Художник Борис Домашников (1924 – 2003). Домашников борис картины


Художник Борис Домашников (1924 – 2003)

Девочка у окна

Галерея работ советского и российского художника, Народного художника СССР, члена-корреспондента РАХ, почётного гражданина Уфы.

Художник Борис Фёдорович Домашников родился в апреле 1924 года в деревне Кригоузово Лухского района Ивановской области, в большой крестьянской семье (Борис Фёдорович был пятым ребёнком).

В 1935 году семья перебралась в Уфу. Долгое время ютились в землянке. Родители будущего художника трудились на Уфимском моторостроительном заводе.

Во время Великой Отечественной войны Борис Домашников трудился в художественной мастерской горкомхоза – на фронт его не взяли по причине очень слабого здоровья. Сразу после окончания войны Борис Фёдорович поступил в Уфимское театрально-художественное училище.

После окончания училища Борис Домашников много лет преподавал рисование и черчение в средней школе, трудился художником-декоратором в Уфимском кукольном театре.

Первая выставка художника прошла в Уфе в 1953 году. Потом были выставки в Москве и Ленинграде, а через двадцать лет – во Франции, Нидерландах, Великобритании и Японии.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию небольшую галерею работ этого замечательного художника.

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА БОРИСА ФЁДОРОВИЧА ДОМАШНИКОВА

Зимка

Девочка

Стадион. Сумерки

Под Уфой. Шиханы

Березняк

Весна и художники

Вечерний сеанс

Калужница цветёт

Май. Красная площадь

О берёзах

Пейзаж с поездом

Весна

Сказ об Урале

Старый Урал

Вновь весна

Август. Уфа

Псков. Синий день

Уфимский романс с минаретом

Зима на окраине

Каток

Зимнее окно

Весна на Псковщине

art.mirtesen.ru

Борис Фёдорович Домашников - Журнал обо всём

. Это цитата

Борис Фёдорович Домашников

По ряду совершенно личных причин я считаю своим долгом выставить этого Башкирского художника (ну во первых- это был первый живой художник, которого я в жизни увидел и было это очень давно, что-то наверное году в 74, и второе- незадолго до его смерти нас познакомили, в третьих - он был коммунистом до последнего вздоха. Работы которые я ставлю к сожалению не атрибутированы и фотки попали ко мне довольно сложным путём, ну уж какие есть)

Домашников Борис Федорович (1924 - 2003)Борис Домашников - художник-поэт, создающий тонкие лирические образы русской природы. Основная и главная тема его творчества - это Родина, Россия. Ее он изображает, находя все новые и новые черты в современной жизни страны.Творческая деятельность Бориса Домашникова началась в первой половине 50-х годов. Окончив в 1950 году Башкирское театрально-художественное училище, Борис Федорович уже через три года стал участником всех республиканских выставок в Москве, а в 1957 году на юбилейную выставку художников РСФСР, посвященную 40-летию Великого Октября, у него было принято больше работ, чем у кого-либо из других живописцев,-четырнадцать картин, девять из которых попали на Всесоюзную художественную выставку. В том же 1957 году четыре работы экспонировались на выставке к VІ Всемирному фестивалю молодежи и студентов, где за картину «Окраина к вечеру» художник был удостоен звания лауреата международного художественного конкурса и серебряной медали.В 1958-1959 годах он принял участие в Выставке произведений изобразительного искусства социалистических стран. В последующие годы картины художника не раз включались в состав зарубежных выставок.Почти все творчество Бориса Домашникова посвящено Уралу, где он живет с одиннадцати лет, но, выезжая в разные края нашей необъятной Родины, он находит для себя сюжеты и там. Борис Домашников родился в 1924 году в деревне Кригоузово Ивановской области, в тридцати километрах от Палеха, в семье крестьянина – плотника. В 1935 году переехал в Уфу, где отец работал на строительстве крупного завода. В конце 1945 года поступил в Уфимское художественное училище на отделение театрально-декорационной живописи.Немалым вкладом в формирование эстетических взглядов художника было общение с театром. Одно время Борис Федорович даже мечтал стать артистом, участвовал в «художественной самодеятельности. Посещения театров, особенно оперного, работа над театральными декорациями и в то же время занятия станковой живописью были тесно связаны между собой.Несмотря на то, что училище Б. Домашников заканчивая как декоратор и его дипломом были пять эскизов декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», все же он стал станковистом, хотя влечение к театрально-декорационному искусству испытывает до сих пор.Уже в самом выборе диплома сказалась линия будущего пейзажиста - страстного поклонника русской природы. К сожалению, эскизы эти не сохранились.После окончания училища Борис Федорович некоторое время работает декоратором в кукольном театре и преподает рисование в школе, но его неудержимо влечет к творческой деятельности. Он пишет этюды окружающей его природы, изучает технику старых мастеров в музее, бывает на выставках, много читает по искусству. В 1951 году едет в Москву и знакомится с Третьяковской галереей. Как много почерпнул он из этой поездки, сколько радости дали ему прославленные сокровища, наконец, увиденные собственными глазами!В 1952 году Б. Домашников едет в Ленинград в Русский музей и Эрмитаж. Характерно, что наибольшее воздействие на художника оказали работы Б. М. Кустодиева и В. К. Бялыницкого-Бируля. Здесь ему близки были радостная, жизнеутверждающая сила живописи одного и нежная лиричность другого. Волнующие сцены встреч с пробуждающейся природой, таинственная прелесть первых цветов среди еще неушедшего снега на картинах Бялыницкого-Бируля по-своему отозвались в сердце художника.Влияние реалистических традиций русской и советской живописи -проявилось в ранних работах Бориса Федоровича.В 1953 году на Республиканской выставке в Москве впервые экспонировалась его картина «Зимка». Она обратила на себя внимание зрителей тонким проникновением в состояние природы и своей свежестью. Создание лирического пейзажа и стало задачей последующих работ художника. О творческом росте Б. Домашникова свидетельствовало то, что через год, на следующей Республиканской выставке в Москве экспонировались уже четыре его картины, а в 1955 году-пять. В основном, это все были весенние и зимние пейзажи, написанные под Уфой, на реке Белой. Главной задачей молодого художника было передать внутреннее состояние природы. У него постепенно вырабатывались более выразительные живописные средства, появился свой художественный почерк. Поисками какой-либо новой формы лишь для того, чтобы найти ее, он не занимался. Главным в его творчестве было содержание, стремление передать в пейзаже богатство и радость окружающей жизни.Постоянное общение с художниками Бакширии, периодические встречи с живописцами, графиками и скульпторами Российской Федерации, осмотры республиканских н всесоюзных выставок, Третьяковской галереи и других музеев расширяли кругозор Б Домашникова. В музеях и на выставках он подолгу останавливался перед картинами С. В. Герасимова, Н. М Ромадина, И. Э. Грабаря, П. П. Кончаловского, около скульптур А. С. Голубкиной и графики В. А. Фаворского.Постепенно художник подходил к постановке перед собой более сложных творческих задач. В середине 50-х годов он все чаще стал показывать природу как соучастницу человека в его жизни, труде , радости и тревоге. Строительство городов, жизнь трудового поселка среди извечных великанов-гор, обычный каждодневный труд и величественная красота рек-вот что становится темой его произведений. Домашников ездит по городам Южного Урала. «Меня волновала не древность, а молодость Урала, его молодые светлыегорода на фоне темных гор»,-говорит художник. Из этой поездки он привозит серию пейзажей «По Южному Уралу» (1957 г.), в которых разными живописными средствами переданы вдохновенно и очень самобытно разнообразные моменты увиденной жизни: весеннее солнце в горах, ряд домиков под лучами того же радостного солнца, тихая прелесть заводи лесной реки Сим, так интересно решенной в зеленой гамме красок окружающих ее гор. В этой поездке художник увидел много нового, радостного, увлекательного в современной жизни, и это стало источником его творчества. Он поставил перед собой задачу воспеть нашу Родину.К числу тех произведений, в которых обычное трактуется как новое, величественное, а главным является внутреннее духовное содержание, относится полотно Б. Домашникова «Зима на окраине» (1957), принадлежащее Государственной Третьяковской галерее, относящееся к циклу «По Южному Уралу». Казалось бы, изображенное место ничем не примечательно: на переднем плане утопающий в снегу темный забор и высокие березы, в центре: полотна трамвайная остановка с толпой людей, а дальше - ряд небольших домиков. Но как трактован сюжет картины, какое значение придается отдельным деталям!Художник несколько нарушает масштабность ради выделения главного: сквозь прозрачные стволы берез, через забор он смотрит на жизнь города-на ярко-красные, звонкие трамваи, полосы электропроводов и маленькие фигурки людей, торопящихся к трамваю на фоне белого снега; а общее настроение картины до того радостное, что невольно вспоминаются слова самого Б. Домашникова об этой картине: «Я получилкомнату в новом доме. Подошел к окну, светлому, большому, чистому. Кругом ветлые стены, и в окно увидел этот пейзаж, сразу захотелось писать...» Это радостное возбуждение, такое знакомое каждому новоселу, и создало оптимистический тон всего звучания картины. «Зима на окраине» неоднократно экспонировалась на важнейших выставках страны.До 1957 года Б. Домашников выступал на выставках с отдельными произведениями, после же показа первого уральского цикла неизменно стал представлять на выставки серии картин. В 1959-1960 годах на выставке «Советская Россия» экспонировалась его «Новгородская серия», состоящая из поэтических полотен, написанных во время пребывания в 1958 году в Новгороде. Изображая древний новгородский кремль, его величественные соборы, художник сохранил свое чувство видения и передавал отношение к этим памятникам нашего современника, восторгающегося красотами национальной архитектуры, созданной гением русского народа.Будучи преимущественно мастером лирического пейзажа, он вводит в свои полотна панорамные композиции с нотами эпического звучания. В этом отношении интересно сравнить две его работы: «Весна под Белорецком» и «Весна. Избы» (1957). В первом мы видим величественную картину уральской природы с горами, стройными соснами и далеко уходящими далями. На втором полотне на переднем плане речушка, несущая свои вешние воды среди еще заснеженных берегов, и немного выше, на склоне, избы, к которым полестнице поднимаются люди. Тонкий лирический строй картины «Весна. Избы» и могучий дух другой работы-«Весна под Белорецком» свидетельствуют о разносторонности и широте диапазона художника.Оптимистичным и поэтичным отношением автора к увиденному в действительности проникнута картина «Новая окраина», экспонировавшаяся на Всесоюзной выставке, посвященной ХХІІ съезду КПСС, наряду с другими лолотнами серии «Уральский городок». Как бы взяв кусок из жизни, художник раскрыл радостные чувства жителей новой окраины молодого города. Для выражения этих чувств он применил яркие светлые тона. Надо сказать, что Б. Домашников умеет пользоваться живописной палитрой; в его полотнах яркие краски не вырываются вперед, не нарушают общей гармонии, а, наоборот, повышают колористическую звучность произведения. На первом плане живописец изобразил идущих прохожих, а на заднем-высокие корпуса новых домов, рядом с которыми еще остались маленькие домишки. В центре композиции, на ледяном поле-масса конькобежцев. Все это написано легко, свободно, без излишней перегрузкихолста красками, тональные отношения хорошо выдержаны. Не глядя на название полотна, можно сразу же сказать, что это сегодняшний день новой городской окраины, радостный день социалистического городка.Искренность и проникновенность в работах живописца вытекают из его убежденности в правильности избранного пути и любви к тому, что он изображает. «На мой взгляд, главное для современного звучания произведения искусства - убежденность художника в необходимости того, что он делает».Характерной особенностью пейзажных произведений Б. Домашникова является их связь с жизнью человека. Каков бы место ни изображая автор, будь то городская окраина или густой лес, везде в его работах чувствуется присутствие людей. Порой он их пишет схематично или дает намек на жизнь, показывая дома с зажженными огнями, но человек в пейзажах зримо или незримо присутствует всегда. Талант Б. Домашникова проявляется не только при изображении уральских лесов, но и когда он пишет леса новостроек, когда на его полотнах отображается рождение нового города. Особенно удачна в этом отношении картина «Город строится», которая дает основание судить о художнике как о своеобразном мастере индустриального пейзажа. Во всех своих произведениях Б. Домашников выражает свое отношениек современной действительности, к советским людям, их созидательному труду, к русской природе и создает тонкий лирический образ Родины.Жизнеутверждающая, радостная живопись Бориса Домашникова, полная света и звучных красок, доставляющая людям эстетическое наслаждение, является прямой противоположностью модернистской живописи, а найденная Борисом Федоровичем реалистическая художественная форма наглядно раскрываетсущность подлинных исканий настоящего художника. Такие поиски обогащают как творчество самого художника, так и сокровищницу советского искусства, а в основе их лежит глубокая любовь самого живописца к Родине.Глядя на произведения этого замечательного русского национального художника, невольно наполняешься чувством гордости за Родину, за советское искусство и думаешь: действительно, как ты, Россия, хороша!

из статьи Н. Голованова

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

kolybanov.livejournal.com

Нина Турицына. «Художник Борис Домашников. Живые встречи» — Журнал Клаузура

В ноябре 2001 года мне передали, что со мной хочет познакомиться художник Домашников. А началось с того, что как-то в кругу друзей и близких Борис Федорович стал вспоминать свою молодость, годы учебы:

— У меня был замечательный педагог – Николай Васильевич Турицын, он меня всему научил…

Один из присутствующих сказал, что знает дочь Турицына, и Борис Федорович выразил желание со мной познакомиться.

Это теперь, побывав, уже после его смерти, снова в его мастерской, поговорив  о нем с его сыном, приобретя альбомы с репродукциями  его картин, прочитав воспоминания о нем, встретившись с нашим лучшим искусствоведом Эвелиной Павловной Фениной, понимаешь, знакомство с каким человеком подарила   тебе судьба. А тогда я даже не сразу позвонила Домашникову: после работы ходила на  ежедневные курсы английского языка  и освободилась только в апреле.

В ответ на мой звонок он предложил встретиться, а когда я спросила об удобной для него дате, ответил просто:

— Приезжайте прямо сейчас!

Я замялась, и тогда он добавил:

— Я в мастерской весь день. Жду Вас.

Его мастерская  — на первом этаже брежневской 14-этажки, в красивейшем месте Уфы — ее историческом центре, на высоком берегу реки Белой, сразу за оградой парка, когда-то носившего имя Н.К.Крупской, ибо именно здесь  в целях конспирации встречались с членами марксистских кружков находившаяся в уфимской ссылке Надежда Константиновна и  дважды приезжавший в Уфу  В.И.Ленин. Теперь парк носит имя героя башкирского народа Салавата Юлаева. А рядом — музей писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, уроженца Уфы.

Сын художника Виктор провел в большую высокую комнату, где навстречу мне с дивана приподнялся  очень пожилой человек небольшого роста, одетый по-простому в зеленую футболку, опирающийся на палку.

Все стены мастерской увешаны его картинами, на столе – многочисленные художественные альбомы, но разговор он начал с расспросов обо мне и нашей семье, ведь в те годы, когда он учился, было не принято  интересоваться личной жизнью педагогов.

Я принесла ему фотографии папы, а он мне рассказывал о моем отце. Рассказ я воспроизвожу почти дословно, так как  записала его по возвращении домой.

«Это был интеллигентнейший человек. В нем совсем не было  этой… «нахрапистости», он был скромным, по нынешним временам — даже очень скромным. Никогда никого не ругал, был очень тактичным. Замечания делал в виде пожеланий. Но и похвалы его добиться было нелегко!  Меня, например, он  тогда не хвалил.

Он учил нас не только  рисунку, технике живописи, композиции, скульптуре — он учил нас всему. Вырабатывал вкус. Расширял кругозор. В те годы, а учился я после войны, он приносил в класс репродукции художников Возрождения, старых мастеров и даже современного западного искусства (был такой музей в Москве, объединенный в 1923 из двух – собрания Щукина и коллекции Морозова,  а в 1948 ликвидированный; помню папин альбом репродукций этого музея),  что по тем временам было большой редкостью, но зато сразу выводило на другой уровень, открывало горизонты. У него были целые альбомы репродукций, сотни художественных открыток…»

Мой отец Николай Васильевич Турицын родом из старинного купеческого города Кунгура, что в Пермской области. Удивительно, но город почти совсем не изменился, и в 1982, когда я была там последний раз, являл собой настоящий музей под открытым небом. В Москве отец прожил более 10 лет, в 1938 году окончил Институт изобразительных искусств, только в 1934 преобразованный из Полиграфического. Тогда часть студентов исключили. Тех, кого считали перспективными,  Игорь Эммануилович Грабарь, назначенный директором, оставил. У него отец и окончил институт, его диплом, по -старинному выданный в виде плотного гербового листа бумаги, подписан самим Грабарем. Его учителями были также Матвей Алексеевич Добров ( офорт), Владимир Андреевич Фаворский ( графика), Николай Петрович Крымов ( живопись).

В советское время это – Художественный институт им. В.И.Сурикова, центр высшего художественного образования СССР, ведущий свою историю  с 30-х годов 19 века, от Училища живописи, ваяния и зодчества, где учились и преподавали великие художники А.К.Саврасов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, В.Д.Поленов, В.Е.Маковский, И.И.Левитан, братья К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов, В.А.Серов.

В 90-е годы 20 века появился и  второй  московский  художественный ВУЗ: Академия живописи, ваяния  и зодчества, созданная и возглавляемая Ильей Сергеевичем Глазуновым.

После окончания  ВУЗа папе предложили  по распределению на выбор Ростов или Уфу.

Он выбрал Уфу, объясняя это любовью к родному Уралу. Преподавал здесь в театрально-художественном училище на художественно-декорационном отделении. В 1960 его объединили с музыкальным училищем в Училище искусств. А в 1968 открыли и Институт искусств.

Был он человеком  разносторонним: профессионально занимался фотографией ( в Москве  служил фотокорреспондентом ТАСС ), играл на фортепиано, особенно любил Моцарта и Шуберта, посещал поэтические вечера в Политехническом музее и сам писал стихи, умел даже кроить и шить, а когда в 1953 выпустили по амнистии уголовников и резко подскочило число квартирных краж, собрал электросхему, которая  периодически включала свет, имитируя присутствие в доме хозяев.

Писал он, как все тогдашние художники, в добротном  стиле социалистического реализма. Это были и пейзажи, и портреты ( есть и автопортрет), и большие многофигурные композиции ( « Калинин выступает перед рабочими», « Фрунзе и Чапаев под Уфой»). Но помню и такой неожиданный сюжет: « Похищение из монастыря». Были у него персональные выставки в 40-50-е годы.

Борис Федорович очень хотел посмотреть картины отца, но, увы – после его смерти у моей мамы остались только две его работы. Было стыдно и грустно…

А потом стал вспоминать свое детство: « Родился 5 апреля 1924 года в деревне Кригоузово Лушского района Ивановской области.

У нас была простая крестьянская семья, кроме меня — сестра и три брата. Никто в детстве художествам, понятно, не учил. Но тяга была. Помню, как совсем  маленьким мальчиком, еще не ходя в школу,  хотел радовать родителей, возвращавшихся с поля: вырезал из бумаги фигурки животных и зверей – особенно любил лошадок — и приклеивал их на окна, наивно украшая избу».

В 1935 семья переехала в Уфу на стройки социализма. Родители стали рабочими на моторостроительном заводе. О причинах их  переезда можно только догадываться.  Жили на окраине города, Цыганской поляне – на левом, низком, затопляемом в паводки берегу, в землянке; затем – в коммуналке  рядом с летным полем ( теперь – район фирмы «Мир»), много лет спустя получили квартиру по улице Краснодонской, в районе нынешнего Центрального рынка.

Во время войны Борис Домашников работал в художественной мастерской горкомхоза.  Кроме ярких вдохновляющих лозунгов и плакатов, ему приходилось часто, очень часто писать фамилии на могильных камнях: так много  раненых умирало в военных госпиталях. Но  ужасы войны, бедности, разрухи не озлобляли. Верил, что никакие лишения не помешают его страстному желанию стать художником.

Только после войны у него появилась возможность учиться. Не имея за плечами начального образования в виде художественной школы, прошел, однако, творческий конкурс и  поступил на художественно- декорационное отделение театрально – художественного училища. Учили тогда 5 лет (теперь – 4 года). Окончил  училище в 1950 году   и получил направление на  работу —  учителем рисования и черчения в школу.

Но каждый день, в любую погоду брал свой этюдник и отправлялся «на пленэр». Все  свободные часы  отдавал любимому искусству, а потом – просто все свое время.

Писал во всякое время года, при разном освещении,  трудом постигая законы пейзажной живописи.

Положение «свободного художника» поначалу не кормило, при жизни родителей, рабочих моторостроительного завода, он бедствовал. Но – верил в свою звезду!  Писал, стараясь организовать, скомпоновать пространство на холсте, как хорошую декорацию. Это и сын его  запомнил как урок, что настоящий пейзаж не должен быть простым повторением природы, иначе он – не художественное произведение.

Еще будучи студентом, Домашников создал работы, удостоенные показа на республиканской выставке  1949 года,  – « В парке», « Барки».

 В 1953 году  у него состоялась первая персональная выставка.

Борис Домашников. Под Уфой. Весна. 1954. Картон. Масло. 36Х49

Работы начала 50-х  —  знаменитые теперь картины  «Под Уфой», « Калужница цветет»,  «Зимка» —  обнаруживают уже свою тему, найденную молодым художником, и высокий уровень его мастерства.  В этих, ранних работах пространство « организовано», в нем нет ничего лишнего, ведь ландшафт, который видит перед собой пейзажист, и тот, который появится на полотне – разные вещи, но цельность композиции и правдивость отдельных деталей заставляют нас думать, что мы видим точнейшую копию природы.

Борис Домашников. Зимка. Холст, масло. 1953 г.

Гёте  в беседе с Эккерманом сказал:

— Нынче таких пейзажей больше не пишут, на этот лад никто уже не воспринимает и не видит природы, ибо нашим живописцам недостает поэтического чувства.

Не знаю, читал ли молодой Борис Домашников это высказывание Гёте, но они словно слышат друг друга через века.

«Чтобы что-то создать – надо чем-то быть».

Домашников и сам – лирик до глубины  души. Его любимый поэт – Есенин, чьи стихи он тут же начал читать мне наизусть, обнаруживая удивительную память, а главное – то самое поэтическое чувство, о необходимости которого для настоящего художника говорил Гёте.

И это в 78 лет! Никакого склероза, абсолютная ясность ума!

Здесь следует сделать небольшое отступление на тему «русский пейзаж». Едва ли не до середины 19 века он не  был в фаворе, и виной тому не русские художники, а   богатые заказчики, требовавшие непременно изображений итальянской природы, величественных Альпийских гор, о чем с горечью писал Алексей Кондратьевич Саврасов. Но он же, отец и бог русского пейзажа, сумел открыть соотечественникам красоту родной природы. Появление на первой выставке передвижников его небольшого полотна « Грачи прилетели» стало для России рождением национального пейзажа. Неброскость, тихость, светолитие, пронизанность душевными переживаниями –  основные его черты.

Так сложилось, что пейзаж в России стал каноническим жанром, именно поэтому так трудно современному живописцу утвердиться в этом жанре, найти  «особость», удержаться в ряду замечательных предшественников, заслужить внимание современников.

Борису Домашникову это удалось. В 1957 году он создает картину « Окраина к вечеру» и представляет её на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Эта необычайно поэтичная  работа была награждена серебряной медалью. Впоследствии ее приобрел Русский музей.

В 1955 году, с творческой  поездки по  Уралу, которые тогда организовывались для художников, Домашников начинает серию работ « По Южному Уралу» и обращается к ней всю жизнь, начиная с картины « Белье полощут»1957 года и завершая  «Старым Уралом»1993-го.

1960 год – его первая поездка за границу. Тогда он побывал в Италии, познакомился с Ренато Гуттузо, крупным живописцем и графиком, коммунистом, удостоенным в 1950 за альбом « С нами Бог»  «Золотой Медали Мира».

60-е годы ознаменованы творческими  поездками по старинным русским городам.

Ростов Великий, Псков, Новгород предстают на его полотнах. Какое былинное небо на картине « Псковщина», какой величественный « Антоний Римлянин», какая сверкающая чистейшей белизной  «София в августе», какой драматизм в картине «На древней земле»!

Не отступая от присущей ему лирики, а как бы перерастая ее, Домашников открывает для себя тему «героического пейзажа».

В 1974 он написал «Сказ об Урале», где в пейзаже появляются персонажи, заставляющие вспомнить Бажова. Не зря  Фенина пишет о литературности его художественного дарования.

В 70-х – начале 80-х  рядом с тихими кроткими образами милых сердцу окраин Уфы, поселка Юматово у него пишутся пейзажи — образы героического прошлого Родины.

Много раз он писал Красную площадь. « Москва. Красная площадь» 1979 года – это своего рода гимн сердцу страны.

Часто русский пейзаж – это тоска. Тоска  бесконечных пространств, тоска по несбывшемуся, тоска по другой жизни, чаемой, но  невозможной.

Пейзаж Домашникова – поэтичен, лиричен, но тоски в нем нет. Стены его мастерской прямо-таки светятся образами  весны. А сколько картин, так и названных:  «Под Уфой. Весна.»1954, « Апрель»1954,« Весна на Вишере»1961, « Вновь весна»1974, « Весеннее раздумье»1974,  « Ледоход» 1989, « Май. Вечер» 1993, « Весна на станции»1993.

И  много берез: « Май. Березняк» 1960, «Это всё березы»1981, « О березах»1983.

Я спросила его о любимых  художниках.

 – Левитан и  Бялыницкий – Бируля.

Любят тех, кто созвучен твоей душе.

Исаак Ильич Левитан, крупнейший после Саврасова мастер русского пейзажа, умел через картины природы передать тоску и радость человеческой души. Достаточно вспомнить его « Март»,  « Над вечным покоем», « Владимирку».

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля – великолепный мастер лирического пейзажа, развивающий традиции Левитана: « Лед прошел», « Вечер юного мая», « Задумчивые дни осени».

А из башкирских художников любил и дружил с Александром Бурзянцевым,  Владимиром Пустарнаковым, Алексеем Кузнецовым, Ахматом Лутфуллиным. Любил самого знаменитого нынче из уфимцев — Сергея Краснова, но фантастические его картины не принимал, будучи реалистом по натуре.

Работал обычно сразу над несколькими полотнами. Сын- художник объясняет это тем, что отец  писал в основном большие полотна, уставал одно писать. Осмелюсь предположить, что могла быть и еще одна причина. Замыслы теснились, просились на полотно, и нужно было хотя бы начать новую картину, чтобы обозначить тему.

Мастерскую – три комнаты  в брежневской высотке – получил только в 1979 году, после многих выставок на родине и за рубежом, после поездок в Чехословакию, во Францию, после получения звания «Народный художник РСФСР».

Затем, в 1982, он стал и Народным художником СССР, а в 1996 избран членом-корреспондентом Академии художеств России.

Были и обиды. Когда в 1974 открылся новый, художественно-графический факультет в педагогическом институте, Домашников, мастер, признанный во всей стране и даже за рубежом, о творчестве которого как раз в тот год, к его 50-летию, вышел в Москве художественный альбом, попросил принять его на работу на новый факультет. Но ему отказали: нет высшего образования.

В партию он вступил не карьеры ради, а  по убеждению и оставался коммунистом всю жизнь, скорбя о развале великой страны и яростно споря с  новыми идеологами.

Он был членом  партийного бюро СХ  БАССР, а секретарем партбюро  — Р. С.Хабиров, приехавший в Уфу после окончания в 1977 году  Суриковского института.

Хабиров получил  в 1989 году от Министерства культуры БАССР заказ написать портрет Б.Ф.Домашникова ( в рамках проекта « Народные художники СССР, проживающие в Башкирии»).

 Записала разговор с Рашитом  Султановичем:

 — Я очень обрадовался этому заказу, потому что любил Домашникова и был рад возможности поближе с ним познакомиться и пообщаться.  Борису Федоровичу было тогда уже 65 лет, но он был очень активный, живой. Все свои пейзажи он обычно писал на пленэре, только в последние годы ему было трудно ходить, и он писал у себя в мастерской, по памяти.  А портрет этот  я  писал в его мастерской на улице Салавата. Работал ежедневно с  9 утра до обеда, за 10-15 сеансов портрет был закончен. Домашникову портрет понравился.  Сейчас он находится в  Нестеровском музее.

Видела на одной из выставок музея этот портрет. Домашников на нем очень красив и элегантен в строгом черном костюме, но при этом похож необычайно!

Я спросила Рашита Султановича, как он относится к тому, что Домашникова иногда называют советским импрессионистом, и он подтвердил мою догадку.

 Импрессионизм – направление в искусстве, тесно привязанное к определенной стране и определенному времени ( Франция, 1864 год – дата первой выставки), о чем подробно – в книге современника и компатриота импрессионистов Камиля Моклера « Импрессионизм. Его теория. Его эстетика. Его мастера», и называть импрессионистом художника совсем другой эпохи было бы не совсем верно, хотя, безусловно, открытия и наработки импрессионистов Домашникову были близки.

 В ранних своих работах он очень поэтичен, близок традиции великих русских художников 19 века ( « Зимка»1953, « Апрель»1954), в поздних полотнах манера письма становится более жесткой, пишет маленькими мазками, что при желании можно отнести и к пуантилизму, но это вовсе не от желания стать «европейским», отойти от «соцреализма».

Домашников, всю жизнь проживший в Уфе, никогда не был провинциалом по духу, стремящимся не отстать от столичной моды и перебарщивающим, как все провинциалы, в этом стремлении. Это была натура цельная и хотя, как настоящий художник, тонкая и ранимая, но с твердым нравственным  стержнем, позволявшим не гнуться ни перед трудностями жизни, ни перед новыми идеологами. Только в полотнах времен перестройки и начала 90-х чувствуются  горечь и даже трагизм.

 «Май. Красная площадь» 1991 года – а картина не праздничная: тяжелые тучи нависли над маленькими безликими фигурками людей, как будто остановившихся в своем движении. Видела эту картину в его мастерской. Она огромна, но ее размеры  не создают ощущения парадности – наоборот,  это размах беды.

И печаль о России уже не покидала художника. Достаточно посмотреть на «Уфимский романс с минаретом», на «Дорогу к храму», чтобы почувствовать это.

 Последние годы он писал по памяти, и в картинах-воспоминаниях  снова белела  березами и  звенела  капелью любимая им  весна (« Весна на станции» 1993,«Весенняя песня»1994).

 Ему хотелось быть понятым. Как этого желания не хватает нынешним любителям  всевозможных  новых и обновленных «измов».

 Он любил Россию и дорог нам как большой русский художник, певец родной природы  и красоты.

 Его картины известны по всему миру.

Б. Домашников. Зима на окраине. Холст, масло. 1957 г. Третьяковская галерея

Они находятся в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Академии художеств, в Башкирском  художественном музее имени М.В.Нестерова, в Государственной картинной галерее  Перми, в Областном музее изобразительных искусств  Ульяновска, в Областной картинной галерее  Кемерово, в художественных музеях Брянска, Омска, Тулы,  во многих частных коллекциях  в России и за рубежом.

В 1997, когда его родное Училище искусств  праздновало 75-летний юбилей, Домашникова, выпускника 1950 года, попросили высказаться для юбилейного номера журнала «Рампа».

Он сказал замечательные слова, которые считаю необходимым привести:

«Когда человек осмыслит, для чего он живет, он живет жадно, спокойно, уверенно, помня о той мечте, ради которой ему подарена жизнь: радовать людей своими свершениями-трудами. Такой нравственный, гражданственный, глубокий подход к профессии, к своему предназначению воспитывали в нас наши учителя».

  Умер Борис Федорович  19 июня 2003 года, не дожив 9 месяцев до своего 80-летия.

  Б.Ф. Домашников прожил большую жизнь, оставил нам огромное художественное наследие

( более тысячи картин) и воспитал сына – художника.

 

Виктор Борисович Домашников, окончив в 1979 геофак Башкирского государственного университета и даже успев поработать геологом в « Уралзолоторазведке», в 1984 круто меняет жизнь, поступив, как и отец, на художественное отделение Уфимского училища искусств. С 1990 он – член СХ СССР. С 1996 – член Международной Федерации художников ЮНЕСКО.

Его картины были представлены на Всесоюзной выставке  молодых художников, посвященной 70-летию ВЛКСМ, проводившейся в 1988 году в Москве. В том же году он был участником международной выставки молодых художников в Египте. В 1999 он выставлял свои работы на 5-ом Всемирном конгрессе ЮНЕСКО, а в 2003 его работы были представлены на выставке, проходившей в Германии.

Виктор Домашников – многоплановый художник, он пишет портреты, натюрморты, пейзажи.  60 полотен  привезены из Парижа, где по линии Cоюза  художников России он пробыл в творческой командировке два месяца, в июле и августе 2006 года.

Его работы представлены  в  Башкирском  художественном музее им. М.В.Нестерова,  в  Галерее Союза художников  РФ в Уфе, в  Тобольском художественном музее, в Галерее  Натальи Быковой в Москве.

klauzura.ru

Художник Борис Федорович Домашников

Отсюда: красавицу видеть хотите

 

 

Апрель - Априлий - Березозол, Цветень, Водогон, Ручейник...Зажги снега, заиграй овражки... Предвестник лета.

Слово: апрель, или априллий - не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные славянские названия сего месяца были другие. Наши предки назвали его: березозолъ, малоруссы и поляки: кветень, цветень, чехи и словаки: дубень, сорабы: налетний, ячман, венды: чтерник (четвертый), мал-травен, кроаты: травен и джюджревчак (Юрьев день), иллирийцы: травяный. В старой русской жизни апрель считался вторым пролетним месяцем; а когда год стали считать с сентября, то он был восьмым. С 1700 года он приходится по счету уже четвертым.

Апрель

 

Дождались полой водицы, аи да батюшка апрель. Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужику что-то будет. Не ломай печи, еще апрель на дворе.Апрельский ручей землю будит.Где в апреле река, там в июле лужица. Весенней воды никто не уймет.Была бы водица, а зелень народится. Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.С апреля земля преет. Ни в марте воды, ни в апреле травы.Апрель всех напоит.

У рыболовов в апреле была своя примета - Угощение водяного.Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходит у них следующим порядком.

Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыхами. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу.

По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. С 1-го апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: "Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью". Возвращаясь с этой тризны, рыболовы с радостью проводят всю ночь в пьянстве.

Охотники утверждают, что в апреле медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. Между тем об зайцах говорят: "Заяц, заяц, выскочи из куста". Лисицы переселяются с старых гнезд на новые и что в первые три дня своего переселения они бывают слепы и глухи.

В апреле начинают дуть теплые, весенние ветры. Тогда говорят: "Пришел Федул, теплый ветер подул". Или: "На Федула растворяй оконницу". С первым весенним ветром, говорили поселяне, прилетают сверчки и расселяются по огородам.

Апрель - середина весны. Он богат природными превращениями. Ни один месяц не может сравниться с ним по числу различных изменений в природе. Погода словно на качелях качается: туда-сюда, тепло-холодно. Качнуло к весне, и под ярким солнцем заводят веселый напев ручьи. Все кругом встрепенулось, ожило и возрадовалось. Развезло дороги. Но вот качнуло в другую сторон. Затихли скованные морозной твердью ручьи. С низких и хмурых туч полетели мелкие и колючие снежно-ледяные шарики. Попряталось и замерло всё живое.

В апреле двинется сок в березе, и, как из колодца, можно зачерпнуть из дерева целебной влаги.А в деревнях крестьянки торопились холсты выбелить. Холсты вымерзнут - и станут мягче, белее. Так и бабий нрав по весне: мол, солнышко угреет, и выморозит апрель бабьи надсады, суровину с бабьих лиц смоет. И светлыми станут бабьи угляды.

БерезнякИ всё же, в апреле теплеет день ото дня. Неустойчивая погода ранней весны сменится теплынью, весна вступит в свои владения полноправной и заботливой хозяйкой. Ждем с нетерпением!

Весна в моей квартире

Весеннее утро

Покидая эту зиму, окуни сырую землюВ солнца тёплую купель - Апрель, апрель, апрель.

Антоний Римлянин

Весна в Ростовском Кремле

Волхов

Иссаакий

Москва. Весеннее окно

Примулы

Псков. Синий день

София в августе

Калужница цветет

Под Уфой. Весна

Весна и художники

 

Художник Борис Федорович Домашников - его имя стоит в числе тех, с кем связывают рассвет "башкирской" школы живописи.Поначалу сюжеты картин Домашникова кажутся обычными, давным-давно известными. Но Домашников увидел все это по-своему. Он - первооткрыватель особой красоты старинных уральских городов, где звонкая новь и патриархальная тишина, современная архитектура и остатки старины являют чудесный сплав нового и старого. Многие полотна Домашникова - тонкие лирические поэмы в цвете, где устоявшаяся красота старого любовно встречает молодое, подчас еще крикливое, пестрое. В их столкновениях художник в первую очередь ищет гармоничных созвучий и почти всегда их находит.

Сказ об Урале

0- домашников - художник (200x267, 20Kb)

Борис Федорович Домашников (1924 - 2003) родился в деревне Кригоузово, недалеко от прославленного Палеха. Семья жила впроголодь, и Домашниковы решили тронуться с насиженного места. Обосновались в Башкирии, в пригороде Уфы, на строительстве моторостроительного завода. На новом месте все было иным, но память о деревне жила крепко. Может быть, поэтому решил Борис Домашников после девятого класса стать мукомолом. Год учился в мукомольном техникуме, неожиданно заманчивее оказалась профессия авиатехника. Вдруг грянула война. Отец ушел на фронт. Детство кончилось...Тайное, все растущее желание заняться рисованием по-настоящему навело художника на мысль устроиться на работу в рекламно-оформительскую мастерскую. Здесь открылась возможность познакомиться и с художниками профессионалами. Четыре военных года - в армию не взяли по состоянию здоровья - стали годами большой производственной работы и самостоятельного освоения изобразительной грамоты. В 1945 году Борис Домашников поступил в только что открытое в Уфе городское театрально-художественное училище на декорационное отделение. Под руководством опытных педагогов П. Лебедева и A. Тюлькина он начинает осваивать школу реалистического мастерства. В художественном музее Уфы особое внимание Домашникова привлекают работы М. Нестерова. В Третьяковской галерее молодой художник открывает для себя и других учителей - А. Саврасова, И. Левитана, В. Серова, И. Остроухова. И по сей день, уже сложившийся художник считает этих мастеров - главными наставниками и воспитателями. Работая в течение пяти лет в школе преподавателем черчения и рисования, Домашников каждую свободную минуту использует для творчества. Уже в 1953 году уфимские зрители увидели первую его персональную выставку из тридцати работ. С тех пор картины Домашникова с неизменным успехом экспонируются на зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Их видят зрители зарубежных стран, многие из картин получают постоянную «прописку» в крупнейших музеях страны.

"Я не считаю нашу эпоху напрасной - столько пережито и сделано. Могу ли я быть не благодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность быть художником, открыло искусство М. Нестерова, И. Левитана, Филиппо Липпи..." - Б.Ф. ДомашниковВ Уфе на улице Салавата установлена мемориальная доска, увековечивающая память Бориса Домашникова. Памятный знак установлен на доме под номером 17, где более 30 лет находилась творческая мастерская Бориса Федоровича.

subscribe.ru

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова

Борис Домашников. Баржа. 1950. Картон. Масло. 35Х48.В доме художника Бориса Федоровича Домашникова над письменным столом висит небольшая работа его учителя и духовного наставника Александра Эрастовича Тюлькина, на ней — любимый «тюлькинский» мотив — цветущие окна. На обороте картины надпись: «Только жизнь, отданная любимому делу, может иметь для вас счастье и значение». Слова эти, написанные в 1950 году, стали пророческими: почти пятьдесят лет жизни отдал Б. Ф. Домашников живописи, найдя в этом свое счастье, предназначение, сумев передать через нее свои сокровенные мысли, душу. Творчество художника получило широкое признание, его произведения украшают коллекции множества музеев страны и мира, он удостоен высоких званий народного художника СССР, заслуженного деятеля искусств БАССР, лауреата Государствен­ной премии имени Салавата Юлаева Республики Башкортостан.

Работая над этой статьей, я несколько раз была в мастерской Бориса Федоровича, мы подолгу беседовали, смотрели старые и новые работы... Расположена мастерская на одной из живописных улиц Уфы, уютно сбегающей от мечети почти до реки Белой; совсем рядом — дом-музей С. Т. Аксакова, а чуть выше, на другой старинной улочке — дом, где жил и работал А. Э. Тюлькин. И факт этот — словно знак духовной связи художников разных поколений, главная тема которых — любовь к своей земле, Отечеству. Потому так естественно и просто на мой вопрос, что питает его творчество сегодня, Домашников отвечает одним словом: «Родина».

А начиналась Родина для художника с маленькой деревушки Кригоузово в Ивановской области, где он родился в 1924 году в крестьянской семье. Здесь прошло его детство, напитавшее мальчика картинами природы, деревенского быта, чистотой человеческих отношений «Деревня наша красивая, нарядная, но голодная; окна домов одеты в деревянную резьбу. Хороводы и народные песни — грустные, задушевные, в большие праздники — задорные. Все это волновало мою душу»

Художник Борис Федорович Домашников

Художник Борис Федорович Домашников

Тридцатые годы, индустриализация. Семья переезжает в Уфу. Отец трудится на возведении моторостроительного завода. Бедная жизнь в землянке на окраине Уфы, но жизнь интересная, с ощущением какого-то близкого счастья. Борис — активный участник самодеятельности, читает со сцены стихи М. Жарова, дважды делегат слета юных пионеров, комсомолец. Время исполнено трудового, патриотического пафоса. Оно формирует в нем черты, свойственные поколению тех лет — трудолюбие, веру в будущее, любовь и преданность Родине. Трудности и лишения, которые выпали на детство и юность художника, а затем военные годы, не сломили в нем огромного жизнелюбия, внутренней активности.

Когда началась война, Борис Домашников стал работать в художественной мастерской горкомхоза. Писал яркие призывные лозунги, плакаты; приходилось делать и солдатские похорон­ные таблички. Глубочайшие юношеские переживания той страшной для страны поры Борис Федорович запомнил навсегда, и так или иначе они присутствуют в его работах, проявляясь, быть может, в мудрой внимательности, с какой художник относится ко всему сущему.

Художник... Долгие годы это было мечтой. «Никогда не забуду, как к нам на Цыганскую поляну пришел художник и написал весеннюю лужу. Этот этюд и сейчас хранится в моем сознании. Покупал краски — масляные, акварельные. Мне нравились разливы алой и голубой на белой тарелке. Это не давало мне покоя».

Борис Федорович Домашников. Под Уфой. Весна. 1954. Картон. Масло. 36Х49.

Борис Федорович Домашников. Под Уфой. Весна. 1954. Картон. Масло. 36Х49.

Год окончания войны стал радостным вдвойне. Юноша становится студентом Уфимского театрально-художественного училища. Б. Домашникову повезло с педагогами. Порфирий Марко­вич Лебедев — это он обращал учеников к большой русской культуре, воспитывая их в традициях чистяковской школы рисунка. «Посмотри как линия уходит, почувствуй, как она поет, — учил он нас, ставя нам правильный рисунок», — вспоминает Борис Федорович.

Живопись преподавал Александр Эрастович Тюлькин, к тому времени известный художник, прошедший школу Н. И. Фешина. «Я сначала очень стеснялся его, в училище всегда старался встать в последний ряд, чтобы он реже ко мне подходил. Но когда он однажды сказал, глядя на мой этюд натурщицы: «Ба, да ты понимаешь в живописи!» — это было высшей похвалой. Сложность живописной культуры Тюлькина мне раскрывалась постепенно, с годами, и в последующем он оказал колоссальное влияние на меня».

Мария Васильевна Беспалова вела композицию театрального эскиза. Она была постоянно рядом с учениками — в студии, на пленере и смогла передать им свой богатый художественный вкус и культуру. Она уже тогда поняла лирический характер дарования Домашникова и посоветовала ему взять на диплом эскизы декораций к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Борис Федорович Домашников. Охлебинено. 1954. Картон. Масло. 35Х50.

Борис Федорович Домашников. Охлебинено. 1954. Картон. Масло. 35Х50.

Годы после окончания училища были годами самоутверждения, самообразования. Конечно, много времени и сил отнимали преподавание рисунка в школе и работа художника в кукольном театре, куда Домашникова пригласила организатор и руководитель театра М. Н. Елгаштина. Но и это было не зря. Годы работы с Марией Николаевной, человеком артистичным, благородным, требовательным, проникновенным художником, выросшим в среде русских мастеров, дали Борису Федоровичу много доброго и полезного.

Художественный музей имени М. В. Нестерова... Его коллекцию русской классики Домашников изучил досконально. Крестьянская Русь А. Саврасова, пейзажи И. Левитана, «Вечер в деревне» В. Бакшеева — их проникновенность казалась удивительной, щемила душу. Он не уставал открывать для себя Нестерова, учился у него слышать, чувствовать природу, даже копировал, желая проследить ход кисти мастера.

Здесь же работы художника Касима Давлеткильдеева, удивительного акварелиста, полотна А. Тюлькина, А. Лежнева, Т. Нечаевой, театральные эскизы М. Арсланова — таких ярких и разных мастеров. Душа Б. Ф. Домашникова не устает трудиться, он стремится постичь все это богатство, найти себя.

Хороший учитель в этом деле — натура. Моменты общения с ней — радость. В любую сво­бодную минуту Борис Федорович идет с этюдником на природу, это привычка еще со студенческих лет. Именно тогда были созданы первые работы, показанные в 1949 году на республиканской выставке. «В парке» (1949 г.), «Баржи» (1950 г.) и другие пейзажи тех лет — натурные этюды, в которых молодой живописец решает задачи цветовых, тоновых отношений. Но не только. По тому, как живет в них природа, бурно дышит или грустит, как в ней все подвижно или затихло в напряженном ожидании, чувствуется стремление художника придать эмоциональную окраску образам природы. Скромность мотива в них возмещается настроением, благородным звучанием колорита,

Борис Федорович Домашников. Весна на Псковщине. 1959. Холст. Масло. 99Х77.

Борис Федорович Домашников. Весна на Псковщине. 1959. Холст. Масло. 99Х77.

В 1953 году художник Борис Домашников написал пейзаж «Зимка». С этого пейзажа, выполненного в несколько сеансов из окна родного дома на Цыганской поляне, начинается новый этап в творчестве живописца, когда ему удается, в определенной мере, осмысленно подойти к натуре, отобрав в ней лишь те детали, которые выявляют замысел. Согласно замыслу появилась и композиционная выстроенность, пусть несложная, но уже «домашниковская» с удивительно уютным решением пространства. При этом художник сохраняет свежесть и теплоту чувств, восприятия, тонко передав момент тихих зимних сумерек, когда скупые лучи солнца еще скользят по крышам, а прохладные голубые тени опускаются на запорошенную снегом землю.

В том же году Борис Федорович отправляется вместе с А. Э. Тюлькиным в Москву, и пейзаж «Зимка» экспонируется на выставке произведений художников автономных республик РСФСР. А. Тюлькин представляет молодого живописца известному мастеру пейзажной живописи А. Грицаю, который отнесся с интересом к работе, художнику и впоследствии оказывал ему поддержку и внимание.

Москва открыла Б. Домашникову мир большого искусства Третьяковская галерея, иконопись, захватывающая мудрой простотой и величием, чистотой и силой цвета Наконец-то он увидел в подлинниках шедевры И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, ощутил духовную близость с работами любимых советских мастеров пейзажа Н. Ромадина, В. Бялыницкого-Бируля, С. Герасимова Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открыл ему живопись барбизонцев, импрессионистов.

Валентина Сорокина, искусствовед.

Каталог Бориса Федоровича Домашникова, 1994.

Продолжение описания биографии художника:

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 2.

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 3.

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 4.

 

artageless.com

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 4

Борис Федорович Домашников. Май. Красная площадь. 1991. Холст. Масло. 131,5 Х 121,5.

Неотъемлемая часть творчества мастера — серия полотен «Москва. Красная площадь». Она обширна, в ней произведения разных лет — «Весна в Москве» (1974 г.), «Утро. Красная площадь» (1975 г.), «Скоро праздник» (1976 г.), «9 мая. У могилы неизвестного солдата» (1977 г.) и другие. В большинстве работ звучит тема всеобщего, торжествующего праздника. Сегодня, может быть, кто-то усомнится в искренности художника, написавшего столицу в убранстве красных знамен, в ликовании людских масс. Яркий весенний праздник на Красной площади для него — торжество эпохи покоя, мира, счастья, о которой мечтали и которую создавали люди его поколения. «Я не считаю нашу эпоху напрасной — столько пережито и сделано. Могу ли я быть не благодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность быть художником, открыло искусство М. Нестерова, И. Левитана, Филиппо Липпи», — говорит Борис Федорович Домашников.

Присущая некоторым полотнам серии публицистичность не заслоняет той страстной взволнованности, искренности, с которыми художник говорит о любви к Родине, Москве, олицетворяющей ее красоту и величие. Здесь, как и в предыдущих произведениях, условно изображение объема, пространства, потому усилена роль цвета, ритма, решение которых позволяет передать ощущение звенящей радости жизни, весны, обновления. Оно и в композиции работ, где на первом плане показаны группы, колонны людей, сливающиеся в яркие потоки. Исторические, архитектурные памятники отодвинуты на второй план, но они — как вечные свидетели и соучастники нашей истории. Ведущий цвет — красный: художник вдохновенно разрабатывает его во множестве оттенков, подчеркивая им победное звучание полотен.

В том самом 1991 году, когда так круто изменилась наша история, распалась страна под названием СССР, Борис Домашников пишет картину «Май. Красная площадь», более сдержанную и строгую, но с тем же сюжетом праздника и с той же верой в незыблемость наших святынь.

Та же идея выражена и в другом цикле произведений мастера, где «героем» является уфимская соборная мечеть. Уже десять лет он пишет эту тему, наполняя ее .мыслью о духовном единении людей, культур.

От таких работ как «Дорога к храму» (1992 г.), где при всей лирической, живописной выразительности прослеживается «портретность» мотива, художник в других полотнах — «Уфимский романс с минаретом» (1992 г.), «Май в Уфе» (1993 г.) — приходит к композициям с широко развернутым картинным пространством, вмещающим представление автора о местном, национальном, как о части огромного мира. В своем ключе, в своих красках пишет художник пейзажи, несущие высокий эмоциональный накал. Словно потоки фантастического света обруши­ваются на холсты, свет обнимает, высветляет краски, они рассыпаются множеством оттенков, создавая ощущение многоцветия, драгоценности окружающего мира. «Не о том ли хочет поведать нам художник, что прикосновение к общечеловеческим ценностям случается по-разному, через разное? Через новгородские и псковские храмы. Но и через лунную мечеть тоже. Всечеловеческая музыка может озвучить прекрасное в разных национальных обличьях. Сегодня, когда так болезненны и жестоки соударения разных национальных гордынь, художник возвращает нас к добру и милосердию, что составляет первооснову любого народа — большого или малочисленного — и во что Домашников упрямо верит», — пишет в своей статье журналист Ким Смирнов.

Художник Борис Федорович Домашников.

Художник Борис Федорович Домашников.

Искусство мастера тем согревает и привлекает зрителя, что в нем предстает наш общий дом — наше Отечество. От истоков творчества до сегодняшнего дня он обращается к уральским мотивам, раскрывая в них эту тему. Еще в конце шестидесятых годов он пришел к созданию пейзажа- картины, передающего его восприятие сложного современного мира, многообразие связей природы и человека.

В работе «Стадион. Сумерки» (1969 г.) возникает образ Уфы наших дней. Художник, как режиссер, выстраивает пространство, мизансцены городской жизни, придавая полотну драматур­гическое звучание. Здесь все логично связано — активная жизнь города и тихие зимние сумерки, старые дома и массивы светлых корпусов. Это разыгранное действие позволяет автору передать характер, ритм современной жизни, ее особую красоту.

В 1974 году написан «Сказ об Урале» — картина, в которой также четко прослеживается новая линия в трактовке пейзажа, выходящая за рамки лирической интерпретации, обретающая обобщенный, эпический смысл. Композиция полотна воплощает его многозначность. На первом плане, показанном фронтально, свечи елей, опушенные бирюзовой зеленью деревья. Они посылают тонкий и нежный аромат весны. В ракурсе сверху показан второй план, где, грациозно изгибаясь, ленты рек разрезают уральские горы, уходящие до горизонта. Густая, плотная зелень дальних лесов, погруженных в синюю дымку, холодная гладь вод несут дыхание сурового, величественного Урала. Контрасты масштабов, ритмов, двухмерность пространства подчеркивают символическое содер­жание образа.

 Борис Федорович Домашников. Уфимский романс с миноретом. 1992. Холст. Масло. 143 Х 136.

Борис Федорович Домашников. Уфимский романс с миноретом. 1992. Холст. Масло. 143 Х 136.

В работах последних лет Бориса Федоровича Домашникова вновь предстает старый и новый Урал — «Весна на станции» (1993 г.), «Старый Урал» (1993 г.), «Весенняя песня» (1994 г.). Автор с новой силой утверждает идеалы своего творчества, несущего все ту же великую любовь к Родине, жизни. Они раскрывают глубину мыслей, переживаний художника, воспринимающего действительность в ее подлинной сути, где настоящее связано с прошлым и будущим. Эти полотна, как и многие другие, открывают тайну гармоничности искусства Б. Ф. Домашникова, в котором едины философское, сюжетное, живописное начала. Это триединство придает произведениям художника настоящую духовность.

Борис Федорович Домашников — человек цельный, преданный своим идеалам, вере; его талант пронизан любовью к людям. Соединенный с позицией, убежденностью, талант рождает искусство истинное, значимое.

В. Сорокина, искусствовед.

Каталог Бориса Федоровича Домашникова, 1994.

Начало это интересной биографии:

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 2.

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 3.

artageless.com

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова - Художники Республики Башкортостан

07.12.2011 22:00

Автор: Валентина Сорокина

Борис Домашников. Баржа. 1950. Картон. Масло. 35Х48.В доме художника Бориса Федоровича Домашникова над письменным столом висит небольшая работа его учителя и духовного наставника Александра Эрастовича Тюлькина, на ней — любимый «тюлькинский» мотив — цветущие окна. На обороте картины надпись: «Только жизнь, отданная любимому делу, может иметь для вас счастье и значение». Слова эти, написанные в 1950 году, стали пророческими: почти пятьдесят лет жизни отдал Б. Ф. Домашников живописи, найдя в этом свое счастье, предназначение, сумев передать через нее свои сокровенные мысли, душу. Творчество художника получило широкое признание, его произведения украшают коллекции множества музеев страны и мира, он удостоен высоких званий народного художника СССР, заслуженного деятеля искусств БАССР, лауреата Государствен­ной премии имени Салавата Юлаева Республики Башкортостан.

Работая над этим изданием, я несколько раз была в мастерской Бориса Федоровича, мы подолгу беседовали, смотрели старые и новые работы... Расположена мастерская на одной из живописных улиц Уфы, уютно сбегающей от мечети почти до реки Белой; совсем рядом — дом-музей С. Т. Аксакова, а чуть выше, на другой старинной улочке — дом, где жил и работал А. Э. Тюлькин. И факт этот — словно знак духовной связи художников разных поколений, главная тема которых — любовь к своей земле, Отечеству. Потому так естественно и просто на мой вопрос, что питает его творчество сегодня, Домашников отвечает одним словом: «Родина».

А начиналась Родина для художника с маленькой деревушки Кригоузово в Ивановской области, где он родился в 1924 году в крестьянской семье. Здесь прошло его детство, напитавшее мальчика картинами природы, деревенского быта, чистотой человеческих отношений «Деревня наша красивая, нарядная, но голодная; окна домов одеты в деревянную резьбу. Хороводы и народные песни — грустные, задушевные, в большие праздники — задорные. Все это волновало мою душу»

Художник Борис Федорович Домашников

Художник Борис Федорович Домашников

Тридцатые годы, индустриализация. Семья переезжает в Уфу. Отец трудится на возведении моторостроительного завода. Бедная жизнь в землянке на окраине Уфы, но жизнь интересная, с ощущением какого-то близкого счастья. Борис — активный участник самодеятельности, читает со сцены стихи М. Жарова, дважды делегат слета юных пионеров, комсомолец. Время исполнено трудового, патриотического пафоса. Оно формирует в нем черты, свойственные поколению тех лет — трудолюбие, веру в будущее, любовь и преданность Родине. Трудности и лишения, которые выпали на детство и юность художника, а затем военные годы, не сломили в нем огромного жизнелюбия, внутренней активности.

Когда началась война, Борис Домашников стал работать в художественной мастерской горкомхоза. Писал яркие призывные лозунги, плакаты; приходилось делать и солдатские похорон­ные таблички. Глубочайшие юношеские переживания той страшной для страны поры Борис Федорович запомнил навсегда, и так или иначе они присутствуют в его работах, проявляясь, быть может, в мудрой внимательности, с какой художник относится ко всему сущему.

Художник... Долгие годы это было мечтой. «Никогда не забуду, как к нам на Цыганскую поляну пришел художник и написал весеннюю лужу. Этот этюд и сейчас хранится в моем сознании. Покупал краски — масляные, акварельные. Мне нравились разливы алой и голубой на белой тарелке. Это не давало мне покоя».

Борис Федорович Домашников. Под Уфой. Весна. 1954. Картон. Масло. 36Х49.

Борис Федорович Домашников. Под Уфой. Весна. 1954. Картон. Масло. 36Х49.

Год окончания войны стал радостным вдвойне. Юноша становится студентом Уфимского театрально-художественного училища. Б. Домашникову повезло с педагогами. Порфирий Марко­вич Лебедев — это он обращал учеников к большой русской культуре, воспитывая их в традициях чистяковской школы рисунка. «Посмотри как линия уходит, почувствуй, как она поет, — учил он нас, ставя нам правильный рисунок», — вспоминает Борис Федорович.

Живопись преподавал Александр Эрастович Тюлькин, к тому времени известный художник, прошедший школу Н. И. Фешина. «Я сначала очень стеснялся его, в училище всегда старался встать в последний ряд, чтобы он реже ко мне подходил. Но когда он однажды сказал, глядя на мой этюд натурщицы: «Ба, да ты понимаешь в живописи!» — это было высшей похвалой. Сложность живописной культуры Тюлькина мне раскрывалась постепенно, с годами, и в последующем он оказал колоссальное влияние на меня».

Мария Васильевна Беспалова вела композицию театрального эскиза. Она была постоянно рядом с учениками — в студии, на пленере и смогла передать им свой богатый художественный вкус и культуру. Она уже тогда поняла лирический характер дарования Домашникова и посоветовала ему взять на диплом эскизы декораций к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Борис Федорович Домашников. Охлебинено. 1954. Картон. Масло. 35Х50.

Борис Федорович Домашников. Охлебинено. 1954. Картон. Масло. 35Х50.

Годы после окончания училища были годами самоутверждения, самообразования. Конечно, много времени и сил отнимали преподавание рисунка в школе и работа художника в кукольном театре, куда Домашникова пригласила организатор и руководитель театра М. Н. Елгаштина. Но и это было не зря. Годы работы с Марией Николаевной, человеком артистичным, благородным, требовательным, проникновенным художником, выросшим в среде русских мастеров, дали Борису Федоровичу много доброго и полезного.

Художественный музей имени М. В. Нестерова... Его коллекцию русской классики Домашников изучил досконально. Крестьянская Русь А. Саврасова, пейзажи И. Левитана, «Вечер в деревне» В. Бакшеева — их проникновенность казалась удивительной, щемила душу. Он не уставал открывать для себя Нестерова, учился у него слышать, чувствовать природу, даже копировал, желая проследить ход кисти мастера.

Здесь же работы К. Давлеткильдеева, удивительного акварелиста, полотна А. Тюлькина, А. Лежнева, Т. Нечаевой, театральные эскизы М. Арсланова — таких ярких и разных мастеров. Душа Б. Ф. Домашникова не устает трудиться, он стремится постичь все это богатство, найти себя.

Хороший учитель в этом деле — натура. Моменты общения с ней — радость. В любую сво­бодную минуту Борис Федорович идет с этюдником на природу, это привычка еще со студенческих лет. Именно тогда были созданы первые работы, показанные в 1949 году на республиканской выставке. «В парке» (1949 г.), «Баржи» (1950 г.) и другие пейзажи тех лет — натурные этюды, в которых молодой живописец решает задачи цветовых, тоновых отношений. Но не только. По тому, как живет в них природа, бурно дышит или грустит, как в ней все подвижно или затихло в напряженном ожидании, чувствуется стремление художника придать эмоциональную окраску образам природы. Скромность мотива в них возмещается настроением, благородным звучанием колорита,

Борис Федорович Домашников. Весна на Псковщине. 1959. Холст. Масло. 99Х77.

Борис Федорович Домашников. Весна на Псковщине. 1959. Холст. Масло. 99Х77.

В 1953 году Домашников написал пейзаж «Зимка». С этого пейзажа, выполненного в несколько сеансов из окна родного дома на Цыганской поляне, начинается новый этап в творчестве живописца, когда ему удается, в определенной мере, осмысленно подойти к натуре, отобрав в ней лишь те детали, которые выявляют замысел. Согласно замыслу появилась и композиционная выстроенность, пусть несложная, но уже «домашниковская» с удивительно уютным решением пространства. При этом художник сохраняет свежесть и теплоту чувств, восприятия, тонко передав момент тихих зимних сумерек, когда скупые лучи солнца еще скользят по крышам, а прохладные голубые тени опускаются на запорошенную снегом землю.

В том же году Борис Федорович отправляется вместе с А. Э. Тюлькиным в Москву, и пейзаж «Зимка» экспонируется на выставке произведений художников автономных республик РСФСР. А. Тюлькин представляет молодого живописца известному мастеру пейзажной живописи А. Грицаю, который отнесся с интересом к работе, художнику и впоследствии оказывал ему поддержку и внимание.

Москва открыла Б. Домашникову мир большого искусства Третьяковская галерея, иконопись, захватывающая мудрой простотой и величием, чистотой и силой цвета Наконец-то он увидел в подлинниках шедевры И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, ощутил духовную близость с работами любимых советских мастеров пейзажа Н. Ромадина, В. Бялыницкого-Бируля, С. Герасимова Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открыл ему живопись барбизонцев, импрессионистов.

Картины Бориса Федоровича Домашникова на нашем Форуме

← Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 2. Феномен Юрия Варюхина →
 
Добавить комментарий

hallart.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта