Рейтинг топ блогов рунета. Буриан зденек картины


Буриан, Зденек — WiKi

Зде́нек Бу́риан (чеш. Zdeněk Burian; 11 февраля 1905 — 1 июля 1981) — чешский художник, иллюстратор и реконструктор. Широко известен множеством работ палеонтологической тематики, воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей. По всей видимости являлся самым цитируемым художником-реконструктором XX века.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Буриан.

Отличительной чертой работ З. Буриана являлся высочайший профессионализм художника, сплав классической живописи, тонкое чувство детали, её изобразительной функциональности, и точных, достоверных, с позиций современной ему науки, реконструкций живых существ и ландшафтов. Работы художника далеко выходили за рамки утилитарной области иллюстрации научной, научно-популярной и приключенческой литературы и являлись самоценными живописными произведениями. Благодаря уникальному для своей профессиональной области стилю и качеству исполнения — многие произведения Зденека Буриана создали и на долгие годы стали архетипами реконструируемых существ. Большая часть работ художника не утратила актуальности до наших дней.

Ранние годы и образование, начало творческой деятельности

Зденек Буриан родился 11 февраля 1905 года в Копршивнице. С детства проявил интерес к рисованию и живописи. Круг творческих интересов юного З. Буриана с самого начала очерчен очень четко: люди и природа. Этому способствовал его интерес к этнографии и географии, увлечение приключенческой литературой. Уже в ранних рисунках Зденек старался добиваться максимального сходства изображения с оригиналом, проводил много времени на природе, делая зарисовки людей, животных и элементов пейзажа с натуры.

Способности будущего художника не остались незамеченными, мать Гермина сумела убедила отца Эдуарда разрешить Зденеку обучаться рисованию. В 1919 году мать отвезла Зденека в Прагу, на экзамены в Академию изобразительных искусств. Экзамены принимали знаменитые художники — Макс Швабинский, Якуб Обровски, Войтех Гинайс и Влахо Буковац. Они были поражены талантом Зденека и единогласно решили зачислить его сразу на второй курс Академии, в класс профессора Якуба Обровского.

Первой успешной работой для 16-летнего художника стало иллюстрирование книги Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бальфура».

На протяжении последующих 10 лет З. Буриан оттачивает свой талант графика и живописца. В его книжных иллюстрациях преобладают рисунки пером и тушью, в которых он демонстрирует по крайней мере два совершенно оригинальных технических приёма. Также широко представлен рисунок гуашью, доведённый им до абсолютного художественного и технического совершенства. В самой сложной области живописи — масляной — у Буриана поражает прежде всего чистота письма, колористическое и графическое решения, в которых также заметен ряд совершенно индивидуальных приёмов, которым пытаются подражать в тридцатые и сороковые годы некоторые другие живописцы и графики.

К концу 20-х — началу 30-х годов высокий профессионализм и качество работ сделали Буриана самым популярным иллюстратором приключенческой литературы и книг о путешествиях, издаваемых в Чехии.

Активно работая в области живописи и графики Буриан продолжает также пополнять и свои знания в области этнографии и географии, других естественных науках. Художник приближается к той теме, которая станет основной в его дальнейшей жизни.

Первый период творчества, знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой

Первый период творчества Зденека Буриана охватывает всю его деятельность примерно по 1940 год. Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии, антропологии. Вершиной этого периода является цикл живописных полотен «Земля и люди», который состоит из 40 картин, изображающих, во-первых, пейзажи различных конитентов, во-вторых, — портреты представителей различных современных антропологических типов обитателей Земли. Этот цикл создавался в сотрудничестве с издававшимся в те годы журналом «По белу свету». Судьба большинства картин этого цикла неизвестна, некоторые находятся в частных коллекциях.

Другой важной составляющей этого периода является состоявшееся в 1935 году знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой, вначале доцентом, а позднее — профессором палеонтологии Пражского университета.

Профессор Аугуста был знаком с иллюстрациями Буриана к рассказу Эдуарада Шторха «Охотники на оленей и мамонтов», который вышел в 1932 году в серии издателя Вилимека «Маленьким читателям». Аугуста отметил выдающиеся способности З. Буриана с художественной и предметной убедительностью и точностью изображать давно исчезнувшие формы жизни.

Профессор Аугуста привлёк З. Буриана к работе над палеонтологическими реконструкциями, в том же году предложив написать первые шесть картин на сюжеты первобытной жизни. В 1938 году художником было написано ещё несколько картин той же тематики. А в 1940 году З.Буриан начал работу над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 пером, предназначавшихся для иллюстрации монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира».

В своих трудах З. Буриан постоянно прибегал к консультациям специалистов, активно занимался самообразованием.

Знакомство и сотрудничество с Аугустой определило характер и направление работ художника во второй период творчества.

Второй период творчества

Началом второго периода творчества З. Буриана считается 1940 год, в котором окончательно определилось основное направление работ художника на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период в полной мере проявляется основная черта художника, как сплав реконструктора и живописца.

Ядро этого периода составляет цикл из 386 живописных масляных полотен, 128 картин темперой, гуашью и пастелью, 382 рисунка карандашом.

Работы этого периода высоко оценены ведущими палеонтологами своего времени. В частности, показательны слова немецкого палеонтолога, доктора П. Дабера, которые отражают общее отношение к произведениям художника:

  Огромная серия его картин <...> стала основной нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы.  
  Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными гипотезами, выраженными кистью художника.  

Подавляющее большинство работ этого цикла хранятся крупными партиями в научных и культурных учреждениях Чехии. Меньшая их часть находятся в частных коллекциях.

Второй период творчества художника отмечен также и иной тематикой. Это цикл из 23 полотен маслом, которые создавались в период 1944—1977 годов (большая часть их пришлась на первую половину 60-х годов). Большинство из этих произведений в наши дни разбросаны по частным коллекциям и относятся к двум малым незаконченным циклам. В первом, «Порабощении» (13 полотен) художник задался целью написать исторический портрет туземных народов Земли периода колониализма. Второй (10 полотен) — так называемый «Антивоенный цикл», который З. Буриан незадолго до смерти решил назвать «Обвинение». Основной лейтмотив этих работ — предостережение перед жестокостью и безнадёжностью войн, грозящих опасностью самоуничтожения человечества.

В последние годы жизни художника волновала тревога о судьбах природы, которую он выразил в официальном послании незадолго до своей смерти.

Художник работал и над другими крупными темами. В частности из-за его смерти осталась незаконченной серия его больших полотен на сюжеты первобытного времени для Восточночешского зоологического сада в городе Двур-Кралове-над-Лабем. Из задуманных 34 картин, за три с половиной года художник успел написать 22 полотна. В его планы входило также завершить работы над циклами «Порабощение» и «Обвинение».

Вплоть до самой смерти З. Буриан продолжал активно работать, на его рабочем столе осталась лежать незавершенная иллюстрация для одного из чешских молодёжных журналов, а на мольберте — начатое полотно — эскиз к циклу «Порабощение».

Умер З. Буриан 1 июля 1981 года в Праге, в день открытия своей третьей в году персональной выставки.

Интересные факты

  • Художник работал, практически без перерыва, на протяжении целых 60 лет. Первые его работы увидели свет в 1921 году, последние — в 1981.
  • З. Буриан работал не только на заказ, некоторые его работы, в частности знаменитая картина «Старый игуанодон пришёл умирать на кладбище динозавров» (изображение), на долгие годы ставшая эталонным и самым широкоцитируемым изображением ископаемой рептилии — игуанодона, являлась продуктом свободного творчества автора, заинтересовавшегося изображаемым объектом. Работа инспирирована находкой большого количества костных останков игуанодона в районе Берниссара.
  • В рисунках З. Буриан использовал классическую технику рисунка пером. Учитывая потребности чёрно-белого телевидения, художник использовал и технику мягкого полутеневого рисунка карандашом.
  • Большой процент реконструкций З. Буриана стал стереотипом в изображении ископаемых существ. Общее количество репродукций и особенно цитирований работ художника — не поддается никакому учёту. Особенно популярны они были в научно-популярной литературе и филателии.

Наследие

Общее количество рисунков Зденека Буриана карандашом и пером достигает 14’000, с учётом неустановленного точно количества мелких рисунков это число может быть много больше. Он иллюстрировал 456 книг (иллюстрации и суперобложки), создал свыше 200 самостоятельных суперобложек, также иллюстрировал около 550 рассказов, опубликованных в журналах. За свою жизнь он написал 1053 картины маслом, темперой, гуашью и пастелью.

В честь Зденека Буриана и профессора Йозефа Аугусты Андрей Сенников назвал новый вид триасского архозавроморфа Augustaburiania vatagini.

См. также

Прижизненная библиография (палеонтология и палеоантропология)

  • Й. Аугуста, Чудеса первобытного мира, 88 иллюстраций. Прага: Тоужамский и Моравец, 1942
  • G. Buschendorf, H. Wollffgramm, J. Radant, Weltall-Erde-Munsch, 18 иллюстраций. Берлин, 1954
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Tiere der Urzeit, 60 иллюстраций. Прага: Артия, 1956
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Menschen der Vorzeit, 42 иллюстрации. Прага: Артия, 1960
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Flagsaurier und Urvögel, 31 иллюстрация. Прага: Артия, 1961
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Das Buch von den Mammuten, 40 иллюстраций. Прага: Артия, 1962
  • Й. Аугуста и З. Буриан, По путям развития жизни Прага: Артия, 1963. S-1456
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Saurier der Urmeere, 57 иллюстраций. Прага: Артия, 1964
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Kolosse urzeitlicher Kontinente und Meere, 50 иллюстраций. Прага: Артия, 1966
  • S. Fishbein, Our Continent, 22 иллюстрации. Вашингтон, 1976
  • Й. Бенеш, Prehistoric Animals and Plants, 128 иллюстраций. Лондон, 1979

Ссылки

ru-wiki.org

Художник-палеонтолог Зденек Буриан

топ 100 блогов quasar-doubutsu — 21.02.2011 Горгозавр и сколозаврХудожник-палеонтолог Зденек БурианЗденек Буриан родился 11 февраля 1905 года в Копршивнице. Едва научившись держать в руках карандаш, он стал рисовать, причем это была не просто детская «мазня» — мальчик стремился делать рисунки похожими на оригинал. На способности сына обратила внимание мать Гермина. Ей удалось убедить своего мужа Эдуарда, видевшего сына лесником, разрешить ему заниматься рисованием. Этому занятию мальчик посвящал каждую свободную минутку В 1919 году мать отвезла сына в Прагу в Академию живописи. Экзамены принимали такие известные художники, как Макс Швабинский, Якуб Обровский, Войтех Гинайс и Владо Буковец. Даже признанные мастера были поражены талантом мальчика и единогласно зачислили Зденека на второй курс Академии в класс профессора Якуба Обровского. Именитый профессор сразу же отметил, что Буриан обладает обширными познаниями в живописи и ему осталось «еще мало чему учиться в Академии». С детских лет в творчестве Буриана прослеживалась главная тема — «Люди и природа». Он с интересом изучал географию, этнографию. Едва познакомившись с основами этнографии, он создал серию набросков разных типов людей — негроидов, индейцев, монголоидов, аборигенов Австралии. Интерес Зденека вызывали и диковинные животные. Буриан внимательно читал книги и сравнивал иллюстрации. Уже в 10-летнем возрасте он убедился, что описание не всегда совпадает с картинкой. А по его мнению, иллюстрации должны быть максимально приближены к реальности. В действительности же часто встречались книги, где рисунки были всего лишь украшением текста, не несли в себе никакой дополнительной информации, а случалось, и расходились с повествованием. Буриан считал, что художник должен изображать людей, животных, растений такими же, как в действительности. В детские годы у Буриана развилось четкое чувство детали, которое впоследствии отличало все его работы. Правдивость буриановских работ — главная черта его творчества. Изучение природы Зденек Буриан начал в лесах Бескид. Он любил прогуливаться в тени могучих крон, рассматривая необычные стволы лесных великанов. Его восхищала причудливость форм, неповторимость красок. Прихватив мольберт, он проводил в лесу целые дни. Нередко ему удавалось наблюдать диких животных, и он тут же зарисовывал их в свой альбом. Слава пришла к молодому художнику не сразу. В то время пробиться в узкий круг книжных иллюстраторов было непросто. Зденеку пришлось пережить немало лишений. В молодости он нередко голодал. Отказывая себе в самом необходимом, он экономил деньги на краски, карандаши и кисточки. Несмотря на невыносимые условия жизни, он не забывал о своем призвании, при каждом удобном случае делая наброски и эскизы. Впоследствии он не любил вспоминать эти тяжелые времена, неохотно говорил о тех годах, когда ему довелось жить впроголодь. В 1921 году вышла книга английского писателя Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бальфура», иллюстрации к которой сделал 16-летний Зденек Буриан. Добиться признания Буриан сумел лишь через 10 лет, подтвердив свой талант графика и живописца. Его работы были совершенны. Для книжных иллюстраций он чаще всего выполнял рисунки пером и тушью. Безупречны и картины, сделанные гуашью. Буриан писал и маслом. Поражает чистота рисования, яркость цветовой гаммы и графическое исполнение. В творческом арсенале Буриана было великое множество технических приемов создания иллюстраций. Впоследствии ему более-менее успешно пытались подражать многие художники. В конце 20-х — начале 30-х годов Буриан становится наиболее популярным чехословацким художником. Ему поступает большое количество заказов на иллюстрирование книг о путешествиях и приключениях. Работа отнимала у Зденека немало времени, но несмотря на это он продолжал изучать географические науки. По-прежнему Буриан стремился как можно больше бывать на природе, от которой заряжался энергией.

Огромное значение на творчество Буриана оказала встреча в 1935 году с доктором Йозефом Аугустой, тогда доцентом, а позднее профессором палеонтологии Пражского университета. Аугуста, страстно увлеченный жизнью первобытного общества и вообще древней историей Земли, обратил внимание на творчество Буриана в 1932 году, когда в руки ему попала книга Эдуарда Шторха «Охотники на оленей и мамонтов», проиллюстрированная Зденеком. Ученый отметил исключительное чувство природы, выделявшее работы художника среди прочих, его способность убедительно изображать исчезнувшие формы жизни.

Профессор Аугуста и Буриан быстро нашли общий язык. Плодом их сотрудничества стало множество картин на сюжеты из доисторической жизни. Первые шесть работ были созданы в 1935 году. Еще несколько картин появились в 1938 году.В 1940 году Зденек Буриан приступил к созданию серию из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 — пером. Они предназначались для монографии Йозефа Аугусты «Чудеса первобытного мира».Буриан работал увлеченно. Он с головой погрузился в изучение далекой истории нашей планеты. Зденек перечитывал литературу, относящуюся к древнему миру, консультировался у специалистов. Но более всего Буриану помогало врожденное чувство биологической формы и специфическое видение природы. Зденек переносился на миллионы лет назад и не просто фантазировал, а старался создать картины, максимально похожие на оригинал.Если не брать в расчет книжные иллюстрации, которыми Буриан занимался в течение всей жизни, то остальные его картины исследователи делят на два периода. Первый приходится на начало его деятельности до 1940 года. В это время художник проявил интерес к географии, этнографии и антропологии. Наибольшим достижением Зденека в этого времени считается цикл живописных полотен «Земля и люди», состоящий из 40 картин. В него входят ландшафтные пейзажи земных континентов, портреты людей разных рас. Цикл создавался в сотрудничестве с журналом «По белу свету». В настоящее время судьба большинства картин этого цикла неизвестна.Главной темой второго периода творчества Буриана стали палеонтологические и палеоантропологические реконструкции. Эта сфера помогла Буриану воплотить свой художественный талант. Буриана нередко называют «машиной времени». Восхищает не только качество работ чехословацкого художника и его уникальный дар представлять далекое прошлое, но и размахизображенных сюжетов. В этот цикл входит 386 масляных полотен, 128 картин, сделанных темперой, гуашью и пастелью, и 382 карандашных рисунка. Помимо того, рисунки Зденека Буриана послужили основой для создания доисторических животных и ландафтов для фильма "Cesta do pravěku" (путешествие к началу времён).

Известный немецкий палеонтолог доктор П. Дабер, профессор университета Гумбольдта в Берлине, в 1982 году так отзывался о работах Буриана: «Огромная серия его картин ... стала основой нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы». Позднее он же отмечал: «Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными гипотезами, выраженными кистью художника».Работы Буриана получили признание и других видных ученых. Книги с иллюстрациями чехословацкого живописца изданы на 17 языках. Практически весь мир смотрит на далекое прошлое нашей планеты глазами Зденека Буриана. Большая часть картин о первобытном времени хранится в научных и культурных учреждениях Чехии и Словакии, некоторые находятся в частных коллекциях.Кроме тем, охватывающих историю Земли, во второй период творчества Буриан интересовался и общественной жизнью. Живопись давала ему возможность выразить свою активную жизненную позицию. В период с 1944 по 1977 годы Зденек создал два незаконченных цикла. Первый — «Порабощение» — состоит из 13 полотен, в которых художник воспевал жизненный уклад туземных народов, осуждая захватническую колонизаторскую политику европейских стран.

В антивоенный цикл Зденека Буриана «Обвинение» входит 10 картин. В своих работах чехословацкий художник стремился предостеречь и уберечь народы от войн, ведущих к самоуничтожению человечества. Его волновали судьбы миллионов людей и существование самой жизни на Земле.Тревогу Буриана вызывало и состояние природы. Так, незадолго до смерти он обратился к участникам вернисажа своей выставки: «Разрешите стареющему художнику выразить свое беспокойство о будущем нашей прекрасной природы. Природу я любил всегда, и всегда меня захватывала удивительная драма ее развития. Давайте же уважать природу, давайте сделаем всё, чтобы как можно бережнее сохранить ее для грядущих поколений».До самой смерти Зденек Буриан был полон творческих идей и замыслов. Даже в 76 лет он продолжал трудиться, работал над иллюстрированием книг, создавал серию картин из первобытного времени для галереи Восточночешского зоологического сада города Двур Кралов. Он умер 1 июля 1981 года. На рабочем столе художника остались лежать незаконченные картины.

Зденек Буриан оставил огромное творческое наследие. Он получил звание заслуженного художника Чехословакиии. Буриан проиллюстрировал и создал суперобложки к 456 книгам, кроме этого он нарисовал свыше 200 самостоятельных суперобложек, около 550 рассказов, опубликованных в журналах, снабжены его иллюстрациями. Общее количество иллюстраций и суперобложек составляет около 14 тысяч! Но Буриан этим не ограничился. Он проделалал колоссальный труд, создав 1053 отдельные картины, написанные маслом, темперой, гуашью и пастелью. Количество мелких рисунков (не говоря уже о набросках и эскизах) не установлено до сих пор.Творчество Зденека Буриана проникнуто глубокой искренностью, человечностью и любовью к окружающему миру. Художник не успел осуществить все задуманные проекты. Из предполагаемых 34 работ последней серии о первобытном обществе Буриан успел за последние три с половиной года жизни написать 22 монументальных картины.

Кембрийское мореКембрийское море

Силурийское мореСилурийское море

Раннедевонский ландшафтРаннедевонский ландшафт

Среднедевонский ландшафтСреднедевонский ландшафт

Каменноугольный лесКаменноугольный лес

ПанцирноголовыеПанцирноголовые

Мезозойский ландшафтМезозойский ландшафт

ХиротерийХиротерий

Буроугольный лесБуроугольный лес

Миоценовый ландшафтМиоценовый ландшафт

МахайродМахайрод

Очень хотелось бы утащить себе все его изумительные картины, но их, пожалуй, слишком много. Так что остальное смотрим здесь.Биография потащена отсюда.По наводке от nocturnal_kira.

yablor.ru

Картины Зденека Буриана: докембрий, палеозой, мезозой

Сбрник картин Зденека Буриана (1905-1981) - замечательного чехословацкого палеохудожника, знаменитого своими работами на весь мир.

 

Катархейский ландшафт

 

Архейский ландшафт

 

Протерзойское море

Кембрийское море

 

Ордовикское море

 

Силурйиское море

 

Силурийское дно. Ракоскорпионы: двухметровый Pterygotus buffaloensis и два мелких Eurypterus

 

Силур-девон. Акантоды

 

Суша в силуре

 

Суша в раннем девоне

 

Среднедевонский ландшафт

 

Девонское море. Бесчелюстные рыбообразные и кистепёрая рыба

 

Девонское море. Плакодермы (панцирные рыбы)

 

Девонское море. Плакодерм Dunkleosteus гонится за хрящевыми Cladoselache

 

Суша верхнего девона. Земноводные рода Ichthyostega

 

Лес каменноугольного периода

 

Карбон. Гигантская стрекоза Meganuera monyi

 

У каменноугольного озера

 

Стегоцефалы каменноугольного периода. В верхней части рисунка две особи Urocordylus scalaris, справа на камне лежит Branchiosaurus salamandroides, в нижней части рисунка ползёт Microbrachis pelicani, слева в воде извивается змеевидное земноводное Dolichosoma longissimum

 

У каменноугольной лагуны. В воде мелкие стегоцефалы, на суше многоножки и Solenodonsaurus, в воздухе летит стрекоза Meganuera

 

Девон - карбон. Хрящевая рыба Pleuracanthus гонится за палеониксом Amblypterus

 

Девон - карбон. Хрящевая рыба Xenacanthus гонится за палеониксом Amblypterus

 

Нижняя пермь Северной Америки. Пеликозавры рода Edaphosaurus

 

Нижняя пермь Европы и Азии. Дискозавриски родов Discosauriscus и Letoverpeton

 

Нижняя пермь Северной Америки. Вверху на скале парарептилия Diadectes, внизу амфибия-лягушкоящер Seymouria

 

Пермь Южной Африки. Стадо звероящеров-дейноцефалов рода Moschops

 

Пермь Южной Африки. Звероящеры-горгонопсы рода Lycaenops

 

Нижняя пермь Южного Полушария. Морская рептилия Mesosaurus

 

Триасовое болото.

 

Звероящер-дицинодонт рода Lystrosaurus, типичный для нижниего триаса Африки, Антарктиды, Индии, России.

 

Триасовое побережье Европы. Длинношеие пролацертилии рода Tanystropheus откладывают яйца и выводят потомство. На скале виден хищний ящер из отряда текодонтов, привлечённый лёгкой добычей.

 

Бесхвостое земноводное Triadobatrachus massinoti. Триас Мадагаскара.

 

Нижнетриасовый ландшафт Европы.

 

Триас Европы. Слева похожие на столбы Pleuromeiа, на заднем плане - примтивные хвойные рода Voltzia. Справа крупный плотоядный ящер из отряда текодонтов рода Chirotherium и его следа, напоминающие отпечатки человеческих рук.

 

Гиганстское земноводное-лабиринтодонт рода Mastodonsaurus. Триас Европы и России.

 

Триас Германии. Черепаха Proganochelys

 

Плакодонт вида Henodus chelyops. Средний триас Европы.

 

Триасовое море Европы. Плакодонты Placodus

 

Головы плакодонтов: вверху голова Placodus, внизу - Placochelys

 

Нотозавр рода Notosaurus. Триас Европы.

 

Longisquama insignis - диапсидная рептилия неясного систематического положения.

 

Текодонт Saltoposuchus. Триас Европы.

 

Динозавр-прозауропод Melanorosaurus readi. Верхний триас ЮАР.

 

Ландшафт, типичный для верхнего триаса - нижней юры Северного Полушария.

 

Верхний триас Европы. На переднем плане два мелких плотоядных динозавра вида Procompsognathus triassicus

 

Ранний крокодил Protosuchus. Нижняя юра (верхний триас?) Северной Америки и Западной Европы.

  

Ихтиозавр Mixosaurus. Триас Северной Америки.

 

Ихтиозавры вида Stenopterygius quadriscissus. Нижняя юра Германии.

 

Ихтиозавры вида Leptopterygius acutirostris. Нижняя юра Европы.

 

Ихтиозавр вида Eurhinosaurus longirostris. Нижняя юра Европы.

 

Юрский ландшафт.

 

 

Плезиозавры Plesiosaurus brachypterygius. Нижняя юра Европы.

 

Летающий ящер Dimorphodon macronix. Нижняя юра Англии.

 

Летающий ящер Rhamphorhynchus. Верхняя юра Европы и Танзании .

 

Rhamphorhynchus в поисках пищи.

 

Летающие ящеры рода Pterodactylus. Врхняя юра Европы и Танзании.

 

Стая Pterodactylus, рыбачущие над озером.

 

Стая Pterodactylus на отдыхе.

 

Pterodactylus

 

Морские крокодилы Metriorhynchus brachyrftynchus. Верхняя юра Европы.

 

Морские крокодилы Steneosaurus bollensis. Верхняя юра Германии.

 

Proavis - вымышленный предок птиц. (Премечание администратора: Будте внимательны! Не путайте вымышленного Proavis с реально существовавшим триасовым Protoavis texensis)

 

Голова Proavis.

 

Верхняя юра Германии. Мелкие плотоядные динозавры из группы целурозавров Compsognathus longipes и покрытые перьями Archaeopteryx lithographica

 

Пара Archaeopteryx lithographica и кормящийся Compsognathus

 

Archaeopteryx lithographica лезет по стволу голосеменного растения. Верхняя юра Германии.

 

Голова Archaeopteryx lithographica

 

Зауроподный динозавр Apatosaurus excelsus (также известный как Brontosaurus). Верхняя юра Северной Америки.

 

Заурподный динозавр Diplodocus carnegii. Верхняя юра Северной Америки.

 

Верхняя юра Северной Америки. Пара Diplodocus.

 

Diplodocus

 

Зауроподные динозавры вида Brachiosaurus brancai (ныне выделяемый в отдельный родGiraffatitan). Верхняя юра Танзании.

 

Териофорный динозавр Stegosaurus ungulatus. Верхняя юра Северной Америки.

 

Пара Stegosaurus ungulatus и плотоядный динозавр Сeratosaurus nasicornis

 

Верхняя юра Северной Америки. Два плотоядных Allosaurus и Stegosaurus

 

Плезиозавр Cryptocleidus oxoniensis. Верхний мел Европы.

 

 

Раннее млекопитающее Triconodon охотится на ящериц. Верхняя юра Европы.

 

Флора поздней юры - раннего мела. На переднем плане изображены Matonidium. Похожая на пальму Williamsonia, достигавшая высоты многих метров, изображена на переднем плане справа; она относится к беннетитовым (Bennettitales), первые представители которых появились в триасе. Широко были представлены также хвойные (в частности, предки современной секвойи, показанные на заднем плане справа) и гинкговые (из этих последних до наших дней дожил один вид Ginkgo biloba). У левого края картины видна часть кроны гинкгового дерева, листья которого глубоко рассечены на две узкие доли.

 

Плезиозавр плиозавр Peloneusterphilarchus. Нижний мел Северной Америки.

 

Плиозавр вида Kronosaurus queenslandicus. Нижний мел Австралии.

 

Орнитоподный динозавр вида lguanodon bernissartensis. Нижний мел Бельгии.

 

Онитоподный динозавр рода lguanodon. Нижний мел Европы, Африки и Северной Америки.

 

Стадо lguanodon

 

Утконосый динозавр Corythosaurus casuarius. Верхний мел Северной Америки.

 

 

Гигантская морская ящерица семейства мозазавров вида Mosasaurus giganteus. Верхний мел Европы.

Группа маргиноцефальных динозавров вида Protoceratops andrewsi. Верхний мел Монголи.

 

Маргиноцефальный динозавр Monoclonius. Верхний мел Северной Америки.

 

Маргиноцефальный динозавр Styracosaurus albertensis. Верхний мел Северной Америки.

 

Маргиноцефальный динозавр Triceratops prorsus. Верхний мел Северной Америки.

 

Маргиноцефальный динозавр Torosaurus latus. Верхний мел Северной Америки.

 

Маргиноцефальные динозавры вида Chasmosaurus belli.

 

Верхний мел Северной Америки. Плотоядный Gorgosaurus libratus обнюхивает растительноядного териофорного динозавра Euoplocephalus tutus (также известного как Scolosaurus).

 

Гигантский плотоядный динозавр Tarbosaurus bataar. Верхний мел Монголии.

 

Верхний мел Северной Америки. На переднем плане гигантский плотоядный динозавр Tyrannosaurus rex нападает на двух растительноядных утконосых динозавров. На заднем плане справа три особи преведённых в смятение Ornithomimus.

 

 

Летающие ящеры  вида Pteranodon rugens кормят детёнышей. Верхний мел Северной Америки.

 

Море, распологавшееся в меловой период на территории США. В воде дерущиеся ящерица-мозазавр Tylosaurus dyspelor и плезиозавр Elasmosaurus platyurus. Над ними летают встреводенные летающие ящеры рода Pteranodon.

 

 Tylosaurus dyspelor нападает на Elasmosaurus platyurus.

 

Пара Tylosaurus охотятся на Pteranodon

 

Верхнемеловое побережье Северной Америки. На переднем плане справа группа водоплавющих нелетающих птиц вида Hesperornis regalis, справа две летающих птицы Ichthymnis. Над морем летают Pteranodon, в море плывёт Elasmosaurus.

Отдыхающие Hesperornis regalis и пара Ichthymnis victor.

 

Ichthymnis victor

 

Hesperornis regalis

paleoworld.ucoz.ru

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть II

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть II07.04.2012

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть II

Мировую известность Зденеку Буриану принесли оригинальные палеонтологические и палеоантропологические реконструкции — художественное воссоздание картин первобытной природы, вымерших животных, растений, предков человека. На этом поприще у него не было конкурентов не только в родной стране, но и в мире. Отечественные учебники истории, повествующие о развитии первобытного общества, изобилуют иллюстрациями Буриана. Никому лучше Буриана не удалось передать колорит природы мезозойской эры, когда на Земле царствовали ужасные динозавры. На родине в Чехословакии его знают и как великолепного художника-иллюстратора различных книг. ПТЕРАНОДОН И ТИЛОЗАВР

Единственным действительным «драконом», бороздившим в те давно прошедшие времена воздушный океан нашей Земли, был гигантский PTERANODON, размах крыльев которого превышал 8 м. Уже давно исчезло позднемеловое канзасское море, давно ушли в вечность эти диковинные «драконы» — сказочные существа, действительно жившие на Земле. По меньшей мере 60 миллионов лет прошло с тех пор, как последний птеранодон скользящим полетом бороздил тропический воздух кончавшегося мелового периода.

БРОНТОЗАВР

Одним из наиболее хорошо известных и наиболее популярных ящеров является бронтозавр. Подобно блуждающей горе из мяса и костей бродил этот ящер по берегам североамериканских юрских болот, которые являлись его родиной и которые он покидал лишь для того, чтобы погреться на солнце в прибрежном песке или для того, чтобы отложить яйца. Длина тела бронтозавра достигала 18 м. У него была маленькая голова, длинная сильная шея и мощный хвост. Главную их пищу составляли водные растения. Вес тела бронтозавра был равен по крайней мере 20 000 кг. По всей вероятности бронтозавры росли очень медленно; некоторые палеонтологи предполагают, что бронтозавры доживали до 200 лет. ДИПЛОДОК

В болотистых местах в области теперешних штатов Вайоминг и Колорадо в Северной Америке жил в позднеюрскую эпоху другой, также ставший весьма популярным, ящер — диплодок. Своим наружным видом этот ящер напоминал бронтозавра, однако он отличался от него узкой S-образной шеей и длинным хвостом, обладавшим тонким хлысто-образным концом. Диплодок отличался от бронтозавра также и длиной, которая достигала 27 м! Питался диплодок также преимущественно водными растениями, при этом, естественно, он проглатывал также различных водных животных (моллюсков, мелких членистоногих, личинки насекомых и т. п.). Подобно бронтозавру большую часть своей жизни диплодок проводил в воде, спасаясь здесь от нападений хищных ящеров. С тех пор, как на Земле жили диплодоки, прошло по меньшей мере 150 миллионов лет.

БРАХИОЗАВР

К растительноядным гигантским ящерам принадлежит также BRACHIOSAURUS, живший в позднеюрскую и раннемеловую эпохи. Своим видом он отличается от бронтозавров и диплодоков. Его могучее тело покоилось на четырех столбообразных ногах, из которых передние были длиннее задних; благодаря этому задняя часть его тела была как бы осажена. На длинной шее сидела маленькая голова; тело заканчивалось коротким мощным хвостом. Благодаря своему телосложению брахиозавры могли жить в значительно более глубоких водах, чем бронтозавры и диплодоки. Для того, чтобы получить наглядное представление о высоте брахиозавра, достаточно сказать, что, вытянув шею, этот ящер мог заглянуть в окно четырехэтажного дома. С той поры, как погиб последний брахиозавр, прошло по меньшей мере 100 миллионов лет.

СТЕГОЗАВР

Наиболее хорошо известным и характерным представителем этих животных является STEGOSAURUS, который жил в позднеюрскую эпоху главным образом в Северной Америке. Отсюда известно несколько видов стегозавров. Они были крупными пресмыкающимися: длина их тела колебалась между 4 и 9 метрами! Могучее тело животного покоилось на четырех ногах, из которых передние были короче задних. Вдоль выпуклого хребта, на всем протяжении от головы до хвоста тянулся двойной гребень, образованный толстыми, почти вертикально поставленными костными щитами с вверх глядевшими концами. Непосредственно за головой были расположены самые маленькие щиты, а над тазом самые большие. Короткий, но мощный хвост был снабжен двумя парами длинных костных шипов. Тело было покрыто прочным панцирем, состоящим из мелких роговых пластин. Маленькая голова сидела на короткой шее. Головной мозг животного был настолько мал, что не мог один управлять мощным телом. Поэтому предполагают, что задние конечности и сильный хвост управлялись при помощи другого нервного центра, а именно спинным мозгом, который в области крестцовых позвонков был настолько расширен, что объем нервной массы здесь в десять раз превышал головной мозг животного.

ТРИЦЕРАТОПС

Типичным представителем рогатых ящеров является упомянутый TRICERATOPS. Это название он получил по трем рогам, один из которых возвышался над его носом, а два другие над глазами. Он имел приблизительно 6 м в длину и 2,6 м в высоту. Благодаря большому затылочному щиту длина черепа равнялась приблизительно 2 м. Трицератопсы были очень распространенными животными: много их видов жило в самом конце мелового периода в штатах Вайоминг, Монтана и Колорадо. Здесь, наряду с большими болотами, встречались более высоко расположенные сухие местности, поросшие смешанным лесом из секвой, гинкго, тополей, дубов, ив, кленов и других древесных пород, с богатым подлеском из различных кустарников и трав.

МОНОКЛОН

В 1914 году работавшая под руководством Барнума Броун экспедиция нью-йоркского Американского естественно-исторического музея сделала в районе Рэд Дир Ривер в штате Альберта в Канаде, важное открытие. Она обнаружила скелет рогатого ящера, который был назван MONOCLONIUS и является по настоящее время наиболее полным. Свое имя это животное получили по единственному длинному носовому рогу, который украшал его череп. Длина ящера превышала 5 м, а длина черепа от конца морды до заднего края (воротника) была равна 1,42 м.

СТИРАКОЗАВР

форма тела рогатых динозавров была приблизительно одинаковой и что они отличались один от другого числом, величиной и положением рогов. Рога сидели или на носу, как, например, у современного носорога, или торчали из лба или, в редких случаях, из скуловых дуг. Нам известен также такой ящер, воротник которого продолжался в ряд длинных острых рогов. Это так называемый STYRACOSAURUS. Голова стиракозавра была вооружена полуметровым носовым рогом, а задний край несплошного воротника — шестью длинными и мощными, расположенными полукругом, роговыми шипами. Благодаря этому голова стиракозавра достигала двух и более метров в длину и 1,5 м в ширину.

КОРИТОЗАВР

При сравнении различных динозавров обращает на себя внимание то обстоятельство, что среди них имеются виды очень похожие по строению тела, однако существенно отличающиеся друг от друга строением головы. Этих динозавров мы объединяем в группу так называемых траходонтид. Сюда относится целый ряд интересных типов, которые отличаются друг от друга только разнообразием формы черепа. Длина их тела, как правило, равна 10 м, передние конечности короче задних, между пальцами конечностей натянута перепонка, хвост длинный и мощный. Их кожа покрыта многоугольными бугорчатыми или коническими чешуями. Различные роды и виды этих ящеров были распространены в позднемеловую эпоху по всему свету. Их остатки были найдены в Северной) Америке, Голландии, Англии, Сибири и Китае. В связи со своим земноводным образом жизни они были привязаны к болотистым или озерным местностям и избегали пустынные и полупустынные области.

Первую часть статьи Вы можете просмотреть на нашем сайте по ссылке

Третью часть статьи Вы можете просмотреть на нашем сайте по ссылке

Материал: http://allday.ru/

Теги: 

www.ayurvedaplus.ru

Иллюстрации Зденека Буриана. - Детская Книга

ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.Текст: проф. д-р Йозеф Аугуста Иллюстрации: академик живописи Зденек Буриан(под научным руководством автора)Перевод с чешского: И. ГрязноваНаучный редактор: М.Ф.НестурхИздательство АРТИЯ    Прага 1961

Австралопитеки.

Питекантропы.

Орудия питекантропов.

Стоянка позднепалеолитических охотников.

Охотник из Кро-Маньона.

Охота на мамонта.

Охота на шерстистого носорога.

Охота на бизона.

Охота на диких лошадей.

ООхота на пещерного медведя.

Венера из Вестониц.

Венера из Пршедмости.

Изображение животных с вонзёнными в них стрелами.

Магический обряд.

Селение людей нового каменного века.

kidpix.livejournal.com

Буриан, Зденек - это... Что такое Буриан, Зденек?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Буриан. У этого термина существуют и другие значения, см. Буриан.

Зде́нек Бу́риан (чеш. Zdeněk Burian; 11 февраля 1905 — 1 июля 1981) — чешский художник, иллюстратор и реконструктор.

Широко известен множеством работ палеонтологической тематики, воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей. По всей видимости являлся самым цитируемым художником-реконструктором XX века.

Отличительной чертой работ З. Буриана являлся высочайший профессионализм художника, сплав классической живописи, тонкое чувство детали, её изобразительной функциональности, и точных, достоверных, с позиций современной ему науки, реконструкций живых существ и ландшафтов. Работы художника далеко выходили за рамки утилитарной области иллюстрации научной, научно-популярной и приключенческой литературы и являлись самоценными живописными произведениями. Благодаря уникальному для своей профессиональной области стилю и качеству исполнения — многие произведения Зденека Буриана создали и на долгие годы стали архетипами реконструируемых существ. Большая часть работ художника не утратила актуальности до наших дней.

Ранние годы и образование, начало творческой деятельности

Зденек Буриан родился 11 февраля 1905 года в Копршивнице. С детства проявил интерес к рисованию и живописи. Круг творческих интересов юного З. Буриана с самого начала очерчен очень четко: люди и природа. Этому способствовал его интерес к этнографии и географии, увлечение приключенческой литературой. Уже в ранних рисунках Зденек старался добиваться максимального сходства изображения с оригиналом, проводил много времени на природе, делая зарисовки людей, животных и элементов пейзажа с натуры.

Способности будущего художника не остались незамеченными, мать Гермина сумела убедила отца Эдуарда разрешить Зденеку обучаться рисованию. В 1919 году мать отвезла Зденека в Прагу, на экзамены в Академию изобразительных искусств. Экзамены принимали знаменитые художники — Макс Швабинский, Якуб Обровский (Jakub Obrovský), Войцех Гинайс и Влахо Буковац. Они были поражены талантом Зденека и единогласно решили зачислить его сразу на второй курс Академии, в класс профессора Якуба Обровского.

Первой успешной работой для 16-летнего художника стало иллюстрирование книги Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бальфура».

На протяжении последующих 10 лет З. Буриан оттачивает свой талант графика и живописца. В его книжных иллюстрациях преобладают рисунки пером и тушью, в которых он демонстрирует по крайней мере два совершенно оригинальных технических приема. Также широко представлен рисунок гуашью, доведённый им до абсолютного художественного и технического совершенства. В самой сложной области живописи — масляной — у Буриана поражает прежде всего чистота письма, колористическое и графическое решения, в которых также заметен ряд совершенно индивидуальных приемов, которым пытаются подражать в тридцатые и сороковые годы некоторые другие живописцы и графики.

К концу 20-х — началу 30-х годов высокий профессионализм и качество работ сделали З. Буриана самым популярным иллюстратором приключенческой литературы и книг о путешествиях, издаваемых в Чехии.

Активно работая в области живописи и графики З. Буриан продолжает также пополнять и свои знания в области этнографии и географии, других естественных науках. Художник приближается к той теме, которая станет основной в его дальнейшей жизни.

Первый период творчества, знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой

Первый период творчества Зденека Буриана охватывает всю его деятельность примерно по 1940 год. Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии, антропологии. Вершиной этого периода является цикл живописных полотен «Земля и люди», который состоит из 40 картин, изображающих, во-первых, пейзажи различных конитентов, во-вторых, — портреты представителей различных современных антропологических типов обитателей Земли. Этот цикл создавался в сотрудничестве с издававшимся в те годы журналом «По белу свету». Судьба большинства картин этого цикла неизвестна, некоторые находятся в частных коллекциях.

Другой важной составляющей этого периода является состоявшееся в 1935 году знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой, вначале доцентом, а позднее — профессором палеонтологии Пражского университета.

Профессор Аугуста был знаком с иллюстрациями Буриана к рассказу Эдуарада Шторха «Охотники на оленей и мамонтов», который вышел в 1932 году в серии издателя Вилимека «Маленьким читателям». Аугуста отметил выдающиеся способности З. Буриана с художественной и предметной убедительностью и точностью изображать давно исчезнувшие формы жизни.

Профессор Аугуста привлёк З. Буриана к работе над палеонтологическими реконструкциями, в том же году предложив написать первые шесть картин на сюжеты первобытной жизни. В 1938 году художником было написано ещё несколько картин той же тематики. А в 1940 году З.Буриан начал работу над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 пером, предназначавшихся для иллюстрации монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира».

В своих трудах З. Буриан постоянно прибегал к консультациям специалистов, активно занимался самообразованием.

Знакомство и сотрудничество с Аугустой определило характер и направление работ художника во второй период творчества.

Второй период творчества

Началом второго периода творчества З. Буриана считается 1940 год, в котором окончательно определилось основное направление работ художника на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период в полной мере проявляется основная черта художника, как сплав реконструктора и живописца.

Ядро этого периода составляет цикл из 386 живописных масляных полотен, 128 картин темперой, гуашью и пастелью, 382 рисунка карандашом.

Работы этого периода высоко оценены ведущими палеонтологами своего времени. В частности, показательны слова немецкого палеонтолога, доктора П. Дабера, которые отражают общее отношение к произведениям художника:

Огромная серия его картин <...> стала основной нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы.
Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными гипотезами, выраженными кистью художника.

Подавляющее большинство работ этого цикла хранятся крупными партиями в научных и культурных учреждениях Чехии. Меньшая их часть находятся в частных коллекциях.

Второй период творчества художника отмечен также и иной тематикой. Это цикл из 23 полотен маслом, которые создавались в период 1944-1977 годов (большая часть их пришлась на первую половину 60-х годов). Большинство из этих произведений в наши дни разбросаны по частным коллекциям и относятся к двум малым незаконченным циклам. В первом, "Порабощении" (13 полотен) художник задался целью написать исторический портрет туземных народов Земли периода колониализма. Второй (10 полотен) - так называемый "Антивоенный цикл", который З. Буриан незадолго до смерти решил назвать "Обвинение". Основной лейтмотив этих работ - предостережение перед жестокостью и безнадёжностью войн, грозящих опасностью самоуничтожения человечества.

В последние годы жизни художника волновала тревога о судьбах природы, которую он выразил в официальном послании незадолго до своей смерти.

Художник работал и над другими крупными темами. В частности из-за его смерти осталась незаконченной серия его больших полотен на сюжеты первобытного времени для Восточночешского зоологического сада в городе Двур-Кралове-над-Лабем. Из задуманных 34 картин, за три с половиной года художник успел написать 22 полотна. В его планы входило также завершить работы над циклами "Порабощение" и "Обвинение".

Вплоть до самой смерти З. Буриан продолжал активно работать, на его рабочем столе осталась лежать незавершенная иллюстрация для одного из чешских молодёжных журналов, а на мольберте - начатое полотно - эскиз к циклу "Порабощение".

Умер З. Буриан 1 июля 1981 года в Праге, в день открытия своей третьей в году персональной выставки.

Интересные факты

  • Художник работал, практически без перерыва, на протяжении целых 60 лет. Первые его работы увидели свет в 1921 году, последние — в 1981.
  • З. Буриан работал не только на заказ, некоторые его работы, в частности знаменитая картина «Старый игуанодон пришёл умирать на кладбище динозавров» (изображение), на долгие годы ставшая эталонным и самым широкоцитируемым изображением ископаемой рептилии — игуанодона, являлась продуктом свободного творчества автора, заинтересовавшегося изображаемым объектом. Работа инспирирована находкой большого количества костных останков игуанодона в районе Берниссара.
  • В рисунках З. Буриан использовал классическую технику рисунка пером. Учитывая потребности чёрно-белого телевидения, художник использовал и технику мягкого полутеневого рисунка карандашом.
  • Большой процент реконструкций З. Буриана стал стереотипом в изображении ископаемых существ. Общее количество репродукций и особенно цитирований работ художника — не поддается никакому учёту. Особенно популярны они были в научно-популярной литературе и филателии.

Наследие

Общее количество рисунков Зденека Буриана карандашом и пером достигает 14’000, с учётом неустановленного точно количества мелких рисунков это число может быть много больше. Он иллюстрировал 456 книг (иллюстрации и суперобложки), создал свыше 200 самостоятельных суперобложек, также иллюстрировал около 550 рассказов, опубликованных в журналах. За свою жизнь он написал 1053 картины маслом, темперой, гуашью и пастелью.

В честь Зденека Буриана и профессора Йозева Аугусты Андрей Сенников назвал новый вид триасского архозавроморфа Augustaburiania vatagini.

См. также

Прижизненная библиография (палеонтология и палеоантропология)

  • Й. Аугуста, Чудеса первобытного мира, 88 иллюстраций. Прага: Тоужамский и Моравец, 1942
  • G. Buschendorf, H. Wollffgramm, J. Radant, Weltall-Erde-Munsch, 18 иллюстраций. Берлин, 1954
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Tiere der Urzeit, 60 иллюстраций. Прага: Артия, 1956
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Menschen der Vorzeit, 42 иллюстрации. Прага: Артия, 1960
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Flagsaurier und Urvögel, 31 иллюстрация. Прага: Артия, 1961
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Das Buch von den Mammuten, 40 иллюстраций. Прага: Артия, 1962
  • Й. Аугуста и З. Буриан, По путям развития жизни Прага: Артия, 1963. S-1456
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Saurier der Urmeere, 57 иллюстраций. Прага: Артия, 1964
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Kolosse urzeitlicher Kontinente und Meere, 50 иллюстраций. Прага: Артия, 1966
  • S. Fishbein, Our Continent, 22 иллюстрации. Вашингтон, 1976
  • Й. Бенеш, Prehistoric Animals and Plants, 128 иллюстраций. Лондон, 1979

Ссылки

dic.academic.ru

Зденек Буриан Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Буриан.

Зде́нек Бу́риан (чеш. Zdeněk Burian; 11 февраля 1905 — 1 июля 1981) — чешский художник, иллюстратор и реконструктор. Широко известен множеством работ палеонтологической тематики, воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей. По всей видимости являлся самым цитируемым художником-реконструктором XX века.

Отличительной чертой работ З. Буриана являлся высочайший профессионализм художника, сплав классической живописи, тонкое чувство детали, её изобразительной функциональности, и точных, достоверных, с позиций современной ему науки, реконструкций живых существ и ландшафтов. Работы художника далеко выходили за рамки утилитарной области иллюстрации научной, научно-популярной и приключенческой литературы и являлись самоценными живописными произведениями. Благодаря уникальному для своей профессиональной области стилю и качеству исполнения — многие произведения Зденека Буриана создали и на долгие годы стали архетипами реконструируемых существ. Большая часть работ художника не утратила актуальности до наших дней.

Ранние годы и образование, начало творческой деятельности

Зденек Буриан родился 11 февраля 1905 года в Копршивнице. С детства проявил интерес к рисованию и живописи. Круг творческих интересов юного З. Буриана с самого начала очерчен очень четко: люди и природа. Этому способствовал его интерес к этнографии и географии, увлечение приключенческой литературой. Уже в ранних рисунках Зденек старался добиваться максимального сходства изображения с оригиналом, проводил много времени на природе, делая зарисовки людей, животных и элементов пейзажа с натуры.

Способности будущего художника не остались незамеченными, мать Гермина сумела убедила отца Эдуарда разрешить Зденеку обучаться рисованию. В 1919 году мать отвезла Зденека в Прагу, на экзамены в Академию изобразительных искусств. Экзамены принимали знаменитые художники — Макс Швабинский, Якуб Обровски, Войтех Гинайс и Влахо Буковац. Они были поражены талантом Зденека и единогласно решили зачислить его сразу на второй курс Академии, в класс профессора Якуба Обровского.

Первой успешной работой для 16-летнего художника стало иллюстрирование книги Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бальфура».

На протяжении последующих 10 лет З. Буриан оттачивает свой талант графика и живописца. В его книжных иллюстрациях преобладают рисунки пером и тушью, в которых он демонстрирует по крайней мере два совершенно оригинальных технических приёма. Также широко представлен рисунок гуашью, доведённый им до абсолютного художественного и технического совершенства. В самой сложной области живописи — масляной — у Буриана поражает прежде всего чистота письма, колористическое и графическое решения, в которых также заметен ряд совершенно индивидуальных приёмов, которым пытаются подражать в тридцатые и сороковые годы некоторые другие живописцы и графики.

К концу 20-х — началу 30-х годов высокий профессионализм и качество работ сделали Буриана самым популярным иллюстратором приключенческой литературы и книг о путешествиях, издаваемых в Чехии.

Активно работая в области живописи и графики Буриан продолжает также пополнять и свои знания в области этнографии и географии, других естественных науках. Художник приближается к той теме, которая станет основной в его дальнейшей жизни.

Первый период творчества, знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой

Первый период творчества Зденека Буриана охватывает всю его деятельность примерно по 1940 год. Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии, антропологии. Вершиной этого периода является цикл живописных полотен «Земля и люди», который состоит из 40 картин, изображающих, во-первых, пейзажи различных конитентов, во-вторых, — портреты представителей различных современных антропологических типов обитателей Земли. Этот цикл создавался в сотрудничестве с издававшимся в те годы журналом «По белу свету». Судьба большинства картин этого цикла неизвестна, некоторые находятся в частных коллекциях.

Другой важной составляющей этого периода является состоявшееся в 1935 году знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой, вначале доцентом, а позднее — профессором палеонтологии Пражского университета.

Профессор Аугуста был знаком с иллюстрациями Буриана к рассказу Эдуарада Шторха «Охотники на оленей и мамонтов», который вышел в 1932 году в серии издателя Вилимека «Маленьким читателям». Аугуста отметил выдающиеся способности З. Буриана с художественной и предметной убедительностью и точностью изображать давно исчезнувшие формы жизни.

Профессор Аугуста привлёк З. Буриана к работе над палеонтологическими реконструкциями, в том же году предложив написать первые шесть картин на сюжеты первобытной жизни. В 1938 году художником было написано ещё несколько картин той же тематики. А в 1940 году З.Буриан начал работу над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 пером, предназначавшихся для иллюстрации монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира».

В своих трудах З. Буриан постоянно прибегал к консультациям специалистов, активно занимался самообразованием.

Знакомство и сотрудничество с Аугустой определило характер и направление работ художника во второй период творчества.

Второй период творчества

Началом второго периода творчества З. Буриана считается 1940 год, в котором окончательно определилось основное направление работ художника на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период в полной мере проявляется основная черта художника, как сплав реконструктора и живописца.

Ядро этого периода составляет цикл из 386 живописных масляных полотен, 128 картин темперой, гуашью и пастелью, 382 рисунка карандашом.

Работы этого периода высоко оценены ведущими палеонтологами своего времени. В частности, показательны слова немецкого палеонтолога, доктора П. Дабера, которые отражают общее отношение к произведениям художника:

Огромная серия его картин <...> стала основной нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы.
Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными гипотезами, выраженными кистью художника.

Подавляющее большинство работ этого цикла хранятся крупными партиями в научных и культурных учреждениях Чехии. Меньшая их часть находятся в частных коллекциях.

Второй период творчества художника отмечен также и иной тематикой. Это цикл из 23 полотен маслом, которые создавались в период 1944—1977 годов (большая часть их пришлась на первую половину 60-х годов). Большинство из этих произведений в наши дни разбросаны по частным коллекциям и относятся к двум малым незаконченным циклам. В первом, «Порабощении» (13 полотен) художник задался целью написать исторический портрет туземных народов Земли периода колониализма. Второй (10 полотен) — так называемый «Антивоенный цикл», который З. Буриан незадолго до смерти решил назвать «Обвинение». Основной лейтмотив этих работ — предостережение перед жестокостью и безнадёжностью войн, грозящих опасностью самоуничтожения человечества.

В последние годы жизни художника волновала тревога о судьбах природы, которую он выразил в официальном послании незадолго до своей смерти.

Художник работал и над другими крупными темами. В частности из-за его смерти осталась незаконченной серия его больших полотен на сюжеты первобытного времени для Восточночешского зоологического сада в городе Двур-Кралове-над-Лабем. Из задуманных 34 картин, за три с половиной года художник успел написать 22 полотна. В его планы входило также завершить работы над циклами «Порабощение» и «Обвинение».

Вплоть до самой смерти З. Буриан продолжал активно работать, на его рабочем столе осталась лежать незавершенная иллюстрация для одного из чешских молодёжных журналов, а на мольберте — начатое полотно — эскиз к циклу «Порабощение».

Умер З. Буриан 1 июля 1981 года в Праге, в день открытия своей третьей в году персональной выставки.

Интересные факты

  • Художник работал, практически без перерыва, на протяжении целых 60 лет. Первые его работы увидели свет в 1921 году, последние — в 1981.
  • З. Буриан работал не только на заказ, некоторые его работы, в частности знаменитая картина «Старый игуанодон пришёл умирать на кладбище динозавров» (изображение), на долгие годы ставшая эталонным и самым широкоцитируемым изображением ископаемой рептилии — игуанодона, являлась продуктом свободного творчества автора, заинтересовавшегося изображаемым объектом. Работа инспирирована находкой большого количества костных останков игуанодона в районе Берниссара.
  • В рисунках З. Буриан использовал классическую технику рисунка пером. Учитывая потребности чёрно-белого телевидения, художник использовал и технику мягкого полутеневого рисунка карандашом.
  • Большой процент реконструкций З. Буриана стал стереотипом в изображении ископаемых существ. Общее количество репродукций и особенно цитирований работ художника — не поддается никакому учёту. Особенно популярны они были в научно-популярной литературе и филателии.

Наследие

Общее количество рисунков Зденека Буриана карандашом и пером достигает 14’000, с учётом неустановленного точно количества мелких рисунков это число может быть много больше. Он иллюстрировал 456 книг (иллюстрации и суперобложки), создал свыше 200 самостоятельных суперобложек, также иллюстрировал около 550 рассказов, опубликованных в журналах. За свою жизнь он написал 1053 картины маслом, темперой, гуашью и пастелью.

В честь Зденека Буриана и профессора Йозефа Аугусты Андрей Сенников назвал новый вид триасского архозавроморфа Augustaburiania vatagini.

См. также

Прижизненная библиография (палеонтология и палеоантропология)

  • Й. Аугуста, Чудеса первобытного мира, 88 иллюстраций. Прага: Тоужамский и Моравец, 1942
  • G. Buschendorf, H. Wollffgramm, J. Radant, Weltall-Erde-Munsch, 18 иллюстраций. Берлин, 1954
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Tiere der Urzeit, 60 иллюстраций. Прага: Артия, 1956
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Menschen der Vorzeit, 42 иллюстрации. Прага: Артия, 1960
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Flagsaurier und Urvögel, 31 иллюстрация. Прага: Артия, 1961
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Das Buch von den Mammuten, 40 иллюстраций. Прага: Артия, 1962
  • Й. Аугуста и З. Буриан, По путям развития жизни Прага: Артия, 1963. S-1456
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Saurier der Urmeere, 57 иллюстраций. Прага: Артия, 1964
  • Й. Аугуста и З. Буриан, Kolosse urzeitlicher Kontinente und Meere, 50 иллюстраций. Прага: Артия, 1966
  • S. Fishbein, Our Continent, 22 иллюстрации. Вашингтон, 1976
  • Й. Бенеш, Prehistoric Animals and Plants, 128 иллюстраций. Лондон, 1979

Ссылки

wikiredia.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта