World of Art. Алексей саврасов картины


Алексей Кондратьевич Саврасов. Биография и картины.

Алексей Кондратьевич Саврасов

1830 – 1897 гг.Саврасов – крупнейший русский пейзажист. Он вывел пейзажную живопись из разряда второстепенного на должную художественную высоту. На 1-й Передвижной выставке его картина «Грачи прилетели» была замечена сразу. «Саврасов создал русский пейзаж, и эта его заслуга никогда не будет забыла в области русского художества», -сказал о художнике Левитан.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в семье московского купца. Любовь к живописи проявилась в нем рано – в двенадцать лет он легко копировал гуашью романтические пейзажи известных художников. В 1848 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он быстро стал лучшим учеником пейзажного класса, которым руководил К.И.Рабус. Хорошая профессиональная подготовка сочеталась в его классе с серьезным отношением к своим занятиям вообще. В 1850 году Саврасов закончил училище и получил звание художника. А в 1854 году он представил в Совет Академии художеств два пейзажа, написанных в окрестностях Ораниенбаума, за что был удостоен звания академика. Саврасов получает известность и уважение собратьев по цеху. И удачно женится. «Вид на окрестности Ораниенбаума» стал поворотным в творческой судьбе художника. Мы видим детально выписанный передний план, мшистую поверхность валунов и корни спиленного дерева, стебли трав. На заднем плане Саврасов пишет деревья, вдалеке синее море. В его сторону обращена одинокая женская фигура. Все в картине строго и точно, все свидетельствует о спокойной ясности.

Саврасов все чаще делает попытки ввести в пейзаж элементы жанра, жанровые детали, но при этом стремится и не разрушить пейзажа. Примером служит работа «Пейзаж с рекой и рыбаками».

Саврасов пишет и панорамные работы – «Печорский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги под Ярославлем», «Оттепель. Город Кимры на Волге». Но настоящую славу ему принесла скромная картина «Грачи прилетели». Она не являлась непосредственным видом с натуры. Она писалась художником в мастерской в течение довольно длительного времени. Саврасов изобразил в совеем полотне в сущности довольно прозаический вид: задворки села, затерявшегося среди русских просторов, старую церквушку, высящуюся над домами, корявые березы, усеянные грачиными гнездами, посеревший тающий снег. Скромный, задушевный, чуть грустный пейзаж, в котором соединилась грусть от бескрайности и тепло обжитой земли. Поэзия обыденной жизни. Вообще в картине удивительно подробно описаны все приметы пробуждения от зимы, какая-то бесконечная радость от ощущения первого теплого ветра, какой-то тихий восторг от запаха тающего снега. Да и прилетевшие грачи с их заботами – словно проекция на человека, готовящегося к новым работам на земле. Картину тут же, с выставки, приобрел Третьяков для своей галереи. Она была сразу высоко оценена многими художниками.

Через два года Саврасов пишет еще одну, ставшую знаменитой картину – «Проселок». Только размытая дождем дорога, старые ветлы у обочины да поле спелых хлебов станут главными изображениями на картине. Великолепна цветовая насыщенность холста, богат живописный тон. Саврасов вновь использует старый прием –сообщает большую протяженность первому плану с помощью уходящей вдаль дороги. Переход от земли к небу совершается прекрасно-просто – с помощью полоски золота спелого поля. Художник продолжает писать скромные пейзажи – «Дворик. Зима», «Весна. Этюд», «Аллея».

В 1870-е годы Саврасов много преподает в родном Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он ведет пейзажный класс. Из его мастерской вышли такие художники как И.Левитан и К.Коровин, которые высоко почитали своего учителя. К сожалению он пристрастился к вину. В эти же годы в творчестве Саврасова начинает наблюдаться некоторый кризис и спад. И это было его главным несчастьем. От него вынуждена была уйти жена с дочерьми, а в 1882 году за этот же порок он был уволен из училища. Он проживет еще многие годы, но судьба его будет трагична и беспросветна.

И тем, не менее, значение Саврасова в истории русской живописи велико. Никто до Саврасова не чувствовал и не передавал задушевную красоту скромной русской природы. Он сделал скромность нашим богатством.

Грачи прилетели

Зима

Зимний пейзаж

www.art-paysage.ru

биография, картины, портреты, личная жизнь художника.

Самый печальный из русских пейзажистов родился в купеческой семье, однако наперекор желаниям отца не стал заниматься коммерцией. В 1844 году юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния, где стал учиться с заметным успехом. В 1854 году за два пейзажа, показанных на выставке Академии художеств, он получил звание академика.

В последующие годы Саврасов занимался преподаванием и путешествиями по России и Европе. Любимым учеником Саврасова стал Исаак Левитан, также у него учились Константин Коровин, Михаил Нестеров и другие.

С 1871 года живописец живет в Москве. Личная жизнь его беспорядочна, с женой он расстается. В этот период он начинает страдать алкоголизмом, теряет преподавательскую кафедру в училище и со временем впадает в крайнюю нужду.

Умер 67-летний Саврасов в больнице для бедных на Хитровке. Его сын Алексей Моргунов также стал художником — одной из видных фигур русского авангарда, соратником Малевича и Клюна.

Настроение ноября. «Унылая пора…»

Поздняя осень на полотнах русских художников.

Бунтари от живописи

10 фактов из истории художников-передвижников.

Весна идет

Напевая, ищем приметы весны на картинах русских художников.

Природа России на полотнах русских художников

Приглашаем вас в «художественное» путешествие по 10 природным зонам России, изображенным на пейзажах живописцев.

Тест. Великие художники глазами коллег

Пройдите тест и подберите к каждой картине правильное имя модели.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»

10 фактов о картине Алексея Саврасова.

www.culture.ru

ХУДОЖНИК АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ КАРТИНЫ И БИОГРАФИЯ

Грачи прилетели

Что встает перед глазами при имени Алексея Саврасова? Те, кто окончил школу во времена СССР, вспомнят «Грачи прилетели». Более просвещенные назовут ещё два-три пейзажа…

Может быть «Радугу» или «Лосиный остров в Сокольниках», «Чумаков» или «Дворик»? И «общеизвестные» факты из биографии гения русской живописи – царская действительность погубила великий талант, Саврасов спился и умер в нищете. Однако, так ли всё было на самом деле?

Алексей Кондратьевич Соврасов (именно так писалась фамилия художника в 19 веке) родился 12 мая 1830 года в семье зажиточного московского купца. Кондратий Соврасов торговал изделиями из шерсти недалеко от Красной площади, сумел приобрести свой дом в Москве, нажил капитал средней руки.

Алексей с самого раннего детства, вопреки воле отца, который видел в сыне помощника в коммерческих делах, увлекся живописью – целыми днями перерисовывал гуашью красивые картинки из иллюстрированных журналов. Отец гневался и однажды изгнал сына, за пристрастие к живописи, из дома – Алексей некоторое время жил на чердаке.

Он отнес свои «картинки» на Ильинку в лавку, которая торговала старыми книгами, лубками и гравюрами. И, неожиданно для себя, продал рисунки за 6 рублей за дюжину.

Когда молодому Саврасову исполнилось 14 лет, он поступил в училище живописи на Мясницкой улице. Отец протестовал, но требующиеся для обучения деньги (2 рубля в месяц) Алексей зарабатывал сам.

Именно в училище на Мясницкой он встретил и близко сошелся с людьми, которые в последующем оказали большое влияние на судьбу художника – судьбу живописца и судьбу человека.

Это и первый настоящий учитель – Карл Иванович Рабус, и любимый товарищ по классу рисования Константин Герц, который стал добрым другом, а в последствии и родственником. Это Константин приведет Саврасова в старый двухэтажный дом в Архангельском переулке. Дом семейства Герцев, наполненный старыми традициями и старинной мебелью, настоящими картинами на стенах, покажется молодому Саврасову настоящим дворцом. А родные сестры Константина Герца – Софья Эрнестина (старшая) и Аделаида (младшая), — существами из какого-то другого мира. Мира возвышенного и утонченного, недоступного и такого манящего. И эти возвышенные существа так хорошо приняли застенчивого Саврасова, особенно любезной была Софья Эрнестина…

В возрасте 20 лет Саврасов заканчивает училище, но не порывает связи с педагогами и друзьями – занимается в классах, выставляет свои работы. Это картины и этюды с видами Москвы, целая серия работ, которые молодой живописец привез из путешествия по Малороссии.

Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Случилось так, что в 1854 году училище посетила великая княжна Марья Николаевна, сестра императора и большая любительница искусств. Мария Николаевна для своей картинной галереи приобрела семь картин, в том числе две саврасовские. Прошло совсем немного времени и художник Саврасов получил приказ прибыть в Санкт-Петербург – художник должен был поселиться на даче великой княгини и написать несколько видов.

Для молодого талантливого художника покровительство великой княгини, сестры императора – это разве не удача? Даже отец, который до того момента очень критически относился к занятиям своего чада, вдруг зауважал сына и заважничал – его Алексея пригласила сама сестра императора!

Больше месяца Саврасов работает на даче, бродит по берегу Финского залива, делает зарисовки. Мария Николаевна приехала на дачу всего один раз, встретилась с художником, посмотрела рисунки и спросила о планах на будущее…

Просить о покровительстве, поступить в Академию художеств и за государственный счет посетить Италию. Что же вы пожелаете милостивый государь? И застенчивый Саврасов попросил соизволения… вернуться в Москву. Княгиня удивленно посмотрела на художника, пожала плечами и ушла.

Картины, которые Саврасов написал на даче в Сергиевке выставили в Академии художеств. За картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Алексей Кондратьевич Саврасов был удостоен звание академика живописи. Академику на тот момент исполнилось аж 24 года. Самый молодой академик в истории Академии художеств.

Позднее «Вид в окрестностях Ораниенбаума» приобрел Третьяков.

Да, жизнь удалась. Художник молод и уже знаменит, его любит публика и критики, у него огромное количество заказов и, как следствие, стабильное материальное благополучие.

Вот тут-то про Саврасова «вспомнила» Софья Эрнестина Герц – ей уже тридцать лет (она старше Саврасова на четыре года) и она трудится учительницей в лютеранской церкви. И чего ей ждать от жизни? А Саврасов занимает место преподавателя с окладом 500 рублей в год серебром, он академик и имеет чин титулярного советника. И он ещё так молод. А с годами будет и выслуга лет, и повышение по службе… А ещё Алексей Кондратьевич застенчив и малообщителен.

В сентябре 1857 года состоялась свадьба. У молодых рождается две дочери, но первая умирает в младенчестве. Саврасовы получают бесплатную казенную квартиру – не нужно платить за наём и даже отопления квартиры за государственный счет.

Пять лет спустя, в 1862 году, Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают в заграничную командировку. Саврасовы оставляют годовалую дочь на попечении родственников, приглашают с собой сестру жены Аделаиду и отправляются в далекий, но такой приятный, путь. Англия, Германия, Франция, Швейцария, музеи, выставки, знакомства с художниками и любителями живописи. Их принимают в лучших домах Европы, публика восхищается Саврасовым.

У Софьи кружится голова – она уже мечтает о своем европейском доме, с прислугой и экипажами, заграничные вояжи, приятные и влиятельные знакомые, высшее общество…

И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Художник просто сломлен этой чередой смертей. В это же период семейство лишается казенной квартиры. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. В Ярославле беременная Софья простужается и рожает преждевременно – девочка вскоре умирает. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Спустя три года он напишет картину… Пожалуй, единственную картину, которая связана с его личными переживаниями.

И там же, на ярославском берегу, он напишет пейзаж, который обессмертит его имя. Это знаменитые «Грачи прилетели». Эту картину художник покажет на выставке передвижников. Третьяков выкупит «Грачей» ещё до выставки для своей Третьяковской галереи.

Однако, у художника начинаются большие неприятности в семье – Софья Карловна требует всё больше денег… Она светская дама, да и дочери уже выросли и требуют всё больших денежных расходов. Художник начинает писать «для денег», но критика принимает эти работы не просто холодно – ужасные отрицательные рецензии.

Саврасов начинает выпивать, но он ещё борется. Он набирает класс и просит вернуть ему казенную квартиру — отказ. Просит разрешить ему преподавать в училище пейзажную живопись – и снова отказ.

Софья Карловна забирает детей и уезжает к своей сестре Аделаиде, которая к тому времени удачно вышла замуж. Дочери пишут отцу слезные письма с просьбой прислать денег «на башмаки и жизнь на даче».

Художник совсем одинок. Его одиночество скрашивают ученики – эти 14-15 летние романтики, которые полны надежд и мечтаний. Константин Коровин, Исаак Левитан и многие другие.

В 1882 году Саврасова увольняют из училища за пьянство с ежемесячным содержанием 25 рублей.

Он ещё пишет, но его работы покупают не великие князья, а ловкие перекупщики, которые платят художнику копейки, и перепродают его картины с большой выгодой для себя. Сам Саврасов страшно нуждается. Он бросил пить, но денег не хватает даже на то, чтобы писать.

Саврасов женится на мещанке Евдокии Моргуновой. В этом браке рождается сын и дочь. Но тут художника настигает другая беда – он слепнет.

26 сентября Алексей Кондратьевич Саврасов умер в больнице для бедных.

А нам, зрителям, осталась красота, которая струится из каждой работы великого художника. Художник не был счастлив? Был. Он был счастлив в своем творчестве, и в этом своём счастье он не умер, как не могут умереть его действительно великие полотна.КАРТИНЫ АЛЕКСЕЯ КОНДРАТЬЕВИЧА САВРАСОВА

Вид в окрестностях Ораниенбаума

Чумаки

Швейцарский вид

Соборная площадь в Московском кремле ночью

Скоро весна

Сельское кладбище в лунную ночь

Рожь

Радуга

Лосинный остров в Сокольниках

Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду

Зимний пейзаж. Москва

Зима

http://svistanet.com/

worldartdalia.blogspot.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта