Бэкон, Фрэнсис (Художник). Бэкон художник картины


Бэкон, Фрэнсис (Художник) - это... Что такое Бэкон, Фрэнсис (Художник)?

Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Bacon; 1909, Дублин — 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.

Биография

Родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать — культурная и общительная женщина. В 1914 г. семья переезжает в Лондон. Частые переезды, болезнь (астма) помешали Фрэнсису получить систематическое образование.

В 1925 г. за склонность юноши к гомосексуализму, понять которую отец не смог, Френсиса выгнали из дома. Фрэнсис, чтобы выжить, подрабатывает. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотром дяди. Бэкон увлечён этим городом; через два месяца он — в Париже, где изучает французский язык и работает, как декоратор и дизайнер. Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе South Kensington мастерскую; там он работает до 1932 г.

К 1933 г. относится «Распятие». Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Art New». Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ.

К 1937 г. относится начало дружбы Бэкона с другим знаменитым художником, Грэмом Сазерлендом.

После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта.

«Три этюда фигур в ногах Распятия», 1944 г. экспонируются в галерее «Лефевр» и делают много шума. «Живопись 1946», 1946 г. куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 г. Он работает с «Ханновер Гэлери» до 1958 г. и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. К этому периоду относятся первые серии картин на тему «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса.

В 1952 г. он совершает поездку на юг Франции, в места, где жил и работал Ван Гог. Он пишет цикл удивительных пейзажей.

К 1953 г. относятся портреты и этюды на тему всё того же портрета Веласкеса. «Три этюда фигур в ногах Распятия», 1944 г. подарены коллекционером «Тэйт Гэлери». В следующем году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианском Бьеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса.

В 1955 г. — первая ретроспективная выставка Ф. Бэкона в Институте современных искусств, в Лондоне. К этому времени относится серия работ на тему уничтоженной во время войны картины Ван Гога «Художник на дороге в Тараскон». До 1960 г. Бэкон живёт в Танжере (Марокко), где знакомится с авангардными писателями, — такими, как Вильям Берроуз, Аллен Гинсберг и др.

После выставок в Париже (1957), в Турине, Милане и Риме Ф.Бэкон подписывает контракт с «Мальборо Файн Гэлери». Он участвует в «Документа II», в Касселе и Пятом Бьеннале в Сан-Паулу.

В 1960 г. он устраивает мастерскую (опять-таки в гараже: Reece Mews) в том же районе, в South Kensington и там работает до смерти (в настоящее время это музей-мастерская Бэкона).

К 1962 г. относится ретроспектива художника в Тэйт Гэлери. В следющем году — встреча с Жоржем Дайером, который становится моделью многих его работ. Ретроспективы в музее Гугенхейм и в Чикаго. Важный триптих «Три фигуры в комнате» датирован 1964 г. (обычные размеры триптихов Бэкона: каждый холст — 198х147, 5 см), новый триптих «Распятие», 1965 г.(Мюнхен, Государственная Галерея современного искусства). Большая редкость в искусстве Бэкона — женские портеты — портреты и этюды Изабель Рауторн, 1964—1967 гг.

В 1960-х годах Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения.

В 1968 г. — первая поездка в Нью-Йорк. «Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота», 1967 г.

В 1971 г. — ретроспектива в Гран-пале, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. Смерть Жоржа Дайера — триптих «Этюд для портрета Жоржа Дайера», 1971 г. Портреты и представление смерти Ж.Дайера — так же в ряде других работ.

К 1974 г. относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который станет его новой моделью и наследником. Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в музее Метрополитэн) и знакомится с Э. Уорхолом (1975 г.). Он так же выставляется в Мадриде и Барселоне (1978 г.). «Триптих на тему „Орестейи“ Эсхила», 1981 г. — одна из важных работ этого периода. В конце 1980-х Бэкон экспонировался в восточном Берлине и даже — в Москве, в Третьяковской Галерее (1988 г.).

Фрэнсис Бэкон посетил большую выставку Веласкеса в Прадо, в 1990 г. Он умер в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа.

Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел: ни животные, ни люди — одинокие раскоряченные фигурки, которым мучиться на унитазе, на поверхности лежака или — на стуле; в ванной или — в каком-то потаённом, интимном месте. Кроме того, ударом кисти они превращаются в уродов, монстров: одноглазых, безруких, обрубочных, членистоногих.

Живопись Бэкона всегда на грани риска, экспрессивна и импровизационна. Тем не менее, попытка организации пространства у Бэкона постоянна: перспектива, линия горизонта, параметры трёхмерного пространства (вроде клетки или — аквариума).

Если ранние работы Бэкона довольно тёмные, то в дальнейшем они становятся более активными по цвету и даже — декоративными (излюбленные художником жёлтые, брусничные, вишнёвые, оранжевые цветовые тона; реже — холодные, где предпочитаемые — чёрные, тёмносиние, серо-зелёные).

Вся энергия, экспрессивность живописи Бэкона — в скульптурности, в этих изломах форм, в этой массе, типа лавы. С текучестью связана деформация, которая в живописи Бэкона кажется естественной и необходимой.

Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями, репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии), фрагментами страниц из журналов, газет. Он считал фотографию третьим глазом, который схватывает невидимые и непредусмотренные моменты бытия: фотография схватывает утечку, она — объективна. Но художник вкладывает в неё собственную эмоцию — ту, что Бэкон считал «тайной живописи».

Цитаты

«Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи…Я — это посредник выразительности на службе происшествия и случая» (Ф. Бэкон)

О нем

  • Мишель Лейрис. Большая игра Фрэнсиса Бэкона// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.115-123.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Бэкон Фрэнсис (1909-1992) биография

Этюд к портрету Изабель Росторн. Фрэнсис Бэкон Френсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в Ирландии. Его отец объезжал лошадей и готовил их к скачкам. Он был потомком знаменитого философа Фрэнсиса Бэкона. Свое образование Френсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой.   Когда ему было шестнадцать лет, родители узнали, что он имел гомосексуальные контакты с некоторыми конюхами из их конюшни. Когда его поймали за примеркой нижнего белья матери, то выгнали из дома. Он уехал в Лондон, где увлекся сценическим искусством.  Австралийский художник Рой де Мейстре, который был на шестнадцать лет старше Бэкона, стал его любовником и учителем. В 1930 году они вместе устроили выставку в гараже в Южном Кенсингтоне, который Бэкон использовал как студию.   В течение нескольких следующих лет Бэкон курсировал между Лондоном, Парижем и Берлином, появляясь в барах для трансвеститов с некоторыми гангстерами и бандитами, писал картины , продавал мебель и ковры собственного дизайна. От того периода его творчества осталось очень немногое, так как он уничтожил основную часть своих ранних работ, предпочитая жить в более или менее полной безвестности. На выставке в 1945 году экспонировался его триптих "Три стадии образа на основе распятия", который шокировал мир искусства.  В очень многих его картинах были использованы работы старых мастеров. Его серия "Орущие Папы", например, из которых самая известная работа "Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса" исказила оригинальные образы испанского художника XVII века Диего Веласкеса до неузнаваемости, придав им ужасающие, шокирующе экспрессивные формы нашего темного столетия. На одной из этих картин визжащий понтифик был заключен в стеклянную клетку. На другой - на него с фланга нападает обглоданная туша быка, этот сюжет был позаимствован у Рембрандта.  Хотя в его картинах прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, Бэкон всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь".   Бэкон описывал технику своего письма таким образом: "Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа."  Звезда Бэкона загорелась на небосклоне английской художественной жизни в 1945 году, когда на выставке в лондонской галерее Лефевр появился его большой триптих "Распятие": на кирпично-красном фоне три антропоморфных существа извивались в конвульсиях словно на пыточном станке или в кресле хирурга, и их глыбообразные тела завершались зияющими отверстиями кричащих ртов. Эта картина никому неизвестного тогда художника, по мнению критиков, выдерживала соседство с представленными здесь же работами Генри Мура и Грамма Сазерленда. Бэкон сразу же стал знаменитым, а тридцать лет спустя, после его грандиозной выставки в парижском Гран Пале, имя его уже стояло на первом месте в списке известных мастеров.  Росту его международной репутации сопутствовал и коммерческий успех: цены на его картины росли с головокружительной быстротой. Так, в 1964 году одна из его картин была куплена за 7 тысяч долларов, а лет через 20 она же была продана на аукционе Сотбис за 5,5 миллиона. Это был рекорд: ни один живой художник до него таких денег за свои работы не получал.Три наброска к портрету Люсьена Фрейда. Фрэнсис Бэкон  В мире искусства нередко случается так, что бывший бунтарь и отщепенец, обретая известность, становится частью художественной элиты. С Бэконом такого произойти не могло: слишком долго - на протяжении почти сорока лет своей сознательной жизни - он находился в положении потенциального преступника и отсутствие страха перед законом воспринимал почти как ненормальность. Он не мог отрешиться от привычки вести жизнь лондонского дна. Бродяги, наркоманы, нищие, дезертиры, подонки делили с ним кров и ложе. Они требовали денег, устраивали сцены ревности, шантажировали, писали доносы в полицию и растаскивали его картины. Они же были и главными персонажами его работ.  Еще в 1959 году Бэкон купил скромную двухкомнатную квартирку в районе лондонского Челси и прожил в ней до последних дней. Одна комната была захламлена старыми книгами, холстами, тюбиками от краски - здесь он работал, и уборщице вход сюда был строго воспрещен, в другой ел, спал и принимал друзей. Галерея Малборо, с которой он был связан контрактом, платила ему гонорары свернутыми в трубочку пятидесятифунтовыми купюрами, а по ночам в пабах и ресторанах он вынимал из кармана эти, как он называл их, клочки бумаги, щедро раздавал друзьям и платил за все.   Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в Южном Кенсингтоне. Живопись никогда не была для него основным занятием, а скорее отдыхом от его настоящих интересов - азартных игр, мальчиков и шампанского, которое он имел обыкновение употреблять в "комнате с колоннами" Клуба для пьющих в нижнем Сохо.  В 1964 году он влюбился в Джорджа Дайера, и они прожили семь лет вместе, вплоть до самой смерти Дайера в Париже в 1971 году, которая наступила от передозировки бренди и снотворного. Эта смерть послужила темой для самой грандиозной работы Бэкона "Триптих май - июнь 1972": на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой - Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте...   Бэкону предлагали титул, но он отказался. "Я верю в упорядоченный хаос, - однажды заявил он, - твердые правила случая". Своим привычкам и образу жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: "Да, но если вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас сохранилась хотя бы одна почка".  Фрэнсис Бэкон умер 28 апреля 1992 года (он не перенес инфаркта миокарда) в Мадриде , куда полетел на свидание со своим очередным другом. Незадолго до смерти он в полушутку, в полусерьез распорядился своим погребением: "Когда я умру, положите меня в пластиковый мешок и бросьте в канаву". И, может быть, наиболее точно выразил суть его натуры и творчества крупнейший английский критик Дэвид Сильвестр, которого связывали с Бэконом долгие годы дружбы: "Бэкон обладает глубоким реалистическим чувством жизни. Он - человек без иллюзий. И, я думаю, на его искусство надо смотреть как на продукт человека, отбросившего всяческие иллюзии".

Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография

www.art-spb.ru

О Бэконе-художнике | Александр Никитин | Искусство

На полотне странные силуэты, чьи контуры невозможно разобрать,потому что художник намеренно размывает их. Тела, расположенныена однотонных плоскостях, словно застыли в движении, иногдана полотне, кажется, изображена борьба двух тел, но густые иширокие мазки художника не допускают точности. Мы лишь видимявственное напряжение.

Мы становимся свидетелями деформации и разрушения загадочных фигур.Ровные спокойные плоскости, решенные в тускло-красных,серо-синих и черных тонах, служат отчетливым контрастомизображенным фигурам. Есть в этом что-то сюрреалистическое. Остаетсясказать, что имя художника Френсис Бэкон. Он англичанин,родившийся в Ирландии (а именно в Дублине).

Действительно, его работы отчасти напоминают опусы сюрреалистов. Оннаследует определенную «бессознательность» изакодированность письма. Но, с другой стороны, Френсис Бэкон реалист,начинавший карьеру художника в первые годы Второй Мировой войны иобретший самого себя (свою манеру) в послевоенный период.

Френсис Бэкон. Три этюда к автопортрету. 1973.

Бэкон идет к фигурам (человеческим или нет) прочь от абстракции. Всвоих интервью он не раз это подчеркивал. Но в то же время онпризнавал и особую эстетику абстрактного, красоту чистыхформ. Тяготение к формализму и некоторому декоративизму (вдухе Матисса) заметно в ранних работах Бэкона – что, возможно,объясняется тем, что он несколько лет проработал дизайнером,разрабатывая мебель в стиле Корбузье. Зеркала из черного ибелого стекла, коврики Арт-Деко позднее появляются наполотнах художника.

В его более зрелых работах конца 50-х и середины 60-х, да и впоздних, заметно присутствие неразрешенного противоречия,столкновение формы и содержания. Их постоянный антагонизм. Всюду мынаталкиваемся на искаженные фигуры, гротескные и поройшокирующие своей неприкрытой агонией и обнаженностью чувств.Фигуры почти всегда изолированы, замкнуты в ровном безмятежномпространстве. Эти отстраненные плоскости направляют всевнимание зрителя на фигуры. Таким образом, вся напряженность иэнергия полотен сосредотачивается в этих фигурах.

Первой заметной работой Бэкона был триптих Распятие (или Эскизы трехфигур на основании Распятия), представленный в лондонскойгалерее в 1945 году. Отзывы посетителей были более чемнегативными. На полотнах были изображены неясные фигуры (илисущества, смутно похожие на страусов), опирающиеся на нечто вродестульев, с длинными шеями и раскрытыми ртами (словно оникричали). Окружающее пространство было исполнено в красных итемно-красных тонах. Интересно, что ранее полотно Бэкона натему распятия вообще не было допущено на международнуювыставку сюрреалистов в 1933-м году. Причиной отказа послужило то,что картина была не достаточно сюрреалистичной.

Ирония в том, что Бэкон, по сути, инстинктивный сюрреалист,художник, с невероятной выдержкой хирурга, препарирующий собственныедушевные травмы, одержимый своей болью и яростью. Но какраз это, наверное, и отличает его от остальных художников еговремени, легко и слепо спекулирующих на психоаналитическомматериале и подверженных порочной мечтательности. Бэконвсегда остается на грани. Неразрешимое, поедающее эго художникапротиворечие обособляет его и отдаляет от классическиххудожников-сюрреалистов.

Френсис Бэкон. Папа Иннокентий Х Веласкеса

Бэкон указывал в качестве своих вдохновителей Пикассо (к примеру,триптих Распятие вырос из одноименной картины Пикассо), Энгра,Ван Гога. Так же Бэкон обращался к Веласкесу (в знаменитойсерии Эскизы к портрету Папы Веласкеса). Кричащие изастывшие в напряжении фигуры пап лишь отдаленно напоминали оригинал– картина великого испанца была лишь отправной точкой дляпогружения Бэкона в образ, который его преследовал и которымон был одержим во время работы над серией.

Бэкон, конечно же, не реалист (в классическом понимании реализма какхудожественного жанра). Он занят анализом собственныхэмоций и страстей, он исследует собственные ярость и боль,перенося их на полотно. Бэкон пытается сказать что-то, неиллюстрируя. И остаться в рамках узнаваемого, в пределах фигуры, неуходя в абстракцию. Задача, кажется, практическиневозможная. Поэтому Бэкон и начинал каждое полотно, словно с нуля. Какон говорил, любая завершенность (когда все уже сказано)приводила его в отчаяние.

Естественно, можно видеть в размытых, деформированных фигурах Бэконамрачные настроения послевоенного поколения, но подобныесмысловые оправдания или обобщения давно стали стандартнымходом, привычным клише. Картины Бэкона если и отражают ужас илиотчаяние, то изначальные, присущие человеку с самого егорождения. Он действует в сфере инстинктов.

Экзистенциальный контекст послевоенного периода, конечно же, сразумногое объясняет в творчестве Бэкона, делает его фигуру болееясной и даже предсказуемой в каждом своем жесте. Можно также увидеть прямую связь между изображенными на знаменитомРаспятии 45-го года фуриями (основой служила Орестея Эсхила) итеми событиями (Аушвиц, Хиросима), которые надолгоотпечатались в сознании Европы и всего остального мира.

Но исчерпываются ли картины художника теми картинами (образами,событиями), которые он видел (переживал, был окружен)? Все мызнаем о привычном несоответствии между образом автора и егособственным творчеством, но в отношении Бэкона все ровнонаоборот.

Бурная, насыщенная страстями и событиями жизнь английскогохудожника, казалось бы, полностью запечатлена на полотнах. ОбразыПервой Мировой в ирландском детстве, трудные отношения с отцом,раннее осознание собственной гомосексуальности, тяжелыелондонские будни в начале пути – прекрасный материал дляпсихоаналитического истолкования работ Бэкона. Но, такой подходлишь отчасти верен, если не вульгаризирует, не огрубляеткартины художника.

В то же время один известный британский критик называет Бэконаманьеристом. Сам художник весьма противоречиво и туманно (как иположено автору) комментировал тот или иной прием в той илииной работе. В отношении своих картин он часто рассуждал онасилии, придавая различные смыслы этому слову.

К примеру, в одном из интервью Бэкон объяснял свое решениеизобразить свастику на руке мужчины (превращенного как обычно всплошное нервическое пятно) с чисто художественных позиций, сточки зрения формы. В этих утверждениях видна противоречиваянатура Бэкона, которая находит свое продолжение в его работах.Как писал друг художника Мишель Лейрис, Бэкон-человек былспособен сохранять определенную невозмутимость, погружаясь сголовой в безумие жизни, ходил по тонкой грани, показываязавидную устойчивость.

Многие картины (в особенности, портреты) Бэкон рисовал с фотографий.Как он объяснял, физическое присутствие близких ему людейзатрудняло работу над портретом – сложно было подвергать лицаи фигуры тем деформациям, которых требовало воображениехудожника.

Еще одна особенность Бэкона как художника – это одержимость криком.Фигуры, заходящиеся в крике, – постоянный мотив в творчествеБэкона. Крик как первоначальное проявление человека,отправляющее его в первобытные времена, очищающее средство,эмоциональная (психическая) разрядка.

Так кто же такой Френсис Бэкон – сюрреалист, формалист или реалист?И как воспринимать его работы?

Дуализм, непреодолимое противоречие (даже, может быть, смятение) –ключевые слова для понимания бэконовских полотен. Необходимовооружиться двойной оптикой, чтобы проникнуть в тупараллельную реальность, которую показывает художник. Для Бэконажизнь – это именно та страсть и обнаженность эмоций, чтозапечатлена на его картинах. После выработки своей манеры Бэкон ужене отходил от нее – он понял, что открыл пространство вхудожественном мире, которое открывало массу возможностей.

Как бы зритель не воспринимал его картины, видя лишь прекрасные,текучие формы и неожиданные цвета или неприкрытую агонию ибезумие, он всегда выхватывает из этого потока и что-то еще,стоящее за пределами ясного осознания. Может быть, онзаглядывает в ту трещину, возникшую между формой и содержанием.

Фрэнсис Бэкон. Распятие

www.topos.ru

Галерея Антигламура | Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) — живописец антигламура (22 работы) |

Фрэнсис Бэкон (англ. Bacon; 1909, Дублин — 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)By Francis Bacon

Википедия:Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел: ни животные, ни люди — одинокие раскоряченные фигурки, которым мучиться на унитазе, на поверхности лежака или — на стуле; в ванной или — в каком-то потаённом, интимном месте. Кроме того, ударом кисти они превращаются в уродов, монстров: одноглазых, безруких, обрубочных, членистоногих.

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

www.anti-glamour.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта