Альбрехт Альтдорфер: жизнь и творчество художника. Альбрехт альтдорфер картины


Альтдорфер Альбрехт Картины биография Albrecht Altdorfer

Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer) (около 1480—1538), немецкий художник. глава дунайской школы живописи. Работал в Регенсбурге. От самых ранних лет его художественной жизни произведений не сохранилось. В зрелый период Альтдорфер выступил как мастер, обладающий ярким и оригинальным творческим почерком. Наивная простота неприкрашенных человеческих чувств и отношений, носящих оттенок бюргерской трезвости, сосуществует в его произведениях с налетом своеобразной романтики и поэтичностью народной сказки. В своем родном городе Peгенcбypгe художник был почетным гражданином и популярным архитектором.

Известно, что в 1511 году Альтдорфер совершил путешествие по Дунаю и австрийским Альпам, и красота этих мест несомненно упрочила его пристрастие к пейзажной живописи. Лучшими изображениями Альтдорфера являются те, где наибольшее место отведено пейзажу. Альтдорфер строит сложные пространственные композиции, в которых мастерски применяет эффекты дневного и ночного освещения.

Основные черты творчества Альтдорфера полностью раскрываются уже в одном из его ранних дошедших до нас произведений — «Отдых на пути в Египет» (1510; Берлин). Бесхитростный жанровый мотив вплетен в причудливую обстановку народной сказки. Действие происходит возле большого фонтана, украшенного фантастической скульптурой. В водоеме фонтана плещутся ангелочки. Младенец Христос, лежа на коленях у матери, тянется к ним рукой. Пожилой косматый крестьянин — Иосиф подает Марии корзинку с вишнями. Дальний план картины занят пейзажем, насыщенным множеством деталей. Пейзаж этот — одновременно плод вымысла художника и отражение его реальных жизненных знаний.

Уходящий вдаль изрезанный берег реки с горами и скалами, поросшими кустарником, носит нереальный, сказочный характер. В то же время расположенный ближе островерхий деревенский домик с полуразрушенной заросшей кровлей кажется списанным с натуры. Альтдорфер много и продуктивно работал в области гравюры, выполняя гравюры на дереве и на меди, в том числе и посвященные исключительно пейзажу. Интересны многокрасочные гравюры Альтдорфера на дереве, отпечатанные с нескольких досок, например, «Мадонна». В поздние годы Альтдорфер успешно прибегал к технике офорта; выделяются его офортные пейзажи, отличающиеся легкостью и нежностью фактуры.

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

Альбрехт Альтдорфер - представитель эпохи Северного Возрождения

. Это цитата

Альбрехт Альтдорфер - представитель эпохи Северного Возрождения

Альтдорфер, Альбрехт (Altdorfer, Albrecht)

смотреть дальше">  Родился около 1480г. в Регенсбурге — умер в 1538г. там же. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик. Глава дунайской школы. Учился, по-видимому, у отца — художника Ульриха Альтдорфера. В юности путешествовал по Баварии, в начале 1510-х совершил путешествие вниз по Дунаю. Ок. 1516—1518 работал в монастыре Санкт-Флориан близ Линца. В 1517 избран членом городского совета Регенсбурга, в 1526 назначен главным архитектором Регенсбурга. Процесс творческого формирования Альтдорфера во многом остается неясным. Видимо, он испытал воздействие раннего творчества Кранаха, мастеров круга Пахера; несомненно, для него имело большое значение соприкосновение с творчеством и личностью Дюрера. Но уже в ранних работах Альтдорфер предстает как яркая, самобытная творческая индивидуальность. Мастер с неповторимым, взволнованно-романтическим видением мира, наделенный яркой творческой фантазией, чувством почти фантасмагорической силы света, дарованием колориста, Альтдорфер обладал и разнообразием творческих интересов, в равной степени успешно работал как живописец, рисовальщик, гравер, обращался наряду с традиционными религиозными к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Но особенно важное место в его творчестве занял образ природы — величественной, грандиозной, дикой, с непроходимыми чащами, горными хребтами, скалами, могучими древесными стволами. Альбрехт Альтдорфер, Дунайский пейзаж близ Регенсбурга с горой Шойхенберг (Пугалом), ок. 1516-18г.г.

Такой предстает она в обширной серии рисунков, выполненных в начале 1510-х и часто бывших самостоятельными произведениями искусства, предназначенными для любителей. Величественные пейзажные панорамы составляют фон его ранних религиозных композиций (Св. Семейство у фонтана, 1510, Берлин, Гос. музей; Распятие, ок. 1510—1512, Кассель, Картинная галерея).

Альбрехт Альтдорфер, Отдых на пути в Египет, 1510г.

Альбрехт Альтдорфер, Распятие_Христос на кресте, Мария и Иоанн,1515-16г

Особенно замечательна маленькая (28 x 22,5 см), "кабинетного" формата композиция Лесной пейзаж с битвой св. Георгия (1510, Мюнхен, Старая пинакотека), где крохотные фигурки теряются в непроходимой чаще среди могучих стволов, чьи кроны сливаются в сплошную, пронизанную золотистым светом и коричневатыми тенями массу, написанную легкими прикосновениями кисти.

Альбрехт Альтдорфер, Лесной пейзаж со св. Георгием, поражающим дракона. 1510

В дальнейшем появляются картины, где передача жизни природы — основная и единственная художественная цель мастера. Таков Пейзаж с мостиком (ок. 1518, Лондон, Национальная галерея), где художник отказывается от какой-либо сюжетной мотивировки.

Альбрехт Альтдорфер, Пейзаж с мостиком, ок.1516

Самой значительной живописной работой Альтдорфера является большой многостворчатый алтарь монастыря Санкт-Флориан близ Линца (ок. 1516—1518), первоначально, как все немецкие алтари, сочетавший живопись, скульптуру, резьбу, архитектурные элементы.

Альтдорфер, Альбрехт. Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца, левая внутренняя створка, Страсти Господни, сцены наверху слева: Христос на Елеонской горе, Иисуса берут под стражу, возложение тернового венца, Пилат умывает руки перед народом. Около 1509-1516

В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 — монастырь Санкт-Флориан, 2 — Вена, Музей истории искусства). В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены — Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределле (цоколе алтаря). В этом цикле особенно полно раскрылось все богатство дарования Альтдорфера: драматическое, остроэмоциональное видение мира, умение строить сложные многофигурные сцены, полные напряженной, резкой экспрессии, превосходное владение перспективой, блестящий талант колориста. Ультрамарин, киноварь, кармин, изумрудно-зеленые, золотисто-желтые тона наделены светоносной силой, краски накладываются то плотно, то так легко, что просвечивает подмалевок, иногда словно плавятся, иногда нанесены быстрыми открытыми мазками. Особенно замечательны ночные сцены, где господствует стихия фантастического ночного освещения; блики света, нанесенные длинными мазками, струятся по неровной поверхности скал, скользят по гребням складок, вспыхивают в красноватом пламени факелов, отражаются на металлических доспехах. Как фантасмагория сказочной, ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи.

Альтдорфер, Альбрехт. Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца, основание алтаря, наружная сторона правой створки, сцена: Воскресение Христа. Около 1509-1516

В 1520-е творчество Альтдорфера становится разноплановым, основные темы, привлекавшие его, поляризуются. Он продолжает работать над пейзажами, вновь разрабатывает тему призрачного освещения в Рождестве Христа (ок. 1520—1525, Вена, Музей истории искусства). Одновременно его привлекает мотив сложной, показанной в угловом ракурсе архитектурной декорации, передача огромного, наполненного светом и легкими тенями пространства (Рождество Марии, ок. 1520—1525, Мюнхен, Старая пинакотека).

Альбрехт Альтдорфер_Рождество Богоматери,ок. 1520

Сложнейшие архитектурные мотивы разрабатывает он в Истории Сусанны (1526, Мюнхен, Старая пинакотека).

Альбрехт Альтдорфер, Сусанна в купальне, 1526г.

Но кульминацией всего его творчества, концентрацией сказочно-фантастического видения могучих природных сил становится Битва Александра Македонского с Дарием (1529, Мюнхен, Старая пинакотека) — первая историческая композиция в искусстве Северного Возрождения.

Альбрехт Альтдорфер_Битва Александра Македонского и Дария III при Иссе, 1529г.

Грандиозная схватка греческих и персидских воинов изображена в точном соответствии с ее историческими описаниями. И в то же время художник придает событию вселенский космический смысл. Масштаб происходящего определяется не только несметной массой участников сражения, увиденных как бы с птичьего полета, но и величественной картиной природы. Скалы, горные хребты, морской залив с островами и надо всем — стихия неба, в котором происходит своя борьба — небесный бой между мрачными тучами и сияющим золотом закатным солнцем. Своеобразную ноту в эту феерию космических сил вносит как бы свисающий с верхнего края картины картуш в ярко-красном обрамлении с надписью о происходящем событии. Он выглядит словно послание иного мира, иного времени. Приведу еще несколько иллюстраций картин Альбрехта Альтдорфера. Альбрехт Альтдорфер, Казнь св.Екатерины, до 1506

Альбрехт Альтдорфер, Кающийся св.Иероним, 1507

Альбрехт Альтдорфер, Пейзаж с семьей сатира, 1507

Альбрехт Альтдорфер, Святая ночь(Рождество Христа), 1511

Альбрехт Альтдорфер, Святое семейство с ангелом, 1515

Альбрехт Альтдорфер, Житие св.Флориана, сцена пленение св. Флориана,1516-18

Альбрехт Альтдорфер, Богоматерь Царица,1522-26

Альбрехт Альтдорфер, Мадонна (Прекрасная Мария из Регенсбурга), ок 1519-22

Альбрехт Альтдорфер, Портрет женщины,1525-30 Альбрехт Альтдорфер, Голгофа, ок. 1526

Альбрехт Альтдорфер, Поклонение волхвов, ок. 1530-35 Альбрехт Альтдорфер, Нищета взгромоздилась на шлейф чванства, 1531

Прекрасные, поэтические по настроению пейзажи создавал Альтдорфер и в рисунке, и в гравюре, главным образом в технике офорта, которую он существенно усовершенствовал.

Альбрехт Альтдорфер, Искушение отшельника, 1506. Резцовая гравюра на меди.

Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду», 1509, Гравюрный кабинет, Берлин; «Дикие люди», 1510, Альбертина, Вена), и гравюр на меди и дереве (лучшие из них — 40 листов «Грехопадение и искупление человека»).

Альбрехт Альтдорфер, Аллегория Мир и Минерва, 1506

Альбрехт Альтдорфер, Саломея с головой Иоанна Крестителя, около 1517г. (Перо черным тоном, белила, на грунтованной оливково-коричневым тоном бумаге, Кливленд (штат Огайо). Музей изящных искусств, Отдел гравюры и рисунка, Германия)

В 1530 Альтдорфер, используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты; сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). Известно несколько скульптур Альтдорфера. В качестве главного архитектора города он сделал проекты нескольких зданий в Регенсбурге, в его графическом наследии есть подробные виды и интерьеры церквей и общественных сооружений. Свои рисунки, гравюры и картины, как и Дюрер, Альтдорфер подписывал монограммой, состоящей из двух, вписанных одна в другую букв А с усеченными вершинами.

Альбрехт Альтдорфер был удостоен помещения своего бюста в Мюнхенском зале Славы.

При подготовке сообщения использованы следующие материалы: Лит.: Вельчинская И. Л. Альтдорфер. М., 1977; Kirschbaum J. Albrecht Altdorfer. Kaln, 1978; Goldberg G. Albrecht Altdorfer. Menchen; Zurich, 1988. Л.Алешина,  Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика .http://www.rodon.org/art-080602111622 и другие материалы.

kolybanov.livejournal.com

Творчество Альбрехта Альтдорфера — Artrue

Краткое описание жизни и творчества мастера эпохи ренессанса.

Биография и стиль

Альбрехт Альтдорфер (1480, Регенсбург – 1538, Регенсбург), предположительно сын живописца Ульриха Альтдорфера, выдающийся немецкий художник эпохи Возрождения. В 1505 в Регенсбурге получил право на жительство как «художник из Амберга». В 1519 стал членом Городского совета Регенсбурга, а в 1526 — городским архитектором. Много раз бывал в Вене.

На Альтдорфера оказало большое влияние творчество австрийских и итальянских художников, в особенности Альбрехта Дюрера. Продолжая и развивая их традиции, он стал главой дунайской школы живописи. Основное место в его творчестве занимают пейзажи. Интерес к природе лежит в основе философского и художественного миросозерцания Альтдорфера. В ранний период творчества ставил перед собой художественную задачу гармоничного вписания человеческих фигур в природный ландшафт. Однако позднее отошел от этого принципа и стал основоположником жанра «чистого» пейзажа в немецкой живописи. Несмотря на точность передачи всех деталей, его картины отличает обилие фантазии.

Основные произведения

  • Шабаш ведьм, 1506, Лувр, Париж;
  • Пейзаж с битвой святого Георгия, 1510, Старая пинакотека, Мюнхен;
  • Алтарь Страстей, 1515, Монастырь св. Флориана, Линц.
Отдых на пути в Египет, 1510. Дерево, масло.Эту картину художник посвятил «от чистого сердца Деве Марии», что явствует из надписи на обороте. Композиция ее необычна. Произведение содержит ряд скрытых аллегорий. Умиротворенная сцена отдыха контрастирует с горным пейзажем на дальнем плане катаны, символизирующим нелегкий путь Святого семейства. Дунайский ландшафт с замком Верт у Регенсбурга, около 1520. Пергамент на дереве. Написанный Альтдорфером реально существующий ландшафт впервые приобретает самостоятельное значение, а не выступает в качестве заднего плана по отношению к человеческим фигурам. Мученичество святого Флориана, 1518. Дерево, масло. Полотно входит в цикл из семи картин, изображающих сцены жизни святого Флориана. Согласно легенде, родившийся в Австрии римский легионер был брошен в темницу за помощь гонимым христианам. После жестоких пыток его привязали, как это показано на картине, к мельничному жернову и утопили в Эннсе. Эта в некотором смысле авангардистская картина представляет собой одну из крупнейших пространственных композиций Альтдорфера. Битва Александра Македонского с Дарием, 1529. Дерево, масло. Это монументальное произведение поставило художника в ряд самых знаменитых живописцев Германии. Заказано баварским герцогом Вильгельмом Четвертым (1493–1556) и его супругой Якобеей. Картина изображает победу Александра Македонского в битве при Иссе над войском персидского царя Дария. Художник изобразил битву на фоне величественного ландшафта, объемлющего Восточное Средиземноморье, остров Кипр и Египет. Александр Великий преследует на закованном в латы коне побежденного персидского царя, который пытается бежать с поля битвы на колеснице. Победитель изображен в центре огромного войска. Клубящиеся облака подчеркивают динамику битвы и придают грандиозному событию еще больший драматизм. Размытые контуры облаков и горных вершин помогают живописцу создать ландшафт вселенского масштаба.

artrue.ru

Любимая картина Наполеона. Альбрехт Альтдорфер

Это полотно висит в Мюнхенской Пинакотеке на самом почётном месте. Мимо него невозможно пройти. Собственно, с этой картины и началось всё собрание. Первая историческая картина Северного Возрождения «Битва Александра» была заказана художнику Альбрехту Альтдорферу (1480–1538) герцогом Вильгельмом IV Баварским при основании Старой Пинакотеки как одно из восьми первоначально задуманных герцогом полотен, изображающих знаменитые битвы античности. В самом музее она висит так, что невольно обращает на себя внимание каждого из посетителей. Это настоящая жемчужина коллекции.

  

Известно, что Мюнхенское собрание в 1800 году было разворовано французами. Свыше 70 полотен перевезли во Францию, а «Битва Александра» так понравилась самому императору, что он повесил её в ванной комнате в своём дворце Сен-Клу, дабы постоянно любоваться этим шедевром. И здесь важно отметить следующее: совершая каждый раз омовение, император невольно должен был бросать свой царственный взор на эту картину. Но омовение равно обновлению. Человек, погружаясь в стихию воды, словно рождается заново, словно возвращается к первым моментам собственной жизни. И можно предположить, что напоминание о битве Александра Великого при Иссе во время знаменитого Индийского похода — это воплощение детских мечтаний будущего покорителя Европы, который тоже мечтал покорить Индию и ради этого даже предпринял гибельный для него поход на Москву. И действительно, кто в то далёкое время не читал с ранних лет об Александре Македонском. Это был самый обычный круг чтения для любого мальчишки из дворянской среды. Знаменитая картина, скорее всего, напоминала властителю полумира о собственном детстве, когда мечты о великих свершениях представлялись лишь в горячечном бреду корсиканского юноши. И в мировой литературе нечто подобное нашло своё отражение. Здесь достаточно вспомнить лишь роман Стендаля «Красное и чёрное» и мечтания о карьере Наполеона сына бедного плотника Жюльена Сореля, когда он, сидя на бревне, взахлёб читал биографию своего кумира. Однако колесо капризной Фортуны сделало свой полный оборот, и в 1814 году эту картину нашли прусские войска под командованием Блюхера. Наверное, это были те самые войска, что сыграли роковую роль при последнем трагическом сражении Императора с войсками объединённой Европы. Речь идёт о битве при Ватерлоо, описанной в другом великом романе, «Отверженные». «Так проходит слава земная» (Sic transit gloria terrae) — утверждали мудрые римляне. И картина, висящая сейчас в Мюнхенской Пинакотеке, — это исторический документ, подтверждающий хрупкость и ненадёжность всех наших самых амбициозных земных надежд. Известно, что Наполеон буквально бредил славой Александра Великого ещё с молодости. Во что бы то ни стало он хотел превзойти его в военном деле и достичь Индии по суше через московское царство. Море для Наполеона было закрыто эскадрой адмирала Нельсона. Но именно Индия и стала последней целью Александра Великого. Получается, что на Индии сошлись устремления двух величайших полководцев. Более того, знаменитый военный принцип Наполеона, принцип, больше похожий на джазовую импровизацию: «On s’engage et puis on voit» (Надо ввязаться в бой, а там посмотрим), именно этот принцип и был использован Александром Великим в битве при Иссе.

По численности войска Александра уступали войскам Дария и лишь смелый манёвр конницы македонского царя в самый центр битвы, где и находилась колесница Перса, решил исход сражения. Дарий, боясь попасть в плен, бросился бежать, и его войска охватила паника. Может быть, внимательно вглядываясь в картину и лежа в тёплой ванной, Наполеон с удовольствием вспоминал собственные сражения, исход которых зависел от такого же смелого и неожиданного манёвра? Например, битва при Маренго во время Итальянского похода, которую он к 14 часам проиграл и австрийцы отправили в Вену победную реляцию, а к 17, благодаря смелому и неожиданному маневру, — выиграл.

Самой Индии, как воплощения заветной мечты Александра, на картине Альтдорфера нет, но зато есть столь близкий сердцу Наполеона Египет, тот самый, который чуть было не погубил будущего императора в самом начале его карьеры и с похода на который началась наука египтология, когда удалось открыть «розовый камень» и разгадать иероглифы, а Наполеону после всех неудач стать Императором. Есть у Альтдорфера и Средиземное море и Константинополь. Художник тщательнейшим образом изучал доступные ему географические карты. Он пытался создать фантастические контуры как Запада, так и Востока. Отметим, что этот огромный мир на полотне играет лишь роль фона к главному событию — к битве при Иссе между персидским царём Дарием и молодым Александром.

  

Эта битва задолго до Альтдорфера уже нашла своё отражение в живописи. Речь идёт о знаменитой мозаике в римском городе Помпеи, погребённом под пеплом Везувия. Опять Судьба, опять Фатум, опять вечный конфликт между человеческой самонадеянностью и властью Природы, властью Высших сил. Можно сделать даже смелое предположение, не погубила ли все Помпеи именно эта мозаика, не навлекла ли она гнев богов на сам город? Ведь молодой царь Македонии только и делал, что бросал вызов Судьбе, вызывая зависть богов. Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время.

Изображённый на мозаике царский доспех Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр». Доспех украшен на груди горгонейоном, изображением головы горгоны Медузы.

  

Понятно, что Альтдорфер ничего не мог знать о своём предшественнике. Вся битва на мозаике словно «снята» субъективной камерой и крупным планом. Мы находимся в самом центре событий, мы непосредственные его участники и не можем ничего видеть кроме оружия, копий, лошадиных крупов и сияющих доспехов воинов.

  

Великий Уччелло в своей «Битве при Сан-Романо» явно ориентировался на нечто подобное знаменитой помпейской мозаике. Там также всё изображено крупным планом и никакого пейзажа в виде фона. Но Учелло — это искусство Флоренции XV века. А Альтдорфер создаст свой шедевр уже в двадцатых годах XVI века, то есть намного позднее. И если Учелло — это лишь первые попытки работы с линейной перспективой, то Альтдорфер творит в эпоху, когда всего несколько лет назад умер Леонардо да Винчи. И линейная перспектива уже успела показать зрителю все свои возможности в области создания как воображаемого, так и реального пейзажа. Альтдорфер буквально заворожён этим открытием.

  

Мир земной, благодаря линейной перспективе, теперь может предстать на полотнах как мир идеальный, как распахнувшееся неожиданно окно в иное измерение. И здесь, на этом заднем фоне, художник получает полную свободу творчества, он словно освобождает от жёсткой узды своих «безумных жеребцов труда и созиданья». Альбрехта Альтдорфера и будут любить за эту свободу его пейзажей, за эту переориентацию нашего зрения с первого (главного) плана, на фон. Именно фон в его картинах, которые легли в основу всей Дунайской школы живописи, станет играть главенствующую роль. И в этом смысле художник словно предвидит рождение будущего кинематографа. Так у мэтров французской «новой волны» именно задний план перейдёт в разряд очень важных элементов киноязыка. А до этого великий Дрейер еще в рамках немого кино предпримет подобный эксперимент. Но именно Дрейер окажет огромное влияние на Бергмана, а тот на Тарковского и Триера. Именно этот важный задний план будут использовать Герман, Аристов и Аранович, Сокуров. Это внимание к деталям на заднем плане придаст полотнам Альтдорфера особую смысловую напряжённость и не пройдёт незамеченной в истории последующей живописи. Влияние «Битвы» чувствуется в знаменитом полотне Тёрнера «Переход Ганнибала через Альпы».

  

Так что же есть всё-таки в этой картине? Зрителя прежде всего поражает контраст между небольшим размером полотна и грандиозностью изображённого зрелища. С высоты птичьего полёта открывается морской берег и тесная котловина, в которой отчаянно сражается множество крохотных фигурок. Ход битвы достаточно ясен — побеждает войско, расположенное справа. Это македоняне; на их знамёнах расположен грифон — герб царя Александра. Кавалерия македонян в сверкающих доспехах двумя клиньями врезается в строй врагов. Персы дрогнули. Ещё немного и они бросятся в бегство. Это самый драматичный момент битвы, сравнимый лишь с катарсисом в греческой трагедии.

  

Столкнулись две мировые империи: Восток и Запад. Но с высоты птичьего полёта бурная сцена сражения напоминает разорённый муравейник на фоне морского залива, на фоне дальних гор и раскинувшегося необъятного вечернего неба. И на ум приходят строки Лермонтова из его поэмы эпохи Кавказской войны:

...жалкий человек!Чего он хочет: небо ясно,Под небом места много всем, —Но беспрестанно и напрасноОдин враждует он... Зачем?

Там, в самом верху картины, происходит своя битва. Солнце заходит, и всё ярче становится серп луны. Солнце и луна, появившиеся одновременно, — древний символ события мирового значения. Свет и Тьма ведут борьбу не менее драматично, чем люди. Солнце склонилось к горизонту, из последних сил отражая натиск полной тьмы, ползущей оттуда, куда бегут побеждённые персы. Так есть победа или нет? Или это всё причудливая игра Судьбы? Картина была написана в тот момент, когда турецкие войска Сулеймана Великого стояли у самой Вены. Даже после победы Александра Восток вновь напомнил о себе, и герцог Баварский собирается воевать с турками и просит художника создать соответствующее полотно вдохновляющего содержания. Но политический заказ он воплощает по законам высокого искусства, где царствуют лишь одни противоречия и недосказанность. Кажется, Альтдорфер и сам не способен понять до конца смысл происходящего. Ему незнакома уверенность людей Средневековья в безусловной правоте одной из сражающихся сторон (той, с кем Бог). Миром его картины управляет не благой Творец, а Слепая Судьба.

  

Но давайте вглядимся напоследок в этот пейзаж, в этот бесподобный фон. В глубине картины — гора с замком. Там же мы видим город у побережья. Это условный Константинополь. А за горой раскинулось Средиземное море с островом Кипр в центре. Правее показан Египет с дельтой Нила. Наверное, именно эта точка на заднем фоне картины чаще всего привлекала взор Наполеона, отмокающего в тёплой ванне? Текут воды, вздымаются горы, вихрятся облака, клонится к закату солнце, и его лучи огненными брызками разбросаны по миру и по всему полотну. Для изображения блеска солнечных брызг художник использовал чистое золото. А внизу копошится Великий человеческий муравейник. Он колышется, неиствует. Так как картина очень насыщена по смысловому сюжету, это выражается и в цветах, которые использует художник. Цвета эти весьма индивидуальны. Художник той эпохи — настоящий алхимик. Он экспериментирует с каждым колоритом. В картине преобладают сочные тона красного, зелёного, голубого, синего, жёлтого и различных оттенков коричневого цвета. Создается впечатление бурлящего котла, в котором варятся основные химические элементы. А что получится в сухом остатке — неведомо. Это и есть, наверное, самое точное изобразительное выражение того, что Ницше назвал «игрой космических сил».

artifex.ru

Мастер немецкого Возрождения Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480

Альбрехт Альтдорфер (нем. Albrecht Altdorfer; около 1480, Регенсбург — 14 февраля 1538, Регенсбург) — немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты. Самым известным произведением Альтдорфера стала грандиозная картина «Битва Александра». Глава и самый выдающийся представитель Дунайской школы живописи.

Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников, левая внутренняя створка, страдания Господни, Пилат умывает руки

Альбрехт Альтдорфер родился около 1480 года в Регенсбурге, где его отец, Ульрих Альтдорфер, за несколько лет до этого получил статус горожанина. В 1491 году Ульрих, испытывающий материальные затруднения, отказывается от регенсбургского гражданства и покидает город. В 1505 году Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе.

Нищета взгромоздилась на шлейф Чванства.

В 1506 году Альтдорфер впервые начинает ставить на гравюрах свою подпись, созданную в подражание знаменитой монограмме Альбрехта Дюрера. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 годом. Начиная с 1517 года художник занимает различные должности в городском совете Регенсбурга.

Битва Александра Македонского

Битва Александра Македонского

Алтарь

Иисуса берут под стражу

Алтарь

Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца, основание алтаря, наружная сторона правой створки, Воскресение Христа

Триумфальное шествие императора Максимилиана, Повторное взятие Милана

Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников, левая внутренняя створка, Страсти Господни, Христос перед Каиафой.

Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников, правая внутренняя створка, Страсти Господни, Распятие.

Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана, правая внешняя створка, сцена погребения тела св. Себастьяна.

Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана, правая внешняя створка, сцена погребения тела св. Себастьяна

Богоматерь Царица

Голгофа

Дунайский пейзаж близ Регенсбурга с горой Шойхенберг (Пугалом)

Житие св. Флориана

Житие св. Флориана

Казнь св. Екатерины

Кающийся св. Иероним

Лесной пейзаж со св. Георгием, поражающим дракона

Мадонна (Прекрасная Мария из Регенсбурга)

Отдых на пути в Египет

Пейзаж с мостиком

Пейзаж с семьёй сатира

Поклонение волхвов

Портрет женщины

Распятие Христос на кресте, Мария и Иоанн.

Распятие Христос на кресте, Мария и Иоанн

Распятие Христа

Рождество Богородицы

Рождество Христово

Святая ночь (Рождество Христово)

Святое семейство с ангелом

Сусанна в купальне.

Сусанна в купальне

Триумфальное шествие императора Максимилиана, Жители Калькутты.

Триумфальное шествие императора Максимилиана, имперский флаг и меч.

Триумфальное шествие императора Максимилиана, Обоз.

Триумфальное шествие императора Максимилиана, Швейцарский поход

Триумфальное шествие Максимилиана предки императора.

Альбрехт Альтдорфер

philologist.livejournal.com

Альбрехт Альтдорфер: жизнь и творчество художника

Альбрехт Альтдорфер (около 1480, Регенсбург — 14 февраля 1538, Регенсбург) — немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты.

Содержание

Биография Альбрехта Альтдорфера

Творчество Альтдорфера

Работы художника

Картины Альбрехта Альтдорфера

Библиография

Биография Альбрехта Альтдорфера

Альбрехт Альтдорфер родился около 1480 года в Регенсбурге, где его отец, Ульрих Альтдорфер, за несколько лет до этого получил статус горожанина.

В 1491 году Ульрих, испытывающий материальные затруднения, отказывается от регенсбургского гражданства и покидает город.

В 1505 году Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе.

В 1506 году Альтдорфер впервые начинает ставить на гравюрах свою подпись, созданную в подражание знаменитой монограмме Альбрехта Дюрера.

Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 годом

Начиная с 1517 года художник занимает различные должности в городском совете Регенсбурга.

Альтдорфер скончался 14 февраля 1538 года в Регенсбурге.

Творчество Альтдорфера

От самых ранних лет его художественной жизни произведений не сохранилось.

В зрелый период Альтдорфер выступил как мастер, обладающий ярким и оригинальным творческим почерком.

Наивная простота неприкрашенных человеческих чувств и отношений, носящих оттенок бюргерской трезвости, сосуществует в его произведениях с налетом своеобразной романтики и поэтичностью народной сказки.

В своем родном городе Peгенcбypгe художник был почетным гражданином и популярным архитектором. Известно, что в 1511 году Альтдорфер совершил путешествие по Дунаю и австрийским Альпам, и красота этих мест несомненно упрочила его пристрастие к пейзажной живописи. Лучшими изображениями Альтдорфера являются те, где наибольшее место отведено пейзажу. Альтдорфер строит сложные пространственные композиции, в которых мастерски применяет эффекты дневного и ночного освещения.

Основные черты творчества Альтдорфера полностью раскрываются уже в одном из его ранних дошедших до нас произведений — «Отдых на пути в Египет» (1510; Берлин).

Альтдорфер много и продуктивно работал в области гравюры, выполняя гравюры на дереве и на меди, в том числе и посвященные исключительно пейзажу.

Интересны многокрасочные гравюры Альтдорфера на дереве, отпечатанные с нескольких досок, например, «Мадонна». В поздние годы Альтдорфер успешно прибегал к технике офорта; выделяются его офортные пейзажи, отличающиеся легкостью и нежностью фактуры.

Самым известным произведением Альтдорфера стала грандиозная картина «Битва Александра». Глава и самый выдающийся представитель Дунайской школы живописи.

Работы художника

  • Рождество (1512)
  • Отдых на пути в Египет (1510)
  • Пейзаж с мостиком (1522)
  • Битва Александра (1529)
  • Сусанна в купальне (1526)
  • Христос на кресте (1528)
  • Христос на Масличной горе
  • Битва Александра. 1529. Старая пинакотека. Мюнхен
  • Сусанна в купальне. 1526. Старая пинакотека. Мюнхен
  • Благовещение. 1513. Старая пинакотека. Мюнхен
  • Пейзаж с замком Вёрт. 1510-е гг. Старая пинакотека. Мюнхен

Библиография

  • Вельчинская И. Л. Альбрехт Альтдорфер. М., 1977

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Альбрехт Альтдорфер: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Альбрехт Альтдорфер: жизнь и творчество художника

4.5 (90%) 4 голос(ов)

allpainters.ru

Альтдорфер Альбрехт — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Имя Альбрехта Альтдорфера впервые упоминается в документах в 1505 году, когда он становится гражданином Регенсбурга. Он родился в семье миниатюриста Ульриха Альтдорфера, прибывшего в 1474 году из Амберга в Регенсбург. Альбрехт Альтдорфер был почтенным бюргером, домовладельцем, членом городского совета, в свое время он отказался от должности бургомистра. В 1519 году Альтдорфер стал членом Внешнего совета города, принимал участие в изгнании из Регенсбурга евреев и разрушении синагоги. С 1526 — главный архитектор города и член Внутреннего совета, в 1535 году он отправился послом в Вену, ко двору императора. 12 февраля 1538 года художник написал предсмертное завещание.По изображенным в разных картинах местностям можно догадаться, что мастер в молодости объездил Баварию, что около 1510-1511 года он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер). На искусство этих художников, стоявших у истоков пейзажного жанра, повлияли как акварели и гравюры Альбрехта Дюрера, ранние, венского периода, картины Лукаса Кранаха Старшего, так и традиции живописных школ, расположенных в Дунайской долине между Пассау и Веной. Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация святого Франциска», «Святой Иероним», обе — Берлинские государственные музеи) обнаруживают большую близость к работам Кранаха и Дюрера. В них, однако, уже определились черты зрелого стиля мастера: они лиричнее по настроению, отличаются большей живописной цельностью, чем у Кранаха, подвижный, с изящными завитками рисунок сильно отличается от графической, несколько жесткой манеры Дюрера, яркие цвета сияют как драгоценные камни, пейзаж и фигуры, которые, кажется, вырастают из земли, подобно деревьям и растениям, необычайно спаянны.Уже в ранней картине Альтдорфера — «Лесном пейзаже со св. Георгием» (пергамент на доске, 1510, Старая пинакотека, Мюнхен) — сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем. В чаще высоких деревьев фигура святого трудно различима, в просвете леса раскрывается беспредельная даль, переливающаяся легчайшими голубыми и зелеными оттенками. В атмосфере витает дух сказочности и необычности, вообще свойственный искусству Альтдорфера. Хотя видна только часть леса, мы ощущаем его безграничную протяженность вглубь и ввысь, мир входит в пространство картины как единое целое, раскрывается через малую свою частицу. Подобное отношение к природе обычно связывается с идеями пантеизма, имеющими свое начало в религиозно-мистических учениях позднего европейского средневековья и распространившимися в философии и науке эпохи Возрождения, особенно в североевропейском мире.

Моление о чаше

В 1510-1511 Альтдорфер, вероятно, совершил второе путешествие по Дунаю и к австрийским Альпам. От этой поездки сохранился рисунок пером, изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна (1510-11, Музей изобразительных искусств, Будапешт), один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Деревья и горы, громоздящиеся подобно вулканическим извержениям, переданы тончайшими, причудливыми очертаниями. Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы.Прекрасные ландшафты Австрии, ее горные панорамы, лесные чащи, водопады, реки и озера отныне становятся любимой темой в искусстве Альтдорфера («Пейзаж с мостом», 1516, Национальная галерея, Лондон; «Пейзаж с видом города», 1526-28, Старая пинакотека, Мюнхен), на фонах и дальних планах его картин на религиозные сюжеты возвышаются старые города, разрушенные замки, сверкающие горные цепи, появляются цветущие леса, прозрачные голубые озера. Мир картин Альтдорфера — драгоценный, переливающийся сияющими красками, завораживающе прекрасный. Чудесность и сказочность пейзажа призваны раскрыть перед нами чудо события, открывающегося перед нами на полотне («Отдых на пути в Египет», 1510, Берлинские государственные музеи; «Рождество Христово», 1507).Крупнейшее произведение Альтдорфера — алтарь для монастыря в Санкт-Флориане близ австрийского города Линца (около 1518) со сценами мученичества св. Себастьяна и Страстями Христовыми. Алтарь дошел до нас в разобранном виде. Поначалу он состоял из короба с резными статуями, внутренней пары створок, частично — рельефами, с внешней пары, расписанной с обеих сторон, и, наконец, пределлы — живописной снаружи и резной внутри. При закрытых створках были видны четыре картины со сценами из легенды о св. Себастьяне. Когда открывалась первая пара створок, зритель видел восемь картин с изображениями Страстей Христовых. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения». Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. Варвары и св. Маргариты и портретом донатора — настоятеля монастыря Петера Маурера. Готический гротеск форм в изображении мучителей Христа, яркие насыщенные цвета, подобные краскам готического витража, световые эффекты (свет мятущихся факелов и фонарей, мерцание сумерек — в ночных сценах; небо, окрашенное в желтый цвет с кроваво-красным багрецом и слепящее сияние нимба вокруг головы Христа — в «Воскресении») сродни визионерской экспрессии картин Грюневальда, но без его надлома и натуралистически изображенной одухотворенности.В 1528 герцог Вильгельм IV Баварский заказал ряду художников (Хансу Бургкмайру, Бартелю Бегаму и Йергу Брею Старшему) картины на исторические темы. Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа — «Битву Александра Македонского с Дарием» (размер 158, 4 x 120, 31, Старая пинакотека, Мюнхен). В развертывающейся в ней космической панораме видны, будто с птичьего полета, тысячи сражающихся людей, корабли на круглящемся до горизонта море. Цвета перетекают один в другой, стихии огня и воды сражаются в небесах, подобно людям на земле, огненно-красные и оранжевые лучи солнца золотят вершины голубых горных цепей, окрашивают края воронки облаков, в которой оно исчезает, наступающая ночь загорается лунным светом. Человеческая жизнь и драмы человеческой истории — лишь эпизод в общей картине мира.Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду», 1509, Гравюрный кабинет, Берлин; «Дикие люди», 1510, Альбертина, Вена), и гравюр на меди и дереве (лучшие из них — 40 листов «Грехопадение и искупление человека»). В 1530 Альтдорфер, используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел.Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты; сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). Известно несколько скульптур Альтдорфера. В качестве главного архитектора города он сделал проекты нескольких зданий в Регенсбурге, в его графическом наследии есть подробные виды и интерьеры церквей и общественных сооружений. Свои рисунки, гравюры и картины, как и Дюрер, Альтдорфер подписывал монограммой, состоящей из двух, вписанных одна в другую букв А с усеченными вершинами. Младший брат Альтдорфера, Эрхард, также был художником, путешествовал в Австрию вместе с Альбрехтом и испытал сильное влияние его живописной манеры. Эрхард работал в Австрии и исполнил для монастыря в Клостернейбурге алтарь (Монастырский музей, Клостернейбург) со сценами из легенды о святом Леопольде, на сюжет которой известны произведения других мастеров дунайской школы.

megabook.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта