Два ангела у тела Христа. Два ангела картина


Два ангела у тела Христа Картина Аллори Алессандро

Живопись позднего возрождения и маньеризма Картина итальянского художника Алессандро Аллори «Два ангела у тела Христа». Размер картины 45 x 39 см, медь, масло. Это произведение живописца Алессандро Аллори считается одним из лучших в творчестве художника. Ангел (греч. слово, означающее — посланник, вестник) — употребляется в Библии в различных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епископам церквей, и по отношению к бездушным предметам и явлениям природы, когда они являются вестниками гнева Божия. В Новом Завете ангелы служат Иисусу Христу и его учению: возвещают и славят рождение Спасителя, служат Иисусу после искушения в пустыне, возвещают воскресение и вознесение Христа, являются апостолам, принимают активное участие в будущем Страшном Суде и т.д. Об ангелах говорит в своих речах и проповедях Иисус Христос, о них пишут в своих писаниях и евангелиях апостолы.

Изображение ангелов было предметом искусства еще по Ветхому Завету: на Кивоте Завета были изображены крылатые херувимы; в Соломоновом храме два больших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемое Ковчегом в Святая Святых. Пророк Иезекиил в известном видении колесницы изображает ангелов человекообразными, с четырьмя лицами и четырьмя крыльями; ноги у них с ступнями тельца и блестящи, как медь; с лицом человеческим соединялись с правой стороны лицо льва, а с левой — тельца и орла; двумя крылами они летали, а двумя покрывали лица и проч. (Иезек. I, 1—28). Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении ангелов, но все-таки символика обильная.

Древнее христианское искусство в изображении ангелов держалось особенной простоты. Принятое теперь изображение ангелов в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но без тела тогда не было известным. Древнее искусство изображало ангелов в виде зрелых юношей в тунике, стянутой по поясу орарем. В первые столетия нашей эры ангелы изображались в виде обыкновенных людей. Об этом известно от церковных писателей и из дошедших до нас памятников искусства.

С IV века в христианском искусстве появляется пока еще весьма слабое стремление отличить изображения ангелов от простых смертных. В отличие от людей ангелам начинают придавать в изображениях сияние и крылья. Даже в V веке не определилась еще эта форма изображения, и ангелы изображаются или с сиянием, или только с крыльями. Затем с VI столетия живописцы начинают изображать ангелов в виде странника с посохом в руках. С VIII века уже изображают ангелов с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами.

История искусства периода позднего возрождения и маньеризма. Далее →

smallbay.ru

Готическая капелла. Ангел молитвы Тимофея Неффа.: the_morning_spb

НЕФФ Тимофей Андреевич (1805-1876)► «Ангел». Холст, масло. 162 x 132 см.Музей изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили, Тбилиси, Грузия.► «Ангел». 1830-е гг. Холст, масло.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

► НЕФФ Тимофей Андреевич (1805-1876) «Ангел».Холст, масло.Частное собрание.► Неизвестный художник. Копия с картины Т.А. Неффа «Ангел молитвы». Вторая половина ХIХ в.Холст, масло. 74 х 58 см.Частное собрание.

► Неизвестный художник «Ангел молитвы». Конец XIX в.Металлическая пластина, масло. 60,5 х 45,5 см.► СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) «Ангел с кадилом» (с гравюры с картны Т.А. Неффа «Ангел молитвы»). 1866 г.Бумага, тушь. 19,2 х 22 см.Музей-усадьба В.И. Сурикова, Красноярск.

С момента зарождения христианства Ангелов изображали на мозаиках и фресках в храмах, на холсте и бумаге, создавали из камня, металла и глины. Однако есть вид искусства более всех других подходящий для изображения светлой ангельской сущности: это – витражное искусство. Крылатые вестники в окнах благодаря светоносности стекла зримо воплощают своё главное предназначение: нести людям Божественный Свет.

Первые петербургские витражи появились в дворцовых и церковных интерьерах по желанию императора НИКОЛАЯ I. Витражи украсили коттедж в Петергофском имении Александрия, который Николай I подарил своей любимой супруге АЛЕКСАНДРЕ ФЁДОРОВНЕ. Находящаяся там церковь святого Александра Невского, более известная как Готическая капелла, была одним из первых православных храмов, украшенных витражами, причём не только в окнах, но и в иконостасе.

► Русский художественный листок «Александрия близ Петергофа, летнее местопребывание Их Императорских Величеств». Литография В. ТИММА и И. ШАРЛЕМАНЯ.► ШАРЛЕМАНЬ И.И. «Готическая капелла в парке Александрия, внешний вил капеллы». 1850-1860-ые гг. Акварель.

Храм возвели в 1831-1833 гг. Проекты фасадов и планы были выполнены немецким зодчим Карлом Фридрихом ШИНКЕЛЕМ (1781-1841), а непосредственное наблюдение за строительством осуществлял архитектор Адам Адамович МЕНЕЛАС (1753-1831), после кончины которого, с сентября 1831 года эта роль была возложена на Иосифа Ивановича ШАРЛЕМАНЯ (1782-1861).

Готическая капелла была частным владением Дома Романовых. Богослужения велись только летом. Здесь происходило венчание фрейлин императрицы Александры Фёдоровны. Юрий ТЫНЯНОВ упоминает о Капелле в повести «Малолетный Витушишников»: «Храм, который император приказал соорудить у себя в Александрии, своей петергофской даче, «малютка-храмик», как называли его, был чистой готикой и не походил на пузатые купола. Указывая на стрельчатые окна и каменные кружева и оборки по углам, камер-фрау Баранова говорила [фрейлинам]: „Учитесь у них!”»

►ГАУ Эдуард Петрович (1807-1887) «Готическая капелла в парке Александрия, внутренний вид капеллы». 1850-1860-е гг. Акварель.► Интерьер храма. Современная фотография (отсюда).

Алтарь отделялся от зала золоченым резным одноярусным иконостасом. Расположение и состав образов в нём соответствовали строгому каноническому порядку. Так, в створках Царских врат размещались иконы с изображением сцены Благовещения и четырёх евангелистов. Справа от Царских врат находился образ Спасителя, слева – Богоматери. На северной дьяконской двери располагалась икона «Архангел Михаил», на южной – «Св. Александр Невский». Над Царскими вратами находился центральный образ «Тайная вечеря». Живопись иконостаса и запрестольный образ «Воскресение Господне» выполнены Неффом в 1833 г. В 1860-х гг. в декоративных розах над дьяконскими дверями были установлены две копии картин Неффа «Ангел молитвы» и «Ангел у гроба Господня», выполненные на стекле художником Императорского стеклянного завода Григорием ВАСИЛЬЕВЫМ. Витражные иконы были утрачены в годы войны и восстановлены петербургскими художниками-витражистами С. ХВАЛОВЫМ и В. ЛЕБЕДЕВЫМ.

Один из этих Ангелов – со свечой – был известным и любимым образом православной России. Картина маслом «Ангел молитвы» была написана придворным живописцем Тимофеем Андреевичем НЕФФОМ по заказу императорской семьи. На иконе изображён погружённый в молитву смиренный Ангел с опущенными глазами, с кадилом и свечой в руках.

Впоследствии Нефф неоднократно повторял икону. В интернете я встретила два мнения: лик Ангела художник писал с супруги Николая I императрицы Александры Фёдоровны (1798-1860), либо с их дочери Марии (1819-1876).

► ГАУ Владимир Иванович (1816-1895) «Императрица Александра Фёдоровна в гостиной Коттеджа в Александрии». 1834 г.Бристольский картон, акварель, белила, лак.Государственный музей-заповедник «Петергоф».► Портрет великой княжны Марии Николаевны (1819-1876). Дагерротип. 1840 г.► БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852) «Портрет великой княжны Марии Николаевны». Этюд. 1837 г.Акварель. 60,2 x 48 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ангел со свечой, несущий свет в ночи, был известен по всей стране: его изображение неоднократно тиражировалось в иллюстрированных изданиях того времени, его охотно писали церковные живописцы на стенах и сводах храмов. Стеклянных «Ангелов» тоже было несколько: один находился в предмолельне Александровского двора в Царском Селе (ныне в коллекции Павловского музея-заповедника), второй – в церкви в петергофской Александрии. Нежный образ необыкновенной красоты, написанный на стекле, словно излучает мягкий свет, разгоняя тьму.

► ВАСИЛЬЕВ Григорий «Ангел молитвы». По живописному образцу Т. Неффа. Витраж.Государственный музей-заповедник «Павловск».► ЛЮБИМОВ Леонид Александрович (1927-2001) «Ангел со свечой». 1998 г.Холст, масло. Диаметр 98,2 см.Государственный музей-заповедник «Петергоф».► ЗАРУБИН Николай Александрович (1948-1998) «Ангел молитвы».

По материалам:КНЯЖИЦКАЯ Т.В. «Ангелы на витражах».Церковь св. блгв. князя Александра Невского (Готическая капелла)

the-morning-spb.livejournal.com

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. Фрагмент

Рафаэль Санти — итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Сын живописца Джованни Санти. Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, для картин которого характерна подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, уравновешенность композиции, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета. Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное сделало Рафаэля одним из самых выдающихся рисовальщиков всех времен. Наследие Рафаэля послужило одним из столпов в процессе становления европейского академизма. Братья Карраччи, Пуссен, Менгс, Давид, Энгр, Брюллов и ещё многие другие художники превозносили наследие Рафаэля как самое совершенное явление в мировом искусстве.

Сикстинсая мадонна, этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем:

«Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил». Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать».

Вот как передал русский поэт Василий Жуковский свои впечатления от Сикстинской Мадонны Рафаэля:

«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни... Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею.

Он лишь в чистые мгновенья Бытия слетает к нам, И приносит откровенья, Благодатные сердцам.

...Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами... И Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту; важная, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, когда он думал о своей Мадонне? Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. И как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслею! Он писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит...»

Об этом произведении сказано очень много, преимущественно в самых восторженных тонах, вполне уместных и оправданных. Обратим внимание на тяжелую драпировку, изумрудно-зеленый занавес, прикрывающий верхние углы картины. Этим не только концентрируется внимание на ликах Мадонны и Младенца, но и подчеркнуто их вхождение в жестокий земной мир с жертвенной решимостью нести свет любви людям. Задумчивые ангелочки внизу, чуть растрепанные, серьезны: они понимают, что все уже предопределено свыше (да и мы понимаем: все уже свершилось). Под ногами у женщины с ребенком — земной шар в облаках. Дано ли им спасти мир? Как бы то ни было, они пристально смотрят на зрителя, ибо ему решать, достоин ли он такой жертвы, что ему довелось совершить в жизни во искупление ее, чем он одарил людей, каков смысл его недолгого пребывания на Земле?

ru-angelicus.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта