Описание картины Алексея Венецианова «Автопортрет». Алексей венецианов картины


Картины Венецианов

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) — живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, родоначальник бытового жанра в русской живописи. Алексей Гаврилович родился 18 февраля 1780 года в Москве. Его род происходил из Греции: прадед художника Федор Проко с женой и сыном приехали в Россию в 1730-1740 гг., где получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Отец художника был купцом: продавал ягоды, луковицы тюльпан, — и всегда надеялся, что сын пойдет по его стопам. Но Алексей Гаврилович с юности начал увлекаться рисованием, за что ему очень часто доставалось от отца и учителей пансионата. Но отец, видя способности своего сына, смирился и даже подарил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник».

Есть мнение, что первым учителем юного художника был некий Пахомыч. Во всяком случае, рассматривая ранние картины Алексея Гавриловича, можно сделать вывод, что у он все-таки у кого-то учился.

После окончания пансионата Венецианов поступает на службу с Чертежное управление.

В 1802 году А.Г.Венецианов отправляется в Петербург, однако, петербургская публика оставила его работы без внимания, и художник возвращается в Москву, где он занялся своим художественным образованием.

В 1807 г. Алексей приезжает в Петербург вновь и поступает на службу в канцелярию директора почт. Художник сближается с Боровиковским Владимиром Лукичом, становится его учеником и проживает у него в доме.

Хотите приобрести недвижимость в Тайланде? Вместе с thaimir, можно купить дом пхукет и подобрать тот, который вам действительно подойдёт.

В 1808 году Венецианов А.Г. занимался издательством сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», представлявший собой гравированные листы. Вскоре журнал был запрещен к издательству (причиной тому стало неудовольствие Александра I, вызванное гравюрой «Вельможа»). Повторно к жанру карикатур Алексей Гаврилович вернется во время войны 1812 года, совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на дворян-галломанов и французов. В 1811 году А.Г.Венецианов получил признание Академии художеств как портретист и получил звание академика.

Венецианов А.Г. был не чужд общественным делам. После войны 1812 г. он вступает в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Алексей Гаврилович основал школу, где обучали грамоте, арифметике и рисованию. Ученики Венецианова А.Г. стали называться «венециановской школой». В эти годы дом А.Г.Венецианова становится своего рода литературно-художественным салоном.

В 1819 Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в свое имение в Тверской губернии, где посвящает все свое творчество развитию «крестьянского» жанра. Он организовывает свою художественную школу. Картины своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Расцвет творчества Венецианова А.Г. пришлось на 20-30-е годы, когда он создает свои самые знаменитые картины. В 1829 году А.Г.Венецианов получил звание придворного живописца, а в 1830 году — звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св.Владимира.

16 декабря 1847 г. жизнь Алексея Гавриловича Венецианова случайно оборвалась. По дороге в Тверь художник не справился с управлением санями, которые врезались в каменные ворота. Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь.

Художник сумел создать целую галерею русских крестьян — скромных, работящих, сильных, с чувством собственного достоинства. Он доказал, что простой человек достоин стать героем полотна, показывая свою моральную и физическую красоту. А образы детей в Венецианова бесподобны: они правдивы и полны жизни.

Деревенская жизнь открыла для художника новый мир, поэтичности и красоту русской природы. Алексей Гаврилович работал в пленэре, что было необычно для русского изобразительного искусства того времени. Он делал это с целью изображать только натуру, видя в этом истинный замысел своего творчества.

Начало всему последующему творчеству Венецианова положила картина «Гумно», к тому же она стала новым словом в русской живописи.

На картинах Венецианова А.Г. фигуры героев статичны, отчего часто не понятны зрителю. Но для художника важны внутренние волнения.

Венецианову удавалось обнаружить что-то необычное в бытовых ситуациях, не вдаваясь в изощренные жанры, делая свои работы содержательными и поэтичными.

Соратники Алексея Гавриловича по Академии художеств часто упрекали его в неспособности работать в области  академической живописи, а только в бытовом жанре, который не считался равноправным среди других. Он опроверг это, создав в 1829 году картину «Купальщицы».

Венецианов А.Г. выполнил образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Венецианов Алексей картины:

 

 

Автопортрет

 

 

 

И.В.Бугаевский-Благорный

 

 

 

М.А.Венецианова в русском костюме

 

 

 

Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга

 

 

 

Портрет А.Чичерина

 

 

 

Портрет А.И.Бибикова

 

 

Портрет А.Путятина

 

 

 

Портрет В.Б.Кочубея

 

 

 

Портрет В.С.Путятиной

 

 

 

Портрет Л.А.Стромиловой

 

 

 

Портрет М.А.Фонвизина

 

 

 

Портрет М.А.Венециановой

 

Портрет молодого человека в испанском костюме

 

 

 

Портрет Н.П.Строгановой

 

 

 

Портрет Настеньки Хавской

 

 

 

Портрет Николая Карамзина

 

 

 

Портрет П.В.Хваского

 

 

 

Портрет М.И.Милюкова

 

 

 

Портрет чиновника

 

 

Портрет К.И.Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя учениками

 

 

 

А.Л.Венецианова

 

 

 

Вельможа

 

 

 

Вот-те и батькин обед

 

 

 

Встреча у колодца

 

 

 

Гадание на картах

 

 

 

Голова старого крестьянина

 

 

 

Гумно

 

 

 

Два крестьянских мальчика со змеем

 

 

 

Девочка в шляпке

 

 

 

Девушка в платке

 

 

Девушка с бураком

 

 

 

Девушка с гармошкой

 

 

 

Девушка с крынкой молока

 

 

 

Девушка с теленком

 

 

 

Девушка с теленком

 

 

 

Деятельность француженки в магазине

 

 

Девушка с бабочками

 

Жнецы

 

Жница

 

Захарка

 

Кормилица с ребенком

 

Крестьянин со скрещенными руками

 

Крестьянка за вышивкой

 

Крестьянка с васильками

 

Крестьянка с косой и граблями

 

Крестьянка с крынкой молока

 

Крестьянка Тверской губернии

Крестьянка, расчесывающая лен

Крестьянская девушка с серпом

 

Крестьянская женщина, опирающаяся на руку

 

Крестьянские дети в поле

 

Купальщица с чашей

 

Купальщица

 

Купальщицы

 

Мальчик, одевающий лапти

 

На жатве. Лето

 

На пашне. Весна

 

Натурный класс

 

Очищение свеклы

 

Пастушок с дудкой

 

Первые шаги

 

Портрет детей Панаевых

Причащение умирающей

 

Пряха

 

Сенокос

 

Спящая девушка

 

Спящий пастушок

 

Старая няня в шлычке

 

Туалет Дианы

 

Утро помещицы

 

Французский парикмахер

art-assorty.ru

Алексей Гаврилович Венецианов » Перуница

'АлексейАлексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в купеческой семье. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П. Венецианов. Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от учителей, которых мальчик боялся. Однажды его за это чуть не выгнали из пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов, имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу «Любопытный художник и ремесленник».

Далее в «Моих записках» говорится о занятиях юного художника у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель была первым материалом, в котором он начал работать.

О несомненном таланте молодого живописца можно судить по первому известному его произведению - портрету матери А.Л. Венециановой (1801).

'АлексейЛетом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме». Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.

В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.

Некоторое время спустя Венецианов начинает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящий из листов с гравюрами. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что навлек гнев самого Александра I. Император раздраженно приказал Венецианову заниматься «приучением себя к службе, в коей находится», т.е. заниматься делами почты, а не нравами дворянства. Правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.

В 1811 году Венецианов получил признание академии как портретист, за представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание назначенного. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками академии.

'АлексейПортрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками,1811Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В. Жуковского и И. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера. На средства общества Венецианов открыл школу, где обучал рисованию одаренных детей. Эта школа находилась на окраине Петербурга. Воспитанников учили грамоте, арифметике, а также рисованию и скульптуре. Из ее стен вышли многие известные художники - Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е. Крендовский. Ученики Венецианова стали называться «венециановской школой».

В эти годы дом Венецианова становится своеобразным литературно-художественным салоном, где собираются крупнейшие деятели русской культуры - К. Брюллов, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь. По инициативе Венецианова был освобожден от крепостной зависимости украинский писатель Тарас Шевченко. Написав портрет помещика Энгельгардта, Венецианов сумел договориться с ним о выкупе Шевченко за две с половиной тысячи рублей. Чтобы собрать эту сумму, была устроена лотерея, на которой разыграли портрет Жуковского, написанный Брюлловым.

В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых.

Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Уже первые картины Венецианова в новом жанре убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре».

В 1820-1821 годах Венецианов пишет картину «Гумно». Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее - там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине - снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны - это результат тонких наблюдений художника на натуре.

'АлексейГумноКартина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт – Петербурге. Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движения создает сидящая слева крестьянская женщина. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовая композиция в картине просто потрясает. Можно заметить живую натуру крестьянина. На полотне изображена женщина, прислонившаяся спиной к бревнам. Она показывает крестьянскую сущность.

Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе рассматривания многих полотен французского живописца Гране. Особенно впечатлила художника картина под названием «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». На язык сразу приходит фраза: «неисповедимы пути искусства». Встреча Венецианова с таким прекрасным художником, как Гране, подарила нам новую, выстроенную по всем правилам перспективы, тему в русской живописи. Так же это привело к рождению нового, профессионального и прекрасного мастера.

Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел.

На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября 1824 года, картина была показана зрителю в первый раз. Картина сразу понравилась многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии.

Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы такие вещи, как «Чистка свеклы», «Жница», «Утро помещицы».

'АлексейЧистка свеклы'АлексейЖница'АлексейУтро помещицы«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку. В газете «Отечественные записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное, близкое народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть Свиньину. Венецианов изображал на полотнах то, что его окружает. На картине «Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо, чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать. Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такие сравнение всегда имели место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.

Описание картины: Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными, но в данной работе живопись автора просто поражает. Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности. Интерьер в картине играет одну из важный ролей. Интерьер вообще является одной из особенностей в картинах Венецианова. Не является исключением и картина «Утро помещицы». Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была постоянным атрибутом в 1820 годах.

В этой картине также использован устойчивый прием Венецианова – выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее при помощи досок пола. Перспектива является основной частью работ Венецианова. Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях, когда пишет портреты.

Жанр венецианских картин не является изощренным, сюжеты не поражают своей новизной. И все – таки автору удается найти что-то необычное даже в обыденных ситуациях – например, в выдаче льна крестьянам.

Подлинный расцвет творческого дарования Венецианова падает на двадцатые - тридцатые годы. Вершиной зрелого творчества художника являются картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».

'АлексейНа пашне. Весна'АлексейНа жатве. ЛетоПредставленные на выставке 1824 года в Петербурге картины Венецианова были тепло приняты современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему», - писал журнал «Отечественные записки».

Венецианов создал целую галерею русских крестьян - сильных, работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту.

'АлексейКрестьянка с васильками.'АлексейДевушка с буракомЛирически проникновенна «Крестьянка с васильками». Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков. Другая по характеру «Девушка с бураком» - энергичен поворот головы молодой красавицы. Типично русское лицо с правильными чертами исполнено деловитой озабоченности: сдвинуты брови, сжаты губы, взгляд пристален. Красное звучное пятно платка подчеркивает темпераментность лица. С необычайной живописной свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». Выражение одухотворенного мыслью лица говорите большом жизненном опыте, душевной силе.

'АлексейГолова старого крестьянинаНепринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Захарки.

'АлексейЗахаркаЭто настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность. Также и «Капитошка»: девочка с коромыслом, по-бабьи повязанная платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой, степенной маленькой крестьянкой.

В 1823-26 годы Венециановым была написана картина "Спящий пастушок". Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью. Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает себя мастером создания перспективы. На картине глаза маленького пастушка закрыты, кажется, он спит, но зритель чувствует, что он позирует художнику: положение тела пастушка, а также левая ладонь расположены немного искусственно.

'АлексейСпящий пастушок.На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей. Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.

Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.

Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.

«Жнецы» - такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.

'АлексейЖнецы.Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа.Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник.

На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.

Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы».

'АлексейКупальщицы«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию двух фигур - одной в рост, другой - присевшей и изображенной со спины, - пишет Э.В. Кузнецова. - Но этим и кончается связь этой композиции с академическими канонами. Купальщицы Венецианова - это обычные русские крестьянки со здоровыми и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями. Несмотря на некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее чувство».

В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года художник слег и сам.

Он пишет: «В 57 лет у человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и снадобья в рот влили. Дня через два-три я глядь - ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так. Отняли у меня кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром. Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу - да как же, раз по пяти и по шести в день... Устал…»

К счастью, все обошлось. В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин - «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, пестроту и декоративность по сравнению с прежними вещами.

Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года.

'АлексейГадание на картах.'АлексейКрестьянка за вышивкой'АлексейДевушка в платке'АлексейВот-те и батькин обед.'АлексейДевушка с крынкой'АлексейКрестьянская девушка с серпом во ржи.'АлексейМальчик одевающий лапти

www.perunica.ru

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. Мастера и шедевры. Том 2

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ

«Автопортрет». Холст написан Алексеем Гавриловичем Венециановым в 1811 году, накануне Отечественной войны.

Строг лик тридцатилетнего мастера.

Сурово, пристально вглядывается художник в даль, словно предчувствуя что-то недоброе.

Сдвинуты густые брови.

Большие темные глаза кажутся еще более крупными из-за тонких очков.

Крутой лоб обрамлен непокорными волнами вьющихся волос.

Волевые складки рта, чуть раздвоенный крепкий подбородок.

Насторожен, собран живописец.

Рука, держащая кисть, замерла. Еще миг, и кисть коснется полотна.

И будто по волшебному мановению оживет картина.

Начало XIX века было временем сложным и нелегким. Венецианову довелось увидеть руины родного дома, сгоревшего во время пожара Москвы в 1812 году. Но это не ожесточило его характер, он остался предельно гуманным, добрым человеком.

Формированию его личности способствовали Гоголь, Пушкин, Глинка.

Передовые деятели русской культуры помогли осмыслить истинную глубину и размах духа своей родины, заставили ярче осознать свет и тени эпохи, в которую он жил.

Его лира обрела гражданственное, широкое звучание.

Благородная муза Венецианова воспела красоту простого сельского люда.

Обладая талантом редкой звучности, творец отдал его своему народу.

Картины, несложные по сюжетам, взяты из самой гущи жизни крепостного села.

Мы очарованы прелестью его юных красавиц, задумчивых мальчишек, спокойствием мужских лиц.

Никому не приходит мысль, что перед нами бесправные рабы.

Крепостные.

Живописец любовался Человеком, когда писал свои произведения о России.

Шедевры Венецианова — портреты русских женщин.

Он раскрыл их спокойную, величавую красоту.

То задумчивую, то задорную, то строгую, немного грустную, но всегда покоряющую своей открытостью, духовной чистотой.

Пленительна скрытая гармония человека и природы в полотнах живописца. Пахота и жатва, лето и весна.

Любое время года предстает перед нами в свойственной пейзажу Руси неброской, поэтической красе.

Нехитры, незамысловаты жанры картин Венецианова. Но насколько они ближе нам, чем холодные академические холсты тех времен — умозрительные, выхолощенные в своей виртуозной салонности, отличающейся лишь внешним блеском.

Венецианов широко открыл окно в мир подлинной жизни села с его немудреным бытом, тихой радостью и горем. Художник был духовно близок своим моделям. И родство, свет этой приязни, добросердечности отражены во всех его полотнах.

Казалось, что Россию, познавшую блеск картин кисти Левицкого, Рокотова, Боровиковского, трудно чем-либо удивить, но Венецианов поразил современников: перед зрителями встала во всей светозарности Русь, которая родила Андрея Рублева и Ломоносова, Пушкина и Глинку…

Поэт своей родины, Венецианов никогда не будет забыт признательными согражданами как один из самых благородных, честных, мужественных и талантливых певцов России.

Почти через полвека после кончины Венецианова Иван Крамской писал:

«Художник, как гражданин и человек, кроме того, что он художник, принадлежа известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит. Предполагается, что он любит то, что достойно, и ненавидит то, что того заслуживает… Ему остается быть искренним, чтобы быть тенденциозным… Это мое главное положение в философии искусства».

Жнецы.

Пафос творчества Венецианова в любви к народу.

Это высокое чувство нашло выражение в холстах песенных, изумляющих удивительной соразмерностью, мелодией, которая заложена в его прекрасных созданиях.

Мало кто так ненапыщенно возвеличил простого Человека, его нелегкий труд, как это сделал Алексей Венецианов.

Он вошел в наше сегодня как современник — так близки нам его картины тончайшим лиризмом и сердечностью, простотой формы, обобщенной и гармоничной, сочным, сияющим цветом.

«Искусства низших родов могут доставлять наслаждение зрению, говорить уму, удовлетворять вкусы, но заставить сердце трепетать восторгом неземным, источить слезы из очей, зрящих перед собою небо, — это принадлежность живописи исторической…»

Такое эстетическое кредо было провозглашено некоторыми представителями петербургской Академии художеств.

Прошло полтора века…

Где все сочиненные ими огромные композиции на «исторические» темы?

Только гигантские рамы продолжают благородно мерцать своим потускневшим старым золотом.

Холсты или почернели, или, писанные с большим количеством лаков, блестят; но неземного восторга и слез из очей у зрителей эти картины не вызывают.

Скорее они рождают чувство недоумения — ведь сколько труда, а порою и таланта было убито на создание банальных, ходульных махин — статичных, безжизненных, а чаще всего фальшиво-многозначительных в своей декоративно-помпезной пустоте.

Трудно, очень трудно было Венецианову: ведь он один из первых утвердил искусство «низших родов» как полноправное искусство высокой пластики и пробил стену казенных догм, схоластических канонов, которыми так славилась Академия.

…Алексей Гаврилович Венецианов родился в купеческой семье 18 февраля 1780 года. Торговый дом, сад и огород Гаврилы Юрьева Венецианова славились на всю Москву «смородиной, тюльпанами и прочими товарами». Между прочим, тут же предлагались и картины по «весьма сходной цене».

Девушка в клетчатом платке.

В дни детства Алексея Венецианова в Москве жили знаменитый Ф. С. Рокотов и молодой Н. И. Аргунов.

Но юноше не довелось встретиться с ними. Будущий живописец обучался в одном из пансионов и специального художественного образования не имел.

Его учила сама жизнь, события конца XVIII века, развернутое наступление русских просветителей, быстро пресекаемое, впрочем, тяжелой рукою властей.

Сочинение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» было словно лучом света, выхватившим из мрака жуткую картину крепостническо-самодержавной России.

«Французская революция дала новое направление веку», — писал один из современников Венецианова.

Москва бурлила от вольных идей.

Но юноша был далек от всего этого, он писал портреты близких, изучал творчество классиков.

И в 1802 году летом в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа, живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме».

Он дерзает начать свой самостоятельный путь в столице.

Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву.

Здесь он продолжал совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.

Наконец, в 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почты.

Как вспоминает сам Венецианов, «в свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись».

Так, не взявши штурмом столицу в 1802 году, он начал ее планомерную осаду. Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», живет у него в доме.

Начало было добрым…

Однако такое везение ничуть не остановило порыв к изучению шедевров. Эрмитаж был основной школой художника.

На пашне. Весна.

Он избежал опасности попасть под влияние манеры Боровиковского, был достаточно талантлив и упорен, чтобы одолеть тайны искусства самостоятельно.

И вдруг молодой человек, столь благонамеренно начавший восхождение к успеху, не только организует сатирический «Журнал карикатур», но и сам рисует в него, за что вскоре был вызван в «инстанции».

Издание запрещено, не успев просуществовать и года.

Царь Александр I лично занимался такими вопросами и… «указать соизволил: издание карикатурного журнала сего впредь не дозволять».

Не будем описывать все злоключения молодого Венецианова, но он замолчал.

Его темперамент, гражданственность проявятся позже, а пока, по прошествии ряда лет, он представляет в 1811 году уже описанный нами в начале «Автопортрет» на суд Академии художеств.

Алексею Венецианову присвоено звание «назначенного» кандидата в академики и дано право написать на соискание нового звания «Портрет инспектора Кирилы Ивановича Головачевского»…

Вскоре по исполнении картины было резюме: «Избран в академики 1811 года сентября первого дня».

Семья в Москве ликовала: их сын — академик!

1815 год. Алексей Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой и становится небогатым тверским помещиком.

Вскоре, оглядевшись в своих новых владениях и выбрав модель по душе, он пишет «Капитошку»…

Этот этюд масляными красками, оригинал которого утерян, дошел до наших дней в виде гравюры.

Однако он означал замечательное для русского искусства первооткрытие. Художник начинает сюиту картин, во всей полноте и красоте создающих облик крестьянства, доселе никем с такою силой, мастерством и одухотворенностью не воспетый.

Алексей Гаврилович окончательно утвердился в желании бросить службу и целиком отдался любимому делу — живописи. Он покидает столицу и, расставшись с Петербургом, прокладывает новую, неведомую еще стезю в русском искусстве.

Это был подвиг! Ведь нельзя забывать, что сей «демарш» предпринял признанный портретист-академик.

Голова крестьянина.

Итак, весною 1819 года художник, стоящий на пороге сорокалетия, переезжает в глубинку — сельцо Трониху «при реке Ворожбе» и сельцо Сафонково в Вышневолоцком стане той же Тверской губернии.

Этим деревушкам суждено стать «венециановскими местами», они вошли в историю нашего искусства, русской культуры.

Венецианов как бы «сжигает свои корабли».

Он пишет, что для успеха в живописи должен «совершенно оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные… ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манера какого-либо художника, то есть не писать картину a la Rembrandt, a la Rubens, и прочие, но, просто, как бы сказать, a la Natura».

Изображение человека из народа — вот ключ к раскрытию гениально простого и великого искусства Венецианова, совершившего переворот в истории русской живописи.

Отныне не мифологические герои, не античные боги, не светские львы и львицы — дюжинные, рядовые, обычные, неприметные люди стали героями полотен наравне с великими поэтами, художниками, государственными деятелями…

Конечно, Кипренский, Брюллов и другие блестящие портретисты тоже писали «простых» людей, но эти мастера не оставили нам той великолепной галереи образов трудового люда, которые создал Алексей Гаврилович Венецианов, раскрывший прекрасную душу русских крестьян той эпохи.

Художник ошеломил Петербург результатом своих неусыпных трудов, когда он показал свою новую картину «Гумно».

Вот что писал об этом полотне журнал «Отечественные записки»:

«Лучшею из картин Венецианова должно почесться Русское гумно. Какая правда! Какое знание перспективы! Художник взял на себя слишком большую обязанность — соблюсти эффект в трех светах, чего не осмелился и сам Гране».

Заметим, что когда-то изрядно нашумевший холст Гране сух и натуралистически иллюзорен, напоминает архитектурные отмывки… Но не победой над ныне малоизвестным мастером славен холст «Гумно», а изображением панорамы сельской жизни того времени велик этот «живописный манифест» Венецианова.

Кормилица с ребенком.

Ведь герои многофигурной композиции — крепостные, труженики. В этом была новация автора полотна.

Прочтем строки Венецианова, написанные по приезде в Петербург через некоторое время после написания «Гумна»:

«У меня много журавлей в небе летают, а синиц ни в одной клетке… «Гумно» всеми принято очень хорошо, кроме художников».

Это означало, что консерваторы и догматики, поклонники академических канонов грозно выступили против «народности» жанра Венецианова.

Шел 1824 год — преддверие восстания декабристов.

В ту пору реакция еще не раз будет задевать своим черным крылом художника.

Встречаются в мировом искусстве портреты людей вовсе не знаменитых, иногда даже не названных по имени, но так созданные художниками, что по силе обобщения они как бы становятся символами целых народов.

Таковы прекрасные портреты Хендрикье Стоффельс Рембрандта ван Рейна, многие полотна Франса Хальса, «Зеленщица» Жака Луи Давида, «Продавщица креветок» Уильяма Хогарта и многие, многие другие шедевры разных времен…

Венецианов оставил нам не один женский портрет, создав обобщенный образ русской женщины из народа.

«Девушка с бураком». Художник будто шагнул на полтора века вперед и написал портрет нашей современницы.

Чудовищной была недооценка своего соотечественника коллегами по искусству.

Не мудрее были и литераторы: они сумели разглядеть лишь «приятность красок и верность распределения света и тени», что, по существу, сводит изумительное по человечности творчество к голому техницизму, исполнительству.

Лишь Григорович честно назвал причину такого непризнания Венецианова:

«Предубеждение в пользу иностранцев не совсем исчезло. Любовь к искусствам есть, но нет любви к русскому».

Яснее не скажешь…

И все же, невзирая на хулу и плохо скрываемое пренебрежение, Алексей Гаврилович продолжает с энергией необычайной свое святое дело.

Девушка с бураком.

Год от года его талант обретает все большую свежесть, чистоту и ту благородную сдержанность колорита, которая свойственна лишь великим художникам.

«На жатве. Лето». Щедрым живописным наполнением, глубоким раскрытием образа отличается это полотно, посвященное самоотверженному и тяжелому труду русской женщины. К лучшим творениям мирового искусства относится этот холст.

Самые высокие традиции живописи, обладающей редкой по красоте формой, силуэтом, наконец, изысканным, глубоко жизненным колоритом, воплощает эта картина.

Вглядитесь, как величественна мать, присевшая отдохнуть, покормить ребенка.

Она положила серп рядом и устремила взор вдаль, любуясь ясным небом, спелой нивой.

Чеканный силуэт женской фигуры напоминает лучшие образцы венецианской живописи эпохи Джорджоне и Тициана по густоте цвета, горячим сплавленным колерам, по монументальности решения образа.

Удивительный покой властвует в картине. Волнистая, мерная линия холмов сразу задает всему полотну ритм неспешный и своеобычный.

Копны собранного хлеба чередуются с фигурами женщин в поле.

«Художник, — писал Венецианов, — объемлет красоту и научается выражать страсти не органическим чувством зрения, но чувством высшим, духовным..

Вот, пожалуй, наиболее четко изложенное кредо живописца Венецианова.

Ведь, кроме изумительных качеств пластики, в его произведениях прежде всего поражают высочайшая духовная цельность, чистота таланта, сумевшего наделить героев не только пленительными качествами — обаянием, красотой, гармонической формой, но и редкой душевностью, сердечностью…

Крестьяне в картинах Венецианова — люди, обладающие разумом ясным, сердцем добрым и отзывчивым. Они не жестикулируют, им не свойственна поза. Они скорее задумчивы и сосредоточенны. Но в их кажущейся статичности — огромное внутреннее движение.

На жатве. Лето.

«На жатве. Лето» являет собою пример такой скрытой, но великолепно изображенной тихой жизни, разворачивающейся перед нами с какою-то торжественной неспешностью, свойственной просторной русской природе.

Взгляд, остановившись на фигуре первого плана, потом видит неохватную даль среднерусского ландшафта — поле спелой ржи с убранными копнами хлеба…

Бегут по равнине легкие тени от одиноко плывущих в знойном мареве неба белых тучек.

И этот бег, почти неслышный, наполнен дивной музыкой летнего погожего дня.

Мы, словно заколдованные, бродим по этим душистым далям, упоенные тишиной и благостью плодородия, воплощенного в фигуре кормящей матери.

Симфонией добра, чистым ароматом свежести полон этот холст, ничуть не уступающий лучшим полотнам Милле, воспевшего трудную судьбу французских крестьян.

Потрясает замечание Венецианова:

«Колорит — не цветность».

Эти простые и точные по смыслу слова включают всю глубину понимания валера, сложных отношений цвета, тона, света, которое свойственно только самым большим представителям станковой живописи.

Алексей Гаврилович Венецианов с необычной тонкостью ощущал пленэр.

В картине,На жатве» — вся радуга холодных и горячих тонов, присущих открытому воздуху. Причем эта сложная по цвету картина нисколько не теряет от обобщенности формы, рисунка, силуэта. Венецианов — редчайший пример идеального сочетания всех сложнейших качеств художника-живописца.

Поистине вершина портретного искусства Венецианова его «Крестьянка с васильками», написанная тоже в тридцатых годах XIX века.

Перед нами девушка, присевшая на миг отдохнуть и задумавшаяся о чем-то сокровенном…

С потрясающей свободой создан небольшой холст — поистине жемчужина русской и, не боюсь этого слова, мировой живописи.

Крестьянка с васильками.

Такова сила маэстрии и одновременно духовности шедевра.

Темный фон только подчеркивает озаренность, поэтичность образа.

Выпуклый чистый лоб, свежие, чуть тронутые румянцем щеки, мягкий, прелестный, тонкий овал лица, задумчивая улыбка — все, все будто сияет утренней прозрачностью весны жизни, когда силы человека почти неисчерпаемы и юное сердце гулко бьется в девичьей груди.

Брошены на колени натруженные, усталые руки, легко падают складки светлой рубахи.

Тонкие пальцы перебирают венчики синих васильков, рассыпанных на коленях. И кажется, что весь холст пронизан целомудренной свежестью.

Невзирая на полтора века, отделяющие нас от времени создания полотна, эта поэзия юности чарует и приковывает к картине.

Вспоминаешь, что, несмотря на огромное количество превосходных портретов в Третьяковской галерее, этот — один из лучших. В образе, созданном Венециановым, редкие ласковость и открытость, сердечность и лучистость.

«Крестьянка с васильками» даже в ряду великолепных творений мастера отличается высочайшим художественным проникновением в характер, в саму душу человека…

Кисть Венецианова, много копировавшего в Эрмитаже великих живописцев прошлого, обрела свойственную именно ему полновесность высшего мастерства, как бы подтверждая известную формулу Репина, высказанную им позже:

«Напишешь просто, если попишешь раз со сто…»

Венецианов создаст десятки редких по духовности полотен, проживет еще не один год, напишет еще немало мастерских картин, но, пожалуй, эти разобранные нами произведения тридцатых годов останутся непревзойденными.

Тому было немало причин.

Одна из них звучит в словах известного мракобеса Уварова, провозгласившего:

«Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно».

Граф Уваров был министром просвещения и президентом Академии наук.

Это была сила.

Мнение, с которым трудно не считаться.

Захарка.

Реакция и консерватизм, царившие в сороковых годах, подавляли Венецианова.

Вспомним судьбу гениального Федотова, так рано кончившего свою жизнь, угнетенного николаевской «заботой» об «эстетическом воспитании» России.

Венецианов тоже не избежал этого пресса, в его творчестве заметен спад.

Холсты стали более лощеными, лакированными, гладкими.

Появились роскошные «Вакханки», умиленно улыбающаяся в сладкой дреме «Спящая девушка», пышные, дебелые ряженые крестьянки в картине «Гадание на картах».

Заботы, скромное хозяйство, будни, быт не тревожат Венецианова.

Он пишет:

«Я смотрю покойнее, безропотнее на высохший овес мой и метлистую рожь и бодрствую…»

Эти невеселые строки начертаны осенью 1846 года.

Вскоре он поедет в Петербург за дочерью. Знал ли он, что после ему не суждено будет увидеть своих столичных друзей, Эрмитаж, Академию?

Он возвращается домой в деревню и в 1847 году пишет ставшее последним полотно «Туалет Дианы». Мастеру шестьдесят семь лет.

«В теперешнюю разладицу скудельных сил моих, — пишет Алексей Гаврилович, — все-таки я не оставляю палитры для туалета моей Дианы…»

Очевидно, он кончает холст к середине 1847 года.

В начале декабря художник собрался ехать в Тверь.

Морозное утро, упряжка молодых коней.

Снег скрипит под полозьями саней.

И вдруг крутогор, лошади понесли.

Венецианов был убит на месте.

Художник нашел кончину в земле, которую воспел. Неожиданно. Мгновенно.

Дочери художника остались без отца и без средств.

Мастер «по добродушию своему делал много на содержание и пособие учеников своих». России же Венецианов оставил бесценное наследство: облик ее народа, образы крестьян во всей их силе и доброте души.

Он был первым, кто открыл красоту простого русского человека-труженика.

Художественное наследство, оставленное Алексеем Гавриловичем Венециановым, бесценно!

Это наше национальное богатство.

Жемчужины его творчества украшают Государственную Третьяковскую галерею и Русский музей — сокровищницы нашего искусства.

Но много полотен мастера хранится и в других собраниях.

Творчество Алексея Гавриловича Венецианова — подвиг правды и поэзии.

Полотна живописца — песнь о народе русском — звучат сегодня величественно и прекрасно.

Он открыл новую дорогу в русском искусстве, и его роль новатора неоценима!

Сколько истерто и сломано в свое время перьев, восхвалявших модную, салонную, манерную живопись! Но газеты, журналы тихо и мирно истлели. Разве что в редкой библиотеке обнаружишь ветхую, пожелтевшую подшивку с панегириками бойких борзописцев… Небольшие полотна салонных псевдоклассиков украшают стены любителей антиквариата, мнящих, что это Рубенс или, как минимум, Брюллов… Но увы, это лишь грезы.

Вернемся во время Венецианова…

Однажды его современник Тропинин произнес на выставке в Москве около очередной роскошной «Нимфы», созданной неким уже забытым маэстро, Новковичем:

«Что написал? Разве это натура? Все блестит, все кидается в глаза, точно вывеска нарядная… Все и везде эффект, во всем ложь».

Потом добавил: «Авось мы не доживем до полного падения нам дорогого дела! Я только этим и утешаю себя».

Мечты Тропинина сбылись. Этому способствовали традиции мировой и отечественной станковой реалистической живописи, которые продолжали в России Рокотов, Левицкий, сам Тропинин, Венецианов, Кипренский и развили такие мастера, как Александр Иванов, Василий Суриков, Илья Репин, Исаак Левитан, Валентин Серов…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Венецианов Алексей Гаврилович - Каталог картин. Биография. Цены

Венецианов Алексей Гаврилович(1780—1847)

В сущности до Алексея Гавриловича Венецианова живопись в России не только по форме, но и по содержанию была интернациональной. Точнее она была составной частью европейского живописного искусства. Исторически по-иному и быть не могло. Точно так же, как вполне естественным было появление ростков национального в русской живописи по мере ее становления.Несомненная заслуга в подготовке «стартовой площадки» для стремительной «русификации» содержания русского живописного искусства и принадлежит Алексею Венецианову, путь которого в живопись как бы способствовал выполнению этой важной миссии.

Служащий почтового ведомства, А. Вене цианов, с детства тянувшийся к рисованию, самостоятельно копировал великих мастеров в Эрмитаже, рисовал портреты близких, был учеником В.Л. Боровиковского, живя какое-то время в доме признанного маэстро.

Решив посвятить свою жизнь живописи, А.Г. Венецианов покидает службу, покупает небольшое имение Сафонково в Тверской губернии и вскоре становится художником, картины которого наполнены поэтическими изображениями крестьян и крестьянок, их детей, жанровыми сценами русской жизни и неброскими русскими пейзажами. Картины художника, не получившего классического академического образования (видимо, так надо было Провидению), имеют большой успех на академических выставках, хотя сами академики не торопятся принять А. Венецианова в ряды преподавателей Академии. Но художник по-прежнему верен своему самобытному пути: он создает собственную школу, получившую в будущем вполне заслуженное художником название «венециановской», в которой учились одаренные дети из простых сословий и из которой вышли многие известные живописцы.

Характеристика творчества А.Г. Венецианова часто сопровождается двумя эпитетами: например, сентиментальный или идиллический мир художника. Это так. Но это и прекрасно, ибо новое часто отличается особой искренностью. Время художников-передвижников с их составляющей критического отношения к действительности придет в Россию несколько позже.

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился "московским купцом, греком". И действительно, предки художника были выходцами из Греции.Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда - В Нежин, а уже потом - в Москву. Гаврила Юрьевич торговал ягодами для варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих картин и с натуры, портретировал своих товарищей.

Трудно ответить на вопрос - "учился ли у кого-нибудь юный Венецианов?". Есть данные, что существовал некий Пахомыч, научивший мальчика составлять краски, готовить и грунтовать холст, натягивать его на подрамник.Как бы там ни было, первые известные работы Венецианова, относящиеся к самому началу 19 века, свидетельствуют о том, что перед нами далеко не новичок в живописи.

После окончания пансиона Венецианов некоторое время служил в Чертежном управлении, а в 1802 году отправился в Петербург. Мотивировки этого переезда не слишком ясны.Далее о жизни художник до 1807 года мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что, потерпев фиаско, Венецианов вернулся в Москву. Другие, напротив, пишут, что он остался в Петербурге и, получая от отца содержание, всерьез озаботился своим художественным образованием.

В 1807 году Венецианов поступил на службу в Канцелярию директора почт Д. Трощинского. Видимо, именно Трощинский свел его со знаменитым портретистом В. Боровиковским. Встреча двух живописцев - начинающего и маститого - имела своим следствием то, что Венецианов стал учеником Боровиковского. Вероятнее всего, он в это время и жил, и столовался у него. В доме Боровиковского Венецианов угодил в самую гущу тогдашний художественной жизни, увидел и услышал вживую многих знаменитых русских писателей и художников.

В том же, 1807-м, году в его голове родился новый "прожект". Венецианов задумал издавать "Журнал карикатур". В декабре подписчики получили два первых выпуска-гравюры журнала. Третий выпуск (карикатура "Вельможа") уже не дошел до них. Он попал к Александру І, который попросил передать автору, что " он дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет", и журнал запретил.

Обескураженный Венецианов по некотором размышлении решил попасть в сферу общественной жизни другим путем. Официальным. Через Академию художеств. В 1811 году он получил звание "назначенного" за представленный автопортрет. Эту ступень предлагалось преодолеть всем тем, кто не учился в Академии. На следующий год художник выполнил конкурсную программу и стал академиком.

В 1815 году Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского рода Марфе Афанасьевне Азарьевой. К тому времени он явно устал от Петербурга. В 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое имение Сафонкова. Тогда и созрело решение бросать службу и уезжать из города навсегда. В 1819 году мастер это решение исполнил. С тех пор он, домосед по натуре, знал лишь дну дорогу из Сафонкова и Питер и обратно.

Хозяином Венецианов оказался рачительным и добрым. Он предпринял ряд благоустройств.В деревне свершился переворот в художественной вере художника. Оставив упражнения в портретном жанре, он принялся писать крестьян. Эти работы и выдвинули его в ряды виднейших живописцев своего времени.

С начала 1820-х годов художник стал собирать талантливых крестьянских подростков и обучать их ремеслу живописца. Постепенно сформировалась группа, известная как "Школа Венецианова". Птенцы вылетали один за другим из венециановского гнезда в большой мир, многих он пристраивал в Академию. Только себя пристроить так и не сумел. Его эскизы для картины, которая должна была открыть путь к званию "советника", забраковал академический совет. В дальнейшем с Академией Венецианов низменно был "на ножах". Пилюлю не смогли подсластить даже присвоение ему в 1830 году звания "художника государя императора", назначение ежегодного жалованья в 3000 рублей и награждение орденом св. Владимира 4-й степени.

Непомерные расходы, связанные с необходимостью содержать школу и обеспечивать своих воспитанников, легли тяжелым бременем на имение. В конце концов, он был вынужден заложить имение в Опекунский совет. Пытаясь хоть как-то выправить материальное положение, Венецианов брался за заказные работы. По большей части, это были портреты и иконы для церквей. 4 декабря 1847 года, окончив эскизы икон для одной из тверских церквей, он захотел самолично отвезти их в Тверь. На спуске с крутой горы лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, и он запутался в вожжах. В село Поддубье тройка притащила уже бездыханное тело.

Венецианов Алексей Гаврилович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Алексей Венецианов | Artifex.ru

Алексей Венецианов – русский живописец, один из лучших российских портретистов и талантливый педагог, воспитавший целое поколение профессиональных мастеров изобразительного искусства.

В юности Алексей не побоялся пойти наперекор отцу, который видел в сыне такого же продавца ягод и тюльпанов, как он сам. Но Венецианов-младший рано увлекся рисованием и точно знал, с чем свяжет свою жизнь. Начинающий художник копировал чужие картины, работал с натурой и часто испытывал терпение товарищей, когда по несколько часов писал их портреты.

Ранние работы, к которым относится «Портрет А. Л. Венециановой», выглядели настолько профессионально, что не возникало сомнений - у молодого мастера есть опытный наставник. Еще до начала профессионального обучения Алексею помогал некий Пахомыч. Некоторые исследователи считают, что он научил юношу работать с красками, правильно натягивать холст на подрамник и готовить его к нанесению изображения.

  

Позднее Венецианов поступил в пансион, а потом некоторое время провел на службе в Чертежном управлении. Оттуда по неизвестным причинам молодой человек уехал в Петербург, и на пять лет разговоры о нем прекратились. Злые языки судачили, что художник вернулся в московские пенаты, потому что не смирился с чередой неудач, постигших его в культурной столице. Кто-то утверждал, что Венецианов, наоборот, остался в Петербурге и получал там содержание от отца.

Художника всерьез заботил вопрос о своем месте в искусстве. В 1807 году Алексей начал службу в Канцелярии Трощинского, который свел начинающего мастера с опытным и известным в узких кругах Владимиром Боровиковским. Долгое время оставаясь гостем в доме авторитетного художника, Венецианов попал в эпицентр бурной жизни творческой элиты.

 

В это время молодой и дерзкий Венецианов осмелел настолько, что решил издавать собственный «Журнал карикатур». В декабре 1807 года появились два первых выпуска, но третий, с карикатурой «Вельможа», до подписчиков уже не дошел. Он «вовремя» попал в руки Александра I, который настоятельно рекомендовал Алексею Венецианову обратить свой талант на «куда более лучший предмет». После этого «Журнал карикатур» был закрыт.

Тогда Венецианов нашел другую «лазейку» в насыщенную светскую жизнь. Новый путь пролегал через Академию художеств, где в 1811 году ему дали звание за представленный автопортрет.

  

А на следующий год Алексей стал академиком. В это время художник занимался не только портретами, но и графикой, успехи в которой демонстрировал, выпуская военно-патриотические листовки в 1812 году.

Тогда судьба Венецианов претерпела серьезные изменения, он был погружен в себя. Это привело к тому, что художник оставил службу, «скинул» груз чинов и поселился в Сафонкове, тверском имении. Здесь он стал абсолютным домоседом и свободно воплощал в жизнь свои замыслы. Теперь Венецианов, увлекшийся деревенским бытом, посвящал время написанию портретов крестьян.

В 1821 году художник создал полотно «Гумно», которое сегодня считается настоящим шедевром. Хотя изначально картина была отвергнута коллегами Венецианова, которые сочли ее «неакадемической», у художника была мощная поддержка армии восторженных зрителей, и даже самого императора.

  

Картину купили за большие деньги, которые Венецианов потом вложил в открытие художественной школы для крестьян. Академические круги не одобряли это начинание, считая, что молодые художники не должны отступать от традиций и норм. Но, вопреки их авторитетному мнению, ученики школы Венецианова постигали законы формы, перспективы и цвета не на чужих картинах, а на настоящих предметах, постепенно переходя от простого к сложному.

Венецианов души не чаял в своих мастерах, но часто забывал их имена, ссылаясь на многочисленный состав учеников. Однажды Алексей привел художников в Эрмитаж, где они писали копии, а в тот день туда с визитом пожаловали государь Николай I с императрицей Александрой Федоровной. Она проявила интерес к работе одного выкупленного крестьянина и затем спросила у Венецианова имя этого человека. Художник был так взволнован, что назвал фамилию «Михайлов». С тех пор многочисленные заказы и популярность студент Ковальков снискал под псевдонимом, случайно придуманным его учителем.

Надо признать, что Венецианов всегда был очень рассеянным. Даже решив написать литографический портрет Гоголя, художник забыл перевернуть изображение. Теперь картина и подпись к ней читаются только справа налево.

  

Рассеянность и щедрость сыграли с художником злую шутку. Все студенты жили и учились в школе Венецианова бесплатно, но наступил момент, когда мастер не мог дальше тянуть лямку, выплачивая расходы на содержание учебного заведения, и заложил свое имение в Опекунский совет. После этого художник брался за работу над заказами, по большей части посвящая себя портретам и иконам. Они же стали последними работами Алексея Венецианова, логично завершая его богатую коллекцию шедевров.

artifex.ru

Описание картины Алексея Венецианова «Автопортрет»

Описание картины Алексея Венецианова «Автопортрет»

Алексей Венецианов был очень одаренным, однако, только на свой дар он не полагался. Еще с юности молодой человек стремился к обучению художественному мастерству. Сначала он обучался самостоятельно, а позже стал учеником Боровиковского.

Талант молодого человека трудно было не заметить, ему особенно удавались портреты, и очень скоро Венецианов стал востребован. В коллекции его картин есть портреты Карамзина, Гоголя, Кочубея. Писал художник и портреты обычных, деревенских жителей ( « Жнецы», « Спящий пастушок», « На пашне»).

В 1811 году Алексей Венецианов написал свой «Автопортрет». Эта работа стала одной из известных и ярких его картин.

Используя, практически, только коричневый цвет и его оттенки, живописец создал удивительно живой образ, с точностью передал не только полное, безупречное сходство, но и свое душевное состояние.

Все полотно пропитано аурой благородства, достоинства, вместе с тем, ответственности и готовности к делам, работе, поступкам.

Тонкая оправа не скрывает, а напротив, подчеркивает большие, внимательные глаза. Их глубокий взгляд, спокойная линия бровей показывает нам человека, увлеченного своим делом.

Мягкий подбородок и крепкие губы говорят о доброте, сердечности, но не слабоволии. Белоснежный ворот подчеркивает обязательность и дисциплинированность самого Венецианова.

В руке кисть, ведь работа всегда занимала у Алексея Венецианова главенствующую роль в жизни. Вот и на « Автопортрете» он изображен за работой. Пальцы на кисти лежат легко, свободно- так, как он и писал свои картины- свободно и легко.

«Автопортрет» выхватил лишь мгновение из жизни художника, но описан этот миг настолько ярко, что невольно ждешь вопроса или движения. Художника, будто бы, только окликнули, он отвлекся ненадолго, чтобы выслушать собеседника, а потом вновь углубиться в свой удивительный мир живописи.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта