Доменико Венециано (Domenico Veneziano). Доменико венециано картины


Доменико Венециано (Domenico Veneziano) - Живописный склад monpansie

Доменико Венециано (Domenico Veneziano) (примерно 1410 – 15 мая, 1461).

Доменико Венециано - художник, про которого трудно что-либо развернуто написать - даже "всезнающий" Вазари поместил его в общую тему с Андреа дель Кастаньо, рассказав только, что Венециано был для Флоренции чужаком, приезжим, "неродным" ( на это, впрочем, вполне явственно указывает и "фамилия" художника). Рассказывает еще, что и во Флоренцию-то его пригласили "ради нового способа писать маслом", которым тот якобы владел, а еще упоминает некоторые работы, пересказывает трагическую и почти детективную - кстати, интересную, но, вряд ли, столь же доподлинную, как интересную - историю о фальшивой дружбе Кастаньо с добряком Доменико - выведывание секретов, злобная зависть и и как итог - убиение несчастного венецианца свирепым флорентийцем. Вот так вот.

Работ же Доменико Венециано сохранилось очень мало, а подписанных еще меньше - всего две. Но обо всем по порядку.

Полное имя художника Доменико ди Бартоломео да Венеция. Он - один из основателей флорентийской школы XV века.Почти ничего не известно о рождении и детстве художника, хотя, предполагают, что он родился в Венеции, на что указывает и его фамилия , там же и учился. Еще мальчиком Доменико переехал во Флоренцию (в 1422-23 гг.), чтобы стать учеником Джентиле да Фабриано - тоже по предположениям. Есть подозрения, что Венециано работал с Пизанелло в Риме примерно в 1423-30 гг. Первые достоверные сведения о Доменико Венециано сохранились в письме* (само письмо приводится ниже), отправленном им 1 апреля 1438 года из Перуджи во Флоренцию, в котором он предлагает семье Медичи свои услуги как живописец.

Подписанных работ мастера, действительно, всего две.

Одна из них — сильно повреждённая фреска «Дева и дитя на троне» (или, как вариант, Мадонна с младенцем на троне и Бог-отец ) (Национальная Галерея, Лондон.)

Мадонна с младенцем. 1435г. Доменико Венециано. Фреска, перенесенная на холст. Национальная галерея, Лондон.

Вторая — и самая знаменитая - часть Алтаря Св. Лючии (ок. 1445—1447, Флоренция, галерея Уффици) (шесть пределл алтаря ныне хранятся в музеях Европы и США) - алтарный образ Мадонны на троне с Иоанном Крестителем, святыми Франциском, Зиновием и Лючией ( первоначально находилась в церкви Санта Лучия деи Маньоли, в галерею Уффици ее перенесли позднее). В Алтаре Святой Лючии Венециано показал себя мастером перспективы и пластичного построения фигур. Художник испытывал большой интерес к решению колористических задач - использовал цвет для выражения эмоциональных оттенков. Собственно, именно Алтарь святой Лючии обладает крайне необычной и непривычной в время палитрой для темперы - это и заставило Вазари написать, что работа была написана маслом - по той самой секретной методике, столь желанной для изверга Кастаньо. Но, кстати, сам убивец Андреа дель Кастаньо умер от чумы в 1457 году - на четыре года раньше убитого им Венециано.

Мадонна с младенцем в окружении святых. 1445г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Части пределлы этого алтаря ныне хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне ( Стигматизация св. Франциска , Иоанн Креститель в пустыне ), музее Фицуильям в Кембридже ( Благовещение , Чудо св. Зиновия*) и Государственном музее, Берлин ( Мученичество св.Лючии *).

Стигматизация святого Франциска. 1445 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Святой Иоанн в пустыне. 1445 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Сочетание почти античного облика святого, изображенного вразрез с традициями в образе прекрасного обнаженного юноши и каменистых с острыми краями холмов - чрезвычайно гармонично и естественно. Доменико Венециано открыл и самостоятельную эстетическую роль наполненной светом пространственной среды (пределла Благовещение, ок. 1445—1447, Кембридж, Музей Фитцуильям).

Благовещение. ок. 1445 г.Доменико Венециано. Темпера по дереву. Музей Фицуильям, Кембридж.

Мученичество святой Лючии. 1445 г.Доменико Венециано. Темпера по дереву. Государственные музеи, Берлин.

Между 1439 и 1441 годом мастер создает свою работу Поклонение волхвов .

Первый план заполнен фигурами так, что почти не осталось просвета между ними - это прием, который применяли в пейзажных формах художники треченто. Использовали его и художники кватроченто - как раз в этом случае.Композиция вписана в круговое поле рондо. Отдельные части картины напоминают "Поклонение волхвов" Джентиле да Фабриано (вторая сверху иллюстрация) - это относится к любовному перечислению деталей одеяний людей, это тщательное прорисовывание травинок и цветов на первом плане, это и скрупулезно написанные крылья птиц. Но налицо перемена в передаче пространства. У Джентиле да Фабриано, несмотря на пристальное внимание к деталям второго и третьего плана - картинное поле условно- оно все еще своеобразное декоративное обрамление. У Доменико Венециано пространство ощущается вполне реально. Взгляд движется не снизу вверх по условным зонам словно по ступеням, а от одного плана к другому вглубь, причем дальние планы не теряются в темноте, а словно мягко тают, усиливая иллюзию пространства.

Поклонение волхвов. 1439-43гг Доменико Венециано. Государственные музеи, Берлин.

Доменико Венециано приписывают также фрески "Святой Франциск и Иоанн Креститель" (церковь Санта Кроче, Флоренция), три картины "Мадонна с младенцем" (бывшее королевское собрание, Румыния, собрание Беренсон, Флоренция и Национальная галерея, Вашингтон), а также женские портреты в музеях Милана, Флоренции, Берлина, Лондона.

Святой Франциск и Иоанн Креститель. 1454г Доменико Венециано. Фреска, Музей делла Опера, церковь Санта Кроче, Флоренция

Мадонна с младенцем. После 1435-37 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Коллекция Беренсона, Флоренция.

Мадонна с младенцем. После 1447 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Портрет девушки. Доменико Венециано. Музей Польдо Пеццоли.

Портрет молодой женщины. Ок. 1465г . Доменико Венециано. Картинная галерея, Берлин.

В период с 1439-45 гг. художник работал над росписью капеллы Портинари в госпитале Санта Мария Нуова во Флоренции, а его помощниками были Пьеро делла Франческа и Биччи ди Лоренцо. В 1445 художник по неизвестной причине прекращает работать и позднее его работу завершают Алессо Бальдовинетти и Андреа дель Кастаньо. Эти фрески не сохранились - весь цикл был уничтожен в XVIII веке.

Доменико Венециано вместе с Фра Анжелико и Фра Филиппо Липпи в 1454 году вызывали в Перуджу, чтобы консультировать Бенедетто Бонфильи*, который расписывал там Палаццо деи Приори. В 1457 году Доменико все еще продолжал консультировать художников.Его работ, датированных поздним периодом, не сохранилось.

Достижения Доменико Венециано были развиты его учеником Пьеро делла Франческа. Умер Доменико Венециано в 1461 году во Флоренции, там же и похоронен.

Самое любимое для меня тут - это женские портреты, эти фарфоровые профили, эти реальные люди в нереальности художественного мышления, восприятия, чего хотите. В них что-то оригинальное, незнакомое, непривычное, живое, нежное, привлекающие внимание помимо воли - сюжетные полотна просматриваешь и рассматриваешь, а на эти - засматриваешься. Посадка головы как у мраморных статуй и кожа такая же гладкая как камень - казалось бы! - но только она теплая, мягкая, даже, наверное, пахнет чем-нибудь - духами, цветами - неважно насколько это далеко от реальности или близко к ней - ты все придумаешь сам, намечтаешь и оживишь - все сам. - das_gift

1. * ПИСЬМО

Пьетро Медичи. Перуджа, 1 апреля 1438 г.

Достойнейший и доблестный муж!

Засвидетельствовав мое достодолжное почтение, извещаю Вас, что я, слава богу, здоров и очень желал бы и Вас видеть здоровым и веселым. Я очень много и часто спрашивал о Вас, но никогда мне не удавалось ничего узнать, за исключением того случая, когда я спросил Мауро Донати [manno Donati]; он мне сказал, что Вы находитесь в Ферраре и вполне здоровы. Это очень утешило меня. И если бы я раньше знал, где Вы находитесь, то я написал бы тогда же ради собственного утешения и долга. Правда, в моем низком положении не полагалось бы писать Вашей милости, но моя совершенная и верная любовь к Вам и ко всем Вашим внушает мне храбрость писать Вам, если принять во внимание, как сильно я к Вам привязан и Вам обязан.

Тут я слышал, что Козимо решил заказать алтарный образ и хочет получить великолепную работу. Это мне очень нравится и понравилось бы еще больше, если бы оказалось возможным мне получить эту роспись при Вашем посредстве. И если так случится, то я, полагаясь на бога, смогу Вам показать удивительные вещи, хотя у нас и есть прекрасные мастера, как фра Филиппо и фра Джованни 1, которые сейчас завалены работой. В частности, фра Филиппо занят сейчас одной картиной, предназначаемой для Сан Спирито, которую, работая денно и нощно, он не закончит и в пять лет, так велика работа. Но как бы там ни было, мое горячее и доброе желание служить Вам дает мне смелость предложить себя Вам. И если я это сделаю не так хорошо, как кто бы то ни было другой, то я готов быть связан всяким заслуженным исправлением; и пусть всякий попробует сделать для этого соответствующую пробу, так что нужно будет почтить выбором кого-нибудь одного.

Если же работа окажется так велика, что Козимо решит поручить ее многим мастерам, или же скорей одному, чем другому, то я прошу Вас, поскольку слуге возможно просить господина, будьте так добры, замолвите за меня словечко и помогите мне получить работу над какой-либо одной частью. И если бы Вы знали мое горячее желание сделать какую-нибудь исключительную работу, в особенности для Вас, то Вы окажете мне в этом покровительство. Я уверен, что со своей стороны в долгу не останусь. Прошу Вас, сделайте для этого все возможное, так как я Вам обещаю, что Вы приобретете славу от трудов моих.

Ни о чем другом я сейчас не буду говорить, — за исключением того, что если я отсюда могу быть Вам чем-нибудь полезен, то приказывайте мне, как своему слуге. И еще прошу я Вас, не откажите дать мне ответ относительно картины, о которой выше шла речь 2. Но прежде всего сообщите мне о своем здоровье, чего я горячо желаю превыше всего. Христос да хранит Вас и да исполняет он все Ваши желания.

Ваш самый верный слуга Доменико из Венеции, живописец, поручает себя Вам. В Перудже, 1438 г., 1 апреля.

Письмо Доменико Венециано к Медичи написано в почтительном и, одновременно, фамильярном тоне, как будто он уже был хорошо знаком со своим корреспондентом. Кроме того, это письмо показывает хорошую осведомленность художника о состоянии флорентийского искусства того времени; он знал,например, что Филиппе Липпи работал в те годы над алтарем Барбадори(Париж, Лувр) и что Фра Анджелико был занят многочисленными заказами. Он надеялся, что Козимо Медичи поручит ему исполнение алтаря. Возможно, Доменико познакомился с Медичи в Венеции (где Козимо находился в ссылке в 1433-1434), а сведения о флорентийской художественной жизни могли проникнуть в Умбрию после того, как в 1437 в церкви Сан-До-менико в Перудже была помещена алтарная картина Фра Анджелико. Быть может, однако, что художник познакомился с Медичи в самой Флоренции и имел прямой контакт с флорентийс-кой художественной средой, благодаря своему пребыванию в этом городе прежде.

2. * Зиновий Святой (лат. Zenobius, итал. San Zanobi — Богоугодноживущий , ? — ок. 417) — святой католической церкви, епископ Флоренции. Легенда рассказывает, что, когда гроб святого переносили в церковь Санта Репарата, им случайно задели высохшее дерево, и оно тут же зазеленело. На этом месте теперь стоит Баптистерий (Флоренция). В жизнеописании святого рассказывается о случае оживления им маленького мальчика, которого переехала телега, запряженная волами. Св. Зиновия Флорентийского можно узнать по его атрибутам — расцветшему дереву, лилии (ирису) — эмблеме Флоренции — или макету города, который епископ держит в руках.

3.* Святая Лючия происходила из города Сиракузы на Сицилии. Древнейшее жи­тие святой да­тируется пятым веком. Согласно этому житию, Лючия происходи­ла из благородной семьи. Была просватана за юношу из такой же благородной семьи. Но Лючия отправилась в паломничество ко гробу св. Агаты, чтобы испросить у неё здоровья для своей ма­тери, святая Агата явилась ей и предсказала мученическую смерть, посовето­ва­в приготовиться к ожидавшей её жертве. Вернувшись домой, Лючия отказалась от намерения выйти замуж, раздала всё своё име­ние бедным и принесла обет по­жизненного целомудрия. Неудавшийся жених донёс на неё властям, как на христи­анку, её схватили и приня­лись пытать, когда же никакие муки не сломили героиче­ской девы, её обезглавили мечом. В иконографии св. Лючию изображают в римской девичьей одежде с пальмой муче­ничества в руке и с блюдом, на котором лежит пара глаз. Это связано с древней ле­гендой, согласно которой у святой были такие большие и прекрасные глаза, что при­влекали к себе все­общее внимание. Видя, что её глаза вызывают восхищение да­же у па­лачей, она велела их выколоть. Атрибуты св. Лю­чии: лампа, меч, пальма мученичества, пламя у стоп, выколотые глаза на блюде, стилет.

4. * Бенедетто Бонфильи (Benedetto Bonfigli) (1420–1496) - итальянский художник, родился в Перудже. Также известен как Буонфильо. Был учителем художника Пеьтро Перуджино (Pietro Perugino)/ Самая рання его работа Благовещение (находится в Перудже). Также известна серия фресок в Палаццо дель Консильо ( тоже в Перудже), которая представляет жития святого Людовика Тулузского и святого Геркулана.

Благовещение. Бенедетто Бонфильи.

das-gift.livejournal.com

Доменико Венециано: жизнь и творчество художника

Доменико Венециано (итал. Domenico Veneziano; 1410, Венеция — 15 мая 1461, Флоренция) — итальянский художник флорентийской школы. Полное имя Доменико ди Бартоломео да Венеция. Один из основателей флорентийской школы XV века.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Доменико Венециано

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился около 1410 предположительно в Венеции. О его жизни известно очень мало. Самостоятельно начал работать в 1432 году. В 1439 году приехал во Флоренцию, где и продолжал работать до самой смерти, кроме небольшого перерыва.

Первый документ, относящийся к жизни Доменико Венециано — его письмо из Перуджи, адресованное Пьеро ди Медичи, написанное в апреле 1438 года. В Перудже художник работал в доме семьи Бальони. В 1439 году он уезжает во Флоренцию, где совместно с Пьеро делла Франческа расписывает фреску в церкви госпиталя Санта-Мария-Нуова.

В 1445 году художник по неизвестной причине прекращает работать. Позднее его фрески завершаютАлессо Бальдовинетти в 1461 и Андреа дель Кастаньо в 1451—1453. Весь этот цикл был уничтожен в XVIII веке.

Согласно Вазари после завершения работы над алтарём Маньоли в 1447 году, художник отправляется в область Марке, где совместно с Пьеро делла Франческаработает над фресками церкви Санта-Мариа в Лорето.

Из-за эпидемии чумы Доменико покидает Марке, и возвращается во Флоренцию. Фрески не были завершены, и позднее их уничтожили.

Последняя известная работа художника — фреска в часовне Кавальканти, позднее в церкви Санта-Кроче.В 1566 году церковь перестроили, а фреску перенесли со стены.

После работы над фреской в Санта-Кроче Доменико вместе с Фра Анжелико и Фра Филиппо Липпи в 1454 году вызвали в Перуджу, чтобы консультировать Бонфильи, который расписывал часовню Приора.

В 1457 году Доменико продолжал консультировать художников. Его работ, датированных поздним периодом, не сохранилось. Умер около 1461 предположительно во Флоренции.

ТВОРЧЕСТВО

Творческое наследие Венециано почти не сохранилось.

Сохранились две работы, подписанные Доменико. Одна из них — сильно повреждённая фреска «Дева и дитя на троне» (Лондонская Национальная галерея). Вторая — часть алтаря церкви Санта Лючия деи Магноли, обычно называемая Магноли (1445—1447).

Несомненно, соприкосновение с художественной жизнью Флоренции оказало влияние на творческую манеру Венециано Доменико, перенявшего у флорентийцев величину формы и рациональность композиции. Венециано Доменико обогатил их изысканным колоритом и искусными световыми эффектами, привнёс в итальянскую живопись гармонию мироощущения, холодноватое спокойствие и соразмерность чувств. Творчество Венециано Доминика значительно повлияло на деятельность его ученика Пьеро делла Франческо, занимавшегося, как и учитель, изучением взаимоотношений перспективы, света и цвета.

"Благовещение"

В отличие от современных ему художников флорентийской школы, Доменико Венециано питал активный интерес к колористическим задачам, используя цвет для выражения эмоциональных оттенков. Серебристый тон его картин (“Благовещение”, Музей Фицуильяма, Кембридж) объединяет цветовую гамму, создает ощущение их наполненности светом и воздухом.

“МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ В ОКРУЖЕНИИ СВЯТЫХ”

Произведение было написано Доменико Венециано в период 1445-1447 гг. для алтаря флорентийской церкви Санта-Лючия-дей-Маньоли, находящейся на улице дей Барди.

“Мадонна с младенцем в окружении святых”

Пределла этого прекрасного творения живописи была расчленена и теперь хранится в музеях Вашингтона, Кембриджа и Берлина. Это произведение – один из первых алтарных образов прямоугольной формы.Позолоченный фон, типичный для средневековых полиптихов, отсутствует. Вместо этого художник использует свет, который падает справа сверху и озаряет всю композицию. Использование света – абсолютная инновация для живописи того времени. Архитектурное пространство, изображенное в соответствии с самыми последними открытиями законов линейной перспективы, полно гармонии. В центре композиции изображена Мадонна с младенцем, сидящая на троне. Слева от нее – Святой Франциск и Иоанн Креститель, справа – Святой Зиновий, покровитель Флоренции, и Святая Луция.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

О его жизни известно очень мало. Даже Вазари было известно очень немногое, поэтому его жизнеописание он заполнил сложными теориями и анекдотами.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • W. Bombe, Der Palast des Braccio Baglione in Perugia und Domenico Veneziano, in «Repertorium für Kunstwissenschaft», XXXII 1909
  • L.H. Heydenreich, Il Primo Rinascimento, arte iitaliana, Bur Arte

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, renessans.jimdo.com, smallbay.ru, uffizi.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Доменико Венециано: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Доменико Венециано: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Доменико Венециано (Domenico Veneziano): ledi_oks

Доменико Венециано (Domenico Veneziano) (примерно 1410 – 15 мая, 1461).

Доменико Венециано - художник, про которого трудно что-либо развернуто написать - даже "всезнающий" Вазари поместил его в общую тему с Андреа дель Кастаньо, рассказав только, что Венециано был для Флоренции чужаком, приезжим, "неродным" ( на это, впрочем, вполне явственно указывает и "фамилия" художника). Рассказывает еще, что и во Флоренцию-то его пригласили "ради нового способа писать маслом", которым тот якобы владел, а еще упоминает некоторые работы, пересказывает трагическую и почти детективную - кстати, интересную, но, вряд ли, столь же доподлинную, как интересную - историю о фальшивой дружбе Кастаньо с добряком Доменико - выведывание секретов, злобная зависть и и как итог - убиение несчастного венецианца свирепым флорентийцем. Вот так вот.

Работ же Доменико Венециано сохранилось очень мало, а подписанных еще меньше - всего две.Но обо всем по порядку.

Полное имя художника Доменико ди Бартоломео да Венеция. Он - один из основателей флорентийской школы XV века.Почти ничего не известно о рождении и детстве художника, хотя, предполагают, что он родился в Венеции, на что указывает и его фамилия , там же и учился. Еще мальчиком Доменико переехал во Флоренцию (в 1422-23 гг.), чтобы стать учеником Джентиле да Фабриано - тоже по предположениям. Есть подозрения, что Венециано работал с Пизанелло в Риме примерно в 1423-30 гг.Первые достоверные сведения о Доменико Венециано сохранились в письме* (само письмо приводится ниже), отправленном им 1 апреля 1438 года из Перуджи во Флоренцию, в котором он предлагает семье Медичи свои услуги как живописец.

Подписанных работ мастера, действительно, всего две.

Одна из них — сильно повреждённая фреска «Дева и дитя на троне» (или, как вариант, Мадонна с младенцем на троне и Бог-отец ) (Национальная Галерея, Лондон.)

Мадонна с младенцем. 1435г. Доменико Венециано. Фреска, перенесенная на холст. Национальная галерея, Лондон.

Вторая — и самая знаменитая - часть Алтаря Св. Лючии (ок. 1445—1447, Флоренция, галерея Уффици) (шесть пределл алтаря ныне хранятся в музеях Европы и США) - алтарный образ Мадонны на троне с Иоанном Крестителем, святыми Франциском, Зиновием и Лючией ( первоначально находилась в церкви Санта Лучия деи Маньоли, в галерею Уффици ее перенесли позднее). В Алтаре Святой Лючии Венециано показал себя мастером перспективы и пластичного построения фигур. Художник испытывал большой интерес к решению колористических задач - использовал цвет для выражения эмоциональных оттенков. Собственно, именно Алтарь святой Лючии обладает крайне необычной и непривычной в время палитрой для темперы - это и заставило Вазари написать, что работа была написана маслом - по той самой секретной методике , столь желанной для изверга Кастаньо. Но, кстати, сам убивец Андреа дель Кастаньо умер от чумы в 1457 году - на четыре года раньше убитого им Венециано.

Мадонна с младенцем в окружении святых. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Мадонна с младенцем в окружении святых. Фрагмент. 1445 г Доменико Венециано. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Части пределлы этого алтаря ныне хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне ( Стигматизация св. Франциска , Иоанн Креститель в пустыне ), музее Фицуильям в Кембридже ( Благовещение , Чудо св. Зиновия *) и Государственном музее, Берлин ( Мученичество св.Лючии *).

Стигматизация святого Франциска. 1445 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Сочетание почти античного облика святого, изображенного вразрез с традициями в образе прекрасного обнаженного юноши и каменистых с острыми краями холмов - чрезвычайно гармонично и естественно. Доменико Венециано открыл и самостоятельную эстетическую роль наполненной светом пространственной среды (пределла Благовещение, ок. 1445—1447, Кембридж, Музей Фитцуильям).

Святой Иоанн в пустыне. 1445 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Благовещение. ок. 1445 г.Доменико Венециано. Темпера по дереву. Музей Фицуильям, Кембридж.

Мученичество святой Лючии. 1445 г.Доменико Венециано. Темпера по дереву. Государственные музеи, Берлин.

Между 1439 и 1441 годом мастер создает свою работу Поклонение волхвов .

Первый план заполнен фигурами так, что почти не осталось просвета между ними - это прием, который применяли в пейзажных формах художники треченто. Использовали его и художники кватроченто - как раз в этом случае.Композиция вписана в круговое поле рондо. Отдельные части картины напоминают "Поклонение волхвов" Джентиле да Фабриано (вторая сверху иллюстрация) - это относится к любовному перечислению деталей одеяний людей, это тщательное прорисовывание травинок и цветов на первом плане, это и скрупулезно написанные крылья птиц. Но налицо перемена в передаче пространства. У Джентиле да Фабриано, несмотря на пристальное внимание к деталям второго и третьего плана - картинное поле условно- оно все еще своеобразное декоративное обрамление. У Доменико Венециано пространство ощущается вполне реально. Взгляд движется не снизу вверх по условным зонам словно по ступеням, а от одного плана к другому вглубь, причем дальние планы не теряются в темноте, а словно мягко тают, усиливая иллюзию пространства.

Поклонение волхвов. 1439-43гг Доменико Венециано. Государственные музеи, Берлин.

Доменико Венециано приписывают также фрески “Святой Франциск и Иоанн Креститель” (церковь Санта Кроче, Флоренция), три картины “Мадонна с младенцем” (бывшее королевское собрание, Румыния, собрание Беренсон, Флоренция и Национальная галерея, Вашингтон), а также женские портреты в музеях Милана, Флоренции, Берлина, Лондона.

Святой Франциск и Иоанн Креститель. 1454г Доменико Венециано. Фреска, Музей делла Опера, церковь Санта Кроче, Флоренция

Мадонна с младенцем. После 1435-37 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Коллекция Беренсона, Флоренция.

Мадонна с младенцем. После 1447 г. Доменико Венециано. Темпера по дереву. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Портрет девушки. Доменико Венециано. Музей Польдо Пеццоли.

Портрет молодой женщины. Ок. 1465г . Доменико Венециано. Картинная галерея, Берлин.

В период с 1439-45 гг. художник работал над росписью капеллы Портинари в госпитале Санта Мария Нуова во Флоренции, а его помощниками были Пьеро делла Франческа и Биччи ди Лоренцо. В 1445 художник по неизвестной причине прекращает работать и позднее его работу завершают Алессо Бальдовинетти и Андреа дель Кастаньо. Эти фрески не сохранились - весь цикл был уничтожен в XVIII веке.

Доменико Венециано вместе с Фра Анжелико и Фра Филиппо Липпи в 1454 году вызывали в Перуджу, чтобы консультировать Бенедетто Бонфильи*, который расписывал там Палаццо деи Приори. В 1457 году Доменико все еще продолжал консультировать художников.Его работ, датированных поздним периодом, не сохранилось.

Достижения Доменико Венециано были развиты его учеником Пьеро делла Франческа.Умер Доменико Венециано в 1461 году во Флоренции, там же и похоронен.

Самое любимое для меня тут - это женские портреты, эти фарфоровые профили, эти реальные люди в нереальности художественного мышления, восприятия, чего хотите. В них что-то оригинальное, незнакомое, непривычное, живое, нежное, привлекающие внимание помимо воли - сюжетные полотна просматриваешь и рассматриваешь, а на эти - засматриваешься.Посадка головы как у мраморных статуй и кожа такая же гладкая как камень - казалось бы! - но только она теплая, мягкая, даже, наверное, пахнет чем-нибудь - духами, цветами - неважно насколько это далеко от реальности или близко к ней - ты все придумаешь сам, намечтаешь и оживишь - все сам. - das_gift

1. * ПИСЬМО

Пьетро Медичи. Перуджа, 1 апреля 1438 г.

Достойнейший и доблестный муж!

Засвидетельствовав мое достодолжное почтение, извещаю Вас, что я, слава богу, здоров и очень желал бы и Вас видеть здоровым и веселым. Я очень много и часто спрашивал о Вас, но никогда мне не удавалось ничего узнать, за исключением того случая, когда я спросил Мауро Донати [manno Donati]; он мне сказал, что Вы находитесь в Ферраре и вполне здоровы. Это очень утешило меня. И если бы я раньше знал, где Вы находитесь, то я написал бы тогда же ради собственного утешения и долга. Правда, в моем низком положении не полагалось бы писать Вашей милости, но моя совершенная и верная любовь к Вам и ко всем Вашим внушает мне храбрость писать Вам, если принять во внимание, как сильно я к Вам привязан и Вам обязан.

Тут я слышал, что Козимо решил заказать алтарный образ и хочет получить великолепную работу. Это мне очень нравится и понравилось бы еще больше, если бы оказалось возможным мне получить эту роспись при Вашем посредстве. И если так случится, то я, полагаясь на бога, смогу Вам показать удивительные вещи, хотя у нас и есть прекрасные мастера, как фра Филиппо и фра Джованни 1, которые сейчас завалены работой. В частности, фра Филиппо занят сейчас одной картиной, предназначаемой для Сан Спирито, которую, работая денно и нощно, он не закончит и в пять лет, так велика работа. Но как бы там ни было, мое горячее и доброе желание служить Вам дает мне смелость предложить себя Вам. И если я это сделаю не так хорошо, как кто бы то ни было другой, то я готов быть связан всяким заслуженным исправлением; и пусть всякий попробует сделать для этого соответствующую пробу, так что нужно будет почтить выбором кого-нибудь одного.

Если же работа окажется так велика, что Козимо решит поручить ее многим мастерам, или же скорей одному, чем другому, то я прошу Вас, поскольку слуге возможно просить господина, будьте так добры, замолвите за меня словечко и помогите мне получить работу над какой-либо одной частью. И если бы Вы знали мое горячее желание сделать какую-нибудь исключительную работу, в особенности для Вас, то Вы окажете мне в этом покровительство. Я уверен, что со своей стороны в долгу не останусь. Прошу Вас, сделайте для этого все возможное, так как я Вам обещаю, что Вы приобретете славу от трудов моих.

Ни о чем другом я сейчас не буду говорить, — за исключением того, что если я отсюда могу быть Вам чем-нибудь полезен, то приказывайте мне, как своему слуге. И еще прошу я Вас, не откажите дать мне ответ относительно картины, о которой выше шла речь 2. Но прежде всего сообщите мне о своем здоровье, чего я горячо желаю превыше всего. Христос да хранит Вас и да исполняет он все Ваши желания.

Ваш самый верный слуга Доменико из Венеции, живописец, поручает себя Вам. В Перудже, 1438 г., 1 апреля.

Письмо Доменико Венециано к Медичи написано в почтительном и, одновременно, фамильярном тоне, как будто он уже был хорошо знаком со своим корреспондентом. Кроме того, это письмо показывает хорошую осведомленность художника о состоянии флорентийского искусства того времени; он знал,например, что Филиппе Липпи работал в те годы над алтарем Барбадори(Париж, Лувр) и что Фра Анджелико был занят многочисленными заказами .Он надеялся, что Козимо Медичи поручит ему исполнение алтаря. Возможно, Доменико познакомился с Медичи в Венеции (где Козимо находился в ссылке в 1433-1434), а сведения о флорентийской художественной жизни могли проникнуть в Умбрию после того, как в 1437 в церкви Сан-До-менико в Перудже была помещена алтарная картина Фра Анджелико. Быть может, однако, что художник познакомился с Медичи в самой Флоренции и имел прямой контакт с флорентийс-кой художественной средой, благодаря своему пребыванию в этом городе прежде.

2. * Зиновий Святой (лат. Zenobius, итал. San Zanobi — Богоугодноживущий , ? — ок. 417) — святой католической церкви, епископ Флоренции. Легенда рассказывает, что, когда гроб святого переносили в церковь Санта Репарата, им случайно задели высохшее дерево, и оно тут же зазеленело. На этом месте теперь стоит Баптистерий (Флоренция). В жизнеописании святого рассказывается о случае оживления им маленького мальчика, которого переехала телега, запряженная волами. Св. Зиновия Флорентийского можно узнать по его атрибутам — расцветшему дереву, лилии (ирису) — эмблеме Флоренции — или макету города, который епископ держит в руках.

3.* Святая Лючия происходила из города Сиракузы на Сицилии. Древнейшее жи­тие святой да­тируется пятым веком. Согласно этому житию, Лючия происходи­ла из благородной семьи. Была просватана за юношу из такой же благородной семьи. Но Лючия отправилась в паломничество ко гробу св. Агаты, чтобы испросить у неё здоровья для своей ма­тери, святая Агата явилась ей и предсказала мученическую смерть, посовето­ва­в приготовиться к ожидавшей её жертве. Вернувшись домой, Лючия отказалась от намерения выйти замуж, раздала всё своё име­ние бедным и принесла обет по­жизненного целомудрия. Неудавшийся жених донёс на неё властям, как на христи­анку, её схватили и приня­лись пытать, когда же никакие муки не сломили героиче­ской девы, её обезглавили мечом. В иконографии св. Лючию изображают в римской девичьей одежде с пальмой муче­ничества в руке и с блюдом, на котором лежит пара глаз. Это связано с древней ле­гендой, согласно которой у святой были такие большие и прекрасные глаза, что при­влекали к себе все­общее внимание. Видя, что её глаза вызывают восхищение да­же у па­лачей, она велела их выколоть. Атрибуты св. Лю­чии: лампа, меч, пальма мученичества, пламя у стоп, выколотые глаза на блюде, стилет.

4. * Бенедетто Бонфильи (Benedetto Bonfigli) (1420–1496) - итальянский художник, родился в Перудже. Также известен как Буонфильо. Был учителем художника Пеьтро Перуджино (Pietro Perugino)/ Самая рання его работа Благовещение (находится в Перудже). Также известна серия фресок в Палаццо дель Консильо ( тоже в Перудже), которая представляет жития святого Людовика Тулузского и святого Геркулана.

[show]Benedetto Bonfigli (1420â��1496) Title AnnunciationDate late 15th centuryБлаговещение. Бенедетто Бонфильо.

ledi-oks.livejournal.com

Доменико Венециано

(Domenico Veneziano), полн. имя Доменико ди Бартоломео (Domenico di Bartolommeo) Ок. 1410, Венеция — 1461, Флоренция. Итальянский живописец. Выходец из Венеции. Согласно документам, в 1437— 1438 работал в Перудже; источники говорят о выполненных здесь фресках палаццо Бальони (не сохранились). С 1439 жил и работал преимущественно во Флоренции. С 1439 по 1445 документы фиксируют его работу над фресками церкви Сант Эджидио во Флоренции (не сохранились). В 1454 работал в Перудже над росписями палаццо деи Приори (не сохранились). Творческое наследие Доменико Венециано сохранилось фрагментарно и плохо документировано. С его именем можно с уверенностью связать немногим более десяти работ. Неясными остаются некоторые вопросы его творческого формирования, особенно возможность первоначального ученичества в Северной Италии. Некоторые связи с североитальянским искусством прослеживаются только в двух ранних полотнах Мадонна с Младенцем (ок. 1432—1437, Сеттиньяно, вилла Татти; ок. 1437—1439, Бухарест, Музей искусств), отчасти в Поклонении волхвов (ок. 1439—1441, Берлин, Гос. музеи). Дошедшие до нас работы флорентийского периода — Алтарь Св. Лючии (ок. 1445—1447, Флоренция, галерея Уффици) с шестью пределлами, ныне хранящимися в музеях Европы и США, и фреска Иоанн Креститель и Франциск Ассизский (ок. 1450—1453, Флоренция, музей Санта Кроче) — свидетельствуют о том, что решающим для его творческого формирования было тесное соприкосновение с художественной жизнью Флоренции, традициями Мазаччо, работами фра Анджелико, фра Филиппо Липпи, скульптурой Донателло. Восприняв у флорентийцев тяготение к большой форме, рациональной упорядоченности композиции, четкой организации пространства, он внес в стилистику флорентийской живописи гармоническую ясность мироощущения, холодноватое спокойствие, чувство соразмерности и единства различных по характеру мотивов. Наиболее полно это получило выражение в самой значительной из его работ — Алтаре Св. Лючии, где Доменико Венециано находит не только ставшую классической для XV в. формулу композиции, изображающей Мадонну на троне со святыми, но и естественное, гармоническое единство архитектурной декорации с ее богатством и стройностью форм, резкой, почти патетической натурности облика Франциска Ассизского, Иоанна Крестителя и св. Николая и нежности, чистоты облика Мадонны и св. Лючии. Столь же естественно и гармонично сочетание в одной из пределл алтаря (Иоанн Креститель в пустыне, ок. 1445—1447, Вашингтон, Нац. галерея) антикизированного облика святого, изображенного вразрез с традициями в виде прекрасного обнаженного юноши, и условных каменистых, с острыми гранями, горок. По-видимому, знакомый с работами нидерландских мастеров, Доменико Венециано обогатил итальянскую живопись новой трактовкой света, заполняющего пространственную среду, объединяющего своей серебристостью легкие, чистые краски. Доменико Венециано открыл и самостоятельную эстетическую роль наполненной светом пространственной среды (пределла Благовещение, ок. 1445—1447, Кембридж, Музей Фитцуильям). Значительное влияние художник оказал на формирование творческого облика своего ученика и помощника Пьеро делла Франческа.

Лит.: Wohl H. The Painting of Domenico Veneziano. A Study of Florentine Art in the Early Renessance. Oxford, 1980.

И. Смирнова

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Венециано, Доменико — WiKi

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Венециано.

Доменико Венециано (итал. Domenico Veneziano; 1410, Венеция — 15 мая 1461, Флоренция) — итальянский художник флорентийской школы. Родился около 1410 предположительно в Венеции. Умер около 1461 предположительно во Флоренции.

Мадонна и дитя со святыми. 1445 год. Галерея Уффици, Флоренция.

Полное имя Доменико ди Бартоломео да Венеция. Один из основателей флорентийской школы XV века.

О его жизни известно очень мало. Даже Вазари было известно очень немногое, поэтому его жизнеописание он заполнил сложными теориями и анекдотами.

Самостоятельно начал работать в 1432 году. В 1439 году приехал во Флоренцию, где и продолжал работать до самой смерти, кроме небольшого перерыва.

Сохранились две работы, подписанные Доменико. Одна из них — сильно повреждённая фреска «Дева и дитя на троне» (Лондонская Национальная галерея). Вторая — часть алтаря церкви Санта Лючия деи Магноли, обычно называемая Магноли (1445—1447).

Первый документ, относящийся к жизни Доменико Венециано — его письмо из Перуджи, адресованное Пьеро ди Медичи, написанное в апреле 1438 года. В Перудже художник работал в доме семьи Бальони. В 1439 году он уезжает во Флоренцию, где совместно с Пьеро делла Франческа расписывает фреску в церкви госпиталя Санта-Мария-Нуова. В 1445 году художник по неизвестной причине прекращает работать. Позднее его фрески завершают Алессо Бальдовинетти в 1461 и Андреа дель Кастаньо в 1451—1453. Весь этот цикл был уничтожен в XVIII веке.

Согласно Вазари после завершения работы над алтарём Маньоли в 1447 году, художник отправляется в область Марке, где совместно с Пьеро делла Франческа работает над фресками церкви Санта-Мариа в Лорето. Из-за эпидемии чумы Доменико покидает Марке, и возвращается во Флоренцию. Фрески не были завершены, и позднее их уничтожили.

Последняя известная работа художника — фреска в часовне Кавальканти, позднее в церкви Санта-Кроче. В 1566 году церковь перестроили, а фреску перенесли со стены.

После работы над фреской в Санта-Кроче Доменико вместе с Фра Анжелико и Фра Филиппо Липпи в 1454 году вызвали в Перуджу, чтобы консультировать Бонфильи, который расписывал часовню Приора. В 1457 году Доменико продолжал консультировать художников.

Его работ, датированных поздним периодом, не сохранилось.

ru-wiki.org

ДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО | Энциклопедия Всемирная история

ДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО - итальянский живописец.

Вы­хо­дец из Ве­не­ции или Северной Ита­лии, как ху­дож­ник сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем фло­рен­тий­ской шко­лы. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ре­нес­санс­ной жи­во­пи­си во Фло­рен­ции.

Пер­вым до­ку­мен­таль­ным сви­де­тель­ст­вом о Доменико Венециано яв­ля­ет­ся его пись­мо, ад­ре­со­ван­ное Пье­ро Ме­ди­чи (1438 год). Из­вест­ные по до­ку­мен­там фре­ско­вые цик­лы (в Па­лац­цо Баль­о­ни и Па­лац­цо При­ори в Пе­руд­же, 1437-1438 годы; во фло­рен­тий­ской церкви Сант-Эд­жи­дио, 1439-1445 годы) по­гиб­ли, в то вре­мя как не­мно­го­численные со­хра­нив­шие­ся про­из­ве­де­ния Доменико Венециано не до­ку­мен­ти­ро­ва­ны.

Силь­но по­вре­ж­дён­ная фре­ска «Ма­дон­на с Мла­ден­цем на тро­не» (Национальная га­ле­рея, Лон­дон) и «Ма­дон­на с Мла­ден­цем» (Национальный му­зей ис­кусств Ру­мы­нии, Бу­ха­рест) го­во­рят о зна­ком­ст­ве с ра­бо­та­ми Ма­зо­ли­но в ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва.

Доменико Венециано од­ним из пер­вых стал ис­поль­зо­вать пол­но­мас­штаб­ные кар­то­ны, как сви­де­тель­ст­ву­ет фраг­мент с изо­бра­же­ни­ем святого Ио­ан­на Кре­сти­те­ля и святого Фран­ци­ска (Му­зей Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция).

В сво­их зре­лых ра­бо­тах («Ма­дон­на с Мла­ден­цем», Национальная га­ле­рея, Ва­шинг­тон; «Ма­дон­на с Мла­ден­цем», со­б­ра­ние Б. Бе­рен­со­на, Вил­ла Тат­ти, близ Фло­рен­ции; тон­до «По­кло­не­ние вол­хвов», Государственные му­зеи, Бер­лин) Доменико Венециано стре­мит­ся к син­те­зу фло­рен­тий­ской (ма­те­ма­ти­че­ски точ­ные пер­спек­тив­ные по­строе­ния на­хо­дят па­рал­ле­ли в рель­е­фах До­на­тел­ло, а груп­пы Ма­дон­ны с Мла­ден­цем - в рель­е­фах Лу­ки дел­ла Роб­биа) и ни­дер­ланд­ской (по­яв­ле­ние де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пей­за­жа в ка­че­ст­ве основной жи­во­пис­ной те­мы в «По­кло­не­нии вол­хвов») тра­ди­ций.

Глав­ным про­изведением Доменико Венециано и од­ной из выс­ших то­чек в раз­ви­тии ал­тар­ной жи­во­пи­си итальянского Воз­ро­ж­де­ния яв­ля­ет­ся «Ал­тарь святой Лю­чии» (середина 1440-х годов.; ны­не раз­роз­нен). Он вклю­ча­ет в се­бя центральную часть «Ма­дон­на с Мла­ден­цем на тро­не с пред­стоя­щи­ми свя­ты­ми» (га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция) и 5-ча­ст­ную пре­дел­лу со сце­на­ми из жиз­ни этих свя­тых (Национальная га­ле­рея, Ва­шинг­тон; Государственные му­зеи; Бер­лин; му­зей Фи­цу­иль­ям, Кем­бридж).

Бла­го­да­ря раз­ви­то­му ко­ло­риз­му жи­во­пи­си Доменико Венециано точ­ная ар­хи­тек­тур­но-пер­спек­тив­ная кон­ст­рук­ция ал­та­ря, ма­те­ма­тический ха­рак­тер ко­то­рой под­чёр­ки­ва­ет­ся впи­сан­ны­ми в неё гео­мет­ри­зо­ван­ны­ми фи­гу­ра­ми, пре­вра­ща­ет­ся в про­стран­ст­вен­ную сре­ду, на­сы­щен­ную све­том и воз­ду­хом. Ко­ло­ризм Доменико Венециано пред­вос­хи­ща­ет об­ра­ще­ние итальянских ху­дож­ни­ков к мас­ля­ной жи­во­пи­си, ко­то­рое про­изош­ло в твор­че­ст­ве уче­ни­ка и пря­мо­го про­дол­жа­те­ля Доменико Венециано - Пье­ро дел­ла Фран­че­ски.

Иллюстрация: 

До­ме­ни­ко Ве­не­циа­но. «Ма­дон­на с Мла­ден­цем на тро­не с пред­стоя­щи­ми свя­ты­ми Фран­ци­ском, Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем, Зи­но­ви­ем и Лю­чи­ей». Цен­траль­ная часть «Ал­та­ря свя­той Лю­чии». Сер. 1440-х годов. Га­ле­рея Уф­фи­ци (Фло­рен­ция). Архив БРЭ.

w.histrf.ru

Доменико Венециано - «Энциклопедия»

Доменико ВенецианоДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО (Domènico Veneziano; собственно Доменико ди Бартоломео да Венеция, Domènico di Bartolomeo da Venezia) [ок. 1405-1410(?), Венеция (?) - май 1461, Флоренция], итальянский живописец. Выходец из Венеции или Северной Италии, как художник сформировался под влиянием флорентийской школы. Один из основоположников ренессансной живописи во Флоренции. Первым документальным свидетельством о Доменико Венециано является его письмо, адресованное Пьеро Медичи (1438). Известные по документам фресковые циклы (в Палаццо Бальони и Палаццо Приори в Перудже, 1437-38; во флорентийской церкви Сант-Эджидио, 1439-1445) погибли, в то время как немногочисленные сохранившиеся произведения Доменико Венециано не документированы. Сильно повреждённая фреска «Мадонна с Младенцем на троне» (Национальная галерея, Лондон) и «Мадонна с Младенцем» (Национальный музей искусств Румынии, Бухарест) говорят о знакомстве с работами Мазолино в ранний период творчества. Доменико Венециано одним из первых стал использовать полномасштабные картоны, как свидетельствует фрагмент с изображением святого Иоанна Крестителя и святого Франциска (Музей Санта-Кроче,  Флоренция).

Реклама

В своих зрелых работах («Мадонна с Младенцем», Национальная галерея, Вашингтон; «Мадонна с Младенцем», собрание Б. Беренсона, Вилла Татти, близ Флоренции; тондо «Поклонение волхвов», Государственные музеи, Берлин) Доменико Венециано стремится к синтезу флорентийских (математически точные перспективные построения находят параллели в рельефах Донателло, а группы Мадонны с Младенцем - в рельефах Луки делла Роббиа) и нидерландских (появление детализированного пейзажа в качестве основной живописной темы в «Поклонении волхвов») традиций. Главным произведением Доменико Венециано и одной из высших точек в развитии алтарной живописи итальянского Возрождения является «Алтарь святой Лючии» (середина 1440-х годов; ныне разрознен). Он включает в себя центральную часть «Мадонна с Младенцем на троне с предстоящими святыми» (галерея Уффици, Флоренция) и 5-частную пределлу со сценами из жизни этих святых (Национальная галерея, Вашингтон; Государственные музеи; Берлин; музей Фицуильям, Кембридж). Благодаря развитому колоризму живописи Доменико Венециано точная архитектурно-перспективная конструкция алтаря, математический характер которой подчёркивается вписанными в неё геометризованными фигурами, превращается в пространственную среду, насыщенную светом и воздухом. Колоризм Доменико Венециано предвосхищает обращение итальянских художников к масляной живописи, которое произошло в творчестве ученика и прямого продолжателя Доменико Венециано - Пьеро делла Франчески.

Лит.: Wohl Н. The paintings of Domenico Veneziano. Oxf., 1980.

knowledge.su


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта