Художник Борис Шаляпин. Борис шаляпин картины


Художник Борис Шаляпин

Борис Шаляпин. Автопортрет

Борис Федорович Шаляпин — старший сын и третий из шести детей Федора Ивановича Шаляпина и его жены Иолы Шаляпиной-Торнаги, уроженки Милана, примы-балерины Русской частной оперы С.И. Мамонтова.

Б. Шаляпин. Портрет матери И.И. Шаляпиной-Торнаги. 1934 г.

Б. Шаляпин. Портрет отца Федора Ивановича Шаляпина. 1934 г

Детские годы Бориса Шаляпина прошли в Москве.

Портрет А.С. Пушкина, нарисованный 8-летним Борисом

В 1919 г. Борис Шаляпин учился в Петрограде в академической мастерской В.И. Шухаева, в 1920–1923 гг. — в Москве в 1-х и 2-х ГСХМ, в 1923–1925 гг. — на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа и в мастерской С.Т. Конёнкова.

В 1923 г. Борис около трех месяцев провел в Париже, летом 1925 г. он вновь приезжает в Париж и остается. Отец приобретает для него мастерскую на Монмартре.

В Париже Борис продолжил учебу в академии Ф. Коларосси у Ш. Герена, в мастерских К. А. Коровина и Д. К. Степанова.

В 1927 г., во время гастролей Шаляпина в лондонском Ковент-Гардене, молодой художник открыл в фойе театра первую свою выставку из десяти работ.

Б. Шаляпин. Русский купец. 1927 г.

В дальнейшем его выставки в театрах и концертных залах часто сопровождали выступления отца по всему миру. Успешно участвовал он также в выставках русского искусства в европейских галереях. Часто художник жертвовал свои работы для благотворительных целей, в том числе для лотереи в пользу Союза русских писателей и журналистов (1931) и для предрождественской выставки-продажи под покровительством вел. княгини Ксении Александровны (1935).

Портрет Марины Цветаевой. 1933

Портрет Сергея Прокофьева

Портрет Сергея Рахманинова. 1940

Портрет Ирины Рахманиновой, дочери Сергея Рахманинова

В 1935 г. Борис уехал с отцом в США и поселился в Нью-Йорке. Он создал галерею живописных, графических и скульптурных портретов отца в сценических образах. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира, писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания, натюрморты.

В 1943–1970 гг. рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника TIME (в общей сложности 413 обложек).

В 1960-е неоднократно приезжал в СССР. В 1968 г. в Доме дружбы в Москве состоялись его выставка и встреча с советскими художниками. В 1975 г. его выставка прошла в Музее Ф.И. Шаляпина, в 1983 г. — в посольстве США в Москве.

Портрет Артуро Тосканини

Портрет Жаклин Кеннеди 

Портрет Элизабет Тейлор

Портрет Марлона Брандо

С отцом

За просмотром фотографий с сестрой Ириной

www.izbrannoe.com

Борис Шаляпин - Вспомнить, подумать...

Художники Русского Зарубежья.

Борис Федорович Шаляпин (1904—1979,Нью-Йорк) --- старший сын и третий из шести детей Федора Ивановича Шаляпина и его жены Илоны Игнатьевны Шаляпиной-Торнаги, уроженки Милана, примы-балерины Русской частной оперы С. И. Мамонтова.

АвтопортретБ. Шаляпин. Портрет матери Илоны Игнатьевны Шаляпиной-Торнаги

Б. Шаляпин. Портрет отца Федора Ивановича Шаляпина

Детские годы Бориса Шаляпина прошли в Москве. В 1919 Борис Шаляпин уже учился в Петрограде в академической мастерскойВ. И. Шухаева, в 1920–1923 – в Москве в 1-х и 2-х ГСХМ, в 1923–1925 – на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа и вмастерской С. Т. Конёнкова.

Портрет А.С. Пушкина, нарисованный 8-летним Борисом

В 1923 Борис около трех месяцев провел в Париже, летом 1925 он вновь приезжает в Париж и остается. Отец приобретаетдля него мастерскую на Монмартре. В Париже Борис продолжил учебу в академии Ф. Коларосси у Ш. Герена, в мастерских К. А. Коровина и Д. К. Степанова.

Извозчик

В 1927, во время гастролей отца Ф. И. Шаляпина в лондонском Ковент-Гардене, молодой художник открыл в фойе театрапервую свою выставку из десяти работ.

Портрет Марины Цветаевой. 1933

В дальнейшем его выставки в театрах и концертных залах часто сопровождали выступления отца по всему миру. Успешно участвовал он также в выставках русского искусства в европейских галереях.

Портрет Сергея Прокофьева

Часто художник жертвовал свои работы для благотворительных целей, в том числе для лотереи в пользу Союза русскихписателей и журналистов (1931) и для предрождественской выставки-продажи под покровительством вел. княгини КсенииАлександровны (1935).

Портрет Сергея Рахманинова.1940

В 1935 Борис уехал с отцом в США и поселился в Нью-Йорке. Он создал галерею живописных, графических и скульптурныхпортретов отца в сценических образах. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира.

Портрет Ирины Рахманиновой, дочери Сергея Рахманинова

Портрет Артуро Тосканини

Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания , натюрморты. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек).

В 1960-е неоднократно приезжал в СССР, в 1968 в Доме дружбы в Москве состоялись его выставка и встреча с советскими художниками. В 1975 его выставка прошла в Музее Ф. И. Шаляпина, в 1983 – в посольстве США в Москве. В 2008–2009 в Русском музее, Третьяковской галерее, прошла выставка «Американские художники из Российской империи»,где были представлены и работы художника.

Портрет Жаклин Кеннеди

Портрет Элизабет Тейлор

Портрет Марлона Брандо

Художник рисует С.Т. Коненкова

За просмотром фотографий с сестрой Ириной

Источник: forum.vgd.ru

ngasanova.livejournal.com

Шаляпин Борис Федорович - Биография :: Артпоиск

Старший сын Ф.И.Шаляпина. В доме отца, в детстве, видел знаменитых русских живописцев, что повлияло на его увлечение и на дальнейшую карьеру. В 1920-1923г.г. учился в Москве в Государственных свободных творческих мастерских у Д.Н.Кардовского, А.Е.Архипова и Ф.И.Захарова. В 1923 г. поступил на скульптурный факультет Высших художественно-технических мастерских, посещал мастерскую С.Т. Коненкова на Красной Пресне. В этот период его ближайшим другом был художник Василий Почиталов, который тоже учился во ВХУТЕМАСе у Александра Шевченко. Когда Борис уехал в Европу, Василий Почиталов намеревался уехать вслед за другом, но не успел: уже опустился «железный занавес».

В 1925 году эмигрировал в Париж. Первая выставка картин Шаляпина, изображающая жизнь в России, а также жанровые портреты купцов, гармонистов, волжских бурлаков, цыган, С.Т. Разина и Е.И. Пугачева, состоялась в 1927 году в Лондоне, заслужив высокие оценки в британской прессе. Дальнейшее художественное образование завершил в Париже в художественной школе Коларосси, где преподавал русский художник К.А. Коровин и П. Степанов.

Написал портреты С.В. Рахманинова, М.А. Чехова, К.А. Коровина, К.Фаррера, П.П.Трубецкого. В 1930-х г.г. работал как художник театра. В 1934 году удостоен в Париже большой золотой медали.

В США с 1935 года . Выставка портретов и набросков оперных и балетных постановок Шаляпина состоялась вскоре после его приезда в Нью-Йорке. После выставки приглашен портретистом в журнал "Time Magazine". На обложках журналов в 40-70-е годы были помещены более 400 (419) портретов государственных деятелей и выдающихся людей с международной известностью, написанных Шаляпиным. Помимо портретов писал пейзажи Франции, России и Дальнего Запада США. Среди портретов Шаляпина нужно отметить ряд портретов его отца Ф.И. Шаляпина в разных оперных ролях, С.А. Кусевицкого и других русских артистов, балерин и музыкантов, живших и выступавших в США. Борис Шаляпин хорошо знал артистический мир, чувствовал его атмосферу. Так, в драматическом образе итальянской актрисы Марии Фьори он воплотил идеал красоты женщины 1930-х годов. Очень часто он рисовал и свою жену Хелен (её называли Хельча), с которой поженились они в 1942 году. От этого брака родилась дочь Ирина.

Автор декораций к опере А. Рубинштейна "Демон" и к кинофильму "Дон Кихот". Искусствоведы считают, что в афишах к кинофильму «Дон Кихот» и к гастролям Федора Шаляпина в Русской опере Борис раскрылся, как мастер плаката.

Будучи учеником В.Шухаева, А.Архипова, Д.Кардовского и К.Коровина, Борис Федорович всегда оставался верен реалистическим принципам своих учителей. Борис Федорович работает в разнообразных жанрах, но наибольшую популярность принесли ему портреты известных деятелей литературы и искусства России, Франции, Италии и США. Борису Шаляпину принадлежит серия живописных, графических и скульптурных портретов отца. Шаляпин очень гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну, и сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…». Как считают многие критики, Борис Шаляпин был мастером приторного салонного фотореализма и сравнивают его «слащавые портреты» с картинами А. Шилова или Н.Сафронова. О нем даже писали: «Этот американизировавшийся мастер салонного портрета много писал по заказу, в следствие чего его академически поставленная техника стала все больше склоняться в сторону создания поверхностного образа».

artpoisk.info

биография и творчество, фотографии и портреты исполнителя.

Выходец из крестьянской семьи, Федор Шаляпин выступал в самых престижных театрах мира — Большом, Мариинском, Метрополитен-опере. Среди поклонников его таланта были композиторы Сергей Прокофьев и Антон Рубинштейн, актер Чарли Чаплин и будущий английский король Эдуард VI. Критик Владимир Стасов называл его «великим художником», а Максим Горький — отдельной «эпохой русского искусства»

Из церковного хора к Мариинскому театру

«Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» — говорил Федор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором. Будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Федор Иванович много рисовал, занимался живописью, лепил.

Талант живописца проявлялся даже на сцене. Шаляпин был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку.

Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.

«Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».

И все же и талант скульптора, как и талант художника, служил лишь обрамлением удивительного голоса. Пел Шаляпин с детства — красивым дискантом. Выходец из крестьянской семьи еще в родной Казани занимался в церковном хоре и выступал на деревенских праздниках. В 10 лет Федя впервые побывал в театре и мечтал о музыке. Постигал сапожное, токарное, столярное, переплетное искусство, но манило его только искусство оперное. Хоть с 14 лет и работал Шаляпин в земской управе Казанского уезда писарем, все свободное время он отдавал театру, выходя на сцену в статистах.

Страсть к музыке повела Федора Шаляпина с кочевыми труппами по стране: Поволжье, Кавказ, Средняя Азия. Подрабатывал грузчиком, крючником, голодал, но дождался своего звездного часа. Один из баритонов накануне спектакля заболел, и роль Стольника в опере Монюшко «Галька» досталась хористу Шаляпину. Хоть дебютант и сел мимо стула во время представления, антрепренер Семенов-Самарский был растроган самим исполнением. Появились новые партии и окрепла уверенность в театральном будущем.

«Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого», — говорил впоследствии Федор Иванович.

В 22 года Федор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре, пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. Спустя год Савва Мамонтов пригласил молодого певца в Московскую частную оперу. «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», — говорил Шаляпин. Молодой летний бас собирал своим исполнением полный зал. Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского. «Одним великим художником стало больше», — писал о Шаляпине музыкальный критик Владимир Стасов.

Фёдор Шаляпин: робкий великан, ставивший в тупик королей. Галерея 2

Федор Шаляпин в главной роли в постановке оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Фотография: chtoby-pomnili.com

Фёдор Шаляпин: робкий великан, ставивший в тупик королей. Галерея 2

Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в постановке оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». 1898 год. Фотография: hrono.ru

Фёдор Шаляпин: робкий великан, ставивший в тупик королей. Галерея 2

Фёдор Шаляпин в роли князя Галицкого постановке оперы Алексанндра Бородина «Князь Игорь». Фотография: hrono.ru

«Царь-бас» Федор Шаляпин

Мир искусства словно только и ждал молодое дарование. Шаляпин общался с лучшими живописцами того времени: Василием Поленовым и братьями Васнецовыми, Исааком Левитаном, Валентином Серовым, Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Художники создавали удивительные декорации, которые подчеркивали яркие сценические образы. В то же время певец сблизился с Сергеем Рахманиновым. Композитор посвятил Федору Шаляпину романсы «Ты знал его» на стихи Федора Тютчева и «Судьба» по стихотворению Алексея Апухтина.

Шаляпин — целая эпоха русского искусства и с 1899 года ведущий солист двух главных театров страны — Большого и Мариинского. Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин». Шаляпинский высокий бас знали и любили в Италии, Франции, Германии, Америке, Великобритании. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии, и камерные произведения, и романсы. Где бы ни пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей. Даже во время отдыха на даче.

Остановила триумфальные гастрольные турне Первая мировая война. Певец на собственные средства организовал работу двух лазаретов для раненых. После революции 1917 года Федор Шаляпин жил в Петербурге и был художественным руководителем Мариинского театра. Год спустя Царь-бас первым из деятелей искусств получил звание народного артиста республики, которого лишился, отправившись в эмиграцию.

В 1922 году артист не вернулся из гастрольной поездки по США, хотя считал, что покидает Россию лишь на время. Объехав с концертами весь мир, певец много выступал в «Русской опере» и создал целый «театр романса». Шаляпинский репертуар насчитывал около 400 произведений.

«Люблю граммофонные записи. Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей», — говорил певец и записал около 300 арий, песен и романсов. Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. В 1938 году Федор Иванович умер в Париже, а спустя полвека сын Федор добился разрешения перезахоронить прах отца на Новодевичьем кладбище. В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули звание народного артиста.

«Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

Борис Кустодиев. «Портрет Федора Шаляпина»

Рассказываем о том, с какими сложностями было сопряжено написание портрета, и о нескольких забавных фактах, связанных с персонажами картины.

уДачный сезон

Курортное лето. Соленый бриз. Художники, писатели, музыканты искали здесь свое вдохновение.

Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший в тупик королей

Десять любопытных фактов из жизни великого баса.

www.culture.ru

Искусство и архитектура русского зарубежья

22 сентября / 5 октября 1904 (Москва) – 18 мая 1979 (Нью-Йорк). Живописец и скульптор.

Старший сын и третий из шести детей Федора Ивановича Шаляпина и его жены Илоны Игнатьевны Шаляпиной-Торнаги, уроженки Милана, прима-балерины Русской частной оперы С. И. Мамонтова. Детство провел в Москве. В 1919 учился в Петрограде в академической мастерской В. И. Шухаева, в 1920–1923 – в Москве в 1-х и 2-х ГСХМ у Д. Н. Кардовского, А. Е. Архипова и Ф. И. Захарова, в 1923–1925 – на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа и в мастерской С. Т. Конёнкова на Красной Пресне.

В 1923 провел около трех месяцев в Париже, летом 1925 вновь приехал в Париж и остался; отец приобрел для него мастерскую на Монмартре. Продолжил учебу в академии Ф. Коларосси у Ш. Герена, в мастерских К. А. Коровина и Д. К. Степанова.

В 1927, во время гастролей Ф. И. Шаляпина в лондонском Ковент-Гардене, открыл в фойе театра первую выставку из десяти работ: портрет сестры Лидии, рисунки на русские темы: «В чайной», «Цыгане на ярмарке», «Купец», «Степан Разин», «Пугачев» и др. В дальнейшем его выставки в театрах и концертных залах часто сопровождали выступления отца по всему миру. Участвовал в выставках русского искусства в парижских галереях d’Alignan (1931), La Renaissance (1932), зале Yteb (1935), в Булонь-Бийанкуре (1935) и в Праге (1935).

В 1934 получил большую золотую медаль Осеннего салона за деревянную скульптуру «Обнаженная». Жертвовал свои работы для благотворительных целей, в том числе для лотереи в пользу Союза русских писателей и журналистов (1931) и для предрождественской выставки-продажи под покровительством вел. кнг. Ксении Александровны (1935).

В 1935 уехал с отцом в США и поселился в Нью-Йорке. Создал галерею живописных, графических и скульптурных портретов отца в сценических образах Владимира Галицкого, Бориса Годунова, Мельника, дона Базилио, Сальери. Позже эту галерею дополнила серия зарисовок отца на смертном одре (1938). Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Создавал скульптуры из дерева.

Персональные выставки состоялись в Нью-Йорке (1935, 1937, 1938, 1958, 1959), Филадельфии (1937), Лос-Анджелесе (1941), Палос-Вердесе и Палм-Спрингсе, Калифорния (1942), Сан-Франциско (1944), Уэстпорте, Коннектикут (1957), Аллентауне, Пенсильвания (1958), Эль-Пасо, Техас (1971), Палм-Бич, Флорида (1975), в Лондоне (1959) и Швейцарии (1973).

В 1946 подарил Музею музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве портрет С. В. Рахманинова за фортепьяно (1940). В 1962–1966 посещал Израиль, исполнил портреты видных политических деятелей: Бен-Гуриона, Голды Меир, Мошэ Даяна и др. В 1960-е неоднократно приезжал в СССР, был принят министром культуры Е. А. Фурцевой; в 1968 в Доме дружбы в Москве состоялись его выставка и встреча с советскими художниками. В 1975 его выставка прошла в Музее Ф. И. Шаляпина, в 1983 – в посольстве США в Москве. В 2008–2009 в Русском музее, Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния) прошла выставка «Американские художники из Российской империи», где среди прочих были представлены работы художника.

Представлен в Национальной портретной галерее в Вашингтоне, Смитсоновском американском музее искусств и многих других собраниях. Многие работы хранятся в Музее Ф. И. Шаляпина в Москве.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Ед. хр. 2787.

* РЗФ; ХРЗ; AI 1/307, 3/306, 4/264, 5/190, 11/173.

Выставка Бориса Шаляпина в Лондоне // Русская мысль. 1959. Март (№ 1347).

Свет Г. На выставке Б. Шаляпина в Нью-Йорке // Русская мысль. 1959. 28 апр. (№ 1361).

Г. С-т. Борис Шаляпин в Израиле // Русская мысль. 1966. 13 июля (№ 3489).

Раскин А. Шаляпин и русские художники. М.; Л., 1963. С. 7, 8, 150.

Черток С. М. Художник Борис Шаляпин. Л., 1972.

Лесс А. Художник Борис Шаляпин // Новый мир. 1972. № 12. С. 119.

Борис Шаляпин: Каталог выставки. Посольство США в Москве. М., 1983.

Конёнков С. Т. Воспоминания. Статьи. Письма / Сост. Ю. А. Бычков: В 2 т. Т. 2. М., 1985. С. 140.

Иванов М. Имя отца и сына // Работница. 1989. № 9. С. 32–34.

Рожнова О. Борис Шаляпин: Жизнь и творчество. М.: Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. 2000.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 284.

Парашутов. ЖЗЛ. Художник Борис Шаляпин – талантливый отпрыск

Art Digest. 1937. Vol. 12, Nov. 15. P. 21; 1939. Vol. 13, March 1. P. 34.

Art News. 1959. Vol. 58, Apr. P. 57; March. P. 55.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

www.artrz.ru

75 лет со дня кончины Фёдора Шаляпина

Сегодня исполняется 75 лет со дня кончины Фёдора Ивановича Шаляпина (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж), одного из главных русских "брендов" 20 века.Википедия сообщает о нём следующее: русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.За этими биографическими данными стоит не только голос необыкновенной силы, но и ярчайшая внешняя "фактурность", которую великий артист воплощал в каждом из созданных им сценических образов.Поэтому Шаляпина любила не только театральная публика, его могучая русская стать вдохновляла художников и фотографов. Благодаря этому, его образ, так же как и голос, останется в веках.

Шаляпин в роли Бориса Годунова, цветное фото Прокудина-Горского, 1915 г.:Этот снимок, как и нижеследующий, опубликован в юбилейной книге Эдуарда Старка "Шаляпин", вышедшей в том же 1915 г. К сожалению, местонахождение негативов до сих пор не известно.

Шаляпин в роли Мефистофеля, цветное фото Прокудина-Горского, 1915 г.:

Ещё один Мефисто:

Снова Борис Годунов:

Дон Кихот:

Иоанн Грозный:

Разные сценические образы:

Это, кажется, из "Юдифи":

Шаляпин у музыкального центра:

Шаляпин позирует Репину, 1914:

Знаменитый портрет работы Б.Кустодиева, историю создания которого можно прочесть здесь:

Настоящий русский барин! А пел про "дубинушку"...

Шаляпин лепит свой автопортрет:

За два года до смерти:

visualhistory.livejournal.com

ДРУЗЬЯ – ХУДОЖНИКИ | Вестишки.ру

 

Л.О. Пастернак. Вечер у Коровина. Пастель. 1912

 

Современники гениального артиста, говоря о созданных им сценических образах, почти всегда обращались за сравнением к творениям великих скульпторов и живописцев. «Когда я вспоминаю Шаляпина на сцене, — писала Т. Л. Щепкина-Куперник, — передо мною как бы встает галерея несуществующих, но великолепных произведений Сурикова, Репина, Серова, Крамского... точно освещенные рефлектором, появляются эти картины».

Со словами известной писательницы перекликается высказывание художника М. В. Нестерова, который считал что лучшие, прославленные создания Шаляпина «приближались, возвышались до Сурикова; были также трагичны и не менее историчны».

Скульптор С. Т. Коненков воспринимал воплощенные Шаляпиным образы Бориса Годунова, Грозного, Мефистофеля, Мельника, Пимена, Олоферна, Сальери, Дон-Кихота как монументальные статуи. «Я видел их именно изваянными», — пишет он.

Характеризуя манеру шаляпинского исполнения, дирижер Д. И. Похитонов подчеркивал, что «в своем пении Шаляпин был буквально живописцем. Его пение нельзя было только слушать. Его пение надо было «звукосозерцать».

Яркость, сочность, колоритность и скульптурность шаляпинских образов, казавшихся то сошедшими с фресок, то ожившими живописными портретами, то статуями, объясняется не только большим дарованием артиста, но, прежде всего, разносторонним знанием изобразительного искусства и творческим общением с крупнейшими художниками своего времени.

Оглядываясь на пройденный путь, Шаляпин писал: «После великой и правдивой русской драмы влияния живописи занимают в моей артистической биографии первое место». Только постигнув, как он говорил, «правду и поэзию подлинной живописи», артист смог развить свой дар психологического проникновения и перевоплощения до такого совершенства, какого не достигал до него ни один из корифеев оперной сцены.

Впервые с художниками Шаляпин встретился в театральном сезоне 1894/95 г. в Петербурге. Ненасытная жажда знаний заставляла двадцатидвухлетнего артиста искать знакомства с людьми, которые могли ему рассказать о музыке, литературе, живописи. С такими людьми он общался в это время в кружке композитора В. В. Андреева, основателя оркестра русских народных инструментов. Здесь, вспоминал Федор Иванович, «по пятницам собирались художники, певцы, музыканты. Это был мир новый для меня. Душа моя насыщалась в нем красотою».

Молодого солиста Мариинского театра влекло к большому реалистическому искусству, его волновало множество вопросов. Он должен был решить их, чтобы выйти на путь сценической правды. Но для этого у Шаляпина не хватало еще необходимых знаний. Его вкус по собственному признанию, был «крайне примитивен» представления о задачах и назначении искусства весьма туманны. Рутинная обстановка, царившая в императорском Мариинском театре, угнетала Шаляпина. И он расстался с ним осенью 1896 г., пробыв на его сцене около года. Уходя из театра, артист выразил свое настроение в стихотворном прощании с театральной уборной.

Прощай, уборная моя,

Прощай, тебя покину я!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пройдут года, все будет так:

Софа все та же, те ж рожки,

Те ж режиссеры чудаки,

Все та же зависть, сплетни, ложь

И скудоумие все то ж.

Певцов бездарных дикий вой

И заслуженных старцев строй.

Портной Андрюшка, страж Семен

И тенора иных племен;

Оркестр блестящий, стройный хор,

Для роль незнающих — суфлер,

Чиновников мундиров ряд

И грязных лестниц дым и смрад, —

Все это покидаю я,

Прощай, уборная моя1.

 

Шаляпин переселился из Петербурга в Москву, где вступил в труппу Русской частной оперы.

Этот театр возник в 1885 г. Его основал С. И. Мамонтов, крупный промышленник, разнообразно одаренный человек — режиссер, музыкант, писатель, скульптор. В организованном им театре впервые в истории сценического искусства решалась задача создания peaлистических оперных спектаклей, органически сочетающих музыку, драматическое действие и подлинно художественное оформление. В отличие от оперных «императорских» театров — Мариинского в Петербурге и Большого в Москве, преимущественно с итальянским репертуаром, театр Мамонтова обратился к произведениям русских композиторов и начал их активную пропаганду. Огромную роль в новаторской деятельности Русской оперы играли художники В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов. Своими работами по оформлению спектаклей они открыли новый этап в развитии театрально-декорационной живописи. В отличие от прежних декораторов, художники мамонтовской оперы создавали целостное живописное оформление спектакля, связанное с музыкой и драматургией, включающее декорации, костюмы, бутафорию. Артист М. Вакарин, которому довелось видеть постановки мамонтовской оперы, пишет: «. . . Врубель, Коровин, Васнецов чувствовали музыку каждый по-своему, но мы, зрители, сразу поняли, что их кисть чудесно согласуется с музыкальным языком Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского». Художники мамонтовского театра зачастую были и постановщиками спектаклей. Они всегда принимали непосредственное и самое горячее участие в подготовке, обсуждениях, репетициях опер, часто они оказывали решающее влияние на трактовку всего произведения, подсказывали новые, смелые приемы воплощения сценических образов.

С Русской оперой Шаляпин сблизился еще летом 1896 г. в Нижнем Новгороде, куда его пригласили для участия в спектаклях на Всероссийской промышленно-художественной выставке. Там Шаляпин познакомился и с Мамонтовым, который заинтересовался им и посвятил немало часов беседам с «Феденькой», поразившим Савву Ивановича неиссякаемой любознательностью, восприимчивостью и художественной одаренностью. В Нижнем Мамонтов показал молодому певцу два декоративных панно Врубеля: «Микула Селянинович» с изображением эпизода из былины о Вольге и Микуле и «Принцесса Грёза» на сюжет драмы Э. Ростана, навеянной французской легендой XIII в. Панно Врубеля не находились в художественном отделе выставки, а помещались за ее пределами в наскоро сколоченном тесовом бараке. Шаляпин из рассказа Мамонтова узнал, что их отвергли члены академического жюри. Впрочем, в то время самому артисту больше нравились картины тщательно и гладко выписанные, изображавшие «натурально и аппетитно» предметы и пейзажи, чем полотна Врубеля, необычные по композиции и непривычные по живописи. Но «скоро я заметил, — писал Шаляпин, — что картины, признанные жюри, надоели мне, а исключенный Врубель нравится все больше». Осмысление декоративных панно Врубеля стало поворотным моментом в развитии эстетических взглядов артиста. Беседы с Мамонтовым и Коровиным, который тоже был на выставке, заставили Шаляпина по-новому взглянуть на многие явления жизни и искусства, задуматься над тем, что же составляет их истинную суть.

Переехав в Москву, Шаляпин попал в среду даровитейших художников, трудившихся в мамонтовском театре. Художники мамонтовского оперного театра составляли ядро кружка, который вошел в историю русской культуры под названием «Абрамцевского». Название это связано с небольшим подмосковным поместьем Абрамцево, некогда принадлежавшим писателю С. Т. Аксакову и в семидесятых годах XIX в. приобретенным Мамонтовым. В светлых и просторных комнатах старинного особняка каждое лето собирались близкие друзья хозяина — художники. Здесь бывали И. Е. Репин и М. М. Антокольский, В. Д. Поленов и его сестра Е. Д. Поленова, И. И. Левитан, братья В. М. и А. М. Васнецовы, Н. В. Неврев, В. А. Гартман. Гостеприимно принимал в Абрамцеве Мамонтов М. В. Нестерова, И. С. Остроухова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, братьев С. А. и К. А. Коровиных, А. Я. Головина. Живописные берега реки Вори, тенистые аллеи парка, рощи и дубравы, лесные озера и широкие просторы полей, казалось, были созданы, чтобы волновать воображение, будить творческую фантазию. В Абрамцеве были задуманы и выполнены многие замечательные произведения.

Репин, который называл Абрамцево «идеалом для жизни и творчества», писал здесь этюды для «Крестного хода в Курской губернии»; Нестеров исполнил пейзаж для картины «Видение отрока Варфоломея»; Серов создал серию пейзажей и портретов и среди них «Девушку с персиками»; Врубель, работая в абрамцевской гончарной мастерской, лепил и расписывал майоликовые скульптуры; у Васнецова в Абрамцеве возник замысел «Аленушки», тут же он сделал пейзажи для этой картины и для «Ивана-царевича на сером волке», эскизы для постановки «Снегурочки», начал «Богатырей».

Члены Абрамцевского кружка глубоко интересовались отечественной историей и народным бытом, изучали памятники древнерусского зодчества и иконопись, собирали предметы народного творчества. Они многое делали для возрождения старинных ремесел, для развития основанных на народных традициях прикладного искусства и архитектуры. При всем разнообразии творческих индивидуальностей, характеров и разнице лет, членов Абрамцевского кружка объединяла верность принципам реалистического искусства, любовь к своей родине, ее народу, истории, природе. Общение с художниками мамонтовской оперы, а затем знакомство и дружба с остальными участниками Абрамцевского кружка стали для  Шаляпина  подлинной  академией искусства, в которой окрепло и ярко засверкало его гениальное дарование.

С первых дней работы в Русской опере Шаляпин был окружен поддержкой и вниманием художников. В их кратких, метких замечаниях и подчас суровых оценках он чувствовал товарищескую заинтересованность и искреннюю доброжелательность. Каждый из художников, чем мог, старался помочь талантливому певцу — рисунком костюма, указанием, дружеским одобрением.

В работе над той или иной ролью Шаляпин всегда стремился использовать советы друзей-художников. Это повлияло на формирование репертуара певца и благотворно сказалось на росте его мастерства. За три года работы в Русской частной опере он снискал широкое признание и выступил в крупнейших оперных партиях, которые стали основой его репертуара.

О том главном, что дало Шаляпину творческое содружество с художниками, группировавшимися вокруг Мамонтова, рассказал сам артист, описывая беседы с Левитаном: «Наш знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан не имел прямого отношения к моей театральной работе, но именно он заставил меня почувствовать ничтожность банальной яблони в цвету и великолепных брюк человека на скамейке. Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить то большое чувство и поэзию в искусстве, о которых мне толковал Мамонтов. «Протокольная правда, — говорил Левитан, — никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку». Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух — тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте — как в речи. Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в опере».

Общение с художниками способствовало тому, что Шаляпин стал усиленно развивать свою природную наблюдательность, умение зорко подмечать, метко схватывать и запоминать «куски жизни». Следя за работой  художников над оформлением спектакля или над картинами, Шаляпин постигал пути раскрытия идейного зерна образа, пути достижения единства внутреннего содержания и внешнего облика.

Благодаря художникам Шаляпин открыл в изобразительном искусстве неисчерпаемый  арсенал выразительных средств, нашел источник, на протяжении десятилетий питавший его творчество. Впервые это проявилось в 1896 г., когда Шаляпин готовил партию Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. Позже он вспоминал, что подолгу изучал в Третьяковской галерее картину Шварца «Иван Грозный у тела сына», полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван», статую Антокольского «Иван Грозный», искал нужные ему картины в частных собраниях, где и познакомился с портретным этюдом Васнецова «Грозный». В результате творческого переосмысления произведений художников Шаляпин сумел дать свое, неповторимо индивидуальное толкование исторической личности и создать исключительно убедительный образ царя Ивана Васильевича. Описывая игру артиста в «Псковитянке», Нестеров отмечал: «Грим его напоминает грозного царя, каким его представил себе Виктор Васнецов, в том великолепном этюде, что послужил ему потом для картины. Сцена убийства очень близка к репинской. Повторяю, — сила изображения действия разительная». Однако Шаляпин не копировал ни одного из произведений, которыми он пользовался в работе над ролью Грозного. От каждого из них он брал только то, что помогало ему более полно и эмоционально раскрыть содержание образа.

На картине В. Г. Шварца воспроизведены самые трагические часы жизни Ивана Грозного: жестокий и властный царь в глубокой скорби беспомощно застыл у тела любимого сына Ивана, убитого им в приступе гнева в ноябрьский день 1581 г. Колеблющееся пламя свечей освещает умершего царевича и неподвижные темные фигуры монахов, читающих заупокойные псалмы. Грозный не произносит молитв. Он выронил из рук четки и погрузился в трудную, мучительную думу. Кажется, что на его старческие плечи давит вся тяжесть прожитых лет, все беды жизни, все муки совести. Именно этот момент трагического раздумья, запечатленный Шварцем, и был использован Шаляпиным в последней сцене оперы. Отсюда определенное сходство в выражении лица, в позе и общем настроении. Вместе с тем Шаляпин значительно усилил впечатление, обогатив живописность пластичностью и динамикой. Оценивая игру Шаляпина в опере «Псковитянка», В. В. Стасов писал: «Передо мной явился Иван Грозный в целом ряде разносторонних мгновений своей жизни... Какой это был бесконечный ряд чудесных картин! .. Какая истинно скульптурная пластика являлась у него во всех движениях, можно бы, кажется, лепить его каждую секунду, и будут выходить все новые и новые необычайные статуи!»

Небывалый успех Шаляпина в роли Ивана Грозного был одновременно торжеством нового реалистического направления в опере, характерной чертой которого была органическая связь с изобразительным искусством. С той поры изобразительное искусство стало постоянным спутником Шаляпина.

На своем большом пути Шаляпин общался почти со всеми наиболее значительными мастерами русского искусства конца XIX — первой трети XX в. Он запросто бывал у них дома и в мастерских, где проводил в задушевных беседах долгие часы. Одну из таких встреч запечатлел в 1912 г. Л. О. Пастернак в картине «Вечер у Коровина». Он изобразил характерный эпизод: в квартире Коровина, может быть, в день его именин, собрались приятели живописца — артисты, художники, объединенные любовью к искусству, рыбной ловле, охоте. Медленно перебирает послушные струны гитары Павел Тучков. Шаляпин, сидя за праздничным столом, уставленным бутылками шампанского, фруктами и цветами, самозабвенно поет старинные русские и цыганские песни. Застыв в задумчивых позах, слушают его К. А. Коровин, С. А. Виноградов, А. М. Васнецов, С. А. Щербатов.

И в доме Шаляпина художники были самыми частыми гостями. Великий артист всячески подчеркивал свое расположение к ним. Когда в 1906 г. ученик Репина, художник И. А. Гринман, исполнил портрет Шаляпина в роли Мефистофеля, певец пригласил его заходить к нему. Услышав скромный ответ: «У вас всегда много знакомых, вы заняты, неловко беспокоить», Шаляпин возразил: «Вы художник, идите прямо, докладов для художников не требуется». Столь же радушно он звал неизвестного начинающего скульптора провести летние каникулы у него на даче, а пейзажиста Рылова — прийти к нему на дружеский обед — «совершенно запросто, будут все свои народы: друзья-художники».

Шаляпин охотно участвовал в традиционных собраниях различных художественных объединений2. В дневнике пейзажиста В. В. Переплетчикова сохранилась запись о том, что артист нередко приходил на вечера Общества любителей художеств3.

Неоднократно бывал Шаляпин на «пятницах» Общества им. А. И. Куинджи, куда приходили не только «куинджисты», но и передвижники4. Один из таких товарищеских вечеров художников состоялся 25 января 1914 г. На нем собрались Н. П. Богданов-Бельский, И. И. Бродский, П. В. Кузнецов, И. С. Куликов и многие другие. В газетных и журнальных заметках по этому поводу сообщалось, что «появление певца вызвало бурю восторга, особенно после исполнения им нескольких романсов». На вечере художники выполняли акварельные и пастельные рисунки; Шаляпин сначала следил за их работой, а потом стал позировать художникам; с него были сделаны портретные наброски, карикатуры и шаржи. В конце вечера, как дорогому гостю, художники подарили артисту пейзаж И. Е. Крачковского «Ницца».

В Москве с живописцами В. И. Суриковым, В. Е. Маковским, К. А. Сомовым, А. Е. Архиповым, скульптором А. С. Голубкиной и другими Шаляпин встречался на «средах» В. Е. Шмаринова — известного коллекционера и знатока живописи.

Широта общения Шаляпина с различными художественными кругами поистине удивительна. Скульптор Я. А. Троупянский писал о частных встречах с Федором Ивановичем на «четвергах» в доме И. И. Бродского. Автопортрет с автографом артиста, сохранившийся в альбоме Общества русских акварелистов, свидетельствует, что он заходил и на их еженедельные собрания. Будучи уже прославленным певцом, он выкраивал час-другой, чтобы встретиться со студентами художественных учебных заведений. Много раз он бывал в Академии художеств5, порой обедал в академической столовой и там обсуждал с молодыми художниками различные животрепещущие вопросы искусства, пел для них и рисовал в альбом автошаржи и автопортреты. Об этих встречах напоминают сохранившиеся фотографии Шаляпина среди студентов Академии художеств и Училища живописи, ваяния и зодчества.

Шаляпин всегда был в курсе всех значительных событий художественной жизни своего времени. Он старался не пропускать основных выставок. О посещении одной из них рассказал А. А. Рылов. Только что открылась выставка Союза русских художников. «В это время, — пишет Рылов, — раздались аплодисменты в зале. Там показалась статная фигура Федора Ивановича Шаляпина. Художники и публика приветствуют любимого артиста. Раскланиваясь, он прошел к нам за кулисы».

Где бы ни находился Шаляпин, куда бы ни забрасывала его судьба артиста, он всегда выбирал время для посещения музеев и внимательного осмотра художественных памятников.

Приехав в Париж, он сразу отправляется в Лувр. В Вене он интересуется произведениями итальянских живописцев, в Испании всматривается в творения Веласкеса и Гойи, в Италии любуется изваяниями Микельанджело, в Бельгии восхищается скульптурой Менье. По пути в Египет Шаляпин останавливается в Афинах, где детально знакомится с архитектурой Пропилеев, Эрехтейона, Парфенона, храма Зевса Олимпийского и театра Диониса. Прибыв в Каир, артист много часов посвящает знакомству с коллекциями Музея египетских древностей. Особенно понравилась ему статуя Хефрена из зеленого диорита. Шаляпин совершил путешествие в Гизе, где дважды (днем и ночью) осматривал пирамиду Хеопса и гигантского Сфинкса.

Увлеченность изобразительным искусством сказалась и в том, что Шаляпин собрал значительную коллекцию картин. Основное место в ней занимали произведения русских живописцев.

Ощущать радость от хорошо написанного пейзажа в котором, по шаляпинскому определению, вечно живёт и широко дышит природа родины, прошедшая через душу художника, было постоянной потребностью артиста. «Мою большую любовь к картинам старинных мастеров, — писал Шаляпин, — я считаю только отголоском моей страсти к театру, в котором, как и в живописи, большие творения достигаются правдивой линией, живой краской, духовной глубиной».

В пору расцвета своей деятельности Шаляпин был непревзойденным знатоком и ценителем изобразительного искусства. Среди театральных художников он пользовался большим авторитетом. Зачастую он сам утверждал эскизы костюмов и декораций. Об этом напоминают его надписи на рисунках костюмов к постановке оперы «Фауст» в Милане в 1904 г. и на эскизе художника М. П. Зандина «Сцена под Кромами» к опере «Борис Годунов».

Общение с выдающимися художниками-реалистами оказало благотворное влияние на формирование эстетических взглядов артиста. Через все свое творчество о пронес верность принципам жизненной правды, принципам реалистического, демократического искусства. Зрелость эстетической мысли Шаляпина характеризует его письмо 1916 г. к Ирине Федоровне, в котором о резко и беспощадно высмеивает бесперспективные «поиски» лженоваторов: «. . . могу тебе посоветовать держаться возможно подальше от всевозможных футуристов, кубистов и т. п., якобы сочинителей новой школы в безграничном искусстве. До сих пор, как я ни присматривался к ним, они кажутся мне просто шарлатанами, обладающими весьма сомнительными идеями и чрезвычайно незначительными талантами... Эти людишки большие эгоисты, причем очень развязные и бездарные...»

Художники обогатили талант Шаляпина. Но и он в свою очередь не оставался у них в долгу. Директор императорских театров В. А. Теляковский, во всех тонкостях знавший современную ему театральную жизнь, отмечал, что новая эра в декорационной живописи, начатая художниками Мамонтовского театра, тесно связана с именем Шаляпина, «большого приятеля всех этих художников. Они много дали ему, немало и он дал им в совместной работе».

Однако значение Шаляпина для русского изобразительного искусства не исчерпывается его личными связями с художниками. В первую очередь, оно определяется местом, которое гениальный артист занял в русской культуре конца XIX — начала XX в. Стасов писал в 1902 г. Л. Н. Толстому о Ф. И. Шаляпине: «.. . из всех художников, что у нас теперь есть, — живописцев, скульпторов, музыкантов, — он, мне кажется, самый сильный, самый крепкий и полный, самый необыкновенный!» Поэтому вполне закономерно, что каждое новое поколение художников, выступавшее в этот период, в той или иной форме испытывало влияние шаляпинского творчества. Об этом единодушно говорили известные мастера и скромные труженики искусства.

Бродский, анализируя путь своего художественного развития, отмечал: «Очень много для понимания искусства дало мне пение Шаляпина, которого я часто слушал». Еще более ярко это воздействие раскрыто в черновом письме художника к артисту, относящемся к 1935 г.: «Дорогой и любимый Федор Иванович! Как я счастлив был узнать от Ирины Федоровны, что Вы помните меня и любите. Вы знаете, как я к Вам отношусь, как преклоняюсь перед Вашим гением. . . С первой минуты, когда я Вас увидел, я влюбился в Вас на всю жизнь и всегда благоговел перед Вами.

Илья Ефимович Репин, Алексей Максимович Горький и Вы, Федор Иванович, — самые дорогие мне имена в русском искусстве».

Художник П. Д. Корин в статье, посвященной столетию со дня рождения своего учителя Нестерова, приводит характерную деталь: наставляя девятнадцатилетнего студента-живописца, Нестеров говорил ему, что для пополнения образования и художественного развития совершенно необходимо читать Пушкина, Толстого, Данте, Шекспира, слушать Баха, Моцарта, Бетховена, смотреть Ермолову, «смотреть и слушать Шаляпина».

Каждое выступление Шаляпина для слышавших и видевших его художников являлось событием, будило высокие чувства, рождало новые творческие замыслы. Для них, как и для широких демократических кругов России в целом, жизнь и творчество Шаляпина были явлением глубоко знаменательным. График М. В. Бабенчиков писал о Шаляпине: «У Тургенева в «Призраках» сказано: «Это русский человек поёт русскую песню». Я слышал пение русского человека. 3вали его Федор Шаляпин6.

В образе трагического царя Бориса, в образе Мефистофеля и Дон-Кихота Шаляпин оставался всегда русским по духу и складу своей личности. Рослый, осанистый, широкоплечий, он был живым воплощением народной красоты». Все эти высказывания говорят о том, насколько привлекательной моделью был для художников Шаляпин.

Многие живописцы, графики и скульпторы встречались с артистом, лепили и рисовали его в ролях и в жизни. Художники любили изображать Шаляпина задрапированным в свободный плащ или одетым в летнюю рубашку с открытыми руками и шеей и даже обнажённым, чтобы показать удивительную пластичность его фигуры. Популярность артиста среди художников характеризует, в частности, и тот факт, что в 1916 г. его портрет одновременно писали сразу четыре живописца — Н. П. Богданов-Бельский, Г. М. Бобровский7, Н. В. Харитонов и Б. И. Анисфельд. Этот необычный портретный сеанс,  во  время которого  Шаляпин позировал в темном бархатном плаще, был запечатлен на нескольких фотографиях.  Работа над портретом  Шаляпина всегда являлась для художников значительным моментом в их творческой биографии и оставляла неизгладимый след на всю жизнь.

В 1918 г. Б. Д. Григорьев исполнил, в присущей ему живописной манере, острый по характеристике портрет артиста. Его письмо, адресованное Шаляпину, раскрывает общие для всех художников, рисовавшего артиста, чувства и мысли: «Мне никогда не забыть тех дней, которыми Вы пожертвовали для меня, для Вашего портрета...

Во время нашей общей работы над портретом я слишком был увлечен самой работой и не успел хоть как-нибудь проявить мое увлечение Вами, мое знание Вас и мой интерес к Вам»8.

Творческое общение во время работы над портретами взаимно обогащало и художников и артиста. Зачастую первый набросок являлся тем узелком, который завязывал длительные дружеские отношения.

В декабре 1916 г. А. Е. Яковлев исполнил сангиной великолепный портрет Шаляпина в роли Дон-Кихота. Художнику удалось уловить в выражении измождённого, морщинистого лица сочетание детской чистоты и наивности с высокой мудростью и благородством. Артист тут же написал на рисунке: «Очень радуюсь, милый Александр Евгеньевич, что познакомился с Вами». В следующем году артист позировал художнику в роли Филиппа II и обнаженным для большого портрета.

Альбомы Яковлева показывают, с каким увлечением он рисовал в различных поворотах удивительно пропорциональную фигуру Шаляпина9. Изображая обнаженного Шаляпина, сидящего среди прибрежных скал и как бы дирижирующего «музыкой моря», художник любовался его человеческой красотой, заключенной в гармоничности духовного и физического развития.

Творческие связи Шаляпина с художниками обогатили русский театральный портрет новыми достижениями Художники запечатлели его в костюме и гриме, в обычной одежде и в декоративном плаще, на сцене и в домашней обстановке и, наконец, в часы особенно святые для Шаляпина — часы изучения музыкальных произведений. Литография Пастернака (1924) и графический портрет В. Н. Мешкова — драгоценные документы, повествующие о том ежедневном, кропотливом и вдохновенном труде, результаты которого восхищали и потрясали мир.

В январе 1907 г. Мешков зарисовал Шаляпина у него дома во время разучивания с концертмейстером партии в опере Даргомыжского «Каменный гость» по одной из «маленьких трагедий» Пушкина. На рисунке рукой артиста набросана нотная строчка и фраза слуги Дон-Жуана Лепорелло: «А живы будем, будут и другие».

Шаляпин стоит у рояля, одетый в длинный свободный халат. Ему аккомпанирует композитор Ф. Ф. Кенеман — участник многих шаляпинских концертов. Певец чуть наклонился, опираясь левой рукой на инструмент, и всматривается в лежащие на пюпитре раскрытые ноты. Он как бы произносит про себя пушкинские строки, вслушиваясь в мелодию.

Большой поклонник и друг артиста, Мешков показал воодушевленность певца даже при черновой репетиционной работе. Портретист передал замечательную особенность Шаляпина — оставаться прекрасным в любом одеянии. Действительно, Федор Иванович Шаляпин и в халате производил величественное впечатление. М. А. Бихтер, аккомпанировавший Шаляпину, вспоминал об одной из домашних репетиций: «. . . отворилась правая дверь, и к нам вышел молодой великан-славянин. Одет он был в утреннюю одежду... Сквозь распахнувшийся халат была видна длинная до пят рубаха с великолепно расшитым, в манере Рериха, подолом. И тут все иное перестало существовать для нас, и глаза всех мгновенно устремились к вошедшему».

Чем значительнее была личность художника, самобытнее его дарование, тем многообразнее были его связи с Шаляпиным, сильнее и плодотворнее взаимное творческое влияние.

Показательны отношения Шаляпина и крупнейшего представителя художественной группировки «Мир искусства» Александра Николаевича Бенуа — графика, живописца, театрального декоратора, историка искусства, критика, режиссера и литератора.

Как и со многими, Шаляпина с Бенуа сблизила совместная работа в театре.

В 1908 г. Бенуа вместе с Головиным оформлял оперу «Борис Годунов», показанную в Париже с участием Шаляпина. Письма Бенуа о парижских гастролях показывают, как высоко он оценивал игру Шаляпина, триумф которого сливался с успехом русских театральных живописцев. Бенуа писал: «Наша страсть, наша молодость покорили и восхитили зрителя Гранд-Опера и даже заслужили его признание. Эта страсть и молодость проявились во всем: и в декорациях Головина, и костюмах Коровина, Билибина, Дягилева, и в исполнении главных артистов с гениальным Шаляпиным...»10

В том же письме Бенуа отмечает, что исполнение Шаляпина своим драматизмом настолько захватило и потрясло избалованную и непоседливую французскую публику, что ни один человек не шелохнулся до последнего такта и все, затаив дыхание, прислушивались к затихающему звучанию хора, обступившего умершего царя Бориса.

Бенуа видел в Шаляпине не только исключительного артиста,  но и режиссера-реформатора оперной сцены. В одном из писем к артисту он сетует на то, что по вине дирекции театра не попал на генеральную репетицию «Хованщины» и не мог увидеть «идеального Досифея и... оценить давно ожиданного настоящего режиссера»11. Письмо содержит важное признание, раскрывающее суть отношений между Бенуа и Шаляпиным «Я пишу потому, — обращается Бенуа к артисту, — что встречаю в Вас большое и истинное художественное сочувствие».

Обоюдное признание и «художественное сочувствие» Шаляпина и Бенуа плодотворно сказались при работе над образом Дон-Кихота в одноименной опере Массне. Эту роль артист начал готовить в конце 1909 г, Одновременно с изучением музыкального материала Шаляпин тщательно продумывал грим.

Беседы с художником, блестяще знавшим западноевропейскую историю, культуру и искусство, натолкнули Шаляпина на мысль привлечь его к работе над костюмом Дон-Кихота. В начале 1910 г., незадолго до отъезда в Монте-Карло, где должна была состояться премьера, артист обратился к Бенуа с письмом: «Дорогой Саша! Извини за беспокойство. Будь добр, окажи мне услугу: я играю в феврале месяце Дон-Кихота. Зная, как великолепно знаешь ты эту эпоху, я умоляю тебя рассказать подателю, а если не трудно, начертить костюм рыцаря печального образа, т. е. Кихота в латах и Кихота в одежде Идальго — нужно ли говорить, как ты обяжешь искренне любящего тебя Федора Шаляпина»12.

Бенуа охотно исполнил просьбу и сделал эскиз костюма Дон-Кихота.

Он набросал тощую фигуру рыцаря добра, сидящего с книгой в руке — одним из тех романов, которые увлекли его и заставили отправиться на поиски приключений. Костюм, сделанный по эскизам Бенуа, стал органической частью образа Дон-Кихота, воссозданного художественной фантазией Шаляпина.

Интересно отметить, что Бенуа в некоторых своих театральных работах испытал воздействие сценических образов Шаляпина. Оно заметно в гротескной трактовке грима доктора Марфуриуса — персонажа комедии Мольера «Брак поневоле», поставленной в Художественном театре. В его облике явственно проступают черты, идущие от шаляпинского Дон-Базилио. Еще более разительно влияние Шаляпина сказалось на эскизах Бенуа 1915 г. для постановки «Моцарта и Сальери». Суровое лицо Сальери с крупными резкими чертами, плотно сжатыми губами, тяжелым взглядом темных глаз из-под густых бровей воспринимается почти как портрет Шаляпина — Сальери.

Каждая встреча с новым художником не проходила бесследно для Шаляпина. Тем более значительна была роль тех, кто общался с артистом в течение многих лет. Но и среди них есть несколько имен,  которые  сам Шаляпин выделил в своей творческой биографии. Это были художники, вместе с артистом участвовавшие работе над оперными спектаклями, чьи советы и произведения помогали ему совершать новые художественные открытия. Это были те мастера, которых Шаляпин справедливо называл наставниками в искусстве, считая, что у них ему «выпало счастье многому научиться».

 

vestishki.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта