Русский очевидецL'Observateur russeФранцузская газета на русском языке. Доротея шемякина картины


Доротея Шемякина. История одного шедевра

Доротея Шемякина

Когда-то в детстве эту странную таинственную сказку рассказал Доротее ее отец, Михаил Шемякин. Маленькая мадемуазель с детства училась чувствовать то, что не чувствуют другие. Ведь с самого рождения девочку окружали холсты, пахнущие красками. Когда она вырастет, узнает, что папа — гений. Узнает, что талант приносит боль. Эта девочка, родившаяся в Питере и выросшая во Франции, уедет в Грецию, станет известной художницей и будет оформлять самые известные книги мира. А пока она с распахнутыми глазами слушает самого родного в мире папу.

Она родилась 9 мая 1964 года в семье Михаила Шемякина и Ребекки Модлен. Свой первый рисунок Доротея сделала в два года. В четыре она уже участвовала в международной выставке детского рисунка в Русском музее. Партийная комиссия усмотрела в рисунках четырехлетней Доротеи «детский формализм» и, несмотря на восхищение организаторов выставки, работы были сняты. Осталось лишь два-три рисунка в витрине. Питер останется навсегда в сердце Доротеи. Когда ей было семь лет, они с матерью уехали во Францию по приглашению Дины Верни — владелицы галереи и легендарной певицы. Вскоре к ним присоединился выдворенный из СССР Михаил Шемякин.

В двенадцать лет Доротея участвует в выставке современного русского искусства во Дворце конгрессов в Париже, представляя 19 своих работ. Первая персональная выставка Доротеи Шемякиной открылась в 1980 году в галерее Нахамкина (Нью-Йорк) за день до шестнадцатилетия художницы. Пятьдесят работ были раскуплены за пять дней. Нью-Йорк, Гонк-Конг, Париж, Москва — выставки художницы сегодня проходят во всему миру. Живопись, книжная графика, ювелирные украшения, дизайн пасхальных яиц и работа каменщика — многогранные проявления таланта Доротеи.

«Голем» Густава Майринка — четвертая работа Шемякиной в жанре оформления книги. Десяток раз она перечитает мрачную легенду. В этой сказке, которую когда-то так полюбила маленькая девочка Доротея, есть многое: и затерянные в веках магические заклинания, и немилосердные предсказания человеческим амбициям, и великая провокация…

Рассказывая легенду о Големе, Борхес отмечает: "Элиезер из Вормса сохранил тайную формулу, по которой можно создать Голема. Описание этой процедуры занимает двадцать три столбца в томе ин-фолио и требует знания «алфавита 221 ворот», который надо повторять над каждым органом Голема. На лбу у него надо начертать слово «эмет», означающее «истина»; чтобы уничтожить глиняного человека, надо стереть первую букву — останется слово «мет», означающее «смерть»".

© Orloff Russian Magazine

Восстановив утраченные формулы каббалы, некий раввин создал искусственного человека — так называемого Голема, дабы тот в синагоге звонил в колокола и выполнял тяжелые работы. Однако Голем не был человеком, в нем едва теплилась глухая, полусознательная, растительная жизнь. Да и та — лишь в дневные часы, и поддерживалась она действием магической таблички, которую ему засовывали под язык и которая притягивала из вселенной свободные звездные токи. Однажды, перед вечерней молитвой, раввин забыл вытащить табличку изо рта Голема; тот впал в неистовство и побежал по темным улицам гетто, убивая всех, кто попадался на его пути, пока раввин его не догнал и не вынул табличку. Голлем мгновенно рухнул замертво. От него осталась лишь жалкая глиняная фигурка, которую теперь показывают в «Новой Синагоге».

Густав Майринк «ГОЛЕМ», 1915

ДОРОТЕЯ ШЕМЯКИНА — Големиллюстрации Доротеи Шемякиной / Издательство "Вита Нова"

ДОРОТЕЯ ШЕМЯКИНА — Голем иллюстрации Доротеи Шемякиной / Издательство "Вита Нова"

ДОРОТЕЯ ШЕМЯКИНА — Големиллюстрации Доротеи Шемякиной / Издательство "Вита Нова"

orloffmagazine.com

Ушла из жизни талантливая и странная Доротея Шемякина

Информация о смерти художницы была опубликована сегодня в "Фейсбуке" на официальной странице её отца - всемирно известного художника и скульптора Михаила Шемякина.

. В минувшую субботу, 20 января, после продолжительной болезни ушла из жизни Доротея Шемякина. Информация об этом была опубликована сегодня в "Фейсбуке" на официальной странице ее отца - всемирно известного художника и скульптора Михаила Шемякина. Доротея была его единственной дочерью.

Доротея Михайловна Шемякина родилась 9 мая 1964 года в Ленинграде, в семье художников Михаила Шемякина и Ребекки Модлен. Художественное образование получила у родителей, которые помогали дочери с раннего детства проявить дар рисовальщика. По их словам, первый рисунок Доротея сделала в двухлетнем возрасте. В 1968 году, когда художнице было четыре года, она участвовала в международной выставке детского рисунка в Русском музее (Ленинград). Здесь не обошлось без казуса: устроители выставки были настолько восхищены работами девочки, что первоначально предполагали отвести для них целый зал, сделав своего рода "выставку в выставке", однако партийная комиссия, прибывшая осматривать уже подготовленную экспозицию, усмотрела в рисунках Доротеи "детский формализм". В результате работы были сняты и Доротея участвовала в выставке лишь одной или двумя из них в витрине, пишет журнал Vita Nova.

Семья жила в коммуналке на Загородном проспекте, 64, на шестом этаже, с прекрасным видом из окна. Из детских впечатлений Доротее особенно запомнились частые походы в музеи с родителями, прогулки по городу с мамой. "Странно, я выехала оттуда в семь лет, но Питер до сих пор у меня в сердце", - вспоминала Доротея.

Летом 1971 года девочка с матерью эмигрировали, спустя пять месяцев к ним присоединился выдворенный из СССР Михаил Шемякин. В 1976 году Доротея была самой молодой участницей представительной выставки современного русского искусства ("La peinture russe contemporaine") во Дворце конгрессов в Париже, организованной А. Глезером и М. Шемякиным. Выставка включала в себя 502 работы русских независимых художников; Доротея выставила тогда 19 своих работ.

Первая персональная выставка Доротеи Шемякиной открылась в 1980 году в галерее Нахамкина (Нью-Йорк) за день до шестнадцатилетия художницы. Пятьдесят композиций, представленных на выставке, были раскуплены в первые пять дней.Работы художницы, по манере разительно отличающиеся от работ ее отца, удостаивались лестных отзывов известных критиков и искусствоведов. Молодая художница заставила судить о ней уже не как о рисовальщице-вундеркинде, а как о сложившемся мастере с уникальным художественным миром. Отличительной чертой ее работ становятся подчеркнутая телесность, гипертрофированность органических форм, напряженная пластическая деформация узнаваемых образов в сочетании с фантасмагорической, остро экспрессивной трактовкой сюжета. Главными темами становятся фантомы мегаполиса, органические монстры техногенной эры. Художница словно пытается посмотреть на наш мир за пределом времен, сквозь искажающую призму грядущей катастрофы, запечатлеть плоть мира — либо разъятую, либо преображенную вечностью.

Несколько раз художница обращалась к книжной графике. В 1993 году в Италии вышло коллекционное издание "Tauromachie", в 2001 году в Нью-Йорке был выпущен сборник рассказов Юрия Мамлеева "Голос из ничто". Жутковато иронические, гиперреалистические сцены коммунального быта в иллюстрациях к рассказам Мамлеева один из критиков сравнил с беспощадным гротеском позднего Гойи. В 2000 году в Афинах вышла книга для детей "Страна, где не общипывали ромашки" греческой писательницы Олимпии Орсаниду-Коретси. "Голем" Густава Майринка — четвертая работа Шемякиной в жанре оформления книги.

Отдельные иллюстрации художница делала для парижского журнала "Эхо", среди других художников иллюстрировала книгу югославского писателя-диссидента Йоко Йовичича "Drape de son histoire" (Paris, 1988).

Параллельно с живописью и графикой Доротея Шемякина время от времени обращалась к прикладному искусству. На второй персональной выставке в галерее Академии Спенсертауна (штат Нью-Йорк) она представила оригинальные ювелирные украшения. В начале 2000-х годов по заказу двух престижных ювелирных магазинов в Афинах разрабатывала дизайн пасхальных яиц.

В 1983 году Доротея Шемякина переехала в Грецию (первое время они вместе с матерью жили на острове Идра), позже она жила в Афинах. Именно в Греции в ее работах появился цвет: до этого была только монохромная графика и живопись — белыми красками на черном фоне. Именно в Греции неожиданно для всех Доротея освоила ремесло… каменщика и стала строить дома, что воспринималось друзьями в лучшем случае как причуда талантливой художницы. Очевидно, на этом выборе, кроме нежелания следовать жизненным стереотипам, сказалось и "наследственное упрямство" (характеристика М. Шемякина).

У Доротеи Шемякиной состоялось пять персональных выставок, а также она приняла участие также более чем в двадцати групповых выставках, нередко — в творческом альянсе с отцом.

Последние несколько лет художница жила во Франции.

girl21.ru

Умерла дочь художника Михаила Шемякина

Доротея была единственной дочерью художника

Доротея была единственной дочерью художника // Фото: соцсети

Михаил Михайлович поведал своим поклонникам и друзьям, что в выходные потерял дочь. Доротея ушла из жизни на 55-м году жизни. О причинах смерти наследницы 74-летнего художника пока ничего не сообщается.

Живописец опубликовал трогательное послание, посвященное умершей дочери. Прославленный художник выложил в Сеть несколько картин, которые написала Доротея.

Доротея с раннего детства жила во Франции, потом переехала в Грецию

Доротея с раннего детства жила во Франции, потом переехала в Грецию // Фото: соцсети

«20 января покинула этот мир моя дочь Доротея – замечательная художница и удивительный человек - многогранный, странный, причудливый, глубокий и добрый. Знаю и верю, что ее работы будут жить и дарить радость», - сообщил Шемякин на своей странице в Фейсбуке.

Многие картины художницы восхищали публику

Многие картины художницы восхищали публику // Фото: соцсети

Напомним, Михаил Михайлович был женат дважды. Первой супругой Шемякина стала ленинградка Ревекка Борисовна Модлина. Избранница мэтра работала скульптором и художником. Михаил Михайлович женился на Модлиной в начале 60-х, вскоре у пары родилась дочь, которую назвали Доротеей. В 1971-м девочка вместе с родителями эмигрировала в Европу. С 1986 года Доротея жила в Греции. Именно в Афинах и скончалась единственная наследница Шемякина.

www.starhit.ru

В России умирает культура книжного оформления — Российская газета

В Северной столице открылась выставка Михаила Шемякина "Крик в искусстве".

Незадолго до этого прославленный художник рассказал корреспонденту "РГ" о том, почему россияне не всегда понимают современное искусство и на что в свое время его вдохновлял друг Владимир Высоцкий.

Адаптация необходима

Российская газета: Выставка "Крик в искусстве" входит в цикл "Воображаемый музей". Расскажите, в чем особенность этого проекта.

Михаил Шемякин: Основой цикла стал серьезный анализ истории искусств, на проведение которого у меня ушло очень много времени. С 60-х годов прошлого века я провожу систематизированный отбор и исследование изобразительных материалов, документов и различных объектов творчества, объединенных в визуальную библиотеку, насчитывающую миллионы единиц хранения. Все это составляет научно-исследовательскую базу созданного мной и расположенного в городе Хадсон (США) Института философии и психологии творчества. Я собирал свою библиотеку, путешествуя по миру, обмениваясь опытом с коллегами по цеху, общаясь со специалистами из многих областей культуры и науки. "Крик в искусстве" - третья по счету выставка из цикла "Воображаемый музей", которую я представляю петербуржцам в залах своего фонда. Нынешнюю экспозицию мы сделаем по аналогии с предыдущими выставками: "Шар в искусстве" и "Образ смерти в искусстве". Это будет своеобразный синтез из картин на заданную тему и научного материала. По традиции в залах будут представлены и работы молодых художников.

РГ: Какой процент картин, которые присылают начинающие живописцы, проходят ваш "фильтр"?

Шемякин: Остаются лучшие. Например, при отборе работ для выставки "Образ смерти в искусстве" в экспозицию вошла лишь одна сороковая часть представленных картин.

Изначально наш фонд создавался, чтобы оказывать активное содействие начинающим и уже известным художникам, фотографам, творческим коллективам... Помогать развитию творческого потенциала - одна из основных целей, которую я преследовал, открывая его. Следующим шагом в этом направлении станет открытие в России филиалов моего Института философии и психологии творчества. Уверен, они станут отличной базой для людей, которые изучают искусство. Прежде всего он будет функционировать в помощь молодым художникам и искусствоведам.

У российского изобразительного искусства свой путь: индивидуальный и очень интересный. Нам есть что показать Западу, просто этим мало кто занимается всерьез и по-настоящему. В то же время выставки, которые привозят в Россию из-за границы, зачастую непонятны российскому зрителю по той же причине - никто не подходит к решению этого вопроса всесторонне.

РГ: Как же, на ваш взгляд, можно подготовить российского зрителя?

Шемякин: Нужно поэтапно показывать западных художников в процессе их развития и наглядно демонстрировать, как они пришли к тем экспериментам, которые существуют в мире искусства на сегодняшний день. У зарубежных мастеров есть опыт и наработки, которые будут интересны российскому зрителю. Например, в России умирает культура книжного оформления. Мы сегодня с тоской вспоминаем таких больших мастеров книжной графики, как Фонвизин, Лебедев, Кравченко, Кибрик, Конашевич. На Западе же книжная иллюстрация претерпела множество метаморфоз, но тем не менее при всей этой китчеобразности современных обложек есть ряд мастеров, занимающихся книжным оформлением на самом высоком уровне.

Как альтернативный вариант можно показывать российскому зрителю поэтапное развитие западного искусства в залах Музея современного искусства. Создавая такие серьезные программы, мы одновременно убьем по меньшей мере двух зайцев: и зрителю современные мастера станут более понятны, и людям искусства будет легче экспериментировать и не бояться при этом быть непонятными.

Без вещей - во Францию

РГ: На вашей выставке "Образ смерти в искусстве" были представлены картины вашей дочери Доротеи Шемякиной. Она по-настоящему талантливая художница?

Шемякин: Доротея - одна из лучших моих учениц. В семье мы шутим, что она родилась с кистью в руках. Уже в четыре года выиграла свой первый приз на международном детском конкурсе, а первая ее персональная выставка прошла в Нью-Йорке, Доротее тогда было 16 лет. С тех пор она занимается скульптурой, ювелирными изделиями и, конечно, живописью.

РГ: И у вас, и у дочери очень разноплановое творчество. Кто на вас в свое время оказал влияние?

Шемякин: Рисовать я начал рано. Уже в 12 лет стал учиться в средней художественной школе при Академии Репина. И это при том, что я из семьи, в которой люди очень мало занимались как изобразительным искусством, так и театром, музыкой... По отцовской линии мои предки на протяжении последних ста лет сидели в седле и воевали, а по материнской - все мужчины в основном служили на флоте. Влияние в свое время на меня оказали большие мастера, которые были друзьями моей мамы. В первую очередь это режиссер Николай Акимов: мама одно время работала в его театре... Николай Павлович часто посещал мою мастерскую. Он приносил мне фотоматериалы и таким образом знакомил с уникальными художниками, живущими во Франции. Но было много и других учителей: Александр Григорьевич Тышлер, Михаил Матвеевич Шварцман, Евгений Адольфович Кибрик и многие другие.

РГ: А как ваши родители отнеслись к увлечению изобразительным искусством?

Шемякин: С отцом мы практически не разговаривали. Он хотел, чтобы я продолжил традицию и стал военным, а мама была довольна - она очень хотела остаться в Ленинграде. Если бы я не поступил в художественную школу, мы бы уехали в другой город. После того как я сдал вступительный экзамен, отец развелся с матерью и уехал к родственникам в Краснодар. И несмотря на то, что мое поступление в художественную школу сыграло не лучшую роль в отношениях моих родителей, отступать от своего пути я был не намерен.

РГ: Насколько я знаю, это не единственное испытание, с которым вы в свое время столкнулись из-за своей страсти к искусству. Вы пережили и обыски, и принудительное лечение в психбольнице, и даже высылку из страны... В какой период жизни вы уже склонялись к тому, чтобы отступиться от задумки быть художником?

Шемякин: Безусловно, не всегда было просто, но я всегда оставался верен своей идее. Даже когда в возрасте 28 лет меня арестовали и доставили в комитет госбезопасности. Тогда мне предложили три варианта развития событий: либо меня отправляют в сумасшедший дом, либо заключают в тюрьму, либо я покидаю страну навсегда. После минутного раздумья, я выбрал третий из предложенных вариантов. Правда, уехать я должен был бесшумно: мне даже запретили прощаться с родителями. По договору позвонить отцу с матерью и предупредить их о том, что меня высылают из страны, я мог лишь через два месяца. С собой нельзя было взять даже маленького чемодана с личными вещами. Правда, советское правительство выделило мне 50 долларов... Пунктом назначения я выбрал Францию.

"...вспоминай всегда про Вовку..."

РГ: Почему именно эту страну?

Шемякин: В этом государстве меня знали как художника и мне был разрешен въезд на постоянное жительство. Вернуться в Россию я смог только после 18-летнего изгнания.

Отца я уже в живых не застал, что было тяжелым испытанием для меня. Наша последняя встреча до сих пор осталась в моей памяти. Он тогда приехал повидаться со мной, был одет в новую шинель... Когда отец садился в такси, я сказал себе: запомни этот кадр, возможно, мы видимся последний раз! Так же было и с Володей Высоцким. Я чувствовал, что он уходит. Когда мы с ним расставались в Париже, я ему сказал: "Давай, Володя! Назло всем попытаемся жить!" А он так грустно ответил: "Попробую". Но это звучало очень неубедительно. Я тогда собирался в Грецию, а он - в Москву. Володя сел в машину на улице Ревали, помахал мне рукой и улетел. Как с отцом, я скомандовал себе: "Сделай стоп-кадр!"

Уже в Греции я узнал, что он похоронен, а вернувшись домой, нашел в мастерской среди своих бумаг его стихи. Оказывается, в этот день он тоже попрощался со мной. Володя написал стихотворение, где были такие строчки: "Когда зайдешь в бистро-столовку, по пивку ударишь - вспоминай всегда про Вовку: где, мол, друг-товарищ!.. Про себя же помни: братом Вовчик был Шемяке..." Позже я выгравировал это прощальное стихотворение в бронзе на памятнике Высоцкому, который я сделал в Самаре по заказу и просьбе губернатора Константина Титова.

РГ: Высоцкий посвятил вам несколько песен. На что он вас вдохновил в свою очередь?

Шемякин: Он меня вдохновлял на нормальную жизнь, мужественную. Те люди, которые его слушают и понимают, о чем он поет, стараются быть лучше.

rg.ru

Ушла из жизни талантливая и странная Доротея Шемякина

Ушла из жизни талантливая и странная Доротея Шемякина

В минувшую субботу, 20 января, после продолжительной болезни ушла из жизни Доротея Шемякина. Информация об этом была опубликована сегодня в "Фейсбуке" на официальной странице ее отца - всемирно известного художника и скульптора Михаила Шемякина. Доротея была его единственной дочерью.

Доротея Михайловна Шемякина родилась 9 мая 1964 года в Ленинграде, в семье художников Михаила Шемякина и Ребекки Модлен. Художественное образование получила у родителей, которые помогали дочери с раннего детства проявить дар рисовальщика. По их словам, первый рисунок Доротея сделала в двухлетнем возрасте. В 1968 году, когда художнице было четыре года, она участвовала в международной выставке детского рисунка в Русском музее (Ленинград). Здесь не обошлось без казуса: устроители выставки были настолько восхищены работами девочки, что первоначально предполагали отвести для них целый зал, сделав своего рода "выставку в выставке", однако партийная комиссия, прибывшая осматривать уже подготовленную экспозицию, усмотрела в рисунках Доротеи "детский формализм". В результате работы были сняты и Доротея участвовала в выставке лишь одной или двумя из них в витрине, пишет журнал Vita Nova.

Семья жила в коммуналке на Загородном проспекте, 64, на шестом этаже, с прекрасным видом из окна. Из детских впечатлений Доротее особенно запомнились частые походы в музеи с родителями, прогулки по городу с мамой. "Странно, я выехала оттуда в семь лет, но Питер до сих пор у меня в сердце", - вспоминала Доротея.

Летом 1971 года девочка с матерью эмигрировали, спустя пять месяцев к ним присоединился выдворенный из СССР Михаил Шемякин. В 1976 году Доротея была самой молодой участницей представительной выставки современного русского искусства ("La peinture russe contemporaine") во Дворце конгрессов в Париже, организованной А. Глезером и М. Шемякиным. Выставка включала в себя 502 работы русских независимых художников; Доротея выставила тогда 19 своих работ.

Первая персональная выставка Доротеи Шемякиной открылась в 1980 году в галерее Нахамкина (Нью-Йорк) за день до шестнадцатилетия художницы. Пятьдесят композиций, представленных на выставке, были раскуплены в первые пять дней. Работы художницы, по манере разительно отличающиеся от работ ее отца, удостаивались лестных отзывов известных критиков и искусствоведов. Молодая художница заставила судить о ней уже не как о рисовальщице-вундеркинде, а как о сложившемся мастере с уникальным художественным миром. Отличительной чертой ее работ становятся подчеркнутая телесность, гипертрофированность органических форм, напряженная пластическая деформация узнаваемых образов в сочетании с фантасмагорической, остро экспрессивной трактовкой сюжета. Главными темами становятся фантомы мегаполиса, органические монстры техногенной эры. Художница словно пытается посмотреть на наш мир за пределом времен, сквозь искажающую призму грядущей катастрофы, запечатлеть плоть мира — либо разъятую, либо преображенную вечностью.

Несколько раз художница обращалась к книжной графике. В 1993 году в Италии вышло коллекционное издание "Tauromachie", в 2001 году в Нью-Йорке был выпущен сборник рассказов Юрия Мамлеева "Голос из ничто". Жутковато иронические, гиперреалистические сцены коммунального быта в иллюстрациях к рассказам Мамлеева один из критиков сравнил с беспощадным гротеском позднего Гойи. В 2000 году в Афинах вышла книга для детей "Страна, где не общипывали ромашки" греческой писательницы Олимпии Орсаниду-Коретси. "Голем" Густава Майринка — четвертая работа Шемякиной в жанре оформления книги.

Отдельные иллюстрации художница делала для парижского журнала "Эхо", среди других художников иллюстрировала книгу югославского писателя-диссидента Йоко Йовичича "Drape de son histoire" (Paris, 1988).

Параллельно с живописью и графикой Доротея Шемякина время от времени обращалась к прикладному искусству. На второй персональной выставке в галерее Академии Спенсертауна (штат Нью-Йорк) она представила оригинальные ювелирные украшения. В начале 2000-х годов по заказу двух престижных ювелирных магазинов в Афинах разрабатывала дизайн пасхальных яиц.

В 1983 году Доротея Шемякина переехала в Грецию (первое время они вместе с матерью жили на острове Идра), позже она жила в Афинах. Именно в Греции в ее работах появился цвет: до этого была только монохромная графика и живопись — белыми красками на черном фоне. Именно в Греции неожиданно для всех Доротея освоила ремесло… каменщика и стала строить дома, что воспринималось друзьями в лучшем случае как причуда талантливой художницы. Очевидно, на этом выборе, кроме нежелания следовать жизненным стереотипам, сказалось и "наследственное упрямство" (характеристика М. Шемякина).

У Доротеи Шемякиной состоялось пять персональных выставок, а также она приняла участие также более чем в двадцати групповых выставках, нередко — в творческом альянсе с отцом.

Последние несколько лет художница жила во Франции.

www.superstyle.ru

Памяти Доротеи Шемякиной | Русский очевидец

Во французской провинции ушла из жизни художница Доротея Шемякина.

Доротея Шемякина. Фото из семейного архива

Доротея Шемякина родилась 9 мая 1964 года в Петрограде-Ленинграде-Петербурге. Она родилась под созвездием Быка. Под тем же знаком, что и ее отец, художник Михаил Шемякин.

Этим его «бычьим» нутром Шемякину были подсказаны его «Силачи», что так медлительно влекут по ночному городу сверхтяжкий груз бычьих туш с натянутыми струнами басовых жил. Их инфразвуковое гуденье — неслышный аккомпанемент детства Доротеи.

А детство шло в заколдованном замке. В замке не кончался праздник — вечный праздник творчества. К счастью, добрые волшебники заколдовали замок, его ворота были запечатаны заклятьем и туда не проникал злой Черномор красной яви.

Зачарованный замок прикидывался простой комнатой в огромной коммуналке — но там были прекрасные игрушки и старые сказки, что рассказывала Доротее мама-волшебница и бабушка-фея, оживлявшая кукол. Бабушкины куклы пели и танцевали.

Сказочный мир просился на бумагу. Отец, увидев первые рисунки дочери, понял: она — художница до мозга костей — и принялся посвящать во все тонкости битвы с красками и бумагой.

А в четыре года у Доротеи Шемякиной была первая выставка — ее работы выставили тогда в Русском музее. И на этой выставке детского рисунка Черномор впервые погрозил ей пальцем: четырехлетнюю Доротею Шемякину обвинили... в формализме. Так сказалась своего рода наследственность, а на самом деле преемственность.

Нонконформист с пеленок

Окна сказочного замка широко распахнулись в Свободный мир, когда девочке было семь лет — вместе с родителями она оказалась в Париже. Там она участвовала на равных в знаменитой выставке в столичном Дворце Съездов (Palais des Congrès) — вместе с мастерами неофициальной живописи, изгнанными из СССР — Олегом Целковым, Оскаром Рабиным, Михаилом Шемякиным, Эрнстом Неизвестным. Доротее был отведен на выставке целый стенд, и большинство ее работ были куплены в день открытия.

Любителей и знатоков приводили в восторг обычно не свойственный детскому возрасту изящный сарказм, виртуозный графизм; унаследованная от отца способность передать движение одним штрихом — мощным и точным. Что до тонкости цветовых нюансов — тут, несомненно, влияние ее матери, прекрасной художницы Ребекки Шемякиной.

Затем выставки шли одна за другой, по всему миру: в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге. В Греции, Швейцарии, России.

В 1994 году на выставке в парижской галерее Карпантье была представлена ее серия из 30 листов на тему «Коррида» (в технике масляной пастели и коллажа).

Из серии «Коррида» Доротеи Шемякиной

...Небо разверзлось — выступает на арену священный Апис, бог-бык. Начинается сакральная битва, так привлекавшая Гойю и Пикассо.

В узком пространстве арены человек со зверем сошлись в смертной братской схватке. За мощными торсами публики почти не видно.

Свершается предначертанное судьбой заклание шпагой или рогом: тореро валится навзничь, роняя шпагу; лошадь вздета на рога, в агонии кричит, скаля зубы от боли. Смерть оборачивается в страсть.

Бык — избранник среди земных тварей. Битва лучше бойни. И вот уже мулы тянут по песку лошадь с выпущенными кишками, волокут окровавленную бычью тушу, опоясанную цепью. Прочь с арены жизни.

В этом полу-божественном полубою-полубалете Доротею Шемякину привлекали не показная мишура, не яркость позумента и не акробатический пируэт изгибающего стан тореро — но понимание подлинной сути корриды — всей торжественно-суровой эпики «момента истины», как называют это афисионадо.

Оттого так все здесь перемешано, сплетено, слито — бычья туша, вороново крыло плаща, отблеск грязно-белого солнца, киноварь крови на буро-сером.

Доротея Шемякина писала своих торо и тореро, словно справляла сакральное действо, погребальный обряд, постоянный, как молитва, вечный, как любовь.

А что перемешивает все это? — Печаль.

 

От редакции: наши искренние соболезнования Михаилу и Саре Шемякиным.

rusoch.fr

Единственная дочь Михаила Шемякина скончалась во Франции после длительной болезни

ЕДИНСТВЕННАЯ ДОЧЬ

«Моя единственная дочь Доротея скончалась», - написал известный художник, скульптор 74-летний Михаил Шемякин на своей официальной странице в одной из социальной сети.

- 20 января покинула этот мир моя дочь Доротея – замечательная художница и удивительный человек – многогранный, странный, причудливый, глубокий и добрый, - говорится в его короткой заметке. – Знаю и верю, что ее работы будут жить и дарить радость.

Как стало известно «КП», 53-летняя Доротея Михайловна Шемякина длительное время болела, у нее был тяжелая форма сахарного диабета.

Шемякин до последнего был с дочерью и всячески старался ее поддержать.

ПО СТОПАМ ОТЦА

Доротея Михайловна появилась на свет в Петрограде, в день празднования победы над фашистскими захватчиками 9 мая 1964 году. Ее родители – молодые художники – Михаил Шемякин и Ребекка Модлен были счастливы появлению своей малышки. С раннего возраста они старались всячески привить любовь к искусству. И их труды были вознаграждены. В два года девочка сделал свой первый рисунок, а в четыре ее работы впервые были представлены на всеобщее обозрение на выставке детских рисунков в Русском музее.

Фото: личный архив М. Шемякина.

Фото: личный архив М. Шемякина.

В 1971 году, когда Ребекка и Доротея была вынуждена эмигрировать во Францию. Спустя пять лет ее 19 работ были показаны на выставке современного искусства во Дворце конгрессов в Париже. Первая персональная выставка молодой художницы открылась в галерее Нахамкина в Нью-Йорке, за день до 16-летия Доротеи. Публика с большой охотой не только посещали экспозицию Шемякиной, но и в первые пять дней ее работы раскупили все представленные композиции.

Фото: личный архив М. Шемякина.

Фото: личный архив М. Шемякина.

Девушку называли никак иначе как рисовальщица-вундеркинд. В общей сложности у гениальной художницы состоялось пять персональных и более чем в пятнадцати групповых, в том числе с отцом, выставках.

О месте прощания и похорон Доротеи Шемякиной пока не сообщается.

www.spb.kp.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта