Мусоргский. Борис годунов картины


Низложенные - Мы родом ...

7 российских монархов, которые были убиты

4 декабря 1586 года королева Шотландии Мария Стюарт была приговорена к казни за участие в заговоре. Русских монархов тоже убивали, только отечественные «помазанники Божьи» гибли, как правило, не под гильотиной, а становились жертвами народного гнева или дворцовых интриг. ©

~~~~~~~~~~~

Ипатьевский дом после цареубийства. Картина Павла РыженкоЦарствование Федора Годунова продолжалось всего 7 недель

24 апреля 1605 года, уже на следующий день после смерти царя Бориса Годунова, Москва провозгласила на царствование его 16-летнего сына Фёдора – всесторонне подготовленного к престолу, талантливого и образованного юношу. Но время то было смутное – на Москву двигался Лжедмитрий I, который плёл интриги с целью захвата престола и смог переманить на свою сторону князя Мстиславского и многих из тех, кто ещё недавно поддерживал Годуновых. Послы, прибывшие в Москву, от имени самозванца на Лобном месте прочитали послание, в котором Лжедмитрий I называл Годуновых узурпаторами, себя - царевичем Дмитрием Ивановичем, которому якобы удалось спастись, обещал всевозможные милости и льготы и призывал присягнуть себе. Начались народные волнения, толпа с криком «Долой Годуновых!» ринулась в Кремль.

Портрет Федора Годунова и картина Константина Маковского "Убийство сына Бориса Годунова"При попустительстве правительства бояр Фёдор Годунов, его мать и сестра Ксения были помещены под стражу, а на русский трон взошёл Лжедмитрий I. 20 июня 1605 года Федора II Борисовича Годунова и его мать задушили. Таков был приказ нового царя. Народу было объявлено, что они сами приняли яд.

Первый русский царь-самозванец был убит на собственной свадьбе

Лжедмитрия I историки считают авантюристом, который выдавал себя за царевича Дмитрия - спасшегося сына царя Ивана IV Грозного. Он стал первым самозванцем, которому удалось занять российский престол. Лжедмитрий ни перед чем не останавливался в стремлении стать царём: раздавал народу обещания и даже инсценировал своё «признание» Марией Нагой, матерью царевича Дмитрия.

Но прошло совсем немного времени царствования Лжедмитрия I, и московские бояре были очень удивлены, что русский царь не соблюдает русских обрядов и обычаев, а подражает польскому монарху: боярскую думу переименовал в Сенат, внёс ряд изменений в дворцовый церемониал и опустошил казну развлечениями, расходами на содержание польской стражи и на презенты для польского короля.

В Москве сложилась двойственная ситуация – с одной стороны царя любили, а с другой были им очень недовольны. Во главе недовольных были Василий Голицын, Василий Шуйский, Михаил Татищев, князь Куракин, а также коломенские и казанские митрополиты. Убить царя должны были стрельцы и убийца царя Федора Годунова Шерефединов. Но покушение, запланированное на 8 января 1606 года, провалилось, а его исполнителей растерзала толпа.

Более благоприятная ситуация для покушения сложилась весной, когда Лжедмитрий I объявил о своей свадьбе с полькой Мариной Мнишек. 8 мая 1606 года состоялось венчание, и Мнишек короновали царицей. Гулянье растянулось на несколько дней, а прибывшие на свадьбу поляки (около 2 тыс. человек) в пьяном угаре грабили прохожих, врывались в дома москвичей, насиловали женщин. Лжедмитрий I на время свадьбы отошёл от дел. Этим и воспользовались заговорщики.

Лжедмитрий I и Мария Мнишек. Гравюры с портретов Ф.Снядецкого. Начало XVII века.14 мая 1606 года Василий Шуйский с соратниками решили действовать. В Кремле сменили охрану, открыли тюрьмы и выдали оружие всем желающим. 17 мая 1606 года вооружённая толпа въехала на Красную площадь. Лжедмитрий пытался спастись бегством и выпрыгнул из окна палат прямо на мостовую, где его схватили стрельцы и зарубили. Тело притащили на Красную площадь, сорвали с него одежду, в рот царю-самозванцу воткнули дудку, а на грудь положили маску. Москвичи 2 дня глумились над телом, после чего закопали его за Серпуховскими воротами на старом кладбище. Но этим дело не закончилось. Пошли слухи, что над могилой «творятся чудеса». Тело выкопали, сожгли, перемешали пепел с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши.

Иван VI Антонович – император, который не видел подданных

Иван VI Антонович - сын Анны Леопольдовны, племянницы бездетной русской императрицы Анны Иоанновны и герцога Антона Ульриха Брауншвейгского, правнук Ивана V. Императором он был провозглашён в 1740 году возрасте двух месяцев, а регентом был объявлен герцог Курляндский Э.И.Бирон. Но через год - 6 декабря 1741 года – произошёл государственный переворот, и на российский престол взошла дочь Петра I Елизавета Петровна.

Малолетний Император Иван VIСначала Елизавета думала выслать «Брауншвейгскую семью» за границу, но испугалась, что они могут быть опасны. Сверженного императора с матерью и отцом перевезли в Динамюнде, предместье Риги, а затем на север – в Холмогоры. Мальчик жил в одном доме с родителями, но в полной от них изоляции, за глухой стеной под надзором майора Миллера. В 1756 его перевели в «одиночку» Шлиссельбургской крепости, где называли «известным арестантом» и содержали в полной изоляции от людей. Он не мог видеть даже надзирателей. Не улучшилось положение узника ни при Петре III, ни при Екатерине II .Шлиссельбургская крепость - место, где содержался Иван VIЗа время заточения было предпринято несколько попыток освобождения свергнутого императора, последняя из которых обернулась для него гибелью. 16 июля 1764 года офицер В.Я. Мирович, который нёс караул в Шлиссельбургской крепости, смог склонить на свою сторону часть гарнизона. Он призывал освободить Ивана и свергнуть Екатерину II. Но при попытке мятежников освободить узника Ивана VI закололи находившиеся при нём безотлучно два сторожа. Считается, что похоронен Иван Антонович в Шлиссельбургской крепости, но на самом деле он стал единственным российским императором, место захоронения которого точно неизвестно.

Петр III - император, низложенный супругой

Петр III Федорович - немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Голштейн-Готторпского, внук Петра I – взошёл на российский престол в 1761 году. Не короновался, правил всего 187 дней, но успел заключить мир с Пруссией, перечеркнув этим результаты побед русских войск в Семилетней войне.

Пётр и Екатерина: совместный портрет работы Г.К.ГроотаБеспорядочные действия Петра на внутриполитической арене лишили его поддержки русского общества, а многие воспринимали его политику как предательство национальных российских интересов. В результате 28 июня 1762 года произошёл переворот, и императрицей провозгласили Екатерину II. Петра III отправили в Ропшу (30 вёрст от Петербурга), где сверженный император погиб при невыясненных обстоятельствах.Ропшинский дворец, куда сослали Петра III, сегодня в руинированном состоянииПо официальной версии Петр III умер то ли от инсульта, то ли от геморроя. Но есть и другая версия - Петра III убили гвардейцы в завязавшейся драке, причём за 2 дня до официально объявленной смерти. Первоначально тело Петра III похоронили в Александро-Невской лавре, а в 1796 Павел I приказал перенести тело в Петропавловский собор.

Павла I задушили шарфом

Многие историки связывают смерть Павла I с тем, что он посмел покуситься на мировую гегемонию Великобритании. В ночь на 11 марта 1801 года в императорские покои ворвались заговорщики и потребовали отречения Павла I от трона.

Портрет Павла I. Художник С.С.Щукин.Император попытался возразить, и, говорят, даже ударил кого-то, в ответ один из мятежников начал душить его шарфом, а другой нанёс удар в висок императору массивной табакеркой. Народу объявили, что с Павлом I случился апоплексический удар. Цесаревич Александр, в одну ночь ставший императором Александром I, не посмел тронуть убийц отца, а политика России возвратилась в проанглийское русло.Табакерка, которой был убит Павел IВ те же дни в Париже в кортеж Бонапарта бросили бомбу. Наполеон не пострадал, а произошедшее прокомментировал так: «Они промахнулись по мне в Париже, но попали в Петербурге».

Интересное совпадение через 212 лет в тот же день, когда случилось убийство российского самодержца, ушёл из жизни опальный олигарх Борис Березовский.

Александр II – император, на которого было совершено 8 покушений

Император Александр II – старший сын императорской четы Николая I и Александры Федоровны, - остался в истории России как реформатор и освободитель. На Александра II покушений было совершено несколько. В 1867 году в Париже его пытался убить польский эмигрант Березовский, в 1879 в Петербурге - некий Соловьёв. Но эти попытки оказались безуспешными, и в августе 1879 году исполнительным комитетом «Народной воли» было принято решение об убийстве императора. После этого произошли ещё 2 неудачных покушения: в ноябре 1879 года была совершена попытка взорвать императорский поезд, а в феврале 1880 года взрыв прогремел в Зимнем дворце. Для борьбы с революционным движением и охраны госпорядка даже создали Верховную распорядительную комиссию, но предотвратить насильственную смерть императора это не смогло.

Император Александр II13 марта 1881 года, когда царь проезжал по набережной Екатерининского канала в Петербурге, Николай Рысаков бросил бомбу прямо под карету, в которой ехал царь. От страшного взрыва погибло несколько человек, но император остался невредим. Александр II выбрался из разбитой кареты, подошел к раненым, к задержанному, начал осматривать место взрыва. Но в этот момент народоволец-террорист Игнатий Гриневицки бросил бомбу прямо в ноги императору, смертельно ранив его.Храм Спаса-на-крови в Санкт-ПетербургеВзрыв разорвал императору живот, оторвал ноги и изуродовал лицо. Ещё в сознании Александр смог прошептать: «Во дворец, хочу умереть там». Его внесли в Зимний и уложили в постель уже без сознания. На том месте, где был убит Александр II, на народные пожертвования построили храм Спаса-на-крови.

Последний российский император был расстрелян в подвале

Николай Александрович Романов, Николай II, - последний российский император вступил на престол в 1894 году после смерти своего отца, императора Александра III. 15 марта 1917 года по настоянию Временного комитета Госдумы российский император подписал отречение от престола и за себя и за своего сына Алексея и был помещён вместе с семьёй под арест в Александровский дворце Царского Села.

Царская семьяБольшевики хотели провести открытый суд над экс-императором (приверженцем этой идеи был Ленин), а в качестве главного обвинителя Николая II должен был выступить Троцкий. Но появились сведения, что организован «белогвардейский заговор» для похищения царя, и 6 апреля 1918 царскую семью перевезли в Екатеринбург и разместили в доме Ипатьева.Дом Ипатьева. 1928 год. Первые два окна слева и два окна с торца — комната царя, царицы и наследника.Третье окно с торца — комната великих княжон. Внизу под ней — окно подвала, где были расстреляны РомановыВ ночь с 16 на 17 июля 1918 года император Николай II, его супруга императрица Александра Федоровна, их пятеро детей и приближённые были расстреляны в подвале.

Культурология

yarodom.livejournal.com

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...

Шпионаж и доносительство были в чести. В распускании подобных слухов Годунов (скорее всего не без оснований) подозревал семью Романовых. Репрессировав бояр Романовых и их сторонников, и выслав в места отдалённые, а старшего брата Фёдора в Антониев-Сийский монастырь, царь надеялся обеспечить бесконфликтный переход власти в руки своего сына.

Царь Борис Годунов и детиБорис Годунов наблюдает за учением сына-географаБорис Годунов со своей семьейАлексей КИВШЕНКО                    Николай НЕКРАСОВ                Борис ЗВОРЫКИН

Борис Годунов      Борис Годунов выбирает невест      Борис и детиВладимир ФАВОРСКИЙ           Николай НЕВРЕВ          Владимир ФАВОРСКИЙ

Борис Годунов обожал своих детей. Старший сын его умер, поэтому он заботливо и с трогательной любовью относился к сыну Фёдору и дочери Ксении. Воспитывал их с отменным старанием, учил наукам (премудроcти и великому философскому учению), готовил из сына достойного монарха, дочери же мечтал устроить счастливую семейную жизнь. Но даже попытка удачно выдать замуж дочь Ксению закончилась внезапной смертью жениха...

Ксения Годунова           Царевна Ксения Годунова           Ксения Годуноварассматривает изображение своего женихаМария МОЛОДЫХ               Иосиф ВИНЦМАН               Сергей ГРИБКОВ

Принц Густав шведский         Эрцгерцог Maксимилиан ЭрнстАбрахам ВУХТЕР              Йoзeф ХАЙНЦС двумя этими женихами помолвки у Ксении не сложились по разным причинам, а принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский – Иоанн королевич, давший согласие на брак, внезапно скончался, не осталось даже его портрета...

Елизавета БЁМ (ЭНДАУРОВА)

Царь всея Руси Борис ГодуновДжордж СТЮАРТ          Андрей ХОРОБРОВ          Джордж СТЮАРТ

Борис ГодуновЛеонард БОДЕН            Александр БОМШТЕЙН            Василий НЕСТЕРЕНКО

Борис ГодуновПортрет из серии Родословная великих князей и царей российских Кость, ажурная и рельефная резьба, гравировка, раскраска, XVIII век

Девичье поле     Шуйский и Воротынский      Перед собором в Москве     Патриарх ИовБорис ЗВОРЫКИН

Иван Козловский в роли ЮродивогоПавел СКОТАРЬ

Царь Борис и Николка                          &nbspЦарь Борис и Юродивый              Игорь ЕРШОВ         &nbsp                   &nbspВладимир ФАВОРСКИЙ

Борис Годунов, патриарх и бояреВладимир ФАВОРСКИЙ

Борис ГодуновЕвгений КИБРИК

Царские палаты Борис ГодуновВасилий МАСЮТИН                  Клавдий ЛЕБЕДЕВ                  Павел СОКОЛОВ-СКАЛЯ

Владимир СВИТАЛЬСКИЙ

Смерть Бориса Годунова                Царь Борис и царевич Фёдор Василий СУРИКОВ               Владимир ФАВОРСКИЙ

Борис Годунов

13 апреля 1605 года весёлый и бодрый царь Борис Годунов поднялся на вышку, чтобы полюбоваться столицей. Но внезапно почувствовал себя очень плохо, потерял сознание и вскоре скончался.

Борис ГодуновСергей Бондарчук и Виктор Коршунов в роли Бориса ГодуноваСергей ПРИСЕКИН               Роман ЛЕВИЦКИЙ

Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского        Николай ХАРИТОНОВ       Александр ГОЛОВИН    Литография из Театрального магазина 1908 г.

Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова Александр ГОЛОВИН          Фарфоровая статуэтка          Борис ШАЛЯПИН

Борис ГодуновВасилий ШУХАЕВ                    Александр ГОЛОВИН

Бюст Бориса Годунова

Царь Борис Фёдорович Годунов был крупной фигурой своего времени, но и не везло ему тоже по-крупному. И мудр был, и способности у него были немалые, а вот удачи не хватило. Трагедия Царя и его семьи даёт нам понимание того, что не всегда политик волен в реализации своих планов и замыслов, что в Истории есть какой-то свой, часто ужасающий, смысл....

А потомкам остался его образ, запечатлённый в трагедиях, операх, спектаклях, кинофильмах и произведениях изобразительного искусства, к сожалению, не всегда правдивый.

После смерти Бориса Годунова, престол унаследовал его 16-летний сын Фёдор Борисович. Москва присягнула царю Фёдору II, но как-то вяло и равнодушно, как бы приговаривая: Недолго царствовать Борисовым детям. Вот Дмитрий Иванович придёт в Москву... Так и случилось, судьба отмерила новому царю всего лишь два месяца.

Царь Фёдор II Годунов

Царевич Фёдор, сын царя Бориса – Был отрок чуден, Благолепием цветущ, Как в поле крин, от Бога преукрашен, Очи велики, черны, Бел лицом, А возраст среден. Книжному научен почитанью. Пустошное али гнилое слово Из уст его вовек не исходише. Максимилиан Волошин
1 июня 1605 г. из войска Самозванца прибыли послы – Гаврила Григорьевич Пушкин (ага, тот самый, почитаемый поэтом предок) и Наум Плещев. На Лобном месте (которое в то время было трибуной) зачитали грамоту москвичам от Григория Оторепьва. В ней тот обещал всё то, что всегда и везде обещают властители своим подданным: мир и тишину. А ещё всех жаловать беспримерно: бояр и всех мужей сановных честью и новыми вотчинами, дворян и людей приказных милостью, гостей и купцов – льготою и т.д.

У Лобного места Владимир ФАВОРСКИЙ

На Лобном местеЕвгений КИБРИК

Москвичи слушали эту грамоту, а в это время в Кремле сидел законный царь, замечательный юноша, образованный и чрезвычайно умный. Рядом был патриарх Иов, но сделать они ничего уже не могли.

Фёдор ГодуновИз книги В.П. Верещагина История Государства Российскогов изображениях Державных его Правителей

Красная площадьВладимир ФАВОРСКИЙ

     Лобное место      Дом Борисов. Стража у крыльцаБорис ЗВОРЫКИН

А толпа роптала и требовала крови. Ворота в Кремль не были заперты: народ ворвался туда, царь Фёдор с матерью и с сестрою были схвачены во дворце и отведены их в прежний боярский дом; родственники взяты под стражу, имения их разграблены, дома уничтожены. Ревностного приверженца Годуновых патриарха Иова с бесчестием вывели из собора во время самой службы и как простого монаха сослали в Старицкий монастырь. Кязья Голицын и Мосальский с Молчановым, Шелефединовым и тремя стрельцами пошли в старый дом Борисов: царицу Марию задушили скоро, но молодой царь Фёдор боролся отчаянно, однако силы были не равны... Народу официально объявили, что царица и Фёдор Годунов отравились.

216.98 КБАгенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса ГодуноваКонстантин МАКОВСКИЙ Так было положено начало русским цареубийствам, а народ безмолвствовал, если верить поэту...

Владимир ФАВОРСКИЙ

Фёдор ГодуновПортрет из серии Родословная великих князей и царей российских Кость, ажурная и рельефная резьба, гравировка, раскраска, XVIII в.

Вот такого царя мы потеряли. Известно, что ещё цесаревичем Фёдором Борисовичем Годуновым самолично был составлен оригинал одной из первых собственно русских карт страны (карты, подготовленные иностранными специалистами, появились еще в XVI веке). По автографу Годунова в 1614 году известным голландским картографом XVII в. Гесселем Герритсом карта была подготовлена к печати. Затем карта в различных вариантах публиковалась в атласах XVII в.

Лист, отпечатанный Герритсом, включает также врезку с планом Москвы.

Цветная врезка справа изображает Архангельск.

Царевну Ксению убийца матери и брата взял к себе в дом, где она ждала самозванца, не велевшего казнить царевну, "дабы красотой её насладиться". Но об этом в другой раз...

Портрет Григория Петровича Годунова 1686 г.Мастер Оружейной палатыРод Годуновых пресёкся в 1704 году со смертью стольника Григория Петровича Годунова.

А теперь собственно то, с чего и начался этот рассказ. О параллелях. И недоброй посмертной славе царя Бориса Годунова.

Казалось бы, прошло время, страсти улеглись, в любом случае ни царевича, ни других действующих лиц уже давно не было в живых, история стала забываться, но тут очень вовремя подсуетились наши ВСЁ – учёный, историк, поэт, драматург и т.д.

Первым оживил Угличское дело Михайло Васильевич, который без обиняков в своём Кратком российском летописце заявил, что узурпировавший власть вопреки воле царя Фёдора, Борис Годунов велел злодейски убить Царевича Дмитрия Ивановича, что привело к пресечению царского рода. И вообще Ломоносов не нашёл ни одного доброго слова в адрес Годунова и его правления – узурпатор, убийца, губитель, хищник. Похоже это пришлась по душе правящей династии, став с тех пор официальной версией.

Николай Карамзин пошёл ещё дальше, рассказав душещипательную историю надменного и жесткосердного Годунова, томимого душевным гладом и желавшим того, чего не имел – святого и лучезарного Престола... И разработавшего страшный план преступления. Карамзина поддержал друг, поэт Александр Пушкин, решивший в трагедии Борис Годунов, по-видимому, показать своего родича в роли оппозиционера ненавистному режиму и приобщиться к воцарению Романовых на троне...

Смирив крамолу и коварство И ярость бранных непогод, Когда Романовых на царство Звал в грамоте своей народ, Мы к оной руку приложили… А.С. Пушкин Моя родословная (1830)
Затем последовали трагедии Алексея Константиновича Толстого, которые несмотря на сопротивление автора, были подредактированы цензорами в нужном русле, ну, а далее оперы, спектакли, живопись, кино сделали своё дело и образ царя-детоубийцы Бориса Годунова доселе живёт и процветает.

pro100-mica.livejournal.com

«Борис Годунов». История создания в датах и картинах

125 лет назад, в конце 1888 года в Большом театре была осуществлена красочная и масштабная по великолепным декорациям постановка оперы «Борис Годунов». Она  прошла 11 раз в течение двух сезонов, а потом как-то исчезла из репертуара… 

В 1901 году, в связи с переходом в Большой театр Ф.Шаляпина, состоялось возобновление «Бориса Годунова» в редакции Римского-Корсакова. До 1916 года опера звучала на сцене  39 раз. В 1905 году спектаклем дирижировал сам С.Рахманинов, а современники отнесли его выступление к числу больших капельмейстерских удач композитора. Ф.Шаляпин немало способствовал закреплению «Бориса Годунова» в репертуаре Большого, равно как и пропаганде оркестровой редакции Римского-Корсакова, которую великий бас предпочитал остальным. Благодаря популярности Ф.Шаляпина, в Большом театре закрепилась традиция исполнения «Бориса Годунова» как психологической драмы царя. Однако этот образ Ф.Шаляпин возвысил, сделав главной темой оперы страдания правителя Руси. 

Модест Мусоргский приступил к сочинению своего гениального творения  в 1868 году на сюжет трагедии Пушкина «Борис Годунов» - труду, который занял более пяти лет и ознаменовал новую эпоху в истории музыкального театра. В течение осени и зимы того же года один за другим были созданы клавиры нескольких музыкальных картин, в следующем году написана партитура, завершенная 15 декабря 1869 года. Взять пушкинский сюжет в качестве литературной основы посоветовал композитору известный историк В.В.Никольский.

С февраля 1871  по июль 1872 года опера претерпевала различные изменения. Самыми значительными из них  стали сочиненные М.Мусоргским две польские картины и сцены под Кромами. Из партитуры были  исключены сцены у Собора Василия Блаженного (взамен ее и была введена сцена под Кромами), а также существенно переработаны сцены в тереме. М.Мусоргскому пришлось создать новую рукопись, оставив версию сцены в тереме 1869 года без изменения. 

В процессе работы над оперой композитор до предела сжал сценическое действие, сократив количество картин (если у Пушкина их более 20, то в первой редакции оперы лишь семь) и в то же время укрупнив каждую из них. Важнейшим изменением стало усиление театрального действа, эмоциональной напряженности. В дальнейшем опера также много раз подвергалась переделкам.

До наших времен опера дошла в том виде, в котором она была поставлена в 1948 году.

Главной и героической задачей постановщиков в то время было сохранить, а не изменить, защитить, а не взорвать сюжет оперы,  представить его без идеологических наслоений. Конечно, «Борис Годунов» 1948 года несколько эстетизировал и идеализировал историю, представляя ее выстроенной по законам художественности, не такой, какой она была, а такой, какой она могла бы быть.

Радуя зрителей долгие годы, опера М.Мусоргского «Борис Годунов» была представлена великолепным созвездием талантливых исполнителей. Многие выдающиеся солисты Большого театра создали в этом спектакле неповторимые образы, внесли в него новые краски, нюансы.

«Борис Годунов» сегодня  – это опера, наполненная яркими историческими моментами, звучанием голосов от баритона до меццо-сопрано, великолепными многоуровневыми декорациями. 

Впечатляет многоярусное расположение на сцене  действующих лиц: простые люди, изнемогающие под тяжестью многочисленных верхних «наслоений» из бояр, сановников, служителей церкви, царских телохранителей, - все это производит сильнейшее впечатление на зрителей.

Четырехчасовая опера слушается  на одном дыхании. Чарующая музыка, многоголосие хоров, фантастические декорации воспроизводят картины поистине эпического масштаба. «Бориса Годунова» по праву можно считать не только спектаклем-символом Большого, но и одновременно спектаклем-загадкой, которую каждое поколение разгадывает по-своему…

culturedip.interaffairs.ru

Не много лиц нам память сохранила...

НЕ МНОГО ЛИЦ НАМ ПАМЯТЬ СОХРАНИЛА...

Старинные   гравюры — своеобразные   иллюстрации к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Пушкина всегда привлекала богатая событиями российская история. С годами он все чаще обращался к ней в своих произведениях. «Уважение к минувшему,— считал поэт,— вот черта, отличающая об­разованность от дикости». Одна из вершин творческой мысли Пуш­кина — трагедия «Борис Годунов», написанная в 1824—1825 годах в Михайловском. В ней поэт обратился к драматическому и во многом загадочному эпизоду родной истории.

И. Штенглин. Портрет Бориса Годунова. Гравюра черной манерой. 1742.Работая над «Борисом Годуновым», Пушкин ис­пользовал не только «Историю государства Рос­сийского» Н. М. Карамзина, русские летописи и ска­зания, но и, вероятно, некоторые изобразительные материалы. В первой четверти XIX века в России были широко распространены старинные гравюры с изображениями деятелей Смутного времени. «Не много лиц мне память сохранила»,— говорит один из героев трагедии, монах-летописец Пимен. Еще меньше достоверных портретов дошло до Пушкина. Тем интереснее рассматривать эти гравюры, являю­щиеся своеобразными иллюстрациями к «Борису Годунову».

В середине XVIII столетия возрос интерес русско­го общества к национальной истории. Работавший в России мастер из немецкого города Аугсбург Иван Штенглин выполнил с 1742 по 1780 год серию гра­вированных портретов русских царей. Среди них -изображения Бориса Годунова и Василия Шуйского, образы которых впоследствии привлекли присталь­ное внимание Пушкина.

Штенглин работал в распространенной в те годы технике черной манеры, или меццо-тинто. Эта тех­ника основана на создании особой шероховатой доски, с которой шероховатости сглаживаются в тех местах, где на гравюре должны быть более или менее светлые детали. Это позволяет передавать светотень с чрезвычайным богатством переходов. В то же время число оттисков с доски при использо­вании черной манеры невелико, а сама работа кро­потлива и трудоемка.

Штенглин делал свои гравюры, видимо, с каких-то не дошедших до нашего времени портретов, вернее, парсун, сочетавших приемы иконописи и светской живописи. Сама черная манера очень удачно подо­шла для такого рода изображений, вызывая воспо­минания о потемневших от времени досках, о по­тускневших красках и позолоте. В облике Годунова и Шуйского еще много иконописного, идеального, но все же чувствуется попытка создания портрета в современном понимании слова.

Оба портрета одинаковы по композиции, украшены пышными рамками в стиле барокко и сопровож­дены подробным перечислением царских титулов на русском и латинском языках. Все внимание гравер сосредоточил на лице. Оно как бы выхвачено лучом света из общего темного фона гравюры.

Лик Годунова мрачен, на нем отразилась сложная игра страстей. Передана своеобразная внешность царя — среди его предков были татары. Перед нами 47-летний Борис, который, по свидетельству летопи­сей, был «величественен красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким». Но, добавлял беспристрастный летописец, «Борис не имел нисколь­ко добродетели». Лицо этого человека удивительно удалось граверу Кажется, что в нем узнаешь Году­нова таким, каким он предстает у Пушкина, напри­мер, в словах Шуйского:

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха...

Борис изображен как раз в царском облачении, в шапке Мономаха. Внешне он уверен в своих силах, но это действительно внешне. Веришь Пушкину - некогда этот человек со стоном произнесет - «Ох, тя­жела ты, шапка Мономаха!» Правая рука уверенно держит символ царской власти — державу, и только невольная вялость левой руки - со скипетром выдает внутреннюю неуверенность царя, которому еще надо утвердить себя в звании монарха перед людьми и бо­гом. Он держит скипетр четырьмя пальцами, а ми­зинцем, как бы для оберега, прикасается к тяжелому нагрудному кресту В трагедии Пушкина Годунов оп­равдывает свое право на престол, ставя себя в ряд «царей законных, назначенных, избранных всена­родно, увенчанных великим патриархом...». Но сколь­ко страшных дел, казней, крови за этим правом на трон? Невольно рука Бориса тянется к спасительно­му кресту.

И. Штенглин. Портрет Василия Шуйского. Гравюра черной манерой. 1742.В той же манере, с теми же атрибутами царской власти изображен и другой временный правитель России — Василий Шуйский. В его облике больше идеализации. Если Борис Годунов хотя бы своим внешним благообразием отвечал народным представ­лениям о царе, то лысоватый, с маленькими подсле­поватыми глазками, красным носом и жидкой бороденкой, Шуйский не был похож на сказочно-лето­писного монарха. Неизвестному автору портрета, с которого делал гравюру Штенглин, пришлось не­мало потрудиться, чтобы перед зрителем предстал светлоглазый строгий человек с иконописным благо­честивым лицом. Только внимательно рассматривая гравюру, можно уловить неприятные, жесткие склад­ки в уголках губ. Есть в этом лице и решительность, заставляющая вспомнить сцену из «Бориса Году­нова», когда в царской думе один Шуйский не по­боялся подать голос при решении сложного вопроса. Бояре переговариваются между собой, и один сооб­щает другому

Я — признаюсь — не смел поднять очей,

Не смел вздохнуть, не только шевельнуться...

Его собеседник отвечает-

А выручил князь Шуйский. Молодец!

На гравюре уже не князь, а полновластный царь. По-другому, чем Годунов, держит он скипетр: с ре­шительностью, свойственной его натуре, Шуйский крепко сжал его в кулаке.

Как внешне ни сильны, ни уверенны Годунов и Шуйский, обоим уготован печальный удел: первому — внезапная смерть среди боярской смуты и крушение всех честолюбивых замыслов, второму — изгнание, смерть на чужбине и позорное погребение «на распу­тий». Несомненно, работая над изображениями двух временных правителей России, Штенглин знал их исторические судьбы, и это не могло не сказаться в его отношении к художественному материалу.

Другая группа портретов связана с Дмитрием Самозванцем и его окружением.

Портрет Дмитрия Самозванца. Гравюра резцом Луки Килиана с оригинала неизвестного художника. 1606.Хотя личность Самозванца загадочна, таинствен­на, окружена ореолом легенд и до сих пор вызывает споры историков, портреты его достоверны и реали­стично передают характерные черты внешности. Ес­ли гравюры с изображениями Годунова и Шуйского сделаны спустя 150 лет (хотя, видимо, с прижизнен­ных оригиналов), то портрет Дмитрия Самозванца награвирован при его жизни и приложен к поздрави­тельной брошюре, изданной в Кракове в 1605 году по случаю бракосочетания Марины Мнишек с Дмит­рием. Вернее, по обычаю того времени ее обвенчали сначала с доверенным лицом новоявленного цареви­ча послом Афанасием Безобразовым, а уже в Москве Самозванец встречал Марину, приветствуя ее как русскую царицу.

На гравюре Дмитрий изображен в гусарском каф­тане, который он носил постоянно. По словам совре­менников, у него был большой рот, толстые губы, крупный нос, на лице две бородавки: одна на носу, другая на лбу Таким описанием, а возможно, и изо­бражением воспользовался Пушкин, создавая знаменитую сцену на Литовской границе. Сначала Дмит­рий, а потом Валаам читают описание наружности беглого чернеца Гришки Отрепьева «А ростом мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голу­бые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу дру­гая». На гравюре Самозванец некрасив, только про­стые черты слегка сглажены да глазам придано вы­ражение кротости и терпения. По широкой овальной рамке идет латинская надпись, в которой Дмитрий именуется «московским господином и царем Димитреусом, сыном Иоанна». Как тут не вспомнить из­вестный монолог Самозванца «Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла...»

После смерти Самозванца были попытки исказить его реальный облик. Оттиски гравюр делали с тех же досок, но с подновлениями, то лицо начинало пест­реть бородавками, то курносый нос превращался в свисающий длинный клюв, из-под которого торчали клочья немыслимых усов. А ведь Дмитрий не носил ни бороды, ни усов. Такие фантастические портреты чрезвычайно редки и могут расцениваться как своеоб­разный исторический курьез.

Портрет Георгия Мнишека. Гравюра резцом Луки КилианаОсобенности гравюр, изображающих Самозванца и людей из его окружения, объясняются их западным происхождением. Если портреты Годунова и Шуй­ского еще находятся в русле иконописной традиции с элементами светского письма, то изображения Дмитрия, Марины и Георгия (Юрия) Мнишек ха­рактерны для европейской реалистической живопи­си начала XVII века. Откровенен портрет тестя Дмит­рия — Георгия Мнишка, созданный гравером Лукой Килианом. В лице и позе — уверенность и сила знаю­щего себе цену воеводы. Тут нет аристократической утонченности, скорее это лицо расчетливого куп­ца, предприимчивого и хитрого, способного торго­вать чем угодно, даже родной дочерью. Таким же он предстает и в трагедии Пушкина, всеми силами стре­мится, чтобы Марина «не упустила» русского «ца­ревича».

Портрет Марины Мнишек. Литография 1830-х годов с оригинала неизвестного художника 1606 года.Портрет Марины Мнишек иной. Гравюра, прило­женная к брошюре, видимо, не в полной мере пере­дает красоту надменной польки. Она изображена в характерном западном костюме с тяжелыми расши­тыми рукавами буф, огромным гофрированным во­ротником; волосы по моде начала XVII века высоко подобраны, уложены короной и богато убраны жем­чугом. Лицо холодно и надменно. В сцене «Бориса Годунова» в замке Мнишка в Самборе танцующие кавалер и дама обсуждают внешность Марины, и ес­ли дама называет ее красавицей, то кавалер гово­рит -

Да, мраморная нимфа,

Глаза, уста без жизни, без улыбки.

Но в этом сдержанном, даже холодном лице чувствуется одна страсть — честолюбие. Самозванец по­нимал, каких слов ждет от него гордая красавица.

... День целый ожидал

Я тайного свидания с Мариной.

Обдумывал все то, что ей скажу,

Как обольщу ее надменный ум,

Как назову московскою царицей...

Когда же наконец мечты честолюбивой Марины сбылись и она стала московской царицей, граверы под ее изображениями неоднократно повторяли рос­черк ее быстрого пера. «Маппа Тгаппе» (Марина — царица московская)

С этой гравюры на протяжении XVII, XVIII и пер­вой половины XIX веков неоднократно делались по­вторения. Можно без преувеличения сказать, что пе­ред нами один из самых популярных женских порт­ретов в России. Что-то зловещее было е облике и судьбе Марины Мнишек. Словами Пушкина можно сказать, что она явилась на нашей земле «как безза­конная комета в кругу расчисленных светил». Крат­ким оказалось торжество авантюристки. Однако пе­рипетии ее жизни продолжали волновать все новые и новые поколения. И когда в России появилась ли­тография, в 1820—1830 годах было сделано боль­шое число воспроизведений старой гравюры.

До нашего времени дошли изображения событий Смутного времени, правда, в гравюрах XVIII века: «Голод при царе Борисе» и «Убийство царевича Дмитрия». Оба этих изображения представляют со­бой художественный вымысел и потому не обладают тем ароматом достоверности, подлинности, которым веет от портретов Годунова, Шуйского, Самозванца, Марины и Георгия Мнишек. Старинные гравюры сохранили облик этих людей, а магическая сила пуш­кинского слова как бы воскресила их живые голоса в трагедии «Борис Годунов».

Е. ЗИМЕНКО

А. С. ПУШКИН ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Гордиться славою своих предков не только мож­но, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило,— говорит Карамзин,— ставит уважение к предкам в достоин­ство гражданину образованному». Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего осво­бождения... Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца.

«Отрывки из писем, мысли и замечания». 1827

Вы читали... сцену летописца (в «Борисе Годуно­ве».— Ред.) Характер Пимена не есть мое изобре­тение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умили­тельная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое...   совершенное   отсутствие   суетности,   при­страстия — дышат  в  сих  драгоценных  памятниках времен давно минувших.

«Письмо к издателю «Московского вестника». 1828.

Дикость, подлость и невежество не уважает про­шедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим.

«Опровержение на критики». 1830.

...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как че­ловека с предрассудками — я оскорблен,— но кля­нусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.

Письмо к П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 года.

shedevrs.ru

Обзор картины венчания из оперы «Борис Годунов».

Картина венчания на царство развернута во всем блеске официальной парадности. Площадь в Кремле, опоясанная громадой храмов и царских теремов. Стиснутая между соборами толпа народа. Торжественный колокольный звон. Шествие бояр, духовенства и стрельцов. Трубачи и хор славы царю «во сретенье». Перед нами не ликование всенародного празднества, а неподвижное благолепие парадной церемонии, в которой народ участвует по принуждению.

Но есть в этом тяжелом благолепии некая «гипнотическая» сила древнего обряда. И ею превосходно воспользовался Мусоргский в музыкально-драматургической композиции сцены коронации. Грандиозный трезвон, открывающий царское шествие, служит организующим началом сцены и в то же время - декоративным контрастом подневольному хору славы. Торжественный колокольный звон, со всеми его затейливыми переливами и переборами, построен на неподвижной гармонии двух «вибрирующих» созвучий, что создает впечатление застывшей мощи. О звукоизобразительном мастерстве воспроизведения перекликающихся звонов (в оркестре и на сцене) говорить не приходится - оно самоочевидно.

Хор славы, основанный на традиционной величальной теме («Уж как на небе солнцу красному...», C-dur), разработан скупо. Стремясь к психологической правде выражения, Мусоргский придал этому хору суровую аскетичность однокрасочного звучания. Народ славит Бориса поневоле; все же он еще смутно надеется, что, быть может, с избранием нового царя наступит облегченье. Вовлеченный в парадный обряд коронации, он старательно «орет» славу, вступая и умолкая по знаку Шуйского, главного распорядителя торжества...

Удивительное сочетание декоративности и психологизма составляет особенность музыкальной драматургии этой картины. Центральное место в ней занимает монолог царя Бориса. Он величаво возвышается на картинно-статическом фоне торжества коронации. У Пушкина Борис произносит свою первую речь в Кремлевских палатах перед патриархом и боярами (четвертая сцена):

Ты, огче патриарх, вы все, бояре, Обнажена моя душа пред вами: Вы видели, что я приемлю власть Великую со страхом и смиреньем. Сколь тяжела обязанность моя!

В опере Борис выступает с паперти собора на площади - перед «всем народом». Первый его выход начинается внутренним монологом «Скорбит душа...», и первые же его слова, выражающие тайную тревогу зловещего предчувствия, звучат трагическим противоречием торжественной обстановке пышного обряда венчания на царство: Скорбит душа! Какой-то страх невольный Зловещим предчувствием Сковал мне сердце.

Слова эти обращены внутрь, к самому себе, а не к народу, но вызваны они затаенной думой о народе, тревожащей сознание Бориса. То, что в пушкинских строфах дано лишь тонким намеком - «..приемлю власть великую со страхом и смиреньем», - рельефно подчеркивается средствами музыкальной драматургии, вырисовывающей облик трагического героя в первом же его монологе. Мусоргский мудро избирает новую сценическую ситуацию, точно соответствующую его смелому замыслу.

Народ и царь на площади. Грандиозная звуковая панорама коронации и скорбная сосредоточенность раздумья Бориса. В этом, поистине шекспировском, сопоставлении завязывается узел психологических противоречий народной музыкальной драмы.

Монолог краток. По форме лапидарен. Тем острее воспринимается напряженность выраженного в нем душевного состояния героя. Музыка стократ усиливает драматизм сценической ситуации. В гулкой тишине звучит сумрачно-величавая тема раздумья Бориса. После безраздельно господствовавшего C-dur'a (колокольный звон и славление) - «колеблющийся» c-moll (переменный лад с - Es). Интонация скорбного вздоха, выразительно оттененная аккордом шестой минорной ступени. Ниспадающая линия речитатива, окрашенная темным тембром оркестровки (фаготы в низком регистре при словах: «Зловещим предчувствием сковал мне сердце»). Начальная тема - импульс развития, раскрывающего столь же простыми средствами сложный эмоционально-психологический строй монолога. Борис возносится мольбою ввысь («О, праведник, о, мой отец державный!..»), прося на власть священное благословенье. Интонации темы расплываются в мягко тремолирующих гармониях, образуя дрожащий звуковой нимб (струнные и дерево в верхнем регистре). Когда же Борис, все в том же молитвенном настроении, смиренно произносит слова присяги - «Да буду благ и праведен, как ты; да в славе правлю свой народ», - в оркестре возникает смутный облик темы вступления к Прологу.

Клятва выпрямляет фигуру Бориса. Обряд заканчивается: «Теперь поклонимся почиющим властителям Русии...». Мрачный колорит монолога проясняется; в музыке - неторопливый поворот к торжественному C-dur'y. Властно, «с царственным величием» (ремарка Мусоргского) звучат заключительные слова самодержца, обращенные ко всем окружающим: «А там - сзывать народ на пир, всех, от бояр до нищего слепца...». Царское шествие медленно движется к Архангельскому собору, вновь сопровождаемое великим трезвоном и кликами толпы...

Венчание Бориса на царство состоялось 1 сентября 1598 года. Пять лет прошло с тех пор. В эти тревожные годы назревали события, бурно нарастающее развертывание которых потрясло московское государство. О них пойдет рассказ в опере. Пролог - экспозиция народной музыкальной драмы. Первое действие - ее начало.

< Предыдущая Следующая >
 

glinka-capella.ru

Мусоргский | Опера «Борис Годунов»

Опера «Борис Годунов»

СЮЖЕТ | ИСТОРИЯ | ЗАПИСЬ | КЛАВИР | ДИСКОГРАФИЯ

  • «Борис Годунов» →
  • Великое свершение (глава биографического очерка, посвященная опере) →
  • В боях за «Бориса» (глава биографии, посвященная опере) →
  • А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912 Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина.

    Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.

    Действующие лица:

    Борис Годунов (баритон или бас), Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

    Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

    Пролог. Картина первая. Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть». Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

    Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, — вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир — «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звоном.

    Действие первое. Картина первая. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.

    Картина вторая. В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются пристава. В надежде на поживу — старцы собирают милостыню — пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама — кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама — может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому — прыжок за окно, и поминай как звали...

    Действие второе. Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем — и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери — он видит отмщение за совершенное злодейство — убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.

    Действие третье.Картина первая. В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.

    Картина вторая. Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа веселых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.

    Василий Суриков. 'Юродивый'. Фрагмент картины 'Боярыня Морозова' 1887 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.Действие четвертое. Картина первая. Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством — петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные — весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода — «Богородица не велит. Таков и приговор народа.

    Картина вторая. В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль — схима, «в монахи царь идет». Борис умирает.

    Картина третья. Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущовым. Тут как тут Варлаам и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это один приговор у народа — «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый. Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.

    К. Коровин 'Борис Годунов. Коронование.' 1934. Эскиз декорации к опере Мусоргского 'Борис Годунов' Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского. Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором. Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.

    Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):

    «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

    Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

    «Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

    Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

    При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

    Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

    Чтобы легче было ориентироваться в различиях авторских редакций оперы, а также яснее осознавать суть режиссерских решений при современных постановках оперы, мы приводим здесь схематичный план обеих редакций Мусоргского.

    Первая редакция (1870) ДЕЙСТВИЕ I Картина 1. двор Новодевичьева монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.ДЕЙСТВИЕ II Картина 3. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.Картина 4. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.ДЕЙСТВИЕ III Картина 5. Царский терем в Кремле; Борис с детьми; боярин Шуйский рассказывает о Самозванце; Борис испытывает муки и угрызения совести.ДЕЙСТВИЕ IV Картина 6. Площадь у собора Василия Блаженного; Юродивый называет Бориса царем Иродом.Картина 7. Заседание Боярской думы; смерть Бориса.Вторая редакция (1872) ПРОЛОГ Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.ДЕЙСТВИЕ I Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.ДЕЙСТВИЕ II (На картины не делится) Ряд сцен в царском тереме в Кремле.ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ) Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке.Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана.ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.Картина 2. Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным — частично — из первой редакции).

    А. Майкапар

    ЗАПИСЬ ОПЕРЫ В MP3

    Борис Годунов………………………………………………………Александр Пирогов (бас) Ксения, дочь Бориса………………………………………………Елена Кругликова (сопрано) Фёдор, сын Бориса…………………………………………………Бронислава Златогорова (меццо-сопрано) Мамка Ксении………………………………………………………Евгения Вербицкая (низкое меццо-сопрано) Князь Василий Иванович Шуйский………………………………Никандр Ханаев (тенор) Андрей Щелкалов, думный дьяк…………………………………И. Богданов (баритон) Григорий Отрепьев, он же Самозванец под именем Димитрия…Георгий Нэлепп (тенор) Пимен, летописец, монах-отшельник……………………………Максим Михайлов (бас) Юродивый……………………………………………………………Иван Козловский (тенор) Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы…………………Мария Максакова (сопрано) Варлаам, бродяга……………………………………………………Василий Лубенцов (бас) Мисаил, бродяга………………………………………………………В. Якушенко (баритон) Хозяйка корчмы………………………………………………………Александра Турчина (меццо-сопрано) Пристав………………………………………………………………С. Красовский (бас) Боярин Хрущёв, Ближний боярин…………………………………А. Перегудов (тенор) Голоса из народа: Митюха……………………………………………………………И. Сипаев (бас) Бабы………………………И. Соколова, М. Кузнецова (меццо-сопрано и сопрано) Парень……………………………………………………………Н. Хапов (тенор)

    Хор и оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижёр Николай Голованов. Запись 1949 года.

    Bitrate: 192 kbps | Общее время звучания: 2.42.11 | Размер: 222 МБ | Формат: mp3

    01. Пролог. Картина 1. Сцена у Новодевичьего монастыря02. Пролог. Картина 2. Сцена коронации. 1-й монолог Бориса03. Действие I. Сцена в келье. Монолог Пимена 04. Действие I. Сцена в корчме. Песня Варлаама05. Действие II. Сцена в тереме. 2-й монолог Бориса06. Сцена с князем Шуйским. Сцена "Часы с курантами"07. Действие III ("Польский акт"). Сцена у фонтана08. Действие III. Сцена у собора Василия Блаженного09. Действие IV. Боярская дума10. Действие IV. Рассказ Пимена, смерть Бориса11. Действие IV. Сцена под Кромами

    КЛАВИР (редакция Н. А. Римского-Корсакова)

    Действующие лица, оглавлениеПрологI действиеII действиеIII действиеIV действие

    ДИСКОГРАФИЯ:

    CD - Philips (авторская редакция). Дирижер Федосеев, Борис (Ведерников), Самозванец (Пьявко), Марина (Архипова), Пимен (Маторин), Варлаам (Эйзен).

    CD - Erato (авторская редакция). Дирижер Ростропович, Борис (Р. Раймонди), Самозванец (Полозов), Марина (Вишневская), Пимен (Плишка), Варлаам (Тезарович).

    CD - Decca (редакция Римского-Корсакова). Дирижер Караян, Борис (Гяуров), Самозванец (Шписс), Марина (Вишневская), Пимен (Тальвела), Варлаам (Дяков).

    "Мелодия" (редакция Римского-Корсакова). Дирижер Голованов, Борис (Рейзен), Самозванец (Нэлепп), Марина (Максакова), Пимен (М. Михайлов).

    Иллюстрации: А. Головин. Портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912 г. Василий Суриков. "Юродивый". Фрагмент картины "Боярыня Морозова" 1887 г. К. Коровин "Борис Годунов. Коронование." 1934. Эскиз декорации к опере Мусоргского "Борис Годунов"

    www.mussorgsky.ru


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта