Место силы Андрея Ветрогонского. Андрей ветрогонский картины


Место силы Андрея Ветрогонского — Интернет-журнал «Лицей»

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины ЛарионовойАндрей Ветрогонский

В мастерской художника

Чтобы найти мастерскую известного петербуржского художника, пришлось немного поблуждать, и все же скоро вышла на улицу Литераторов. Через арку вошла во двор – он сразу же удивил: напомнил музей под открытым небом, недаром сюда уже стали водить экскурсии. А говорят, один в поле не воин! Оказывается, одному человеку под силу изменить свой двор до неузнаваемости, а если этот человек художник… Вокруг столько всего интересного: здесь каждая вещица – будь то ручка от двери, ржавые гвозди, проволока или обычная дверь – превращены в художественные объекты.

Во дворе небольшой флигель, где находится мастерская Андрея, а прежде здесь работал его отец  – народный художник России, академик Владимир Ветрогонский. С одной стороны флигель окружают гаражи. Революционер просто снес бы их, но Андрей не стремится перевернуть мир с ног на голову и просто предлагает: «Давайте их покрасим, и пусть они будут оранжевые, фиолетовые, бирюзовые, в полоску, в горошек! Пусть будет праздник!»

Из-под куста появляется любимый кот художника «обормот Тишка», и мне удается сделать фотографию, где во всем чувствуется нежная любовь хозяина к своему питомцу.

Любопытно, что место, где сейчас творит Андрей, с очевидностью можно назвать местом силы, уточняю – творческой. Семья Ветрогонских поселилась на улице Литераторов в 1929 году. Рядом находится дом, принадлежавший некогда великой русской актрисе Марии Савиной, здесь же дом литераторов, отсюда и название улицы.

– А последним обитателем этого дома, между прочим, был художник Павел Филонов, – рассказывает Андрей.

Восстановленное деревянное здание рядом – дом художника и музыканта Михаила Матюшина, ныне это Музей петербургского авангарда. Заметное своей конструктивистской архитектурой здание через дорогу на Набережной Карповки строил дед Андрея – Александр Федорович Ветрогонский, инженер-строитель, родом из вологодских краев.

Наконец после обзорной экскурсии по двору мы входим в святая святых художника – его мастерскую и дом. Здесь царит редкий для художников полный порядок, все лежит на своих местах. В полочках, предметах быта, книгах, ручках, уложенных в кирпичные дырочки – буквально во всём чувствуется творческая рука художника. Спрашиваю Андрея о его выставках. 2012-2013 годы стали самыми плодотворными за последнее время. В 2012-м была большая выставка «Поворот» в Музее истории Петербурга «Невская куртина», где были представлены живопись, графика, объекты. В феврале этого года Ветрогонский показал свои произведения и работы отца в Казани. Свою выставку у нас в Петрозаводске зимой 2013-го искренне считает одной из наиболее удачных:

– Мне понравился ваш музей, залы, публика, никаких глупых отзывов не было. И вообще всё было очень красиво. Хорошая получилась экспозиция.

Его работы, знаю по себе и отзывам моих знакомых, вызывают бурю эмоций. Андрей Ветрогонский такой искрометный, живой, яркий! Заставляет увидеть Петербург иными глазами. В его мастерской начинаешь чувствовать, как действует энергия цвета, – это не только картины, но и оранжевые стулья, яркие тарелки и чашки, детали интерьера. Атмосферу тепла и уюта создают старинные семейные фотографии, с которых смотрят молодые родители художника. Вот мама Людмила Ивановна. На одной из старых акварелей маленький Андрюша, портрет писал отец, и, кажется, ему удалось запечатлеть само время.

Андрей стал художником, как его отец. И дневник стал вести, как отец. По словам Андрея, у отца был прекрасный стиль, писал он так же легко, как говорил. Андрей показывает отцовский гамбургский дневник 1968 года и продолжает, улыбаясь:

– А я вот уже два месяца не брал дневник в руки, и мне так стыдно перед ним… А вокруг столько всего происходит! Время течет немыслимо быстро, как скоростной сапсан… К тому же жизнь моя сейчас очень однообразна, всё в ней подчинено одному: на моем попечении мамочка, которую нельзя оставлять одну.

– Должен ли современный художник обладать школой? – спрашиваю у Андрея, окончившего Академию художеств имени И.Е. Репина и семь лет преподававшего в Академии имени Штиглица. Сейчас Андрей Владимирович преподает в СПБГУ на факультете искусств. На кафедре мастерства художника кино и телевидения учит студентов рисунку и живописи.

– Сейчас я отчетливо понимаю: да, художнику нужна школа! Сразу вижу, если у художника нет базы, ощущаю пустоту в таких работах. Веселая тусовка с налетом портвейна мне не по душе. А когда у человека за плечами академия, это как кусок бетона – лежит и не сдвинешь. Яркий пример – один из моих любимых современных художников Александр Румянцев, учившийся в Академии и некоторое время там преподававший. Сейчас он живет то в Гамбурге, то в Петербурге. Сочетая нашу мощную российскую художественную школу и немецкий экспрессионизм, создает потрясающие работы.

Андрей вырос в творческой атмосфере. Отец рисовал всюду, всегда и везде. С детства парнишке нравились запах типографской краски, гравюры, нравилось, что отец рисует. До второго курса академии Андрей считал своего отца гениальным художником, а потом перестал показывать ему свои работы. Скорее всего талант и авторитет отца довлели тогда над сыном, так часто бывает. Благодаря бабушке Александре Николаевне, которая вторично вышла замуж за скульптора Ивана Семеновича Ефимова, Андрей оказался в кругу, где общались такие известные художники, как Владимир Фаворский, Дмитрий и Нина Жилинские, скульпторы Дмитрий Шаховской, Лев Кардашов (кстати, он создал уникальный деревянный рельеф фронтона павильона «Карелия» на ВДНХ). Легендарный красный дом художников на Новогиреевской улице и его атмосфера сделали свое дело. Каждый раз, уезжая из Москвы, Андрей чувствовал мощный поток творческой энергии, пылал желанием созидать.

– Один из моих любимых художников – Илларион Голицын, – рассказывает Андрей. – Он был интеллигентнейшим человеком, очень заводным, по-доброму и с азартом относился к творчеству молодых. Ему нравились мои зимы и натюрморты. К сожалению, он не смог приехать на мою выставку в Манеже, а через неделю после ее закрытия его сбила машина. Пока выставка работала, мы часто созванивались, и в одном из разговоров он почему-то сказал мне: «Ты изменишься».

Это был 2007 год. Андрей вел размеренный образ жизни, преподавал. Ничто не предвещало перемен. И вдруг в его личной жизни всё изменилось, исчезли и прежние друзья, а затем потихоньку и вроде бы незаметно перемены обнаружились в творчестве. Он начинает использовать баллончик, эмали, красное, зеленое. Прежде спокойные, меланхолические, почти монохромные произведения сменяются яркими, пронзительными, завораживающими. Такое ощущение, что у него с глаз пелена спала, и он увидел мир в новом свете. После смерти отца отношение сына к творчеству отца стало меняться. Читая дневники и разбирая папки с рисунками и гравюрами, сын-художник теперь отдает должное многогранному таланту художника-отца.

Андрей Ветрогонский признается:

– Сейчас у меня в жизни нет ничего лишнего! Ни-че-го! Моя мама, мое творчество и мои студенты, которым ты должен отдавать всё! Место силы, хотя мне не очень нравится слово «сила»… В чем она? Вот завтра планирую, если Богу будет угодно, поехать в Порвоо, Хельсинки… А что я там делаю? Набираюсь идей, подтягиваюсь каждый вечер на турнике – тоже силы набираюсь. Километр проплываю в пруду – опять силы набираюсь, хотя утром  качает и трясёт от недосыпа хронического. Так что везде хватаю эту силу, где плохо лежит… Приехала тут во двор наш одна молодая женщина из Люксембурга. Ее прадед жил в нашем доме. Несколько вечеров провели с ней вместе, в Русский музей ходили, в кафе посидели. Уж очень она нам с котом понравилась, в чём-то мы похожи. Кот на неё лапу положил, а я… Настроение какое-то хорошее было, а она уехала, кот загрустил, а у меня всё из рук валится. Давно такого не было. Вот ведь сила-то ещё где, в любви – и к матери, и к дому, и к женщине…

Андрей показал свои новые работы, мы беседовали о современном искусстве, британском художнике Фрэнсисе Бэконе, французском писателе и философе Мишеле Турнье и его книгах, о финском городке Порвоо и о коллекции белоснежных кувшинов, об удивительных коллегах по кафедре и еще о многом другом – обо всём не расскажешь. А потом был ароматный свежемолотый кофе, приготовленный в урчащем гейзерном итальянском кофейнике, со сливками, теплый с хрустящей корочкой лаваш, два вида сыра, один из которых рокфор, правда, белорусский, но вполне приличный, и подкупающая обаянием улыбка художника.

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины ЛарионовойАндрей Ветрогонский

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины ЛарионовойАндрей Ветрогонский

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины Ларионовой

Андрей Ветрогонский. Фото Ирины ЛарионовойАндрей ВетрогонскийАндрей Ветрогонский. Фото Ирины ЛарионовойАндрей Ветрогонский

Фото автора

Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:

Похожее

gazeta-licey.ru

Ветрогонские: сын за отцом

Подробности Создано 22.06.2013 14:04 Просмотров: 1491

ГРАФИКА И ЖИВОПИСЬ ВЛАДИМИРА И АНДРЕЯ ВЕТРОГОНСКИХ В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ ВХМ

Выставка произведений Владимира и Андрея Ветрогонских (отца и сына) давно уже стояла в планах Вятского художественного музея. Оба они интереснейшие мастера, одновременно и похожие, и непохожие друг на друга.

vetrogonskie-2* * *

Владимир Ветрогонский(1923 – 2002), действительный член Российской Академии художеств, народный художник РСФСР, педагог, воспитанник института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, принадлежал к поколению художников-реалистов, творческий рассвет которых пришелся на вторую vetrogonskie-4половину ХХ века.

Владимир Ветрогонский фронтовик, после войны много путешествовал по стране и миру. Именно во время путешествий и возникло большинство созданных им образов.

В 1950-х годах Владимир Александрович обращается к теме героического труда советского человека – появляются такие его знаковые произведения, как «Сменаvetrogonskie-7 идёт», «На трудовой вахте», «Горновой». В 1970-х художник посетил много зарубежных стран. В таких произведениях, как «Площадь Испании», «По дороге в Рим», «Вечер в Венеции» проявилась его необыкновенная наблюдательность и умение тонко чувствовать окружающее. В 1980-х – 1990-х в творчестве Владимира Ветрогонского проявляются новые интонации – он пишет лирические, проникнутыеvetrogonskie-11 философичностью пейзажи, в которых всё больше и больше акцентируется вечность природы: «Январь Алексино», «Осенний пейзаж», «В деревне» и др.

В наши дни Владимир Ветрогонский признанный классик, его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, и целом ряде другихvetrogonskie-15 музеев в России и за рубежом.

* * *

Андрей Ветрогонский (родился в 1956) окончил факультет графики института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, мастерскую своего отца.

Андрей Владимирович относится к тому поколению художников, чей творческий путь начался в конце 1970-х. Этоvetrogonskie-18 был нелегкий период обретения им творческой индивидуальности. Художник пробует себя в различных графических и живописных техниках, определяя при этом свой круг любимых мотивов и образов: питерские дворы, северные деревенские пейзажи, портреты близких людей, натюрморты.

Представленные на выставке пейзажи декоративны, изысканны по цвету и неповторимы по настроению. vetrogonskie-13Подобно своему отцу, Андрей Ветрогонский много путешествует. Из своих поездок он привозит работы, полные свежих впечатлений.

Индивидуальная особенность творчества Андрея Ветрогонского во многом определяется умением автора видеть красоту в богатстве обыденного мира, где ценно всё: и движение души человека, и состояние природы, и ритм города.vetrogonskie-20

К сегодняшнему дню Андрей Владимирович участник многих выставок как в России, так и за рубежом. Его работы хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы, в региональных музеях и частных собраниях.

* * *

Всего на выставке представлено около 100 работ – порядка 70 графических произведений Владимира Ветрогонского и 40 живописных полотен Андрея Ветрогонского.

С 20 июня по 28 июля, выставка «Владимир и Андрей Ветрогонские. Живопись, графика», Выставочный зал Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых, ул. К. Либкнехта, 71.

К слову

В беседе с куратором выставки Генриеттой Чапуриной я поинтересовался у нее как у человека весьма искушенного в изобразительном искусстве, что именно впечатлило ее более всего в творчестве представленных художников?

g chapurina-3Генриетта Чапурина: Если говорить о старшем, Владимире Ветрогонском, то, конечно же, впечатляют его гравюры 1960-х. Это хорошо узнаваемые и, как сейчас можно сказать, брендовые вещи, публиковавшиеся во многих учебниках еще в СССР. И видеть их теперь вживую очень приятно. Можно подробно рассмотреть как тонко, как высокотехнично они выполнены, и в то же время как сильно – с большим чувством, эмоциональностью... Что тут еще скажешь – большой талант, большой мастер!

Если же говорить о младшем, Андрее Ветрогонском, то это, безусловно, своебразный и очень интересный художник. Его работам присуща такая, знаете ли, графическая выразительность. Он очень умело и сильно работает линией и цветом – и это сочетание выразительности линий и ритма цвета сообщает некую напряженность его полотнам. Причем, опять же интересная особенность, он уходит от детализации, от прописывания каких-то частностей к большей к обобщенности, лаконичности – и этим завораживает.

Мне понравились его портреты – очень необычные. Художник даже в них уходит от детали, от фотографичности, а отталкивается (на удивление) от цвета, прежде всего им и создавая напряженность образа. А в результате он очень точно передает состояние и настроение человека. Для этого, конечно, нужно быть психологом. И вот таковым Андрей Ветрогонский и является, он художник-психолог.

Автор: Антон Касков

Фото автора

ks-gazeta.ru

Ветрогонский Андрей выставки

Ветрогонский Андрей

Санкт-Петербург, Россия

Всего произведений: 28

Просмотров: 60851

Ветрогонский Андрей (1956)

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ1991 - совместная выставка с В.А. Ветрогонским. Вологодская Картинная галерея.1993 - совместная выставка с В.А. Ветрогонским. Череповецкий художественный музей.1993 - постоянный участник выставок «Петербург». ЦВЗ «Манеж»1994 - выставка акварели. Шамальер. Овернь. Франция1995 - «Арт-реальность». Центральный выставочный зал «Манеж»1998 - «Слон на снегу». Выставка группы «Башня» Санкт-Петербург2001 - выставка «Неграфика - графиков». Санкт-Петербург2002, 2004, 2006 - участник Биеннале графики в Санкт-Петербурге.персональная выставка "... к чему давно привык..." Центральный выставочный зал "Манеж" Санкт-Петербург. февраль 2007 - персональная выставка Мурманский художественный музей.. Мурманск март-апрель 2008август-октябрь 2008 - групповая выставка «Власть воды» Русский музей Санкт-Петербург.январь-февраль 2009 - совместная выставка «Владимир и Андрей Ветрогонские». Российская академия художеств. Москва23 марта - 11 апреля 2010 - персональная выставка "В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА " в галерее "АРТ.объект". САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.19 февраля - 21 марта 2011 - персональная выставка "ФОНАРЬ.ТРОЛЛЕЙБУС.ПЕТЕРБУРГ" в Нижегородском государственном художественном музее. март 2012 - персональная выставка "ПОВОРОТ". живопись,графика, объект. Музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, Невская куртина.

www.art-katalog.com

"Поворот". Персональная выставка Андрея Ветрогонского.

с 5 Марта 2012 по 1 Апреля 2012

Петропавловская крепость, Невская куртина

На выставке представлены живописные и графические работы петербургского художника Андрея Ветрогонского последних лет: петербургские пейзажи, портреты, натюрморты.

Андрей Ветрогонский родился в Ленинграде в 1956 году. Учился в Художественной школе им. Б. В. Иогансона. В 1981 году закончил графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина мастерскую своего отца В. А. Ветрогонского – известного петербургского графика, народного художника России. С 1981 года – член Союза художников.

С 1976 года Ветрогонский принимал участие в более чем 100 выставках. Персональные выставки художника состоялись в Санкт-Петербурге (1989, 1994, 2001, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012), в художественных музеях Мурманска (2001, 2008), Южно-Сахалинска (2009) , Нижнего Новгорода (2011), а также за рубежом во Франции (Clermont-Ferrand, 1990).

В творчестве Ветрогонского удачно сочетается полученное художником классическое образование и усвоенные им традиции петербургского авангарда. За обобщенной, свободной манерой художника, за внешней простотой и лаконичностью его работ чувствуется продуманность каждого элемента композиции, каждого цветового мазка или штриха. Художник успешно работает в разных жанрах: городского пейзажа, натюрморта, портрета. В первую очередь, он известен своими петербургскими видами. В работах Ветрогонского перед зрителем предстает образ современного Петербурга, в котором сочетаются классическая «вечная» красота города с динамичными ритмами сегодняшнего дня.

Название персональной выставки Ветрогонского в Петропавловской крепости не случайно. Оно символизирует новый поворот в творчестве художника. Работы 2010-2012 годов, демонстрирующиеся в экспозиции, представляют все те же, что и в более ранних произведениях, любимые художником сюжеты: Петроградская сторона, набережные Мойки и Карповки, Марсово поле и Дворцовая площадь, Казанский собор и Спас на Крови, но они более динамичны, контрастны, в них используются яркие «кричащие» цвета – красный, синий, желтый, сиреневый, которые позволяют художнику передать пульсацию современной городской жизни. Художник в своих работах с интересом и вниманием отображает изменения, которые происходят в городской среде. Будь то смена времени суток, времен года, смена погоды или другие изменения, связанные с жизнью Петербурга и петербуржцев. Ветрогонский часто повторяет один и тот же сюжетный мотив. Так, например, на выставке можно увидеть сразу несколько пейзажей, сделанных из окна мастерской художника на Петроградской стороне. Ветрогонский, пристально всматриваясь в «вид за окном» зимой и летом, весной и осенью, утром и ночью; пытается не просто зафиксировать в своих работах разные состояния окружающей среды, но и выразить связанную с этим сложную гамму собственных ощущений, свое особое внимательное отношение к городу.

Дополняют экспозицию портреты и натюрморты художника последних лет.

Внимание! 1 апреля выставка закончит работу в 16.30.

www.spbmuseum.ru

Персональная выставка Владимира и Андрея Ветрогонских

В. Ветрогонский. На Валааме. Бумага. Акварель. 1991. 35Х47.

Не так давно в залах Стерлитамакской картинной галерее открылась выставка произведений двух художников из Санкт-Петербурга отца и сына Ветрогонских. 

Старший Владимир Александрович Ветрогонский (1923-2002), действительный член Российской Академии художеств, Народный художник РСФСР, педагог, воспитанник института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, ученик выдающихся художников-графиков А.Ф. Пахомова, К.И. Рудакова, В.М. Конашевича. Художник родился в 1923 году и принадлежал к поколению советских художников-реалистов, творческий рассвет которых падает на вторую половину ХХ века. Его биография похожа на биографии его сверстников. Ветрогонскому пришлось несколько месяцев голодать в блокированном городе. Он принимал участие в работе по сохранению выдающихся памятников родного города, участвовал в оборонительных боях под Кингисеппом и Волосовом.

В 1942 году ушел на фронт и сумел пройти через все испытания Великой Отечественной войны. После демобилизации он записал в своем дневнике, что «испытал чувство второго рождения…. Мы были наполнены восторгом перед жизнью, и никакие трудности не могли теперь сломить нас». Это настроение определило его творчество. После окончания института Ветрогонский нашел тему, над которой работал почти два десятилетия - это послевоенное возрождение страны. На выставке представлены очень известные в свое время произведения художника из графических серий «Заводские будни» (1952-1957), «Шахтеры»(1958-1960), наполненные оптимизмом, верой в будущее. В шестидесятые-семидесятые годы произведения Ветрогонского остаются свежими, современными по духу.

В. Ветрогонский. Кометы в шлюзе. 1979. Литография. 49Х62.

В. Ветрогонский. Кометы в шлюзе. 1979. Литография. 49Х62.

Значительное место занимают в экспозиции и мастерски написанные художником акварели, которые всегда были значительно меньше известны, чем его тематические произведения.

Ветрогонский создал своеобразные пейзажи-новеллы, звучащие почти как музыка, так много он вложил в них чувства истинного восхищения, изображая утренний туман, закат солнца, набежавшую волну, старую деревню. Век XXI подходит к оценкам художественного наследия века предыдущего. С позиций нового времени будет оцениваться и творчество Владимира Ветрогонского. Как бы не менялись эстетические оценки, живость и непосредственность чувств, которые вкладывал в свои творения художник, привлекут нового зрителя, также как они привлекали и многих современников.

В. Ветрогонский. Зимний вечер. 1997. Тонированная бумага. Акварель.

В. Ветрогонский. Зимний вечер. 1997. Тонированная бумага. Акварель.

Андрей Ветрогонский – младший из трех сыновей Владимира Ветрогонского. Он рано начал рисовать еще в 70-х годах прошлого века, потом учился в средней художественной школе им. Б.В. Иогансона, а затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В 1981 году он окончил графический факультет. Его учителем был отец, часто говоривший об Андрее «сын то мой, а ум свой». Сын не повторил отца. Традиционный путь его не мог устроить. Андрей Ветрогонский быстро определил интересующие его темы. Свои пристрастия он определил стихотворной строчкой Александра Дольского: «…к чему давно привык…», которая стала эпиграфом его творчества. Он привык к скромной северо-западной природе, деревне, Петербургу. Представленные на выставке, пейзажи, наделенные элементами иносказательности, декоративны, изысканы по цвету и неповторимы по настроению.

А. Ветрогонский. У Сампсония-странноприимца. 2007. Бумага. Смешанная техника. 58Х67.

А. Ветрогонский. У Сампсония-странноприимца. 2007. Бумага. Смешанная техника. 58Х67.

Часто его композиции обретают зримые приметы какой-нибудь сценки из деревенской жизни. И тогда уже трудно определить жанровая ли это картина или пейзаж с включением повествовательных деталей. Интересны названия произведений, помогающие понять зрителю замысел автора. Андрей Ветрогонский любит писать и натюрморты. Он включает в свои композиции глиняные и стеклянные предметы, экзотические фрукты, овощи. Он пишет и городские пейзажи, в основном петербургские, одни и те же места, в разное время года, особенно в белые ночи.

А. Ветрогонский. Ссора. 2008. Бумага. Масляная пастель. 49Х57.

А. Ветрогонский. Ссора. 2008. Бумага. Масляная пастель. 49Х57.

Андрей Ветрогонский художник скорее камерный. Его искусство соотносится не с социальными масштабными проблемами, а с жизнью каждого человека. Он видит красоту в богатстве обыденного мира, где ценно все: и движения души человека и состояние природы, и ритм движения города. В этом обаяние и ценность его творчества.

Выставка будет открыта до конца мая.

 

artageless.com

«Владимир и Андрей Ветрогонские (живопись, графика)»

Выставка

«Владимир и Андрей Ветрогонские (живопись, графика)»

Сроки  работы выставки: 20 июня -  30 июля 2013 года

 

              В экспозиции выставки представлены 70 графических произведений Владимира Александровича Ветрогонского (1923-2002) – замечательного мастера российского изобразительного искусства XX века, выпускника института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, ученика выдающихся художников-графиков А.Ф. Пахомова, К.И. Рудакова, В.М. Конашевича, действительного члена Российской Академии художеств, Народного  художника РСФСР, профессора, более пятидесяти лет преподававшего в Академии художеств.

В.А. Ветрогонский – участник Великой отечественной войны. Прошёл путь от Волхова до Эльбы. Награждён боевыми орденами и медалями. На выставке представлены его произведения  в  ретроспекции с 50-х по 90-е годы.

Он много путешествовал  по стране и по миру. Большинство образов возникало в пути: Донбасс, Сибирь, Североморск, Череповецк. На выставке представлены его индустриальные пейзажи: «На трудовой вахте», «Смена идет», « Горновой» и др. В его творчестве, при всём «земном притяжении», из жизненных реалий рождались образы по-своему символичные. Воспринимаются одухотворёнными его своеобразные графические новеллы – энергичные и лирические одновременно – о линиях электропередач, ажурных мачтах, сросшихся с небом. Индустриальный пейзаж в его листах опоэтизирован.

Сколько бы не были мгновенны его рисунки, наброски – в них взято самое существенное, главное в них – своё открытие вовсе не чужой для него страны. Здесь проявилась необыкновенная наблюдательность художника и умение тонко почувствовать окружающее. Так, в мастерски выполненных листах во время путешествия  по Бенгалии  Ветрогонский передал впечатление яркого солнечного света и разнообразные оттенки сказочно реального мира.

В восьмидесятые – девяностые годы в творчестве художника проявляются новые интонации. Его восприятие жизни становится философским. Теперь В. Ветрогонский пишет в основном пейзажи, в которых всё больше и больше акцентируется вечность природы. Он вкладывает в пейзажный образ чувство истинного восхищения утренним туманом или закатом солнца, случайно набежавшей волной или деревней с древними избами. Художник становится строже к себе. Тончайшие пейзажи, написанные акварелью, приближают к душе художника, дают представление о его отношении к жизни. На выставке представлено 70 графических работ мастера.

Произведения Ветрогонского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других музеях России и за рубежом.

         Андрей Владимирович Ветрогонский (род. 1956), в 1981 г. он закончил факультет графики института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина,  мастерскую своего отца – народного художника России, признанного мэтра ленинградской школы графики Владимира Александровича Ветрогонского.

Андрей Ветрогонский относится к тому поколению художников, чей творческий путь начался в конце 1970-х годов, это был нелёгкий период обретения творческой индивидуальности. Художник обладает высоким чувством ответственности за профессиональный уровень своего искусства. Он пробует себя в различных графических и живописных техниках, определяя при этом свой круг любимых мотивов и образов: питерские дворы, северные деревенские пейзажи, портреты близких людей, натюрморты.

В 1990-е годы  Андрей Ветрогонский много работает на натуре. Пастели, гуаши, темперы этих лет свидетельствуют об усилении декоративного начала в творчестве художника. Он активно занимается живописью, причём его живописные работы отличает графическая выразительность. Художник мастерски соединяет сложные цветовые и линейные ритмы, добиваясь композиционного единства и гармонии. В его пейзажах и натюрмортах обобщённый образ строится на восприятии красоты конкретного мотива.

Пейзаж – один из любимых жанров мастера. Городские пейзажи – это своего рода прогулки по городу.  Их отличает единство сюжетных мотивов и бесконечное разнообразие живописно-пластических характеристик. Так, художник изображает виды берегов Невы, её набережные, мосты, протоки в серо-коричневой гамме с активным использованием чёрного цвета. Неброская красота этих пейзажей точно передаёт петербургскую атмосферу – низкое зимнее небо, подтаявший лёд на Неве, туманную дымку холодных рассветов. Пейзажи наполнены едва различимым движением и внутренним напряжением.

Обращаясь к натюрморту, А. Ветрогонский изображает разнообразный предметный мир, при этом он внимателен к форме и цвету предметов. Автор эстетизирует действительность, добивается декоративной гармонии, смягчает цветовое напряжение, упрощает форму, подчёркивает силуэты предметов, сдвигает планы.

Художник много путешествует. Из своих поездок он привозит работы, полные свежих впечатлений. В серии произведений, посвящённых итальянским городам Венеции, Флоренции, Риму, виден авторский поиск новых образов, сложных цветовых и ритмических отношений в пространственном решении композиций.

Андрей Ветрогонский находится в расцвете творческих сил. В его работах наблюдается жанровая эволюция, проявляются черты философского пейзажа, пейзажа настроения. Художник много и плодотворно работает, ведёт активную педагогическую деятельность. Он участник разного ранга выставок, как в России, так и за рубежом. Работы его находятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы, в региональных музеях и частных собраниях. На выставке представлены 12 графических и 50 живописных работ мастера.

kirov-artmuzeum.ru

ВЛАДИМИР ВЕТРОГОНСКИЙ В ПУТИ. АНДРЕЙ ВЕТРОГОНСКИЙ ДОМА: erarta

«Владимир Ветрогонский в пути. Андрей Ветрогонский дома» — две совершенно разные выставки, объединенные в один проект.

Владимир Ветрогонский — отец (1923-2002). Андрей Ветрогонский — сын, родившийся в 1956 и здравствующий поныне.

Владимир Ветрогонский в пути 

В 1927 году, четырехлетним мальчиком Владимир Климов по воле отца  получает фамилию Ветрогонский.  Само звучание и динамичность внутренней  формы этой фамилии пробуждают образы морских приключений или необъятных  просторов. Судьба Владимира Ветрогонского, в этом же году поселившегося  на улице Литераторов в Ленинграде, действительно полна странствий. Еще  очень молодым человеком Владимиру Ветрогонскому довелось побывать в  ледяном аду — так в своих дневниковых записях он говорит о Блокаде  Ленинграда. После прорыва Блокады состоялось первое путешествие в  Европу — в рядах наступающей Красной армии в будущем знаменитый художник  освобождал Гамбург. Значительно позже Владимир Ветрогонский прославился  графическими сериями «На Волге Сегодня» (1965), «Волго-Балт» (1972), в  которых главной темой являются впечатления, полученные в пути. За 50 лет  преподавания и успешной академической карьеры  Владимиру Ветрогонскому  доводилось путешествовать по всему миру: Польша, Италия, Болгария,  Бангладеш,  Бельгия, Германия, Голландия, Финляндия, Португалия,  Франция, Китай, Куба.

Сегодня сложно оценить значимость того опыта, который получал  советский гражданин, посещая в ходе деловой командировки или творческой  поездки братские Союзные республики Восточной Европы. Для многих поездка  заграницу представлялась чем-то сродни полету в космос. Посетив Рим в  70-х годах, на пути домой художник оставил в дневнике следующие строки:  «Мне уже скоро 50 лет. Так и проработал без «мастерской». Нет, она у  меня есть, Донбасс, Череповец, Волго-Балт, Кириши, фронт — вся жизнь —  моя мастерская».

Собираясь в дорогу, художник переплетал под твердую обложку хорошую  бумагу для акварели. Бегло, но очень опрятно выписывал в эти книги  размышления о человеке, воспитании, значении искусства. В дневниках  Ветрогонскиого 60-х и в 90-х проговариваются строгие, простые истины,  столь непопулярные сегодня. В 1991-м году мы читаем: «Мы иногда вместо  водопровода, присоединяемся к канализации мировой культуры… Мы берем от  мировой культуры ее отходы — распущенность, скептицизм, безверие, культ  удовольствия, развлечений, разврата, денег. Простые, естественные  чувства подвергаются инфляции. Вот тут-то искусство должно достучаться  до сердец человеческих, служить утверждению возвышенного, добра и  любви».

Риторический пафос дневниковых записей, скупые заметки о духовном  пути художника, очень контрастируют с естественной простотой и легкостью  его рисунков. Строгая, иногда горькая мысль часто соседствует с  мимолетным образом действительности, и пленительная атмосфера рисунка  буквально заставляет принять истинность любого суждения.

Рисунки из дневников и некоторые представленные на выставке работы  мастерски выполнялись прямо на месте — несколькими карандашными линиями,  после чего они расцветали акварелью уже в гостиничном номере.  Есть и  рисунки, выполненные только акварелью, для чего необходима крепкая рука и  определенный навык. Каждый из этих, созданных в пути листов —  энергетически насыщенный перекресток духовного, визуального и  профессионального опыта.

Андрей Ветрогонский дома

Владимир Веторгонский, получив вожделенную мастерскую, в основном  подписывал и оформлял работы, созданные «в пути».  По сравнению с отцом,  Андрей Ветрогонский ведет оседлый образ жизни, работая в  уютной  «фамильной» мастерской на улице Литераторов, ставшей, наряду с домом  Матюшина, локальной достопримечательностью Петроградской стороны.  

Волею судеб Андрей Ветрогонский пошел по стопам отца. После  легендарной средней художественной школы он продолжил обучение в  мастерской станковой графики Академии художеств у Владимира  Ветрогонского. В дневниковых записях Владимир Ветрогонский не раз  обращался к теме школы и воспитания художника. При этом сына Андрея он  называл «поэтом» и не раз подчеркивал становление независимой творческой  личности: «Сын-то мой, а ум — свой». Не обошлось, разумеется, без  конфликта поколений с юношеским неприятием художественного мира отца.  Конфликт этот давно изжит временем, и сегодня Андрей Ветрогонский сам  имеет 20-летний педагогический стаж, наблюдая ошибки и заблуждения  созревающих творцов.

Экспрессивный городской пейзаж Андрея Ветрогонского — свидетельство  вечного стремления домой. В ежедневной, рутинной Одиссее горожанина мало  интересного, но у практикующего живописца даже за рулем автомобиля  случаются незабываемые встречи и переживания. Речь идет о встречах со  светом. На картинах Андрея Ветрогонского одни и те же улицы, проспекты и  площади — только хорошо знакомые места: площадь Льва Толстого, особенно  любимая художником телебашня, проспект Медиков или перегруженные  потоком машин величественные мосты. На этих картинах вполне узнаваемый  Петербург предстает в виде очень условного города, наполненного  угловатой модернистской архитектурой. Естественный свет, неожиданно  просиявшее солнцем ноябрьское небо или вечернее пурпурное зарево от  света фонарей и бесчисленных красных огоньков фар преображают Петербург  Андрея Ветрогонского до неузнаваемости.

Явления прекрасного в повседневной жизни горожанина переживаются  художником столь интенсивно, что в ход идут все возможные инструменты —  созвучная стихии уличной живописи аэрозольная краска, черенок кисти,  масляная пастель. Затаившись в мастерской, Андрей Ветрогонский вновь  воскрешает в памяти цветовые впечатления от по-новому пережитой  телебашни или светящихся желтым светом золотых дуг ресторана быстрого  питания. В этой творческой практике есть нечто от аскезы метафизических  пейзажистов-романтиков ХIХ столетия. Как и они, Андрей Ветрогонский  воскрешает на холсте не знакомый ландшафт, но томящийся в нем дух.

Выставка «Владимир Ветрогонский в пути. Андрей Ветрогонский дома» в Эрарте: 28.10.2017 — 22.01.2018

6+

erarta.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта