Батони Помпео. Картины и биография. Batoni Pompeo. Батони помпео картины


Итальянский художник Помпео Джироламо Батони.

В творчестве итальянского художника XVIII века Помпео Джироламо Батони (1708-1787) на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения - неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом. Все это вместе придало искусству Батони своеобразие, но одновременно явилось причиной Некоторой расплывчатости и вялости стиля.

Батони родился в Лукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у своего отца. Возможно, именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Вначале, на очень короткий срок, он становится учеником Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Но вскоре Батони встает на путь самостоятельных занятий, пристально изучая и копируя картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывая античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Уже к началу 1730-х годов относятся первые произведения и в общих чертах оформляется стиль Батони, который на протяжении последующих десятилетий лишь так или иначе модифицировался в соответствии с изменением художественных привязанностей мастера.

Судьба Батони сложилась удачно. Успех сопутствовал ему в Риме. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Основное его призвание - небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие.

«Святое семейство со св.Елизаветой и Иоанном Крестителем» 1777

"Великодушие Сципиона Африканского" 1772. Государственный Эрмитаж

«Кающаяся Магдалина»

В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй его работ. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины, и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Сцена изображена на фоне условного пейзажа с легкими контурами виднеющегося вдали античного храма и классического фонтана. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры.В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева, изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние.К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля - классицизма конца XVIII столетия.

«Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» 1748

Одним из первых Батони использовал мотив «conclamatio» (оплакивания), заимствованный им с рельефа античного саркофага. Сцена «Геракл на распутье», часто варьируемая художником впоследствии, также стала одной из популярных тем у мастеров неоклассицизма. Она получила название «образец доблести» (exemplum virtutis) как пример предпочтения верности долгу, что было сопряжено с гражданскими идеалами века Просвещения. В духе сцен «exemplum virtutis» Батони пишет картины на сюжеты из Плутарха, римской истории Тита Ливия ("Бегство из Трои", 1756, Турин, Галерея Сабауда). Полотно Ж.Л. Давида Клятва Горациев, увиденное в Риме, вызвало восхищение Батони. Именно Давида, воплотившего мечту художника о «героическом классицизме», Батони сделал наследником своей палитры.

Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком. 1765

«Венера, ласкающая Амура» 1774

«Клеопатра и Марк Антоний»

«Мадонна с младенцем» ок. 1742

«Война и Мир» 

«Бог-отец» 

«Аллегория живописи»

«Портрет маркиза Джона Монтермера» ок. 1760

«Графиня Сан-Мартино» 1785

«Портрет принцессы Giacinta Orsini Buoncampagni Ludovisi» ок. 1758

«Портрет леди Мэри Фокс» 1767

"Ritratto del Principe Abbondio Rezzonico"

«Святой Петр» 

«Венера, дарящая Энею доспехи, изготовленные Вулканом» 1748

«Диана и Купидон» 1761

«Бракосочетание Амура и Психеи» 1756

«Аполлон, дающий урок музыки» 1741

«Время велит Старости уничтожить Красоту»

«Время, открывающее Истину» 

«Сан Марино провозглашает республику»

«Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств» 1747

«Воспитание Ахилла кентавром Хироном» 1747

«Фетида вручает Хирону Ахиллеса на воспитание» 1770

«Чувственность» 1747

«Явление ангела Агари»

«Самсон и Далила»

«Экстаз святой Екатерины Сиенской» 1743

«Смиренность или любовь»

«Сусанна и старцы» 

«Эней бежит из Трои»

"Автопортрет".   http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post252013642/

art.mirtesen.ru

Батони Помпео Картины биография Batoni Pompeo

Батони Портрет

Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов. Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать.

Искусство художника не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Основное направление работ Помпео Батони - картины на мифологические и аллегорические сюжеты ("Падение Симона-мага", 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; "Ахилл у дочерей царя Ликомеда", 1745, Флоренция, Уффици; "Диана и Купидон", 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком", 1765; "Святое семейство", 1777; "Воздержанность Сципиона Африканского", 1772 - все три Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также портреты (императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского, Художественно-исторический музей, Вена; портрет маркиза Джона Монтермера, собрание герцога Баклей, Ратлэнд и другие). В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").

Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй работ Помпео Батони. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. В композиционных решениях художника рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением.

Однако неоклассический стиль работ итальянского живописца нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Но и в этом аспекте позиция художника Батони оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера.

Например, в "Святом семействе" композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Помпео Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью.

Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц.

Батони Оружие Оружие для героя, 1745

К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику Батони удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "философское" состояние. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

Живопись Батони Помпео Джироламо: philologist

 

Диана и Купидон. 1761 г.

Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Его картины отличаются кювелирной отточенностью и изяществом формы. Первые  картины, в которых уже виден стиль  Батони, относятся к началу 1730-х годов.Батони живописал  алтарные образы и аллегорические сюжеты.  Искусство Батони  находило неизменное признание у современников, у аристократов.

 

Аполлон и две музы

Одна из лучших картин мифологической тематики раннего периода творчества живописца Помпео Батони также известна под названием «Аполлон, дающий уроки музыки». Аполлон (Феб), в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с кифарой или луком и стрелами. Среди античных изображений Аполлона наиболее известны древнегреческие статуи (сохранились в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (около 370 года до нашей эры, скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (середина 4 века до нашей эры, скульптор Леохар). Вилянувский дворец в пригороде Варшавы Вилянуве строился с 1679 года в стиле барокко для короля Яна Собесского. Отделка дворцовых интерьеров затянулась до 1730-х годов, времени правления короля Августа Сильного. Затем Вилянувский дворец принадлежал различным аристократическим семействам вплоть до 1805 года, когда граф Станислав Потоцкий открыл во дворце Вилянув один из первых в Польше музеев.

 

"Хирон возвращает Ахилла

его матери Фетиде" 1770

 

Основное  картины на мифологические и аллегорические сюжеты: "Падение Симона-мага", 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; "Ахилл у дочерей царя Ликомеда", 1745, Флоренция, Уффици; "Диана и Купидон", 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Святое семейство", 1777; "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком", 1765; "Воздержанность Сципиона Африканского". В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко ("Падение Симона-мага").

"Воздержанность Сципиона Африканского" 1772

Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Стиль становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы.Рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением.  Но эмоциональность часто побеждает, классика становится легкой, игривой.   В живописи   Батони сказываются и реалистические мотивы, характерные для итальянской живописи XVIII века.

"Святое семейство со св.Елизаветой и Иоанном Крестителем" 1777

Но и тут живописание  оставалось двойственным, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в "Святом семействе" композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Помпео Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью.

Ritratto del principe Abbondio Rezzonico

Лучшие портреты кисти Батони написаны с глубоким проникновением в характер изображаемого человека.  Герои его картин обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц.

«Портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара».

В 1761 году живописец Помпео Батони вместе с другими работавшими в Риме мастерами принял участие в росписях виллы Альбани, осуществлявшихся под руководством немецкого художника Антона Рафаэля Менгса. Знакомство с Менгсом сыграло существенную роль в интересе Помпео Батони к портрету. К одной из лучших портретных работ зрелого периода творчества Батони  относится портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара, написанный в  начале 1760-х годов. В этом портрете Помпео Батони сумел точно передать  внутреннее душевное состояние человека.

 Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику Батони удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка.  Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "философское" состояние. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.

«Портрет Эдварда Августа, герцога Йоркского». 

История города Йорка и Йоркского герцогства началась в 71 году нашей эры, когда римляне, завоевав север Британии, построили здесь свой оплот — крепость Эборакум, вскоре ставший центром римских владений. Йорк посещали императоры Адриан и Септимий Север. Сотступлением римлян на месте крепости осталось селение Эофорвик. В англосаксонскую эпоху это поселение стало центром королевства Нортумбрия, откуда активно распространялось христианство. Значение Йорка серьезно возросло после норманнского завоевания. Здесь были воздвигнуты мощные укрепления. Вплоть до Промышленной революции 19 века Йорк оставался вторым по значению городомАнглии.

В Йорке действуют: Художественная галерея, Музей Йоркшира с находками римского и кельтского времени, Йорвик-Викинг-центр с экспозицией, посвященной набегам викингов, Музей в крепости времен Вильгельма Завоевателя, Национальный музей железных дорог. Среди памятников архитектуры: кафедральный собор, городская стена (14 век, включает в себя остатки строений римлян), городские ворота (старейшие — Монк-Бар; в комплекс ворот Уолмгейт-Бар входит дозорная башня), романо-готический собор (11-15 века), аббатство Сент-Мэри и замок герцогов Йоркских (оба - 13 век), жилые дома (15-16 века).

«Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком».

  Геркулес, латинская форма имени Геракла. В переносном смысле — человек  огромной физической силы. Многие произведения живописца Помпео Батони, ведущего мастера римской  школы неоклассицизма, связаны с тематикой гражданского и моральногодолга.  Картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» — одно из  лучших произведений такой аллегорической тематики. Эту аллегорию создал в V веке до нашей эры философ Продик. Когда юный Геркулес пас стада  своего земного отца царя Амфиона на Киферонских пастбищах, к нему  явились две женщины, олицетворявшие Добродетель и Порок.В картине художника Помпео Батони женщины представлены в образах  Афродиты, богини любви и чувственных наслаждений, и Афины, богини  мудрости и воинской доблести. Афродита соблазняла его радостями жизни,  Афина призывала к ратным подвигам. Геркулес, после долгих раздумий, внял голосу разума и посвятил жизнь служению человечеству.  О будущих подвигах Геркулеса напоминают путти у ног Афины. Путти держат  палицу героя и львиную шкуру. Тут же изображены трехглавый страж  подземного царства Аида пес Цербер и семиглавая гидра. Строгая Афина  указывает на храм на вершине скалы — аллегорию трудного пути к признанию доблести и славе.Нарядная Афродита протягивает Геркулесу розу. У ее ног сложены атрибуты  суеты и чувственных наслаждений: музыкальные инструменты, ноты, фрукты.

Добродетель — философский термин, означающий положительное  нравственное свойство характера человека, определяемое его волей ипоступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению  нравственного закона.

Порок, в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении  действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «порока» выделяется из  более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразной нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу). Порок — противоположность добродетели, персонаж средневековых и  ренессансных пьес, аллегория невоздержания.

Сусанна и старцы" 1760-е

"Бракосочетание Амура и Психеи" 1756

"Чувственность" 1747

"Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств" 1747

  Описание картин отсюда: http://smallbay.ru/batoni.html

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post165661315/

philologist.livejournal.com

Батони Помпео - Вспомнить, подумать...

Батони Помпео Джироламо

Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы.Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.

Аполлон и две музы 1741. Вилянувский дворец, Варшава.

Одна из лучших картин мифологической тематики раннего периода творчества живописца Помпео Батони также известна под названием «Аполлон, дающий уроки музыки». Аполлон (Феб), в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с кифарой или луком и стрелами. Среди античных изображений Аполлона наиболее известны древнегреческие статуи : «Аполлон, убивающий ящерицу» (около 370 года до нашей эры, скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (середина 4 века до нашей эры, скульптор Леохар). Вилянувский дворец в пригороде Варшавы Вилянуве строился с 1679 года в стиле барокко для короля Яна Собесского. Отделка дворцовых интерьеров затянулась до 1730-х годов, времени правления короля Августа Сильного. Затем Вилянувский дворец принадлежал различным аристократическим семействам вплоть до 1805 года, когда граф Станислав Потоцкий открыл во дворце Вилянув один из первых в Польше музеев.

Сладострастие 1747. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Одна из лучших картин зрелого периода творчества живописца известна также под названиями «Сластолюбие» или «Чувственность», является парной картиной к работе Помпео Батони «Меркурий, коронующий Философию, Мать искусств». В Эрмитаж картина Батони «Сладострастие» поступила из собрания светлейшего князя, российского государственного деятеля, канцлера Александра Андреевича Безбородко.С 1775 года Безбородко являлся секретарем императрицы Екатерины II, с 1783 года фактическим руководителем российской внешней политики.

Портрет принцессы Гиацинты Орсини, 1758, Частное собрание

На картине изображена представительница одного из древнейших родов Италии Гиацинта Орсини Людовизи. Орсини (Orsini), знатный римский род. К семейству Орсини принадлежали пять римских пап, множество кардиналов и кондотьеров. Орсини находились в длительной вражде (в 14-16 веках) с родом Колонна. Портретам Помпео Батони присущи большая тональная изысканность, тщательность живописных приемов и разнообразие, чем религиозным, мифологическим и историческим картинам художника. В своих портретах Батони пытался соединить черты барочной парадной композиции и элементы неоклассического стиля.

Портрет Томаса Уильяма Коука 1770-е, Частная коллекция

Великолепный шелковый костюм, отделанный кружевом и бантами, довершается меховой накидкой - таков изысканный наряд человека, изображенного на этом портрете кисти Помпео Батони. Статуя Венеры, колоннада, обломок фронтона дают понять зрителю о том, что фоном служит Рим. Томас Коук олицетворял собой знатного джентльмена XVIII века, после завершения своего образования, отправившегося в традиционное большое путешествие по европейскому континету. Сам Батони был одним из наиболее знатных и преуспевающих художников римской школы XVIII века, и среди его заказчиков было много видных иностранцев. Более всего Батони известен своими гладко написанными портретами пап, монархов и британской аристократии (представители последней считали, что его портреты просто необходимо привезти домой в качестве сувенира). Дом живописца Помпео Батони был местом эстетических и политических дискуссий.

Бракосочетание Амура и Психеи 1756

Амур (Купидон), в римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту. Психея, в греческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Амура — широко распространенный сюжет в литературе, скульптуре, изобразительном искусстве. Известна древняя античная скульптура «Амур и Психея», являющаяся римской мраморной копией с греческого оригинала 1-й половины 2 века до нашей эры, хранится в Капитолийском музее в Риме.

Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде 1770

В эпоху Просвещения, в 18 веке сцены из истории подвигов Ахилла, героя Троянской войны, были популярны и широко распространялись в Европе (благодаря творчеству художников), однако сюжет картины Помпео Батони крайне редок: кроме эрмитажного полотна не известно о существовании какой-либо подобной художественной работы. Императрица Екатерина II, заказавшая живописцу Помпео Батони картину, сама выбрала эту тему. В качестве источника послужило сочинение Джованни Боккаччо «Генеалогия богов». Мать Ахилла, морская богиня Фетида, отдала его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Узнав, что сын должен погибнуть в войне с троянцами, она решила обмануть судьбу. Тайно Фетида забрала у Хирона спящего Ахилла и на раковине переправила на остров Скирос к царю Ликомеду. В основе строгой композиции художника Батони две арки: ниша в пещере, известного своей ученостью, кентавра Хирона со стоящей в ней гермой и проем в скале, за которым расстилается море. Служанки Фетиды, наяды и нимфы бережно переносят спящего Ахилла на раковину. Рядом Фетида прощается с Хироном. Идеальные пропорции фигур мифологических персонажей напоминают античные статуи. Чистые звучные цвета одежд - синий, красный, белый, розовый - эффектно выделяются на спокойном коричневато-сером фоне скалы.

Портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара, 1762

В 1761 году живописец Помпео Батони вместе с другими работавшими в Риме мастерами принял участие в росписях виллы Альбани, осуществлявшихся под руководством немецкого художника Антона Рафаэля Менгса. Знакомство с Менгсом сыграло существенную роль в интересе Помпео Батони к портрету. К одной из лучших портретных работ зрелого периода творчества Батони относится портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара, написанный в начале 1760-х годов. В этом портрете Помпео Батони сумел точно передать внутреннее душевное состояние человека.

Портрет сенатора Аббондио Реццонико, 1756

Картину также иногда именуют как «Портрет принца Аббондио Реццонико». Сенатор Аббондио Реццонико, племянник «венецианского папы» Климента XIII, был приором Мальтийского ордена, родом происходил из знатной и древней итальянской семьи Реццонико.

Портрет баронессы леди Мэри Фокс 1767

Баронесса леди Мэри Фокс изображена художником Батони в костюме для путешествий, называемым в те времена в Англии и других странах Европы платьем Брюнсвик. В основном художник писал портреты знатных лиц, обычно из высшего британского общества. Собственно, это и не удивительно, т.к. слава портретиста привлекала в мастерскую Батони высшую аристократическую знать. Несмотря на яркость психологической характеристики и достаточно отличимую типажность портретируемых, персонажам портретов кисти Помпео Батони всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, а также особое, философское состояние.

Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.

Источник: smallbay.ru

ngasanova.livejournal.com

Живописец Помпео Джироламо Батони : vakin

Батони (Баттони), Помпео Джироламо (итал. Pompeo Girolamo Batoni (Battoni)) (1708, Лукка — 1787, Рим) – итальянский живописец эпохи рококо и неоклассицизма.

Батони родился в Лукке, в семье ювелира Паолино Баттони. Вероятно, уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. В 1727 или 1728 году Батони уехал в Рим, где сперва зарабатывал на жизнь срисовыванием античных статуй. В Риме Батони учился у Агостино Мазуччи, Себастьяно Конка, возможно, у Франческо Империале.

Диана и Купидон Судьба Батони сложилась удачно. Уже в начале 1740-х годов у него не было недостатка в заказах на алтарные образы, мифологические, исторические и аллегорические картины, а в 1741 году он был принят в члены Академии Святого Луки. Батони вошёл в Риме в большую моду, особенно после того, как его коллега и соперник Антон Рафаэль Менгс, представитель раннего неоклассицизма, переехал в 1761 году в Мадрид.

Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать со всей Европы, ему заказывали портреты папы и монархи. Он был хранителем папских коллекций, а его дом сделался местом встреч деятелей искусства тех дней, общественным и интеллектуальным центром. В число его друзей входил Винкельман, и, подобно ему, Батони стремился в своей живописи к умеренному классицизму старых мастеров, в отличие от модного в то время стиля венецианских художников. Живописец Бенджамин Уэст, живший в Риме в 1760 году, сетовал, что итальянские художники «ни о чём ином не говорили и ни на что иное не смотрели, кроме как на работы Помпео Батони». Он стал столь авторитетным мастером, что многие современники, посвятившие ему страницы своих произведений, пытались разобраться, что такое «манера Батони», почему ему суждено было занять лидирующее положение в Риме и стать, по словам Винкельмана, «одним из лучших в мире». Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.

Батони был дважды женат: в 1729 году — на Катерине Сети (умерла в 1742 году), а позднее, в 1742 году — на Лючии Фаттори. Из его двенадцати детей трое сыновей были его помощниками в занятиях искусством.

Начиная с 1759 году Батони жил в большом доме на Виа Бока ди Леоне в Риме, где размещалась его студия, выставочные комнаты и школа рисования.

Батони умер в Риме, и, согласно молве, завещал свою палитру и кисти Жаку Луи Давиду.

Источник - Википедия

Кентавр Хирон, обучающий Ахилла

Аполлон, дающий урок музыки

Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств

Венера, дарящая Энею доспехи, изготовленные Вулканом

Портрет маркиза Джона Монтермера

Портрет Томаса Уильяма Коука

Сусанна и старцы

Ахилл у дочерей Ликомеда

Фетида забирает Ахилла от кентавра Хирона

Чувственность

Бракосочетание Амура и Психеи

Портрет леди Мэри Фокс

Воздержанность Сципиона Африканского

Венера и Амур

Геркулес на распутье

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Помпео Джироламо Батони

 В творчестве итальянского художника XVIII века Помпео Джироламо Батони (1708-1787) на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения - неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом. Все это вместе придало искусству Батони своеобразие, но одновременно явилось причиной Некоторой расплывчатости и вялости стиля.Батони родился в Лукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у своего отца. Возможно, именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Вначале, на очень короткий срок, он становится учеником Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Но вскоре Батони встает на путь самостоятельных занятий, пристально изучая и копируя картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывая античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Уже к началу 1730-х годов относятся первые произведения и в общих чертах оформляется стиль Батони, который на протяжении последующих десятилетий лишь так или иначе модифицировался в соответствии с изменением художественных привязанностей мастера.Судьба Батони сложилась удачно. Успех сопутствовал ему в Риме. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Основное его призвание - небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие.В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй его работ. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины, и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Сцена изображена на фоне условного пейзажа с легкими контурами виднеющегося вдали античного храма и классического фонтана. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры.В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева, изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние.К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля - классицизма конца XVIII столетия.

Картины художника

www.artita.ru

Батони Помпео. Картины и биография. Batoni Pompeo. Культурологические аспекты

 

батони помпео автопортретБатони Помпео Картины и биография Помпео Батони батони аполлон и две музы Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов. Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать.

Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Основное направление работ Батони - картины на мифологические и аллегорические сюжеты ("Падение Симона-мага", 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; "Ахилл у дочерей царя Ликомеда", 1745, Флоренция, Уффици; "Диана и Купидон", 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Святое семейство", 1777; "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком", 1765; "Воздержанность Сципиона Африканского", 1772 - все три Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и портреты (императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского, Художественно-исторический музей, Вена; портрет маркиза Джона Монтермера, собрание герцога Баклей, Ратлэнд и др.). В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй работ Помпео Батони. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел.

батони диана и купидон Аполлон и две музы, 1741 Вилянувский дворец, ВаршаваДиана и Купидон, 1761 Метрополитен-музей, Нью-Йорк батони сладострастиебатони меркурий, коронующий философию, мать искусств Сладострастие, 1747 Эрмитаж, Санкт-ПетербургМеркурий, коронующий Философию, Мать Искусств, 1747 батони портрет принцессы гиацинты орсинибатони портрет томаса уильяма коука Портрет принцессы Гиацинты Орсини, 1758, Частное собраниеПортрет Томаса Уильяма Коука 1770-е, Частная коллекция В композиционных решениях художника рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Однако неоклассический стиль работ Помпео Батони нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.

В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. батони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoАхилл у дочерей царя Ликомеда 1745Портрет маркиза Джона Монтермера 1750-еБракосочетание Амура и Психеи 17Портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара, 1762Портрет Эдварда Августа, герцога Йоркского, 1764 батони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoГеркулес на распутье между Добродетелью И Пороком, 1765Портрет баронессы Леди Мэри Фокс 1767Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде 1770Портрет императора Иосифа II и его брата Леопольда ТосканскогоПортрет сэра Грегори Пейдж-Тернера 1768 Но и в этом аспекте позиция художника Батони оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в "Святом семействе" композиция делится на две стилистически различные части.

 

Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Помпео Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью. батони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoКентавр Хирон, обучающий Ахилла, 1770Папа Пий VI 1775Воздержанность Сципиона Африканского, 1770-1772Князь в Риме, Чарльз Робертс, 1778Графиня Сан Мартино 1785 батони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoбатони помпео batoni pompeoТоржество Республики Сан-Марино, 1740Экстаз святой Екатерины СиенскойПортрет сенатора Аббондио Реццонико, 17Портрет Чарльза Кроула, 1762Дон Жозе Мониньо и Редондо, 1775 Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.

Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику Батони удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка.

Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "философское" состояние. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия. Примечание. 1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2.

Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

 

www.nitpa.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта