним, как кардинал" 1600

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

"Благовещение"

"Благовещение"

"Благовещение", деталь верхней части картины

"Христос на кресте" 1600 - 1610

Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины "Пир у Симона-Фарисея" (Чикаго, Институт искусств), "Вознесение Марии" (Толедо, церковь Санта Крус), "Встреча Марии и Елизаветы" (Думбартон Окс) и самую смелую картину мастера "Снятие пятой печати" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.

"Христос на кресте" 1610

"Святой Ильдефонс" 1610-1614 Музей Эскориал

"Вознесение Марии" 1612-1613

"Пир в доме Симона фарисея" 1608 - 1614

"Снятие пятой печати" 1610-1614

"Лаокоон" ок. 1610 Вашингтон, Национальная галерея

"Христос Распятый на фоне Толедо" 1604 - 1614

"Обручение Богоматери" 1613-1614 Национальный музей искусств, Будапешт

Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.

Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с «Сошествия Святого Духа».

В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.

Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.

«…Но никто не сможет ему подражать», — писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.

В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.

Татьяна Каптерева

"Дворянин с рукой на груди" 1578 - 1580, Музей Прадо

"Портрет пожилого дворянина" 1584 -1594

"Автопортрет" великого Эль Греко - Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588

kolybanov.livejournal.com

ВЕЛИКИЙ ЭЛЬ ГРЕКО - Журнал обо всём

. Это цитата

ВЕЛИКИЙ ЭЛЬ ГРЕКО

Источник - http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestv...roups&utm_medium=email

ЭЛЬ ГРЕКО. ВЕЛИКИЙ ГРЕК ИЗ ИСПАНИИ

Итальянцы и испанцы называли художника Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.

 

Вид Толедо 1597-99 

После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа. Толедо — город инквизиции и бесчисленных монастырей, высокомерных аристократов и фанатичных монахов. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана».Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.

 

«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» Ок. 1580 Музей Санта Крус, Толедо

 

«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn")

Одна из "ночных" картин Эль Греко.Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.

 

Lady with a Flower in Her Hair. c. 1590-1600. Private collection.

 

St. Louis King of France Louis IX

 

Портрет художника Джулио Кловио, хорвата по национальности (Неаполь, Национальный музей Каподимонте)

 

«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1577—1579)

 

«Дама в мехах» (1577-1580)

Сезан полагал эту картину лучшим женским портретом во всей мировой живописи, и неоднократно копировал.Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

 

Portrait of a Lady, approx. 1594-1601, Philadelphia

 

The Virgin Mary 1590s Musée des Beaux-Arts, Strasbourg.

 

"Аллегория испанской пословицы"

 

 

"Тайная вечеря" Болонская национальная картинная галерея.

Это одна из первых работ Эль Греко маслом, до этого он писал темперой на деревянных досках. Так и не была завершена художником. Период его ученичества в Венеции.

 

«Погребение графа Оргаса» (1586—1588)

Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко)В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты «знаменитых людей нашего времени».

 

«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1610-1614) Из серии апостолов «Апостоладос» 

Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них: "Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир" Иоан.17:18.Эль Греко было написано двенадцать изображений «Апостоладос»

 

Stigmatization of St. Francis (1585-1590) (102 x 97) (Baltimore, Walters Art Museum)

 

Portrait of Pius V

 

Св Идельфонс (ок 1607) (Вашингтон, Нац галерея)

 

Saint Martin and the Beggar, c. 1597-1600

 

 

Монах-доминиканец

 

Christ with a square halo, by El Greco, (1595 Ntl Gallery, Prague)

 

 

Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо.(1577—1579)

Это его первые заказы в Толедо. Они исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо; с его братом Луисом де Кастильо Эль Греко был знаком еще в Риме. Дон Диего де Кастильо был исполнителем завещания умершей незадолго до приезда Эль Греко одной знатной португальской дамы, согласно которому все ее состояние передавалось монастырю Санто Доминго эль Антигуо для восстановления разрушавшейся монастырской церкви. Перестройка церкви была осуществлена в 1576 году по плану Хуана де Эрреры архитектором Николасом де Вергарой. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. На боковых алтарях изображены сцены «Поклонение пастухов» (сейчас в частной коллекции) и «Воскресение Христа» (сохранились на месте до наших дней). Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте. В центре алтаря размещалась самая большая картина алтаря - сцена «Вознесение Марии», подписанная автором и датированная 1577 годом. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Бенедикта и Св. Бернарда, были впоследствии заменены на копии, благодаря чему запрестольный образ сохранил свой первоначальный облик.

 

«Воскресение Христа» (1577-1579)

Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре. Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика - дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо.

 

«Пьета», или «Оплакивание Христа»

Картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом», или «Пьета Бандини» (1547-1555), ныне хранится в Флорентийском соборе. Вторая подобная картина «Пьета» - в коллекции Испанской общины Америки (Нью-Йорк). Отличие состоит в том, что она большего размера, написана маслом на холсте, а филадельфийская версия на эту же тему, темперой на деревеартине

 

«Крещение Христа» Моденский триптих (часть передней стороны)

 

«Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины Моденский триптих ( часть задней стороны)

 

Моденский триптих (ок. 1567-68) (передняя сторона)

 

Моденский триптих (ок. 1567-68) (задняя сторона)

Триптих называется Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.

 

 

 

View and Map of Toledo

 

«Лаокоон» (1610)

Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость. За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко, но по-своему:В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город, и где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера. Для него злой рок всегда живой.

 

Возвращение из Египта, 1567

 

«Святое семейство» Госпиталь Сан Хуан де Афуэра. Толедо.

 

«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567)

Одна из немногих сохранившихся работ этого периода - икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). По всей вероятности, ее перевезли из монастыря Святой горы Успения Богородицы о. Псара во время Греческой революции в 1824 г. Икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви.Эту икону идентифицировали как раннее произведение Эль Греко после того, как в 1983 г. была обнаружена подпись автора на подставке канделябра в центре картины.Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.

 

«Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко

 

Фотография с аукциона Sothebys

 

Толедо

Источник  http://www.liveinternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Автопортрет Эль Греко

Живопись позднего возрождения и маньеризма Автопортрет испанского художника Эль Греко. Размер картины 53 x 47 см, холст, масло. Эль Греко (El Greco) Доменико (наст. имя Доменикос Теотокопулос, Teotocopuli, Teotocopulos) (1541, Фабеле, остров Крит — 7 апреля 1614, Толедо), испанский художник. Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Бассано, посетил Парму, где высоко оценил творчество Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии святого Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов.

С 1577 года и до конца своих дней живописец Эль Греко жил и работал в Испании, в Толедо. Здесь Эль Греко составил себе известность картинами религиозного содержания и портретами, имел немаловажное влияние на направление кастильских художников и умер, по свидетельству Паломино, в 1614 году. Как живописец, Эль Греко сперва подражал Тициану и другим венецианским колористам, но потом, в поисках своего стиля, стал писать ограниченным числом красок, в ярких, холодных и иногда дисгармоничных тонах, а рисовать сухо и вычурно в так называемой маньеристической манере. Тем не менее, даже позднейшие пpoизвeдeния кисти художника Эль Греко имеют свое достоинство, состоящее в сильном выражении сурово-благочестивого, аскетического чувства.

Наиболее замечательные картины Эль Греко: "Воины, разделяющее между собою одежду Спасителя" (в ризнице Толедского собора), "Мучение святого Маврикия и его товарищей" (в Эскорьяльском дворце) и "Погребение графа Оргаса" (в мадридском музее дель Прадо). Очень хороши некоторые из портретов Эль Греко, образец которых, но не особенно важный, портрет поэта А. Эрсильи, можно видеть в Государственном Эрмитаже.

Эль Греко выказал свою талантливость как архитектор и скульптор; по его чертежам выстроены Айютамьенто в Толедо и церкви де-ла-Каридад и босоногих францисканцев в Ильескасе. Во второй из этих церквей резцу Эль Греко принадлежат весьма экспрессивные статуи, украшающие собою алтари и гробницы основателей монастыря. Автопортрет написан испанским художником Эль Греко в возрасте около шестидесяти лет в период своего позднего творчества.

История искусства периода позднего возрождения и маньеризма. Далее →

smallbay.ru

Любимая картина Эль Греко - Воздушные замки

Эль Греко и его картина *Погребение графа Оргаса*.

"Погребение графа Оргаса" одного из великих художников испанца Эль Греко - картина, по праву занимает место среди мировых шедевров живописи. Интересная картина не только тем, что принадлежит кисти великого мастера, но и множеством интересных фактов, которые с ней связаны, и наличием так называемых "пасхалок".

Город Толедо - одна из визитных карточек Испании.

Сюжет картины основан на местной легенде. Народ испанского города Толедо любил и восхищался доном Гонсало де Руисом за его благотворительность и щедрость даже после смерти. После его смерти было обнаружено завещание, в котором оговорено, что каждый владелец недвижимости должен ежегодно уплачивать в казну взнос на благоустройство церкви Сан-Томе. Местные жители утверждали, что, когда в 1323 году тело графа было погребено, с неба спустились святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его лично.

Портрет пожилого мужчины (предположительно, автопортрет Эль Греко). Написан около 1600 года.

Картина была создана после удачного судебного процесса. В 1562 году наследники графа перестали выплачивать пожертвования, которые обещал Де Руис. В итоге возник судебный процесс, после успешного проведения которого платежи были возобновлены, а приходской священник Андрес Нуньес решил найти способ почтить память благодетеля церкви. Он попросил Доменикоса Теотокопулоса (известного как Эль Греко) нарисовать сцену погребения графа Оргаса.

Фрагмент картины Эль Греко *Погребение графа Оргаса*

Нуньес четко изложил, что он хотел видеть на картине. В соглашении от 18 марта 1586 было оговорено, что Эль Греко должен не только изобразить местную легенду о погребении графа святыми, но также изобразить видных граждан города, которые присутствовали на похоронах. Также картина также должна была закрывать всю внутреннюю стену церкви. Более того, Эль Греко должен был сделать все это всего за девять месяцев. Картина огромная: размеры "Погребения графа Оргаса" - 480 × 360 см.

Библейский сюжет в верхней части картины Эль Греко *Погребение графа Оргаса*.

На картине изображён библейский сюжет. В верхней части картины посередине изображен Иисус, по бокам которого несложно заметить Иоанна Крестителя и Деву Марию, Святого Петра в желтой одежде, Лазаря, который восстает из могилы. Слева изображены Давид, Моисей, и Ной. Внизу же святые Стефан и Августин в золотых одеяниях укладывают графа на вечный отдых.

Король Филипп и папа Сикст V изображены в верхней части "Погребения графа Оргаса", а это означает, что испанский король и папа находятся на небесах. С одной стороны, вроде бы ничего плохого, если бы не одно но. В 1588 году, когда картина была уже закончена, обе эти человека были ещё живы.

Люди в одеяниях с красными крестами - члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго.

Эль Греко изобразил на картине не только местную знать. Так, люди в одеяниях с красными крестами - члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго. Имена большинства были утеряны в истории, но известно, что Эль Греко изобразил самого себя и своего друга Антонио де Коваррубиаса в толпе скорбящих. Также на картине можно найти сына Эль Греко и заказчика - Андреса Нуньеса. Чуть выше мужчин, стоящих на земле, парит ангел в золотых одеждах. В руках он баюкает, как младенца, некую призрачную форму, которая (как считают искусствоведы) символизирует душу де Руиса, поднимающуюся на небо.

Мальчик на картине - младший сын Эль Греко.

Эль Греко единственный изо всех людей на картине смотрит прямо на зрителя. Его младший сын Хорхе Мануэль - мальчик слева, который указывает на сцену погребения.

Картина Эль Греко в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе в Толедо.

"Погребение графа Оргаса" висит на том же месте, где и была размещена изначально.

Картина была размещена на месте захоронения (в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе) так, что кажется, будто святые укладывают графа в его настоящую могилу.

Благодаря включению в картину Эль Греко изображений множества библейских личностей, а также известных людей, картина сразу после появления приобрела всеобщее внимание.

Но было время, когда о картине практически забыли. В 19 веке картину сняли и отправили в хранилище в подвале церкви. В 20 веке ее вновь разместили на старом месте и сегодня "Погребение графа Оргаса" является не только известным произведением искусства, но также популярной туристической достопримечательностью.

Несмотря не то, что Эль Греко не всегда был популярным, этой картиной всегда восхищались критики и считали ее примером гениального композиционного воображения.

Эль Греко изобразил Землю и Небо в разных стилях. В верхней части картины "Погребении графа Оргаса" используются смелые цвета, неоднородное использование света, отсутствие глубины и непропорциональные удлиненные формы, которые ассоциируются с типичным стилем маньеризма Эль Греко. В отличие от этого, в нижней части картины, которая изображает Землю, используются темные цвета, а сама она менее сюрреалистична в деталях, более реалистична в пропорциях, текстурах, глубине и гармоничности света.

Изумившись тому, что ему так мало заплатили за картину (1200 дукатов), Эль Греко сказал о своем произведении: "Хотя оплата уступает стоимости моей возвышенной работы, мое имя будут вспоминать потомки, как одного из величайших гениев испанской живописи". И хотя это высказывание художника может показаться нескромным, на самом деле так и вышло.Это была любимая картина Эль Греко

zharevna.livejournal.com

Утонченные портреты Эль Греко - Cellar Door

Про художника Эль Греко обычно мало говорят и мало знают. А между тем его картины прекрасны, необычны и уникальны. Их необычность состоит, как мне кажется, прежде всего в их узнаваемости. В о времена Эль Греко (1541-1614) редкий художник мог похвастаться собственным уникальным стилем, отличавшим его от остальных. Яркий стиль – это все-таки привилегия 20 века. Мы ни с кем не сможем спутать Модильяни, спутать Шагала или Климта. Так же сложно спутать с кем-то полотна знаменитого Эль Греко. Удлиненные аскетические лица, которые он постоянно изображал в своих картинах, точные четкие черты, их ясность и выразительность больше характерна для скульптуры. Но в то же время все персонажи живые, эмоциональные, с яркими черты характера.

Эль Греко очень часто изображал святых и мучеников на своих полотнах. Но они получались у него какими-то особенными – не скорбными и страдальческими как у Тициана (кстати, Эль Греко был его учеником). В этих лицах есть что-то более глубокое, одухотворенное, какое-то внутреннее сияние. Мне кажется, что Иисус, которого принято видеть с тенью мученичества, скорби и страдания в его лице, был таким, как его изобразил Эль Греко, – с какой-то внутренней силой и непоколебимой верой в себя, спокойным, просветленным, даже в момент самой сильной скорби.

Все персонажи картин Эль Греко худы и аскетичны, с тонкими чертами лица, большими глазами, исполненными какой-то внутренней радости, света и спокойствия, а иногда твердости и несокрушимой уверенности. А их прекрасные утонченные пальцы, длинные шеи и красивые фигуры? Даже от простых людей почему-то веет какой-то святостью. Удивительно, потому что обычно бывает наоборот – святые на полотнах великих мастеров частенько пышнотелые и довольные, больше походят на простых смертных, причем не самых благочестивых. Говорят, что такого эффекта правдоподобной «святости» Эль Греко помогло добиться то, что он в юности учился на иконописца. Это веяние сохранилось во всех его картинах – особенные лица людей, яркие краски одежд, темный, скупо обозначенный фон. Такая техника во времена Эль Греко была новшеством (ее окрестили маньеризмом), потому что большинство художников рисовало по четко очерченным канонам, отчего стиль их письма было сложно отличить друг от друга.

Наверное, Эль Греко помогло выделиться не только проникновение иконописи в его живопись, но и довольно экзотическое для художников тех времен происхождение. Как не сложно догадаться из имени, он был греком, а точнее уроженцем острова Крит. Прозвище Эль Греко он получил в Европе из-за слишком сложного произношения его настоящего имени – Доминикос Теотокопулос. Но все свои картины художник подписывал именем реальным. Это один из тех немногих живописцев, который был богат и известен уже при жизни. У него было большое влияние среди сильных мира сего. Подтверждением тому является хотя бы тот факт, что Эль Греко проживал с женщиной вне законного брака, как с собственной женой, и имел от нее сына, который потом тоже стал хорошим художником. Но, несмотря на столько успешную жизнь, Эль Греко все равно умер не слишком богатым человеком, прожив, кстати говоря, немалую для тех времен жизнь – более 70 лет.

monika-lir.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта