Описание картины Константина Коровина «Цветы и фрукты» (1911). Цветы описание картины


Описание картины Валентина Серова «Цветы»

Описание картины Валентина Серова «Цветы»

Валентин Серов был необычайно одаренным художником. Он писал изумительные портреты, ему чудесно удавались пейзажи, животные, цветы – все, что рождало в нем вдохновение, находило светлое отражение в его полотнах.

Как тонкий пейзажист, Серов не мог равнодушно относиться к красоте цветов. Его картина «Цветы» стала настоящим подарком для поклонников его творчества.

Одним из любимых периодов художника, было то время, когда расцветала сирень.

Тяжелые гроздья распускаются в конце весны, когда уже нет отголосков холодной зимы, когда вся земля просыпается от тепла и солнечной ласки, когда душа замирает в ожидании непонятного счастья.

В радужные волны мелких цветов погружаются дома по самые крыши, скрывая и богатство, и нищету. Щедрая, спокойная красота наполняет все пространство, и горько думать, что пройдет чуть-чуть времени, и это буйство красок опадет. Хочется надышаться, насмотреться, сохранить это видение.

Серов очень любил сирень, он сумел сохранить для нас это великолепие. Эти ароматные ветки очень часто присутствуют на его картинах. И здесь в центре картины изображен пышный сиреневый букет. Все великолепие скромных цветов попытался показать Серов в этой картине.

Белые и сиреневые кисти – это не просто украшение стола, это гораздо большее. Сирень настолько давно живет рядом с человеком, что у каждого созерцателя картины букет обязательно вызывает волны нахлынувших воспоминаний. Может быть, это веселое детство, а , быть может, беспечная, далекая молодость. Сирень- это теплые летние вечера, это первое томление, это легкая грусть, это надежды.

Картина написана в холодных, сине – сиреневых тонах, однако, ощущение мрачности совсем не возникает. Белые блики светлых кистей, теплые штрихи мелких цветов наполняют все полотно воздушностью, чистотой и светом. Возникает чувство наступившего утра, утра дня или новой жизни.

opisanie-kartin.com

Описание картины Александра Головина «Цветы в вазе»

Описание картины Александра Головина «Цветы в вазе»

Характерной чертой творчества художника Александра Яковлевича Головина является изображение ярких и ни с чем не сравнимых натюрмортов. Особенно любил рисовать автор натюрморты с различными цветами: от благородных, таких как розы, до простых и необыкновенно красивых скромных полевых цветов. Цветы – это центральный образ его композиций. Натюрморт «Цветы в вазе» является одним из наиболее известных полотен художника.

В этом натюрморте изображен букет ярких цветов (флоксов, лилий, гладиолусов) в обрамлении нескольких роз, стоящий на трюмо. Зеркальное отражение вазы с цветами придает изображаемому оттенок дополнительной экспрессии. Светлую гамму в картину вносят образы белых тяжелых штор и белоснежной скатерти. От самого полотна веет особенной летней душистой свежестью и теплотой.

Цветы в стеклянной вазе, небрежно брошенный женский платок с причудливыми узорами, шкатулка из золота, стоящая рядом, изысканы и привлекательны. Они напоминают своим видом о хозяйке этой комнаты, которая срезала такой букет или же получила его из рук влюбленного в нее мужчины.

В самой картине много чувственного и прекрасного. Красный цвет, доминирующий здесь, говорит нам о любви, может быть, страстной, может быть романтичной.

Рядом на трюмо стоит небольшая статуэтка в форме птицы с женским лицом, также являющаяся символом женской стихии.

В этой картине сплелись различные темы: это и радость молодости и летнего тепла, и красота природы, олицетворенная в букете свежих цветов, и желание любви. Поэтому на такую картину стоит посмотреть в минуты душевной тревоги и грусти. Радостное настроение, заложенное в ней, придаст силы зрителю и подарит ему несколько прекрасных мгновений любования волшебным миром искусства!

opisanie-kartin.com

цветы как символ в искусстве: vakin

Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев — цветы могут не только украсить вид, но и открыть тайный смысл, передать послание внимательному исследователю. Листаем пленительный гербарий, изучая таинственный сад цветочных символов.

Рембрандт ван Рейн. Флора

Гимн красоте божественного творения

Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием.Сандро Боттичелли. Алтарь Барди, Мадонна на троне, Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист.Деталь: Мария и младенец Христос. 180×185 см

Ян ван Эйк. Благовещение

Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.

Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан (Альбрехт Дюрер «Праздник венков из роз» или «Праздник чёток»).

Альбрехт Дюрер. Праздник четок (Праздник венков и роз)1506, 162×194.5 см

Герард Давид. Дева с младенцем и четырьмя ангелами

Ирис — белый символизирует чистоту, синий — материнскую скорбь.

Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни. Эта христианская идея отражена в картине Яна Давидса де Хема (1606−1683) «Натюрморт с распятием и черепом» (Мюнхен, Старая Пинакотека). О скоротечности жизни в цветочном memento mori, как правило, напоминает изображение часов или черепа. В натюрморте же с другим набором предметов в этой роли выступает сам цветок.

Ян Давидс де Хем. Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп85×103 см

Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия, но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. В композиции другой картины Яна Давидса де Хема -«Букет цветов в стеклянной вазе», — очевидно доминирование алого мака и белой гвоздики. Внимательному зрителю мак напоминал о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе

На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так, красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом, уже все чаще в портрете XV—XVI вв., особенно в парном, сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции, причем, не только Октябрьской, но, прежде всего, Французской.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет купца Георга Гиссе1532, 85×96 см. Масло

Ян ван Эйк. Мужской портрет

Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем

Интересно, что в случае многозначности символа принимается во внимание то из его значений, которое соответствует общему духу картины. Например, чертополох в Германии указывал на помолвку — этот намек и усматривали раньше исследователи известного автопортрета Альбрехта Дюрера с чертополохом. Однако надпись в верхней части картины — «мои дела определяются сверху» (стар. нем.), — указывает на еще одну символику растения — Страсти Христовы. Так художник выразил преданность Богу, подчеркнув свою мысль чертополохом в руке.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

В миниатюрах календарей франко-фламандских часовников XV в., цветы — признанные атрибуты апреля и весны вообще в позднейших циклах картин на тему «Месяцы» или «Времена года». Один из самых изысканных образов возрождающейся природы запечатлен в миниатюре «Апрель» («Роскошный часослов герцога Беррийского») братьев Лимбургов: дамы в изящных придворных платьях собирают цветы на яркой зелени луга.

Братья Лимбург. Времена года. Апрель

Но что нам «скромные цветы»? Довольно неожиданно выглядит «Автопортрет с подсолнухом» Антониса ван Дейка! Дело в том, что подсолнух был только-только завезен испанцами в Европу из Перу (произошло это в 1569 г.), и еще столетие его выращивали в садах как диковинку. Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за небесным светилом, его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца — свидетельство непоколебимой преданности мастера своему покровителю, английскому королю Карлу I.

Антонис ван Дейк. Автопортрет

«Я вышла в сад …» Белла Ахмадулина

Вообще, появление и распространение «несерьезной» цветочной живописи в Европе было результатом интенсивного развития садоводства — как научного, так и любительского. Растительный мир, окружавший художников, с середины XVI века начал изменяться. Путешественники и торговля сделали свое дело! Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света.

Мария Сибилла Мериан. Цветочный натюрморт в китайской вазе

Ботаника обрела самостоятельность, отделившись от медицины, составной частью которой была до этого. Вот и художники обратили особое внимание на цветочную живопись, к тому же ученые, большинство из которых работали в Голландии, заказывали рисунки растений для исследовательских целей.

«Чудесный гость далекого Ирана»

«Портреты» цветов заказывались и владельцами садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные хозяином. Садоводы, занимавшиеся разведением и выведением редких видов, заказывали рисованные каталоги для презентации покупателям посадочного материала. Особую актуальность такие каталоги приобрели в период пресловутой тюльпаномании. Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине 30-х годов XVII в. достигла поистине степени безумства, когда за луковицу тюльпана редкой новой окраски закладывали дом. Неудивительно, что тюльпаны можно увидеть практически в каждом букете, написанном в первые сорок лет XVII столетия, и больше всего сохранилось альбомов именно с этими цветами. Одна из таких книг — «Тюльпановая книга» Якоба Маррела (1642) — содержит лист с ценами на тюльпаны в 1635—1637 гг., в самый разгар тюльпаномании.

Колесница Флоры. Аллегорическая картина Гендрика Пота

«Колесница Флоры». Аллегорическая картина Гендрика Пота (1580−1657) — популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов (только тюльпаны) и её праздными спутниками катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами

Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами

Ян Давидс де Хем. Цветы

Ян Давидс де Хем. Цветочная композиция

Первые станковые натюрморты появились в 1600-е гг. в творчестве Якоба де Гейна, Руланта Саверея, Яна Брейгеля, Амброзиуса Босхарта и представляли собой искусные композиции из разнообразных цветов в изысканной вазе. Такие букеты кажутся написанными с натуры, однако присмотритесь: они составлены из растений, цветущих в разные сезоны. Живописцы выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, и затем использовали эти наброски в различных работах.

Ян Брейгель Младший. Корзина с цветами

Ян Брейгель Младший. Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры

Ян Брейгель Младший. Флора в цветах64×44 см

Ян Брейгель Младший. Слух

Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Зрение

И, конечно, рассматривая изысканные букеты, знатоки с любопытством читали цветочные «письма». Уж они-то знали, что орхидеи затаили ревность, подозрительность, и обман. Ирис уже перестал напоминать о скорби Божьей матери и начал воспевать Весну и возрождение.

Лаванда символизирует деревенскую жизнь, крестьянство, и, в то же время, желание, порок, разврат, потерю невинности. А вот тюльпаны, памятую о своем бурном коммерческом прошлом, преобразились в символ богатства, процветания, торговли, и это объяснимо самой историей бытования цветка.

Рафаэль Санти. Святое семейство под пальмой, тондо

Одуванчик, из символа младенца Христа (на тондо Рафаэля изображен слева у края плаща Иосифа) трансформировался в трогательное напоминание о детстве, тоске по прошлому.

Символика активно использовалась в искусстве до второй половины XIX века. «Говорящий гербарий» можно увидеть на полотнах Ореста Кипренского. «Бедная Лиза» нежными пальчиками держит хрупкий красный цветок — это ее любовь и судьба.

Орест Адамович Кипренский. Бедная Лиза. 39×45 см

Балерина Екатерина Телешова в образе Зелии — героини балета «Приключение на охоте», — демонстрирует идеализированный букетик полевых цветов, намек на простодушие театрального образа. Цыганка прижимает ветку мирта — атрибут Афродиты. Однако у мирта есть еще одно значение — символ язычника обращенного в христианство. И, пожалуй, это наиболее вероятное объяснение присутствия детали на портрете цыганки (как известно, ромы принимают религию страны, где они проживают).

Орест Адамович Кипренский. Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1823

Орест Адамович Кипренский. Цыганка с веткой мирта

А на портрете Е. Авдулиной отчетливо видна одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта. Его белый цвет — символ нравственной чистоты, но, в то же время и смерти: осыпающиеся лепестки — уже ставший хрестоматийным намек на быстротечность молодости и красоты. Художник грустил: ему довелось покинуть солнечную Италию и вернуться в Петербург.

Орест Адамович Кипренский. Портрет танцовщицы Телешовой. 55×64 см

«Где весело, туда лети, из лучших роз богине Флоре венок сплети…» Рубен Дарио

Цветы, учитывая, заложенную в них природой идею роста и плодородия, издревле связывали с женской сексуальностью.

Тамара Лемпицка. Ира

Тамара Лемпицка. Женщины

Тамара Лемпицка. Портрет Арлетт

Тамара де Лемпицка считала каллы самыми женственными и эротичными цветами и постоянно включала их в свои натюрморты. В картинах Джорджии О’Киф критики практически единодушно усмотрели эротические намёки. А известный фотограф Альфред Стиглиц считал работы О’Киф манифестацией «вечной женственности».

Джорджия О'Киф. Цветы 36

Джорджия О'Киф. Канна красная с оранжевым

Джорджия О'Киф. Орхидеи

Джорджия О'Киф. Дурман (Белый цветок №1). 1932, 101.6 см

У древних италийцев с приходом весны над миром властвовала юная богиня распускающихся цветов — Флора. Ренессанс воскресил наследие античности, и цветы окружили жизнерадостных Венеру и Флору. Богини участвуют в картинах с аллегориями месяцев и времен года, чувств и стихий, олицетворяя весну, обоняние или зрение, землю или огонь (Ян Брейгель Старший. «Обоняние»).

Сандро Боттичелли. Весна (Примавера)1485, 314×203 см

«Ладонь твоя росой окроплена, Раскрылся пальцев розовый бутон» Данте Габриэль Россетти

К XIX веку символика изображенных предметов в живописи утратила свое глубокое значение, и цветочные штрихи нам могут показаться всего лишь красочными акцентами живописного полотна. Тем не менее, в викторианскую эпоху развился свой специфический язык цветов. Символизм, отражённый на картине Данте Габриэля Россетти «Вероника Веронезе» (1872), включает освобождённую из клетки птицу, а ромашки в птичьей клетке— запертую энергию, примулы — символ юности, нарциссы — отражение мыслей.

Данте Габриэль Россетти. Девушка со скрипкой

Форд Мэдокс Браун. Портрет жены художника

Фиалки — символ скромности и верности. Так, на портрете своей жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун вкладывает в руки своей возлюбленной, разрушенной алкоголизмом, букет из увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда она лежит в постели разбитая лихорадкой, она выглядит прекрасной и молодой, как когда-то».

Переполнено символикой и полотно Данте Габриэля Россетти «Леди Лилит» (1867). Идею картины раскрывает сонет «Телесная прелесть»: «Спокон веков она мужей влекла, Улавливая души и тела В силки страстей, как в наши времена. Ей любы мак и томных роз цветы; Кого, Лилит, не зачаруешь ты, Твой поцелуй и сонных грез настой». Роскошный цветок мака в черной вазе символизирует не только воображение и вечный сон, но также наслаждение и неизбежность смерти.

Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит

Эдвин Лонгсден Лонг. Серия Дочери Нашей империи

Значение первоцвета изменяется в зависимости от окраски, но в картине Эдвина Лонгсден Лонга «Дочери нашей империи. Англия: первоцвета» (1887) желтый задуман как символ молодости и любви.Картина Джона Эверетта Милле «Офелия» известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах. Когда художник рисовал обреченную Офелию Шекспира, в пышной сцене смерти он изобразил все цветы в соответствии с оригиналом текста и ботанической точностью. В каждом из растений закодирован определенный смысл: лютики означают неблагодарность, плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — знак отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно говорят о любви и красоте, кроме того, один из героев трагедии называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует скромность и верность, так же как и растущие на берегу незабудки; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.

Джон Эверетт Милле. Офелия.1852, 111.8×76.2 см

И, хотя, сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.

Автор Елена НастюкИсточник - artchive.ru

vakin.livejournal.com

Татлин В.Е. «Садовые цветы». Описание картины

Трепещущие, словно живые, цветы. Бережно собранные в изящный букет и заботливо помещенные в вазу – такие, как они есть. Зная раннее творчество В. Татлина, с его бушующей геометрией и любовью к авангарду, сложно представить, что «Садовые цветы» также принадлежат его кисти. Теплые оттенки, в которых выполнена картина, романтичная поэтика ее сюжета – все это показывает миру иного Татлина, и живопись, отличную от предшествующих работ мастера.

Четких линий и тщательно прорисованных границ изображаемых предметов здесь не найти. Как не увидеть и фотографической точности передачи цветов. Не указывая на сорт составляющих букет цветов, образно передавая бутоны и распустившиеся цветочные шапки, художник позволяет зрителю самому додумывать картину. И тогда фантазией смотрящего на полотне рождаются по-осеннему красивые астры и хризантемы, дубки и луговое разнотравье. Все тот же авангард, все та же манера плоскостного письма, но цветы кажутся реальными, объемными, излучающими жизнь и яркий аромат.

Отрывистые штрихи, смешение цветов – то, чего не было в прежних картинах художника. Играя с формой и оттенками, Татлин ищет новый способ передачи изображения. В «Садовых цветах» он впервые обращается к постановочной работе и изменяет выработанную манеру письма. Многообразие штрихов, линий и цветовых красочных пятен открывают сюжет картины при удалении от нее, по частям складывая изображение, как мозаику. Появляется падающий свет, серая тень, неожиданная в общей терракотово-алой гамме синева одинокого цветка.

Композиция овеяна домашним теплом, настроениями умиротворения и покоя. Осенний букет негласно символизирует зрелость художника, как творца. Картина уже не кричит оттенками и формами, она серьезна, глубока и основательно продумана.

«Садовые цветы» 1938 г. Дерево, масло. 53 x 44 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Картины художника Татлина В.Е.

www.avangardism.ru

Описание картины Пьера Огюста Ренуара «Цветы в вазе»

Описание картины Пьера Огюста Ренуара «Цветы в вазе»

Цветочные натюрморты всегда пользуются спросом. В перечне произведений Ренуара есть несколько полотен, посвященных прекрасным композициям с букетами цветов. Рисуя их, автор пытался передать красоту растений, а цветовая гамма картины дарует чувство спокойствия и гармонии с природой.

Главным элементом картины являются цветы, помещенные в коричневый кувшин. Растения по отдельности не отличаются особенно роскошным видом и сортом, однако в совокупности цветы выглядят просто восхитительно. Взъерошенные зеленые стебельки и листья, концы которых имеют светло-желтые блики являются фоном для головок цветов. В центральной части зеленая растительность затемнена для создания ощущения глубины композиции. Растительность разбавляют небольшие белые цветы, вероятно, ромашки, символизирующие чистоту и непорочность.

Возле ромашек добавлены желтые головки цветов, придающие композиции живость и яркость. В двух местах расположены прекрасные голубые цветы, отлично гармонирующие со светлыми растениями, однако сочетание с ярко-красными маками является максимально эффектным. Маки в трех местах букета размещены очень удачно, их появление на темном фоне добавляет контраст элементу изображения. Они словно горят на полотне, притягивая взгляд. Дуэт красных бутонов с холодными сине-голубыми цветками задает тон всему произведению.

Задний фон изображения состоит из совокупности темных оттенков серого и зеленого цветов. Левый угол полотна является практически черным, однако он переливается в нежно-серый в направлении к правому углу. Так, правая часть фона значительно светлее левой, что дает представление о расположении естественного источника света. Цветы помещены в скромный коричневатый кувшин, стоящий на столе, накрытым нежно-зеленой скатертью с вкраплениями белого и зеленого цветов.

opisanie-kartin.com

Описание картины Константина Коровина «Цветы и фрукты» (1911)

Описание картины Константина Коровина «Цветы и фрукты» (1911)

С начала ХХ столетия натюрморт стал одним из важнейших и значимых жанров в творчестве художника. Излюбленные сюжеты мастера – цветы, вино, фрукты, охотничьи трофеи, рыба. Преимущественно живописца интересуют розы с их богатством оттенков и пленительным обаянием. В натюрморте прельщает разрешение замысловатой художественной проблемы. Автор изображает красиво накрытый праздничный стол с торжественной белой скатертью, украшенный цветочной композицией.

Розы и фрукты в вазах, тарелки с закуской, графин и бутылка вина, виноградное вино в рюмке – все это на фоне распахнутого окна, подсвеченного искусственным светом. Блики электрических лампочек отражаются на бутылочном стекле, графине, вазе. Белые и пурпурные розы влажно мерцают при тусклом свете сгущающихся сумерек. Яркий лазурный колорит этого наступающего вечера заполняет все пространство окна и проникает в комнату, придавая ей таинственность. В оконном проеме загораются огни ночного Парижа, перекликаясь с освещением помещения.

Густой колорит роз связывается с вечерним комфортом и покоем. Кроме букета, цветовой акцент придают картине фрукты в вазе на столе: красные и красно-желтые яблоки, черный виноград, нежные персики, фиолетовые сливы. Цвета на этом холсте проявляются в полную силу. Одни и те же оттенки то выглядят как темные силуэты на фоне небесного сияния, то высвечиваются в полумгле комнаты. Голубоватые и белые тона обстановки усиливают впечатление лазури.

Единый прохладный колорит высвечивается праздничными красками цветов и фруктов. С ними перекликается блеск посудного стекла. Теплые тона отсвечивают на вазе, проскальзывают по краям рюмки и мелькают в ее глубине, перекликаясь между собой. Живописец поразительно умеет передать нюансы одних и тех же расцветок. К примеру, сочные краски недавно сорванных роз – от пурпурных до бледно-розовых. Так же филигранно соотнесены синие, лазоревые и голубые оттенки, в связи с чем зрители понимают материальность вещей: рассыпчатость и мясистость бутонов роз, плотность спелых фруктов, непрочность стекла. В этом проявляется тяга художника к сильнейшим цветовым контрастам.

opisanie-kartin.com

Сочинение-описание картины И. Т. Хруцкого “Цветы и плоды”

Цели урока: 1. Научить писать сочинение-описание по картине. 2. Научить использовать в сочинении художественный стиль речи. Ход уроков. I. Организационный момент. II. Краткое слово учителя. Рассказ о художнике. Иван Трифонович Хруцкий (1810-1885) – русский живописец, натюрморты которого отличает иллюзорное изображение предметного мира. Он родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии ( теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью. Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки у известного английского портретиста. Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов (“Натюрморт с птичкой”, “Натюрморт со стаканом”, “Натюрморт с вазой”). Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали “за написание с натуры плодов и фруктов”. Эта картина

называется “Цветы и плоды” . Перед тем как начать работать с картиной Хруцкого “Цветы и плоды”, нам следует вспомнить о том, что такое натюрморт. Ребята, на уроках ИЗО вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода. – Как называются картины, на которых все это изображено? Подобные картины носят название натюрморт. Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как “мертвая природа” III. Беседа по картине. – Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы. Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины . – Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи? Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи. – Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины – красивый букет цветов. Не правда ли, они сразу бросаются в глаза. Цветы – Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их. Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок. – С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше рассказать читателю о цветах, чтобы как можно ярче создать представление о пионах? Эти цветы напоминают огромную шапку: цветы “мохнатые”, а их лепестки словно курчавые. – Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу. – Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они? Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого. – Розу любят очень многие. Выражение расцвела, как роза подчеркивает красоту, преображение девушки. – Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало? Роза очень красива, но нее есть шипы. Наверное, это был бы гордый человек, возможно, умеющий защищаться. – Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки и легенды про него? – А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И. Хруцкий? На картине “Цветы и плоды” изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. По тому, как художник выписывает каждый лепесток(они едва не светятся), видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.) – Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет. – Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить? Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепестков и похож на маленькую звездочку – даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым. – А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы свойственны? Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, как у роз, а спокойный. К тому же они отличаются от роз своей довольно простой формой. – Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках. Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис. – Попробуйте описать этот необычный цветок. Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Наверное, о лепестках этого цветка сказать труднее всего: очень уж они необычные. Продолговатые, расширенные книзу, а в центре, словно маленький пушистый комочек. Можно заметить какие-то маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка. Он какой-то необычный, нессиметричный. – Посмотрите, на самом верху букета – ярко-синие васильки. – Как они выглядят? На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки, которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно открывают свою сердцевинку солнцу. – А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником? Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья. – Вы правильно подметили на картине колосья. – Какое бы слово вы употребили, чтобы охарактеризовать их? На что они похожи? Они очень похожи на туго заплетенную косу. – Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки? Наверное, они были бы добродушными и приветливыми людьми – настолько они легкие, воздушные. Кажется, поднимутся и улетят. – Какие еще цветы мы с вами не заметили? У самого края вазы примостились небесного цвета фиалки, внутри цветка которых словно ободок желтого цвета. Ваза – А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено? Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент. – Ребята, а что означает слово орнамент? Подберите к нему синоним. Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений. – Попробуйте подобрать прилагательные к слову орнамент. Необычный, оригинальный, красивый. – А еще мы сказать незатейливый орнамент, имея в виду простой, незамысловатый, но выполненный со вкусом узор. Посмотрите на слово незатейливый – оно одного корня со словом затея “выдумка” – Ну что ж, мы с вами рассмотрели и каждый цветок на картине, и вазу, но ведь работа И. Хруцкого называется “Цветы и плоды”. Плоды – А какие же плоды здесь изображены? -Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать. Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персики привлекают к себе внимание, Они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе. – А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий? Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая. – С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки. – Что изобразил рядом с тыквой художник? Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха. – Каким внимательным и наблюдательным был художник! Он нарисовал даже мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. Ребята, А ведь для мухи это настоящее путешествие. Посмотрите, какая маленькая мушка, и какими большими должны казаться ей фрукты! А уж про тыкву и говорить нечего! Для насекомого тыква – просто другая планета. – Давайте подумаем, куда дальше отправится муха? – Какие еще фрукты изображены? Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нем долька лимона – Давайте подумаем, ребята, а говорит ли что-нибудь в этом натюрморте о присутствии человека? О присутствии человека говорят и долька лимона в стакане, и ломтик лимона, лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка винограда, и разломленный пополам персик. IV. Работа с текстом. – Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте И. Хруцкого. А вот как описывает эту картину искусствовед Д. Н. Лебедева. Сочные, аппетитные, нежные плоды… Душистые, хрупкие, благоухающие цветы… Все это великолепно удавалось художнику И. Хруцкому. На необычайно яркой картине “Цветы и плоды” как раз изображаются любимые нами плоды и цветы. В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину. Искусные изделия человеческих рук: корзины и короба – переходят из картины в картину как их непременные “персонажи”. Столь же любимым “героем” с конца 1830-х годов становится великолепный кувшин с рельефным изображением собак и изящной ручкой в виде фигуры лисицы, в котором стоят цветы. Стакан, наполненный до половины водой с опущенным в него ломтиком лимона, подчеркивает своей прозрачностью мясистую плотность керамического изделия. Долька лимона у края столешницы вносит необходимое оживление и усиливает ощущение присутствия человека. Подобные натюрморты должны были составить “усладу для глаз”, но художник не мог не заметить тронутый увяданием цветок, заветревшиеся края разделенного на половинки персика, засохшей лимонной кожуры. – О чем говорится в этом тексте? В нем говорится о картине И. Хруцкого “Цветы и плоды” и о других картинах этого художника, на которых тоже изображены букеты цветов, корзинки с фруктами – Как вы думаете, зачем был написан этот текст, с какой целью? Чтобы описать натюрморт, разъяснить картину зрителю. – Что вы можете сказать о композиции текста, то есть его построении? На сколько частей распадается этот текст? О чем говорится в каждой из частей? Текст распадается на две части. Этому соответствуют два абзаца: в первом речь идет о том, что натюрморты хорошо удаются. И. Хруцкому, во втором непосредственно описывается картина. – К какому типу речи мы можем отнести этот текст? Почему? Это описание, поскольку в тексте дается описание картины И. Хруцкого “Цветы и плоды”. При этом преобладают имена существительные и прилагательные. V. Словарно-стилистическая и орфографическая работа. Вопросы и задания: 1. Выпишите трудные слова и составьте с ними предложения. Композиция – соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур на картине художника. Холст – картина, написанная масляными красками на ткани. Столешница – верхняя поверхность стола. 2. Как вы понимаете выражение “услада для глаз”? То, на что приятно смотреть. 3. Подберите однокоренные слова к слову услада (сладкий, сладость). Значит услада – это то, что “сладко” для глаз. 4. Найдите в тексте синоним к слову персонаж. 5. Найдите орфограммы в выписанных словах: Роскошный, керамический, оживление. VI. Написание сочинений. Составление плана, систематизация рабочих материалов, создание черновика и его редактирование, написание сочинения в тетради по развитию речи. Варианты сочинений: – описать картину И. Хруцкого “Цветы и плоды”, используя искусствоведческий текст. – описать букет цветов, изображенный на картине И. Хруцкого, добавив к этому описанию свои мысли по поводу того, какими характерами обладали бы изображенные цветы, если бы они родились людьми. Название сочинения – “Характеры цветов”. – Написать сочинение – сказку “Путешествие мухи”, включив в него описание цветов и плодов.

rus-lit.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта