Альберт Эдельфельт (1854–1905) художник. Альберт эдельфельт картины


Альберт Густав Аристид Эдельфельт

Альберт Густав Аристид Эдельфельт  (1854 –1905) 

 

 

   Альберт Эдельфельт родился в 1854 году в Финляндии вблизи Порво. Его отец был архитектором. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать была самым близким человеком для будущего художника. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери. 

Портрет матери художника. 1883

 

   Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома.

   Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор исторических полотен, картин из народной жизни, пейзажей, портретов, отмеченных свободой и выразительностью художественной формы, тонкой передачей свето-воздушной среды, праздничной яркостью колорита.

   Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры. Первоначально Альберт намеревался стать историческим художником. От него ждали патриотических полотен. Наиболее известной картиной этого плана стало "Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга"(1878). Этот сюжет освещает борьбу за власть в Финляндии, развернувшуюся в конце ХVI века. 

 

Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга. 1878 (Кликабельно)

 

Чудесной игрой красок и свежестью молодости притягивает картина "Королева Бланка с ребёнком" (1877). (Кликабельно)

 

   Но постепенно живая жизнь родной земли привлекает его больше и больше. Следующие работы живописца были созданы уже в стиле реалистического изображения народного быта. На родине Альберт не раз выезжал с рыбаками в открытое море, а затем в студии в Хайко специально поставил распиленную рыбацкую лодку для точного выполнения деталей. Успех картины "Похороны ребёнка" (1879), а также настоящая удача картины "На море" (1883) сделали Эдельфельта признанным на родине мастером.

 

Похороны ребёнка. 1879

 

На море. 1883 (Кликабельно)

 

   Весомее всего подтвердили репутацию А.Эдельфельта как национального художника его картины из жизни простых людей Финляндии: "Мальчики у воды" (1884), "Девушка с граблями" (1886), "Бабы из Руохолахти" (1887).

   Русский критик В.В. Стасов писал: "Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина "Прачки" (1889), полная здорового, свежего реализма и жизни". Эта картина осталась в России, а с 1930 г она - в Эрмитаже.

 

Прачки. 1889

 

   Внимание зрителей всегда притягивает проникнутая истинно "парижским духом" картина "В Люксембургском саду" (1887). В пленэрных работах этих лет А.Эдельфельт уделяет много внимания проблемам света и красок.

 

В Люксембургском саду. 1887

 

   Совершив поездку по Европе, Эдельфельт надолго остановился в Петербурге. Впервые он приехал в Санкт-Петербург в 1881 году. Российские художники и общество с восторгом встретили А.Эдельфельта, В 1881 г молодой финский живописец представил свои работы на суд Санкт-Петербургской Академии. Он имел большой успех: ему было присвоено звание академика и организована персональная выставка в Царском селе. Эдельфельт был представлен царской фамилии. По желанию государя Александра III он выполнил копию картины "На море", и сделал ряд заказных работ. В этот же период художник создаёт несколько жанровых портретов, из которых самым популярным стал портрет сестры художника Берты с собачкой на даче в Хайко. 

 

Добрые друзья. 1881

 

   Под названием "Добрые друзья" (1881), повторы этой картины хранятся в Атенеуме и в Гётеборге. Близкая по характеру картина "В детской" (1885) была куплена Александром III для Гатчинского дворца. В Атениуме выставлен также созданный в эти годы портрет Софи Манзей.

 

Портрет Софи Манзей.

 

   Благодаря популярности и авторитету А. Эдельфельта, искусство Финляндии получило признание в России. В Петербурге Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа: "Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания", - писал позже Бенуа. Близость финских и русских художников ознаменовалась несколькими совместными выставками. Крупнейшая из них была в 1898 году в музее при училище барона Штиглица. Там были представлены работы в то время молодых художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики.

   Но главной формой творчества для А. Эдельфельта в зрелые годы была портретная живопись. Эдельфельт много и успешно работал в жанре портрета. По заказу правительства Франции он написал портрет Луи Пастера (1885). В 1880 и 1890х гг Эдельфельт много работал по заказам русского царского двора. Но кроме официальных портретов он создавал прекрасные творения: "Портрет матери", "Сказительница Ларин Параске", портреты великих финских актрис Айне Акте и Иды Аалберг.

   Пейзаж занимает сравнительно немного места в творчестве Эдельфельта. Однако, в Эрмитаже есть его работы: "Вид на Порво", акварель "Вид на озеро в Каукола", офорт "Сосна в снегу". В Эрмитаже представлен также ряд рисунков и иллюстраций замечательного финского мастера.

   Очерк творчества Эдельфельта будет неполным, если не упомянуть об его последней работе: В 1900-1904 гг художник был занят созданием монументального панно в актовом зале Хельсинкского университета на тему: "Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г". Композиция была выполнена в виде парадного шествия в костюмах ХVII века.

 

Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г. 1902  (Кликабельно)

 

   Альберт Эдельфельт скончался скоропостижно на даче вблизи Порво в августе 1905 года. Это был удар для финского искусства. Но его картины также интересны и понятны нам, как были близки его современникам.

 Владимир Лосев

 

Молодая женщина в будуаре. 1879  (Кликабельно)

 

На Елисейских полях. 1886

 

Портрет сестры художника Берты Эдельфельт. 1884

 

Портрет матери художника. 1902

 

Женщина под зонтиком. 1886

 

Дети царя Александра III

 

Парижская модель. 1885  (Кликабельно)

 

Мария Магдалина. 1891

 

Горе. 1894

 

Финские рыбаки. 1898

 

Христос и Мария Магдалина. 1890

 

Портрет Луи Пастера. 1885 (Кликабельно)

 

Мальчики, играющие на берегу. 1884

Маленькая лодочка. 1884 (Кликабельно)

 

Женщина в лодке. 1886

 

Соседки, сидящие у церкви после обедни. 1887 (Кликабельно)

 

Карельские женщины. 1887

 

Девочка, вяжущая носок. 1886 (Кликабельно)

 

Земляника. 

 

 

Задумчивая женщина у церкви. 1893

 

 Сольвейг

 

Богослужение на архипелаге Уусимаа. (Кликабельно)

 

Возвращение с крестин. (Кликабельно)

 

Портрет молодой женщины. 1891

 

 

Читающая парижанка. 1880

 

Портрет мадам Валери-Радо. 1888

 

Портрет молодой женщины. 1885

 

 Портрет молодой женщины. 1891. (Кликабельно)

 

Портрет Эмили фон Эттер

 

Портрет Альфреда Кехлин-Шварца. 

 

Портрет Александры Манзей.

 

Девушка из Порвоо. (Кликабельно)

 

 

 

 

Парижанка

 

Портрет Берты Эдельфельт

 

Весенняя песня

 

За пианино

 

В детской. (Кликабельно)

 

Кораблестроитель

 

Брюнетка

 

Портрет молодой женщины. 1880. (Кликабельно)

 

http://paintingdb.com/artists/460/1/

http://personal.inet.fi/private/vedalub/vzglad5.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Albert_Edelfelt

art.mirtesen.ru

Альберт Эдельфельт (1854–1905) художник

Как художник, Эдельфельт не был ни новатором, ни бунтовщиком. Он придерживался середины, целенаправленно стремясь к успеху и достигая его.

Альберт Эдельфельт был одним из самых выдающихся финских художников всех времен. Прежде всего, он был живописцем, но известен также как график и иллюстратор. В свое время за пределами Финляндии он был самым авторитетным финским художником.Он был также и бесспорным лидером в искусстве Финляндии. Как

портретист при дворах Европы, он имел намного большее общественное влияние, чем другие художники. Прежде всего, он способствовал созданию основ для международного признания культуры Финляндии.

Об Эдельфельте и его искусстве написано много. Его письма, адресованные матери, изданы в пяти томах. Бертель Хинтце, автор полной биографии художника, сетовал, однако, что эти письма, из-за цензуры со стороны родственников художника, не дают исчерпывающего представления о жизни Эдельфельта. По мнению биографа, закончить портрет Эдельфельта предстоит будущим исследователям. Проблема главным образом заключалась в отношениях художника с женщинами.

Именно из-за этого коллекция писем была недоступна вплоть до 1985 г. В настоящее время основные моменты уже известны, и, в принципе, уже можно составить портрет художника.

По линии отца Эдельфельт имел шведское происхождение. Его отец Карл Альберт Эдельфельт (1818–1869) происходил из семьи военных из шведской провинции Восточный Ёталанд, получившей дворянство в 1688 г. После смерти отца Эдельфельт в четырнадцатилетнем возрасте переехал к своему дяде в Финляндию, где затем поступил учиться на архитектора. В 1855 г. он стал губернским архитектором, а в 1867 г. был назначен управляющим Главного управления по строительству общественных зданий. В 1852 г. он женился на Александре Брандт (1833–1901), дочери богатого торговца и судовладельца из Порвоо.

Александра Брандт выросла в усадьбе Кийала в окрестностях Порвоо, которую ее мать получила в наследство от своей тети.

Альберт Эдельфельт родился в 1854 г. и был первенцем в семье. Хотя родители жили в тот момент в Хельсинки, Альберт появился на свет в усадьбе Кийала, где он в дальнейшем все детство проводил летнее время. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию.

Однако мать, пробовавшая себя в любительских стихах и входившая в окружение Й.Л. Рунеберга, была самым близким человеком для будущего художника. От нее сын впитал идеализм Рунеберга и восхищение национальным поэтом. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери. Отношения с ней служили ему одновременно как опорой, так и ограничивающим фактором.

В детстве Эдельфельт проявил большой интерес к рисованию, который его родители всячески поддерживали. Наряду с учебой в нормальном лицее, он в 1869 г. начал посещать школу рисования при Финском художественном обществе, став учеником К.Э. Шёстранда. В следующем году он брал частные уроки живописи у немца Бернхарда Рейнхольда, портретиста, временно поселившегося в Финляндии.

К.А. Эдельфельт умер от кровохарканья весной 1869 г. Финансовые трудности, в которых он оказался из-за долгов и залоговых поручительств, еще больше ослабляли его расшатанное здоровье. Упорным трудом Александре Эдельфельт удалось, однако, привести дела семьи в порядок, и она сделала все, чтобы дать образование своему сыну и его трем сестрам, младшая из которых родилась уже после смерти отца.

Альберт Эдельфельт получил среднее образование весной 1871 г. Осенью он поступил в университет, его основными дисциплинами были латынь, греческий язык и история. Одновременно он ушел из художественной школы и начал обучение у Адольфа фон Беккера в художественной студии университета. В университете жизнь студенческого землячества была для него важнее, чем учеба. Летом 1871 г. Эдельфельта пригласили на работу в качестве художника в первую художественно-историческую исследовательскую экспедицию в Юго-Западную Финляндию и на Аландские острова.

Хотя Эдельфельт закончил свою учебу в университете после первого года обучения, он и после этого продолжал рисовать в художественной студии, а весной 1873 г. он также учился в частной академии Адольфа фон Беккера. Вести о его способностях быстро распространилась. В 1872 г. он принял участие в ежегодной выставке Финского художественного общества. Ведущие деятели искусства возлагали на него большие надежды. Они надеялись, что Эдельфельт изобразит тот героический мир, который Рунеберг увековечил в своей поэзии. Поэтому ему посоветовали для начала отправиться в Академию художеств Антверпена, куда он поехал в октябре 1873 г., получив государственную стипендию.

Романтическая живопись на исторические темы уже не была столь популярна. На первый план вышел реализм с его вниманием к деталям. За те пять месяцев, которые Эдельфельт учился в Антверпене, его успели перевести в высший класс, и он как один из лучших учеников получил почетную премию. Он стремился в Париж, куда и попал в мае 1874 г.

Эдельфельт начал учебу во Французской Академии изящных искусств в студии Жана Леона Жерома, художника, писавшего на исторические темы. Он завязал близкие дружеские отношения с молодыми художниками, из которых самую важную роль для него сыграл поборник реалистической пленэрной живописи Жюль Бастьен-Лепаж.

Первым крупным произведением, созданным в Париже, стала «Женщина в стиле рококо», получившее премию «Дукат» Финского художественного общества. В 1875 г. он получил заказ одного финского издателя на иллюстрации к «Рождественскому вечеру» Рунеберга. По возвращении в Финляндию, в 1876 г. Эдельфельт написал портрет Хедвиг Шарлотты Ро-Винтеръельм. В феврале 1876 г. молодой торговец Виктор Ховинг пригласил Эдельфельта с собой в Рим, где они оба заболели брюшным тифом, при этом Ховинг умер. По возвращении художник успел написать портрет сестры Эллен Эдельфельт до того, как та умерла от туберкулеза. Этот портрет уже является свидетельством самобытности художника.

Эдельфельт продолжил свое обучение в Париже зимой 1876–1877 гг. Несмотря ни на что, он поначалу продолжал придерживаться исторической тематики, но при этом все больше стремился изобразить основные человеческие чувства, остающиеся неизменными независимо от времени. Его всегда интересовали театр и выражение чувств

Альберт Эдельфельт. Альберт Эдельфельт. "Королева Бланка". 1877 г.

Первым значительным произведением была написанная для Салона 1877 г. «Королева Бланка», навеянная впечатлениями от детского рассказа Топелиуса и изображающая материнскую любовь и радость. В этой картине художник находится в своей стихии, в значительнойстепени раскрывая самого себя. Картина является также воплощением его собственного отношения к матери. Это произведение имело большой успех, как на Салоне, так и на всемирной выставке в следующем году. На родине картина была принята с огромным восторгом. В виде

репродукций она стала одним из самых популярных произведений скандинавского искусства того времени. Весной 1877 г. появились и другие исторические костюмные портреты и жанровые картины. Лето Эдельфельт провел в Финляндии, создавая пейзажные этюды. Вместе с Адольфом фон Беккером он совершил поездку в Восточную Финляндию, где сделал портретные зарисовки типичных местных жителей Яяски, создавая задел на будущее. Поздней осенью в своей парижской студии он начал работу над совершенно новым типом исторического произведения, получившего название «Надругательство герцога Карла над телом Клауса Флеминга». Теперь Эдельфельт хотел драматически изобразить ненависть, демонстрируя тем самым, что он способен передавать чувства, противоположные тем, что преобладали в предыдущей работе. Свое вдохновение он получил от работ Жана Поля Лоренса, еще ранее привлекших его внимание.

Альберт Эдельфельт. «Надругательство герцога Карла над телом Клауса Флеминга». 1877 г.Альберт Эдельфельт. «Надругательство герцога Карла над телом Клауса Флеминга». 1877 г.

Произведение было хорошо принято в Салоне и получило государственную премию в конкурсе картин, изображающих личности. Оно заложило основу международного признания Эдельфельта, и его можно считать высшим достижением финской реалистической исторической живописи. Однако время подобных произведений уже проходило. В кругу друзей Эдельфельта много критиковали за его театральность.

Альберт Эдельфельт. «Сгоревшая деревня». 1879 г.

Для Салона 1879 г. Эдельфельт все же написал еще одну историческую картину – «Сгоревшая деревня», изображающую эпизод Дубинной войны (крестьянское восстание 1596–97 гг.). Эдельфельт намеревался создать пленэрную живопись, однако наброски снежных пейзажей, сделанные в конце 1878 г. в Хельсинки до отъезда в Париж, не удовлетворяли художника, поэтому и результатом он оказался недоволен. Новым в этой картине было изображение народа как главного персонажа и страха как главной эмоции. Несмотря на опасения художника, в Салоне картина вновь имела успех, а на родине интерес вызвала ее национальная тематика.

В этот период Эдельфельт утратил веру в будущее исторической живописи. Он не чувствовал в себе силы совершить окончательный прорыв в Салоне, опираясь на прежние методы. Чтобы произвести впечатление в Салоне, картину необходимо было написать полностью на пленэре, в соприкосновении с природой. Реалистическая пленэрная живопись Бастьена-Лепажа влекла его к себе. Он принялся за работу летом 1879 г. в Хайкко, где его мать снимала на лето дачу. Темой он выбрал «Похороны ребенка», так как прежде он еще не затрагивал тему скорби. Художник сосредоточился на изображении того, как разные люди испытывают и выражают горе. Здесь мы имеем дело с психологическим реализмом, хотя Эдельфельт написал произведение в манере пленэрной живописи. В Салоне 1880 г. картина получила медаль третьей степени – первая подобная награда, полученная финном. Расчет художника был верен. Теперь для него была открыта дорога к международной славе.

В 1880 г. Эдельфельт купил дом управляющего в Хайкко, а в 1883 г. построил там студию. Весной 1881 г. он побывал в Испании. Солнечный свет и влияние Веласкеса побудили его делать более свободные мазки кистью. Летом 1881 г. в Хайкко художник написал пленэрную картину «Богослужение на архипелаге Уусимаа», показавшую, что его взгляды на пленэрную живопись еще более утвердились. В Салоне он получил за нее медаль второй степени, и произведение было куплено для государственной коллекции Франции.

Успех открыл перед Эдельфельтом двери не только на международный рынок произведений искусства, но в русский императорский двор. Уже после работы о герцоге Карле Эдельфельт стал почетным членом Петербургской Академии художеств. «Похороны ребенка» принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. Осенью 1881 г. он поехал в Петербург,чтобы преподнести великому князю Владимиру картину. Другой причиной стала его любовь к русской красавице Софии Манзей, портрет которой он написал за год до этого. Из идеи с женитьбой ничего не вышло, так как художник не желал переезжать в Петербург.

Однако в других отношениях эта поездка была чрезвычайно успешной. Император и императрица приобрели картину, написанную для английского торговца произведениями искусства, и сделали еще несколько заказов. Пару месяцев художник жил в Гатчине, работая над портретом младших детей императора. Личное знакомство Эдельфельта с Александром III и Марией Федоровной, возможно, имело значение и для Финляндии.

В Париже Эдельфельт вскоре усвоил манеру французских художников содержать любовниц. Он легко влюблялся в хорошеньких женщин, но отношения не всегда были долгими. Исключение в этот период составили лишь две его прекрасные французские натурщицы. Первой была Антониа Боньан, натурщица в 1878–1879 гг. Большее влияние на него, однако, оказала молодая дочь преподавателя Виржин, позировавшая ему в 1880–1883 гг. Как полагают, от нее у Эдельфельта было двое детей, дочь и сын, и он всерьез подумывал о женитьбе.

Однако визит его матери и сестры в Париж весной 1883 г. положили конец этим отношениям. Главным произведением 1882 г. стал портрет матери. Летом 1883 г. была написана картина «У моря», которая в Салоне 1884 г. была признана лучшим произведением искусства Северных стран. Она была приобретена шведским коллекционером Понтусом Фюрстенбергом. В том же году прошли персональные выставки Эдельфельта в Копенгагене и Гетеборге, и он стал членом Академии художеств Дании и Швеции.

Альберт Эдельфельт. «Портрет Луи Пастера». 1885 г.Альберт Эдельфельт. «Портрет Луи Пастера». 1885 г.

Весной 1885 г. Эдельфельт написал знаменитый портрет Луи Пастера. Это был образец так называемого «портрета в интерьере», на котором герой изображен в характерном для него окружении. В Салоне 1886 г. было представлено целых два портрета Пастера, так как был выставлен также портрет работы французского художника Леона Бонна. Победа досталась молодому финну: критики предпочли его портрет. После этого на художника обрушился поток заказов на портреты, а портрет Пастера положил начало настоящему буму на работы в этом стиле.

Альберт Эдельфельт. «Люксембургский парк». 1886–1887 гг.Альберт Эдельфельт. «Люксембургский парк». 1886–1887 гг.

В 1886–1887 гг. была написана большая картина «Люксембургский парк». На выставках в галерее Жоржа Пети Эдельфельт начал сотрудничать с ведущими французскими экспрессионистами, и это заметно по его работам. Свет занимал все больше места, но одновременно автор не отступал от тщательного изображения деталей. В его эскизах и небольших произведениях 1880-х гг. есть много черт,напоминающих импрессионистов. Летом 1887 г. он предпринял осознанный эксперимент с натурализмом в картине «Старухи на церковной горе в Руоколахти».

Альберт Эдельфельт. «Старухи на церковной горе в Руоколахти».1887 г.Альберт Эдельфельт. «Старухи на церковной горе в Руоколахти».1887 г.

В начале 1888 г. Эдельфельт женился на баронессе Анне Элиз (Эллан) де ла Шапель. Они были знакомы друг с другом с детства и стали видной парой, но брак не был счастливым. Их сын Эрик родился в конце того же года. Постепенно супруги отдалялись друг от друга. Однако Эдельфельт заботился о семье до конца своей жизни. В то время как Эдельфельт, что касается изображения мимолетности и света, в своих небольших работах с видами Хельсинки все более сближался с импрессионистами, в его творчестве также начали появляться признаки неоромантизма. Летом 1889 г. в усадьбе Саари он написал картину «Хребет Каукола во время заката». Полотно, окрашенное формальным влиянием японской живописи, передает лирическое настроение северной летней ночи. В следующем году Эдельфельт написал картину «Христос и Магдалена», навеянную сборником народной поэзии «Кантелетар». Тему карелианизма он затронул в картинах, посвященных сказительнице Ларин Параске.

Эдельфельт, однако, более не был тем бесспорным лидером, как прежде. Появилась группа заметных художников-фенноманов, определявших направление развития искусства Финляндии. Тем не менее, Эдельфельт постоянно делал все возможное, чтобы помогать молодым художникам.

На всемирной выставке 1889 г. в Париже «Портрет Луи Пастера» получил золотую медаль. Вскоре после этого Эдельфельт стал членом ордена Почетного легиона, а затем, в 1901 г. получил звание командора этого ордена. Его карьера как художника-портретиста была на пике. Умение передавать психологический образ было неоспоримым, он стремился запечатлеть самые лучшие стороны своих героев. Портреты в интерьере стали особым объектом увлечения. Одним из самых выдающихся произведений портретной живописи Эдельфельта стал масштабный портрет певицы Айно Акте, написанный во время репетиций в Парижской Гранд Опера. Другим значительным произведением стал портрет профессора Й.В. Рунеберга (1902).

Настенная роспись актового зала Хельсинкского университета стала заметной страницей творческой карьеры Эдельфельта. Конкурс был проведен в 1891 г. В результате Эдельфельт получил заказ на главную картину «Торжественное открытие Туркуской Академии в 1640 году». Он изучал сюжет во время нескольких поездок за границу, но закончил картину лишь в 1904 г. Эта работа стала впечатляющим финалом в карьере Эдельфельта как художника, пишущего на исторические темы. К сожалению, произведение было утрачено во время бомбежки в 1944 г.

Создание иллюстраций к сборнику стихов Карла Сноильского было для Эдельфельта приятным занятием, позволявшим ему окунуться во времена рококо и Густава III. Работа была завершена в 1894 г. Другой крупной работой стали иллюстрации к «Рассказам прапорщика Штоля» Рунеберга (1894–1900). В них в наибольшей степени проявился патриотический пафос. До этого он написал известные картины гуашью «Марш Бьернеборгского полка» (1892) и «Вильгельм фон Шверин» (1893). К увлечениям последних лет относились линейный офорт и гравюра сухой иглой, которые он стал создавать под влиянием А.В. Финча в конце 1890-х гг. Эдельфельт поддерживал постоянные связи с русским императорским двором. В начале 1896 г. он выставил свои главные произведения в Петербурге. Той же весной он написал официальный портрет Николая II для Финляндии. В виде исключения император согласился лично позировать и заказал также менее официальный портрет для подарка императрице. В мае 1896 г. Эдельфельт вместе с другими академиками находился в Москве в качестве официального художника, чтобы запечатлеть торжественную коронацию. В 1897 и 1898 гг. художнику официально было предложено место профессора в Петербургской академии художеств. Рассматривая предложение как большую честь, он, тем не менее, отказался. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже он с помощью личных связей и усилий добился того, чтобы финны смогли выставляться отдельной группой и в собственном павильоне.

В произведениях последних лет Эдельфельт пытался следовать духу времени, но символизм и синтетизм не особенно его вдохновляли. В масштабной картине «На архипелаге», написанной летом 1898 г., идеализм Рунеберга проявился в смелой композиции в еще большей степени.

По всей видимости, брак удерживал Эдельфельта от любовных похождений около десяти лет. Только в конце столетия он завязал новые отношения – с вдовой турецкого полковника. После этого последовал роман с русской натурщицей киевлянкой Ольгой, которую сменила французская красавица мадам Дюран. Чувственные и страстные отношения с женщинами играли большую роль в жизни Эдельфельта. Вилле Вальгрен, наиболее подробно описавший их биографу Хинтце, считал, что ненасытность в этом отношении представляла прямую опасность для здоровья Эдельфельта. Темп, с которым он работал, также был слишком жестким. В августе 1905 г. в Хайкко разрыв сердца прервал его жизнь.

В 1910 г. в память об Эдельфельте была организована большая выставка. За границей, однако, с распространением модерна художника стали довольно быстро забывать. Отношение к модернизму долгое время служило критерием оценки в истории искусства. Понемногу была осознана однобокость такой позиции, и исследователи вновь стали проявлять интерес к искусству, вызывавшему в свое время такое восхищение. Никто не отрицает, что Эдельфельт был художником, двигавшимся по накатанной колее, чей успех был тщательно просчитан. Он не был ни реформатором, ни бунтарем. Но он был блестящим художником, и, вероятно, его жизненный путь стал для Финляндии полезным в том виде, в каком он был. Он научил мир ценить финскую культуру в самое подходящее для этого время.

Автор: АЙMО РЕЙТАЛА

Материал взят из Коллекции биографий «Сто замечательных финнов» на сайте Национальной финской библиотеки © Biografiakeskus, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, PL 259, 00171 HELSINKI

Приложение:

Альберт Густав Аристидес Эдельфельт, род. 21.7.1854 Порвоо, умер 18.8.1905 Хайкко, Порвоо. Родители: Карл Альберт Эдельфельт, архитектор, начальник управления по строительству, и Александра Августа Брандт. Жена: 1888–1905 Анна Элиз (Эллан) де ла Шапель, род. 1857, умерла 1921. Отец жены: Карл Виктор де ла Шапель, статс-секретарь, государственный советник, барон.

scandinews.fi

Albert Edelfelt. (Finnish, 1854-1905) - ehdu

один из наиболее выдающихся художников Финляндии, получил широкую известность еще при жизни, причем не только у себя на родине. Во многом благодаря ему культура Финляндии получила международное признание. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже он с помощью личных связей и усилий добился того, чтобы финны смогли выставляться отдельной группой и в собственном павильоне. Он научил мир ценить финскую культуру. Жизнь и творчество мастера, лучше, чем кто-либо, передают в живописи душу и характер Финляндии и финнов. Альберт Эдельфельт родился в 1854 году в Финляндии вблизи Порво. Его отец был архитектором. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать была самым близким человеком для будущего художника. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери. Портрет матери художника. 1883г Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома. Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры. Первоначально Альберт намеревался стать историческим художником. От него ждали патриотических полотен. Наиболее известной картиной этого плана стало "Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга"(1878). Этот сюжет освещает борьбу за власть в Финляндии, развернувшуюся в конце ХVI века. Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга. 1878 (Кликабельно)Альберт Эдельфельт, один из наиболее выдающихся художников Финляндии, получил широкую известность еще при жизни, причем не только у себя на родине. Во многом благодаря ему культура Финляндии получила международное признание. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже он с помощью личных связей и усилий добился того, чтобы финны смогли выставляться отдельной группой и в собственном павильоне. Он научил мир ценить финскую культуру Жизнь и творчество мастера, лучше, чем кто-либо, передают в живописи душу и характер Финляндии и финнов. Заслугой Эдельфельта стала организация ряда совместных выставок в России, благодаря чему российская публика познакомилась с творчеством многих финских художников. Последняя дореволюционная выставка финской и русской живописи состоялась весной 1917 года в салоне Надежды Добушиной на Марсовом поле. Участвовало около 40 финских художников.

Портрет молодой женщины. 1891

Девочка, вяжущая носок. 1886 

 

Портрет Софи Манзей.

Молодая женщина в будуаре. 1879 

Парижская модель. 1885 

 Портрет молодой женщины. 1891

Женщина под зонтиком. 1886

Весенняя песня

 Сольвейг

Добрые друзья. 1881

Задумчивая женщина у церкви. 1893

На Елисейских полях. 1886

Мария Магдалина. 1891

Христос и Мария Магдалина. 1890

Портрет сестры художника Берты Эдельфельт. 1884

Портрет молодой женщины. 1885

Портрет мадам Валери-Радо. 1888

Портрет молодой женщины. 1880. 

Портрет матери художника. 1902

За пианино

Карельские женщины. 1887

Соседки, сидящие у церкви после обедни. 1887 

Прачки. 1889

Альберт Эдельфельт поначалу придерживался исторической тематики, но при этом все больше стремился изобразить основные человеческие чувства, остающиеся неизменными независимо от времени. Его всегда интересовали театр и выражение чувств. Первым значительным произведением была написанная для Салона 1877 г. «Королева Бланка», навеянная впечатлениями от детского рассказа Топелиуса и изображающая материнскую любовь и радость. В этой картине художник находится в своей стихии, в значительной степени раскрывая самого себя. Картина является также воплощением его собственного отношения к матери. Это произведение имело большой успех, как на Салоне, так и на всемирной выставке в следующем году. На родине картина была принята с огромным восторгом. В виде репродукций она стала одним из самых популярных произведений скандинавского искусства того времени

Чудесной игрой красок и свежестью молодости притягивает картина "Королева Бланка с ребёнком" (1877)

В Люксембургском саду. 1887

Мальчики, играющие на берегу. 1884

Дети царя Александра III

В детской

Маленькая лодочка. 1884

Женщина в лодке. 1886

Похороны ребёнка. 1879

Это первая в  финском изобразительном искусстве жанровая композиция, написанная на открытом воздухе. Она стала как бы фрагментом подлинной жизни, увиденной и запечатленной художником. Картина повествует о человеческом горе. Эдельфельт изобразил простую семью, везущую на лодке маленький гроб. Суровый ландшафт соответствует настроению людей, провожающих в последний путь своего ребенка. В их скорбных лицах, сдержанных движениях — торжественная печаль, которой вторят белая неподвижная гладь озера, светлое холодное небо, далекие низкие берега.

"Похороны ребенка" принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. В это же время была организована персональная выставка в Царском селе, а Эдельфельт был представлен Александру III и Марии Федоровне, которая также увлекалась живописью.

Близость художника ко двору помогла популярности финской живописи в России. Можно сказать, что Эдельфельт был одним из тех, кто открыл для России искусство Финляндии.

В 1907 году картина вернулась в Финляндию и теперь находится в музее Ateneum, Хельсинки.

На море. 1883 

Финские рыбаки. 1898

Возвращение с крестин.

Богослужение на архипелаге Уусимаа.

Земляника.

ehdu.livejournal.com

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (финский художник)

Альберт Густав Аристид Эдельфельт  (1854 –1905) 

 

 

 

   Альберт Эдельфельт родился в 1854 году в Финляндии вблизи Порво. Его отец был архитектором. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать была самым близким человеком для будущего художника. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери. 

 

Портрет матери художника. 1883

 

   Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома.

   Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор исторических полотен, картин из народной жизни, пейзажей, портретов, отмеченных свободой и выразительностью художественной формы, тонкой передачей свето-воздушной среды, праздничной яркостью колорита.

   Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры. Первоначально Альберт намеревался стать историческим художником. От него ждали патриотических полотен. Наиболее известной картиной этого плана стало "Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга"(1878). Этот сюжет освещает борьбу за власть в Финляндии, развернувшуюся в конце ХVI века. 

 

 

Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга. 1878 

 

 

Чудесной игрой красок и свежестью молодости притягивает картина "Королева Бланка с ребёнком" (1877). 

 

   Но постепенно живая жизнь родной земли привлекает его больше и больше. Следующие работы живописца были созданы уже в стиле реалистического изображения народного быта. На родине Альберт не раз выезжал с рыбаками в открытое море, а затем в студии в Хайко специально поставил распиленную рыбацкую лодку для точного выполнения деталей. Успех картины "Похороны ребёнка" (1879), а также настоящая удача картины "На море" (1883) сделали Эдельфельта признанным на родине мастером.

 

 

Похороны ребёнка. 1879

 

 

На море. 1883 

 

   Весомее всего подтвердили репутацию А.Эдельфельта как национального художника его картины из жизни простых людей Финляндии: "Мальчики у воды" (1884), "Девушка с граблями" (1886), "Бабы из Руохолахти" (1887).

   Русский критик В.В. Стасов писал: "Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина "Прачки" (1889), полная здорового, свежего реализма и жизни". Эта картина осталась в России, а с 1930 г она - в Эрмитаже.

 

 

Прачки. 1889

 

   Внимание зрителей всегда притягивает проникнутая истинно "парижским духом" картина "В Люксембургском саду" (1887). В пленэрных работах этих лет А.Эдельфельт уделяет много внимания проблемам света и красок.

 

 

В Люксембургском саду. 1887

 

   Совершив поездку по Европе, Эдельфельт надолго остановился в Петербурге. Впервые он приехал в Санкт-Петербург в 1881 году. Российские художники и общество с восторгом встретили А.Эдельфельта, В 1881 г молодой финский живописец представил свои работы на суд Санкт-Петербургской Академии. Он имел большой успех: ему было присвоено звание академика и организована персональная выставка в Царском селе. Эдельфельт был представлен царской фамилии. По желанию государя Александра III он выполнил копию картины "На море", и сделал ряд заказных работ. В этот же период художник создаёт несколько жанровых портретов, из которых самым популярным стал портрет сестры художника Берты с собачкой на даче в Хайко. 

 

 

Добрые друзья. 1881

 

   Под названием "Добрые друзья" (1881), повторы этой картины хранятся в Атенеуме и в Гётеборге. Близкая по характеру картина "В детской" (1885) была куплена Александром III для Гатчинского дворца. В Атениуме выставлен также созданный в эти годы портрет Софи Манзей.

 

 

Портрет Софи Манзей.

 

   Благодаря популярности и авторитету А. Эдельфельта, искусство Финляндии получило признание в России. В Петербурге Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа: "Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания", - писал позже Бенуа. Близость финских и русских художников ознаменовалась несколькими совместными выставками. Крупнейшая из них была в 1898 году в музее при училище барона Штиглица. Там были представлены работы в то время молодых художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики.

   Но главной формой творчества для А. Эдельфельта в зрелые годы была портретная живопись. Эдельфельт много и успешно работал в жанре портрета. По заказу правительства Франции он написал портрет Луи Пастера (1885). В 1880 и 1890х гг Эдельфельт много работал по заказам русского царского двора. Но кроме официальных портретов он создавал прекрасные творения: "Портрет матери", "Сказительница Ларин Параске", портреты великих финских актрис Айне Акте и Иды Аалберг.

   Пейзаж занимает сравнительно немного места в творчестве Эдельфельта. Однако, в Эрмитаже есть его работы: "Вид на Порво", акварель "Вид на озеро в Каукола", офорт "Сосна в снегу". В Эрмитаже представлен также ряд рисунков и иллюстраций замечательного финского мастера.

   Очерк творчества Эдельфельта будет неполным, если не упомянуть об его последней работе: В 1900-1904 гг художник был занят созданием монументального панно в актовом зале Хельсинкского университета на тему: "Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г". Композиция была выполнена в виде парадного шествия в костюмах ХVII века.

 

 

Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г. 1902  (Кликабельно)

 

   Альберт Эдельфельт скончался скоропостижно на даче вблизи Порво в августе 1905 года. Это был удар для финского искусства. Но его картины также интересны и понятны нам, как были близки его современникам.

 Владимир Лосев

 

 

Молодая женщина в будуаре. 1879

 

 

На Елисейских полях. 1886

 

 

Портрет сестры художника Берты Эдельфельт. 1884

 

 

Портрет матери художника. 1902

 

 

Женщина под зонтиком. 1886

 

 

Дети царя Александра III

 

 

Парижская модель. 1885  

 

 

Мария Магдалина. 1891

 

 

Горе. 1894

 

 

Финские рыбаки. 1898

 

 

Христос и Мария Магдалина. 1890

 

 

Портрет Луи Пастера. 1885 

 

 

Мальчики, играющие на берегу. 1884

 

Маленькая лодочка. 1884 

 

 

Женщина в лодке. 1886

 

 

Соседки, сидящие у церкви после обедни. 1887

 

 

Карельские женщины. 1887

 

 

Девочка, вяжущая носок. 1886 

 

 

Земляника. 

 

 

 

Задумчивая женщина у церкви. 1893

 

 

 Сольвейг

 

 

Богослужение на архипелаге Уусимаа. 

 

 

Возвращение с крестин.

 

 

Портрет молодой женщины. 1891

 

 

 

Читающая парижанка. 1880

 

 

Портрет мадам Валери-Радо. 1888

 

 

Портрет молодой женщины. 1885

 

 

 Портрет молодой женщины. 1891. 

 

 

Портрет Эмили фон Эттер

 

 

Портрет Альфреда Кехлин-Шварца. 

 

 

Портрет Александры Манзей.

 

 

Девушка из Порвоо. 

 

 

 

 

 

 

Парижанка

 

 

Портрет Берты Эдельфельт

 

 

Весенняя песня

 

 

За пианино

 

 

В детской. 

 

 

Кораблестроитель

 

 

Брюнетка

 

 

Портрет молодой женщины. 1880. 

 

http://paintingdb.com/artists/460/1/

http://personal.inet.fi/private/vedalub/vzglad5.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Albert_Edelfelt

s30556663155.mirtesen.ru

Альберт Эдельфельт (1854–1905) - Все интересное в искусстве и не только.

Albert-Edelfelt-xx-A-Girl-Knitting-Socks-xx-Private-Collection

Альберт Эдельфельт, один из наиболее выдающихся художников Финляндии, получил широкую известность еще при жизни, причем не только у себя на родине. Во многом благодаря ему культура Финляндии получила международное признание. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже он с помощью личных связей и усилий добился того, чтобы финны смогли выставляться отдельной группой и в собственном павильоне. Как художник, Эдельфельт не был ни новатором, ни бунтовщиком. Он придерживался середины, целенаправленно стремясь к успеху и достигая его.

                                              65dd94f894a4

  423ae5a4ed66t                                         

                                              90544157_Albert_Gustaf_Aristides_Edelfelt__18541905_

                                    90544161_Edelfelt_Albert_4

                                                90544162_Edelfelt_Albert_5

                                                                    90544168_Edelfelt_Albert_11

                            90544175_Edelfelt_Albert_17

                                              90544176_Edelfelt_Albert_18

                                    90544182_Edelfelt_Albert_20

                                    90544184_Edelfelt_Albert_21

                                    90544190_Edelfelt_Albert_27

      1354740929-0388321-www.nevsepic.com.ua

                            albert-edelfelt-ladies-outside-church

ALBERT-EDELFELT-ULKOSAARISTOSSA

Albert-Edelfelt-xx-Boys-Playing-at-the-Beach-xx-Private-Collection

Albert-Edelfelt-xx-Portrait-of-Grand-Duke-Andrei-Vladimirovich-as-a-Child-xx-Private-Collection

Edelfelt_Albert_(Gustaf_Aristides)-ZZZ-In_the_Nursery

image

                                              timthumb (1)

                                                timthumb

tanjand.livejournal.com

Альберт Эдельфельт * Albert Edelfelt

495px-Edelfelt

Автор: Айно Рейтала

Альберт Эдельфельт (1854-1905)

художник

Альберт Эдельфельт, один из наиболее выдающихся художников Финляндии, получил широкую известность еще при жизни, причем не только у себя на родине. Во многом благодаря ему культура Финляндии получила международное признание. На Все­мирной выставке 1900 г. в Париже он с помощью личных связей и усилий добился того, чтобы финны смогли выставляться отдельной группой и в собственном павильоне. Как художник, Эдельфельт не был ни новатором, ни бунтовщиком. Он придерживался середины, целе­направленно стремясь к успеху и достигая его.

Edelfelt_Larin_Paraske

Альберт Эдельфельт был одним из самых выдающихся финских художников всех времен. Прежде всего, он был живописцем, но известен также как график и иллюстратор. В свое время за пределами Финляндии он был самым авторитетным финским художником. Он был также и бесспорным лидером в искусстве Финляндии. Как портретист при дворах Европы, он имел намного большее общественное влияние, чем другие художники. Прежде всего, он спо­собствовал созданию основ для международного признания культуры Финляндии.

Об Эдельфельте и его искусстве написано много. Его письма, адре­сованные матери, изданы в пяти томах. Бертель Хинтце, автор полной биографии художника, сетовал, однако, что эти письма, из-за цензуры со стороны родственников художника, не дают исчерпывающего представления о жизни Эдельфельта. По мнению биографа, закон­чить портрет Эдельфельта предстоит будущим исследователям. Проблема главным образом заключалась в отношениях художника с женщинами. Именно из-за этого коллекция писем была недоступна вплоть до 1985 г. В настоящее время основные моменты уже известны, и, в принципе, уже можно составить портрет художника.

По линии отца Эдельфельт имел шведское происхождение. Его отец Карл Альберт Эдельфельт (1818-1869) происходил из семьи военных из шведской провинции Восточный Ёталанд, получившей дворянство в 1688 г. После смерти отца Эдельфельт в четырнадцатилетнем возрасте переехал к своему дяде в Финляндию, где затем поступил учиться на архитектора. В 1855 г. он стал губернским архитектором, а в 1867 г. был назначен управляющим Главного управления по строительству общественных зданий. В 1852 г. он женился на Александре Брандт (1833-1901), дочери богатого торговца и судовладельца из Порвоо. Александра Брандт выросла в усадьбе Кийала в окрестностях Порвоо, которую ее мать получила в наследство от своей тети.

Альберт Эдельфельт родился в 1854 г. и был первенцем в семье. Хотя родители жили в тот момент в Хельсинки, Альберт появился на свет в усадьбе Кийала, где он в дальнейшем все детство проводил летнее время. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать, пробовавшая себя в любительских стихах и входившая в окружение И. Л. Рунеберга, была самым близким человеком для буду­щего художника. От нее сын впитал идеализм Рунеберга и восхищение национальным поэтом. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери. Отношения с ней служили ему одновре­менно как опорой, так и ограничивающим фактором.

В детстве Эдельфельт проявил большой интерес к рисованию, который его родители всячески поддерживали. Наряду с учебой в нормальном лицее, он в 1869 г. начал посещать школу рисования при Финском художественном обществе, став учеником К.Э. Шёстранда. В следующем году он брал частные уроки живописи у немца Бернхарда Рейнхольда, портретиста, временно поселившегося в Финляндии.

К.А. Эдельфельт умер от кровохарканья весной 1869 г. Финансовые трудности, в которых он оказался из-за долгов и залоговых поручи­тельств, еще больше ослабляли его расшатанное здоровье. Упорным трудом Александре Эдельфельт удалось, однако, привести дела семьи в порядок, и она сделала все, чтобы дать образование своему сыну и его трем сестрам, младшая из которых родилась уже после смерти отца.

Альберт Эдельфельт получил среднее образование весной 1871 г. Осенью он поступил в университет, его основными дисциплинами были латынь, греческий язык и история. Одновременно он ушел из художественной школы и начал обучение у Адольфа фон Беккера в художественной студии университета. В университете жизнь студен­ческого землячества была для него важнее, чем учеба. Летом 1871 г. Эдельфельта пригласили на работу в качестве художника в первую художественно-историческую исследовательскую экспедицию в Юго-Западную Финляндию и на Аландские острова.

Хотя Эдельфельт закончил свою учебу в университете после первого года обучения, он и после этого продолжал рисовать в художественной студии, а весной 1873 г. он также учился в частной академии Адольфа фон Беккера. Вести о его способностях быстро распространилась. В 1872 г. он принял участие в ежегодной выставке Финского художественного общества. Ведущие деятели искусства возлагали на него большие надежды. Они надеялись, что Эдельфельт изобразит тот героический мир, который Рунеберг увековечил в своей поэзии. Поэтому ему посоветовали для начала отправиться в Академию художеств Антверпена, куда он поехал в октябре 1873 г., получив государственную стипендию.

Романтическая живопись на исторические темы уже не была столь популярна. На первый план вышел реализм с его вниманием к деталям. За те пять месяцев, которые Эдельфельт учился в Антверпене, его успели перевести в высший класс, и он как один из лучших учеников получил почетную премию. Он стремился в Париж, куда и попал в мае 1874 г. Эдельфельт начал учебу во Французской Академии изящных искусств в студии Жана Леона Жерома, художника, писав­шего на исторические темы. Он завязал близкие дружеские отно­шения с молодыми художниками, из которых самую важную роль для него сыграл поборник реалистической пленэрной живописи Жюль Бастьен-Лепаж.

Первым крупным произведением, созданным в Париже, стала «Женщина в стиле рококо», получившее премию «Дукат» Финского художественного общества. В 1875 г. он получил заказ одного финского издателя на иллюстрации к «Рождественскому вечеру» Рунеберга. По возвращении в Финляндию, в 1876 г. Эдельфельт написал портрет Хедвиг Шарлотты Ро-Винтеръельм. В феврале 1876 г. молодой торговец Виктор Ховинг пригласил Эдельфельта с собой в Рим, где они оба заболели брюшным тифом, при этом Ховинг умер. По возвращении художник успел написать портрет сестры Эллен Эдельфельт до того, как та умерла от туберкулеза. Этот портрет уже является свидетельством самобытности художника.

Эдельфельт продолжил свое обучение в Париже зимой 1876­1877 гг. Несмотря ни на что, он поначалу продолжал придерживаться исторической тематики, но при этом все больше стремился изобразить основные человеческие чувства, остающиеся неизменными независимо от времени. Его всегда интересовали театр и выражение чувств. Первым значительным произведением была написанная для Салона 1877 г. «Королева Бланка», навеянная впечатлениями от детского рассказа Топелиуса и изображающая материнскую любовь и радость. В этой картине художник находится в своей стихии, в значительной степени раскрывая самого себя. Картина является также воплощением его собственного отношения к матери. Это произведение имело большой успех, как на Салоне, так и на всемирной выставке в следующем году. На родине картина была принята с огромным восторгом. В виде репродукций она стала одним из самых популярных произведений скандинавского искусства того времени.

Весной 1877 г. появились и другие исторические костюмные портреты и жанровые картины. Лето Эдельфельт провел в Финлян­дии, создавая пейзажные этюды. Вместе с Адольфом фон Беккером он совершил поездку в Восточную Финляндию, где сделал портретные зарисовки типичных местных жителей Яяски, создавая задел на будущее. Поздней осенью в своей парижской студии он начал работу над совершенно новым типом исторического произведения, полу­чившего название «Надругательство герцога Карла над телом Клауса Флеминга». Теперь Эдельфельт хотел драматически изобразить нена­висть, демонстрируя тем самым, что он способен передавать чувства, противоположные тем, что преобладали в предыдущей работе. Свое вдохновение он получил от работ Жана Поля Лоренса, еще ранее привлекших его внимание.

Произведение было хорошо принято в Салоне и получило госу­дарственную премию в конкурсе картин, изображающих личности. Оно заложило основу международного признания Эдельфельта, и его можно считать высшим достижением финской реалистической исторической живописи. Однако время подобных произведений уже проходило. В кругу друзей Эдельфельта много критиковали за его театральность. Для Салона 1879 г. Эдельфельт все же написал еще одну историческую картину — «Сгоревшая деревня», изображающую эпизод Дубинной войны (крестьянское восстание 1596-97 гг.). Эдельфельт намеревался создать пленэрную живопись, однако наброски снежных пейзажей, сделанные в конце 1878 г. в Хельсинки до отъезда в Париж, не удовлетворяли художника, поэтому и результатом он оказался недоволен. Новым в этой картине было изображение народа как главного персонажа и страха как главной эмоции. Несмотря на опасения художника, в Салоне картина вновь имела успех, а на родине интерес вызвала ее национальная тематика.

В этот период Эдельфельт утратил веру в будущее исторической живописи. Он не чувствовал в себе силы совершить окончательный прорыв в Салоне, опираясь на прежние методы. Чтобы произвести впечатление в Салоне, картину необходимо было написать полностью на пленэре, в соприкосновении с природой. Реалистическая пленэрная живопись Бастьена-Лепажа влекла его к себе. Он принялся за работу летом 1879 г. в Хайкко, где его мать снимала на лето дачу. Темой он выбрал «Похороны ребенка», так как прежде он еще не затрагивал тему скорби. Художник сосредоточился на изображении того, как разные люди испытывают и выражают горе. Здесь мы имеем дело с психологическим реализмом, хотя Эдельфельт написал произведение в манере пленэрной живописи. В Салоне 1880 г. картина получила медаль третьей степени — первая подобная награда, полученная финном. Расчет художника был верен. Теперь для него была открыта дорога к международной славе.

Lapsen_ruumissaatto_Albert_Edelfelt_Convoi_dun_enfant

В 1880 г. Эдельфельт купил дом управляющего в Хайкко, а в 1883 г. построил там студию. Весной 1881 г. он побывал в Испании. Солнечный свет и влияние Веласкеса побудили его делать более свободные мазки кистью. Летом 1881 г. в Хайкко художник написал пленэрную картину «Богослужение на архипелаге Уусимаа», показавшую, что его взгляды на пленэрную живопись еще более утвердились. В Салоне он получил за нее медаль второй степени, и произведение было куплено для государственной коллекции Франции.

Успех открыл перед Эдельфельтом двери не только на между­народный рынок произведений искусства, но в русский императорский двор. Уже после работы о герцоге Карле Эдельфельт стал почетным членом Петербургской Академии художеств. «Похороны ребенка» принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. Осенью 1881 г. он поехал в Петербург, чтобы преподнести великому князю Владимиру картину. Другой причиной стала его любовь к русской красавице Софии Манзей, портрет которой он написал за год до этого. Из идеи с женитьбой ничего не вышло, так как художник не желал переезжать в Петербург. Однако в других отношениях эта поездка была чрезвычайно успешной. Император и императрица приобрели картину, написанную для английского торговца произведениями искусства, и сделали еще несколько заказов. Пару месяцев художник жил в Гатчине, работая над портретом младших детей императора. Личное знакомство Эдельфельта с Александром III и Марией Федоровной, возможно, имело значение и для Финляндии.

В Париже Эдельфельт вскоре усвоил манеру французских худож­ников содержать любовниц. Он легко влюблялся в хорошеньких жен-щин, но отношения не всегда были долгими. Исключение в этот период составили лишь две его прекрасные французские натурщицы. Первой была Антониа Боньан, натурщица в 1878-1879 гг. Большее влияние на него, однако, оказала молодая дочь преподавателя Виржин, позировавшая ему в 1880-1883 гг. Как полагают, от нее у Эдельфельта было двое детей, дочь и сын, и он всерьез подумывал о женитьбе. Однако визит его матери и сестры в Париж весной 1883 г. положили конец этим отношениям.

Главным произведением 1882 г. стал портрет матери. Летом 1883 г. была написана картина «У моря», которая в Салоне 1884 г. была признана лучшим произведением искусства Северных стран. Она была приобретена шведским коллекционером Понтусом Фюрстен- бергом. В том же году прошли персональные выставки Эдельфельта в Копенгагене и Гетеборге, и он стал членом Академии художеств Дании и Швеции.

Весной 1885 г. Эдельфельт написал знаменитый портрет Луи Пастера. Это был образец так называемого «портрета в интерьере», на котором герой изображен в характерном для него окружении. В Салоне 1886 г. было представлено целых два портрета Пастера, так как был выставлен также портрет работы французского художника

Леона Бонна. Победа досталась молодому финну: критики предпочли его портрет. После этого на художника обрушился поток заказов на портреты, а портрет Пастера положил начало настоящему буму на работы в этом стиле.

В 1886-1887 гг. была написана большая картина «Люксембургский парк». На выставках в галерее Жоржа Пети Эдельфельт начал сотрудничать с ведущими французскими экспрессионистами, и это заметно по его работам. Свет занимал все больше места, но одно­временно автор не отступал от тщательного изображения деталей. В его эскизах и небольших произведениях 1880-х гг. есть много черт, напоминающих импрессионистов. Летом 1887 г. он предпринял осознанный эксперимент с натурализмом в картине «Старухи на церковной горе в Руоколахти».

В начале 1888 г. Эдельфельт женился на баронессе Анне Элиз (Эллан) де ла Шапель. Они были знакомы друг с другом с детства и стали видной парой, но брак не был счастливым. Их сын Эрик родился в конце того же года. Постепенно супруги отдалялись друг от друга. Однако Эдельфельт заботился о семье до конца своей жизни.

В то время как Эдельфельт, что касается изображения мимолетности и света, в своих небольших работах с видами Хельсинки все более сближался с импрессионистами, в его творчестве также начали появляться признаки неоромантизма. Летом 1889 г. в усадьбе Саари он написал картину «Хребет Каукола во время заката». Полотно, окрашенное формальным влиянием японской живописи, передает лирическое настроение северной летней ночи. В следующем году Эдельфельт написал картину «Христос и Магдалена», навеянную сборником народной поэзии «Кантелетар». Тему карелианизма он затронул в картинах, посвященных сказительнице Ларин Параске. Эдельфельт, однако, более не был тем бесспорным лидером, как прежде. Появилась группа заметных художников-фенноманов, опре­делявших направление развития искусства Финляндии. Тем не менее, Эдельфельт постоянно делал все возможное, чтобы помогать молодым художникам.

На всемирной выставке 1889 г. в Париже «Портрет Луи Пастера» получил золотую медаль. Вскоре после этого Эдельфельт стал членом ордена Почетного легиона, а затем, в 1901 г. получил звание командора этого ордена. Его карьера как художника-портретиста была на пике. Умение передавать психологический образ было неоспоримым, он стремился запечатлеть самые лучшие стороны своих героев. Портреты в интерьере стали особым объектом увлечения. Одним из самых выдающихся произведений портретной живописи Эдельфельта стал масштабный портрет певицы Айно Акте, написанный во время репетиций в Парижской Гранд Опера. Другим значительным произведением стал портрет профессора Й.В. Рунеберга (1902).

Björneborgarnas_marsch,_akvarell_av_Albert_Edelfelt_från_1900

Настенная роспись актового зала Хельсинкского университета стала заметной страницей творческой карьеры Эдельфельта. Конкурс был проведен в 1891 г. В результате Эдельфельт получил заказ на главную картину «Торжественное открытие Туркуской Академии в 1640 году». Он изучал сюжет во время нескольких поездок за границу, но закончил картину лишь в 1904 г. Эта работа стала впечатляющим финалом в карьере Эдельфельта как художника, пишущего на исторические темы. К сожалению, произведение было утрачено во время бомбежки в 1944 г.

Создание иллюстраций к сборнику стихов Карла Сноильского было для Эдельфельта приятным занятием, позволявшим ему оку­нуться во времена рококо и Густава III. Работа была завершена в 1894 г. Другой крупной работой стали иллюстрации к «Рассказам прапорщика Штоля» Рунеберга (1894-1900). В них в наибольшей степени проявился патриотический пафос. До этого он написал известные картины гуашью «Марш Бъернеборгского полка» (1892) и «Вильгельм фон Шверин» (1893). К увлечениям последних лет относились линейный офорт и гравюра сухой иглой, которые он стал создавать под влиянием А.В. Финча в конце 1890-х гг.

Эдельфельт поддерживал постоянные связи с русским импера­торским двором. В начале 1896 г. он выставил свои главные произ­ведения в Петербурге. Той же весной он написал официальный портрет Николая II для Финляндии. В виде исключения император согласился лично позировать и заказал также менее официальный портрет для подарка императрице. В мае 1896 г. Эдельфельт вместе с другими академиками находился в Москве в качестве официального художника, чтобы запечатлеть торжественную коронацию. В 1897 и 1898 гг. художнику официально было предложено место профессора в Петербургской академии художеств. Рассматривая предложение как большую честь, он, тем не менее, отказался. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже он с помощью личных связей и усилий добился того, чтобы финны смогли выставляться отдельной группой и в собственном павильоне.

В произведениях последних лет Эдельфельт пытался следовать духу времени, но символизм и синтетизм не особенно его вдохновляли. В масштабной картине «На архипелаге», написанной летом 1898 г., идеализм Рунеберга проявился в смелой композиции в еще большей степени.

По всей видимости, брак удерживал Эдельфельта от любовных похождений около десяти лет. Только в конце столетия он завязал новые отношения с вдовой турецкого полковника. После этого последовал роман с русской натурщицей киевлянкой Ольгой, кото­рую сменила французская красавица мадам Дюран. Чувственные и страстные отношения с женщинами играли большую роль в жизни Эдельфельта. Вилле Вальгрен, наиболее подробно описавший их биографу Хинтце, считал, что ненасытность в этом отношении представляла прямую опасность для здоровья Эдельфельта. Темп, с которым он работал, также был слишком жестким. В августе 1905 г. в Хайкко разрыв сердца прервал его жизнь.

В 1910 г. в память об Эдельфельте была организована большая выставка. За границей, однако, с распространением модерна художника стали довольно быстро забывать. Отношение к модернизму долгое время служило критерием оценки в истории искусства. Понемногу была осознана однобокость такой позиции, и исследователи вновь стали проявлять интерес к искусству, вызывавшему в свое время такое восхищение. Никто не отрицает, что Эдельфельт был худож­ником, двигавшимся по накатанной колее, чей успех был тщательно просчитан. Он не был ни реформатором, ни бунтарем. Но он был блестящим художником, и, вероятно, его жизненный путь стал для Финляндии полезным в том виде, в каком он был. Он научил мир ценить финскую культуру в самое подходящее для этого время.

2247_o_luxembourg_gardens

Приложение:

Альберт Густав Аристидес Эдельфельт, род. 21.7.1854 Порвоо, умер 18.8.1905 Хайкко, Порвоо. Родители: Карл Альберт Эдельфельт, архитектор, начальник управления по строительству, и Александра Августа Брандт. Жена: 1888-1905 Анна Элиз (Эллан) де ла Шапель, род. 1857, умерла 1921, родители жены: Карл Виктор де ла Шапель, статс- секретарь, государственный советник, барон, и Юлия Жозефина Элизабет Лепсен. Сын: Эрик, род. 1888, умер 1910.

Послать ссылку в:

Похожие записи:

www.suomesta.ru

ВСЁ ТИХО, ПРОСТО БЫЛО В НЕЙ. ХУДОЖНИК АЛЬБЕРТ ЭДЕЛЬФЕЛЬТ / EDELFELT ALBERT

Альберт Эдельфельт - один из самых выдающихся финских художников всех времен. Он известен как живописец, график и иллюстратор. В свое время за пределами Финляндии он считался самым авторитетным финским художником, а также был бесспорным лидером в искусстве Финляндии. Как портретист при дворах Европы, он имел намного большее общественное влияние, чем другие художники.

____________

Сюжеты его картин очень разнообразны, но сегодня речь о прекрасных женских образах, и не про всех, а только про которых Пушкин когда-то так красиво сказал: "Всё тихо, просто было в ней".

Под березами. 1882.

Молодая женщина с зонтиком. 1887

Леди, пишущая письмо. 1887

Портрет молодой женщины в белом. 1881

Идиллия. 1878

Элан Эдельфельт и Эмили фон Эттер в Каннах. 1892

Читающая женщина. 1885

За пианино. 1889

В гостиной в Хайкко. 1888

Портрет молодой женщины в красном. 1881

На балу. 1884

Парижанка в пеньюаре. 1884

В апелляционном суде. 1880

Весенняя песня Далины. 1883

Парижанка за чтением. 1880

Утренний кофе. 1884

Девушки в гребной лодке. 1883

Леди у окна. 1884

Молодая женщина и мужчина на террасе

Парижская модель. 1885Девушки, плетущие гирлянды (Энни и Берта Эдельфельт). 1886

У двери. 1901

В парке Сен-Клу. 1905

Портрет М.В. Дьяковской-Гейрот. 1896

Лето в архипелаге. 1880

Доярка. 1889

Лето. 1883

Парижанка. 1885

Жена художника, читающая на диване

Сидящие за пианино. 1884

Девушки в лодке. 1886

Профиль молодой женщины. 1882

Скульптор Карл Вильгельм Грен с женой. 1886

Портрет Вирджинии. 1882

Мария Хагельштам (Мари фон Хейрот, Дьяковская). 1899

Молодая женщина с веером. 1884

За шитьем. 1887

Портрет жены художника Эллен Эдельфельт. 1896

Портрет Вирджинии. 1883

На Елисейских полях. 1886

На берегу (Энни Эдельфельт с собакой). 1883

Портрет Софи Манзейн. 1880

В стиле рококо. 1874

Портрет финского государственного советника Алисы фон Хаартман. 1895

____________

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (швед. Albert Gustaf Aristides Edelfelt) - финский живописец и график шведского происхождения. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели. Альберт Эдельфельт родился 21 июля 1854 года в Борго в усадьбе Киви. Его отец, Карл Эдельфельт, был архитектором. С 1869 по 1871 годы Альберт занимался в Школе рисунка Союза финских художников в Гельсингфорсе у Берндта Линдхольма и Бернхарда Рейнхольда. С 1871 по 1873 годы учился в Гельсингфорсском университете, а с 1872 по 1874 года - в Академии художеств Антверпена. В 1874 году брал уроки у Ж. Л. Жерома в Париже. Неоднократно путешествовал в Италию и Францию, был в Англии (1878), Испании (1881), Швеции, Дании и России. Выставлялся с 1872 года. Скончался 18 августа 1905 года в Борго. В городе Порвоо в Старой ратуше создан музей художника. Слева: Автопортрет, 1890.

worldartdalia.blogspot.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта