Макс Бекман: живопись с ярлыком «дегенеративная». Бекман макс картины


«Дегенеративная» живопись Макса Бекмана

Все, что я сделал и создал, это только сброшенные оболочки моей жизни.

Бекман. Из дневника. 1940 год

Смесь Сезанна и Ван Гога

Самый известный немецкий художник XX века Макс Бекман (1884–1950) начал с автопортретов и сделал их значительной составляющей своего творчества. Впервые он нарисовал себя в 13 лет. В 17 изобразил со скошенным вправо глазом и кричащим от ужаса (Автопортрет 1901 года). В это же время он стал студентом Веймарской Академии живописи. Закончив ее, назвал свою живопись смесью Сезанна и Ван Гога и стал мечтать о международной известности.

Max-Beckmann

Поль Сезанн «Портрет молодого человека», 1866

Max-Beckmann Max-Beckmann

Макс Бекман «Автопортрет», 1901                                     Макс Бекман «Автопортрет во Флоренции», 1907

После окончания академии Бекман много путешествовал. В 23 года все же решил обосноваться в Берлине. Через два года он стал членом Нового Берлинского Сецессиона. Сецессион объединил немецких художников, отвергавших академические доктрины и предвосхищавших модерн. Художники работали преимущественно в экспрессионистском стиле, необычайно популярном перед Первой мировой войной, устраивали выставки французских фовистов и кубистов. Вскоре культуролог Пауль Кассирер проведет первую выставку художника и напишет о Бекмане монографию.

Max-Beckmann

Художники Сецессиона на подготовке к выставке

В это время Бекман находился под влиянием модной постимпрессионистской живописи Ван Гога и экспрессионисткой живописи Эдварда Мунка. Он рисует картины «Землетрясение в Мессине» (1909) и «Гибель Титаника» (1912), хотя ни в Мессине, ни на «Титанике» не был. Художника здесь более волновали темы человеческой гибели и бессилия перед судьбой, нежели историческая точность. Спустя время про эти картины Бекмана скажут не только то, что они были написаны в модном стиле, но и то, что они стали выражением предчувствия трагических событий XX века: войн, социального кризиса и торжества фашистских режимов.

Max-Beckmann Max-Beckmann

Ван Гог «Бордель», 1887                                 Эдвард Мунк «Крик», 1893

Max-Beckmann Max-Beckmann

                   Макс Бекман «Гибель Титаника», 1912                                             Макс Бекман «Землетрясение в Мессине», 1909

В 1914 году Макс Бекман идет добровольцем на фронт, где работает санитаром в медицинском отряде. Через год он рисует себя изнеможденным, испуганным и усталым. Его демобилизуют после нервного срыва. Война делает его живопись трагичнее и сложнее, добавляет темы одиночества и человеческих страданий, мотив насилия и скорби. Автопортрет Бекман пишет в стиле веризма, реалистического направления конца XIX века, которому был свойственен натурализм и сатира. Он станет в 20-е для Бекмана приоритетным стилем, наряду с еще одним реалистическим направлением начала XX века — новой вещественностью.

Max-Beckmann Max-Beckmann

Макс Бекман «Автопортрет», 1915                                       Макс Бекман «Автопортрет в красном шарфе», 1917

Если автопортрет 1915 года и картина «Адам и Ева» 1917-го практически не содержат цвета, то в 20-е Бекман начинает рисовать контрастно и с усиленными стилистическими искажениями. «Ночь» (1919) — характерная работа этого периода. В основе картины лежит сцена нападения бандитов на семью, но она выходит за рамки социально-бытовой истории. Ее принято интерпретировать как предчувствие скорого торжества национал-социалистов. В книге «Письма на войне» (1916) Бекман называл их теми, кто «под пиво с музыкой» поет «Германия, Германия превыше всего». «Ночь» часто сравнивают с «Убийством на улице Транснонен» Оноре Домье и «Герникой» Пабло Пикассо. Только у Бекмана это не красивая трагедия, а победа зла, которое не обольщает, а вызывает отвращение. Серию литографий, созданных после убийства правыми офицерами Розы Люксембург в 1919-м, Бекман назовет «Ад», одним названием высказав категоричное неприятие нового социально-политического режима.

Max-Beckmann

Макс Бекман «Адам и Ева», 1917

Max-Beckmann

Пабло Пикассо «Герника», 1937

Max-Beckmann

Оноре Домье «Убийстве на улице Транснонен», 1834

Между Первой и Второй

Время между Первой и Второй мировыми войнами, период Веймарской республики (1919–1933 гг., германская президентско-парламентская республика) считается пиком творчества Бекмана. В это время художник обращается к живописи Северного Возрождения, к Босху и его триптихам. Считается, что в 30-е XX века Бекман возродил этот средневековый жанр.

Max-Beckmann

Иероним «Босх Страшный суд», 1482

В 20-е сюжеты в искаженном пространстве постепенно исчезают, Бекман работает в стиле новой вещественности (или новой предметности). Это художественное течение Германии 20–30-х возникло как замена позднему романтизму и экспрессионизму и исчерпало себя уже с приходом нацистских властей. Новая вещественность была, по сути, новым реализмом и была близка веризму, в котором уже работал Бекман ранее. Адекватное выражение неадекватного мира — такова была задача нового стиля. Директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, давший название течению, говорил, что оно было связано «с повальными настроениями цинизма и покорности судьбе, которые охватили немцев после того, как обратились в прах их радужные надежды на будущее (они-то и нашли себе отдушину в экспрессионизме). Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону «новой вещественности». Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, безо всяких идеализирующих или романтических фильтров. Бекман представлял левое крыло течения, которое базировалось в Берлине и Дрездене. Работы представителей этого крыла отличались любовью к социальной критике и карикатуре. За что были, в свою очередь, подвергнуты через некоторое время особой критике Гитлера.

С 30-х в работах немецкого художника преобладает трагическая манера, близкая Рембрандту, Брейгелю и Грюневальду, но воссозданная в экспрессионистском стиле. Для экспрессионизма характерно, прежде всего, изображение субъективного мироощущения художника и отображение негативных социально-политических процессов. Поводов для ужасающих картин в первой половине XX века было достаточно.

Max-Beckmann

Рембрандт «Избиение святого Стефана», 1625

Max-Beckmann Max-Beckmann

Грюневальд «Поругание Христа» и «Распятие»

Техника Бекмана становится более утонченной, а стиль аллегоричным, как в одном из самых известных триптихов художника «Отплытие». Он был написан в 1932 году, за год до прихода Гитлера к власти в Германии. В нем отражено тревожное отношение к будущему политическому режиму. Эта работа ни разу не выставлялась в Третьем рейхе. «То, что мы видим справа и слева, это — кошмары, боль, боль разного рода, физическая и нравственная боль. Женщины и мужчины в общей массе порабощены. Люди в лодке свободны. И поскольку они свободны, в них есть что-то царственное и божественное. Король с королевой освободились от ужаса жизни. Как самую главную драгоценность своей жизни, королева держит на руках ребенка. Это освобождение от старой жизни. Отплытие в новое начало», — писал о картине Бекман.

Max-Beckmann

Брейгель «Триптих», середина XVI века

Max-Beckmann

Макс Бекман, «Отплытие», 1932

 «Дегенеративное искусство»

В 1925 году Бекман стал профессором Государственной Школы искусств во Франкфурте-на-Майне. В 1927-м получил Почетную императорскую премию, много путешествовал по Европе, работал в Париже. Через несколько лет, во времена Третьего рейха, Бекмана увольняют из института, 500 его картин изымают из немецких музеев. Нацистские власти ставят клеймо «дегенеративное искусство», которое вызывает отвращение.

Устроенная в 1937 году выставка «дегенеративных» художников была призвана уничтожить неугодных (некоторые художники действительно либо кончали жизнь самоубийством, либо умирали в нищете). Их называли антигерманскими, еврейско-большевистскими, вырожденческими, непонятными народу, пессимистичными и декадентскими. Президент Имперской палаты изобразительных искусств Адольф Циглер (Adolf Ziegler), которому было поручено очистить германские музеи, говорил: «Это — порождения безумия, вырождения и импотенции. Все, что представлено на выставке, вызывает у нас гнев и отвращение». Картины Бекмана с искаженным пространством не могли отвечать нацистским требованиям к искусству («чистота, прилежание и умение»). Они, соответственно модернизму, не изображали гармонично красивых людей, но выводили на поверхность уродство души, страх, злобу, сострадание и печаль. Легкомысленные и абсурдные внешне, герои при этом были погружены в библейские сюжеты, как на бекмановских триптихах. Все это не помешало властям заключить: «Едва ли существует хоть одна картина большевика от искусства Бекмана, которая не представляла бы из себя подлости». Так писалось в брошюре 1938 года «Немецкое искусство и выродившееся искусство».

Max-Beckmann

Министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс на выставке «дегенеративного искусства» в 1937 году

Понятие «дегенеративное искусство» было введено лично Гитлером. Однако нацисты не причислили к нему, к примеру, Ван Гога: действовал принцип не трогать искусство до 1900 года. Бекман попал под конфискацию авангардистов из музеев и их запасников вместе с Кандинским, Мондрианом и Шагалом. Ему повезло меньше: тем, кто жил в Германии было запрещено не только выставляться, но и заниматься живописью. Как окажется позже, картины современных авангардных художников запрещали выставлять в Третьем рейхе, в том числе чтобы их можно было затем дорого продать. Нацистские лидеры в этом были до прозаичности меркантильны.

Эмиграция

В 1937-м Бекман вместе с женой уезжает в Амстердам, а через десять лет в США. Там он преподавал в университете Сент-Луиса. Прожив всего три года в штатах, он оказал на современное американское искусство сильное влияние. Много работ Бекмана находятся в художественном музее Сент-Луиса в США. Более трети работ Бекмана появились после эмиграции. Его картины в этот период становятся более мифологичны, символичны и запутаны. В них преобладают темы смерти, боли и тоски по родине, которой больше нет.

Max-Beckmann

Макс Бекман

В 1946-м американец Курт Валентин устроил в Нью-Йорке выставку-продажу картин Бекмана. По словам художника, раскупили все: «<…> даже два портрета и голландский ландшафт… до сих пор не переживал ничего подобного!» Последними работами немецкого художника стали триптихи: «Аргонавты» («Argonauten», 1950) и «Амазонки» («Amazonen», остался незаконченным). В основе последнего завершенного триптиха «Аргонавты» лежит описанный в «Одиссее» поход в Колхиду (побережье Черного моря) на корабле «Арго».

Max-Beckmann

Триптих «Аргонавты», 1950

У Бекмана было больное сердце, несмотря на это, он усиленно работал. Его тело нашел мусорщик утром 27 декабря 1950 года на 69-й улице Нью-Йорка. На вопрос о целях творчества Бекман отвечал: «Современное сделать вечным и вечное — современным». Сегодня ретроспективные выставки Бекмана проходят в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА), парижском Центре Помпиду в Париже и петербургском Эрмитаже. Несмотря на четкие контуры и яркие цвета его живописи, он остается одним из наиболее пессимистичных художников XX века. Большим дополнением к живописи Бекмана стали его дневники, письма, драмы и эссе, где он изложил философию своего творчества.

Сон, начавшийся плачем и окончившийся плачем смерти, — сон жизни, ты приснился мне весь

М. Бекман. Из дневника

www.cablook.com

Макс Бекман картины

Макс Бекман (Max Beckmann, 1884-1950) — известный немецкий художник, яркий представитель экспрессионизма.

Макс Бекман родился в 12 февраля 1884 года в Лейпциге. Искусству рисования и живописи обучался в Веймаре. Позже переехал в Берлин. Художник всегда интересовался теософией и мистическими практиками и это, безусловно, нашло отклик в его искусстве. Его картины в экспрессионистической манере, близкие к Новой Вещественности, пользовались успехом и заслужили признание среди ценителей и критиков высокого искусства.  Макс Бекман стал обладателем Почётной императорской премии, Золотой медали и других престижных наград. С 1925 года являлся преподавателем живописи в Штеделевском художественном институте.

После прихода к власти нацистов у Макса Бекмана начались большие проблемы. Нацисты не признавали авангардные техники в живописи и, являясь сами по себе деструктивным явлением в человеческой истории, называли искусство Макса Бекмана и других авангардистов дегенеративным. Художника отстранили от преподавания в институте, а его работы (более 500) убрали из музеев Германии. Вместе с женой художник переехал в Амстердам, но и здесь он продолжал ощущать давление нацистов. В 1947 году Макс Бекман переехал в США. Здесь он смог спокойно продолжать заниматься своим творчеством и получил большую поддержку. В США он прожил всего три года, но даже за это время успел заявить о себе как настоящий революционер искусства, а также оказал огромное влияние на авангардное американское искусство в целом.

Являетесь поклонником живописи и любите открывать для себя новые имена? В этом случае сайты художников — это именно то, что вам необходимо! Заходите на интернет-сервис «Мастер Красок», чтобы познакомиться с талантливыми авторами и их картинами.

Автопортрет с саксофоном

 

Большая семья

 

Двойной портрет — Макс Бекман и Минна Бекман-Tюбе

 

Землетрясение в Мессине

 

Колумбина

 

Марди Гра Парижа

 

Мельница

 

Морской пейзаж с тополями

 

Падение

 

Портрет девушки в синем

 

Путешествие на рыбе

 

Регбисты

 

Цирковые артисты I

 

Четверо мужчин за столом

 

Сейчас также смотрят:

art-assorty.ru

Макс Бекман . Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины

Max Beckmann. 1884-1950 г. Немецкий художник-экспрессионист

5Несмотря на внушительный список художников, обогативших искусство авангардной живописи, имя немецкого экспрессиониста Макса Бекмана причисляют к немногим представителям этого творческого направления, в произведениях которых пророческие и экстатические  мотивы были выражены столь ярко.

Семья будущего художника, до 1894 проживавшая в Лейпциге, не принадлежала к творческим кругам, его отец работал мельником, и умер, когда сыну исполнилось десять лет. Сам Макс Бекман родился 12 февраля 1884, и после смерти отца переехал с матерью в Брауншвейг.

До учебы в художественной школе в Веймаре (1900-1903), юный Бекман в тринадцатилетнем возрасте нарисовал первый автопортрет, пока ничем особым не отмеченный. После годичного обучения в школе, начинающий живописец нарисовал свое изображение, от которого исходило ощущение ужаса, чему в немалой степени способствовали изуродованные им черты портретного двойника.

В год окончания художественной школы Бекман посетил Париж, и на одной из выставок познакомился с искусством французских примитивов, проявив также интерес к готической живописи.

В 1904 у Бекмана появляются работы, связанные с морской тематикой, и этот сюжет будет часто повторяться в его творчестве.

Первые плоды успеха появились в 1905, когда была создана работа «Молодые люди у моря». Теперь он проживает в Берлине, поселившись здесь в конце прошлого года.

2В 1906 у Бекмана умерла мать, и ее смерть повлияла на тематику работ этого года, среди которых и «Большая сцена смерти»; жанровое исполнение картины свидетельствует о влиянии на его творчество немецкого импрессионизма, преимущественно темпераментной живописи Либермана и Коринта, и особенно это проявилось в ранних полотнах. В этом году он участвует в выставке «Сецессиона». Также с 1906 и, включительно до 1914, произведения Бекмана изобилуют религиозной и мифологической тематикой.

В конце 1910-х, после выхода из «Сецессиона», пленэрная реалистическая живопись перестает интересовать Бекмана, приближаются грозовые предвоенные годы, а с ними в его творчестве появляются драматические настроения. В 1913 появляются «Улица Тауентицен», а также «Улица ночью», и его виртуозная манера письма, подчеркнутая академичностью, исчезает. Художественные приемы упрощаются, и мировосприятие Бекмана, где преобладают трагические настроения, получает более ясное выражение.

В этот период стремительно развивается экспрессионизм, переживает подъем и творчество Бекмана, но его официальная позиция – холодная беспристрастность, кроме того, в отличие от экспрессионистов, он не выступает проповедником, и ему более подходит роль мастера психологического настроения. Вызывают восхищение портреты созданные художником, в Германии в этом жанре у него очень мало конкурентов.

Служба в армии, на которую Бекман с началом Первой мировой войны пошел добровольно, проходила в санитарных частях, при этом сложилось впечатление, что его привлекала не сама возможность помогать раненным, как желание запечатлеть самые кровавые раны, наблюдаемые в моргах, лазаретах, на поле боя.

После года пребывания на фронте, Бекман был признан психически непригодным к службе, и был демобилизован, но война для него не закончилась, а стала его спутником до конца жизни. Изгнание кошмара из души осуществлялось только путем его изображения на полотне, но спокойствие посещало ненадолго, следующий удар уже стоял «на очереди».

9 Послевоенный период в творчестве художника связан с нарастанием в его картинах экспрессионистских тенденций, и усилением в них ярко выраженной социально-обличительной направленности. Появилась картина «Ночь», созданная на событии, взятом из жизни; запечатлев шокирующую сцену, Бекман воздействует на зрителя картиной ужаса. Знаковость этой работы в том, что в ней отражены ассоциации как социального, так и исторического плана, характерные для Германии этого периода.

Период с 1925 по 1933 связан с преподавательской деятельностью во Франкфурте, закончившийся для Бекмана с победой в Германии национал-социалистской философии. В эти годы в его творчестве преобладает символика, а сюжеты берутся из христианской религии и античной мифологии.

В 1937, не выдержав гнетущей атмосферы нацизма и преследований, художник переехал в Голландию, где прожил до 1947, а затем обосновался в США. Помимо преподавательской деятельности, на новой родине создаются портреты и натюрморты. В картинах все так же присутствует дух экспрессионизма.

Последние недели земной жизни Бекмана выдались особо напряженными. Игнорируя проблемы с сердцем, он напряженно занимается триптихом «Аргонавты». Работа над мелкими, но важными для него деталями и живописными подробностями, раздражает и отнимает много сил и времени. Он успел.

27 декабря 1950, война, длившаяся для Бекмана почти всю сознательную жизнь, была закончена в Нью-Йорке на 69-й улице.

 

Смотреть картины Макса Бекмана

expressionists.ru

Художник Макс Бекман

Во времена Первой мировой войны талантливый немецкий художник Макс Бекман примерил на себя роль санитара. Таким образом он невероятно близко познакомился с человеческим телом, рисуя эскизы в морге. Наилучшим образом выплеснуть эмоции Бекману помогал стиль «выражения» — экспрессионизм. Однако, власти решили, что творчество Макса представляет собой сплошной упадок, окрестив его живопись «дегенеративной».

Свой творческий путь известный немецкий художник Макс Бекман (1884-1950) начал с жанра автопортрета, который впоследствии красной нитью пронзил его живопись. Первый автопортрет Бекман нарисовал в возрасте 13 (!) лет, и выглядит он несколько пугающе (1901 год). В это же время Макс стал студентом Веймарской академии живописи. По окончанию академии Бекман назвал свое творчество «смесью Сезана и Ван Гога» и стал строить планы, направленные на покорение мира искусства.

Макс Бекман «Автопортрет» (1901)Макс Бекман «Автопортрет» (1901)

Макс Бекман «Автопортрет во Флоренции» (1907)Макс Бекман «Автопортрет во Флоренции» (1907)

Все, что я сделал и создал, это только сброшенные оболочки моей жизни.

Художники Берлинского Сецессиона готовятся к выставкеХудожники Берлинского Сецессиона готовятся к выставке

Серьезное влияние на формирование Бекмана как художника оказывает творчество Ван Гога (постимпрессионизм) и Эдварда Мунка (экспрессионизм). В этот период появляются картины «Землетрясение в Мессине» (1909) и «Гибель Титаника» (1912). Естественно, эти события Макс не видел своими глазами, но его не волновали достоверность или детализация. Бекмана тревожила тема бессилия человека перед роком судьбы… Пройдут года и исследователи скажут, что картины Макса не просто написаны в модном стиле, его отчасти даже назовут пророком, ведь художник сумел остро предчувствовать трагичные аккорды XX века.

Макс Бекман «Гибель Титаника» (1912)Макс Бекман «Гибель Титаника» (1912)

Макс Бекман «Землетрясение в Мессине» (1909)Макс Бекман «Землетрясение в Мессине» (1909)

В 1914 года Макс Бекман отправляется санитаром на фронт. Увидев несметное количество человеческих страданий, художник рисует очередной автопортрет, на котором изображает себя абсолютно лишенным сил. Его демобилизуют из-за нервного срыва. Теперь творчество Бекмана полнится темами одиночества, изнеможения человека, появляются мотивы страдания, насилия и тоски.

Макс Бекман «Автопортрет» (1915)Макс Бекман «Автопортрет» (1915)

Макс Бекман «Автопортрет в красном шарфе» (1917)Макс Бекман «Автопортрет в красном шарфе» (1917)

Автопортрет Бекмана 1917-года и его картина «Адам и Ева» выполнены в приглушенной цветовой гамме, теперь живопись автора основывается на контрастах и стилевых искажениях.

Пиком творчества Макса считаются 30-е годы XX столетия, когда художник обращается к темам Средневековья, ориентируется на Босха и его триптихи. Он работает в стиле новой вещественности (предметности), которые по своей сути близок к реализму и веризму.

Макс Бекман «Адам и Ева» (1917)Макс Бекман «Адам и Ева» (1917)

Макс Бекман, «Отплытие» (1932)Макс Бекман, «Отплытие» (1932)

То, что мы видим справа и слева, это — кошмары, боль, боль разного рода, физическая и нравственная боль. Женщины и мужчины в общей массе порабощены. Люди в лодке свободны. И поскольку они свободны, в них есть что-то царственное и божественное. Король с королевой освободились от ужаса жизни. Как самую главную драгоценность своей жизни, королева держит на руках ребенка. Это освобождение от старой жизни. Отплытие в новое начало.

Бекман о своей картине «Отплытие»

В 1925 году Бекман становится  профессором Государственной Школы искусств во Франкфурте-на-Майне, а спустя два года получает Почетную императорскую премию. Тогда он путешествовал по Европе, определенное время работал в Париже…И тут на его творчество навешивают отвратительный ярлык «дегенеративное искусство» (период Третьего рейха). Понятие было придумано и введено Гитлером.

В 1937 году устраивают выставку так называемых «дегенеративных» художников, целью которых было уничтожение неугодных.

Министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс на выставке «дегенеративного искусства»Министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс на выставке «дегенеративного искусства»

Так как творить в Германии стало просто невозможно, Макс Бекман вместе с женой эмигрирует в Голландию (Амстердам), а затем перебирается в США, где преподает в университете Сент-Луиса. Здесь Макс рисует значительное количество картин, которые наполнены глубоким символизмом и мифологизмом. Снова наблюдаем мотивы смерти, боли и невероятной тоски по родине.

Момент из жизни Макса БекманаМомент из жизни Макса Бекмана

В 1946 году усилиями Курта Валентина в Нью-Йорке со значительным успехом проходит выставка картин Макса Бекмана: покупают абсолютно все картины!

Макс Бекман, Триптих «Аргонавты» (1950)Макс Бекман, Триптих «Аргонавты» (1950)

Целью жизни и творчества Макса Бекмана стало «современное сделать вечным, а вечное — современным». Несмотря на больное сердце, художник работал до последнего дня своей жизни. Его тело нашел мусорщик 27 декабря 1950 года на одной из улиц Нью-Йорка.

На данный момент познакомиться поближе с картинами талантливого немца можно в нью-йоркском МОМА, центре Помпиду в Париже и в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Макса Бекмана называют одним из самых пессимистичных художников XX века, несмотря на яркие линии и четкие грани его картин. Уместным обрамлением его творчества являются дневники, письма и эссе, в которых Бекман очертил свою особенную философию. ■

Фото: cablook.com

НАШЕ МНЕНИЕ:

Макс Бекман — неоднозначная фигура в мире живописи. Им можно восхищаться или сурово критиковать, однако, точно ясно одно: творчество Бекмана не уходит в бездну, а вызывает отклик у зрителя.

Nastya Фото
  • 1 729 просмотров
  •  комментариев

faqindecor.com

Макс Бекман: картины, биография

Макс Бекман

Макс Бекман

 

Термин «экспрессионизм» впервые был применен Хервартом Вальденом, издателем журнала «Штурм», в 1911 году.

В своем первоначальном понимании он охватывал все современные формы искусства от фовизма и кубизма до футуризма и раннего абстракционизма. Однако сегодня этот термин обозна­чает специфическое художественное явление, которое достигло своего апогея в начале XX столетия и имело место в основном в Германии. Это явление возникло как реакция на импресси­онизм, занимавшийся в основном изображением внешних сторон жизни. Характерно, что уже на ранних стадиях экспрессионизма совершенно отсутствуют какие бы то ни было иллюзионистические приемы. Напротив, художники сознатель­но искажают реальные формы, для того чтобы выразить свои самые сокровенные чувства, пробужденные религиозным рве­нием, социальными обязательствами, различными психологи­ческими факторами. Художник как бы отворачивается от натуры и обращается к своему духу. Физическая реальность становится для него лишь поводом для поисков внутреннего опыта.

Художественный язык экспрессионизма, призванный выра­зить этот опыт, основывается на использовании простых и ощных цветовых пятен, яркой, пастозной манере письма деформации реальности, доведенной порой до карикатурной Предшественниками этого языка были Ван Гог и Гоген Первый из них усилил чистые цвета импрессионистов и пуантилистов, создав экспрессивную живописную технику способную выразить его душевные переживания. Второй выра­ботал новые ритмические структуры путем выявления единой орнаментальной формы. Эти нововведения попали в Герма­нию частично через набидов, частично благодаря растущему интересу к произведениям Тулуз-Лотрека с его плоскостно- декоративным стилем. Влияние Эдварда Мунка, проникнутое стилистикой модерна, также пришло в Германию через наби­дов. Два других иностранных художника, которые внесли свой вклад в формирование экспрессионистического художествен­ного языка, были Джеймс Энсор и Фердинанд Ходлер.

Еще одним фактором для развития экспрессионизма было появление в это время моды на условное или наивное искусство прошедших эпох: маски и культовые объекты примитивных народов, средневековое европейское искусство и пр.

Наиболее яркое выражение экспрессионизм нашел в экста­тических и пророческих произведениях художников Эмиля Нольде, Отто Мюллера, Оскара Кокошки, Макса Бекмана и Кристиана Рольфса.   

Макс Бекман, живописец и график, учился с 1899 по 1903 год в веймарской Академии художеств. Затем он посетил Париж, Женеву, Флоренцию, Финляндию и обосновался в 1907 году в Берлине. Здесь художник входит в контакт с членами «Берлинского Сецессиона» Либерманом и Коринтом. Правда, скоро эту группировку постигает раскол, так как жюри не принимает на выставку 27 работ Нольде и Пехштейна, которые организуют собственный «Новый Сецессион», куда входит и Бекман. Все члены «Нового Сецессиона» увлекаются новыми веяниями в искусстве и на своей второй выставке экспонируют картины французских фовистов и кубистов.

В эти годы, предшествовавшие первой мировой войне, экспрессионизм находится в стадии бурного роста и необыкно­венной жизнедеятельности. Пору творческого расцвета дере- живает и Макс Бекман. В это время знаменитый культуролог и философ Пауль Кассирер устраивает первую выставку художника и пишет о нем монографию.

Колумбина

картина

Бекман в юности преклонялся перед Либерманом и Коринтом, стремился подражать их темпераментной живописи. Об этом свидетельствуют его ранние пейзажи конца 1910-х годов Но после выхода из «Берлинского Сецессиона» он оставляет пленерную реалистическую живопись. В его творчество прони­кают драматические настроения, которые позже выльются в социальный протест. Таковы его городские пейзажи («Улица Тауентциен», 1913; «Улица ночью», 1913), в которых Бекман сознательно уходит от академической виртуозной манеры письма, упрощает свои художественные приемы, для того чтобы яснее выразить трагическую суть своего мировосприятия. Однако по сравнению с другими экспрессионистами Бекман воспринимается как мастер психологического настро­ения, а не страстный проповедник.

Путешествие на рыбе

Особенно примечательны портреты его кисти, которые при­несли ему славу одного из лучших немецких портретистов. Они доминируют в его творчестве—мало кто из немецких художников этого периода уделял столь много внимания человеческой личности.

Во время первой мировой войны и в послевоенный период экспрессионистические и социально-обличительные тенденции у Бекмана возрастают. В своей картине «Ночь» он воздейству­ет на зрителя сценой ужаса. И хотя картина написана на тему реального происшествия—нападения бандитов на семью, она рождает ассоциации широкого социального и исторического плана. Недаром это произведение создано в 1918—1919 годах, когда Германия вступает в совершенно особый период своей истории.

Марди Гра Парижа

Изломанные деформированные фигуры, существующие в каком-то искаженном пространстве, продолжают доминировать в творчестве Макса Бекмана и в 20-е годы.

Цирковые артисты 

С 1925 года Бекман преподает в штеделевской художествен­ной школе во Франкфурте. В это время он много путешествует по Европе, работает в Париже. С приходом к власти нацио­нал-социалистов в 1933 году Бекмана увольняют. Он живет еще несколько лет на родине, но духовный климат становится там все ужаснее, и художник уезжает в 1937 году в Голлан­дию. Однако и здесь ему приходится до конца войны скры­ваться от нацистских властей. Лишь в 1947 году Бекмана приглашают в Америку на преподавательскую работу, и он покидает Европу.

большая семья

В произведениях Бекмана по-прежнему продолжает жить дух экспрессионизма. Это сказывается и на его образном языке: художник живет в мире своего прошлого, постоянно переосмысляя собственное творчество. Однако той полноты выражения, которая была свойственна его произведениям конца 10-х—начала 20-х годов, у Бекмана уже не найти. В этом смысле он разделил судьбу многих немецких экспресси­онистов и пережил свое детище—то художественное течение, одним из создателей которого был он сам.

Регбисты

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Макс Бекман | Artifex.ru

Необычные и стильные авангардные картины художника Макса Бекмана (Max Beckmann, 1884−1950) очень актуальны в наше время. Яркие, с четкими контурами, немного мультяшные они отлично вписываются в моду XXI века. Но в то время, когда творил Бекман, его искусство называли «дегенеративным», что было весьма оскорбительно.

Дегенеративное искусство – это термин из словарного запаса нацистов. Им обозначали опасное для чистой арийской расы искусство. Антигерманское, антиклассическое, авангардное и еврейско-большевистское в одном флаконе. Сам Гитлер комментировал такое искусство в своей книге Mein Kampf.

 

К счастью, в наши дни всё меньше предрассудков и нападок на контемпари-арт, и все авангардные направления живописи официально признаны и любимы в обществе. Картины Макса Бекмана в частности выставляются в именитых галереях, публикуются в художественных альбомах и продаются более чем за миллион долларов.

Например, американский бизнесмен, филантроп и коллекционер Рональд Лаудер заплатил в 2001 году за картину «Автопортрет с рогом» (Self-Portrait with Horn (1938) 22,5 миллиона долларов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке. А в 2012 году в квартире другого коллекционера, Корнелиуса Гурлита, во время обыска работниками таможни было обнаружено 1406 произведений искусства, в том числе несколько важных работ Макса Бекмана. Предполагается, что они были украдены нацистами, а затем возвращены отцу Корнелиуса. Сейчас искусствоведы тщательно изучают эти картины.

  

Экспрессионист Макс Бекман особенно знаменит своими портретами в стиле веризм (смесь натурализма с сатирой). Он писал их на протяжении всей жизни. Количество его картин уступает по численности разве только шедеврам Пикассо и Рембрандта. Работы Бекмана интересны тем, что сочетают в себе академическое искусство и модерн. Художник был большим поклонником Блейка, Рубенса, Босха, Брейгеля и других классических авторов. Он не только восхищался их работами, но и почитал традиционный стиль живописи, используя в своем творчестве приемы средневекового витража.

Также ему нравились постимпрессионисты Сезанн и Ван Гог, что наложило отпечаток на его манеру письма. Совместив академизм с авангардом и добавив щепотку собственного «я», Бекман создал свой неповторимый, узнаваемый стиль.

Макс Бекман родился в 1884 году в Лейпциге. Его отец был мельником и умер, когда Макс был ещё ребенком. В 1900 году он поступил в художественную школу в Веймаре. Там он написал один из своих первых автопортретов в экспрессивной манере. Черты лица героя были искажены, если не сказать - изуродованы, что внушало страх зрителям. В 1906 году умерла мать Бекмана, оставив его сиротой. Это скорбное событие нашло свое отражение в творчестве художника. Он написал очень мрачную и экспрессивную картину «Большая сцена смерти, 1906».

  

Критики отмечают, что на стиль полотна повлияли такие художники, как Коринт и Либерман – слишком оно экспрессивно и темпераментно. Тела и лица на картине прорисованы довольно скупо, зато эмоции выражены очень ярко. Вся работа – одна сплошная эмоция горя, раздирающего душу художника. Мрачные тона, тяжелые мазки, болезненный сюжет – всё отражает замысел автора. В том же году художник участвовал в выставке Нового Берлинского Сецессиона.

Известные картины Бекмана того периода - это «Гибель Титаника, 1912», «Землетрясение в Мессине, 1909». В них художник затронул темы бессилия человека перед судьбой, гибели. Позже критики скажут, что атмосфера его полотен была сродни пророчеству грядущих ужасов и катастроф.

 

Живопись | Макс Бекман | Гибель Титаника, 1912Живопись | Макс Бекман | Землетрясение в Мессине, 1909

Художника называли мастером психологического настроения, его портреты пользовались огромной популярностью. Мрачные экспрессивные настроения привлекали художника, и Первая мировая война предоставила ему возможность воочию увидеть ужасы людских страданий. Бекман добровольно пошел в армию и проходил службу в санитарных частях, делая зарисовки в морге и изучая раны. Не удивительно, что через год его признали психически непригодным и отозвали из армии.

Большую часть своей творческой жизни Макс писал картины на социальные, исторические и военные сюжеты. Знаковым является полотно «Ночь» (Night, 1918), на котором изображено нападение бандитов на семью.

  

Жуткие лица людей и их неестественные позы заставляют зрителей содрогаться от ужаса. Очень интересна техника, в которой написана работа, и цветовая палитра. В основном это белая и черная краски, за счет их контраста создается ощущение резкости, грубости. По стилю картина чем-то напоминает Сезанна – та же вертикальность линий, схожая манера письма. Критики часто сравнивают «Ночь» с «Убийством на улице Транснонен» Оноре Домье и «Герникой» Пабло Пикассо.

Интересна также картина «Адам и Ева» (Adam and Eve, 1917), исполненная в мрачных серых тонах. Она по стилю чем-то напоминает Мунка. Обратите внимание, что у Адама и Змея-искусителя лица чем-то похожи, и лишь Ева из этого трио выглядит миролюбиво.

  

Автопортреты, возрождение средневекового жанра, трагизм на экспрессивный лад, аллегорический стиль – всё это свойственно творчеству Макса Бекмана между двумя главными войнами XX века. Недаром этот период называют временем расцвета его таланта.

В 1925 году Бекман стал профессором Государственной Школы искусств во Франкфурте-на-Майне, в 1927 он получил золотую медаль Дюссельдорфа и Императорскую премию, до начала 30-х годов у него прошло несколько крупных выставок – художник был на волне успеха. Но в 1933 году нацистское правительство во главе с Адольфом Гитлером назвало его «культурным большевиком» и «дегенеративным художником», а в 1937 его изгнали с должности преподавателя университета, а картины конфисковали из музеев.

Бекман был вынужден переехать на 10 лет в Амстердам, а после – в США. В Америке Макс Бекман восстановил свое доброе имя, вновь стал преподавать в престижных учебных заведениях, выставлял свои работы и большую часть из них пожертвовал Художественному музею Сент-Луиса.

Умер Макс Бекман после Рождества в 1950 году от сердечного приступа, который случился с ним на углу 69-ой улицы и Центрального Парка Запад в Нью-Йорке.

artifex.ru

Немецкий художник Макс Бекман: vakin

Макс Бе́кман (нем. Max Beckmann, 12 февраля 1884, Лейпциг — 27 декабря 1950, Нью-Йорк) — немецкий художник, один из крупнейших мастеров межвоенного периода XX в., выдающийся портретист.

Автопортрет перед красным занавесом. 1923Учился в живописи в Веймаре, переехал в Берлин. В годы Первой мировой войны работал в госпитале. Интересовался мистикой и теософией. Годы его наибольшего признания как художника — период Веймарской республики. В 1927 получил Почётную императорскую премию в номинации Немецкое искусство и Золотую медаль г. Дюссельдорф. С 1925 преподавал в Штеделевском художественном институте. В 1933 был отстранён от преподавания нацистскими властями, более 500 его картин были изъяты из музеев Германии, его творчество причислили к дегенеративному искусству. Мастер с женой переехали в 1937 г. в Амстердам, но нацисты и там не оставляли его в покое: в 1944 г. он едва избежал мобилизации, перенёс инфаркт. Лишь в 1947 Бекман с женой сумели перебраться за океан. Несмотря на краткое пребывание в США, оказал глубокое воздействие на американское искусство.

В 1920-х гг. был близок к новой вещественности, в 1930-е гг. пришёл к трагической экспрессионистской манере, сближающей его с мастерами северного Средневековья, творчеством Босха, Брейгеля, Грюневальда, Рембрандта, Сезанна, Ван Гога. Возродил жанр средневекового триптиха.

Живопись и графика Бекмана представлена в крупнейших музеях мира, его ретроспективные выставки проходили в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА), Центре Помпиду в Париже, галерее Тейт в Лондоне, в Эрмитаже (2007—2008), в Италии, Испании, Нидерландах.

Художник оставил богатое литературное наследие — драмы, эссе, дневники, письма.

Источники - Википедия и www.hrono.ru

Гибель Титаника. 1912

Автопортрет как медбрат. 1915

Автопортрет с красным шарфом. 1917

Адам и Ева. 1917

Снятие с креста. 1917

Семейная картина. 1920

Автопортрет в образе клоуна. 1921

Мечта. 1921

Железный мост (вид на Франкфурт). 1922

Карнавал, художник и его жена. 1925

Пейзаж Виареджо. 1925

Натюрморт с телескопом. 1927

Черные ирисы. 1928

Лежащая женщина (розовый и коричневый). 1930

Птичий ад. 1938

Четверо мужчин за столом. 1943

Женщина с попугаем. 1946

После полудня. 1946

Древние люди. 1946-48

Мельница. 1947

Спящая женщина с рыбой. 1948

Натюрморт в синем интерьере. 1949

Женщина с мандолиной в желтом и красном. 1950

Автопортрет в синем пиджаке.

Портрет Фриды Баттенберг

Акробат на трапеции

Артисты

Большая семья

Ловля рыбы в камыше

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта