Эдуар вюйар картины


Жан Эдуар Вюйар - Все интересное в искусстве и не только.

img127

ЖАН ЭДУАР ВЮЙАР (Jean Edouard Vuillard) (1868-1940), французский художник, представитель символизма и модерна.Родился в Кюизо (департамент Сона и Луара) 11 ноября 1868 года. С 1886 года учился в Школе изящных искусств и академии Р. Жюльена в Париже. Совместно с М. Дени и К. Русселем основал группу "Наби" (1892), сотрудничал в символистском журнале "Ревю бланш". Подолгу жил в Нормандии и Бретани.

img181

img182

Vuillard-1

img169

img149

Vuillard-5

img170

1426651_582867921785074_1437546084_n

img172

img174

img177

img183

img184

img185

Vuillard-2

vuillard-the-blue-vase-c1930

img175

tanjand.livejournal.com

после импрессионизма — Троицкий вариант — Наука

Ревекка Фрумкина

Ревекка Фрумкина

Французский художник Эдуар Вюйар (1868–1941) прожил долгую и плодотворную жизнь. Он использовал, как кажется, все возможные живописные техники — масло, клеевые краски (более всего — distempera, краску на клее из вываренной шкурки кролика), рисунок, гравюру.

Вюйар работал в самых разных жанрах — писал интерьеры, портреты, натюрморты, декоративные панно; а еще он был страстным фотографом и оставил огромный фотоархив (более двух тысяч единиц). Много лет (чуть ли не всю жизнь) он вел дневники, и они сохранились.

Вюйар был дружен со многими знаменитыми современниками и сам не был обойден славой; он был светским человеком, однако не был женат и жил со своей матерью вплоть до ее кончины в весьма преклонном возрасте.

Жан Эдуар Вюйар. Автопортрет (1899)

Жан Эдуар Вюйар. Автопортрет (1899)

Эдуара Вюйара относят к постимпрессионистам, но такая категоризация мало что объясняет в его творчестве — прежде всего потому, что она ничего не говорит о художественных задачах, которые ставил перед собой этот художник. К чему он не стремился, так это к повествованию; его мир чарует цветом, прихотливостью форм, а вот описывать, что происходит на его картине, довольно бессмысленная задача. Большей частью там «происходит» тихая жизнь людей и вещей…

Вюйар родился в 1868 году в Кюизо (Бургундия), в 1877-м семья переехала в Париж. Мать Вюйара была, как мы сегодня сказали бы, модельером: она работала для крупных домов готового платья.

Вюйар учился в Академии Жюлиана и в Школе изящных искусств; вместе с однокашниками в 1890-е годы он создал группу «Наби» (буквально — «пророки»). «Наби» тяготели к декоративности и двумерности изображения.

Музыка

Музыка

Вюйара, а также таких членов группы, как Валлотон и Боннар, называли интимистами; впрочем, все трое — художники с весьма разными манерами письма. Вообще, «Наби» не были «жесткой» группировкой: к 1900 году их уже объединяла разве что общая память. А для Вюйара именно 1890-е годы были исключительно важным периодом творчества: собственно, именно тогда он и состоялся как художник со своим видением мира, своими темами и своим «почерком».

Надо иметь в виду, что современниками молодого Вюйара и его друзей были художники и критики движения Arts and Crafts — к тому времени это уже был обще-европейский тренд в искусстве, с непременным акцентом на важности прикладного искусства, эстетического оформления жизни в целом и вообще всяческого рукомесла (отечественные параллели читатель легко вспомнит).

Другой источник вдохновения для Вюйара и его друзей из «Наби» — это японское искусство и прежде всего гравюры Хирошиге (Вюйар собрал большую коллекцию японской гравюры).

Неудивительно, что, когда Таде Натансон, знаток и меценат, начал в 1889 году издавать художественный журнал La Revue blanche, он привлек Вюйара. Наряду с Тулуз-Лотреком и другими современниками Вюйар много и охотно сотрудничал с этим журналом, собравшим цвет тогдашней французской интеллигенции.

Анемоны в китайской вазе

Анемоны в китайской вазе

Ни одна биография Вюйара не обходится без упоминания Миси Натансон, жены Таде Натансона. Мися, урожденная Мария Годебска (1872–1950), талантливая пианистка, училась у Габриеля Форе, но рано отказалась от блестящей публичной карьеры ради домашнего музицирования. Салон Натансонов, где Дебюсси и Равель играли новые сочинения, поэты посвящали Мисе стихи, а художники ее рисовали, был естественной средой жизни Вюйара вплоть до 1903 года, когда семья Натансон распалась.

В начале века Вюйар был уже достаточно известным и независимым художником; он получал много заказов, в том числе на вошедшие в моду декоративные панно, успешно работал в технике цветной гравюры.

В 1904 году Вюйар близко познакомился с галеристом и искусствоведом Жосом (Жозефом) Хесселем и его женой Люси. В дальнейшем — и до конца его дней — Вюйара связывали с Люси, по существу, семейные отношения.

Вюйар был популярным портретистом; любопытно, однако, что сам он настаивал на том, что он пишет не портреты, а «людей в их окружении». И в самом деле: «окружение» его героев и героинь почти всегда имеет самостоятельную ценность, так что художественная задача автора, как правило, не сводится к портрету.

Внимание Вюйара привлекают цвет платья модели, общий колорит интерьера, тени на скатерти, орнамент занавесей и ковров, картины на стенах, притом вещи изображены не в качестве «знаков» профессии или символов общественной роли, а как эстетически самоценные формы.

Камин

Камин

Вот, например, картина Вюйара «Камин» (1905). Напрасно зритель будет искать символическую интерпретацию изображенных предметов: это просто камин в углу комнаты (судя по виднеющемуся слева краю белой драпировки, это спальня).

Серая гладкая облицовка камина выделяется на фоне темно-красных обоев с узорами; на камине — цветущая ветка какого-то кустарника и полевые цветы, похожие на ромашки; большая бутылка и бутылочки поменьше с наклейками. У верхнего обреза картины виден нижний край рамы — скорее всего, над камином висит зеркало; пониже, непосредственно к стене, боком, небрежно засунута небольшая картинка, а на полу к камину прислонены два готовых холста без рам.

Современник Вюйара, известный художественный критик Юлиус Мейер-Грефе, однажды заметил, что в работах Вюйара всегда есть некая тайна: можно иметь у себя в доме его картину хоть целый месяц, а потом вдруг обнаружить «где-то в уголке новое лицо, да не просто лицо, а целый рассказ!».

Особая декоративность живописной манеры Вюйара была в полной мере востребована эпохой — декоративные панно в начале ХХ века стали использоваться не только в общественных, но и в частных интерьерах.

В Интернете Вюйар хорошо представлен. См., например, [1].

1. www.the-athenaeum.org/art/list.php?s=tu&m=a&aid=1742&p=1

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи
Оценить:  Загрузка...

trv-science.ru

Эдуар Вюйар художник

Когда в конце 80-х годов XIX века французские импрессионисты уже перестали быть новостью, появились молодые таланты, которые в своем искусстве делали упор на экспрессию и декоративные качества картин. В это время изобразительное искусство отходит от дословности, ищет соединения чувства и настроения, неуклонно продвигаясь, таким образом, в сторону абстракции. Несколько молодых парижских художников, увлеченных Гогеном и японской графикой, основали группу “Наби” (“пророки”). Сегодня наиболее известным членом этой группы является, пожалуй, Боннар, другие художники, заслуживающие не меньшего внимания, оказались в тени. Среди них и теоретик движения Морис Дени, и его однокашник по парижскому лицею Эдуар Вюйар.

Цветы на камине. картина

Цветы на камине. картина

Впервые я познакомился с его картинами совсем недавно, хотя вероятно видел некоторые из них в Эрмитаже. Просто в силу того, что я не знаю французского языка, мне трудно было связать интернетовского Vuillard c эрмитажевским Вюйаром. Слава богу, в конце концов, они соединились в одно очень симпатичное мне лицо, и теперь я имею возможность представить его вам.

Вюйара часто причисляют к неким “интимистам”. Собственно, кроме него, наверно, никаких “интимистов” и не было, но создается впечатление, что он основал целое направление в искусстве. На самом деле, это не так, просто его картины, даже, если это пейзажи, представляют собой ограниченные обжитые пространства, наполненные каким-то особым французским уютом. Это не тапочки у кровати, а нечто на грани образа и чувства, о чем по-русски и сказать видимо нельзя. Что-то подобное было у раннего Дени, но он от этого отказался в пользу классицизма, и Вюйар после 1900 года, когда группа “Наби” распалась, ушел от своих новаций в чистый импрессионизм, но в 80-е и 90-е годы позапрошлого века, он, наверно, как никто другой был близок к абстракции.

Эдуар Вюйар картина

Эдуар Вюйар картина

Вся долгая жизнь Вюйара была связана с уютным миром женщин, нарядов, драпировок, тесных квартирок и маленьких площадей. Он его не расширял, а углублял и исследовал, и в этом его проявился его талант.

Родился Эдуар Вюйар в маленьком городке Кюизо, в предгорьях Юры, недалеко от швейцарской границы. Отец его, Оноре Вюйар, был капитаном морской пехоты, но когда-то изучал живопись в Париже. Он умер, когда Эдуару исполнилось уже двадцать лет. Но с самого детства Эдуар оказался, главным образом, под влиянием женщин – матери, бабушки и старшей сестры. Его старший брат Александр выбрал военную карьеру, и рано покинул дом. А Эдуар остался в семье, и вместе с ней переехал в Париж.

Эдуар жил с матерью до 60 лет, до самой ее смерти. Она была портнихой и немного модисткой, и потому с ранних лет Эдуара окружал мир тканей и нарядов. Это ему нравилось. Он был тихим, симпатичным человеком, но иногда его переполняли эмоции, которые требовали творческого выхода, поэтому он предпочел военную карьеру искусству.

В лицее Кондорсе, где однокашниками Эдуара были Морис Дени и Кер-Ксавье Руссель (в будущем также живописец и муж старшей сестры Вюйяра), он утвердился в своем желании стать художником. Он поступает сначала в художественное училище, где встречает Пьера Боннара, а затем в парижскую академию Жюлиан. В 1888 Вюйар присоединяется к группе “Наби”, и участвует в общей выставке.

Сначала он писал только интерьеры, потом стал вводить в них женщин. Постепенно его картины становились все больше и больше, и наконец выросли до размеров панно. Одновременно Вюйяр работал над портретами представителей преуспевающих французских буржуа, что давало ему средства к существованию. Все это время его творчество оставалось в достаточной степени фигуративным, но иногда он был уже на грани абстракции.

Он много путешествовал, изучал искусство в разных городах Европы – Венеции, Флоренции, Милане, Лондоне. Ездил в Испанию. Но больше всего любил проводить лето среди неброских пейзажей Нормандии и Бретани.

Искусство Вюйара, варьировавшее узкий круг тем, привлекательно свежей непосредственностью восприятия повседневной жизни, тонкой эмоциональностью, цветовой и ритмической выразительностью силуэтов, изысканной гармонией матовых, как бы вибрирующих красок преимущественно родственных друг другу переходных оттенков.

Как и другие “набисты” Вюйар уже в начале 80-х годов XIX века был связан с окружением журнала символистов и новаторов в поэзии, театре и искусстве “La Revue Blanche”, который редактировали выходцы из Польши братья Натансон. Мися Годебска, жена младшего из них, Тадеуша, стала музой Вюйара и героиней многих его картин. В 90-е годы Вюйяр оформляет интерьеры и создает панно, на которых изображает сады и парки. Серия «Сады» 1894 г., созданная для декорации гостиной Александра Натансона, становится поворотным моментом в его творчестве. Вийару удается с помощью специальной клейкой краски создать эффект матовости, напоминающий фреску. В это время он интенсивно работает и над театральными декорациями.

Впереди у него долгая жизнь, но интересных находок уже будет все меньше. После Первой мировой войны в его творчестве доминируют, главным образом, женские портреты – это дамы света. Его работы спокойны и солидны. Всего он создал более 3000 картин.

Умер Эдуар Вюйар в Бретани, перед самой Второй мировой войной, когда понял, что его уютный мир рушится.

Андрей Евпланов

Tags: интимист, Эдуар Вюйар

This entry was posted on Tuesday, October 21st, 2008 at 10:49 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

Жан Эдуар Вюйар ~ Символизм - ART ~ От Ван Гога до Зверева (從梵高到列娃, From Van Gogh to Zvereva) ~ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - Каталог статей

Жан Эдуар Вюйар (Jean Edouard Vuillard) (1868-1940) - французский художник, представитель символизма и модерна. Родился в Кюизо, с 1886 года учился в Школе изящных искусств и академии Р.Жюльена в Париже. Совместно с М.Дени и К.Русселем основал группу "Наби" (1892), сотрудничал в символистском журнале "Ревю бланш". Сперва писал в манере, близкой к голландцам 17 века и Ж.Б.С.Шардену, со временем включая в картины все больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека и японской гравюры. Наиболее типичные его символистские вещи (1890-х годов) решены в духе "интимизма": это интерьерные сцены с фигурами, составляющими нерасторжимое красочное единство с фоном; нарочитая смутность персонажей усиливает таинственное обаяние этих образов. Излюбленной его темой, помимо интерьера, были сады. Увлеченно работал также в сфере настенной живописи, высветляя колорит и превращая композиции в "ковровые" красочные арабески. Выступал как сценограф, в частности, сотрудничал в конце 1910 - начале 1920-х годов с антрепризой С.П. Дягилева. В поздний период писал светские портреты. 

"Из всех наби, из всех художников, подпавших под влияние символизма, наиболее выдающимся был Вюйар. Он один с предельной полнотой реализовал возможности теорий наби.Это несколько спорное утверждение, так как среди наби было много талантливых мастеров, своим творчеством доказавших верность идеалам молодых лет, но тем не менее это утверждение подчеркивает значимость искусства Вюйара." 

А. Н. Бенуа, заметивший Вюйара еще в самом начале его творческого пути, писал: "…более всего меня трогает именно это созвучие, эта органическая связь художника со средой. Дело не в сюжете, не в том, что Вюйар пишет скромные, низенькие комнаты, обставленные банальной мебелью и оклеенные дешевыми обоями, а в том, что все это у него почему-то оказывается чем-то значительным, живым и чарующим”.Отмечая умение Э. Вюйара передать колорит эпохи, А. Н. Бенуа так отзывается о его работах: "Это шедевры; это картины для музеев, иначе говоря, — то самое, из чего и мы, современники, „вычитываем целые поэмы", и то, благодаря чему, несомненно, будущие поколения действительно познают нашу эпоху, смогут окунуться в атмосферу, которой мы дышим. А ведь если прямым назначением искусства и не является создание какой-то связи между эпохами, то все же эта связь лучше всего устанавливается именно благодаря искусству, и в этом как раз особенно драгоценная и, я бы сказал, магическая его сила”.  

 

Henry AiKeSi dimension  

Свадебный салон.

Музыка.

Ольга с детьми.

Художник — поэт будней, и хотя, как правило, героем его картин является человек, но главное заключается не столько в нем, сколько в его тесном взаимодействии с окружением. При этом немалая роль отводится свету. У  Вюйара это зачастую искусственный свет — лампы, например. Ведь он редко писал людей на открытом воздухе, обычно они находились в уютном интерьере собственного жилища.Вюйар любил мотив окна, как правило, приоткрытого. Оно напоминало об окружающем мире, а льющийся через него свет давал ощущение свежести, ясности и покоя. При этом невольно возникают ассоциации с детскими воспоминаниями, когда мир за окном кажется невыразимо желанным, волнующим, полным тайн и счастья. Чтобы подчеркнуть замкнутость добропорядочного домашнего быта и его отгороженность от волнений большого мира, оба художника использовали мотив приоткрытой двери. Уводя через нее взгляд зрителя на улицу или в соседнее помещение, они таким образом расширяли пространство, напоминая о существовании иной жизни, лишенной спокойствия и гармонии, жизни, где кипят страсти и царят другие законы.

Три женщины на диване.

Портрет Симоны.

Будуар.

Вюйар был мастером интерьера.  У Вюйара  множество типов интерьера.Вюйар, как все наби, имел богатую палитру красок. А. Н. Бенуа о его картинах вспоминал так: "Все они — скромны донельзя, скромен формат, скромен выбор мотива, блестящая нота — но почти каждая картина живет своей жизнью и чарует. Значительную долю этого очарования нужно отнести краскам Вюйара — одного из самых тонких красочников всей французской школы. Изысканность каждого тона в отдельности не имеет себе подобных. Это всегда как раз тот самый тон, который нужен, и дозирован он с чувством абсолютной меры. Кроме того, при всей скромности этих красок, они соединяются каждый раз в один чудесный аккорд”.Не случайно А. Н. Бенуа употребил это слово: ведь живопись Вюйара удивительно музыкальна. 

Маргарет играет с её щенком.

Две бретаньских подруги.

Нетрудно заметить, — чтобы "расшифровать” картины Вюйара, их нужно долго рассматривать. Они воздействуют, как музыка, которую так боготворили все символисты. Ведь еще Верлен сказал, что "музыка — прежде всего”. Так что полотна художников наби, а в особенности Вюйара, кто так последовательно воплощал в своем творчестве их теории, не просто декоративны, а именно музыкальны. Во многих полотнах Вюйара есть определенная "тональность”, помогающая понять замысел мастера. Как правило, она дана преобладающим цветом. Вюйар любил писать женщин. Ведь именно женщина , с ее тонкостью, сложностью духовной жизни, с ее красотой и хрупкостью как нельзя более подходит для передачи настроения, для воплощения мечты художника о возвышенном и прекрасном. Тем не менее у  художника не столько сам человек является центром их внимания, сколько человек в среде его обитания, в привычной для него обстановке, в связи с окружающим интерьером.

Девушка за уборкой комнаты.

Врач-кардиолог Вакуез с ассистентом.

Анютины глазки.

Мадам Вюйар за шитьем.

Штопальщица. 

Мастер внимательно относился к изображению людей за их каждодневным занятием. Что можно сказать и о "Штопальщице” Вюйара? Сюжет самый непритязательный: за повседневной нехитрой работой художник изобразил свою сестру Мари. Здесь нет привычной светотеневой моделировки объемов, все отдано цвету. Живописное полотно строится на столкновении нескольких цветовых пятен — коричневого дивана с крупными цветами рисунка обивки, пестрой накидки и зеленоватого в клетку платья Мари. Светотеневую моделировку заменяет именно цвет: рисунки тканей так смещаются и изгибаются по воле кисти художника, что выявляют формы как тела модели, так и окружающих ее предметов. В хаосе беспорядочных пятен при внимательном рассмотрении улавливаются закономерности, находятся пространственные ориентиры. Художник сам явно любуется красочной стихией и заставляет это делать зрителя.Такая работа в творчестве Вюйара не случайна: он часто мог наблюдать нечто подобное в детстве в пошивочной мастерской матери. Еще тогда впечатлительный ребенок начал постигать удивительную музыку цветовых сочетаний и, наконец, дав волю своим детским воспоминаниям, уже зрелым художником воплотил это в своих произведениях.В картине Вюйара— полная гармония между человеком, занятым повседневным трудом, и окружающей его средой. Ощущение ­поглощенностью своим делом, глубокой сосредоточенности и отрешенности ото всего ­остального. У Вюйара  — полный их хаос при единстве колорита.

Камин.

Кимоно.

Портрет девочки.

 Вюйар, как все наби в раннюю пору их творческого пути, увлекался ковровыми мотивами и арабесками, вводя пестрые и замысловатые узоры не только ковров, но и обоев, платьев героинь, накидок, занавесок и других предметов убранства комнат, и давая зрителю возможность насладиться их прихотливыми комбинациями и фантазией художника.Он прекрасно знал законы декоративной живописи и умело их использовал в своих целях, достигая при этом поразительных результатов.  

Детский обед. 

 

Ночь.

Вюйар достигал ощущения интимности происходящего, поэзии домашнего уюта, используя почти одинаковые средства, но с учетом живописной манеры своего времени. При этом большая смысловая роль отводилась натюрмортам. Сами же люди, в основном девушки, изображались в свете того же живописного восприятия, что и неодушевленные предметы, — они зачастую тоже были элементами декора.Как правило, героини картин  тесно связаны с окружающим их миром вещей. По замыслу художника и фигура человека, и предметы домашнего интерьера, написанные с использованием строго продуманного освещения и палитры красок, — все имеет свой смысл, все подчинено определенной гармонии, подобной музыкальной. Такая ­соподчиненность вносит совершенно особую ­атмосферу — более тонкую, поэтичную, иногда даже волшебную, ведь мастер воссоздаёт мир героинь, порой далекий от реальной жизни, полный недосказанности и тайного ­оча­рования. Созерцая такие полотна, зрители невольно с ним соприкасаются, им передается чувство безмятежного покоя, тишины, тайной радости, ожидания и, наконец, — счастья.

Дама в шляпке.

Вилла.

Супруга Жана Де Полиньяк.

 

Портрет в интерьере.

Библиотека.

Автопортрет.

Портрет Эдуарда Вюйара. 1893 Феликс Валлоттон (фр. Felix Vallotton, 28 декабря 1865, Лозанна — 29 декабря 1925, Париж) — швейцарский художник и график   

 

Окончание завтрака мадам Вюйар (700x489, 167Kb) Окончание завтрака мадам Вюйар Madame Hessel, 1900. (540x486, 106Kb) Мадам Хессель Аннетт Руссель с сломанный стул , с. 1900 (700x531, 81Kb) Аннетт Руссель со сломанным стулом

Mother and child, 1900. (600x610, 239Kb) Мать с ребенком Гостиная с тремя лампами Сидящая обнаженная, 1903 (567x700, 293Kb) Сидящая обнаженная Дама за фортепиано. (700x583, 90Kb) Дама за фортепиано

Портнихи Женщина в шляпе. 1912 (700x538, 318Kb) Женщина в шляпе Утро в саду на Vaucresson - 1923-1937 (514x700, 76Kb) Утро в саду Клод де Вилье Бернгейм Читающая. 1896 (548x600, 156Kb) Читающая Kimono Ma Seer. Oil on board (700x587, 101Kb) Кимоно Трапеза в саду Платье с листьями (700x394, 61Kb) Платье с листьями Интерьер, Женщина перед окном (538x600, 143Kb) Женщина у окна Под лампой Интерьер (1902) (600x452, 64Kb) Интерьер Маргарет играет с её щенком (700x574, 113Kb) Маргарет играет со своим щенком 1287686019-clip-96kb (486x593, 95Kb) *** Сад. (700x520, 51Kb) Сад Мадам Артюр Фонтен. 1904-05 (584x700, 141Kb) Мадам Артюр Фонтен Ателье с женихом (680x569, 111Kb) Ателье и жених Графиня Жан де Полиньяк 1932 (447x600, 113Kb) Графиня Жан де Полиньяк Шарлотта Лисье (456x700, 70Kb) Шарлотта Лисье

   Мастер обладал магическим даром отражать сокровенную сущность вещей. Тем самым он в лучших своих произведениях донес до нас совсем другой, давно ушедший мир, воссоздав с необычайным мастерством самое главное — колорит своей эпохи, который позволяет почувствовать трепет и биение давно угасшей жизни. А ведь в этом высшая ценность искусства.  !)   

shinkarchuk.ucoz.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта