Великие полководцы. Александр Македонский. Александр македонский картины


ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, АПЕЛЛЕС И КАМПАСПА)

Этому сюжету и художнику – персонажу картин в моем дневнике уже посвящено две галереи. Но пришло время еще раз вспомнить об этой древнегреческой легенде и представить новую тематическую подборку. Напомню, речь в легенде идет о том, как полководец Александр Македонский подарил своему придворному художнику свою любимую наложницу, и что из этого вышло. Навряд ли вы будете искать мои старые материалы, поэтому позволю освежить себе в памяти эту историю снова. Как говорится: повторение – мать учения!

Joachim von Sandrart (German, 1609-1688) Apelles. 17th century

О древнегреческом художнике Апеллесе (356-308 до н.э.) мы знаем из труда Плиния Старшего «Естественная история», где тот назван «превзошедшим всех живописцев и предыдущего, и последующего времени». Апеллес – уроженец Коса, ученик выдающегося математика, македонянина по происхождению Памфила, который утверждал, что без арифметики и геометрии нельзя стать хорошим художником. Увы, ни одной работы Апеллеса не сохранилось до нашего времени, хотя тот же Плиний называет несколько работ художника, среди которых – «Александр Великий в виде громовержца», “Кастор и Поллукс с Победой и Александром Великим», «Лик Войны со связанными за спиной руками и с Александром-триумфатором на триумфальной колеснице», «Царь Антигон на коне», «Торжественное шествие мегабиза, жреца Дианы Эфесской», «Неоптолем на коне, сражающийся с персами», «Архелай с женой и дочерью», «Архелай на коне», «Диана с хором приносящих жертвы детей» и др. Как видите, не так уж и мало!

Giovanni Raggi (Italian, 1712–1792) Apelles and Campaspe. Northampton Museums Art Gallery

Gaetano Gandolfi (Italian, 1734-1802) Alexander presenting Campaspe to Apelles. 1792-93 гг.

Gaetano Gandolfi (Italian, 1734-1802) Alexander the Great Offering His Concubine Campaspe to the Painter Apelles (Александр Великий предлагает свою наложницу Кампаспу художнику Апеллесу).

Jean Restout (French, 1692-1768) Alexandre offrant sa maîtresse Campaspe à Apelle. 1739 г.

Jean Restout (French, 1692-1768) Alexandre donne sa maîtresse Campaspe à Apelle. 1737-38 гг.

Плиний рассказывает также истории, подтверждающие гениальный дар художника. Например, как перед лошадьми проносили живописные изображения коней, выполненные разными художниками, но только при появлении картины, написанной Апеллесом, лошади заржали, признав в изображении своих «сородичей».Историк Плиний утверждал также, что Апеллес был единственным художником, которому было разрешено писать портреты Александра Македонского. Кстати, эти портреты были настолько реалистичны, что «однажды один из полководцев Александра – Ксандр чуть не упал в обморок, неожиданно увидев в комнате изображение царя».Известно, что самому Александру Македонскому принадлежат слова: «Есть в мире два великих Александра: один – непобедимый, сын Филиппа, другой – неповторимый, сын Апеллеса».Дошли до нас от Плиния и свидетельства об именах учеников Апеллеса. Персею, например, мастер посвятил свой трактат «О живописи», Ксетилох прославился в летописях, как автор картины, на которой «Юпитер, рождающий Либера, изображен в митре и по-женски стонущим в окружении повивающих богинь», Эригон, к примеру, был у Апеллеса мальчиком, растирающим краски, а затем стал художником, учеником Неалка. Кстати, на счет красок – считается, что именно Апеллес первым придумал для изготовления черной краски жечь слоновую кость и назвал ее элефантином.

Johann Heiss (German, 1640-1704) Alexander überlässt Apelles seine Geliebte Campaspe.

Jodocus (Joos) van Winghe (Flemish, 1544–1603) Apelles painting Campaspe.

Nicolas Vleughels (French, 1668-1737) Apelles und Campaspe.

Nicolas Vleughels (French, 1668-1737) L'amitié généreuse (Щедрый подарок друга) 1716 г.

От Плиния мы узнали и о героине этой истории, персонаже картин многих художников – наложнице Кампаспе. Есть версия, что правильное ее имя – Панкаспа, а имя Кампаспа ввел в обиход современник Шекспира, придворный драматург королевы Елизаветы Джон Лили, написавший в 1584 году по сюжету легенды о художнике пьесу «Кампаспа». Плиний в «Естественной истории» пишет, что Кампаспа была любимой наложницей Александра Македонского. Однажды царь заказал своему придворному художнику Апеллесу ее портрет, а тот на свою беду влюбился в прекрасную девушку. Узнав о чувствах художника к Кампаспе, Александр Великий подарил девушку живописцу, обнаружив (по Плинию) «великодушие и умение владеть собой». Девушка послужила художнику моделью Афродиты, выходящей из моря. Фреска называлась «Венера Анадиомена» (Анадиомена - одно из имен богини, которое означает "появившаяся на поверхности моря"), в Помпеях находится эта фреска, правда, в виде древней копии несохранившейся работы Апеллеса, а в Галерее истории древней живописи питерского Эрмитажа есть фреска, изображающая Апеллеса, пишущего с Кампаспы свою знаменитую Афродиту.

Johann Georg Hiltensperger (German, 1806-1890) Apelles paints a picture Aphrodite Anadyomene (Апеллес пишет картину Афродита Анадиомена). Деталь росписи Галереи истории древней живописи, Эрмитаж

Luigi Rubio (Italian, 1795-1882) Apelle e Pancaspe. 1820-30 гг.

Jean-Baptiste Henri Deshays (French, 1729-1765) Apelle et Campaspe.

Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640) Calumny of Apelles (Клевета на Апеллеса). 1606 г.

Эскиз Рубенса связан с другой историей из жизни Апеллеса, который после смерти Македонского какое-то время пребывал при дворе царя Птолемея. Один из завистников художника по имени Антифил на пиру обвинил Апеллеса в соучастии в заговоре против Птолемея. Царь провел расследование, убедился в невиновности Апеллеса, наградил его суммой в 100 талантов, а самого лжеца Антифила отдал в рабы Апеллесу. Художник после этого дела написал аллегорическую картину «Клевета», которая не сохранилась (ее в 1495 году попытался восстановить Боттичелли).

Автор неизвестен Alexandre le Grand, Pancaste et Apelle (гравюра).

Christian Bernhard Rode (German, 1725-1797) A blind man as a judge for the competition between Apelles and a sculptor (Слепой в качестве судьи на конкурсе между Апеллесом и скульптором). 1780-85 гг.

Эта гравюра иллюстрирует историю о том, как однажды слепой человек выступил в роли судьи на конкурсе между Апеллесом и неизвестным скульптором (они изображены на картине справа). Со скульптурой обнаженной женщины понятно, как незрячий мог определить точность изображения модели. Но не совсем понимаю, как он мог определить эту точность на полотне Апеллеса...

Вот и вся история о том, как «царь подарил своему другу свою девушку». Тем не менее, она стала сюжетом для множества картин художников многих эпох и народов. Кое-какие подробности я узнал из комментариев к пьесе Джона Лили «Кампаспа» в переводе профессора кафедры всемирной литературы Московского пед.университета Елены Николаевны Черноземовой.

Nicoletto da Modena (Italian, active 1500-1520) Apelles.

Предыдущие посты, посвященные Апеллесу здесь и здесь

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

Иллюстрации. Поль Фор. Александр Македонский. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Юный Александр. l в. до н. э. Мрамор. Париж, Лувр.

Олимпиада, мать Александра. Золотой медальон. III в. до н. э.

Филипп II, отец Александра. Костяной миниатюрный портрет IV в. до н. э.

Пелла. Мозаичные полы в царском дворце.

Филипп II. Мрамор.

Македония. Озеро Охрид.

Филипп II на коне. Серебряная монета.

Фракия. Вид на руины города Филиппы, основанного Филиппом II.

Афинский Акрополь. Аэрофотосъемка.

Демосфен. Мрамор.

Аристотель. Мрамор. Рим, Национальный музей.

Эрот. Лисипп. IV в. до н. э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Дионис на гепарде. Мозаика из гальки. Пелла.

Мемориальный мраморный лев на месте Херонейской битвы.

Ахилл перевязывает рану Патроклу. Роспись на греческой вазе.

Александр укрощает Буцефала. Бронзовая статуэтка.

Александр и Кратер на львиной охоте. Мозаика из гальки. Пелла.

Александр Великий. Герма из Азары.

Голова ахеменидского князя из Персеполя. Возможно, изображение Ксеркса, сына Дария Великого. Ляпис-лазурь.

Дарий Великий. Бехистун. Деталь скального рельефа.

Дарий Великий на львиной охоте. Оттиск цилиндрической печати.

Серебряные монеты, отчеканенные персидскими сатрапами. Слева — с изображением Тиссаферна, справа — с изображением Фарнабаза.

Персеполь. Аэрофотосъемка.

Персеполь. Капитель с изображением грифа.

Рисунок с изображением руин Персеполя, сделанный в XVII веке.

Золотое изображение бактрийского верблюда.

Персеполь. Сирийские данники.

Чаша, браслет и ваза из подношений.

Дарий Великий. Изображение на греческой вазе.

Александр в сражении на своем коне Буцефале.

Александр Великий в львином шлеме.

Битва при Иссе. Александр. Мозаика из Помпей. Фрагмент.

Битва при Иссе. Дарий III. Мозаика из Помпей. Фрагмент.

Поединок между греком и персом. Фрагмент рельефа так называемого саркофага Александра.

Граник. Место первой битвы Александра с персами.

Александр Великий в сражении. Фрагмент рельефа так называемого саркофага Александра.

Мраморная статуя Кибелы-Артемиды. Эфес.

Ливанский кедр.

Мраморный лев. Дидима.

Мемфис. Пальмовая роща и священное озеро.

Александр приносит жертву Аммону-Мину. Рельеф на внешней стене святилища храма Аммона в Луксоре.

Александрия. Остров, на котором стоял Фаросский маяк.

Александрия. Современный вид.

Птолемей I Сотeр. Мрамор.

Оазис Сива. Руины храма Зевса-Аммона.

Вавилон. Реконструкция Фишера фон Эрлаха.

Персеполь. Процессия данников.

Сузы. Гробница пророка Даниила.

Македонский солдат на боевом слоне. Ранне-эллинистическое серебряное блюдо.

Герат. Александрия Эсхата, «Крайняя». На заднем плане — предгорье Гиндукуша.

Проход к Гиндукушскому перевалу.

Буддийская ступа у Равалпинди, которая считается могилой Буцефала.

Александр верхом на коне атакует царя Пора. Изображение на монете.

Голова скифа.

Скифские воины в бою. Орнамент на золотом гребне.

Александр Великий с телом Дария. Персидская миниатюра XVI в.

Реконструкция катафалка, на котором перевозили тело Александра Великого из Вавилона в Египет.

Римский светильник с изображением надгробных памятников Александра Великого и царицы Клеопатры: 1. Мавзолей Клеопатры. 2. Храм, посвященный Александру. 3. Мавзолей Александра.

Оплакивание Александра Великого. Персидско-монгольская миниатюра XIV в.

Два грифа уносят Александра Великого на небо. Мозаика XII в. из собора в Отранто (Италия).

Мечеть, посвященная пророку Даниилу, под которой, возможно, находится гробница Александра Великого.

historylib.org

Великие полководцы. Александр Македонский: picturehistory

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э) получил превосходное для своей эпохи образование – с 13 лет его воспитанием занимался сам Аристотель. Александр увлекался чтением героических поэм Гомера, его воодушевляли подвиги великих героев древней Эллады. Его отец Филипп II самостоятельно руководил военной подготовкой сына. Ещё в юности Александр продемонстрировал свои удивительные способности в полководческом искусстве. И в 338 году личное участие Александра в сражении при Херонее значительно повлияло на исход битвы, в которой македоняне одержали победу.

Юные годы наследника македонского престола были омрачены разводом родителей. И после вторичной женитьбы отца на другой женщине Александр поссорился с Филиппом. В 336 до н. э. вскоре после загадочной гибели царя Филиппа Александр, которому на тот момент исполнилось 20 лет, взошёл на престол, а греки назвали его гегемоном Эллинской лиги.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины

Одним из главных направлений внешней политики своего государства молодой царь считал противоборство с Персией как основным конкурентом за влияние в Малой Азии, поэтому огромное внимание уделялось подготовке к военному походу против этой страны. Несмотря на что от отца ему досталась сильнейшая армия Древней Греции, Александр хорошо понимал, что победить огромную державу Ахеменидов невозможно без объединения усилий всей Эллады. Поэтому Александр позаботился о создании общегреческого союза и формировании объединенного греко-македонского войска. Элитная часть армии состояла из телохранителей царя и македонской царской гвардии, а основу конницы составили всадники из Фессалии. Пехотинцы были защищены тяжелыми бронзовыми доспехами, а их главным оружием была сарисса – знаменитое македонское копьё. Александр существенно изменил тактику ведения боя так называемой македонской фаланги, разработанной его отцом, применив угловое построение, что позволило сконцентрировать силы при атаке на правый фланг противника, традиционно более слабый в армиях того периода. Кроме тяжёлой пехоты в армии Александра Македонского были многочисленные легковооруженные вспомогательные отряды из различных греческих городов. В целом численность пехоты доходила до 30 тыс. человек, конница состояла из 5 тыс. человек. Невзирая на относительно небольшую численность войска, греко-македонская армия состояла из отлично обученных и вооружённых бойцов.

Перед началом давно готовившегося похода на Восток, весной 335 г. молодой царь осуществил бросок во Фракию, подавив вспыхнувшее восстание. В Греции длительное отсутствие правителя послужило причиной распространения слухов о его гибели, а повстанцы из Беотии окружили располагавшийся в Фивах македонский гарнизон. Узнав об этом, осенью 335 г. молодой царь нанёс фиванцам внезапный удар, захватив и разрушив их город. Эти меры подействовали на греков устрашающе, в результате они беспрекословно признали его власть, пополнив армию Александра новобранцами для похода против Персии.

В 334 году после переправы войска Александра через Геллеспонт началась война, целью которой провозглашалось отмщение персам за поругание над греческими святынями Малой Азии.

Вначале Александру предстояло сразиться с персидскими сатрапами, управлявшими Малой Азией. В 333 году в сражении при реке Граник македонская армия разгромила 60-тысячное персидское войско, затем Александр отправился на юг, продвигаясь по побережью Ионии. После продолжительной осады македонцам покорились персидские гарнизоны в городах Милет и Галикарнас, прочие города добровольно сдались на милость победителя. Весной 333 года армия Александра заняла Ликию и Памфилию, в июле македоняне завоевали Пафлагонию и Каппадокию, а в сентябре и Киликию. Но держава Ахеменидов обладала колоссальным человеческим и материальным потенциалом. И Дарий III, соединив лучшие военные части с разных концов своего государства, отправился навстречу македонскому царю. Но, несмотря на тщательную подготовку, в решающей битве при Иссе его 100-тысячная армия потерпела сокрушительное поражение, самому Дарию едва удалось спастись, сбежав с поля боя, а его мать, жена и дети оказались в плену. В начале зимы 332 года македонское войско вступило в Финикию, осадив Тир. Долгая осада и ожесточенный штурм сделали своё дело, и в итоге город взяли. Подобная участь ожидала и жителей Газы.

Александр решил не останавливаться на достигнутой победе, продолжив поход. После успешной осады Тира перед ним был открыт путь в Египет, и уже зимой 332-331 гг. греко-македонское войско прибыло в долину Нила. Жители порабощенных персами государств относились к македонцам как к освободителям. Чтобы сохранить устойчивую власть на захваченной территории Александр объявил о том, что его отцом является египетский бог Аммон, которого греки отождествляли с Зевсом, благодаря чему Александр в глазах египтян приобретал причитающееся ему по закону право на власть и титул фараона. Ещё одним методом укрепления власти в завоёванных странах было заселение этих территорий греками и македонянами, таким образом греческий язык и культура распространялись на огромных территориях. Переселенцы обычно обосновывались в специально построенных новых городах, чаще всего называемых именем Александра. Наиболее известным является основанный в Египте город Александрия. Успешные действия армии Александра в Египте лишили персидский флот единственной оставшейся опорной базы.

Для борьбы с высадившимися на Крите персами и спартанцами Александр отправил эскадру во главе с Амфотером. Антипатр, наместник Александра в Македонии, в это время был занят подавлением восстания спартанцев на Пелопоннесе. После победы над спартанцами Антипатр отправил в Египет значимое подкрепление, которое присоединилось к основному корпусу македонской экспедиции. Весной 331 года Александр покинул Египет, отправившись в Сирию. В сентябре, переправившись через Евфрат, его войско пересекло Месопотамию и, придерживаясь левого берега Тигра, достигло селения Гавгамелы. В этом месте им предстояло встретиться с поджидавшей их огромной армией Дария III, численность которой, как утверждают античные историки, достигала миллиона человек.

Решающая битва состоялась 1 октября 331 г. неподалёку от Гавгамелы. После сокрушительного поражения Дарий III, вновь спасаясь бегством, отправился в Экбатаны. Тем временем не встречаюшему сопротивления на своём пути Александру удалось без боя занять Вавилон, Персеполь, Сузы и Экбатаны. Ненадолго остановившись в Экбатанах, Александр разрешил отправиться на родину всем пожелавшим этого союзникам-грекам. В его планы входило создание нового правящего класса из персов и македонян, также он уделял внимание местной знати, вызывая недовольство своих соратников.Немного передохнув, армия Александра вновь выступила в поход. Проходя Сузиану, македонские воины захватили Персию, сожгли дворец Дария в Персеполе, а в июле македоняне вступили в Мидию. Испугавшись приближения македонской армии, Дарий III в сопровождении небольшого отряда всадников отправился в Бактрию. По приказу сатрапа Бактрии Бесса Дарий III был убит, после чего провозгласивший себя персидским царем Бесс был вынужден податься в бега, избегая преследования. По указу Александра, последний персидский царь был похоронен в Персеполе с подобающей царю пышностью. Так прекратила своё существование держава Ахеменидов, а Александра провозгласили «царём Азии». После этого македоняне заняли Парфию и Гирканию. После победы над сатрапом Арейи Сатибарзаном к империи Александра присоденились территории Дрангианы, Гедросии и Арахосии.

В 329 году после перехода через восточно-иранские районы, армия Александра прибыла в Среднюю Азию, жители которой под командованием Спитамена ожесточённо сопротивлялись; это восстание было подавлено только после смерти Спитамена в 328 году. Бесса выдали его же приближённые и он был казнен. Согдийское сопротивление было отчаянным. После первых успехов, которые позволили Александру форсировать реку Яксарт, чтобы встретиться с кочевыми племенами саков, Македонского подвёл тыл – там начались новые выступления, продолжавшиеся до 327 г.

Александр пытался проводить тонкую культурную политику, стараясь соблюдать традиции местных жителей, надевал персидские царские одеяния, а также взял в жёны бактрийку Роксану. Но его стремление перенять персидский придворный церемониал (особенно, падение ниц пред царём) было отвергнуто гордыми свободолюбивыми греками, несмотря на то что Александр жестоко расправлялся с возражающими. Так, он приказал убить своего собственного молочного брата Клита, посмевшего однажды ослушаться.

Поход Александра Македонского в Азию

Покинув территорию Бактрии в апреле 327 года, Александр отправляется в поход на Индию. В непрерывной борьбе с сопротивляющимися местными жителями, преодолевая перевалы Гиндукуша, войско Александра вышло к Инду, где их поджидал царь княжества Таксилы, добровольно покорившийся Александру. В мае 326 года армия Александра выступила против царя Пора. После победы в сражении на реке Гидасп, македоняне двинулись дальше на юг. Долину Инда также присоединили к империи Александра. В непрерывных сражениях его войско достигло реки Гифасис, но здесь истощение сил воинов и необходимость периодически подавлять бунты в армии заставили Александра отказаться от продолжения похода, повернув на запад.

В первом полугодии 325 года, двигаясь по Гидаспу и Инду, в одном и сражений Александр получил тяжёлое ранение, однако это не помешало македонянам выйти к берегу океана, где они построили корабли, на которых части войска во главе с Неархом следовало добраться до Персидского залива. Полководец Кратер отправился через Дрангиану и Арахосию, чтобы подавить вновь вспыхнувшие восстания, а Александр с оставшимся войском пошёл через пустыню Гедросии. Соединение армии Александра Македонского произошло лишь в январе 324 года, а в феврале македоняне добрались до города Сузы. По дороге в Вавилон Александр покорил не подчинявшиеся ему племена.

В 323 году Александр с триумфом вошёл в Вавилон. В этом городе он принимал послов от разных народов, здесь обдумывал планы новых завоеваний. После возвращения в Вавилон Александр не забыл о политике объединения разноязычных народов своего государства, сближении с персидскими аристократами, привлекаемых к управлению государством. По желанию Александра были устроены массовые свадьбы македонян и персиянок, он сам взял в жёны одновременно двух персиянок — Статиру и Парисатиду, которые были дочерьми Дария.

Александр Македонский в шлеме Геракла (голова льва) на саркофаге из Сидона

Александр планировал покорить Аравию и Северную Африку, однако воплощению этих планов помешала его неожиданная смерть от укуса малярийного комара. Впрочем, среди историков нет единого мнения по поводу причин смерти Александра Македонского. Довольно распространена версия о его отравлении, хотя ей не нашлось ни подтверждения, ни опровержения.

После смерти Александра власть над огромным государством перешла к его новорождённого сына и сводного брата Арридея. Но фактическая власть над империей оказалась в руках военачальников Александра — диадохов, которые вскоре начали воевать друг с другом, пытаясь поделить государство между собой.

Великий полководец всех времён и народов Александр Македонский покорил едва ли не весь известный ему мир, который, однако, оказался слишком велик даже для него. Созданная Александром империя, первая в мире сверхдержава, оказалась непрочной, поскольку политическая и экономическая сторона завоеваний Александра была слаба – за свою короткую жизнь Александру всё же не удалось объять необъятное. Чего не скажешь о колоссальном влиянии, которое оказала греческая культура на страны Востока. Эллинизм явил первый пример глобальной культурной экспансии, результаты которой определили весь дальнейший ход мировой истории. Личность Александра Македонского продолжает оставаться предметом многочисленных споров и домыслов, равно как и серьёзных научных исследований. Очевидна лишь одна истина: Александр Македонский прославлен в веках как символ мужества, храбрости и полководческого гения.

Автор Павел Помыткин

picturehistory.livejournal.com

Александр Македонский в мастерской Апеллеса

Я с Димой, как знатоки Эрмитажа))), нашли её в его собрании, но атрибутированную, как картину неизвестного автора. А вот moskovitka16 смогла определить и автора (какая из этих работ первична, сказать затрудняюсь)

17. Диана и нимфы, отправляющиеся на охоту Ян Брейгель Старший (фигуры приписываются Рубенсу), Музей охоты и природы, Париж

19. Vaso di fiori, Daniel Seghers, 1637.jpg19. Ваза с цветами Даниэль Зегерс, Баварская государственная художественная галерея, Новая Резиденция, Бамберг

20. Il cambiavalute e sua moglie, Quentin Metsys, 1514 Квентин Массейс Менялы.jpg20. Меняла с женой (Менялы) Квентин Массейс, Лувр, Париж

24. Всемирный потоп Рафаэль Санти, фреска Музеи Ватикана, Ватикан (блестяще определил Дима)

27. Портрет Ферри Каронделет с его секретарями Себастьяно дель Пьембо.jpg27. Портрет Ферри Каронделет с его секретарями Себастьяно дель Пьомбо (Лучани), Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

31. 31. Портрет ученого Квентин Массейс, Городской музей Франкфурта

33. Римский солдат со слугой Бернарт ван Орлей, Музей изобразительных искусств, Лейпциг

34. Спящие Венера и Купидон с Сатиром Корреджо (Антонио Аллегри), Лувр, Париж

35. 35. Пьяный Силен, поддерживаемый сатирами (Вакханалия: сон Силена) Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель, Академия изобразительных искусств, Вена

36. Пожиратели бобов Винченцо Кампи, частная коллекция

39. Циклоп Полифем Аннибале Карраччи, фреска Палаццо Фарнезе, Рим

Далее следуют картины, которые мы отнесли к определённым авторам, но они не совсем соответствуют оригиналам:

32. Похищение Европы Ян Брейгель Старший, фигуры Хендрика I ван Балена. Вена, Музей истории искусств,(есть ещё вариант в замке Вадуц в собрании герцога Лихтенштейнского, м.б. он больше похож, но я его не нашла)

Adam-Elsheimer-Judith-Beheading-Holofernes-3-.jpg37. Юдит и Олоферн Адам Эльсхаймер, Музей Веллингтона, Эпсли-хаус, Лондон

Тарквиний и Лукреция Питер Пауль Рубенс,Государственный Эрмитаж, СПб.jpg42. Тарквиний и Лукреция Питер Пауль Рубенс, Государственный Эрмитаж, СПб (разглядел картину только Дима)

И наконец гравюра, которую держит в руке дама из сопровождения Александра Македонского:

Суд Париса.png

Мне сдаётся, что это фрагмент известной гравюры Маркантонио Раймонди Суд Париса (без Завтрака на траве, так сказать...))), которая была сделана по утраченному рисунку Рафаэля. Но возможно и нет. Как вы думаете?

hb_19_74_1.jpgСуд Париса Маркантонио Венециано Агостино Раймонди, ГМИИ им. Пушкина

Следующий блок: картины, которые мы не нашли, но в некоторых статьях встречаются ссылки на предполагаемых авторов, определены сюжеты и просто неопознанные:

10==.jpg10. Сюзанна и старцы

11ф.jpg11. С пейзажами совсем плохо, практически ни один не идентифицируется...

12.png12. Интерьер готической церкви. Считают, что авторство принадлежит Питеру Неффсу Старшему или Хендрику ван Стенвейку. Похожие картины есть у обоих

16. copy.png16. Пара у зеркала. Приписывают самому ван Хахту и Пальма иль ВеккьоКстати, у кого какие мысли по поводу надписи SPA на зеркале?

18. Источники с уверенностью утверждают, что картина Рыночная сцена в городке Харбор принадлежит кистиИоахима Бейкелара

21. Похищение Прозерпины

22. Отречение святого апостола Петра

2323.

2525.

2626.

28==.jpg28.

29==.jpg29. Воин с мечом

Эта картина встречается также на полотне Аллегория Зрения из серии Аллегория пяти чувств кисти Яна Брейгеля Старшего и Питера Пауля Рубенса, написанной в 1617–1618 годах. Затем она видимо попала в галерею Корнелиса ван дер Геста.

30==.png30. Церера и Стеллио

38== copy.png38. Лот и его дочери

41.png41. Персей и Андромеда

43. Жертвоприношение Исаака (Испытание Авраама)

Вот что у нас получилось. Я думаю, что мы все славно потрудились.Надеюсь, что на этом наши поиски не закончатся и нам удастся раскрыть ещё некоторые загадки этой интересной картины). Ещё раз благодарю всех игроков за участие!

pro100-mica.livejournal.com

Александр Македонский фото на - 24СМИ

Александр Македонский: последние новости

Интересные факты о НЛО

Список интересных фактов о золоте: добыча, химический состав и использование.

Список удивительных фактов о деньгах всего мира, которых вы не знали.

Интересные факты из жизни Александра Македонского: о походах, коротко и для детей

Перед правительством Македонии сейчас стоит проблема, которую спровоцировали Соединенные Штаты. Вашингтон готовит поч...

24smi.org

Иллюстрации. Александр Македонский

Юный Александр. l в. до н. э. Мрамор. Париж, Лувр.

Олимпиада, мать Александра. Золотой медальон. III в. до н. э.

Филипп II, отец Александра. Костяной миниатюрный портрет IV в. до н. э.

Пелла. Мозаичные полы в царском дворце.

Филипп II. Мрамор.

Македония. Озеро Охрид.

Филипп II на коне. Серебряная монета.

Фракия. Вид на руины города Филиппы, основанного Филиппом II.

Афинский Акрополь. Аэрофотосъемка.

Демосфен. Мрамор.

Аристотель. Мрамор. Рим, Национальный музей.

Эрот. Лисипп. IV в. до н. э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Дионис на гепарде. Мозаика из гальки. Пелла.

Мемориальный мраморный лев на месте Херонейской битвы.

Ахилл перевязывает рану Патроклу. Роспись на греческой вазе.

Александр укрощает Буцефала. Бронзовая статуэтка.

Александр и Кратер на львиной охоте. Мозаика из гальки. Пелла.

Александр Великий. Герма из Азары.

Голова ахеменидского князя из Персеполя. Возможно, изображение Ксеркса, сына Дария Великого. Ляпис-лазурь.

Дарий Великий. Бехистун. Деталь скального рельефа.

Дарий Великий на львиной охоте. Оттиск цилиндрической печати.

Серебряные монеты, отчеканенные персидскими сатрапами. Слева — с изображением Тиссаферна, справа — с изображением Фарнабаза.

Персеполь. Аэрофотосъемка.

Персеполь. Капитель с изображением грифа.

Рисунок с изображением руин Персеполя, сделанный в XVII веке.

Золотое изображение бактрийского верблюда.

Персеполь. Сирийские данники.

Чаша, браслет и ваза из подношений.

Дарий Великий. Изображение на греческой вазе.

Александр в сражении на своем коне Буцефале.

Александр Великий в львином шлеме.

Битва при Иссе. Александр. Мозаика из Помпей. Фрагмент.

Битва при Иссе. Дарий III. Мозаика из Помпей. Фрагмент.

Поединок между греком и персом. Фрагмент рельефа так называемого саркофага Александра.

Граник. Место первой битвы Александра с персами.

Александр Великий в сражении. Фрагмент рельефа так называемого саркофага Александра.

Мраморная статуя Кибелы-Артемиды. Эфес.

Ливанский кедр.

Мраморный лев. Дидима.

Мемфис. Пальмовая роща и священное озеро.

Александр приносит жертву Аммону-Мину. Рельеф на внешней стене святилища храма Аммона в Луксоре.

Александрия. Остров, на котором стоял Фаросский маяк.

Александрия. Современный вид.

Птолемей I Сотeр. Мрамор.

Оазис Сива. Руины храма Зевса-Аммона.

Вавилон. Реконструкция Фишера фон Эрлаха.

Персеполь. Процессия данников.

Сузы. Гробница пророка Даниила.

Македонский солдат на боевом слоне. Ранне-эллинистическое серебряное блюдо.

Герат. Александрия Эсхата, «Крайняя». На заднем плане — предгорье Гиндукуша.

Проход к Гиндукушскому перевалу.

Буддийская ступа у Равалпинди, которая считается могилой Буцефала.

Александр верхом на коне атакует царя Пора. Изображение на монете.

Голова скифа.

Скифские воины в бою. Орнамент на золотом гребне.

Александр Великий с телом Дария. Персидская миниатюра XVI в.

Реконструкция катафалка, на котором перевозили тело Александра Великого из Вавилона в Египет.

Римский светильник с изображением надгробных памятников Александра Великого и царицы Клеопатры: 1. Мавзолей Клеопатры. 2. Храм, посвященный Александру. 3. Мавзолей Александра.

Оплакивание Александра Великого. Персидско-монгольская миниатюра XIV в.

Два грифа уносят Александра Великого на небо. Мозаика XII в. из собора в Отранто (Италия).

Мечеть, посвященная пророку Даниилу, под которой, возможно, находится гробница Александра Великого.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Александр Македонский. История знаменитого полководца | Журнал | RETROBAZAR

23, Февраль 2013 16:50 | 18 фото | просмотров 15719

Александр Македонский (20 июля 356 — 10 июня 323 гг. до н. э.) — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Александр Великий. Еще в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы. Весной 334 года до н. э. Александр начал легендарный поход на Восток и за семь лет полностью завоевал Персидскую империю. Затем он начал покорение Индии, но по настоянию солдат, утомленных долгим походом, отступил.БиографияЮность Александра Македонского20 июля 356 до н.э. в Пелле у Олимпиады, дочери молосского царя Неоптолема, и Филиппа II, царя Македонии, родился сын, названный Александром. Александр получил элементарные знания по письму, математике и музыке при македонском дворе. Когда мальчику исполнилось 13 лет, то воспитателем к нему пригласили Аристотеля, и в течение 3 лет Александр вместе со своими друзьями жил в Миезе, где посещал лекции греческого философа, обучаясь этике, политике и естествознанию. Широко образованный юноша хорошо разбирался в литературе, читал наизусть стихотворения греческих поэтов, высоко ценил Гомера, Стесихора и Пиндара, знал произведения греческих трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид) и историков (Геродот, Ксенофонт). В 340 до н.э. Александру исполнилось 16 лет и его отец, отправлявшийся в поход против Перинфа, передал ему на время своего отсутствия управление государством: Александр не только справился с этим поручением, но даже провел успешную войну против восставшего племени мэдов, живших в горах севернее Пеонии, где на месте опустевшего поселения мэдов основал город Александрополь. Осенью 338 до н.э. Филипп II ввел свои войска на территорию центральной Греции, чем создал реальную угрозу Фивам25 и Афинам. 2 сентября 338 до н.э. 30-тысячная македонская армия царя Филиппа II разгромила союзные войска Афин, Фив и их союзников недалеко от Херонеи в долине Кефиса. Исход сражения решил удар левого крыла македонской фаланги, где под командованием Александра находились всадники, сумевшие полностью уничтожить фиванцев и зайти в тыл к союзникам, которые, опасаясь окружения, бежали. Поражение греков при Херонее привело к установлению господства Македонии: Филипп II ликвидировал гегемонию Фив в Беотии, а с Афинами заключил мир на условиях сохранения ими независимости и территории.В конце 338 до н.э. Филипп II пригласил все греческие города на конгресс в Коринф, где объявил о необходимости общегреческой войны против Персии за осквернение греческих святынь. Для этого в Коринфе был принят союзный договор и создан Панэллинский союз, во главе которого встал стратег-автократор Филипп II. В 336 до н.э. в Малой Азии были высажены войска, освободившие от персов города Эфес и Магнесию на Сипиле. Но в Македонии разразился политический кризис: Филипп II развелся с Олимпиадой и женился на Клеопатре, племяннице македонского полководца Аттала. На свадебном пиршестве Александр поругался с отцом и бежал в Иллирию, а свою мать укрыл на ее родине в Эпире. Некоторое время спустя отец и сын помирились, но ненадолго: их отношения вновь ухудшились, когда Филипп II запретил сыну жениться на дочери царя Карии Пиксодара. Развязкой конфликта стало убийство Филиппа на свадьбе его дочери Клеопатры и эпирского царя Александра летом 336 до н.э. в Эгах.Александр и греческие городаПосле смерти Филиппа II Александр был провозглашен царем и благодаря поддержке ближайших соратников смог устранить всех возможных претендентов на македонский престол. Смертью Филиппа II решили воспользоваться в Греции: Афины, Фивы, Аргос, Спарта отказались признавать Александра своим гегемоном, но стремительный поход македонских войск в центральную Грецию вынудил греков снова подтвердить права Александра. Войны удалось избежать, и в Коринфе был созван Панэллинский конгресс, который еще раз принял решение о войне с персами. Кроме того, Александр добился своего избрания главой Фессалийского союза и Дельфийской амфиктионии.Возвратившись в Македонию, Александр весной 335 до н.э. отправился в поход против иллирийцев, горных фракийцев и трибаллов. Ему удалось сломить сопротивление фракийцев у горы Эмон, обратить в бегство трибаллов в трех переходах от Истра и вынудить враждебных царей иллирийцев бежать на север Иллирии. Тем временем в Греции распространился слух, что македоняне разгромлены, а сам Александр погиб. В Фивах началось восстание против македонского гарнизона; его поддержали Афины и города Пелопоннеса. Всего за 13 дней войско македонян совершило переход из Фракии к Фивам. Восставшему городу были предложены мирные условия сдачи, но фиванцы отказались, и Александр взял город штурмом. Кроме убитых на улицах города, более 30 тыс. жителей города были проданы в рабство, а сам город был срыт до основания. После расправы с Фивами другие греческие города, в том числе и Афины, отправили послов с просьбой о помиловании. Александр миролюбиво пошел им навстречу, отказавшись даже от своего требования выдать лидеров антимакедонской партии. Весной 334 до н.э. Александр во главе небольшой армии переправился в Малую Азию — так начался знаменитый восточный поход, сокрушивший державу Ахеменидов и сделавший Александра повелителем огромной империи.Цели и подготовка похода АлександраОфициально целью похода в Азию было месть персам за поруганные греческие святыни, и Александр как глава Панэллинского союза начинал эту войну от имени всех греческих полисов, но сам 22-летний полководец видел себя в качестве нового Ахилла, вынашивая идеи об установлении мирового господства, решив стать царем Азии и превратить ее в центр своей державы. Для этого нужно было сокрушить Ахеменидскую империю Дария III Кодомана. Македонии в этом новом государстве отводилась второстепенная роль, и потому Александр, собираясь в поход, щедро раздавал пожалования своим приближенным и простым солдатам. Это позволило ему увеличить число служилой знати и частично покрыть расходы, связанные с ростом армии. В Македонии оставался наместником Антипатр, который должен был следить за исполнением союзнических обязательств со стороны греков, а также посылать подкрепления Александру. В конце марта 334 до н.э. пешее войско и флот собрались у Сеста, чтобы, переправившись через Геллеспонт, оказаться у Абидоса в Малой Азии. Поручив переправу войска своему полководцу Пармениону, Александр отправился в Элеунт и принес здесь жертвы на священном кургане Протесилая, героя Троянской войны, первым вступившего на вражеский берег и принявшего смерть. Флотилия Александра пересекла Геллеспонт и пристала к берегу в бухте недалеко от Трои, где когда-то пристали ахейцы, чтобы в течение 10 лет осаждать город Приама. Возвышение МакедонииДемонстрация силы в Греции, возглавленная новым царем Македонии, моментально отрезвила горячие головы, и на совете в Коринфе Александр был признан главнокомандующим армии эллинистического мира в борьбе против варваров, вместо его отца Филиппа. Весной 335 года он прошел из Македонии на север, перевалил через Балканы и, разбив горные племена, положил конец войне с ними. Его армия проявила при этом невиданные доселе умение и дисциплинированность. Затем он прошел по земле трибаллов к Дунаю и привел эти племена к покорности. Удовлетворяя собственную тягу к необычному и желая поразить воображение всего мира, он переправился на другой берег Дуная и сжег укрепленный город гетов. Тем временем иллирийцы подняли восстание против власти Македонии и захватили город Пелий, господствовавший над горными проходами к западу от Македонии. Александр с войском прошел напрямую через горы, разбил иллирийцев и восстановил престиж и власть Македонии в этом регионе. В это время к нему пришло известие, что в Греции беспорядки, а Фивы взялись за оружие. Форсированным маршем приведя всю свою армию под стены города, он застал фиванцев врасплох. И через несколько дней город, который поколение назад занимал главенствующее положение в Греции, был взят. Теперь уж со стороны Александра не последовало никаких полумер: город был уничтожен до основания, за исключением храмов и дома, где когда-то жил великий греческий поэт Пиндар. Вторжение в Малую АзиюВесной 334 г. Александр переправился в Азию с армией, состоявшей из македонцев, иллирийцев, фракийцев и контингентов греческих государств - общей численностью 30000-40000 человек. Местом сосредоточения армии стал город Абидос на Геллеспонте. Чтобы встретить захватчика, у великого персидского царя в Малой Азии имелась армия, не намного превышающая армию Александра, собранная под командованием сатрапов западных провинций у города Зелея. Под их началом находился также отряд греческих наемников воинов-профессионалов, а они представляли куда более серьезную угрозу армии македонского царя, нежели остальные силы персов. Связь с Македонией, то есть со своей базой, у Александра могла осуществляться только через узкое место Геллеспонта, и он, удаляясь от него рисковал быть начисто отрезанным от своего тыла, своих резервов. Кодекс чести персидской знати, или неприятие всерьез противника, не позволил персам принять эту стратегию, и Александр застал их поджидающими его армию на берегу реки Граник. Это был в основном конный бой, в котором общий кодекс чести заставил македонцев и персов завязать рукопашную схватку, и в конце дня остатки персидской армии спасались бегством, оставляя захватчику открытыми большие дороги Малой Азии. Теперь Александр мог осуществить первую часть принадлежащего ему как главнокомандующему эллинов плана освобождения греческих городов Малой Азии, чего так долго публично требовали энтузиасты панэллинизма: Александр двинулся к старой лидийской столице Сарды, резиденции персидского наместника по эту сторону Тавра, и сильный город сдался без боя. После этого во всех греческих городах Эолии и Ионии пали дружественные Персии правительства олигархов и тиранов и были установлены демократические порядки под надзором командиров отрядов македонского царя. Только там, где города защищались гарнизонами, состоящими на службе у Персии, и укомплектовывались в основном греческими наемниками, освободитель мог ожидать вероятность сопротивления. На самом же деле из Эфеса гарнизон бежал, лишь узнав о поражении на Гранике; правда, Милет пришлось осаждать. Персидский флот напрасно пытался снять с города осаду, и Милет не мог долго устоять против штурмующей армии македонцев. Только в Галикарнасе Александр впервые встретился с упорным сопротивлением, куда Мемнон с сатрапом Карии собрали все наземные силы, еще остававшиеся у Персии на западе. С наступлением зимы Александр захватил сам город, но две его укрепленные цитадели еще долго выдерживали осаду.Тем временем македонский царь ясно давал понять, что он пришел сюда не просто, чтобы отомстить персам, не просто чтобы вести карательную войну, а чтобы стать царем Персии. В завоеванные провинции он назначал македонских наместников, а в Карии вернул власть княжне местной династии Аде, которая приняла его как сына. Зимой, пока Парменион, его заместитель на посту главнокомандующего, продвигался по центральному плато, подчиняя провинцию Фригия, Александр прошел берегом моря, где ему сдались ликийцы и поклялись в верности греческие города прибрежной Памфилии. Весной 333 г. он прошел прибрежной дорогой в Пергу, миновав утесы гор Клаймакс благодаря своевременной перемене ветра. Падение уровня моря во время этого перехода, вследствие чего Александр и смог пройти этой дорогой, было истолковано льстецами Александра, включая историка Каллисфена, как знак божественной милости. Миновав Пергу, он пришел в Гордий, фригийский город, где разрешил знаменитую задачу с Гордиевым узлом, который мог быть развязан только будущим правителем Азии; Александр рассек его мечом. Здесь до него дошло известие о смерти Мемнона, талантливого полководца персов и командующего их флотом. Александр немедленно извлек выгоду из этого известия и, оставив Гордий, быстро двинулся на Анкиру, а оттуда на юг через Каппадокию и Киликийские ворота. В Киликии его на время задержала лихорадка. Тем временем Дарий со своей огромной армией подошел к восточной стороне гор Аман. Разведка с обеих сторон ошиблась, и Александр уже разбил лагерь, когда узнал, что Дарий находится на его тыловых коммуникациях в Иссе. Повернув сразу же навстречу Дарию, Александр обнаружил его армию растянутой вдоль реки Пинар. Здесь Александр одержал решительную победу. Завоевание Средиземноморского побережья и ЕгиптаОт Исса Александр двинулся на юг в Сирию и Финикию, захватывая прибрежные города с целью изолировать, лишить персидский флот его баз и потом уничтожить эту серьезную боевую силу. Финикийские города Мараф и Арад спокойно подчинились, и вперед был послан Парменион, чтобы не пропала богатая добыча в Дамаске, где хранилась часть сокровищ Дария, предназначенная для ведения войны, так называемый военный сундук. В ответ на письмо Дария, где тот предлагал мир и раздел Персии, Александр ответил высокомерно, перечислив все прошлые беды Греции и требуя безоговорочной капитуляции ему, как господину Азии. Взяв города Библ и Сидон, он застрял у островного города Тира, который закрыл перед ним свои ворота. Чтобы взять его, он применил способы осады на плаву, но тирийцы сопротивлялись, продержавшись семь месяцев. Зимой 333/332 г. персы предприняли ряд контратак на суше в Малой Азии, но потерпели поражение от Антигона, полководца Александра и наместника Большой Фригии. Удача сопутствовала грекам и на море, где они вернули себе ряд городов и островов.В ноябре 332 г. он пришел в Египет. Народ встретил его как освободителя, и персидский сатрап Мазак предпочел сдаться. В Мемфисе Александр принес жертву священному быку египтян Апису и был коронован традиционной двойной короной фараонов; в результате местные жрецы были умиротворены, а их религия получила поддержку власти македонского царя. Зиму он провел, занимаясь административным устройством Египта, назначая наместников провинций из местной знати, держа однако, армейские отряды в городах в постоянной готовности под командованием преданных македонцев. Он основал город Александрию в устье западного рукава Нила, а также отправил экспедицию в верховья реки, чтобы выяснить причины постоянного летнего разлива Нила. Из Александрии он пошел к Паретонию, а оттуда с небольшим отрядом, чтобы посетить Сиутский оазис, где находился знаменитый оракул бога Амона. Жрецы Амона встретили Александра традиционным приветствием, как фараона, сына Амона. Александр задал прорицателю ряд вопросов об успехе своего похода, но не получил ответа ни на один из них. Однако все равно использовал это посещение с большой выгодой для себя. Позже этот случай способствовал возникновению истории о том, что он был признан сыном Зевса, и тем самым его "обожествлению". Весной 331 года он вернулся в Тир, назначил наместником Сирии знатного македонца Асклепиодора и приготовился выступить в глубь персидской державы, в Месопотамию. С завоеванием Египта его власти на всем восточном побережье Средиземного моря более ничего не угрожало; она была полной.Сексуальная жизньК античности восходит мнение о бисексуальности Александра, в качестве партнеров называют его близкого друга Гефестиона и фаворита Багоя. Царь часто сравнивал себя с Ахиллом, а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой. У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам к зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода. В то же время Александр имел любовниц, трех законных жен и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны. В целом царь с большим уважением относился к женщинам, хотя даже учитель Александра Аристотель отстаивал подчинённое положение женщины в обществе.Религиозные взглядыДо первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам, но в дальнейшем перестал относиться к богам с пиететом. Так, еще ранее он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула, а оплакивая кончину своего любовника Гефестиона, Александр приравнял его к героям, организовал его культ и заложил два храма в его честь.В Египте Александр провозгласил себя сыном Аммона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога. Также он посетил известного оракула Аммона в оазисе Сива. Эти действия обычно оцениваются как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом. Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы. Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность. Заявление о божественной сущности Александра серьезно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев. В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога.

retrobazar.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта